Для ТЕБЯ - христианская газета

Теософия и Христианство часть 2
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Теософия и Христианство часть 2


Часть 2. Теософия и Христианство.

Не создаю, но передаю.


Теософия Е. П. Блаватской, и Р. Штайнера.

*****************************************************************************
И, наконец, мы имеем третью модель учения о перевоплощении, эволюционистскую, которая родилась в конце 19-го века. Это модель теософская. Она игнорирует буддийский пессимизм, и построенная на научном оптимизме и идее прогресса 19-го века. Возникла эта модель в теософском движении и в его ответвлениях, которые в высшей степени были связаны с интересом людей, направленным на всё таинственное. Загадки древних цивилизаций, пришельцы, снежный человек – почему это так волнует людей? В чём дело?
Но я хорошо понимаю и одобряю этот интерес людей к таинственности. Что это такое?
Это упрощённая форма нашего подсознания, и верного ощущения, что мир, жизнь, бытие, построены на тайне. Когда тайна исчезает, мир и жизнь становятся пошлыми, плоскими, и лживыми. Я думаю, что в снежном человеке тайны нет, вокруг него – аура тайны, а он есть загадка. Поясню различие между тайной и загадкой.
Загадка – вещь принципиально разрешимая. Если снежного человека поймают или по-настоящему сфотографируют – конец загадке, она будет разгадана: вот древний человек, который умудрился дожить до наших дней.
Но есть вещи, которые являются тайной. Одним рассудком постичь эту вещь до конца нельзя, к этому требуется ещё вживание, чувства, интуиция, озарение. Творчество поэта – это тайна! Творчество художника, музыканта – тоже тайна! Любовь – тайна! Красота – тайна! Сколько бы мы не раскладывали на составные элементы – а мы можем это сделать – то впечатление, которое мы получаем от картины или симфонии, от нас всегда ускользает что-то главное. Тайна – это то, что никогда не может быть полностью исчерпано только рассудочным, аналитическим путём познания. А загадка – это то, что ещё не раскрыто, ещё не познано.
Мы все сознательно (как религиозные люди) или бессознательно (как люди вне религии) убеждены, что мир построен на тайне. Вот почему люди используют любой повод, чтобы прикоснуться к этой тайне. Вот почему дети любят всё таинственное, вот почему так удивительно притягательны, удивительно волнующи непонятные явления.*
Но есть ещё одна тайна, о которой человек всегда знал, а иногда постигал на опыте, что, кроме осязаемого мира, есть мир невидимый. Само мышление, переживание в глубине души являются тайной. И, наконец, есть особые формы сознания, то, что называются на казённом учёном языке мистической интроверсией, вхождением внутрь. Целые поколения мистиков открывали колоссальные миры с помощью концентрации сознания, сосредоточенности. Опыт поколений показал человеку, что мы окружены не только воздухом, электромагнитными волнами, космическими излучениями и т. д., но что мы погружены в среду, ещё не ведомую науке, в среду нефизическую, трансфизическую, запредельную. Она пронизывает всё, и мироздание имеет множество таинственных планов бытия.
Я знаю некоторых людей, которые усвоили практику восточных мудрецов и могут достигать произвольного выхода в «иное». Но это опасное упражнение. Многовековой опыт показывает, что этот соседний мир с нами мир не только таинственен, но и опасен, обманчив, труден для человека и недаром Творец от нас, его закрыл.
Он открывается человеку в состоянии или большой святости, или в состоянии безумия, когда эта «стенка» ломается и вдруг через щель что-то открывается. Человек должен быть от этого ограждён. Как мы ограждены от чёрной бездны космоса голубым куполом небесной тверди, так мы ограждены от таинственного, опасного для нас и в чём-то страшного и туманного мира – мира астрального. Контакт с этим измерением рождает всевозможные феномены, которые поражают воображение человека. И здесь наше любопытство, порой добросовестная любознательность, бегут впереди наших достижений.
Человек стремится исследовать эти области, но встаёт вопрос: а готов ли он?
Человек оказался не готовым исследовать даже структуру атома, потому что обратил её против себе подобных. Не опасно ли ему вторгнуться в такую сферу, чтобы выпустить неких демонов? Есть экология природы, но есть и экология духа. Почему Церковь возбраняет человеку заниматься всевозможными оккультными вещами? Для того чтобы подавить его любознательность? Нисколько. Наоборот, любознательность поощряется. Наука для Церкви есть познание Божьих тайн, но мы не способны без тяжких последствий для себя и для общества проникать в эти сферы. Это не табу, это не слепой запрет, а это предостережение христианства: мир не готов к этим вещам. Об этом я должен был сказать, прежде чем перейти к истории теософского толкования перевоплощения.

