Для ТЕБЯ - христианская газета

Путь к Истине
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Путь к Истине






После выхода на телеэкраны фильма режиссёра Владимира Бортко “Мастер и Маргарита” о произведении стали много говорить и спорить. Конечно, оценить его по достоинству могут только профессиональные критики; однако для меня, как христианина, совершенно ясно, что основная идея романа касается вопросов веры и спасения человека. Поэтому скажу о нём несколько слов.
И прежде всего следующее: то, что мне приходится слышать от иных поклонников произведения, просто шокирует. А именно: его главных персонажей относят к положительным героям, а их поступками восхищаются. На мой взгляд, это свидетельствует о полном незнании или откровенном неприятии основ христианства и непонимании смысла человеческой жизни.
Попробую свою позицию пояснить.
Как мне кажется, Михаил Афанасьевич Булгаков показал нам три варианта жизненного пути человека, каждому из которых дал глубокую оценку и осветил нам их неизбежные последствия.
Первый – путь Мастера.
Этот человек надломлен страданиями, тяжёлыми обстоятельствами своей жизни. Вспомним: его роман нигде не печатают, а опубликованный из него отрывок злобно критикуют. Затем следуют арест, тюрьма (наверняка с неизбежными для тридцатых годов двадцатого столетия в России ночными допросами и избиениями), далее - потеря жилья и средств к существованию; и наконец - психушка. Сплошная чёрная полоса. И по-человечески Мастера, безусловно, жаль. Но давайте вспомним судьбоносные для людей слова христианских подвижников: “Господь не посылает человеку креста выше его сил”. Булгаковский герой не вынес испытания, данного ему Богом (так и напрашивается параллель с евангельской притчей о сеятеле, когда зёрна, брошенные им на каменистую почву, не дали всхода (Мф, 13, 20)). Он даже не обратился к Нему за помощью (а ведь Спаситель призывает людей: “Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас” (Мф, 11, 28)). Герой пал духом, сдался. Он ещё до ареста сжёг роман. Он больше не понёс его идеи людям (неважно, в какой форме), - в то время как Христос, а затем апостолы и христианские мученики несли в мир евангельскую весть даже ценой своей жизни. Вот почему, по слову Левия Матвея, Мастер “не заслужил Света”.
Что же из себя представляет дарованный ему “покой”? А это не что иное, как консервация духовного развития личности, прекращение её серьёзной интеллектуальной и нравственной деятельности. Ведь в безмятежности и беззаботности, при отсутствии борьбы с самим собой стать чище и добрее невозможно. И что сможет написать Мастер (а он этого желает) среди “цветущих вишен” и под “музыку Шуберта”? Только нечто лирически-слащавое. Ибо настоящее произведение искусства рождается исключительно в скорбях и страданиях его автора (вспомним Достоевского), в активности его души и в гуще жизненных событий. По сути, пристанище Мастера – это золотая клетка, тюрьма “со всеми удобствами”. В этом смысле примечательна такая деталь: кого Левий Матвей просит “взять Мастера с собой и наградить его “покоем”? Именно “духа зла и покровителя теней”! Значит, этот “покой” - одна из обителей Воланда!
Я не считаю Мастера отрицательным персонажем романа; он действительно хороший, добрый человек. Я лишь констатирую факт его малодушия (по словам Иешуа, самого страшного порока), закрывающего ему путь к подлинному счастью.
Второй путь – это путь Маргариты.
Подавленная невозможностью помочь любимому человеку, она обращается за помощью не к Богу, а к нечистой силе – причём, осознанно, с ясным пониманием того, что этот поступок погубит её душу. Кто-то считает его “подвигом”, совершённым “во имя любви”; для христианина же его оценка однозначна: обращение к сатане является безусловным отречением от Бога. И здесь самым значимым является тот факт, что, согласно христианству, спасение души человека – дело неизмеримо более важное, нежели сохранение его материального благополучия и даже физической жизни (“Не бойтесь убивающих тело…” (Мф. 10, 28)). К сожалению, Маргарита была озабочена лишь последним. А между тем двадцатое столетие явило миру целый сонм православных мучеников России, перенесших тяжелейшие удары судьбы – в том числе и скорби за своих родных и близких, - но не давшим тёмной силе даже повода усомниться в их любви и преданности Христу и осознании того, что по сравнению с Небесным Отечеством земная жизнь – ничто.
