Для ТЕБЯ - христианская газета

Танцы в церкви
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Танцы в церкви


Комментарий составлен по статьям:

Вольфганг Бюне Допустимо ли поклоняться Богу в танцах? (http://serafim.narod.ru/books/bune.htm)
В.Д.Юнак Танцуют ли адвентисты? (http://serafim.narod.ru/books/advent.htm)
Алексей Коломийцев Танцы в церкви (http://serafim.narod.ru/books/tanec.htm)


А.Коломийцев: "Были ли у исторических церквей основания отказаться от практики танцев на богослужениях, или же это было просто знаком их недостаточного духовного развития?"
О каких «исторических церквях» идёт речь? Это те самые церкви, которые наряду с анафемой на музыкантов и трубадуров ввели профессиональное священство, иконопочитание, поклонение богородице и культ святых? Для всего этого у церкви тоже были основания «или же это было просто знаком их недостаточного духовного развития»?

А.Коломийцев: "Хорошо известно, что на протяжении почти девятнадцати столетий ни одна из ведущих христианских церквей, не практиковала танцы во время богослужения."
Документов первых веков не так уж много вообще, не говоря уже об упоминании танцев. Но, тем не менее их все же можно найти. Фрески в старой христианской синагоге в Газе, датируются концом второго века. На них изображены, в том числе хороводы. Есть также свидетельство Сулдеймана Забиха, арабского историка времен завоевания Иерусалима и земли Израиля мусульманами. Забих рассказывает о том, что танцы во время богослужения у христиан, вызывали серьезное недовольство у мусульман и иудеев-еретиков.

Вместе с одной из рукописей Пешитты найден текст нескольких песен прославления, на западно-арамейском языке.

В дальних пещерах Шима,
Мы предстали пред Богом, прославлять его.
Мы танцевали до рассвета и Иешуа был среди нас (как один из нас)
Мы прославляли Его танцем
Мы прославляли Его пением
А, падая ниц от усталости,
Посылали свои души прославлять Его


Страница, с этим стихом до сих пор хранится в монастыре Екатерины. Сейчас Египет и Церковь разрешили израильским специалистам осмотреть эти документы. Это всего лишь песня, но она - историческое свидетельство того, что такая традиция (прославление в танце) существовала в те времена. Некоторые исследователи датируют это песнопение, концом третьего века (сразу в начале четвертого века, христиан из Шима прогнали).
Общие сведения о Пешитте можно прочитать здесь>>> (http://www.sbible.boom.ru/syraic.htm)

Танцы были запрещены церковью в 680 году. В те времена верующие разделяли мнение Августина о дьявольской сущности танца. Августин, кстати, отвергал не только саму возможность Богодухновенности танца, но и музыки вообще. Похожего мнения придерживался и Кальвин, опять таки, опираясь на Августина. Запрету танцев предшествовали многочисленные споры. Эти споры сами по себе доказательство того, что для многих христиан танцы поклонения были нормой. И решение собора против них вовсе не означало ни того, что этот спор был разрешен, ни того, что в отношении танцев восторжествовала истина.
О церковных интердиктах в отношении танцев можно прочитать здесь>>> (http://blankov.narod.ru/biblioteka/1_bibl_all.htm)

Весьма многочисленная эфиопская церковь при подготовке служителей серьезное внимание уделяла танцам именно в богослужебном контексте. По поводу Эфиопской церкви читайте здесь>>> (http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=histor.dikson04)

Известны четыре композиции - кантики "Stella splendens" и "Cuncti simus" и реконструкции по фрескам и описаниям в литургических книгах танца смерти ("Ad mortem festinamus") и импровизационная эстампе, танцевавшаяся по особому канону с повторяющимися частями куплетов и припевов. Это то, что касается истории танца в католицизме.

В.Бюне: "Ранний этап... Церковь находилась под влиянием языческих культов. Этим можно объяснить проникновение танцев в христианство."
По-моему, предположение о проникновении в христианство танцев из иудаизма выглядит не менее убедительно. Павел утверждал, что христианство вышло из иудаизма, стало его апогеем. Он является корнем христианства (Рим.11:15-20). И,несмотря на то, что многие атрибуты иудаизма, являющиеся для христианства лишь прообразами были упразднены, Ветхий Завет и религиозное наследие евреев все еще остаются для нас примером в Богопознании и поклонении. И это наследие поклонения со времен Давида по сей день включает в себя танцы, которые можно увидеть на каждом еврейском празднике и в синагогах.
Есть множество специфических еврейских танцев с определенными названиями и по определенному поводу. Иногда они кладут друг другу руки на плечи и становятся в круг. Это называется танцем победы (или свадебным танцем). Иногда танцующие из рук образуют арку под которой проходят цепочкой. На исходе праздника кущей (суккот) есть праздник радости о Торе (Симхат Тора) тогда вытаскивают свитки торы и танцуют с ними. В этом случае восточные евреи просто крутятся на месте, а европейские танцуют что-то близкое к казачьим танцам. Мужчины и женщины никогда не танцуют вместе и мужчины не смотрят на танцующих женщин. Об этом немного можно прочитать у Рут Хэфлин здесь>>> (http://serafim.narod.ru/books/glory.exe)

А.Коломийцев: "Все тексты, говорящие о танцах в Ветхом Завете, говорят о них только в социальном контексте.
Библия не приводит ни одного случая, где дети Божьи танцевали, поклоняясь Богу в храме. Единственный случай подобия религиозных плясок Израильтян описан в момент их поклонения золотому тельцу, которого они сделали, отступив от Бога (Исх.32:1-6)."
Хотелось бы узнать по каким таким признакам автор определил, что танцы Мириам (Исх.15:20) и Давида (2Цар.6:14) это именно социальный контекст, а не культовый? Мириам славословила и пророчествовала в социальном или в религиозном контексте? А танцевала она при этом в каком контексте? Перенесение ковчега в Иерусалим имело для Израиля социальное или религиозное значение? А Давид при этом танцевал исключительно из социально-бытовых соображений или нет?

