Для ТЕБЯ - христианская газета

Рассуждая о Теле Господнем
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Рассуждая о Теле Господнем


Религиозный догмат (православия, католиков, лютерян) о таинстве Причастия основывается на двух положениях: 1 – это заповедь, данная самим Иисусом Христом и 2 – лишь в этом таинстве подаётся спасительная благодать, в которой происходит сущностное претворение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христа (т.е. Его не только Божественной природы, но и человеческой).
На этом основании, одни считают что, не причащаясь, верующий не имеет полноты благодати, а другие утверждают, что без Причастия нет никакой благодати.

Или исходя из материала - Богословские аспекты Таинства Евхаристии.
архиепископ Тихвинский Константин, Ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, профессор.
«Отрицая протестантский евхаристический "номинализм" мы исповедуем, что христианин входит в тайну Искупления, причащаяясь прославленного Тела Христа. Неизвестное Церкви учение о "воипостазировании" Евхаристических Даров, по сути опровергает реальное превращение хлеба и вина в подлинное Тело и подлинную Кровь Воплощенного Сына Божия».
«Знаменитый святоотеческий тезис "вне Церкви нет спасения" имеет евхаристическое обоснование. Вне Церкви нет спасения, поскольку вне Церкви нет Евхаристии. А без Евхаристии нет ни спасения, ни обожения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности».

Но поставим вопрос более принципиально – способен ли Бог спасти верующего христианина без «обрядового» Причастия?
Преп. Серафим Саровский говорит, что если так случилось, что не было Причащения, то Бог может причастить через Ангела.
Но мы не погрешим против истины, если скажем, что в действенном смысле Бог Творец «не нуждается в служении рук человеческих, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» Деян. 17: 24-28

Если и проходит таинство Причастия как преложение Святых Даров, то это одному Богу известный, выбранный Им способ совершенствования (обожения) верующих в Иисуса Христа. Для чего такое скрупулезное богословское процеживание «истин»: именно «плоть» и именно «кровь»… «прославленная» или нет… «воипостазирование» это или иначе… «преложение или пресуществление»… «повторение жертвы» или лишь констатация жертвы на голгофе и т.д.?
Для того, чтобы показать своё правое исповедание веры?
Не подобный ли это случай, когда Иисус обличал фарисеев: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие»?
Ведь, есть же в Новом Завете о том, какое было «хлебопреломление» у первых христиан.
И есть по этому поводу Апостольское слово, где речь идет о святом отношении к Телу Господнему, Которое Он предал за жизнь мира, и о том, чтоб быть достойным этой священной традиции
Даже там, на что обычно пытаются сослаться: "Когда хлеб едите, не Плоти ли Иисусовой приобщаетесь", это снова идет речь о святыни, о духовном приобщении к Плоти, отданной за жизнь мира, о следовании за Христом. И никакого мистического истолкования здесь нет.

Целесообразнее смотреть на Причастие, как на заповедь Христа, в соблюдении которой приходит спасительная благодать и полнота Божьего благословения. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (К Римлянам 10:9,10).
Трапеза Господня, в сущности, есть служение веры и исповедания Иисуса Христа.

То, что различное исповедание истины веры, различное личное посвящение и исполнение воли Бога, предполагает различную полноту благодати, это есть. Но и здесь не погрешим против истины, если скажем, что мерилом всякого благого дела для христианина будет являться сердце. Вроде как «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор. 13:3)

В другом случае, заповедь дается для промысла Божьего.

Но прежде, чем исследовать аспекты «сердца» и «заповеди» в Таинстве Причастия, мы выслушаем богословское «возражение», которое гласит, что «смысл боговоплощения пропадает без действия претворения хлеба и вина в плоть и кровь».
«Для Православия фундаментальнейшим утверждением является истина, что мы причащаемся тому самому Телу, которое Христос воспринял в Воплощении, исцелил и обожил. Без этой веры теряет полноту и смысл сама тайна Спасения и Искупления».

