Для ТЕБЯ - христианская газета

терновый венок мыслителя
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

терновый венок мыслителя


На шестьдесят пятом градусе северной широты, между тридцать пятым и тридцать шестым меридианами из студеного моря поднимаются острова, называемые в России Соловками. Расположенный в ста шестидесяти километрах от Полярного круга. Над водами поднялся мощный утес, выстоявший под натиском льдов. Вершины этого утеса, укрытые обломками-моренами и рыхлыми породами, принесенными ледником, образовали большие и малые острова Соловецкого архипелагаИногда я думаю, что Соловецкий монастырь мог бы стать русским православным Ватиканом. А что? Здесь крепость, резиденция, хорошо отлаженное хозяйство, удаленность от мирской суеты...
Но сложилось иначе. Уже в далекие годы формирования обители, когда деревянный маленький монастырь только готовился превратиться в каменный кремль, одной из мирских функций, принятых на себя монахами, явилось содержание на острове тюрьмы и ссылки. Тюрьма на Соловках была самым строгим и самым вместительным монастырским местом заключения вплоть до конца XVIII века, когда в Суздальском Спасо-Ефимиевском монастыре открылось специальное "арестантское отделение". Четыре столетия монахи Соловецкого монастыря являлись охранниками и кормильцами узников, послушно исполняя возложенные на них властями обязанности.
.
9 января,по старому стилю, 1882 года родился П.А.Флоренский в местечке Евлах Елизаветпольской губернии ( ныне Азербайджан ), в семье инженера , строившего за-
кавказскую железную дорогу . По матери его корни уходят в глуби-
ну древнего армянского рода Сапаровых . Отец и мать , как вспо-
минал П. Флоренский стремились превратить семью в особый мир , не-
зыблемый и прочный , в " рай , которому бы не была страшна ни
внешняя непогода , ни холод , ни грязь общественных отношений ,
ни , кажется , сама смерть " . Этот культ семейного начала глу-
боко укоренился в душевном складе будущего мыслителя . Дело строительства
, духовного взращивания семьи было для него не менее важным ,
чем научные изыскания , чем работа , чем пастырское служение .
Но возводил он ее на более стойком фундаменте чем отец . Алек-
сандр Иванович сознательно охраняя детей от прошлого ( долгое
время они ничего не знали о дедах и прадедах ) и от религии, от
соборного единства Церкви . Тому были свои причины : оба , и
отец , и мать , оторвались от своих родов и принадлежали к раз-
ным христианским исповеданиям . Сын же их восполнил односторон-
ний культ семьи культом рода , сердечной памятью о предках ,
непрестанным обращениям души и ума к выносившем его поколениям (
для воспитания в собственных детях этого чувства он написал вос-
поминания об отце , дедах , прадедах , о себе самом , своем
детстве и юности , как бы поведал им себя изнутри ) и верой , к Церкви , соединяющих всех в молитве , памяти и
любви , преодолевающей губительность розни .
У Павла Александровича рано обнаружились удивительные способ-
ности к математике , и в 1900 г. по окончании тифлисской класси-
ческой гимназии он поступает на физико - математическое отделе-
ние Московского университета . Параллельно изучает философию на
историко - филологическом факультете под руководством известных
философов и профессоров С.Н.Трубецкого (1862- 1905) и Л.М.Лопа-
тина (1855-1920) . По окончании же курса поступает в Московскую
духовную академию и защищает мастерскую диссертацию " О
духовной истине " и принимает сан священника . С этого времени
окончательно определяется внутренняя сопряженность его духовных и научных занятий . Он читает лекции
по истории философии в Духовной академии , редактирует журнал "
Богословский вестник " , преподает физику и математику , разра-
батывает курсы по методике геометрии , энциклопедии математики и
т.д.
В1914 г. выходит книга Флоренского " Столп и утверждение ис-
тины . Опыт православной теодицеи " , переработанная им из дис-
сертации . Сама необычность построения книги ( в виде 12 пи-
сем к другу , с многочисленными лирическими вставками ) , способ
изложения материала ( богословские рассуждения сопровождаются
математическими размышлениями , примерами из самых разных областей
) свидетельствовали об особой позиции мыслителя , о стремлении
привести к согласию религию и точное знание , о глубокой убеж-
денности в равноположности истин веры. В 20-ее годы у него
уже окончательно складывается система , где он пытается выстроить цельную картину бытия путем анализа