А.Коломийцев: "Ветхий Завет приводит подробное описание порядка Богослужения, предписывая в деталях, то, что должно совершаться в скинии и в храме. Здесь опять, танцы вообще не упоминаются."
Да, действительно, Моисею были даны детальные указания по поводу скинии и служения в ней. И там нет ни слова о танцах. Но там также нет ни слова о пении, и игре на музыкальных инструментах. Однако Давид вводит череду певцов и призывает их прославлять Бога и в пении и на музыкальных инструментах и в танце и делать это именно в собрании святых (Пс.149:1-3). В псалме 150 Давид идет ещё дальше, призывая таким же образом поклоняться и во святилище. Далее в псалме перечисляются не виды бытовой жизни Израиля, а обычное во дни Давида служение левитов (1Пар.16), к которым в первую очередь и были обращены призывы Давида к прославлению Бога, в том числе и в танцах (ликами). А левиты олицетворяли собой не социальный, а именно богослужебный аспект жизни Израиля, т.к. вся их деятельность заключалась в служении Богу при скинии завета.
Как мог Давид, нарушить столько уставов Моисея по устроению скинии и остаться безнаказанным? И вообще, как он мог дерзнуть построить скинию, альтернативную Моисеевой? Конечно же, это не могло быть следствием его легкомыслия и безответственности, слишком свежа была ещё в памяти гибель Озы. Очевидно, поклонник Давид узнал о сердце Бога нечто такое, что позволило ему выйти за рамки ограничений законодателя Моисея.
Бог сказал о Давиде: "нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои" (Деян.13:22), и Писание не даёт нам повода предполагать, что Давид их не исполнил. Стоит обратить внимание, что Бог сказал это о человеке, которому не позволил построить храма. Духовным апогеем жизни Давида осталась его скиния. Очевидно, эта скиния и явилась исполнением хотений Бога. Почему Богу оказалось вдруг недостаточно скинии Моисеевой, которая всё это время оставалась в Гаваоне и понадобилась ещё одна? Дело в том, что скиния Моисея, а с нею и храм (её увеличинная копия), были зримым воплощением эпохи закона, а скиния Давида - эпохи благодати. Поэтому грешник Давид не мог построить храм, но поклонник Давид смог построить скинию. В храме в Божье присутствие (к ковчегу откровения) мог попасть только священник на основании праведности от закона. В скинии Давида, хотя для людей и оставался риск разделить участь Озы (ведь не было ещё искупительной крови Христа), они все же могли приходить в поклонении в Божье присутствие, уповая на Его милость. Попытка совершить поклонение в храме закончилась для царя Озии трагически. Давид же и его поклонники могли свободно поклоняться в его скинии без страха быть наказанными за своё дерзновение (Пс.28:2; 62:3) ...Как же хорошо должен был знать Давид Божье сердце, чтобы призывать людей делать в скинии то, что невозможно себе даже представить в храме. Переводчики Библии на русский язык тоже не могли себе представить как можно славить, танцевать и играть на музыкальных инструментах во святилище, в непосредственном присутствии Бога, поэтому и перевели слово в Пс.150:1 как "святыня", а не как "святилище" (в английском переводе стоит "sanctuary" - святилище, а не "holiness" - святое, святыня). Для сравнения, это же слово переведено в Исх.26:33 как "святилище" и "Святое святых". Эта закономерность прослеживается во многих местописаниях. Везде, где действия поклонников противоречат тому, что по мнению переводчиков должно происходить во святилище, они ставят слово "святыня" (например Пс.67:25). По мнению В.П.Вихлянцева в Пс.150:1 под святыней подразумевается Иерусалим. Выражу сомнение, т.к. во всех случаях, когда под святыней нужно понимать не святилище, а что-либо иное (Иерусалим, Иуду, Сион), Писание не допускает разночтений (см. Иоил.3:17, Пс.113:2, Авд.1:17 и т.д.). Т.е. еврейское слово, переведенное в наших Библиях как "святыня", если не имеет в Писании дополнительных пояснений (например, если под святыней нужно понимать именно Иерусалим - Иоил.3:17), имеет единственно возможный перевод - "святилище" (см.Исх.26:33).
Мне кажется, что подобные мнения являются следствием представления о
несовместимости Давидова поклонения со святилищем, с Божьим присутствием. Однако, в любом случае, если, по мнению Давида Божья святость прекрасно сочетается с пением, музыкой и танцами, то не вижу никаких препятствий тому, чтобы он мог призывать к подобному поклонению в Божьем присутствии в своей скинии.
Служение поклонников в скинии Давида было строго организовано. Каждый левит знал за что отвечает, под чьим началом и в какой череде поклоняется, на каком инструменте играет. Почему же тогда при устроении этого служения не было сказано ни слова о танцах и танцорах, хотя в тоже самое время мы видим как в псалмах Давид призывает левитов поклоняться в танце? Дело в том, что танцы не относились к вопросу организации служения, они являлись формой выражения поклонения. Каким инструментам играть, каким - нет, петь или танцевать, восклицать или молчать все это диктовалось не уставом Давида, а духовной и эмоциональной атмосферой конкретного времени служения. Для определения этой атмосферы были поставлены прозорливцы. Но почему, несмотря на то, что певческий устав стал частью богослужения в храме, о танцах больше не упоминается? Я думаю по той же причине, по какой перестал пополняться Псалтырь. После смерти Давида Израиль от поклонения Живому Богу постепенно скатился к служению прообразам. Певческое служение левитов, лишившись доступа в Божье присутствие, потеряв огонь и жизнь первых псалмистов, стало формальным. Поклонение, в давидовой скинии ничем неограниченное, теперь было втиснуто в жесткую структуру храмового богослужения, потеряв в свободе искренности и силе.
Мне кажется, что предназначение скинии Давида заключалось не в замещении скинии Моисея, а в пророческом предвозвещении прихода времени церкви, что и провозгласил Петр на первом соборе, утверждая, что пророчество Амоса о возрождении эпохи псалмов и танцев относится именно ко времени церкви. Это перекликается с пророчеством Иеремии, в котором Бог обещает восстановить Израиль, являвшийся прообразом церкви (Иер.31:4,13). В этом случае, наличие танцев является косвенным свидетельством благоденствия и устроенности церкви. Израиль же остался в эпохе прообразов, используя образ скинии Моисея для культовых целей, а образ скинии Давида в практике личного Богопознания. Печально видеть, как некоторые церкви пытаются точно так же совмещать в себе эти две богослужебные модели, и это в лучшем случае. Другие церкви вообще отвергают или открыто противостоят образу поклонения Давидовой скинии.
Ох уж этот Давид и его скиния! Они всегда будут камненм преткновения для тех, кто попытается канонизировать выражение поклонения, ограничить его какими-либо литургическими рамками.

В.Юнак : "Суть нового учения сводится к следующему: ...нам необходимо принять давидов стиль богослужения с песнями и плясками, о восстановлении которого говорится в вышеупомянутых текстах из Амоса и Деяний."
В.Юнак отвергает подобное понимание этого пророчества, сам при этом, почему-то отказываясь его как-либо комментировать. Отказываются его комментировать и другие противники эмоционального поклонения.
В предыдущем ответе я подробно описал мой взгляд на сущность давидовой скинии и на связанное с ним пророчество.

В.Бюне: "Если в наше время танцевальные группы поклонения становятся модными, то это в лучшем случае возвращение к старозаветным представлениям о богослужении, рассчитанном на восприятие органами чувств: осязанием, обонянием, зрением и слухом."
Пастор А.Коломийцев аргументировал отказ от танцев их несоответствием богослужебным канонам Ветхого Завета. В.Бюне напротив утверждает, что мы должны отказаться от танцев именно из-за их принадлежности этим канонам.
Мир не знал и, наверное, никогда не узнает более авторитетного учителя поклонения, чем Давид. Его псалмы всегда являлись источником вдохновения для каждого поколения поклонников. В своих псалмах он пророчески видел страдания и смерть Христа. Его псалмы неоднократно цитировал Сам Иисус. Бог запечатлел авторитет Давида Своим обещанием восстановить его скинию и обещание это было провозглашено повторно на первом общецерковном соборе. Поэтому, что касается поклонения Богу, мы можем смело доверять словам и опыту Давида, сладкого певца Израилева. Поэтому утверждение автора о том, что поклонение Давида было якобы плотским, рассчитанным исключительно на восприятие органами чувств, мягко говоря, не соответствует действительности.
Кроме того, из утверждения автора следует единственно возможный вывод: самое духовное служение, это когда люди собираются, выключают свет и полтора часа сидят в абсолютной темноте и тишине, а потом так же молча, не поднимая глаз, расходятся.

А.Коломийцев: "Новый Завет также ни разу не говорит о танцах в контексте богослужения. Описывая богослужения первой церкви, Лука говорит, что верующие пребывали: «В учении апостольском, в общении, в преломлении хлеба, и в молитве» (Деян. 2:42), опять, ни слова не сказано о танцах"
Теперь мне непонятно, что автор вкладывает в понятие богослужения. Если это четко расписанная литургия, то да, танцам в ней не место. Если же это собрание верующих, пребывающих в совместном общении, учении и хлебопреломлении, то почему они не могут вместе и поклоняться? А если могут, то почему это поклонение должно в корне отличаться от поклонения, описанного в Пс.149?
Согласно Новому Завету, личное поклонение христианина уже является богослужением, потому что он и есть храм Духа Святого. Т.е. поклонение христианина не может быть небогослужебным. Похоже, что Давид так же не разделял личного и публичного поклонения. То, как он поклонялся наедине, так же он поклонялся и в собрании. Поэтому попытка доказать "небогослужебность" танцев апелляцией к храмовому ветхозаветному служению не выдерживает критики.