Кроме того, в поступке Маргариты есть иная - и очень существенная! - подоплёка. Вспомним её слова, произнесённые ей с горящими от восторга глазами: “Быстрота и нагота! Как это здорово!” Безусловно, для натуры страстной и гордой (что признал в ней сам Воланд!) серая будничная жизнь с её мелочными заботами, бытовыми неурядицами и одиночеством просто невыносима (“Жизнь моя пуста”, - жалуется она Мастеру). Она всеми силами стремится её изменить. Но, не зная, как достичь истинной свободы и счастья, Маргарита уповает на помощь Азазелло. Она согласна заплатить самую высокую цену ради “полёта души” (точно так же наркоман колет себе сверхдозу, стоя на крыше высотного здания, чтобы в момент наивысшего “кайфа” пуститься в свой последний “полёт” – таких случаев немало). А это – прямой путь в общество убийц, насильников и развратников всех времён и народов – порой с козлиной мордой, копытами и без штанов. В то место, где несчастной Фриде вечно подают платок, коим она когда-то заткнула рот младенцу, чтобы тот не кричал, пока она будет закапывать его живого в землю. Наконец, где просто неизбежна потеря свободы, к которой героиня так отчаянно стремилась; поскольку здесь начинается полная зависимость от Воланда с компанией. Которая может в один миг забросить пьяницу и блудника Лиходеева из Москвы в Ялту; подкинуть взяточнику Босому валюту, чтобы затем сдать его органам НКВД, и т.д. и т.п. (дьявол имеет над нераскаянными грешниками почти неограниченную власть!). Но главное, зависимой от тёмной силы становится человеческая душа, приобретая соответствующие качества. Вспомним, например, что Маргарита устраивает погром в квартире критика Латунского, охваченная именно сатанинской жаждой мести!
Однако у человека, попавшего в тяжелейшие обстоятельства или совершившего страшный поступок, существует третий путь. Как ни странно, но им идёт тот, кого с самого начала фильма так и хочется причислить к резко отрицательным персонажам. Ведь он предал мучительной смерти Того, Кто проповедовал “Царство Истины”, Кто называл всех без исключения людей “добрыми” и исцелял их от недугов. Но разве апостол Пётр не отрекался трижды от Христа и не “плакал горько” впоследствии? И разве не стал он “первоверховным” апостолом, коего Христос поставил во главе Своей Церкви?
Совершив грандиозную ошибку, Понтий Пилат (пусть не исторический, а булгаковский) в тот же день, когда по его приказу состоялась казнь “государственного преступника”, всё понял. И, в отличие от Мастера, проклял свою трусость (он предал распятию Иешуа, которому симпатизировал с самого начала, только из страха перед римским императором). А затем попытался загладить свой грех поступками, которые считал достойными: приказал убить Иуду, предавшего Иешуа; предложил его ученику, Левию Матвею, хорошую работу и материальное обеспечение; он позволил ему записать всё, что тот слышал от своего Учителя. Наконец, уже в загробном мире прокуратор страдает от мучительного осознания того, что при своей первой встрече с “философом” он, Пилат, что-то ему “не досказал”. Он всей своей душой стремится к Истине, он готов ради встречи с Ней страдать годами! В периоды выхода из состояния забвения (похожего на “покой” Мастера), которое прокуратор ненавидит, он всматривается в космическую бездну в надежде увидеть в ней тот самый луч, в конце которого когда-то во сне видел казнённого им “философа”. И именно потому, что Пилат отверг два первых пути, роман о нём оканчивается словами:
- Свободен! Он ждёт тебя!..
Такова, согласно христианству, сила покаяния…
Ну, а место, куда отправился сын короля - звездочёта, несравнимо ни с компанией русалок и козлоногих, где побывала Маргарита, ни с “тихим омутом” Мастера. Ибо только Свет - и ничто иное! – даёт человеку возможность неограниченного духовного роста, обретения им реальной полноты бытия: радости Небесной Любви, Высшего Творчества, познания Истины и беспрепятственного служения Добру. Но главное, только там каждого из нас встретит Тот, Кто способен ни в чём не винить даже Своих истязателей; а в ответ на муки совести Своего палача, на его робкую надежду на то, что, быть может, этой “пошлой казни” тогда “и не было вовсе”, - произнести слова, которые может произнести только Тот, Кто любит безгранично:
- Конечно, не было… Тебе померещилось… - И, чтобы окончательно успокоить страдальца, добавить: - Клянусь…
Дай Бог каждому из нас именно такой финал своего жизненного пути.



Об авторе все произведения автора >>>

Владимир Кузин, г. Владимир, Россия
Кузин Владимир Ильич, 27 января 1964 года рождения, образование среднетехническое (авиамеханический техникум) и незаконченное высшее (4 курса Ивановского государственного университета, филологический факультет). Женат. Работаю на предприятии связи.
e-mail автора: lit@kwl.elcom.ru

 
Прочитано 3341 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Елеонский Православный женский монастырь и церковь Вознесения - KIREEV GLEB

Миллиметром больше, миллиметром меньше? - Александр Грайцер

Информационная война против Церкви или зачистка? - Николай Морозов
Сейчас много говорят про информационную войну против церкви. Что это? Настоящая война или наведение порядка в системе?

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Апостол Павел - Александр Грайцер

Публицистика :
мысли в авоське-6 - irina kramarenko

Проповеди :
Доверие vs Наука. ч.3-ая. Вавилон. - Доверие Богу
Коротко о Вавилоне и его эпохе, как яркому этапу в развитии научного прогресса и продолжению отхода от Бога... перед потопом. В чём ошибка тут не открыто - будет дальше, но сначала, чтобы отличить вредное подам то, что должно быть свое. Истинное познание.

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100