***
Основали теософическое движение в конце 70-х годов 19-го века Елена Петровна Блаватская и группа её приверженцев, в частности, полковник Олькотт. Жизнь Елены Петровны – это приключенческий роман. В ней много белых пятен, много неясностей. Это была, безусловно, выдающаяся, одарённая женщина – оккультно-одаренная: у неё были элементы ясновидения, она активно общалась с феноменальным миром. Её очень рано выдали замуж за престарелого генерала Блавадского, от которого она быстро сбежала, и говорят, сбежала в Тибет. Потом она много странствовала и, в конце концов, основала в Америке теософское общество. Потом вместе с Олькоттом они перебрались в Индию, в Атьяр, в предместье Мадраса, и там основали Всемирное общество. Девизом общества было: «Нет религии выше истины». В задачи общества входило исследование восточных и мировых религий, борьба за братство всех религий; в конечном счёте, его целью было объединение всех религий в одно и, в частности, изучение различных оккультных феноменов, развитие в людях йогических способностей и т. д.
Надо сказать, что прижизненный успех у Елены Петровны был недолгим, и платить за такой дар ей пришлось поломанной судьбой, болезнями, одиночеством и разочарованием к концу жизни. Об этом ярко пишет один из её сподвижников, В. С. Соловьёв. Когда Блаватская умерла, он написал о ней довольно подробные документированные воспоминания, которые называются «Современная жрица Изиды».
Я читал её произведения. Они написаны очень интересно, но, к сожалению, в них много спорного. Основной её труд, книга «Тайная доктрина», и основная идея книги в том, что всегда была одна религия, она тайно передавалась некими адептами, а всё, что мы имеем многообразного, это уже выдумки жрецов, которые морочили людям головы.
Теософия на этом и стояла. Один из последователей Блаватской, француз Эдуард Шюре, писал в своей книге «Великие посвящённые», что Моисей, и Кришна, и Христос, и Будда, и Заратустра – все они перевоплощение одного и того же Великого Учителя. Только позвольте спросить, почему каждый раз, перевоплощаясь, он говорил совершенно противоположные вещи? Когда он перевоплотился в Будду, он отрицал ценность жизни и считал, что главный враг человека – это жажда жизни, а когда он перевоплотился во Христа, он говорил о ценности всего творения. Здесь есть противоположные подходы к действительности, к человеку, к личности и ко многим другим вещам.
Разумеется, во всех религиозных великих постижениях есть много общего, но, тем не менее, существование в них огромных различий отрицать невозможно.

Как же излагала Блаватская своё учение о перевоплощении? Как форму самоспасения мира, как развитие каждого из нас через различные тела. Человек по закону воздаяния, закону кармы, в следующем своём воплощении получает возмездие за то, что он совершил в предыдущей жизни. И дальше, и дальше за ним идут его дела, добрые и злые. Тем самым, переходя из тела в тело, человек очищается и может достичь некой духовной высоты.
Христианство не может принять этой теории самоспасения. Во-первых, потому, что для него личность – это нечто цельное. Не может быть личности, которая потом живёт в другом месте, в другом теле. Тело – не гостиница, это нечто, связанное с нами навсегда. У человека, как учит нас Церковь, есть духовное тело, невидимое тело, которое с ним связано полностью; как бы ядро и зерно всего нашего существования – душа и тело вместе. Интересно, что некоторые люди, которые пережили посмертный опыт, видели какое-то подобие тела, полупрозрачного, как стекло. А святитель, Игнатий Брянчанинов специально собирал свидетельства этого «сома пневматикон», тела духовного у человека. Это духовное тело впоследствии может получить совершенно иную жизнь.
Кроме того, в учении Блаватской фактически отрицалось уникальное значение Иисуса Христа для нашего спасения. Она верила во Христа, но только не в исторического, не в Иисуса Назарянина, который жил в Палестине, а в космического, который есть один и тот же: Кришна, и Будда, и другие великие учителя.

