Для ТЕБЯ - христианская газета

Зачем "Введение Богородицы во храм"?
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Зачем "Введение Богородицы во храм"?



С 4 декабря Православная Церковь отмечала праздник: "Введение во храм Пресвятой Богородицы". Хороший, благочестивый праздник с вечерним и утренним богослужениями во время Рождественского поста. Но почему-то у меня от церковных рассказов о введении девочки Марии в Святое святых храма остался на душе осадок какой-то искусственности, неправды, что ли?
-- Во-первых, меня смущало то, что христиане стали отмечать этот праздник, да ладно бы праздник – само это событие лишь спустя века: в раннем средневековье?
-- Во-вторых, непонятно, почему и, главное, ЗАЧЕМ такое событие, как введение в храм маленькой девочки, Марии, возведено в нашей Церкви в ранг одного из важнейших двунадесятых Христианских праздников? Тем самым как бы приравняв его по своему значению в жизни Церкви, например, с Рождеством Христовым, с Крещением Господним или с Троицей.
-- И третье, что меня смущает, на каком основании, отмечая праздник введения Богородицы во храм, обязательно рассказывают о введении Ее в Святое святых? Рассказывают о Святом святых, хотя об этом нет упоминаний ни в Библии, ни в раннехристианских Апокрифах, ни в Иудейской литературе. Согласитесь, это было бы настолько уникальное и вместе с тем потрясающее событие в религиозной жизни Иудеи (первосвященник ввел девочку в Святое святых храма Божьего), что скрупулезные евреи обязательно сохранили бы хоть какие-то упоминания в своих летописях или преданиях.
Но, что меня удивило и покоробило, когда захотел узнать в Православной литературе ответы на свои вопросы, то вместо конкретных и обоснованных объяснений я чаще встречал (в том числе и от церковнослужителей) реплики, типа: "Кто вы такие – совопросники века сего, что посмели задавать такие вопросы уже установленному Православной Церковью порядку?". Тут уже даже не столько "из-за", сколько "вопреки" я загорелся желанием основательно разобраться с вопросом: так вводили ли девочку Марию в Святое святых на самом деле или нет? Пусть для кого-то это прозвучит и дерзко, но уж позвольте и простому христианину, имея свой ум и логическое мышление, иногда пользоваться ими!

Вот как рассказано о причине возникновения праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Православном Церковном календаре за 2013 год: "Появление праздника (не ранее VI—VII вв.) вызвано логикой развития … мариологии (учения о Деве Марии как о Богородице, как о соучастнице дела спасения человечества). Об этом хорошо пишет о. Александр Шмеман. "В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил "возрастала" в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Свое Человечество, Свое Тело. Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким Храмом Бога была Дева Мария: "ибо Рожденное от Нее Свято есть".". Тем не менее, в основе праздника все-таки "лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, во Иерусалимский храм" (разумеется, только в храмовый "Двор женщин"! – Ю. Р.). Но в богослужебных текстах праздника это неприметное для современников Марии событие "обрастает постепенно поэтическими или символическими подробностями, подчеркивающими тот смысл, который увидела в нем Церковь. …То же самое можно сказать и о других богородичных праздниках".[1]
То есть, не важно, вводили ли на самом деле или не вводили девочку Марию в Святое святых – согласно средневековому Церковному учению, раз Богородица была соучастницей дела спасения, то есть как бы Соспасительницей человечества, то должны были ввести.
Скажу честно, меня смутило такое объяснение публичного Православного источника. Ведь если бы Богородица действительно была Соспасительницей Церкви, если бы Она своей непорочностью и праведностью действительно могла войти в Святое святых, отделявшее грешное человечество от Божьей святости, куда единожды в год мог войти только первосвященник (войти с кровью искупительной жертвы за грехи), то тогда не нужна была бы Жертва Христова. В пику такой версии средневековых схоластов Священное Писание говорит, что Иисус Христос для нас, для Церкви, является и искупительной Жертвой, и Первосвященником, то есть Спасителем в полном смысле этого слова. Или Иисус Христос не Спаситель?!!!
В Писании сказано: "Именем Иисуса Христа, … ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4:10-12)", или в другом месте: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1Тим.2:5,6)".[2]
Если бы мог быть еще хоть один соучастник (соучастница) в спасении человечества, то Сыну Божьему (Творцу) не нужно было бы уничижать Самого Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирить Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (см. Флп.2:6-8).
Значит, не по этой причине ввели Богородицу во храм. Но по какой же тогда причине, а может Ее вообще туда не вводили? Да нет, вводили…

