Для ТЕБЯ - христианская газета

Парадоксы в церкви
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Парадоксы в церкви



«Слепой фанатизм и дешёвый скептицизм одинаково часто встречаются в людях ограниченных» - /Д.Писарев/.

Парадокс – (от греч. paradoxos - paradox’s – paradoxes = неожиданный, странный), неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу. Парадокс - ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Парадоксальную форму имеют, например, такие философско-этические обобщения, как «Твои взгляды мне ненавистны, но всю жизнь я буду бороться за твоё право отстаивать их» - /Вольтер/ или «Люди жестоки, но человек добр» - /Р. Тагор/.
Парадоксы в значительной мере лежат и в основе поэтики пословиц «Тише едешь — дальше будешь». Парадокс в логике — это два противоположных, несовместимых утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы. Самым знаменитым парадоксом древности, «королём» парадоксов до сих пор считается парадокс «Лжец». Исходная (древняя) формулировка представляет собой рассказ о том, как некий Эпименид, уроженец острова Крит, в пылу спора воскликнул: «Все критяне – всегда лжецы!»-/Тит.1.12/. На что услышал возражение: «Но ведь ты сам - критянин! Так солгал ты или нет?». Если предположить, что Эпименид сказал правду, то выходит, что он, как и все критяне,- лжец. А значит, он солгал. Если же он солгал, тогда получается, что он, как и все критяне,- не лжец. А значит, он сказал правду. Противоречие: и, да и нет! Сложно. Церковь вообще живёт и развивается парадоксами.
Быль современности: Умерла беременная женщина, около 30 лет. Положили её в гроб и закопали. Через три месяца нужно было делать криминалистам вскрытие. Когда вскрыли гроб, женщина в гробу родила ребёнка. Что это? Верить или не верить? Парадокс! Понимать такое: здравый смысл есть ли в этой истории? Смотря как на это смотреть, с какой стороны. По православному скажут, «а как же возможно». Защита версии, которое не выдерживает, критики. Рассмотрим: «Пояс Пресвятой Богородицы доехал до столицы. Как и во многих других городах России, в Москве к нему выстроились многокилометровые очереди. Люди верят или надеются, что прикосновение к святыне поможет им получить благословение. Но верят ли они при этом в то, что чудо совершает Сам Господь? Можно ли верить в чудо, не веря в Того, Кто их творит? Если да, то, как это можно назвать — верой или суеверием? Люди нуждаются в надежде на чудо. Но парадокс заключается в том, что зачастую люди не верят в Творца чудес. Ища чудесное решение своих проблем, люди не ищут Бога. Желая получить благословение по прикосновению к святыне, не хотят открыть для Него свою жизнь.
Приведём отзыв протоирея Михаила Ардова в отношении ажиотажа вокруг пояса Пресвятой Богородицы. «С одной стороны, это отрадно для православного сознания, с другой, - эти очереди не являются следствием религиозности, скорее суеверия. Такой привоз святынь должен быть запрещен. Если христианин хочет, то он может совершить паломничество к святыне, то есть затратить силы. А то, что происходит сейчас, мало похоже на проявление религиозных чувств. Вместо того чтобы регулярно ходить в церковь, они стоят в таких очередях, которые напоминают очереди к мавзолею. «Ленин развил изречение К.Маркса: «религия есть опиум народа», заявив, то христианство является «духовной сивухой», которая одурманивает сознание масс» - /Протоирей Михаил Ардов/. Стоит также отметить, что в Библии не раз говориться о поклонении одному Богу, не делая исключений для людей или предметов: «Не делай себе кумира и никакого изображения…не поклоняйся им»- /Исх.20.4-5/, «И не требует служение рук человеческих» - /Деян.17.25/. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» - /Мф.4.10/.
«Парадокс сегодняшнего дня – «Христиане» Бога попирают! Греются у чуждого огня, ересь в свои души принимают». К.Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий». «В этом заключается трагедия и нашей жизни, что мы возлагаем на могилу человека цветы, которые нужно было преподнести ему, когда он был жив. Мы пишем им некрологи и перечисляем их заслуги на собраниях, произносим похвалы и благодарности, которые следовало бы высказывать им, когда они были живы. Часто, очень часто нас преследуют угрызения совести из-за того, что мы молчали. Одно слово живому - больше чем шквал похвал умершему» - /У.Баркли/.
Парадокс – это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого предложения, то есть доказывающее как его утверждение, так и его отрицание. В христианстве парадокс в том, что доказывают любить, а любят само место, где находится здание церкви, а людей приходящих не любят. Есть истины, которые люди принимают без всяких доказательств — просто в силу их глубокой «корневой системы» в религии и опыте предшествующих церковных поколений. Но при попытке найти рациональное объяснение этим истинам наш разум нередко наталкивается на сплошные парадоксы и противоречия. Например, многие из нас еще в самом раннем возрасте усвоили мысль о том, что милосердие — это хорошо, достойно и правильно. Поэтому нужно заботиться о больных, защищать слабых, помогать немощным. А еще жалеть собачек и кошечек, не ломать деревце, не мучить жуков и бабочек... Эту нехитрую идею любви ко всему сущему нам всячески старались привить в семье, в детском садике, потом — в школе, и в то время она не вызывала особых возражений. Но вот детство кончилось. И мы с удивлением обнаружили, что огромное множество людей в реальной своей жизни руководствуется совсем другими принципами, объединенными под коротким и ясным девизом: «Главное — чтобы мне было хорошо».
Чем старше мы становились, тем более убеждались, что в основе любого человеческого начинания лежит именно этот мотив. Ну, в самом деле — а зачем же еще человек поступает учиться, устраивается на работу, вступает в брак, строит себе дом, занимается спортом, музыкой, коллекционирует марки, играет в шахматы?.. Список можно расширять долго, но по существу вопроса ответ всегда будет один и тот же: каждое свое действие человек совершает либо для того, чтобы ему было хорошо, либо, по крайней мере, чтобы ему не было плохо. То есть то, что в фильме «Место встречи изменить нельзя» Глеб Жеглов припечатал афористичным: «Упрямство, Шарапов, первый признак тупости»…».
