Для ТЕБЯ - христианская газета

Фильм Утомленные солнцем 2:Предстояние, как энциклопедия искаженного православия.
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Фильм Утомленные солнцем 2:Предстояние, как энциклопедия искаженного православия.


Фильм Никиты Михалкова «Утомленные Солнцем 2: Предстояние» уже немало обсуждался. Кто-то видит в этом фильме нечто духовное и приводит примеры, где показано крещение, чудеса, икона. Это и подтолкнуло меня написать статью, проанализировав некоторые сцены из фильма с точки зрения православной веры.

Начнем с характеров героев. Здесь есть и мужество, и трусость, и верность и предательство. Но даже самые лучшие человеческие качества – это не духовность, а нравственность. Даже то, что Надя не отреклась от репрессированного отца – это нравственный поступок, но не духовный. Духовным этот поступок был бы, если бы она открыто исповедала не свою родословную, а веру во Христа. Словом нравственность называют отношения между людьми, а духовность – отношение с Богом. Духовность определяет нравственность: христианин не может быть негодяем - тогда это не христианин. А вот нравственные поступки могут совершать люди независимо от вероисповедания.

Первый странный момент – это крещение Нади. «Ты крещенная?» - спрашивает священник, вместо: «Ты веришь в Бога?». Крещение – это не русская народная традиция и не помощь свыше в опасной ситуации. Это вступление в Церковь Христову и рождение для жизни вечной. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. (Деян.2:38) Здесь же при крещении имя Иисуса Христа даже не упоминается.
Теперь рассмотрим личность священника. То, что священник в штатском, без бороды – можно объяснить, например тем, что он в числе раненых. Но есть более серьезные странности. Во-первых, как уже было сказано, перед крещением не говорит ни слова ни о Боге, ни о Церкви. Хотя время было. Во-вторых дает очень странную молитву. Это не «Отче наш», не «Символ Веры», и даже не простейшая молитва «Господи помилуй!». Привожу дословно: «Господи! Сделай так, чтобы моя воля не перебила твою!» Это не молитва не для новоначального! Было бы уместно, если бы такой молитве научил отец Анатолий из фильма «Остров» настоятеля монастыря. Такая молитва уместна для знающего свою веру и ведущего аскетическую жизнь человека, который понимает что такое «Божья Воля». А что знает о Боге и душе советская девушка? В православной аскетике есть понятие прелесть, то есть обольщение – неправильное духовное делание, ведущее в погибель. Раз священник дает такие молитвы новокрещаемым – значит он сам в прелести. О последствиях этой прелести вспомним позже, когда Надя будет разговаривать с умирающим солдатом. В-третьих, окрестив Надю, сентиментально совершает самоубийство. Даже если он истекает кровью от ран - самоубийство не христианский поступок, тем более что долг священника наставить новокрещенную христианку в вере.
Мне кажется что таким образом автор показывает религиозность советского человека: крещение не по вере, а «чтобы быть крещенным», священник нужен не как проповедник, учитель или пример нравственной жизни, а на пару минут - чтобы только совершить обряд и исчезнуть. Веры в Бога нет, имя Христа не упоминается.
Теперь рассмотрим, как показаны чудеса. Первое чудо, когда Надя со священником плывут по морю на мине, и их обстреливает самолет. Отец Александр читает 90й псалом и пули пролетают мимо, а самолет разбивается. Безусловно, это христианское чудо. Зато другое чудо весьма странное: шальная бомба падает не куда-нибудь в чистое поле, а точно на храм. Храм разлетается вдребезги, среди развалин стоит целая и невредимая икона Божьей матери. Символика очевидна – храм не нужен, нужна чудотворная икона. Котов и пленный немец радуются, что они успели выбежать и не более того. Настоящее христианское чудо было бы противоположным: во время интенсивной бомбежки герои спрятались в храме, от страха стали молиться, и в результате все вокруг перепахано взрывами, в храм цел и невредим. Такие случаи на войне были. Например, неоднократно немцы пытались разбомбить Пюхтицкий женский монастырь, но по молитвам монахинь ни одна бомба не взорвалась на территории обители. Настоящее чудо совершается не ради необычного зрелища, а по вере во Христа.
Оканчивается фильм весьма эффектной сценой, показывающей духовное и нравственное падение человека, находящегося в прелести. Надя работает медсестрой, облегчает страдания раненым – это очень хорошо, нравственно и чем-то напоминает жития святых. Но самое главное для врача христианина – это свидетельствовать больным о Христе и наставлять их на путь спасения. Так делал целитель Пантелимон. Что же делает Надя, кроме своей профессиональной медицинской работы? Она учит умирающего солдата молитве, которой ее когда-то научил священник. Пытается объяснить ему про Божью Волю, а бог для него – Сталин! Надя так и не научилась даже основам православной веры, но считает себя в праве учить. Это один из признаков человека в прелести – переоценивать свои возможности. Солдат в бреду просит показать ему голые сиськи, и православная девушка устраивает перед умирающим солдатом стриптиз. Примерная пионерка или комсомолка так бы, наверное, не поступила. Но, будучи в прелести, Надя считает что так она делает что то доброе для умирающего. Священник, крестивший Надю, дал ей молитву: «Господи! Сделай так, чтобы моя воля не перебила твою!» - и тут же поступил по своей воле, а не по Божьей – утопился. Слова о духовности соседствуют со смертными грехами. Надя оказалась достойной его ученицей, и после пустых слов о духовном, устроила реальный разврат. Тем самым подтверждаются Евангельские слова: а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Матф.15:14)
Солдат отошел в мир иной, а Надя сидит голая на морозе. Что хотел автор сказать этой сценой, я не знаю, но тот кто читал аскетическую литературу тот знает, что люди в состоянии прелести могут не чувствовать холода. Говоря красивые духовными слова, они производят впечатление святых, которым от Бога дан особый дар. Но на деле это всего лишь дьявольское обольщение.
Последствия духовной работы таких прелестных медсестер хорошо видны на примере стариков-безбожников. На предложение родственников сходить в храм они выдают набор псевдо религиозных умозаключений. А на попытки объяснить, что это язычество и ересь идет агрессия: «Медсестра, которая мне спасла жизнь, меня так молиться научила!» Вот и получается – тело спасла, а душу погубила! Лучше бы в те годы рядом с этой медсестрой оказался врач атеист, чтобы заклеить ей рот пластырем, с целью предотвращения распространения религиозных предрассудков! Ведь если бы Надя ответила на просьбу умирающего солдата фразой: «я комсомолка!» - то не было бы этого позорного развращения.