Во первых, мы уже сказали, что физические или «технологические» возможности Бога не логично ограничивать. И уж точно, что понять их ограниченным человеческим умом нельзя.
«Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» Еккл3: 11.
Кто знает на самом деле, в Воплощении через Своё Тело Иисус исцелил и обожил Тело человечества в неких тонких материях? Или же через Божественное воплощение символизировал (знаменовал, явил в откровении) Своё дарованное спасение, явил Благую Весть спасения и искупления?
И неужели нет более веских причин для Боговоплощения и большего смысла в самом Таинстве, кроме как приобщение к Плоти и Крови Иисуса через вкушение просфоры? (О Боговоплощении и тайне Спасения позже).

Во-вторых, по поводу «полноты и смысла самой тайны Спасения и Искупления», хотелось бы спросить, чем такое «отцеженное» исповедание веры (обязательно «преложение» хлеба в Тело и вина в Кровь Христову) выше исповедания веры как таковой - в Господа Иисуса Христа и Царство Небесное, в исцеляющую благодать Святого Духа? Или «где двое или трое во имя Его, то и Он среди них»?

Не имеет ли достаточную веру христианин, который знает, что «нет ничего невозможного для Бога»? Ведь, такой и не ограничивает Его возможности, и не судит столь узко о законах священнодействия.

Священнодействие, через которое являет Себя и действует Святой Дух, предполагает сердце, вразумленное святостью, и Божье изволение.
«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6:6).
«Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению» (Екклесиаст 4:17).
Книга пророка Осии 4:6
"Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих!.
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим 4: 16).

Не об этом ли Ап. Павел говорит в 1Кор 11: 23-29, акцентируя внимание на то, с какими мыслями сердца необходимо «вкушать вечерю Господню»?!
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

Если в Евангелиях мы имеем фактическое описание вечери Господней, то Ап.Павел «от Самого Господа (через Духа Святого) принял» то, что передал уже в истолковании.
И здесь можно обратить внимание, что он усиливает акцент на символическом значении «хлеба» и «чаши» и говорит о духовном понимании Тела и Крови Иисуса. Как и Иисус говорил о Теле Своём, которое «ломимое» за учеников, и о Крови, проливаемой за Новый Завет.
Здесь нужно обратить внимание, что Сам Иисус говорил не просто о Своей плоти и крови, а о плоти «предаваемой» («теле ломимом») и крови «проливаемой».
Не рассуждает Иисус и о других значениях Своего Тела – «воплощенного» или «воскресшего». Хотя по Евангелию от Иоанна мы видим, что в Свои последние часы общения с учениками Он старается им передать всё необходимое в наставлении веры. И если в тот момент была бы необходимость в буквальном или мистическом понимании, то уделить пару слов этому было не трудно.
Но Иисус говорит: «сие творите в Моё воспоминание». Иисус здесь к слову о Своем самопожертвовании – крестном подвиге, напоминает в целом о Своей личности. Потому что сама жизнь Его – Его дела, это «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан 1:9). Сам Иисус и Его слово есть Божественная Благая Весть, Божественное Откровение, Свет веры… «Благодать и истина произошли через Иисуса Христа» (Иоан 1: 17).

Тот духовный смысл и подвиг верующего сердца, которым часто аргументируется «православное» исповедание Причастия, заключается в том, чтобы не соблазниться буквального понимания слов Иисуса Христа: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие», так как по Евангелию, многие ученики не смогли слышать таких слов и отошли от Иисуса и веры.
И на этом основании представление о том, что евхаристический хлеб становится именно плотью Христа, а вино – кровью Его признается истинной верой.
Но прежде скажем, что иное истолкование (исповедание) этих слов Евангелия другими христианами не сопровождается оставлением Иисуса Христа и веры христианской. Напротив, святостью, страданием и ценою своей жизни, и православные, и католики, и протестанты утверждали христианскую веру.
И далее, давайте ещё раз обратимся к Евангелию от Иоанна 6: 35-69 и рассмотрим, действительно ли Иисус имел ввиду буквальное понимание Своих слов или всё же духовное? И рассмотрим основную причину отступления.

Начало контекста:
35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
36. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

Конец контекста:
67. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68. Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69. и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Иисус связывает здесь образ хлеба с приходом к Его личности и как таковой верой в Него.
Но многие видели Его (в жизни и делах) и не верили.
А Петр свидетельствует, что те ученики, кто стал Апостолами, уверовали и познали, что Он Христос, Сын Бога живого.
Слова Иисуса стали соблазном для уже неверующих в Него (и Ему). И более того, Иисус комментирует отступление тем, что вера в Него может быть дана лишь Богом.

