Для ТЕБЯ - христианская газета

Мои первый раз в лютеранском собрании (впечатления)
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Мои первый раз в лютеранском собрании (впечатления)


Очень давно собирался посетить лютеранское собрание. До моего визита я по возможности интересовался этим христианским направлением и симпатизировал ему, потому что находил множество близких мне богословских мыслей и суждений. Как-то один лютеранин по удаленной переписке, в ответ на мои вопросы сказал, что отвечать не станет, но рекомендует сходить и увидеть все своими глазами. Ну, так я и поступил.
Итак, поехали.
Сначала я по электронной карте нашего города нашел некую "Евангелическо-лютеранскую общину" с указанием адреса и номера городского телефона. Однако, почему-то сам дом на карте обозначен не был (?). База данных карты больше ничего мне по поводу других лютеранских общин не выдала, поэтому я решил позвонить по имеющемуся номеру и задать один лишь вопрос: по каким дням и во сколько они собираются. В ответ прозвучал голос молодого парня/мужчины.
Сразу же двоякое впечатление: хорошее от того, что голос в трубке молодой, что дает надежду на присутствие в церкви молодежи, а значит и жизни, движения. С другой стороны он сказал, что собрание у них только в воскресенье и только в 10:00. Что конечно меня не обрадовало, потому что сразу говорит о том, что внутрицерковная жизнь не такая уж и "активно-бурлящая", когда в неделе лишь одно собрание утром в воскресенье.
Зная примерное местонахождение общины, мы с женой и ребенком проехали не малое расстояние от центра до окраины города. Пришлось ехать на двух автобусах.
Здание лютеран выглядело как обычный частный деревянный дом с калиткой и цветочками, растущими в маленьком палисаднике. На его крыше был большой деревянный крест, а на его фасадной стене была красивая синяя табличка "Евангелическо-лютеранская община".
Мы немного опоздали (10 мин), потому что по незнанию вышли на две остановки раньше положенной. Пришлось прилично пройти пешком. Как только вошли, услышали одинокий строгий голос женщины, которая читала какой-то знакомый отрывок из библии. Когда мы начали снимать куртки, сразу же к нам в небольшую прихожую вышла пожилая женщина, с доброй и приветливой улыбкой на лице. Она сказала, чтобы мы не чувствовали себя стесненно и проходили в зал. Подождав, пока мы закончили, она показала, куда мы могли бы сесть. Это было очень любезно с ее стороны.
Свободных мест было много. Мы расположились в центре зала, прямо напротив выхода. Позади и впереди нас сидели люди пожилого возраста. На сцене стояла женщина лет 38-40. Это была ведущая.
Литургия прошла в небольшом дискомфорте, потому что часто приходилось то вставать, то садиться, что мешало контролировать шумную активную дочку. Она так и норовила что-нибудь схватить или убежать, пока мы стояли с книжками в руках (читали молитвы). Под конец дочка совсем разошлась, начав разгуливать по залу, садиться в центре и издавать разные звуки. Но к счастью, ситуацию разрядила все та же женщина (которая нас встретила), радостно сказав, что ничего страшного, если ребенок немного пошумит.
Итак, теперь по существу. Скажу положительные и негативные моменты, которые были отмечены после посещения лютеран. А после сделаю общее заключение.