В Новом Завете действительно нет прямого упоминания танцев, хотя для тех, кто хоть немного знаком с еврейским менталитетом, не составляет труда увидеть танец в таких местописаниях как Лк.19:36-40, Ин.12:12,13, Дн.3:7-9.
Однако в Лк.15:25 есть одно удивительное описание того, как танцы прекрасно вписываются во взаимоотношения Небесного Отца с Его детьми. Это описание совершенно ясно дает нам понять, что именно Бог и явился их инициатором в Своем доме: «станем есть и веселиться». Атмосфера праздника в притче Иисуса так напоминает 149-й псалом. Кстати в Пс.29:12 также говорится о том, что именно Бог стал инициатором танца псалмопевца.
По поводу отсутствия твердого учения о танцах в Новом Завете. Возьмем, например молитву, о которой, как кажется, Иисус много учил. Не так уж и много, учитывая, что нормальная молитвенная жизнь - не менее часа ежедневно. О чем, как, когда и по-скольку молиться? На коленях, или можно стоя? С покрытой головой или нет? Как именно молиться за неверующих? А за начальников? Вопросов, на которые Писание не дает конкретных ответов в такой избитой теме как молитва просто уйма. Все Библейское учение о молитве - всего лишь каркас для нашего личного богопознания под водительством Духа Святого.
Тоже самое касается и поклонения. Не так уж много мы можем узнать о поклонении из Нового Завета. Каким оно должно быть? Как его можно выражать? Сколько нужно поклоняться? Писание не дает никаких строгих рекомендаций по поводу форм и способов выражения поклонения, опять же, потому что поклонение - сугубо личное отношение. Например, так как поклонялась Иисусу Мария (Мф.26:7-13), никто больше не поклонялся и не поклоняется. А ведь Иисус поставил ее поклонение в пример будущим поколениям. Дело в том, что Он поставил в пример не способ, а отношение. Молишься ты, поешь или танцуешь - важен не способ, а отношение сердца. Способ же зависит от многих факторов, в том числе от характера и менталитета конкретного человека и поместной церкви.

А.Коломийцев: "...Это описание – яркий пример экстатического безумия, выдающегося здесь за особую форму исполнения Святым Духом. Как уже было сказано выше, Священное Писание нигде не учит о богослужебных танцах, эта практика пришла из языческого опыта экстатического поклонения духам."
Радость – это обычная человеческая эмоция. Именно Бог наделил каждого человека способностью радоваться. Выражаться радость может совершенно по разному - от лёгкой улыбки до неистового подпрыгивания. Её уровень зависит как от внешних факторов - масштаб радостного события, социально-культурная среда, так и от внутренней парадигмы - характер, образ поведения, жизненный опыт, менталитет.
Те, кто указывают на плотскую природу эмоциональности харизматического поклонения, отчасти правы, хотя бы в отношении некоторых церквей. Но при этом они забывают, что плотской может быть не только радость, но и печаль. В отношениях с Господом мы должны выражать свои чувства, а не изображать их. Подавление эмоций, равно как и их искусственное нагнетание приводит к неадекватному лицемерному поклонению.
Из-за своей гордости, нежелания выглядеть смешно в глазах людей, из-за груза грехов и жизненных проблем, мы не знали настоящей радости. Когда же Иисус отпустил измученных на свободу, эти измученные похоже попали в другое рабство – религиозности. Я не могу себе представить, чтобы приговоренный к смерти, вдруг отпущенный на свободу при этом сдержанно выражал свои эмоции. Кстати, возвращаясь к Пс.150 – слово «хвалите» может переводиться с еврейского как «дурачиться», «безумствовать». Именно так обычно выглядит детская безудержная радость, лишенная гордости и страха отвержения или радость человека, избежавшего смерти. И разве удивительно, что Бог иногда Духом Своим разрушает в нас внешние и внутренние ограничения, которых Он не устанавливал, чтобы показать нам, какими мы были сотворены. Эмоции или их отсутствие могут являться показателями искренности, но не духовности. Плач Иеремии не святее танцев Давида, а псалом 50-й не духовнее 150-го. И если бурные эмоции не соответствуют нашему пониманию святости, смирения, Богопочитания, то мы должны раз и навсегда решить для себя, кому мы будем поклоняться: Богу Священного Писания, или богу наших пониманий. Если только какая-то эмоция специально не инициирована (вдохновлена) Божьим Духом, Писание не делает одни эмоции преимущественнее других, давая нам полную свободу в выражении своего поклонения.
Тот, кто боится попасть в сети злых духов через эмоции уже находятся в их сетях. «Боязнь пред людьми ставит сеть», а страх пред Господом вовсе не лишает наше поклонение таких личностных характеристик как эмоции.
И тот, кто пытается возвести в доктрину эмоциональный стиль поклонения и тот, кто поступает так же с поклонением сдержанным будут непременно претыкаться о Давида, в чьём поклонении мы можем обнаружить как безудержную радость, так и глубочайшую скорбь; как непреклонную веру, так и пропасть неверия; как величайшие откровения, так и отчаянное непонимания путей Божьих. Всё потому, что поклонение не доктрина, а личное переживание Бога, отношение к Нему, общение с Ним. И любая попытка как-либо его упорядочить неизбежно будет приводить к потере искренности.

В.Юнак: "сегодня, согласно учения Церкви АСД, мы живем во время следственного суда. А это совершенно не подходящее время для празднования. Это как раз то время, когда в Израиле смолкали звуки музыкальных инструментов и восклицания танцующих."
Но ведь именно в Израиле и появились праздники, причём не как человеческое, но как Божье установление. Уж кто-кто, а Израиль очень хорошо знал Бога как Судью, но это не мешало ему праздновать, зная, что Божья милость превозносится над судом. Мы же, благодаря жертве Иисуса Христа служим Ему не как подследственные, но как спасённые, не для того, чтобы заработать спасение, а из-за нашей перерождённой внутренней природы. И именно уверенность в спасении позволяет нам практически исполнить повеление Павла радоваться всегда (Фил.4:4).

А.Коломийцев: "Первая проблема социальных танцев в том, что чаще всего они имеют ярко выраженный аспект похоти, концентрируясь на эротике тела, прикосновениях и т.д. Подобные способы выражения радости явно находятся на опасной территории очерченной Христом в предупреждении «всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своём» (Мф 5:28 )."
Абсолютно согласен с автором. Но кто сказал, что танцы поклонения и социальные танцы это одно и тоже. У церкви есть свои танцы, свои движения, свои учителя и танцоры, исполненные веры и духа, способные отделить зерна от плевел, а не выкидывать и то и другое, чтоб уж наверняка.
Если действительно существует связь между танцами поклонения и похотью, тогда пасторам танцующих церквей не позавидуешь. На самом же деле я не думаю, что им приходится разбираться с блудом в своих общинах чаще, чем А.Коломийцеву. В противном случае, они бы уже давно отказались от танцев.
Иисус призывает нас судить о всяком человеке или деле по его плодам. Критики же танцев поклонения опираются на своё собственное субъективное восприятие и на субъективное же понимание святости, смирения, почтения, не имеющего ничего общего с Библейским контекстом. Писание нигде не даёт нам повода судить о наличии в человеке этих качеств по тому, как он выражает своё поклонение, иначе Давид оказался бы самым непочтительным и несмиренным человеком в Библии.
Если бы скептики потрудились непредвзято исследовать плоды танцев, они обнаружили бы, что через поклонение Богу в танце люди становятся более искренними и естественными, способными выражать свои чувства к Богу без страха и смущения перед людьми; что они наконец получают возможность вкусить настоящей радости, неограниченной человеческими страхами, комплексами и гордостью; что многие люди через танец смогли по настоящему ощутить себя маленькими детьми в руках любящего Отца и стали способными впервые от всего сердца со слезами на глазах сказать: "Папочка, я люблю Тебя". Есть свидетельства использования танцев в качестве инструмента исцеления, ходатайства, пророчества.
Если влияние танцев на церковь носит исключительно негативный характер, тогда где плоды этого влияния? "Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду." (Матф.12:33)