«Парадокс – это когда счастье стучится к нам в дверь, а мы жалуемся на шум за дверью». В этом смысле эпитет «парадоксальный, т.е. нестандартный, отклоняющийся от наиболее распространённой традиции, противопоставляется эпитету «ортодоксальный», понимаемому как синоним слова «проверенный», т.е. общепринятый, буквально следующей господствующей традиции. «Парадоксально, что город, объединяющий массу людей, в то же время воздвигает между ними стены, поддерживая идею независимого существования, автономности» - /Л.Михович – магистр богословия/.
Христианский философ Гордон Кларк однажды сказал, что парадокс способен «вызвать в человеческом мозгу короткое замыкание». Этим остроумным замечанием философ хотел показать, что часто мы называем парадоксом не что иное, как продукт непоследовательного мышления. Однако Кларк так же ясно осознавал законную роль и функцию парадокса. В переводе с греческого слово парадокс означает «неожиданный», «странный». Сложность парадокса состоит в том, что на первый взгляд он кажется противоречием, но при ближайшем рассмотрении часто получает объяснение. Например, Иисус сказал: «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» -/Мат. 10.39/.
В чем же парадокс христианства? Возможно именно в ее демократизме и многозначности. Открывая для себя это древнее учение, каждый человек видит его немного по-своему, преломляя свет Библии в своем сознании. И любовь это прощает, потому что даже преломленный свет это все-таки свет. «В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия. Икона, изображающая Иисуса Христа, поклоняются иконе-дереву, а не живому Спасителю» - /Лаоцзы/. По какой причине в одной надобности мы искренне отзывчивы живым существам, а в других остаёмся равнодушным к ним? Библия говорит, что дело в избыточном состоянии человеческой души: «Ибо от избытка сердца» - /Мт.12.35/. Вернее, в том, «кому вы отдаём себя в рабы для послушания» - /Рим.6.16/ которое побуждает нас вести себя тем или иным образом.
У собаки больше шансов. Принято считать, что люди больше склонны сочувствовать больным или обиженным животным, чем своим ближним. Например, побитую собаку будут жалеть гораздо больше, чем взрослого больного человека. Это происходит потому, что на подсознательном уровне мы воспринимаем, такое принято: братьев наших меньших как беспомощных щенков, неспособных себя защитить. Это наше предположение. И даже слово «брат» в этот момент теряет свое истинное значение. Парадокс в том, что животные: меньшие братья, а человека как брата, мы не замечаем. И взрослого мы воспринимаем как человека, способного постоять за себя, поэтому сострадания к нему меньше. Странное мнение: а каждый ли может постоять за себя? Уверенности в этом ни у каждого есть. Даже так называемые христиане бывают: «Трусливы, как зайцы!» - говорят в просторечии о робких не в меру людях.
Из двух выбираем, то, что нам выгоднее и расходы оправдывают себя по времени. Даже если собака выросла, она остаётся для нас большим щенком или даже «ребёнком», требующим благополучия - спокойной жизни и защиты. Вероятно, это касается также кошек и других домашних питомцев. «Вопреки общепринятым представлениям, страдания животных всегда вызывают у нас больше беспокойства, чем похожие проблемы у людей, - полагает Джек Левин.
Рассматривая, что возраст имеет большой смысл, чем вид жертвы, в формировании психологической реакции. Сам факт того, что взрослые жертвы преступлений вызывают меньше сочувствия, чем собаки, говорит о том, что мы считаем жучек такими же уязвимыми и беспомощными, как щенки и дети. Парадокс щенки собак и дети людей: в результате собака поступает с детьми так, как поступила бы с собственными щенками. В дело пускаются зубы. К чему это приводит – мы знаем. В подобных случаях вся вина ложится только на родителей детей. Во-первых, нельзя оставлять малышей без присмотра, а во-вторых, надо их воспитывать, как обращаться с собакой. Парадокс в том, что собака как бы мы её не называли: меньший брат, она остаётся собакой и может загрызть ребёнка. Это надо учесть!
Впечатление «разумности». «Самое парадоксальное, что мы сочувствуем и неодушевленным объектам: здание церкви, внутри церкви: иконам, крестам и многим церковным утварям. Причём в этом случае мы воспринимаем их как одушевлённые и наделяем разумом». К такому выводу пришёл Эндриен Уорд из Гарвардского университета. Как говорит учёный, наличие разума является необходимым условием, чтобы дать какому-либо поступку моральную оценку. Учёные полагают, что всё зависит от базового статуса объекта: если он изначально был «неразумен» как кошка, собака то мы, пожалев, подсознательно наделяем его разумом. Если же объект был «разумен», то мы даём ему, наоборот, более низкую оценку: человека оцениваем ниже животного. Так, если начальник будет, плохо относится, к собаке или кошке – своей или офисной – она сразу станет для нас «умнее», чем есть.
Синдром равнодушие: Почему мы порой не спешим на помощь, когда рядом кто-то страдает? А боремся за святыню-икону как живую, не видя рядом человека нуждающегося. Парадокс глупости верующих порой губит своё лицо в глазах мира. «Если я настолько занят, что не отвечаю на крик о помощи, то я занят не тем, чем нужно. Не будь равнодушен к горю других. Такое равнодушие смертельно для души оно убивает.
Виноват «синдром Дженовезе-равнодушие». В критических ситуациях, когда необходимо действовать, многие из нас ждут, что инициативу проявит кто-то другой. В общем, далеко не всегда мы готовы прийти на помощь людям, даже если те и в самом деле нуждаются, или хотя бы посочувствовать им. Что ж, тут есть над, чем поразмыслить, способность понимать: «Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни» - /Л.Толстой/. Парадоксами подрывается вера в то, что привычные приемы теоретического мышления сами по себе и без всякого особого контроля за ними обеспечивают надежное продвижение к истине.
«И таким образом мы приходим к выводу. Что открытое выражение нашей любви к Богу живому – это наш священный долг и проверенное на опыте действие для успокоения души человека и достижения более полного утешения через пребывания в Завете с Богом. И более полный ответ на Божий дар, и Его снисхождение к человеку в этом великом и главном Божьем обетовании: «И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» - /Лев.26.12/ - /В.Гутри/