Кстати, Иисус Христос ведь действительно рожден от Марии, значит Он часть Ее: плоть от плоти Ее? И это бесспорный факт. Бесспорный и потому, что был рожден от Нее (от смертного человека), именно поэтому Иисус Христос в первое Свое пришествие и пребывал в ветхом теле, в таком же, как у всех нас, и был подвержен страданиям, усталости, болезни и смерти – ибо носил в Себе плоть от плоти Марии (семени Давида). Но когда Иисус Христос воскрес – Он воскрес в прославленном, бессмертном теле (не таком, каком был здесь, на земле), и во второе Пришествие явится Церкви в прославленном теле, во всей славе Своей, чтобы Духом Святым воскресить и нас, ожидающих Его пришествия.
Так что отец Александр Шлеман, мягко говоря, в своих рассуждениях все перевернул с ног на голову. Истина же в том, что Иисус Христос – святой бессмертный Бог – обрел от Марии ветхость и смертность обычного человеческого тела, чтобы исполнить Свою искупительную миссию.
Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. (1Пет.3:18)

Продолжив исследование, я нашел другое объяснение тех событий: "Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском Храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет … Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести – войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев "Святая святых". Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью".[3]
То есть побывать в Святом святых – это нужно было для самой Марии, для начала Ее подготовки, а не как акт "соучастницы дела спасения" – так? Честно сказать, я очень сомневаюсь, что по такой причине (из-за трехлетней девочки Марии), да и вообще по какой либо причине Иудеи согласились или посмели бы пойти на прямое и однозначное нарушение своего религиозного закона. Еще меньше я готов поверить тому, что первосвященник повел бы девочку в Святое святых самостоятельно ни с кем не посоветовавшись, ведь он отлично понимал, что за такой поступок Иудеи побили бы его камнями до смерти. И, наоборот, я охотно поверю, что когда родители Иоаким и Анна привели дочь Марию в храм, там, на ступенях храма, их встретил первосвященник, который по откровению от Бога благословил девочку (наподобие тому, как в храме благословили младенца Иисуса Христа старец Симеон и пророчица Анна), но вводить кого-то в Святое святых …
Все же, несмотря на основательность своих сомнений, допущу, хотя бы гипотетически допущу версию, что первосвященник ввел девочку Марию в Святое святых храма. И что с трех и вплоть до шестнадцати лет, шаг за шагом Дева Мария постигала Свое особое предназначение пред Богом, чтобы исполнить его.
Теперь прочитаем, как Евангелист Лука описал явление Ангела Деве Марии с известием о Ее Богоизбранности (согласитесь, если Она была введена в Святое святых, а затем, живя в храме, готовилась к Своей особой Божьей миссии, то Она не могла не осознавать этого).
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лук.1:26-35)
В русском Синодальном переводе сказано: "смутилась от слов его", но древнегреческий оригинал несет в себе более сильную эмоциональную окраску: Мария не просто смутилась от слов Ангела Божьего, а пришла в полное замешательство, была сбита с толку. Получается, что для Девы Марии неожиданным было не только явление Ангела, но и известие об обретении благодати от Бога.
Так разве приготовила Себя Дева Мария к миссии, как то предполагает второй вариант ответа на вопрос: кому и зачем нужно было вводить Ее в Святое святых храма? Нет, не приготовила. Даже – наоборот, в Евангелии от Луки подчеркивается Ее простота обычной еврейской девушки и что весть о Божьем благословении была для Нее полной неожиданностью, даже растерялась Она.