Кстати, в России первое теософское общество было открыто в Калуге, и местный священник отслужил молебен на его торжественном открытии. В Калуге жил и Циолковский, который это всё воспринял – недаром у него были такие книги, как «Нирвана», «Монизм Вселенной» и прочие. Главные теософские работы в России так же печатались в Калуге.

Надо сказать, что в теософском движении помимо Блаватской господствовали и другие женщины: Анни Безант, Каменская, Писарева и другие. И вот этим прекрасным женщинам хотелось, чтобы, наконец, совершилось ещё одно воплощение Христа. Поскольку они были убеждены, что Он неоднократно воплощался, то почему бы Ему ни воплотится теперь, в 20-м веке?
Они уверили себя и потом других, что Божественный Учитель с большой буквы воплотился в индийском мальчике, принявшим имя Альцеон (индийское имя его было Джидду Кришнамурти). Это был прекрасный индийский юноша, в белой тоге, с длинными волосами, и когда он выходил, были цветы, музыка, и Учитель Небесный говорил через него.
На самом же деле, как отмечает Всеволод Соловьёв, теософское движение превратилось в пропаганду модернизированного вида буддизма, с явным антихристианским уклоном.

***
И в 1912г. была проведена первая попытка, изменить курс теософии. Немецкий филолог, специалист по Гёте, Рудольф Штайнер вышел из теософского общества в знак протеста против Кришнамурти и создал другое общество – антропософское. Это было попыткой христианизировать теософию: опираться не на индийский опыт, а на христианский. И многое в этом отношении было Штайнером сделано, многое достигнуто.
Но сейчас мы не будем удаляться в эту сторону. Я только для того отметил всё это, чтобы сказать, что Штайнер сохранил перевоплощение как принцип эволюции. Более того, оно стало для него как навязчивая идея: перевоплощаются люди, животные, Земля, Луна, все планеты, Солнце…
Штайнер был замечательный человек: организатор, художник, музыкант, оратор, много писал. И у него был опыт этих «соседних миров», и, воспринимая их, он записывал, фиксировал, и благодаря своему творческому воображению создавал грандиозные, фантастические картины мировой истории. Когда читаешь его описания того, что происходило на Земле, просто диву даёшься – ни один фантастический роман такого не придумает. Между тем доктор Штайнер был человеком одновременно и здравомыслящим. Свой первичный опыт он принял за окончательный, глубинный, духовный. Он недаром назвал свою доктрину «Антропософией». Он говорил, что в этом опыте мы познаём не Божество, а тайну человека, человеческую мудрость. Но как метко выразился Бердяев, лично знавший Штайнера, что как трудно в теософии – богомудрости – найти Бога, так и в антропософии Рудольфа Штайнера трудно найти человека.
Все его книги наполнены иерархиями, космическими измерениями, цифрами – личности там уже нет. И нет места живому личностному Богу, хотя лично Штайнер, вероятно, в своём опыте какое-то общение с Ним имел.
Он пытался создать научную школу изучения таинственных миров. Но из этого ничего не вышло, потому что нельзя эти миры изучать чисто научным путём. Соприкосновение с ними для человека не может пройти безнаказанно, без последствий, т. к. человек, вступая в активное соприкосновение и взаимосвязь с этими мирами, начинает с ними взаимодействовать, и тогда уже результат опыта становиться непредсказуемым, ибо понятия, где человек, а где иной мир в этот момент размываются. Всё делается вслепую…
Поэтому одним становилось лучше, другим хуже, то есть это был метод проб и ошибок.
Но эта сфера весьма опасна, поэтому в ней нельзя орудовать этим методом. Ведь никто не станет работать с болезнетворными бактериями таким способом, потому что это опасно, и требуется высокая мера предосторожности. Есть, как говорил один русский православный мыслитель, микробы зла, а есть микробы демонического начала, которые нельзя увидеть в микроскоп, но они действуют на нашу душу.
Вот почему Церковь является противницей многих таких вещей. Всё начинается с невинных опытов, а кончается трагедиями.