В.Юнак: "Самым большим аргументом в пользу современного харизматического движения является проявление христианской любви и миссионерской активности. ...по плодам мы можем сравнивать только последователей одного вероучения. Сами же вероучения должны проверяться по другому, не менее важному принципу: "если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Исаи 8: 20). И тут-то нам не составляет большого труда найти истину, потому что "какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?" (2 Кор 6: 14)."
Естественно, тьмою автор называет всё, что в его представлении светом являться не может, в том числе рок (впрочем, любая громкая энергичная музыка), танцы, радость, празднование. Своё мнение В.Юнак посчитал достаточным подтвердить цитированием адвентистского трактата.
В Лк.6:44 Иисус дал нам единственный критерий оценки истинности не только последователей одного вероучения, но и самого вероучения, так как плод христианской любви это, прежде всего любовь к Господу и к Его истине.

А.Коломийцев: "Кроме возможного негативного влияния танцев на самого христианина, подобная практика может быть опасной для духовно слабых верующих вокруг него. Апостол Павел конкретно предупреждал об этом, «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим 14:21)."
Я не знаю ни одного случая грехопадения через танцы поклонения. Хотя я не исключаю, что некоторые могут предаваться фантазиям, глядя на какую-нибудь танцующую сестру. Но ведь дело не в танце. Фантазировать можно и глядя на сестру поющую. Проблема всегда заключалась не во внешних факторах, а во внутренней сущности человека. Сущность эту запретами изменить невозможно — плоть может найти удовлетворение даже в скорбной внешности и в аскетизме. Закон бессилен изменить нас (Рим.8:3), а измененным закон не нужен (Гал.5:22,23).
Что касается приведенного местописания, то я не думаю, что ради немощного брата, питающего слабость к спиртному, церковь должны отказываться от причастия. Вот здесь как раз Павел имел ввиду именно социальный контекст, а не Богослужебный.

В.Юнак: "Вся, казалось бы, стройная система служения празднования, которая действительно привлекает много молодых людей, делает из них ревностных миссионеров и любящих христиан, в действительности поднимает целый ряд неудобных вопросов... Во время таких служений оказываются неуместными глубокие доктринальные проповеди"
Оказывается миссионеры и любящие христиане появляются не в результате глубоких доктринальных проповедей, а в результате харизматического прославления? Такое откровение удивило бы даже самого радикального харизмата.

А.Коломийцев: "Cоциальные танцы чаще всего ассоциируются с бесшабашностью, прожиганием времени и поиском острых ощущений. Кроме того, как уже было упомянуто, их ассоциация с языческой практикой экстатического поклонения духам, делает использование танцев нежелательным для христиан вообще."
Где-то я уже это слышал.

Гармонии следует принимать строгие и целомудренные; должно гнать возможно дальше от нашего мужественного умонастроения те изнеженные гармонии с их коленчатыми переливами, которые коварной своей изощренностью внушают людям склонность к роскоши и распущенности. Напевы же суровые, нравственные и чистые далеки от пьяной необузданности. Итак, оставим хроматические гармонии бесстыдным попойкам и пестро разодетой, как то подобает гетерам, блудливой музыке. (Климент Александрийский)

Звучит похоже, неправда ли?
Я вырос в семье балетмейстера, поэтому у меня танцы ассоциируются с искусством и с... неимоверной пахотой.
Чем человек наполнен, с тем он и ассоциирует окружающую его действительность. Например, волхв Симон ассоциировал Духа Святого с теми духовными силами, которыми пользовался сам, чтобы изумлять народ (Деян.8:19). Менеджер "Гербалайфа" может рассказать вам, что собрание церкви ничем не отличается от презентации его компании. Шаман, экстрасенс, медиум могут найти в церкви очень много такого, что перекликается с их практикой. Дело в том, что мы используем одни и теже духовные законы, только их источники у нас разные. Мы же не отказываемся от молитвы, из-за того, что она так похожа на медитацию. Мы не отказываемся от позитивного исповедания, только потому, что так делают последователи фэн-шуй. И так далее.
Я не верю, что человек, наполненный Божьим Словом, увидев танцующего для Господа христианина непременно будет ассоциировать его с шаманом, а не с Давидом.

В.Бюне: "Я опасаюсь, что танцы в богослужении - это возвращение к языческим представлениям и обрядам, с помощью которых считается возможным вызвать присутствие Божие или действие Духа Святого.
Приведу цытату известного русского богослова А.Шмемана:

Христианство восприняло и сделало своими многие «формы» языческой религии, не только потому, что это вечные формы религии вообще, а потому еще, что весь замысел христианства в том и состоит, чтобы все «формы» в этом мире не заменить новыми, а наполнить новым и истинным содержанием. Крещение водою, религиозная трапеза, помазание маслом - все эти основоположные религиозные акты Церковь не выдумала, не создала, все они уже имелись в религиозном обиходе человечества. И этой связи с «естественной» религией Церковь никогда не отрицала, только с первых же веков придавала ей смысл, обратный тому, который видят в ней современные историки религий. Для этих последних все объясняется «заимствованиями» и «влияниями», Церковь же устами Тертуллиана всегда утверждала, что человеческая душа «по природе - христианка», и потому даже «естественная» религия, даже само язычество есть только извращение чего-то по природе истинного и благого. Принимая любую «форму», Церковь - в своем сознании - возвращала Богу то, что Ему по праву принадлежит, всегда и во всем восстанавливая «падший образ».

Т.е. речь идет не о заимоствовании языческих форм поклонения, а о наполнении этих форм первоначальным, истинным содержанием. Согласно Тертуллиану, любые творческие и душевные порывы изначально были заложены в человека Богом. И только потом, в результате грехопадения они были извращены, искажены язычеством.

В.Бюне: "Объяснять танцы поклонения старозаветными текстами так же бессмысленно, как оправдывать законом истребление врагов Божиих мечом. В псалме 149 мы встречаем воззвание к прославлению Бога с ликами, а также к истреблению врагов Божиих мечом."
Подобное отношение автора к Ветхому Завету, ставит ряд вопросов. На каком основании, совершенно обоснованно отвергнув ветхозаветный образ храмового служения, противники эмоционального поклонения отвергли так же и тысячелетний опыт выражения поклонения наиболее посвященных верующих, таких как Давид? Почему, беря в пример отношение Давида к Богу они игнорируют то, как это отношение выражалось? По какому принципу они отбирают из Ветхого Завета то, что может быть перенесено в практику их личного богопознания?
Прославление Бога и истребление врагов понятия из совершенно разных категорий, которые невозможно сравнивать. Поклонение - это выражение отношения к Богу. И мне непонятно, почему имея то же отношение к Господу, что и у Давида, мы должны совершенно по-другому его выражать.