И снова я стою перед вопросом: кому и, главное, зачем надо было вводить девочку Марию в Святое святых храма Божьего в Иерусалиме? Но раз задумал докопаться до истины, продолжу исследование хотя бы в ответ на: "да как вы смеете…?!". Все же лучше всего последовать совету Козьмы Пруткова: "Смотри в корень" и самому изучить первоисточники. Ибо, изучая комментарии, я только еще больше запутал себя и вас, дорогие читатели (воистину, сколько людей, столько и мнений).
Рассказывая о жизни Девы Марии, современные авторы ссылаются на два документа-первоисточника: на апокриф II века "Протоевангелие Иакова", и на документ IX или X века: латинскую версию истории о Деве Марии "Евангелие Псевдо-Матфея".
В связи с тем, что "Евангелие Псевдо-Матфея" было написано спустя тысячу лет после жизни Девы Марии и не является научным исследованием раннехристианских первоисточников I-II веков, его историко-биографическую ценность считаю очень сомнительной, поэтому изучение древних документов-первоисточников ограничу "Протоевангелием".

В книге сказано, что "Протоевангелие Иакова" написано Иаковом: "Я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод".[4] Из чего предполагается, что автор книги: Иаков, сын Иосифа, мужа Марии, от его предыдущего брака. Но пусть даже если это был и не брат Господень, все равно, в те времена еще были живы люди, которые знали Марию и братьев Господних, и могли подтвердить или опровергнуть описанные события. Посему документ достоин доверия и внимательного изучения – не так ли, уважаемые читатели?
Рассказ о Деве Марии начинается с того, что Ее родители долго были бездетными, и тут они узнают от Ангела Божьего радостную весть, что у них будет ребенок: "И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь".[5]
Тут я вспомнил, что в законе Моисеевом сказано: "Отдавай Мне первенца из сынов твоих (Исх.22:29)", или в другом месте: "Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лук.2:23)".
Пусть благочестивая Анна, ранее перенесшая столько унижений из-за своей бездетности, в знак особой признательности готова была посвятить Божьему служению в храме свою дочь, но разумно ли такое обещание. Пусть даже Иоаким поддержал свою жену в этом. Но, спрашиваю, почему первосвященник не удержал родителей от исполнения их обета? Зачем он лишил родительского тепла и заботы маленькую девочку, чтобы потом, через девять лет все равно удалить Ее из храма Божьего, дабы не осквернила Она его в силу своих физиологических особенностей (став девушкой)?
В укор мне могут сказать, но ведь были в Ветхом Завете исключения: вспомни о пророчице Деворе (см. Суд.4:4), или вспомни о хлебах, данных Давиду (см. 1Цар.21:1-6). Бесспорно, что Господь Бог вправе поступать по Своей воле, но в данном случае я задал вопрос: ЗАЧЕМ? Посмотрите в Евангелиях: сами Мария и Иосиф, родители Иисуса Христа, так не стали делать, наоборот, потеряв, они искали Сына, пока не нашли в храме и не взяли домой (см. Лк.2:43-51). Но я немного отвлекся, продолжу чтение "Протоевангелия Иакова".
Далее идет повествование о том, как первосвященник встретил и благословил девочку Марию: "И вот исполнилось ребенку три года … И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника".[6] … И все! Ни о каком восхождении по ступеням, ни о каком введении в Святое святых храма ничего не сказано в сем документе-первоисточнике!
Вполне допустимо, что первосвященник, пророчески предвозвестив, что от Девы сей будет рожден Искупитель – Мессия Израиля, из-за этого и оставил Ее в храме. Логично? – Логично.
А вот про Святое святых то…! Ну да ладно, не будем занудами, лучше давайте дальше почитаем историю о Деве Марии.
"Когда же ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с нею, чтобы она каким-либо образом не осквернила святынь? … И первосвященник, надев додекакодон, вошел в Святая святых и возносил молитву о ней"[7] – вот где упоминается Святое святых, спустя девять лет, но и сейчас первосвященник входит туда один. Получается, что поздние рассказчики немного приукрасили историю о жизни Девы Марии: видимо из благих пожеланий придать Ей еще больше блеска и славы Божьей? Но такое приукрашивание, хотя и придало празднику благозвучия, ведь "Праздник введения Богородицы в Святое святых храма", звучит намного торжественнее чем "Праздник введения Богородицы просто в храм" – стало "медвежьей услугой". Посмотрите, сколько из-за этого произошло споров, недоверия и осуждений среди христиан разных деноминаций. Нет, хотя поговорка и говорит, что кашу маслом не испортишь, но иногда можно и "перемаслить".