Теософия Е. И. Рерих

***
Другой вариант попытки приблизить теософию к европейскому сознанию был предпринят другой замечательной русской женщиной, Еленой Ивановной Рерих. Женщина необычайных талантов и жизнеутверждения, склонная к буддизму – она с мужем проделала колоссальное путешествие – любила природу, человека, жизнь. Восток её и Рериха гипнотизировал, они всегда воспринимали Азию в какой-то романтической дымке.
Они путешествовали в 20-е годы прошлого столетия. Мир в то время шёл к светлому будущему коммунизма, и казалось, что это-то и есть «то самое». И тогда Елена Ивановна пишет небольшую книгу, – «Основы буддизма», в которой пытается доказать, что марксизм и буддизм – это почти одно и тоже. Анонимно печатает книгу в Улан-Баторе, её распространяют вУлан-Уде. Тогда считали, что это придумали буддийские ламы, чтобы как-то найти общий язык с большевиками. Но никто не знал, что это была Елена Ивановна. Они с мужем путешествовали по Гималаям и привезли оттуда в Москву, кажется в 26-м году, ларец с посланием индийских махатм, т. е. великих мудрецов.
Надо сказать, что ещё Е. П. Блаватская всегда ссылалась на некоторые указания таинственных мудрецов, которые с Гималаев ей подавали сигналы. Эти махатмы передали Советскому правительству такой текст, в котором одобрялось и разрушение церквей, и разрушение культуры старого мира во имя какого-то светлого будущего. Вы можете найти этот текст в биографии Рериха, изданной в серии ЖЗЛ. Читая этот текст, меня признаться передёрнуло.… Если это махатмы, то… очень сомнительные махатмы.
В то время Рериху казалось, что миф о Шамбале, о некоем царстве духовных сил, есть ожидание переворота мира, конца света. И поэтому он очень заинтересовался, когда узнал, что многие азиаты, шли в бой за Шамбалу. Шамбала с коммунизмом у них сливались в одно целое.
Необычайная каша, потому что, с одной стороны – политический миф, с другой – народные легенды, с третьей – непроверенные слухи о каких-то махатмах, обитателях Тибета. Всё это питало воображение, играло на чувствах таинственности…

Когда читаешь «писания» Блаватской, Штайнера, Кришнамурти, Е. Рерих, то невольно приходишь к выводам, что с Востоком нужно знакомиться по его подлинным древним памятникам, и что нам не нужны эти переделки, которые имеются в теософии.

Итак, мы можем сказать, заключая этот очень беглый обзор, следующее. Для христианского сознания остаётся очень важным учение о перевоплощении совсем в другом смысле. В каком? Христос говорит нам: «Если человек хочет идти за Мной, он должен отказаться от себя, отдать себя и взять свой крест». Уметь перевоплотиться в другого человека не метафизически, а нравственно, через любовь и сострадание, через умение выйти из тюрьмы и клетки собственного «я», чтобы сопереживать другому человеку, слиться с ним, не потеряв при этом своего «я». Ибо тот, кто отдаёт себя, тот и приобретает. *
Перевоплощение – это не повторы души. Речь идёт о непрерывном развитии человеческой личности, и сколько бы ни существовало миров, человек развивается в каждом. Путь бесконечен, развитие бесконечно, ибо сам Христос говорит о том, что человек призван быть совершенным, как совершенен Отец Небесный, а это значит – наше развитие не имеет границ, и в этом земном плане бытия зачинается и формируется нечто очень важное. Каждый может выполнить то, что он задумал, ещё в этой жизни, и если человек здесь не осуществил многого, то у него будет множество возможностей в иных измерениях, в других планах бытия.
И в этом есть идея Человека, вселенская, космическая идея Человека: «Я связь миров повсюду сущих». Я связь миров – вот что нам надо знать. Мы связываем два мира, и поэтому Церковь учит нас не просто бессмертию души, которое знают другие религии, в каком бы виде их не представляли, но учит нас о «воскресении мёртвых и жизни будущего века».

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

15.01.2009г.




Об авторе все произведения автора >>>

Михаил Бузин, Россия

 
Прочитано 3105 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
крылов олег 2009-01-16 09:23:46
Отлично.Знаете, я как раз готовил статью о теософии и эзотерике на основе работ Соловьева,Меня,Булгакова и Кураева.Теперь не вижу необходимости размещать ее здесь.Интересно-прочитает ли Вашу работу "капитан"?Благославит Вас Господь.
 Комментарий автора:
Ну и зря ты Олег не размещаешь свою статью, это бы дополнило тему... Ну а капитан... жаль мужика, он "попал", о чём выше и предупреждалось не играть с изотеризмом, это уже вопрос медицины. Я и с начала подозревал, ибо встречался с такими... крыша едет наглухо... жаль.