В.Юнак: "Что мы теряем, отказываясь танцевать? Возможно, помимо социального аспекта общения, мы теряем всего-лишь еще одну возможность расслабиться и отвлечься от суеты и заботы нашей суровой действительности."
Подобные рассуждения сродни разглагольствованиям повара, который никогда не пробовал соли: "Ну разве станет этот суп хуже, если в него не добавить соли?"
Давид исполнял все хотения Господа (Деян.13:22), а не только те, которые были предписаны законом и установлениями Моисеевой скинии. Именно поэтому появилась скиния Давидова с поющими и танцующими поклонниками.
"Вот тут Давид поклонялся свято и почтительно. А вот тут – не свято и непочтительно" - кто мы такие, чтобы оценивать то, что уже оценил Сам Господь (Деян.13:22, Ам.9:11, 2Цар.23:1)!
Отфильтровывая Писание своим пониманием, мы рискуем лишить Господа радости наслаждения нашим поклонением во всей его полноте, а себя - инструмента Его познания.

Об авторе все произведения автора >>>

Кирилл Кудряшов Кирилл Кудряшов, Минск, Беларусь
Родился в 1973г. Пришел к Господу в г.Норильске в 1995 году. Мое призвание - поклонение.
e-mail автора: kukiva@tut.by
сайт автора: Пылающие

 
Прочитано 26050 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
anonym 2005-12-05 15:29:57
vashi ssylki kotorye wy priweli, ne otkrywajutsja
 Комментарий автора:
Я проверил. Все ссылки рабочие.

Юрий 2006-02-15 09:27:35
Люблю танцевать, люблю поклоняться Богу, люблю радоваться. Иисус Господь!
 Комментарий автора:
Искренне рад за вас!

pastor_v 2006-02-28 08:03:52
Просто блестящая теологическая аргументация поклонения Богу в Духе и Истине! Мое мнение, что это нужно преподавать в библейских учебных заведениях и вообще, знать каждому поклоннику. Мы у себя в церкви поработаем над этим вопросом. Спасибо! Обильных Божьих благословений!
 Комментарий автора:
Рекомендую также другие мои материалы на тему поклонения:
http://www.serafim.narod.ru/books.htm
особенно "Пророческое поклонение".

пашко 2006-03-18 00:48:01
Танцы еврейские и харизматические это разные вещи...
Статья построенная на оправдание и нападении, есть не достоверные факты...
 Комментарий автора:
Комментарии к мнению оппонентов не могут не быть полемическими.
Танцы танцам рознь. Хоровод Мариам, это не тоже, что пляска Давида и для их обозначения в Писании использованы так же разные слова. Что именно вы видели в харизматических церквях я не знаю. Я видел и то и другое.
Что касается фактов. Исторические сноски я давал из других источников, проверить их компетентность у меня нет никакой возможности. Все остальное в статье - прежде всего моя частная богословская интерпретация, с которой можно соглашаться или нет.
Факты в нашем случае - это просто то, во что мы верим. Время - лучший вор, оно не оставляет улик, доказательств и свидетелей, превращая факты в легенды, мифы и гипотезы. Мы знаем, потому что верим, а не потому что опираемся на факты. Писание полно парадоксов. Какую его интерпретацию мы виберем зависит от перевода, которым мы пользуемся, метода истолкования (герменевтики), характерного для нашей деноминации, но в большей степени от нашего личного Богопознания. По сути, именно личный духовный опыт диктует нам какой перевод избрать и какому толкованию доверять. Поэтому в подавляющем большинстве споров, мы противопоставляем друг другу не факты, а именно практический опыт Богопознания (свой или заимствованный). И именно поэтому в таких спорах аргументация, даже самая блестящая ни к чему не приводит, потому что спорщики ведут полемику с разных понятийных платформ.

Windstone 2006-03-19 18:13:55
Раньше многие батюшки говорили компьютер-зло. Сегодня монашки имея несколько высших образований дадут многим фору по пользованию компьютером.
Это к теме зло или добро, хорошо или плохо. Знаете если песня или танец прославляют Бога, если ты вдохновен и твоя плоть не вмещает ту радость которой ты переполнен, то она может выливаться через край, проявляясь и в песнях и в танцах, т.к. все это от Божьего вдохновения, а если не Богом ты наполнен, то вообще, что делаешь в церкви? В любом случае все должно быть адекватно ситуации происходящей в церкви.
 Комментарий автора:
Совершенно с вами согласен.

VADIM ISKENDEROV 2006-09-30 01:41:01
Bratya ispolnivshis Duhom Svyatim,apostoli tansevali bi do utra pohlesche Davida,no ono molilis-k primeru nam vsem.A kto hochet poplyasat i naytoi opravdanie etomu proyavleniyu ploti-luche raspyat ee na golgofe do kontsa i molitsya budete kak apostoli tochno!Skazhite mne pochemu samie svyatie sovremmenniki nashih let ne imeli zhelaniya na eto?,ya imeyu v vidy Voronaeva,Shmidta,i ih posledovateley...
 Комментарий автора:
Думаю не стоит по одному единственныму местописанию судить о том, что может делать исполненный Духом человек, а что не может (Самсон, например, исполнившись Духом убивал).
Кроме того, никакое действие само по себе не может являться плотским или не плотским - все зависит от того, что является его движущей силой плоть, или дух. Поэтому внешне казалось бы духовное действие может являться плотским по сути. Разве не читали вы, как Иисус обличал плотскую молитву фарисеев? Разве можете вы сказать, что Давид пел псалмы будучи движим Духом, а вот танцевал он при этом будучи движим плотью.
Насчет Воронаева и Шмидта - ничего сказать не могу. Знаю только, что ни один человек (кроме Христа) не может знать все тайны царства. Судите по плодам, а не по ощущениям и мнениям других людей.

Мария 2006-10-17 08:44:28
Спасибо за достаточно подробное исследование по этому вопросу, вызывающему много споров. Надеюсь, что многие смогут поразмыслить над этим.
 
алексей калинин 2007-02-07 14:12:59
хорошо,здраво,не предвзято
 
тайный танцор из страха иудейска 2007-03-14 21:51:46
Когда молюсь и духом исполнюсь - иногда радость такая, что начинаю танцевать, прыгать. У нас в церкви не принято (пока). Верю, что скоро затанцуют.
Когда в первый раз увидел танец на совместном служении многих церквей - был смущен, как и многие другие. Вопросил Бога: "А как правильно поклоняться?" Получил ответ, который сперва и не понял: "Познай Мое величие!". Когда познал - затанцевал. Другой, может быть, заплачет.
Автору спасибо за правду!
 Комментарий автора:
Спасибо вам за ваше свидетельство. О том как я сам затанцевал я описал в своей статье "Танцор":
http://www.serafim.narod.ru/books/tancor.htm

Путник 2007-07-31 19:12:47
Собственно исторические свидетельства о том, что в некоторых первых церквях танцевали, доказывают только одну вещь: харизматическая направленность присутствовала в некоторых первых церквях наряду с законнической (галаты), пятидесятнической (коринф) и прочими отклонениями от истины, которые апостолы пытались исправлять, но до всего руки не доходили.
Вопрос о целесообразности данного действа остается открытым, статья ничего не доказывает.
Впрочем спорить на эту тему я не хочу:).
 Комментарий автора:
Негативное отношение к танцам (впрочем ко всякому проявлению душевной чувственности и эмоциональности) проникло и закрепилось в церкви во времена ее отцов, когда они пытались выразить христианское вероучение языком греческой философии. Это имело смысл и принесло определенную пользу, благодаря этому у нас, например, появился символ веры. Но с другой стороны и само вероучение отцов продверглось проникновению в него некоторых взглядов греческих философов. Так, неоплатонизм, например, делит бытие на две части - духовную и материальную. Всякое материальное, в том числе такие физические проявления как эмоции и чувства - порочны. Чистым и святым может быть только нематериальное. В конечном итоге проникновение неоплатонизма в христианство обусловило появление в нем аскетизма и монашества, отвержение любых проявлений эмоций (кроме суровой серьезности и скорбности), превратило христиан в серых мрачных привидений. Именно это греческое философское наследие, попавшее в учение отцов церкви, а оттуда к православным, католикам, а через них и к протестантам, превратило Иисуса в некое безликое изваяние неспособное ни смеяться, ни танцевать (что Он делал на свадьбе в Кане совершенно непонятно). Иисус был Сын Человеческий, т.е. был на 100% человеком, которому было присуще все, что присуще нормальному человеку, в том числе и весь спектр эмоций - от скорби до радости, от умиления до гнева.
И когда мы видим, как в церкви атмосфера похорон сменяется атмосферой брачного пира - это говорит не о падении церкви, а о падении человеческой философии. Церковь должна быть обезгречена. Если уж у христианства и есть какие-то корни, то искать их нужно не в Афинах, а в Иерусалиме, не в неоплатонизме, а в иудаизме.

возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
(Мар.12:30)

Если вы любите Господа только духом, то ваша любовь ущербная.

Путник 2007-08-01 05:32:36
На это можно было бы возразить, что новозаветняя форма поклонения Богу - поклонение в духе и истине :). (То есть преклоненное состояние сердца + осмысление разумом) Хотя служить безусловно нужно и телом через служение ближним, но Бог не требует служения рук человеческих (и ног тоже) (в плане поклонения) :). Но поскольку в Новом Завете нет прямого учения о танцах (и поскольку танцы действительно могут быть слишком разные, чтобы об этом можно было заочно вести предметный разговор), танцуйте на здоровье, только бы свобода ваша не послужила поводом к распутству и не служила соблазном для немощных. Единственно, писать статьи в защиту этого образа действий я бы не стал, поскольку ни защитить надежно ни опровергнуть этого в общем-то нельзя...
 Комментарий автора:
"На это можно было бы возразить, что новозаветняя форма поклонения Богу - поклонение в духе и истине (То есть преклоненное состояние сердца + осмысление разумом)"

Т.е. у Давида, который сам танцевал пред Господом и призывал поклонников следовать его примеру (Пс.149, 150) было непреклоненное сердце? Или он делал это неосмысленно?

"в Новом Завете нет прямого учения о танцах"

А разве есть прямое учение о поклонении на гитаре? А разве есть учение о пении. Вы найдете не более 2х-3х стихов, на которых невозможно построить развернутое учение (поэтому учение это все-таки опирается более на Псалтырь - учебник поклонения для каждого поколения новозаветных левитов). И вообще, почему в этом вопросе вы так старательно избегаете свидетельства всего Писания (которое всё полезно для научения и наставления в праведности), ограничивая свое богопознание в вопросе поклонения только Новым Заветом? Разве отношение Бога к поклонению в Ветхом Завете коренным образом отличалось? Тогда Ему танцы нравились, а сейчас значит разонравились?

"танцуйте на здоровье, только бы свобода ваша не послужила поводом к распутству и не служила соблазном для немощных"

Соблазнение в церкви в отношении танцев производят не Давиды, а Мелхолы, подвергающие суду то, чего ни понять ни принять не могут. Немощные должны получать правильное учение, тогда и соблазняться не будут. Именно поэтому я и пишу статьи в защиту "этого образа действий".

"ни защитить надежно ни опровергнуть этого в общем-то нельзя..."

О защите Бог уже давно позаботился, утвердив этот образ поклонения устами Давида на вечно. Это Бог пообещал восстановить его скинию и все, что в ней разрушено. Если вы этого не видите, то только потому, что выдрали Новый Завет из контекста всего Богодухновенного Писания, изолировав свое поклонение от опыта таких мужей Божиих, как Моисей, Давид, Иеремия.

Путник 2007-08-09 17:49:43
"Писание полно парадоксов. Какую его интерпретацию мы виберем зависит от перевода, которым мы пользуемся, метода истолкования (герменевтики), характерного для нашей деноминации, но в большей степени от нашего личного Богопознания. По сути, именно личный духовный опыт диктует нам какой перевод избрать и какому толкованию доверять."

Ну, если Вы предпочитаете своим 12-летним опытом толковать Писания, это Ваше дело. Я предпочитаю свой опыт брать из Писания. :) Только зачем тогда заниматься объяснением Библии? Писали бы мемуары...

Т.е. у Давида, который сам танцевал пред Господом и призывал поклонников следовать его примеру (Пс.149, 150) было непреклоненное сердце? Или он делал это неосмысленно?

Нет, просто Давид жил во времена Ветхого Завета.

"А разве есть прямое учение о поклонении на гитаре? А разве есть учение о пении."

Нет таких учений. И если бы вы написали статью, что очень духовно петь под гитару или под орган, я бы сказал Вам то же самое, что и сказал о танцах.

" И вообще, почему в этом вопросе вы так старательно избегаете свидетельства всего Писания (которое всё полезно для научения и наставления в праведности), ограничивая свое богопознание в вопросе поклонения только Новым Заветом? Разве отношение Бога к поклонению в Ветхом Завете коренным образом отличалось? "

Прочтите хотя бы 1 раз Ветхий Завет и 1 раз Новый и Вы найдете ответ на свой вопрос.
Отличалось. (Только просто прочтите, а не толкуйте их на основании собственного деноминационного опыта).

"танцуйте на здоровье, только бы свобода ваша не послужила поводом к распутству и не служила соблазном для немощных"

Я имел в виду повод к распутству.

"Соблазнение в церкви в отношении танцев производят не Давиды, а Мелхолы, подвергающие суду то, чего ни понять ни принять не могут. Немощные должны получать правильное учение, тогда и соблазняться не будут.
Именно поэтому я и пишу статьи в защиту "этого образа действий"."

Сначала, необходимо это правильное учение приобрести лично.
Заметьте, я не судил танцы. Меня лишь возмутило легкомысленное отношение к Писанию.
К тому же если апостол Павел даже языки считал маловажным даром, которым не стоит увлекаться в церкви, поскольку это не назидает других, потому как "разум остается без плода", то стоит ли Вам рвать тельняшку по поводу дрыгания телесами?

" Если вы этого не видите, то только потому, что выдрали Новый Завет из контекста всего Богодухновенного Писания, изолировав свое поклонение от опыта таких мужей Божиих, как Моисей, Давид, Иеремия."

Добавьте сюда еще Самсона.
Христос однажды сказал "Не знаете какого вы духа", когда ученики хотели Илии подражать.
 Комментарий автора:
"Я предпочитаю свой опыт брать из Писания."

Вы критикуете мою точку зрения и абсолютно игнорируете Писания на которых она основана. Так о каком опыте взятом из Библии идет речь? Какое именно местописание так настроило вас против того, как я выражаю поклонение? Вы же до сих пор не привели ни одного местописания, но тем не менее заочно осудили меня. На каком основании?

"Нет, просто Давид жил во времена Ветхого Завета."

Т.е. ни один человек в Ветхом Завете не являлся истинным поклонником?

"Прочтите хотя бы 1 раз Ветхий Завет и 1 раз Новый и Вы найдете ответ на свой вопрос."

В Ветхом Завете Бог не только нормально относился к танцам поклонения, но и Сам являлся их Инициатором. Почему должно было измениться Его отношение в Новом Завете? Ведь Иисус описывая радость в Доме Отца по поводу возрващения блудного сына упоминает танцы.
А теперь хотелось бы узнать на каких именно Библейских стихах основано ваше негативное ко мне отношение. Что именно я исказил, как вы утверждаете:
"Меня лишь возмутило легкомысленное отношение к Писанию."