Выбор Божий пал на Иосифа, и он забрал Ее к себе домой: "И сказал Иосиф Марии: Я взял тебя из храма Господня, и теперь ты остаешься в моем доме, я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь к тебе".[8] Далее, судя по рассказу "Протоевангелия" Дева Мария, жила в доме Иосифа четыре года, как обрученная ему, пока не исполнилось Ей шестнадцать лет.
"И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! … И тогда предстал пред нею ангел Господень и сказал: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его" … Было же ей шестнадцать лет, когда совершались таинства эти. Шел уже шестой месяц (ее беременности), и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел ее беременною".[9] Теперь, когда появилась возможность сравнивать текст с Евангелиями, я увидел много несоответствий между Библией и "Протоевангелием Иакова".
Во-первых, сразу бросилось в глаза, что согласно "Протоевангелию", Дева Мария прожила у Иосифа четыре года, прежде явления Ангела Господня с благой вестью. В Евангелиях же сказано, что Она забеременела прежде, нежели они сошлись вместе: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались (сошлись вместе) они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. (Матф.1:18)".
Во-вторых, реакция Иосифа, показала его не то, что не праведным, а даже богохульником. Он, судя по рассказу "Протоевангелия", избранный блюсти и воспитывать девочку Марию, когда Ей было всего двенадцать лет, вместо этого ушел на четыре года по своим плотницким делам. А потом, когда вернулся и увидел Марию беременной, начал ругать Ее, начал сетовать на себя и на Бога, что не соблюл непорочности Девы. Да еще какими словами сетовать: "Не случилось ли со мною то же, что с Адамом? Как тогда, когда Адам славословил (Господа), явился змей, и увидел Еву одну, и обольстил ее, так произошло и со мною".[10]
Дальше еще больше расхождений: то книжник Анна бежит к первосвященнику с жалобой, что Иосиф "опорочил, нарушил брак и не сказал об этом сынам Израиля".[11] (?!) Потом, во время переписи Иосиф якобы ломает голову, записать женой, а может не женой, а дочерью, законно обрученную ему жену Марию? Когда и в "Протоевангелии" Мария была обручена Иосифу, и в Священном Писании сказано: "Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна (Лук.2:4,5)".
Далее в "Протоевангелии" написано: "И прошли половину пути, и сказала ему Мария: сними меня с осла, ибо то, что во мне, заставляет меня идти. И он снял ее с осла и сказал ей: куда мне отвести тебя и скрыть позор твой? Ибо место здесь пустынно. И нашел там пещеру, и привел ее, и оставил с ней сыновей своих, и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема".[12] Евангелие же описывает рождество Христово совсем по-другому: "Когда же они были там (в Вифлееме, ибо Христу надлежало родиться именно в Вифлееме), наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лук.2:6,7)".
Далее повествование в "Протоевангелии Иакова" идет в таком же духе: много, очень много разногласий со Священным Писанием. А жаль, такое хорошее было начало, но когда дело дошло до описания событий, известных нам по Библии, я увидел не просто расхождение в мелочах, но почувствовал, что сам дух повествования другой – не такой, как у Евангелистов.
Кстати, просмотрев литературу, я узнал, оказывается: "Против Протоевангелия резко выступал Иероним; в V веке оно было включено в список запрещенных книг. Популярным было Протоевангелие на Востоке: оно читалось, толковалось, дало основание для ряда Богородичных праздников, в частности, рождества Богородицы, введения во храм. Но и на Востоке оно иногда упоминается в списках "отрешенных книг". На Русь "Иаковлева повесть" пришла в XII в.; еще в XIV в. эта повесть встречается в списках запрещенных книг {см.: Кобяк Н. А. Индексы "ложных" и "запрещенных" книг и славянские апокрифические евангелия. М., 1983}".[13]
Итак, описание событий в "Протоевангелии Иакова" нельзя считать безупречно достоверным.