В ст. 40 Иисус говорит, что всякий видящий Сына и верующий в Него имеет жизнь вечную.
И от 43-51 стих Иисус объясняет, что вера в Него даётся Богом, что Он действительно «хлеб живой, сшедший с небес»; повторяет, что верующий в Него имеет жизнь вечную, говорит и о том, что хлеб, который Он даст, есть Плоть Его, которую Он ОТДАСТ ЗА ЖИЗНЬ МИРА.
52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

То есть, они уже не хотели слышать то, что Иисус (Ин 6:51) поясняет духовный и иносказательный смысл «есть плоть»: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

И тогда в 53-59 Иисус, действительно, далее говорит о необходимости есть Его Плоть и пить Его Кровь, не поясняя.
Однако, ни сами эти стихи, ни контекст 6-ой главы, не даёт основания понимать это буквально. Или точнее сказать, понимать трапезу Господню, как преложение хлеба в буквальную Плоть Христа, и вина – в Его кровь.
Кроме того, зная, что Иисус часто выражал свою речь образно, метафорично и символически, скорее всего Он здесь проводил аналогию с пасхальным агнцем и Премудростью: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6. оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». (Притчи 9:5,6)

Но если дано непосредственное четкое откровение в Святых по этому вопросу, то в Церковном Предании возможно дополнительное истолкование и понимание. Однако, реальный смысл в контексте Священного Писания главнее, и прежде - за ним стоит Божественное откровение.
Кроме того, Церковь имеет немалое Апостольское учение (назидание в вере). И наверное, если было бы столь важно акцентировать внимание на буквальное понимание и буквальное «приобщение» плоти и крови Иисуса, если бы этот момент требовал какой-то богословской мысли, то это бы было. Ибо Апостолы в основном имели заботу дать прочное основание веры – догматическое основание.

По Евангелию и глава 6 (Иоан), и описание Тайной вечери во всех Евангелиях, и у Ап.Павла, речь идет О ТЕЛЕ ПРЕДАВАЕМОМ (ЛОМИМОМ) за учеников, верующих, за жизнь мира. И говорится о КРОВИ ПРОЛИВАЕМОЙ.

Относительно буквального, где «евхаристический хлеб есть плоть Иисуса» - в чём реально можно видеть принципиальное различие такого понимания вещей и здравого простого исполнения заповеди Христа и веры в то, что Господь истинно присутствует, даёт жизнь и благодать, и благословляет, как Он обещал, жизнью воскресения?

Предстоятель. Прп. Иоанн Дамаскин пишет в «Точном изложении православной веры» 4:13: «...самый хлеб и вино изменяются в тело и кровь Бога. Если же ты отыскиваешь тот образ, как это происходит, то тебе достаточно услышать, что — с помощью Святаго Духа...; и больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие — истинно и действенно, и всемогуще, а образ — неисследим. ...и хлеб предложения и вино, и вода, чрез призывание и пришествие Святаго Духа, преестественно изменяются в тело Христово и кровь» ([12], стр. 222).

Всё верно. Если мы не можем отыскать тот образ, как это происходит, никакого богословия по этому вопросу (за исключением прообразов и символики) здесь быть не может.
Кроме того, и слово Библии, и сама духовная жизнь, здесь без сомнения указывают на ТЕЛО ЛОМИМОЕ, КРОВЬ ПРОЛИВАЕМУЮ. То есть, на духовный аспект и духовное вкушение Плоти и Крови Иисуса Христа.
Также, это заповедь Иисуса Христа в Божьем промысле.

15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Евангелие от Луки).

В православных богословских текстах, в рассуждении о Евхаристии разделяются понятия «символического и духовного» от «реального». Например: Игумен Иларион (Алфеев)
«Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше сущностное, онтологическое соединение с Божеством. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Это то, что ни одна другая религия не может дать человеку. Именно в том и состоит уникальность христианства, что Христос становится для человека не только учителем, не только нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно».

