Для ТЕБЯ - христианская газета

Последний день Помпеи
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Последний день Помпеи




В этом году исполняется ровно сорок лет, когда я, по приглашению своего жениха - будущего мужа, провела отпуск в Ленинграде и Выборге. Мой избранник в это время был курсантом ВАТУГА и не мог свободно распоряжаться своим временем. В первое воскресенье он, получив увольнительную, поехал со мной в Ленинград. Тогда была популярной песня Эдуарда Хиля, в которой есть такие слова: «Не изменяя весенней традиции, дождичком встретил меня Ленинград…», а нас в тот день - ливнем, поэтому мы даже не сошли с прогулочного катера в Петродворце, а возвратились к Дворцовой набережной. Погуляв по Летнему саду, сделав несколько снимков у статуй, мы пошли на экскурсию в Русский музей, так как Эрмитаж в тот год был закрыт на реконструкцию.
Экскурсовод вела нас по залам и у некоторых картин останавливалась на несколько минут, для краткого ознакомления с автором и сюжетом. Так мы вошли в зал, на одной из стен которого висела картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» - потрясающая панорама противостояния человека и взбунтовавшейся стихии. Экскурсовод говорила приблизительно так, что в основе этого гениального полотна - лежит идея борьбы человека с судьбой, которую здесь олицетворяют стихийные силы природы. Гибель надвигается с неотвратимой жестокостью, подобно античному року, и человек, со всем своим разумом и волей, не в силах противостоять судьбе; ему остаётся только с мужеством и достоинством встретить неизбежную смерть.
Я осознаю, что художник запечатлел на картине один миг, а кажется, всё на ней движется: вот сейчас эта падающая статуя раздавит кого-то, а под копытами коня может погибнуть чудесный малыш, лежащий на груди молодой женщины, если она не успеет очнуться от обморока и защитить его. Ещё различимы лица людей, но тучи пепла и огня уже нависли над ними. И этим молодым юношам, несущим отца, не убежать с «дорогой ношей». И все люди, изображенные на картине, как бы говорят нам: «Прощайте! И мы жили и радовались как вы, но внезапно всё для нас изменилось…».
«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон», - увидев эту картину, написал А.С. Пушкин.
Трагедия, случившаяся в августе 79 года нашей эры и отображенная на холсте красками, через столетия, волнует сердца людей. Взглянув на неё, человек испытывает шок, необходимый для того, чтобы ценить каждый миг жизни. Эту картину можно рассматривать часами, но… экскурсовод пригласила нас пройти уже к другой картине А.А. Иванова, которая занимала всю стену и называлась «Явление Христа народу».
Экскурсовод вдохновенно рассказывала нам: «Обратите внимание на фигуру мужчины вдали - это Иисус Христос, на Которого людям указывает Иоанн Креститель. Он несёт человечеству свет и надежду. Люди на берегу давно ожидают Его - обещанного Спасителя!». Но для меня весь этот «сказочно-мифический» сюжет и его персонажи были чуждыми и не волновали меня. Мой взгляд скользил по этому полотну, оставляя меня равнодушной к отображенному на нём Библейскому сюжету. ( Я и не подозревала в тот момент, что через годы, всё запечатлённое на этой картине оживёт для меня, при чтении Слова Божьего и я в своей жизни встречусь с воскресшим Спасителем ). Но тогда стояла, слушала и запоминала информацию о том, что А. Иванов писал эту картину в Италии (20 лет!), что на родине не все поняли её и приняли и что художник умер в нищете. В завершении экскурсии мы попали в зал, где нам показали известную картину Казимира Малевича «Черный квадрат» и ещё всякую пёструю абстракцию. Я не знаю, что бы сказал Карл Брюллов, глядя на эти «шедевры», но и их кто-то назвал искусством…
Моё приобщение в детстве к «прекрасному» началось с двух картин, висевших в нашем доме. Первая – это «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина, изображающая поломанное бурей огромное дерево с медвежьим семейством на нём. Вторая - «Охотники на привале» Василия Перова, где трое охотников сидят с разложенными трофеями и делятся своими успехами. Растиражированные тысячными экземплярами, эти бумажные «полотна» украшали интерьер многих домов. Не каждому человеку Бог даёт талант живописца, поэтому мы с уважением относимся к тем, кто его открыл в себе. О нелёгкой судьбе знакомого мне человека, одарённого талантом художника, мне хочется рассказать.
Напротив дома дедушки с бабушкой, жила девочка Женя, которая часто звала меня к себе играть. Как-то, когда я в очередной раз пришла к своим родным, Женя опять зазвала меня к себе. Она постелила небольшой половичёк в уголочке между фасадом дома и капитальным каменным забором - с одной стороны и небольшим деревянным заборчиком, отделявшим соседний двор - с другой. Принесла своих тряпичных кукол, набитых отрубями и опилками и мы стали играть, изображая мам. Женя была старше меня на два года, а мне, в то время, было пять лет. Мы кормили своих мнимых «дочурок», что-то им напевали и были уверенны, что находимся в абсолютной безопасности. Как тут, из-за забора, показалось ужасное чудовище, которое рычало и прыгало. От неожиданности и испуга мы с Женей подняли страшный визг. Чудовище замерло и пропало, а вместо него мы увидели озорное лицо соседского мальчика, хохочущего от «удачной» шутки. Оказывается, он из папье-маше сделал страшную маску и прыгал в ней перед нами. На наш крик прибежала его мама, тетя Надя, успокоила нас и поругала своего сорванца. Так я познакомилась с Сашей Корыстиным и «страшной» силой искусства.
Саша жил с мамой в небольшом домике. Его папа, коренной москвич, познакомился с мамой во время ВОВ, при освобождении нашего Бессарабского края. После войны тётя Надя с сыном ездила в Москву, но, по многим житейским причинам, не смогла прижиться в большом городе и возвратилась домой. Помню один праздничный концерт в Доме культуры. Все люди были нарядно одетыми, но, когда пришла тётя Надя, такая красивая в тёмно-синем панбархатном платье, её можно было сравнить с прекрасной картиной в дорогой оправе. Все взоры были обращены на неё, а она держалась как королева. В основном я видела Сашину маму в сапогах и фуфайке, когда она шла мимо нашего дома на свиноферму - свою тяжёлую работу.