Неужели исследование комментариев и древних христианских Апокрифов ничего нам не дало? Дало, и еще как много дало, но не для схоластического буквоедства (именно так было или немного не так было?), а в понимании духовной жизни Иудеев накануне явления Иисуса Христа. Помните поговорку: "Не бывает дыма без огня"? Поэтому, учитывая распространенность "Протоевангелия Иакова" среди церквей начиная со второго века, можно сказать, что было на самом деле, что когда родители Иоаким и Анна ввели девочку Марию в храм, Её принял и благословил священник. Благословил по откровению Свыше. И это благословение священника в храме, наряду с другими пророчествами о Мессии, послужило к созданию в среде народа особой духовной атмосферы ожидания скорого явления Христа – Спасителя Израиля. Этим ожиданием грядущего прихода Мессии буквально до преизбытка были напитаны сердца и умы Иудеев к началу служения Иоанна Крестителя – Предтечи Иисуса Христа.
Вспомните Писание: "Тут была также Анна пророчица, … и она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. (Лук.2:36-38)".

Так же и сейчас, через пост и праздник "Введение Богородицы во храм", Дух Божий возбуждает в сердцах верующих жажду нетерпеливого ожидания (скорее бы!) Рождества Христова. И влекомая Духом, Церковь Христова ожидает не просто праздника Рождества с его елками и подарками, а Самого Иисуса Христа – Его второго Пришествия, чтобы обрести избавление.
С Рождеством Христовым вас!
Благословен Царь, грядущий во имя Господне!

Погребняк Н. 2013




Сноски
1. Рубан Ю. "Одушевленный храм": статья на Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
2. Библейские цитаты приведены в Синодальном переводе и выделены курсивом.
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Богородица. Молитвы Богородице. Стихи о Богородице. Иконы Богородицы: Энциклопедия людей и идей (источник: Богослужение в Православной Церкви. Часть VI).
4. Википедия. Свободная энциклопедия/ Протоевангелие Иакова.
5. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.IV.
6. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.VII.
7. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.VIII.
8. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.IX.
9. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XI-XIII.
10. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XIII.
11. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XV.
12. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XVII,XVIII.
13. Свенцицкая И., Трофимова М. Апокрифы древних христиан: Протоевангелие Иакова.