"К тому же если апостол Павел даже языки считал маловажным даром, которым не стоит увлекаться в церкви, поскольку это не назидает других, потому как разум остается без плода, то стоит ли Вам рвать тельняшку по поводу дрыгания телесами?"

Думаю, что не подавал вам повода для грубости.
Что касается Павла, означает ли его высказывание по поводу танцев, что учить о языках ни в коем случае нельзя? Его послание было адресовано церкви в которой дар языков был в изобилии и в превосходстве по отношению к дару пророчества. Вы видите в церкви изобилие танцев? Я не рву тельняшку, я просто излагаю то, что мне открыто. Вы до сих пор не сказали ничегошеньки конкретного по поводу доводов и примеров моей статьи, зато успели проехаться по моей личности (легкомыслие, деноминационность).
Во-вторых, те кто непредвзято исследуют влияние танцев в церкви давно отмечают их назидающую роль. Первое чему они назидают - искренности, неограниченной радости и свободе.

"Христос однажды сказал Не знаете какого вы духа, когда ученики хотели Илии подражать."

Ну так назовите мне духа, который вдохновил Мириам танцевать и пророчествовать, Давида написать Пс.149 и 150, вдохновил Иеремию пророчествовать Израилю танцы пред Господом, наконец вдохновил Иисуса Христа упомянуть танцы в притче о блудном сыне.

"Я имел в виду повод к распутству."

Т.е. в танцующих церквях однозначно повышенный уровень блудливости? Факты есть? Статистика какая-нибудь? А если нет, то не становитесь в динную череду сплетников.
У меня есть море свидетельств людей, которые искренне танцуют пред Господом и при этом имеют возрастающую жажду святости и посвященности Господу. Не поленитесь, почитайте:
http://vulkan-by.com/forum/viewtopic.php?p=88

Путник 2007-08-14 06:30:04
Прочитайте еще раз последний мой комментарий и найдите там ответы на вопросы, который Вы задали комментируя его. :)
Обижаться на правду не стоит. Даже если она не слишком мягко высказана, возможно это тоже имело свой смысл.
 
бэн 2008-01-21 21:02:51
самая интересная работа на эту библейскую тему.Это уже освобождение народа Божьего от религиозных твердыть- выстроиных духом атихриста...который боится высвобождающейся силы Святого Духа через поклонительный танец... пастор Олег
 
бэн 2008-01-21 21:04:22
самая интересная работа на эту библейскую тему.Это уже освобождение народа Божьего от религиозных твердыть- выстроиных духом атихриста...который боится высвобождающейся силы Святого Духа через поклонительный танец... пастор Олег
 
Анна Рабешко 2008-11-04 08:04:33
Я уверена, что танец в прославлении и поклонении Господу имеет важное место в служении Богу. Он помогает нам открыться Богу, почувствовать его прикосновение, получить вдохновение - и двигаться дальше в Его славе.
 
Виталий Зима 2008-12-28 07:48:09
Я не нахожу в писании конкретного повеления о необходимости танцев кроме иторических фактов.Я не думаю что автор статьи введёт в своей церкви жетвоприношение только потому что Давид это делал.Во всяком случае очень важно иметь в виду неверующих людей которые приходят к нам на собрания, что бы они не подумали что здесь беснуются.1Кор 14:23.
 Комментарий автора:
"Я не нахожу в писании конкретного повеления о необходимости танцев кроме иторических фактов."

Статья пестрит местописаниями именно об этом. Меня всегда удивляла способность человека смотреть и не видеть, слушать и не слышать.

"Я не думаю что автор статьи введёт в своей церкви жетвоприношение только потому что Давид это делал."

Странно, что вы не свалили до кучи так же и прилюбодеяние с Вирсавией. Типа, я не буду петь и читать Псалтырь, т.к. его автор грешник.

Виталий Зима 2008-12-29 00:23:16
Я действительно не вижу повеления о необходимости танцев. Ни в законе Моисея ни в Нагорной проповеди ни в посланиях Аппостолов нет таких повелений.Они могли бы звучать в повелительной или одобрительной форме, например:(танцуйте и Бог вас обильно благословит)Напротив, после того как Мариам танцевала через три дня в народе появился ропот, народ который возможно плясал когда встречал везжающего Христа на ослёнке через несколько дней кричал распни. Люди действительно пережживают душевный подъём после танцев, но только почемуто он долго не задерживается. И ещё насчёт "жервоприношения",я не сомневаюсь в том что Давид был грешником как и все мы с вами, но всё же он мне очень нравится за его искренность. Меня ничуть не смущает то что он танцевал,это был его выбор.Ещё замечу что Давид, когда устраивал служение в церкви, позаботился не о танцах,а о хоровом пении и игре на музыкальных орудиях...Вы скажете 150 и 149 псалом но там не сказано о Богослужении.И вобще танцуйте сколько вам угодно,но не называйте это Богослужением.
 Комментарий автора:
Не стоит вам читать подобные темы. Не полезно это. Я серьезно. Пребывайте в том, чему научены. Я не считаю ваше поклонение меньшим, чем мое. Поклоняйтесь как хотите, лишь бы это исходило от сердца, а не было холодным следованием доктрине.

бр. сева 2009-01-15 23:24:23
мир вам ! танцы я так понимаю танцуют ногами взгляните на иоан 12:47-48 если не поверите словам Иисуса, будете иметь судью Его Слово. иоан 13:14 Иисус сказал : вы должны умывать ноги друг другу...... итак коль танцы приняли почто ноги не умываете ? лицемеры показывали всем свои воскрилия, а когда к одному из них вошел Иисус в дом, то ни воды, ни целования, ни елея. так и в нынешнее время танцевать трясти воскрилиями будут, вот как радостно, а что должны эти ноги друг другу умывать отвергают, да Иисус сейчас вас не судит, но Слово Его будет судить вас. покайтесь. аминь.
 Комментарий автора:
Брат Сева. Вы меня в чем-то обличаете? Поясните в чем конкретно? Я не понял в чем я должен покаяться.

joga 2010-10-05 12:55:34
Из статьи не совсем понял какая форма танца должна быть в церкви.
Сейчас в мире существует очень много видов (форм) танца начиная от балета и заканчивая брэйк данс.

 
nikolay kozlovn 2010-12-12 14:45:08
istinno,istinno.slava Bogu!
 
nikolay kozlov 2010-12-12 14:47:29
istinno,istinno.slava Bogu!
 
Сергей Жамайтук 2011-04-09 10:49:52
Танцы в церкви не более как попытка заменить поклонение Богу в Духе и истине,на душевное.В практие Иисуса Христа этого нет,как и в практике апостолов.Павел в 1кор14.26 это подтверждает.Попытки читать между строк как это делает Кудряшов к добру не приведут.Фил4.8-9.




 
Игорь Брыжко 2011-09-04 14:25:48
В Новом завете и о песнях тоже ничего не говорится. Если Бог- Творец ВСЕГО, то размышляйте,что Он и танцы сотворил, ну а сатана не является Творцом, а только всё извращает и обманывает многих, танцевать нельзя, то нельзя и т.д. Имногие ведутся на это. Если будете просить дух различия, то научитесь различать, что Божье, а что извращённое сатаной. И всё Слово Богодухновенно, а значит ИССЛЕДУЙТЕ писание, там всё написано. Хотябы слово ЛИКОВАТЬ-переводится, как Водить хороводы, плясать, танцевать, ТОРЖЕСТВЕННО танцевать перед лицом самого БОГА, Который сотворил тебя и всё для тебя, и дал тебе не только уста, но и руки , ноги,чтобы поклоняться, прославлять, хваоить, благодарить Господа всем своим телом, всем своим еством, неужели БОГ, Который столько для вас сделал и за вас пострадал не достоин, чтобы Ему воздавали хвалу и честь не только песнями, но и танцами, и всеми дарами и талантами, которыми БОГ тебя наделил. Подумай, Господь Творец всего, Полнота наполняющая ВСЁ во ВСЁМ. ПОДУМАЙ!!! Аминь!!!
 