различных его уровней и устойчивых структур , а также выявление
символов мира . В 1922 году Флоренский готовит к печати
большую работу " У водоразделов мысли . Черты конкретной метафи-
зики " , но она так и не вышла в свет .
П.А.Флоренский не мыслил себя вне родины , ощущал нравствен-
ный долг перед грядущими поколениями , стремился сохранить в
России основы духовной культуры . " Можно сказать , - писал Бул-
гаков , - что жизнь ему как бы предлагала выбор между Сололвками
и Парижем , но он избрал... родину , хотя то были и Соловки , он
решил до конца разделить судьбу со своим народом . Отец Павел
органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного
или невольного отрыва от родины , и сам он и судьба его есть
слава и величие России , хотя вместе с тем и величайшее ее прес-
тупление . "
Талантливый ученый в сталинское время подвергся травле по
всем направлениям своей творческой деятельности . Так , работа
по сохранению Троице - Сергиевой Лавры была истолкована как по-
пытка создать " православный Ватикан. "
В 1928 году ученого ссылают в Новгород , но затем возвращают
по ходатайству Е.П.Пешковой . В 1933 г . он был осужден на 10
лет . Самой страшной страницей в жизни П.А.Флоренского стоновит-
ся его прибывание в Соловецком лагере . Но и здесь несмотря на
все издевательства и мучения не прекращается его творческая дея-
тельность . 25 ноября 1937 года П.А.Флоренс-
кий был вторично осужден . Жизненный и научный подвиг мыслителя
подошел к концу.
П.А.Флоренский был реабилитирован в 1958 г. Труды его начина-
ют публиковаться с 70-х годов в богословских изданиях , с конца
80-х годов в светских изданиях в России и появляться во многих странах мира . В 1990 г. выходит трехтомное собрание его сочинений , включающее основные философские труды . Его творчеству посвящают статьи , докторские и канди-
датские диссертации . Изучение философских взглядов П.А.Флоренс-
кого преобретает систематический характер .
В творческом наследии отца Павла Флоренского произведениям
принадлежит сравнительно скромное , но довольно заметное место .
Помимо сугубо литературных достоинств поэтические произведения
его несут в себе и затаенные , гностические мотивы , символы ,
которые он рассматривал как термины из духовного мира .
Вот некоторые мотивы в поэзии раннего Флоренского ,
из сборнику его стихотворений " В вечной
лазури ":
Сборник этот построен как цельная соната из библейских символов . Традиционная фактура стиха , традиционные
размеры и рифмы чередуются в сборнике с изощренной разорванной
строфикой , сложными ритмами .Заслуживает внимание
стихотворение " Назорей " :
Пред Тобой не поставлю свечи ,
не возжгу я лампад .
Златотканной узорной парчи
не одену наряд .
Облеченный в мерцающий лен ,
сам хочу пламенеть .
И Тобой , Свет , и Пламя , зажжен,
бледным воском сгореть .
Привычные поэтические символы , наполняются особым смыслом в
этом контексте .Свет и Пламя - знание и
любовь .Посвящаемый входит в святая всех святых своей души , по-
беждающей смерть через посвящение и обретающей таким образом бо-
жественную свободу - рождение в новую жизнь .
Не случайно стихи , вошедшие в него , были предварительно напечата-
ны в журнале " Христианин " и прошли духовную цензуру ректора
Вифанской Духовной семинарии .
В стихотворении " У окна " поэт превосходно иллюстрирует ус-
ловность и в то же время многозначительность ассоциативной сим-
волики . Лепестки цветущих вишен сменяются хлопьями снега , ветви деревьев пронзают душу как копья , а саван оказывается подвенечным убором :
- Гляди-тко , родимый .Гляди-тко : в цвету
за окнами вишни белеют ,
и ветром весенним - смотри! - на лету
несет лепестки их и веет !
-Ах нет не ошиблась , - то ветер свистит
метельный и мертвенно-белый .
Прохожий замерзший вон видишь ? -
спешит
и дышит на ус индевелый .
- Мой Брат ! О , мой милый !пахнуло теплом .
Послушай ... гудят колокольни .
В истоме все сладкой за этим стеклом .
Пойдем же к истоме безбольной !
- Там нет лепестков так куда ж я пойду .
По савану ? в снежныя хлопья ?
Там ветви стенают в холодном бреду
и тянутся к небу как копья .
- Не саван ! Нет , это -венчальный убор .
Дрожит мое сердце : Он близко ...
Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель
, поистине настоящая гордость и слава России , по-видимому ,
последний Леонардо мировой культуры , человек , даже в сталинс-
ких лагерях продолжавший научные исследования
считающему материю главной реальностью
мироздания . Как раз эта реальность при световых скоростях ока-
зывается нулевой , мнимой , а мнимости потустороннего мира , об-