Библиография
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Богородица. Молитвы Богородице. Стихи о Богородице, Иконы Богородицы: Энциклопедия людей и идей [Электронный ресурс]/ Источник: Богослужение в Православной Церкви. Часть VI. – 2013. – Режим доступа http://www.abc-people.com/shop/virgin_in_church.htm свободный.
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии [Электронный ресурс] / – Электронные текстовые данные. – Библиотека Русской религиозно-философской и художественной литературы "Вехи", 2007. – Режим доступа http://www.vehi.net/index.html свободный.
5. Рубан Ю. "Одушевленный храм": статья на Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы [Электронный ресурс]/ Ю. Рубан// Православный Церковный календарь за 2013 год. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://azbyka.ru/days/prazdnik-vvedenie-vhod-vo-hram-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii свободный.
6. Свенцицкая И., Трофимова М. Апокрифы древних христиан: Протоевангелие Иакова [Электронный ресурс]/ И. Свенцицкая, М. Трофимова; Библиотека Гумер. – Электронные текстовые данные. 2008. – Режим доступа http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Svenc_08.php свободный.
Комментарий автора:
Зачем христианам праздник "Введение Богородицы во храм"? И еще, что лежит в основании этого праздника - праздника накануне Рождества Христова?
P.S. Информация для протестантов в конце статьи.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 2102 раза. Голосов 4. Средняя оценка: 3.25
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Леонид Леон 2013-12-26 05:53:43
Спасибо, брат, за очень основательную статью. Но внемлют ли ей православные христиане? - Думаю, что нет. Что же касается священников православия - они слепо следуют ,,предписаниям" вышестоящих иерархов, и таким образом имеют священнический ,,кусок хлеба"... А ведь логика-то простая: никогда в истории Израиля не было такого случая, чтобы особу женского пола, а тем более дитя-отроковицу вводили в Храм Божий, не говоря уже о Святом Святых. Туда мог войти только раз в год Первосвященник для особой миссии. Это же знает любой ортодоксальный школьник-еврей любой религиозной школы! Но...- Твердить и навязывать ,,мариологию" было выгодно кому-то почти 1,5 тысячи лет тому назад. Вот и дурманят людям мозги по сей день. Всех благ тебе, брат!
 Комментарий автора:
Здравствуйте, брат во Христе, Леонид!
За три недели, как я выложил статью на феесбуке, пришло несколько отзывов от Православных христиан. И, что может показаться протестантам необычным, но негативных отзывов не было. Были отклики на мои вопросы: "Стило ли их поднимать, если никакого вреда от праздника нет, только лишь благо?". А еще были благодарности за то, что напомнил верующим, что Рождество Христово, это не просто праздник с елками, а возгорание ожидания грядущего Второго Пришествия, как многие евреи тогда ожидали первое пришествие Мессии.
Теперь вопрос: кому было выгодно возвеличивание Девы Марии в Церкви? В четвертом веке, когда христианство получило поддержку властей Рима и император Константин Великий стал играть видную роль в Церкви, его мать, Елена, способствовала культу Девы Марии чтобы иметь историческое обоснование для своего влияния в Церкви. Позже, в Византийской империи возвеличивание Богородицы продолжилось. Это одна, наиболее известная грань ответа на вопрос, кому выгодно возвеличивание Богородицы, но есть и другие, не столь приземленные. Нужно вспомнить, что возвеличивание Девы Марии в Церкви началось гораздо раньше, еще в середине второго века (особенно среди эллинских церквей), и здесь уже трудно ответить однозначно. Конечно, свою роль сыграла и культура и народные обычаи новообращенных христиан – эллинов, но в то же время я не читал, чтобы во втором или третьем веке кого из Мужей Апостольских или Апологетов обеспокоил этот вопрос; другие проблемы в Церкви были более важными.
Мир Вам!