Источники: Библия. Журнал: «Тайны XX века» ».- /Ида Шаховская/. Вильям Гутри – Шотландский проповедник 1620-1669. Уильям Ба́ркли (англ. William Barclay; 5 декабря 1907 — 24 января 1978) — шотландский богослов.



Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 2366 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
маго мет 2014-06-17 14:26:51
Прочёл всё написанное своему приятелю.
В ответ:
-"что будем делать?"
-"когда?"
-"после того как выпьем!"

Во истину "не мудрое мира сего избрал Бог"
 
Антивина Нина 2014-06-20 09:58:31
В Писании говорится"И соберутся пред Ним все народы;и отделит одних от других,как пастырь овец от козлов,для того,чтобы благословенные Отца Моего наследовали Царство,уготованное им от создания мира:ибо Я был голоден,жаждал,был странником,был нагим,больным,находился в темнице вы помогли Мне.Истинно говорю вам:так-как вы сделали это одному из братьев Моих меньших,то сделали Мне"Матф.25-31-40.Вы действительно думаете,что здесь речь идёт о животных? Мир вам.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Странное не христианское учение «Байтерек» Сергея- Тимура. - Тата Петренко

Картина "Сельский крестный ход на Пасху" - пример религиозного невежества интеллигенции - Николай Морозов
Интересно, автор хоть понимал что рисовал?! Пасхальный крестный ход проходит или ночью после вечерни или утром после литурргии, но ни как не после трапезы. И гогда эти люди успели бы напиться.

Илий и Самуил(продолжение) - Сокольников Олег

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Небо плачет себе и плачет - Андрей Блинов

Проза :
Сват из меня никакой… - Светлана Поталова

Поэзия :
Я в сердце сохраню о тебе память - Valentina Prokofjeva

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100