ретают истинную реальность .....
Священник и богослов Павел Флоренский умышленно отказался
здесь от любимых богословских и канонических рассуждений . Цен-
ность труда его в том и заключается , что , оставаясь в пределах фи-
зики , геометрии и космологии , автор фактически полностью подт-
верждает и даже доказывает подлинность мистического христианско-
го опыта . Это настоящее " опытное богопознание " , известное с
древних времен . Суть такого пути - в свободном следовании за
истиной , которая сама ведет к Богу ....
В своих рецензиях и прямых доносах на " Мнимости в геомет-
рии " справедливо указывалось , что этот труд возвращает нас к
средневековым христианским представлениям о Земле , как центре и
цели всего небесного мира . Правильнее сказать , что здесь подт-
верждается реальность библейского откровения о сотворении земно-
го мира из света : " И сказал Бог - да будет свет , и стал свет" .
Авторы доносов обрушивались и на теорию относительности ,
вольно или невольно подтвердившую это библейское откровение пос-
тулатом об изначальной скорости света и моделью мгновенного воз-
никновения нашего мироздания из светового сгустка величиной
меньше булавочной головки .
Однако П. Флоренский пошел в этом направлении намного дальше даже самого
Эйнштейна . Там , где для создания теории относительности закан-
чивается реальность , для автора " Мнимостей в геометрии " она
только начинается . Флоренский считает , что скорость света
300000 километров в секунду - не предел , а только граница между
миром земным и миром небесным . Одна секунда бега светового луча
очерчивает все пределы земного мира . По звездному времени это
сутки , а в пространстве граница между землей и небом пролегает
между Ураном и Нептуном , как и считал Птолемей .
Становится ясно , что сотворив свет , а именно с него начина-
ется сотворение мира , Бог одновременно создал вечные и неруши-
мые сущности вещей . Смерть и разрушения возникают на границе
между нашей и вечной реальностью .
Здесь необходимо вспомнить " Иконостас " Флоренского и его
учение об обратной перспективе в иконописной традиции . Обратная
перспектива возникает на сферически изогнутой поверхности , как
бы охватывающей зрителя. Плоскость иконы - это реальность . "
Мнимость " это сферическая вогнутость , создаваемая взором и
кистью талантлевым художником . Согласно его учению , мистическое пространство иконы - не изображение рая , а его вместилище . " Мнимости "
это зримый рай .
Учение Флоренского о мнимостях и обратной перспективе до сих
пор для многих остается тайной .
Самой важной заслугой Флоренского перед наукой XX века явля-
ется , введение и систематическое использование им своих структур современной математики . Он успешно продолжил здесь линию по выявлению совершенно новой , чисто математической учении бытия мира , нача-
тую еще Галилеем , Ньютоном , Максвеллом , Эйнштейном и многими
другими и философами.
Флоренский предложил еще в 20-е годы нашего века то решение
вопроса , к которому теоретическая физика подходит только в наши
дни : " Геометрия учит , что каково бы ни было расстояние между
двумя точками в пространстве по кратчайшей между ними , - кроме
того , всегда может быть осуществлен путь , по которому расстоя-
ние их равно нулю ... и т.д. Как он мог тогда , - в самые первые десятилетия нашего , XXвека - в страшнейших , нечеловеческих условиях жизни так тонко и
безошибочно выделить , определить тот класс математических
структур , с помощью которых , уже в самом конце этого века ,
будут только начинать решать все эти , очень кратко описанные
выше серьезнейшие и труднейшие научные проблемы , - это , пожа-
луй , самое загадочное и удивительное во всей жизни и делах отца
Павла . Не одно поколение исследователей еще будет " в великом
изумлении " стоять перед этой удивительной загадкой .Движение его
мысли определяется тем же основным контрастом , который опреде-
лил собою весь ход развития русской религиозной мысли : это , с
одной стороны , - бездна зла , греховный мир , внутренне рас-
павшийся , " рассыпавшийся в противоречиях " , а , с другой сто-
роны , " свет Фаворский " , в непроходящей реальности коего ав-
тор глубоко убежден . "Видимо , это высказывание можно применить
ко всему жизненному пути отца Павла , испытавшего в своей безв-
ременно оборвавшейся жизни бездну обрушившегося на него зла , но
и восторжествовавшего над собственной смертью тем светом подлин-
ной духовности , который не померкнет , пока жива Россия .