Виталий Балан vitaliy.balan@mail.ru 2013-12-26 22:16:18
Брат Николай, если бы Христос не открыл Себя нам, мы бы все были там, где сегодня православные или католики. Есть общее откровение Бога всем людям, но для спасения необходимо Его,особое откровение...:"И кому Сын хочет открыть" Иоан. Оставьте их, они слепые вожди слепых, а если слепой поведет слепого, то .... К сожалению, и католицизм, и православие есть мертвая вера и религия. Не превратился ли и сегодняшний протестантизм в такое же формальное христиаство,именуемое у нас баптизмом или пятидесятничеством? Зайдите на сайт "Реформатский взляд", прочитайте там статью "Десять заповедей проповедника". Благословений
Служа Ему
Виталий Украина
 Комментарий автора:
Спасибо Вам, Виталий, за отзыв и особая благодарность за то, что познакомили меня с сайтом "Реформаторский взгляд".
Сам же отзыв меня и порадовал, и опечалил. Слава Богу, что Вы познали Спасение во Христе!
Но опечалило меня Ваше, считаю, слишком категоричное суждение о верующих других деноминаций. Поверьте, и среди Православных, и среди Католиков есть люди, познавшие откровение Спасения во Христе, есть люди наделенные дарами Святого Духа и даже крещеные Святым Духом. Читая статью, Вы должны были приметить, что Православное богословие – это не мертвый монолит с единожды и навсегда установившим учением и обрядами, а живой духовный организм, ищущий истины (хотя, должен признать, многие из богословов и иереев ищут не истину, а свою выгоду – но такое творится ведь во всех деноминациях).
А то, что Православная церковь не торопится резко, революционным путем менять свои обряды и праздники, так в этом я вижу мудрость. Потому что большинству "церковных бабушек" дела нет до теологических тонкостей, им нужна стабильная привычная приходская жизнь (подобной стабильности ищет большинство прихожан во всех деноминациях, даже псалмы поют одни и те же из года в год).
Мир Вам! И дай Бог смотреть на братьев во Христе не предвзято: ведь Господь отвечает на молитвы верующих, не рассматривая к какой деноминации они принадлежат.

Виталий Балан vitaliy.balan@mail.ru 2013-12-27 14:56:12
Николай, добрый вам вечер! Очень интересно,даже больше, странно, что вы наз "живой духовный организм,.. и в чем, собственно вы выидите проявление "жизни"? В устоявшихся формах иконопоклонения, поклонения мощам святых угодников, в полном единении с официальной властью? Понимаю, не нам Бог дал право судить или определять, кого в рай а кого в ад, но прошу вас, внимательно и молитвенно порассуждайте над такими текстами из Библии. Иоан 3:1-10 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?" Втор. 4:15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, 17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,.." Брат, мне Бог дал возможностьв свое время встретить весьма искренних православных, которые родились от Слова. И что же? Их выглали прочь, отслужили заупокойную службу при их жизни. Не стоит тратить время на это. Кстати, вы говорите о каком то крещении... Здесь на этом сайте есть моя заметка о крещении Духом Святым. Почитайте, кажется в разделе "Проповеди". Интересно знать ваше мнение. И обьязательно прочитайте рекомендуемые мной книги там, все в инете есть.
Благословений
Служа Ему
Виталий
 Комментарий автора:
Здравствуйте, Виталий! Спасибо большое за отзывы, хотя кое с чем я и не согласен с Вами. Например, почему такое негативное отношение ко всем Православным христианам? Ведь нельзя ассоциировать религиозную систему со всеми верующими. Вспомните, ведь и в древней Иудее, хотя первосвященники и синод преследовали Иисуса Христа, но были верующие в Него и среди простых евреев и среди фарисеев и даже среди членов синода.

Виталий Балан vitaliy.balan@mail.ru 2013-12-27 16:41:58
Николай, кстати, на том же сайте "Реформатский взгляд" в разделе "Библейское богословие" (колонка слева), есть заслуживающая внимания статья К.Я. Хаак, "Святой Дух в действии". Пожалуйсста, прочитайте.
Виталий
 
читайте в разделе Теология обратите внимание

Что такое философия? - Denisenko Anatole
Работа была написана в Украинской Евангельской Семинарии Богословия, Киев (2003-2004 учебный год) по предмету Введение в Философию.

Три основных критерия в Богословии Павла. - Максим Гусев
Три основных критерия в Богословии Павла.

О согласии двух-трeх верующих - Отец Сергий Четвериков

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Срыв - Александр Грайцер

Поэзия :
Я счастлива - Григорович Снежанна

Поэзия :
Не хорошо быть человеку одному (Бт.2:18) - Тихонова Марина

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100