Татьяна 2012-02-01 12:16:48
Слава Исусу Христу! Спасибо большое за статью-даже не знаю,какими словами описать мои чувства... Я ВСЕГДА любила танцевать!!! И ничего в танцах, кроме радости не чувствовала. Сочувствую коментаторам, которые ищут в танцах только тело -движения, ибо не танцевали они, веденные Духом Святым.Танец- прежде всего - движение Духа - радости чувства,что Бог-Творец близко к тебе, что Бог-возле Тебя! Подтверждаю, что танец - пребывание в радости, к которой призывал нас Христос!Аминь
 
Татьяна 2012-03-19 14:34:03
Я думаю,что большинства верующих людей были все основания отказаться от танцев во время богослужений,тк танцы все-таки асоциируются с чувственными языческими ритуальными танцами или с искусством,но никак не с молитвой.И Ветхозаветный Давид тут совсем не повод для сомнений.В то время люди даже храма не имели для поклонения Богу,ни то,что Богослужений.Давид был как бы в поиске,он любил Бога и хотел ему услужить.Он танцевал от радости.Это нельзя даже сравнивать с нынешними богослужениями.Никто не мешает Вам танцевать ,когда вы в хорошем настроении.Но поверьте мне,что молитву к Господу Вы врядли совместите с танцем.Все-таки Святые отцы церкви были мудрее нас!Во всем мире православные богослужения признаны самыми красивыми.А то,что под час происходит в церквях различных сект назвать танцем язык не поворачивается,это какие-то тряски бесноватых.Бог-это любовь,красота,тишина,покой.Надеюсь,Ваши "танцы в Боге" достойны того,кому они предназначены! Господу Нашему Слава,ныне,присно и во веки веков!Аминь.
 Комментарий автора:
<<<Я думаю,что большинства верующих людей были все основания отказаться от танцев во время богослужений,тк танцы все-таки асоциируются с чувственными языческими ритуальными танцами или с искусством,но никак не с молитвой.>>>

Климент из Александрии в 215 г. н.э. описывает поклонение на земле, как присоединение к небесной хвале. Он пишет об этом следующее: «И будут они танцевать в хороводах вместе с ангелами вокруг Того, Кому нет ни начала, ни конца.»

Амвросий из Милана, человек, который привел к Господу Августина, в 390 г. н.э. писал, вдохновляя людей славить Бога: «Давайте танцевать так, как танцевал Давид. Давайте не будем стесняться показывать, как мы любим Господа. Танец поднимает тело над землей, устремляя взор в небеса. Танец, объединенный с верой, свидетельствует о живой благодати Господа. Тот, кто танцует так, как танцевал Давид – танцует в благодати.»

Святой Базиль (IV столетие) писал: «Может ли быть что-то более благословенное, чем повторять на земле хороводы ангелов!»

Эта картина церкви, радующейся перед Господом в танце, является неожиданностью для многих людей, которые думают о поклонении в церкви как о почтенном, тихом и почти скорбном. Но многие ранние исторические документы свидетельствуют о том, что для поклонения ранней церкви были характерны радость, празднование, танцы и хороводы. Так продолжалось до пятого столетия – того периода, когда из языческой философии в церковь проник аскетизм. А начавший поднимать голову антисемитизм, окончательно порвал связь церкви с иудейскими корнями Богопочитания, о чем апостол Павел предупреждал, что так не должно быть.
Оппозиция танцам поднималась и во дни Августина (400 г. н.э.), но он увещевал своих людей «хранить духовность, священность танцев».
К сожалению, у многих религиозных людей очень однобокое представление о молитве. Они, если и испытывают радость от живого общения с Богом, то стараются подавить ее выражение, считая, что это что-то недостойное, забывая, что именно Бог сотворил нас эмоциональными.

<<<И Ветхозаветный Давид тут совсем не повод для сомнений.В то время люди даже храма не имели для поклонения Богу,ни то,что Богослужений.Давид был как бы в поиске,он любил Бога и хотел ему услужить.Он танцевал от радости.Это нельзя даже сравнивать с нынешними богослужениями>>>

Вот это и печально, что это не идет ни в какое сравнение с нынешними богослужениями. В своей гордыне современные христиане считают себя более духовными, чем тот, кого Бог назвал мужем по сердцу Своему и сладким певцом Израиля.

Черепяный Александр Васильевич 2012-04-23 20:35:46
Мир вам.Я никого не собираюсь судить или учить.Хочу отисать свои чувства когда я впервые попал на такое Богослужение я был в очень большом замешательстве и удивлении.Там бегали молодые люди с флагами,некоторые кружились взявшись под руки,неготорые в присядку и сильно гремела музыка напоминающая рок.Сильно хотелось уйти так все напоминало мирскую сватьбу а я очень уж на многох к тому времени оттанцевал.Но я мужественно добыл до конца и больше туда не ходил.А сейчас поклоняюсь Богу так как мне понятно.
Псалтирь 2
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

 Комментарий автора:
Вы привели слова из псалма Давида, который сам регулярно устраивал праздники поклонения, подобные описанному вами с тысячами музыкантов певцов, танцоров и знаменосцев. О таких праздниках написано, что шум веселия от них был слышен далеко за пределами Иерусалима.
Мы должны учиться меньше полагаться на свой опыт и свои чувства, а больше полагаться на Слово Божье. В поклонении мы не ищем собственного комфорта, но ищем как воздать Богу славу тем способом, которым Он хочет.

parovoz 2012-08-14 15:52:00
жена Давида отреагировала,

как на неестественное поведение нормального человека.Это о чём-то говорит,или нет?
 Комментарий автора:
Не совсем так. Мелхола, очевидно считала такое выражение радости и поклонения естественным для простолюдинов, но не для того, кто достиг царского величия. Мелхола выросла в царском доме и для нее примером естественного поведения царя являлось поведение ее отца Саула. Давид же всегда оставался в своем сердце простым пастухом-поклонником, поэтому ему было все равно, что скажут о нем люди. Чтобы поклоняться публично таким образом нужно иметь недюжинное смирение, у Мелхолы его не было, поэтому она его не смогла ни понять ни принять. И где теперь Давид, а где Саул с Мелхолой?

Nata 2012-08-19 14:47:43
Супер!
Доскональное изучение Библии о прославлении, поклонении, танцах. Полностью разделяю точку зрения автора. Любому христианину, ищущему ответы на эту тему советую прочиатать!
 
Nata 2012-08-21 11:30:50
Хочу добавить, что согласно культуре Израиля момент танцев (хороводов, танцев. процессий, и т.д.) был настолько естественным, что по этому вопросу даже не требовалось оставлять дополнительные указания в Писаниях. Очень часто в Библии глагол, обозначающий "танцевать, прыгать, скакать" с древнееврейского переведен как "ликовать, радоваться, веселиться".
А по поводу похоти в отношении танцующих, ответила бы местом из послания Титу 1:15 - "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу."
 
читайте в разделе Теология обратите внимание

Святая Благодать - Вадим Рыжков

Видящие Младенца - Галина

Притчи, глава 1 - перевод с иврита - Инна Гительман
Все переводы с иврита сделаны мною с помощью Господа.

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Какое счастье - Елена Качан

Поэзия :
Вновь быть может скоро............. - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)

Поэзия :
Гимн репатриантов - Александр Грайцер

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100