Священник, философ, всю свою жизнь показывавший иллюзорность противоречий между наукой и верой, учёный, подрясник которого не мешал ему заниматься электрификацией всей страны, - Флоренский погиб в 1937 году на Соловках
Комментарий автора:
Смутные времена наступают тогда, когда правители смутно понимая куда, но всё-таки ведут народ, а народ смутно понимает куда его ведут...

Об авторе все произведения автора >>>

irina kramarenko, israel
Живу,но не так все просто.Просто живу.......
e-mail автора: kiva38@mail.ru

 
Прочитано 1545 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
ученик 2011-03-27 19:42:34
***
Я нищим на паперти жизни стою,
от жертвы питаю утробу свою,
и всякий… по разному мне подаёт –
один, от последних, другой – от щедрот.

Как нищ тот, кто мерой избыток даёт,
он беден богатством душевных щедрот,
и как же богат тот прохожий другой
что дал от последнего с полной душой.

12.04.2004г.

 Комментарий автора:
Глаза - как выцветший лопух,
В руках зажатые монеты.
Когда-то славный был пастух,
Теперь поет про многи лета.
А вон старушка из угла,
Что слезы льет перед иконой,
Она любовь его была
И пьяный сон в меже зеленой.
На свитках лет сухая пыль.
Былого нет в заре куканьшей.
И лишь обгрызанный костыль
В его руках звенит, как раньше.
Она чужда ему теперь,
Забыла звонную жалейку.
И как пойдет, спеша, за дверь,
Подаст в ладонь ему копейку.
Он не посмотрит ей в глаза,
При встрече глаз больнее станет,
Но, покрестясь на образа,
Рабу по имени помянет.



Михаил 2011-03-28 08:50:56
Поэт, запомни этот стих:
Не будь умнее книг своих!

 Комментарий автора:
Осел останется ослом,хотя осыпь его звездами...Где нужно действовать умом-он только хлопакт ушами....

Крылов 2011-03-28 11:24:42
Миша(не Бузин) не надо хамства.
 Комментарий автора:
«Раз нахамив, рискуете навсегда потерять репутацию интеллигентного человека».


Михаил 2011-03-28 14:39:22
Поэты и такие есть,
Что пишут, не успев прочесть.
Когда стихи предельно кратки,
Видны любые недостатки

 Комментарий автора:
Михаил!Сильный попирает мораль. Слабого мораль ласкает. Тот, кто мораль преследует, всегда стоит между сильным и слабым.Вы прелесть!!!!

Михаил 2011-03-28 15:43:52
Как показали над мышами опыты,
Нам не мешают спать чужие хлопоты.


 Комментарий автора:
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (Антон Павлович Чехов)Соблюдайте,Михаил, субординацию!Не торопитесь.....

ученик 2011-03-30 19:08:29
Ирина! Вы разговариваете с "младым недорослем"- воришкой, присвоившим себе чужой "брэнд". Настоящий "Михаил" - Мищка Михайлов, с которым я дружу - изгнан "христианцами" с этого сайта. "Не мечите бисер..."
 
Михаил-ученику 2011-04-01 21:10:33
вопрос ученику ( он же михаил бузин )

скажите, а вы настоящий?
что вы делаете на сайте, где "христианцы" изганяют "настоящих михаилов, ваших друзей"?
можете не отвечать, сюрприз будет.
P.S.
наблюдения "младого недоросля": стоит только сказать что то неприятное, как правило правду, так сразу перестаёшь быть "настоящим". а стоит только поддержать в перебранках со светкой капливнос - сразу же "друг" и "настоящий".
я что то не помню, что я вам такое приятное сказал, что снискал честь "друга"?
"без умолку безумная девица
кричала : ясно вижу Трою павшей в прах
но ясновидцев,
впрочем как и очевидцев
во все века сжигали люди на кострах"
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Образ в снеге - Галина

Над Бесланом. - Любовь,Володенко - Бледных

И что мне одному от беспокойных дней - Андрей Добычин

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Зеленеющий. - Галина

Поэзия :
Керри блю. - Марина Н.

Поэзия :
От избытка сердца (притча) - Богданова Наталья

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100