Начну со всего того, что показалось мне положительным:
+ Христоцентричность. Вся литургия крутилась вокруг одного - Христа. Все молитвы, гимны, проповеди и даже странные протяжные "аминь" по три раза - все они были посвящены Иисусу Христу. Не больше, не меньше. На стенах висели многочисленные изображения распятия. Любой слушатель довольно быстро поймет, о Ком же идет речь на литургии. В общем - как в настоящей церкви (а не в неосинагогах).
+ Продуманное и грамотное богословие. Возможно даже самое лучшее, что я встречал в нашем городе. Мне было приятно слышать, как проповедник не боится слова "предизбрание" и употребляет его к событию смерти Лазаря, например. Ничего подобного я в своих кругах не слышал. Чувствовалось грамотное отношение к Ветхому Завету, подчеркнуто названным проповедником именно "Старым Заветом". Соответственно не было фанатичности на почве текстов ВЗ, особенно этих псалмов Давида (будь они неладны...). Что мне, не могло не понравиться.
Чувствуется, что у этих людей есть именно богословие, а не вероучение, состряпанное для жонглирования текстами из библии в своих интересах.
+ Степень сектантства минимальна. Или другими словами, давление со стороны руководства с использованием страха, как главного инструмента контроля над общиной. Ничего такого я не ощутил ни в проповедях, ни в молитвах, ни в общении после литургии. Назвать сектой эту общину язык ну никак не повернется.
+ Степень законничества минимальна. Внимательно слушая проповедь, я почти не обнаружил моментов, которые говорили бы о том, что спасение человека зависит не только от веры в Христа. Не было призывов делать какие-то традиции или действия для того, чтобы "совершать свое спасение". Более того, меня потрясло заявление ведущего литургией, усиленное строгой интонацией: "никакой праведный образ жизни, никакие дела или поступки не спасут нас от суда. Спасти нас способен только Христос, который пожелает помиловать нас. Если Христос захочет помиловать нас, то Он пожертвует даже своими же законами и правилами. Перешагнет через все нормы, и даже через свои же планы только для того, чтобы спасти нас. Потому что милость Его не знает границ. Только на Его милость мы должны полагать всю свою надежду жизни". Эти слова меня потрясли. Это действительно повлияло на меня.
+ Высокая степень евангелизма. Присутствие призывных элементов в проповеди, личные свидетельства. Все это вдохновляет и мотивирует верить дальше. Как бы "оживляет" страницы библии.
+ Тематическое единство и порядок (1 литургия = 1 тема). Четкая структурированность хорошо влияет на запоминаемость и понятность литургии в целом. Все было организованно вокруг одной, заданной темы. А не то, как у нас: выходят 5 братьев и говорят каждый свою тему, иногда даже противоречащие одна другой. В итоге - в голове каша, а запомнились лишь отдельные обрывки. У лютеран с этим все четко и структурировано.