Понятно, что здесь делается акцент на веру непосредственно в то, что видимый хлеб и вино суть невидимая плоть и кровь Христа.
Но давайте поговорим о духовном, как таковом.
Возвращаясь к священно-действию, ещё раз обратим внимание, что оно возможно лишь при соответствующем состоянии сердца и сознании веры. В иных случаях можно говорить, действительно, о символическом …или оккультном и мистическом действии.
Как например, Волхв Симон (Деян. 8: 9-19) тоже уверовал, изумлялся, как через Апостолов действует Святой Дух. И захотел за деньги купить этот дар. Можно ли по его вере в силу Святого Духа и по его намерению назвать предполагаемые им дела священнодействием?!

Но когда мы рассуждаем о Творце, Который сотворил этот мир, по воле Которого мы родились в жизнь, то наша вера и глубокая признательность Богу здесь движется к познанию истины и святого переживания, к познанию святости Божьей. И тогда всё сказанное и делаемое во имя Бога, будет иметь характер священнодействия.
Когда мы достигаем познания Бога в откровении и Божественном действии, то это уже свидетельство и истинное священнодействие в Боге.
1. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. (Св. Евангелие от Иоанна 3:1,2)

Преткновением к священнодействию могут быть недостойные тому дела.
7 И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, 8 но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим (1Пар 22).

Все аспекты о достойном причащении и приготовлении к Причастию, конечно же, Церковь имеет.
Но практически, «символическое» чтение Евангелия на литургии не достигает своей цели, чтобы в согласии со Священным Писанием и духовными приоритетами, помочь подготовить сердце подошедшего к сему таинству. И главное, сам догмат, акцентирующий внимание на вере в преложение Даров и в котором священнодействие суть лишь призыв Святого Духа, не может считаться ни центром, ни кульминацией литургии или Вечери Господней.
Согласно Библии, центром Вечери Господней является:

1. Сам Христос и святое поклонение Его крестному подвигу.
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».

2. Осознание заплаченной цены, осознание спасения и величайшего дара Божественной и вечной жизни.
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

3. Благодарение за спасение, за покрытие греха человечества и лично твоих грехов, за дарованное исцеление, за Новый Завет – жизнь и благодать Святого Духа.
«…Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».

4. Благодарение Бога за явление миру Своего Сына Божьего.
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную».
«Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».
«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, ВИДЯЩИЙ Сына И ВЕРУЮЩИЙ в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».

5. Благодарение Иисуса Христа за Его служение, Слово, Дела, Благую Весть.
«Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».

6. Благодарение Отца и Сына и Святого Духа.

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

7. Благодарение Бога за Евангелие, за свет Христа.
Если вы не знаете жизни Иисуса, не ознакомлены с Его Божественною силой и добродетелью, не размышляли над Его словом и проповедью, не имеете представления о смысле Его служения в Божьем промысле, но надеетесь быть ближе к Богу через силу церковного обряда и молитву священника, то возможно вы получите наставление в вере от священника или Самого Бога в переживании Святого Духа, или даже, как ап. Павел в 1Кор 11: 23-29 «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь…».

Однако, чтобы говорить в общем о главном предмете назидания в вере в Духе Святом, достаточно обратиться к тому, что истолковал об этом Иисус, предсказывая о Святом Духе – Духе истины.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14: 26).
Всё это говорится на той единственной Тайной вечери.
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать О МНЕ; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (15:26,27).
В чём, кроме Духа Святого, мы сегодня имеем свидетельство о Христе, о Его жизни на земле («потому что вы сначала со мною»)? Конечно же, это Евангелие и Послания Апостолов.

глава 16
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

1. Как видим, один из главных смыслов «проливаемой крови за Новый Завет» заключается в просвещении от Святого Духа
2. Дух, Который снова указывает на веру во Иисуса Христа
То есть, 'Я иду к Отцу' , как единородный Сын, Которого 'род никто не изъяснит' - Которого 'никто не знает кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына и кому Сын хочет открыть', послав Утешителя - Святого Духа.