В этой короткой статье я рассматриваю только некоторые, относящиеся к религии сюжеты. Хотел бы рекомендовать эту статью не только тем, кто видит в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2:Предстояние» духовность, но и любителем проповедовать «православие без Христа» то есть через нравственность, культуру, политику. Все что мы узнаем из Библии об Иисусе Христе является догматами – тем, что надо принять на веру, если хочешь быть христианином. И как физика начинается с постулатов, математика с аксиом, так и православие начинается с проповеди благой вести – Евангелия об Иисусе Христе. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения… (Мар.16:15-17) То есть сначала проповедь Евангелия, и как ответ на нее – вера, а только потом крещение и чудеса. В фильме Никиты Михалкова, проповедь и вера пропущены, поэтому такой результат.

Колян Платков 2010 г. июнь

Комментарий автора:
В этой короткой статье я рассматриваю только некоторые, относящиеся к религии сюжеты.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Морозов Николай Морозов, Москва
Православный христианин (РПЦ). Родился в 1974г, в 2005г окончил богословские курсы при семинарии, увлекаюсь фото, паломническими поездками, крестными ходами.
В литературном творчестве пытаюсь использовать православные идеи в несвойственных для православия жанрах: фантастика, фэнтэзи, юмор, сатира, виртуальная личность. Являюсь автором двух виртуальных личностей: Девицы Платочковицы platochkovica.narod.ru и Скромного Платочка. platochek.nm.ru
Вместе с виртуальными детьми любим общаться о вере с представителями других религий. Настоящее имя Морозов Николай. Иногда пишу под псевдонимом: Колян Платков
e-mail автора: n3@nm.ru
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 6825 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4.6
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Крылов 2010-06-26 22:37:42
Неплохо.Мне думается,что Н.М и хотел показать это несоответствие,половинчатое состояние людей,полу-нравственность,полу-вера...А фильм отличный,я где-то тут высказывался по этому поводу.И ,кстати,фильм не об "искаженном православии",а об искаженных судьбах,жизнях и сознании людей.Н.М и рисует их глазами и поступками те события.Удачи.
 Комментарий автора:
// И ,кстати,фильм не об "искаженном православии"
// ,а об искаженных судьбах,жизнях и сознании людей
Так я и написал в начале статьи что анализирую некоторые сцены с религиозной точки зрения. Фильм можно рассматривать с разных сторон: сюжет, актерская игра, техника. Я для этой статьи выбрал религиозную сторону.

Мари 2010-06-29 12:03:58
Очень интересный анализ. Мне тоже показалось что священник там в прелести.
 Комментарий автора:
Спасибо!

Елена 2010-12-20 11:27:07
По-моему автор статьи в состоянии прелести))). Ничего не понял в фильме-то...
 
Негражданин 2013-12-21 07:54:18
"Господи, сделай так, чтобы ТВОЯ воля не перебила мою волю" - это фраза великий дар, приняв который, неверуший обретает возможность открыть серде для Cвета!
Я сам трудно и долго уходил от атеизма.
Положимться на Волю Господа Бога нашего - вот он приход к Богу! А за этим приходит желание познать Бога Истинного, желание очиститься, привести свои дела и мысли в порядок. Вера даст сил получить Знание, Знание укрепит веру. Но начало всегда будет - полодиться на Волю Господа.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Отождествление - Антон

Цитаты с комментариями 145-148 - Владимир Кодебский

Цветы жизни - Буравец Валерий

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
Прп. Севастиан ... - Девятова Светлана

Поэзия :
Ты моя звёздочка - Андрей Блинов

Поэзия :
а я вморожен в это лето... - Михаил Панферов

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100