К сожалению, положительные моменты закончились, и начинаются негативные:
- Малое число членов общины. Всего их было около 20 человек. Я знаю, что на то всегда есть скрытые причины. Если община рационально построена и организована, то проблем с численностью долгое время быть не должно. Должен быть хотя бы медленный, но все таки рост численности. Про эту же общину я давненько слышал, что она напротив, постепенно распадается и что в ней остались одни "старушки". Некоторые причины низкой численности я приведу ниже.
- Немецкая ориентированность. Все стихи библии, которые были вывешены на стенах, рядышком имели точно такой же немецкий вариант. Половину всех гимнов, спетых на литургии, почему-то пели на немецком языке. Приглядевшись к членам церкви, я увидел, что почти все они имеют немецкую национальность. Проповедник, которому дали центральную речь в литургии, пожилой старец, приехал из Германии погостить. Он достаточно плохо говорил по-русски. Кто-то мне скажет: а что в этом плохого? Еще не прошло века, как прошла мировая война. Еще не умерли даже все ветераны. Вот представьте, приходит ветеран войны к этим лютеранам, и что он увидит? Врага голимого! Но это, конечно утрировано. Сам народ России тоже еще не совсем забыл своего злейшего врага. День победы еще празднуется, а в школах учат и напоминают о бывших некогда врагах - немцах. И приходит человек, воспитанный в данной среде, и видит эти немецкие стихи, гимны, акценты... Может, как-то по разумнее надо было это все организовать? Церковь, все-таки должна быть ориентирована на общество в котором находится, а не пестрить иной национальностью, что в большинстве случаев оттолкнет людей от нее.
- Церковь или культурный островок? Позади всех лавок стоял стол, на котором стояли три книги, прямо по середине стола, вертикально. В центре, самая большая книга была развернута коркой к залу. Она бросалась в глаза. На ней было написано название крупными буквами: "История немцев". Остальные две книги среди стоящих «особняком» тоже были с таким названием. Меня это повергло в шок. История немцев? Ну почему, почему не библия? Ведь это церковь. Или это...не только церковь? Учитывая их немецкую ориентированность, могу сказать, что это, по всей видимости, не только церковь. Это еще и культурный островок. Он многие годы позволяет сохранить родную культуру внутри чуждой. Это как русские эмигрантские церкви в США. Там тоже, если американец зайдет к ним на собрание, то окажется (о чудо!) в маленькой России.
Естественно, такой островок культурной безопасности создаст уют для членов общины (немцев), но резко оттолкнет носителей иной культуры. Это неизбежно и закономерно. Хотя там и присутствовал некоторый компромисс (наполовину русские тексты, наполовину немецкие), но все же, на взгляд простого русского - это немцы немецкие. И культурный барьер все же есть. На мой взгляд можно было для культурного островка выбрать другое место, но не церковь...
- Высокая степень формализма. Вся литургия была словно "запрограммирована". Все действия четко по инструкции (за исключением проповеди и заключительного слова руководителя), т.е. по книге, в которой было написано, какими молитвами нужно молиться и сколько раз говорить "аминь". В результате такой автоматизации, большая часть всех сказанных молитв и пропетых гимнов были не живыми (говорю только за себя). Хотя, это все же не такой существенный недостаток, если учесть тот факт, что мне никто не запрещал молиться самому, без этих книжек. Но общий фон общины был понятен: формализм чувствовался в воздухе. Было видно, что многие члены делали действия автоматически, сухо и формально. Даже руководитель читал молитвы как-то безэмоционально и безжизненно. Это и не удивительно, если принять во внимание, что он это делает каждое воскресенье и, как я понял, уже не первый год.
- Высокая степень "изолированности" членов общины друг от друга. Это, как мне кажется, напрямую вытекает из предыдущего недостатка. Люди приходят формально и по обыкновению. После собрания стало сразу же ясно, что община в целом не заинтересована в общении ее членов друг с другом. Эти люди пришли сюда не за общением, не за тем, чтобы проводить вместе время. Они пришли за чем-то другим, и это было хорошо видно. Такое ощущение, что когда-то здесь была жизнь и она кипела. Когда-то здесь проводили много времени люди, которым нравилась и была очень интересна тема христианства и церкви. Но только не сейчас. Каждый приходит со своим маленьким миром и после окончания литургии, уносит его с собой, никому не показав. Даже молитва за нужды, которая была в конце, построена таким образом, чтобы поддержать эту изолированность. Вместо того, чтобы призвать всех озвучить свою нужду для общей молитвы, лидер сказал, чтобы каждый молился о своих нуждах. И в эти десять секунд, у людей двигались губы, была почти полная тишина...Это, возможно покажется достоинством для тех, кому хочется, чтобы его никто и никогда не трогал. Чтобы никто не грузил его чужими проблемами и не лез в его собственные. Однако...
- Руководитель общины, немного о нем (то есть, о ней). Многое можно сказать об общине в целом, внимательно рассмотрев ее лидера. Я уже упоминал о ее формализованном стиле ведения литургии. Поэтому, расскажу о том, что было после. Она подошла к нам и приветливо предложила познакомиться. В целом, было заметно, что это уже не та строгая и выразительная ведущая, а довольно мягкая и тихая по характеру. После краткого представления, мы вышли вместе с ней на улицу. Она любезно показала остановку, где лучше выходить и садиться на ближайший автобус. После этого она робко сказала, чтобы мы приезжали в церковь, хотя бы по праздникам. "Ведь нужно помнить о своей душе" - сказал она. И мы попрощались.
Такое впечатление, что главная ее задача была – провести литургию. Больше ничего ей нужно не было. А может быть, ей было просто это поручено. Этого я не знаю. Но могу сказать, что увидел ведущего литургией. Но лидера (грамотного организатора) у данной общины я не увидел. Община была будто без руководства, а на «автопилоте».
Сразу отмечу, что не считаю чем-то отрицательным тот момент, что лидер общины – это женщина. Я считаю, что руководитель может быть эффективным независимо от своего пола. Но к сожалению, это не тот случай…