Сашин талант художника обнаружился рано, но так как в селе негде было учиться мастерству, он тренировался, рисуя копии картин. Иногда он гостил у отца в Москве и возвращался в село с чувством своей неординарности и превосходства над сверстниками. Он рос очень свободолюбивым мальчиком. Вскоре, после окончания школы, он поссорился из-за девчонки с одним парнем. Тот парень решил проучить Сашу и подстерег его с двумя своими товарищами. Но они не знали, что Саша всегда носит с собой скальпель, применяя его как перочинный нож. Защищаясь, Саша нанёс глубокие раны своим обидчикам, пролил кровь. Это было очень громкое для села дело, родители и родственники тех парней грозились убить Сашу и проклинали его. По этому делу состоялся суд и все участники драки получили справедливое наказание.
После окончания тюремного заключения Саша возвратился с большой суммой денег, заработанной своим талантом и они с матерью начали строить новый дом. Заложили крепкий фундамент, подняли стены и накрыли крышу. Но, оказалось, что все прежние неурядицы: жизнь без мужа, тяжёлая работа в колхозе, переживание за сына в заключении, постройка дома, подорвали здоровье тёти Нади. Она стала угасать на глазах и скоро умерла. Тогда я впервые услышала это страшное слово - рак. Её родственница рассказала мне такой факт, что, не зная своего диагноза, тетя Надя поехала на очередное обследование к своему лечащему врачу. Когда она ждала приёма у двери кабинета, то услышала громкий возглас врача: «Как, она ещё жива?! А я думал, что её уже полгода как нет!». После смерти матери Саша чувствовал себя очень одиноким, хотя рядом жила родная бабушка с семьёй тёти. Он начал зарабатывать хорошие деньги, посещать рестораны, пить крепкие дорогие напитки и не замечал, что нравственно опускается все ниже и ниже.
Однажды Александр решил проводить меня домой после вечернего киносеанса. Он всю дорогу хвастался мне, что стоит ему только захотеть и он бросит пить, что у него очень большая сила воли, что он быстро может заработать большую сумму денег, что у него много друзей и его знают в «элитных» кругах Измаила. Мне было очень жаль его, а образ его шумной богемной жизни для меня был неприемлем. Не добившись в тот вечер от меня поцелуя, Саша потерял ко мне интерес. Александр влюблялся в красивых девушек и его любили, но он так и не женился, не создал семью, не родил наследника, не достроил дом, который долгие годы стоял с заколоченными черным рубероидом окнами. А воля у него, действительно, была сильная, так как он несколько раз бросал пить и держался долгое время трезвости, но потом срывался и пропивал всё до копейки.
Я сама не видела, но от многих слышала восторженные отзывы о талантливой копии картины «Последний день Помпеи», которую Саша нарисовал на стене в своём доме. Кто заходил к нему, видели эту огромную картину, и застывали пораженные ощущением неотвратимости смерти. ( Как-то мой муж купил в книжном магазине репродукцию этой картины. И я допустила большую ошибку и беспечность, потому что разрешила повесить её над нашей кроватью. Она провисела несколько лет, но потом вразумленные, что нашим подрастающим детям не хорошо всё время смотреть на эту фатальную картину, мы заменили её - спокойным пейзажем зелённого леса. Как же нам необходима мудрость, чтобы верно избирать, какие картины вносить в свой дом!)
А копию картины в Сашином доме невозможно было снять, вынести или продать. А можно было только соскоблить или уничтожить вместе с домом. Не знаю, в какой момент жизни он написал её. Может быть когда умерла его любимая мама и для него весь мир рухнул… Все эти «люди» на картине немые свидетели его взлётов и падений. Он знал их, каждый их взгляд, жест, поворот головы и даже складки на одеждах. Передавая совершенство и красоту той женщины в центре полотна, он искал эти формы в реальной жизни. Он часто уезжал из дома и мог бы затеряться в нашей большой стране, но каждый раз возвращался сюда, в этот домик, как будто люди на картине его звали, ждали и не хотели отпускать.
В один из периодов очередного «очищения», Саша получил главный заказ реализации своего таланта. Его попросили написать несколько икон и картин для православной церкви нашего села. Главным полотном была копия картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Она и сегодня висит над входом в алтарь и прихожане в церкви смотрят на неё.
За эту работу Саша получил большую сумму денег и мог бы безбедно жить, разумно ими распоряжаясь. Но прикосновение к церковным святыням не освободило Сашу от порочных греховных привычек и он не смог удержаться от соблазнов и опять запил. А ещё он пристрастился к наркотикам и из этой беды уже не смог выбраться. Однажды, не имея денег на спиртное, он выпил какую-то жидкость и сжег свой желудок. Через некоторое время он умер в страшных мучениях. Но я очень надеюсь, что, осознавая свой конец, он воззвал к Тому, Кто на «Тайной вечере» восседает в центре и имя Которого - Иисус Христос.
Моё огромное желание, чтобы люди в церкви, глядя на эту картину, нарисованную Сашей, открыли для себя, в чем есть тайна этой «Тайной вечери». И не повторяли моей ошибки, когда я стояла перед великим полотном «Явление Христа народу» и ничего во мне не восторгалось моим Спасителем. Потому что сила не в красивых картинах, а в Слове Бога, Который живёт в наших сердцах!
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Иоан. гл.13 ст.34)
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». (Иоан. гл.14 ст.21)
В этих словах открывается тайна «Тайной вечери», сохраните их в чистом сердце и исполняйте их.
Дорогой мой друг, не жди свой «Последний день Помпеи», который может превратить всё в «Черный квадрат», а пока ты полный сил, открой Библию – Слово Божье и встреться со своим Спасителем.