В чем, как ни в воскресении и в вознесении лучшее свидетельство той правды, что Иисус сошел от Отца и к Отцу идет (в чем явлено Его Божество)?!
Так очень важный здесь момент, как раз, в том, что Иисус говоря «о правде – Я иду к Отцу» ставит на этом, вроде бы понятном факте, акцент именно потому, что Он не обычный пророк, а Сын Божий, Который «пребывает в доме Отца вечно» - Он Божественная Личность, Он «Слово Божие, Которое есть Бог» (от Иоанна гл.1).

27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.

Иисус говорит, что Утешитель (Дух истины, Святой Дух) прославит Его, «возвестив» о Нём.
Для чего это нужно? Конечно же, в первую очередь, для веры, и во-вторых, для надежды на призвание Божье.
Иисус приносит Благую Весть от Бога, и подтверждая Своё слово святостью и силою Божественного явления, Сам становится нетленным образом Благой Вести, Спасителем и Искупителем всем ищущим Бога и верующим в Отца и Сына.
Верующий в Иисуса Христа через просвещение Евангелия (Благой Вести) пробуждается духом, и через веру, переоценку ценностей, покаяние, смирение, безмолвие, обретает пред Богом предстояние «в духе и истине», и далее, получает рождение свыше от Божественного Святого Духа для преображения в жизнь вечную.
Поэтому Иисус и говорит ученикам: «...Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа...» (Мат. 28:19).

глава 17
1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

Иисус здесь говорит, что послан Богом, чтобы прославить Бога на земле… чтобы знали Бога и Его Сына и имели надежду на жизнь вечную.
И опять – сегодня мы имеем Святое Евангелие, оставленное Его учениками, свидетелями и очевидцами славы Бога Отца и Сына Божьего.
«…Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» Рим 1: 3,4

6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8. ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их (!)

Эти все слова Иисуса – всё из той же единственной Тайной вечери. Это священное Слово Бога и нашего Спасителя Господа Иисуса, оставленные ищущим и желающим знать Бога - для наставления в вере, истинного пробуждения, покаяния и благодати.
«…Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан 1:17,18).
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан 1: 14)
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан 1:16)
Первое Послание Иоанна
1 О том, что было от начала, ЧТО МЫ СЛЫШАЛИ, ЧТО ВИДЕЛИ СВОИМИ ОЧАМИ, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -
2 ибо жизнь явилась, и МЫ ВИДЕЛИ И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМ, И ВОЗВЕЩАЕМ вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, -
3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.
5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Итак, Священное Писание говорит о том, что Сам Святой Дух свидетельствует об Иисусе Христе, раскрывая смысл и высоту Его служения. А Евангелие – это буквальное описание Его жизни земной, Его слова и дела. В этом и пробуждение веры, и основание веры, и хлеб веры – веры в Бога через Сына Его Иисуса Христа.
Отдавая должное традиции, свт.Феофан Затворник всё же проявляет смиренномудрие в толковании «таинства тела и крови Христовых»:
"Сие святейшее таинство, сие всепобедительное орудие, ПАЧЕ ЖЕ ХРИСТОС, СУЩИЙ В СЕМ ТАИНСТВЕ, может быть действенно приемлемо двояким образом: в таинстве тела и крови Христовых; во вторых, духовно и мысленно в уме и сердце... ...мысленно же и духовно вкушать Христа Господа ревнуй непрерывно".
«Се, стою у двери и стучу: если КТО УСЛЫШИТ ГОЛОС МОЙ И ОТВОРИТ ДВЕРЬ, ВОЙДУ К НЕМУ, И БУДУ ВЕЧЕРЯТЬ С НИМ, И ОН СО МНОЮ» (Откр. 3:20)

Переживание Вечери Господней в Святом Духе.

Действие благодати при переживании искупительной смерти Господа Иисуса для каждого раза может быть различным.
Иной раз можно в совести своей чувствовать себя соучастником мирского зла и пробуждаться в страхе Божьем… Это глобальное духовное переживание, где присутствует и покаяние и исповедь и сокрушение. Но этот (пробуждающий сознание и дух) свет истины приносит своим явлением надежду, ибо душа ощущает, что свет - это благо.
Иной раз, можно переживать истину Прощения… и соответствующую благодать в действии Святого Духа.
Другой раз, можно восхищаться нравственно преданностью Сына Божьего Отцовской воле… и получить адекватное общение Духа Святого.
И разве не от Бога будет переживание, когда христианин может (подобно радости Иоанна в «Откровении») в душе (духе) воскликнуть: «Ей, гряди Господи Иисусе»! Это и есть результат встречи с Христом.
Проникая в дух личности Христа через Его слово и жизнь, мы встречаемся с такой силою, с таким нравом и таким совершенством, где за всеми сердечными и сознательными чувствами мы просто попадаем в поклонение Богу «по духу и истине».
Здесь и покаяние, и исповедь - в пробуждении духа… И благодарность в прощении грехов и Божественного призвания…
Одно дело, когда исповедь проходит от человеческого сознания, но лучше, когда в пробуждении духа.
Через переживание света Евангелия и во Христе Иисусе в сердце изливается Божья благодать.