Лора Попова 2009-01-30 18:35:05
Спасибо, брат Михаил.
Хороший обзор заблуждений религиозного человеческого интеллекта, который пытается прорваться к Богу через иные религии, разочаровавшись в религиозном христианстве.
Иисус освободил нас от религиозного мышления учением КАК достичь единства с Миром Божьего Света, Совершенства, Любви; показал КАК реально войти в единение человеческого духа с Духом Божьим до одного сочетанного целого; при котором уже нет различия между Божьими стремлениями и стремлениями воскресшего для НОВОЙ победной жизни духа человеческого.
Религии учат животной жизни (ведь и животные знают, что Бог есть, но при этом не грешат на своем животном уровне); Божья ЖИВАЯ вера учит духовной жизни: КАК принять верою личного Учителя с Небес, Который лично учит КАЖДОГО иному способу бытия: достойно жить человеческим духом и по Духу, когда проявляется НОВОЕ творение - Богочеловек - т. е. совокупное, сочетанное единство и проявление Бога, живущего в человеке - проявление на земле.
Этот способ человеческого бытия превосходнее всех иных; потому апостол Павел сказал, что всё свое религиозное прежнее бытие почитает ссором, по сравнению с НОВЫМ уровнем жизни, который открыл ему Христос при личном контакте.
Религия знает О Боге; вера знает Бога лично и ПРОЯВЛЯЕТ Его, являет Его миру.
Религия старается делать ДЛЯ Бога;
Вера ДЕЛАЕТ ВМЕСТЕ с Богом.
Итоги такой деятельности не сопоставимы.

Авва, Отче! в молитве согласия едиными устами молим Тебя: устреми человечество к Себе; пошли Дух Богоискания, Боговедения, Богопознания: да познаем на земле путь Твой, Благословенный, во всех народах спасение Твое; ибо нет невозможного Тебе: знаем, что Ты всё можешь, и намерение Твоё не может быть остановлено; да совершится благая воля Твоя и совет Твой, Благий Отец и Творец, на земле, как на Небе. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
 Комментарий автора:
Лора, ну ты уж, прям как-то уж... - "Религии учат животной жизни..." - ну так нельзя. Наверно тебя разочарую, если скажу, что основательно изучал Ведантизм, Буддизм, Коран немного, и даже проходил Духовную практику у суфийского дервиша Норбекова Мирзыкарима Сунукуловича, при всём, при том, оставаясь православным до мозга костей... И везде чему-то учился... Например, дервиш Норбеков научил меня как восстановить с помощью суфийских духовных практик собственное зрение, и после плюс 2.5 - хожу без очков. Более того, после, я сам снял ущемление седалищного нерва (вылечил), которое мучило меня. У жены, руками, снимал головные боли... но на этом не зациклился и шёл дальше... Если сказать кратко, то я "Как пчела, спешащяя в полёт, с цветов религий собирать их мёд" - эт моё... Мой духовник ( набери в интернете - иконописец Кузнецов. Ю. Э.) ничего против этого не имел, а наоборот говорил: "У настоящего Православного христианина, должен быть широким его кругозор, но только после того, как его Вера окрепнет и станет нерушимой". Так что уж прости, но... Божьих Благословений

фаттих зюзин 2010-03-27 22:56:11
более бездарной статьи можно найти лишь в лживых книгах Кураева. Но о.Андрей прав в одном, когда утверждает, что число одержимых людей возврастает в прямо прогрессии от веры людей в Христа и посещений церкви. Я согласен с утверждением Христа - не посещать публичные синагоги, там бесы водятся. У христиан сегодня единственное оружие, когда изъяли меч и хворост костров, - это ложь и клевета.
 Комментарий автора:
Чтож...

читайте в разделе Теология обратите внимание

Притчи, глава 28 - перевод с иврита - Инна Гительман
Все переводы с иврита сделаны мною с помощью Господа.

Прямо в Рай! - Александр Дмуха

Библейские исследования. Страх Господень. Ч. 3. Благословения страха Господня. - Инна Гительман
Все переводы сделаны мною с помощью Господа.

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Сегодня Бог повелевает - Шмуль Изя

Публицистика :
Афоризм о недостатках. - Yuriy Nazarenko.

Публицистика :
Альбом группы - Olkam - Березняк Камиль
Альбом можно заказать? Да! заходи на сайт www.author-music.my1.ru

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100