Об авторе все произведения автора >>>

Васильева Валентина Яковлевна Васильева Валентина Яковлевна, Измаил, Украина

 
Прочитано 4225 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
некто. 2013-08-02 14:20:40
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,"
Изображать Господа Иисуса Христа, это грех, независимо от закона.
"Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем."(2 Кор 5,16)
Будете еще счастливее, если снимите со стены изображения Господня.
 Комментарий автора:
Благодарю за отзыв и пожелание счастья. Но снять изображения не могу, по причине их полного отсутствия. Все иконы еще мой папа - идейный коммунист вынес до моего рождения. А Сашину копию "Тайной вечери" я видела в провославной церкви, когда, будучи атеисткой, хоронила маму. А мой рассказ и призывает не полагать свою надежду на картинки, а изучать Слово Божье и свято исполнять Его. Поэтому и прошу, вас, вместе молиться за прозрение людей, да обретут и они счастье.

некто. 2013-08-03 09:49:53
Я ошибся, поэтому извиняюсь, и рад за вас. Не часто видим людей христиан повиноваться Слово Божьему.
 Комментарий автора:
И я рада за вас и вашу ревность - о чистоте христианской веры.
Божьих вам благословений!

брат Викторея 2013-08-07 12:44:47
"ничего во мне не восторгалось моим Спасителем."Вера не в ежедневных сеансах самовнушения,а в мгновенном прозрении(празднике вздоха на полгую грудь)
 Комментарий автора:
Спасибо за отзыв! Правда, напрасно слепому расхваливать цветной мир, необходимо его познакомить с Тем, Кто сотворил глаз. И когда слепой прозрит, то ещё будет упрекать зрячих: "Зачем же вы мне не сказали, как здесь красиво?!". Мы только предлагаем глазные капли, а Господь Иисус Христос силён возвратить 100% зрение. Спешите к Нему!

владимир ефимов 2013-09-02 13:13:47
а я в ленинграде не был,ловлю себяна том,что мало интерисуюсьжизнью других людей,спасибо за память-(5)
 Комментарий автора:
Не грустите о том, что где-то при жизни не побывали. Невозможно обойти все города на земле, но есть один город о ктором нам дано мечтать и где я вам желаю провести вечность. "Есть на небе город, чудный город света... там живут святые!". Постарайтесь своей верой получить в нём вечную прописку! Аминь!

читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Чистые слезы - Васильева Валентина Яковлевна

Прп. Севастиан ... - Девятова Светлана

Самолёты и Вера - Андрей Ефремов
Всё суета и томление духа… Екклесиаст

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Инструменты в Божьих руках - Ирина Шилова

Поэзия :
Милость и любовь. - Валерий Гаращенко

Публицистика :
Фактор религии. Из серии \"Почему пал социализм?\" - Александр Грайцер

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100