Заключение:
Подводить итоги всегда сложно. От заключения ожидают решения, чем-то похожего на вердикт судьи. Какая она, лютеранская церковь? Хорошая или плохая? Черная или белая? Божья или не Божья? Ответы на эти вопросы вы не найдете в моем заключении. Кроме, пожалуй, одного: да, лютеранская церковь - это церковь от Бога. Это церковь Иисуса Христа. И Он там, безусловно, присутствует.
Дам краткую характеристику данной общины. Это евангельская община, протестантской направленности. Численность членов составляет примерно 20 человек. Подавляющее большинство человек - люди пенсионного возраста. Молодежи практически нет, кроме двух молодых парней лет 18. Направление церкви - строго традиционное, в силу преобладания лиц пожилого возраста. Пелись традиционные гимны и проповедник несколько раз подчеркнул, что традиционность - это свято и истинно ("не_то_что_сейчас"). Я не стал относить этот момент к ряду недостатков, потому что счел это естественным явлением, когда в церкви нет молодежи. Хотя отмечу, что такая приверженность традициям совсем не пойдет на пользу развитию церкви, а как раз наоборот, дополнит препятствий для вхождения новых лиц в данную общину.
Для кого эта община? Если ваша национальность – немец(немка), вам за 50 лет, вам комфортно, когда вами руководят четкие инструкции и вы не любите, когда вас грузят чужими проблемами и лезут в ваши дела, то подобная община – как раз для вас. Вам будет в ней вполне комфортно.
Хочу отметить, что я не сторонник делать выводы о целых направлениях на основе одного лишь его представителя. Я убежден, что больше всего факторов зависит именно от местного руководства отдельно взятой общины, а не от богословского фундамента направления в целом. Верна старая поговорка "каков поп - такой и приход". Поэтому, тем, кто захочет сделать вывод обо всех лютеранах на основе данной статьи хочу сказать - не делайте этого! Лучше поступите так же, как поступил я - найдите адрес ближайшей общины и посетите ее лично. И для вас она может оказаться как лучше данной общины, так и хуже. Это справедливо не только к лютеранам, но и к любому другому христианскому направлению. Смотрите на каждую общину в отдельности, а не на направление в целом. И снова я подчеркну: эта статья не о лютеранском направлении, а об отдельно взятой лютеранской общине.
Данная статья является субъективной точкой зрения одного человека и не претендует на истинность содержимого.
Комментарий автора:
Эта статья не о лютеранском направлении, а об отдельно взятой лютеранской общине.
Данная статья является субъективной точкой зрения одного человека и не претендует на истинность содержимого.

Об авторе все произведения автора >>>

Евгений Иванников Евгений Иванников, Анжеро-Судженск, Россия

e-mail автора: crypticw@mail.ru
сайт автора: vk

 
Прочитано 2362 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

В.М.Еремина Зарождение сектантского движения в недрах Православной Церкви - Падо Андрей

Кто будет брошен в озеро огненное? - Николай Николаевич
В чем опасность спасения делами? Это спасение исключает Жертву Иисуса Христа в деле спасения человечества, как Спасителя. Заслужить Божью милость через сделанные дела — это как бы плата за милость. Милость не была бы милостью, если бы за нее платили.

Своя-моя вера! - Андрей Марченко

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Мудрых не бывает много - Алла Войцеховская

Крик души :
Горькая исповедь - Руслан Гунько

Поэзия :
Псков - Дом Святой Троицы - Варвара Скобарка

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100