И классическое откровение истинного Причастия – это переживание второго пришествия Иисуса Христа, как «сокровенную манну» (таинство). И это таинство есть уверенность в Призвании Бога именно через ожидание Господа Иисуса. И потому такая уверенность - что этим можно жить, в этом имеешь живую веру.
И не зря, видимо, Апостолы часто затрагивали тему Пришествия Христа. И по Откровению Иоанна, Иисус говорит: «Гряду скоро»…
«26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню ВОЗВЕЩАЕТЕ, ДОКОЛЕ ОН ПРИДЕТ».

Другое, чисто «евхаристическое» переживание возможно в «опьяняющей» полноте жизни – «жизнь с избытком» в переживании духовного «вина».

Всё это не к тому сказано, чтобы искать блаженного состояния, и не от того, чтобы показать "знания" автора. Говорится для того, чтобы показать, что действительно возможна для христианина жизнь по откровению, благодати и водительству Святого Духа. И не закон, что если этого нет, то будто веры нет. Главное, чтобы был молитвенный дух.
Хотелось бы, чтоб пастыри вели свою паству прежде к Богу. Нет света большего, чем Евангелие - жизнь Иисуса Христа. И нет "хлеба" большего, чем Его дела и слова.

Второй главный смысл таинства Причастия заключается в исполнении заповеди Иисуса.
Заповедь даётся, как наставление «душеполезное» и по причине Божественного промысла.
Также, в соблюдении которой приходит спасительная благодать и полнота Божьего благословения. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (К Римлянам 10:9,10).
Трапеза Господня, в сущности, есть служение веры и исповедания Иисуса Христа.

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. 35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Как верно истолковать этот аспект «очищения в Крови Иисуса», лично мне не открыто.
Но несомненно, когда мы идем в жизни путем Божьим, то Бог действует в нас Духом Святым, чтобы производить очищение и духовное преобразование. И в каком-то смысле Дух Святой есть Кровь Иисуса Христа.
Впрочем, можно точно сказать, что искреннее общение, «где двое или трое во имя Иисуса Христа» приносит освящающее действие Святого Духа в христианине. То есть, так можно буквально переживать Божественное освящение.
Главное, чтобы ничто нечистое не входило в собрание и общение во имя Христово.
А в отношении таинства причащения, наверное, Кровь Иисуса Христа очищает нас не потому, что мы именно «пьем» из чаши Причастия, а потому что имеем общение друг с другом во имя Иисуса Христа и пьем "в Его воспоминание, до коли Он придет". То есть, в этом свидетельствуем о Нем и этим являем Церковь, как истинное Тело Христово.

А если говорить уж действительно буквально и конкретно о Трапезе Господней, то это должно звучать так:
Господь Иисус, этот хлеб есть Тело Твоё, которое за нас предаётся. Мы вкушаем его в воспоминание о Твоём подвиге самопожертвования, о Твоих страданиях, о Твоей крестной смерти, и приобщаясь Телу Твоему становимся христианами, чтобы нести каждый свой крест во имя Твоё.
Эта чаша есть новый завет в Твоей Крови, за нас проливаемая. Мы пьём из неё, чтобы нести миру Благую Весть, свидетельствовать о Тебе, составлять и являть свет Церкви Твоей Христовой в едином Теле. Аминь.

В заключение «о тайне Спасения и Искупления», которая для кого-то «теряет смысл без самого вкушения хлеба и пития во время Причастия», ибо по их пониманию, Христос воплотился главным образом для того, чтобы исцелить и обожить Тело, принятое в Воплощении, а потом Своё Тело предложить для причащения через хлеб.
Даже трудно сказать, что это за знания, метафизика или алхимия какая?.. Если Бог и производит какие-нибудь процессы на каком-нибудь тонком уровне, то очень сомнительно, что человек способен это понять, как оно есть, своим умом. И что человеческое ограниченное понимание «технологии» Божественного творения может являться духовной пищей.

Воплощение и Искупление в свете Божественного промысла.

Ин 8,44: “он (дьявол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи”.
Сатана надеялся, что помешает замыслу Бога и человек во грехе не сможет жить вечно, потому что вечная жизнь предполагает совершенное творение. Сатана как бы показал, что человек сделал выбор в его пользу, и Бог теперь по истине и праведности не может оправдать Адама.
Но Творец, всё же, имеет право оправдать человека (и Свой замысел), если Он как Творец и Личность Сам облечется в человеческую плоть, Сам станет человеком и явит Свой нрав, Свою праведность, Свою силу и жизнь.
Творец являет Свой образ Отца (Свой замысел о призвании и славе человека) и Свой Дух Святой в Сыне единородном, где Сын, будучи Человеком, явится представителем человечества пред всеми Ангелами и всей Вселенной.
Итак, "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам...".
1Тим 3:16 фразу "Бог оправдал Себя в Духе" понимать, как "явил Свой замысел в явлении жизни и силы Духа, исполнил Своё пророческое обетование в явлении Духа, и оправдал человечество в выборе Божественной жизни через явление праведного Духа в Сыне Человеческом".
Сам сатана стал свидетелем того
Возгордившийся ангел сатана настолько не принимает во внимание статус Творца, что просмотрел даже юридический аспект оправдания человека. Не говоря уже о том, чтобы знать любовь Творца к своему Творению и предвидеть воплощение Святого Духа Творца и явление Богочеловека.
Ин 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
И поэтому "Бог не только явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам", но и "проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе".
Также и перед человечеством "Бог оправдал Себя в Духе", ибо сколько раз Бог открывал Свою волю в Пророках для человечества. И вот он оправдал Своё слово в Духе, и как выразился Иоанн Креститель "те, кто приняли Его (Иисуса Христа Сына Божьего) тем самым засвидетельствовали, что Бог истинен".



Комментарий автора:
Статья о том, что отделяя духовное в священнодействии на Господней Трапезе и внимая лишь сверхъестественному действию Святого Духа, мы остаемся на поверхности и даже, сами того не желая, проявляем своеволие. Ибо Господь действует через сердце, вразумленное святостью. Поэтому Ап. Павел призывал есть трапезу "в рассуждении о Теле Господнем" в духовном смысле.
Далее приводятся некоторые примеры переживаний Святого Духа относительно Вечери Господней. Для того, чтобы показать, что Бог приходит прежде во вразумленное святостью сердце. А для этой цели нет более действенного средства, кроме как сам Бог и Его Священное Слово. Особенно, свет Евангелия - жизнь, дела и слова Иисуса Христа.
Далее рассматривается Вечеря Господня, как заповедь и собрание во имя Его. в конце приводится взгляд на Воплощение и Искупление в нравственном аспекте и в свете Божественного промысла.

Об авторе все произведения автора >>>

Михаил Пушкарский, Россия, г.Пятигорск
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)

e-mail автора: pushkarm64@mail.ru

 
Прочитано 1395 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

3.О "Священной войне" Ислама - Михаил Бузин

Храм Соломона и скиния Давида - Сокольников Олег

Образы раскрывающие суть проповеди и проповедования часть вторая - Николай Агапьев
Образы раскрывающие суть проповеди и проповедования" Это попытка осмысления сути проповеди, роли проповедника, а так же проблем связанных с проповедованием, с помощью рассматривания простых образов. Она представляет из себя переработанную серию статей Гомилетика в образах опубликованную ранее.

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Для детей :
Стишки детям-1 - Шмуль Изя

Поэзия :
На 89 Псалом - Раиса Дорогая

Поэзия :
Свеча - Наташа Дивак
Они излишни . P. S . сказочнику и сказочнице : ваши коментарии обязательны .

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100