Для ТЕБЯ - христианская газета

Всякая ли власть от Бога?
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Всякая ли власть от Бога?



Мой комментарий начинался так: "Здравствуйте, В...! У меня есть возражение по истолкованию Библейской цитаты: "Нет власти не от Бога", которую Вы поняли как: "Никакой иной не может быть, никогда вообще, кроме как власти от Бога". Даже не возражение, а просто выскажу свое мнение".
– "Но в той статье ведь правильно процитировано место Священного Писания, разве можно сомневаться в истинности слова Божьего?" – с удивлением и даже возмущением спросит благочестивый христианин.
– Я не возражаю, что все Писание боговдохновенно и что процитировано место из послания к Римлянам: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим.13:1) [1]". Но все же позвольте прежде высказать свое мнение, а там судите, правильно ли я считаю или нет.

Для наглядности начну с нескольких примеров, имевшихся в поместных церквях.
В одной церкви перед выборами главы города во время богослужения пастырь начал объяснять пастве за кого надо голосовать, а за кого не нужно.
В другой – чтобы сэкономить не изобильно поступающие пожертвования, пастырь и церковный совет приняли решение: при составлении отчетов в налоговую инспекцию показывать лишь часть зарплаты своих штатных сотрудников: дьякона, бухгалтера и сторожа.
Теперь пример посложнее. В церкви учат: все приносите свои десятины в дом Божий, и тогда Господь Бог благословит вас. И бизнесмена увещают нести пожертвования в церковь, и бабушку, перед которой ежемесячно стоит дилемма: сэкономить на питании, или на одежде, или на квартплате, и она экономит на всем, и все равно не хватает до следующей пенсии.

Как вы думаете, уважаемые читатели, от Бога ли были власти в тех церквях? И второй вопрос: всякая ли душа должна быть покорной тем властям?
Не спешите говорить ни да, ни нет, а запаситесь терпением, и верю, ваше понимание сути власти и покорности властям станет шире. Поверьте, и в давно привычных понятиях может скрываться много таинственного.
Но начну я, пожалуй, не с Библейской цитаты, а с термина "власть".
-- Власть: подчинение одной личности другой. Власть бывает трёх видов: подчинение человека Богу; подчинение человека человеку; подчинение человека падшим духам.[2]
-- Власть: право и возможность распоряжаться кем-чем-н., подчинять своей воле.[3]
-- Власть: право, сила и воля над чем-нибудь, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники.[4]
Итак, власть – это и сам ее носитель – личность, и данное сверху право, возможность. Должности и звания к понятию "власть", как видите, относятся лишь опосредованно, а внешние атрибуты вообще не относятся.
Кстати, а какое слово использовал сам Апостол Павел, говоря о власти? С древнегреческого это слово переводится как: "возможность или свобода делать что-либо, власть, право, сила" [5]
Так постепенно мы приступили к исследованию и места Писания.

"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога (Рим.13:1)" – сказано в Синодальном переводе. Но, может, при переводе на русский язык мысль Апостола была передана не совсем точно? Ведь если выражение: "нет власти не от Бога" понимать буквально, то получается, что любой захватчик тут же автоматически становится "властью от Бога" и нельзя противиться захваченной им возможности править на оккупированной территории. Вообще никакому насилию, никакой узурпации власти нельзя противиться, иначе – противление Богу.
Начну я с того, что по словарю Стронга сделаю пословный перевод фразы с языка оригинала: "ибо (потому что) нет власти (права) если от (удаленной, отделенной) Бога". При пословном переводе получилось: "Ибо нет власти, если она отделена от Бога".

Чтобы подтвердить или опровергнуть данную версию, посмотрим другие переводы Нового Завета.
-- Церковнославянский перевод: "Несть бо власть, аще не от Бога".
Слово "несть" может быть переведено на русский язык и как "нет", и как "не есть", но так как следующее слово "власть", а не "власти", значит: "не есть". Слово "аще" переводится как "если". Получается, что Церковнославянский перевод подтверждает правильность моей версии, что власть не есть законная власть, если она не от Бога.
-- Современный перевод IBSNT: "Потому что нет власти, не установленной Богом";
-- Современный перевод РБО: "Потому что всякая власть от Бога".
Эти же переводы, наоборот, вторят Синодальному, утверждая, что всякая, то есть любая власть – власть от Бога.

Исследование переводов не помогло прояснить картины. Может высказывание о сути власти проясниться в контексте? Дальше Апостол говорит: "Существующие же власти от Бога установлены (Рим.13:1)".
И снова выходит и так, да не так; и то, да не то! Ведь если Синодальный перевод точно передал мысль, и любая власть является властью от Бога, зачем Апостолу, продолжая свое наставление, уточнять: "А существующие власти от Бога установлены" (я позволил себе вставить противительный союз "а", так как он следует по смыслу предложения в целом)? Согласитесь, Павлу не имело никакого смысла уточнять, что данная конкретная власть была от Бога, если бы перед этим он действительно сказал, что всякая власть от Бога (именно в том смысле, в каком мы понимаем ее в переводе).
В старославянском же и пословном переводах получается все логично и на своих местах: "Ибо не есть власть, если она не от Бога; существующие же власти от Бога установлены".

Уважаемые читатели, исследование сложных для истолкования мест Священного Писания – дело не только увлекательное, но и чрезвычайно ответственное, потому что измышления плотского ума, без Божьего откровения, не только могут увести от истины самого исследователя, но и стать соблазном для вас. Поэтому буду проверять и еще раз проверять, помня, что не одного меня достиг Господь.

"Несть бо власть, аще не от Бога, – говорит (апостол). Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти… Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти… Так и Премудрый (Соломон), когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Прит.19:14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу, [6]" – так объясняет слова Апостола Павла святитель и великий учитель Иоанн Златоуст.
Как видите, его слова подтверждают мое предположение.

Можно уже сделать предварительное заключение: если власть действует в согласии с законом Божьим, то это воистину власть от Бога, если вопреки – то это незаконная власть. И еще, дорогие читатели запомните одно очень важное правило: если человек, вопреки воле Божьей, использовал свою власть не во благо, а во зло, то его власть становится незаконной независимо от того, что она была дана ему законным образом.
Но, позвольте! На лицо получается двоевластие, имеющее в себе два корня – добрый и злой. Как объяснить этот парадокс, если Бог Вседержитель – единственный корень всякой власти?

Митрополит Иоанн (Снычев) вот как объясняет наличие двух противодействующих властей и сил: "Что касается власти – то она всегда от Бога, ибо Он – единственный источник власти во вселенной. Разница в том, что одна власть – по воле Божией, а другая – по попущению, для наказания и вразумления осуетившихся людей. Какая власть нынче, судите сами…".[7]

И что у нас получилось в результате исследования? Что в Синодальном и современных переводах сказано правильно: "Нет власти не от Бога"? Потому что у власти действительно единый корень – Господь Бог. Но, посмотрите, верным получился и старославянский перевод: "Несть бо власть, аще не от Бога", потому что не всякая власть, есть власть по воле Бога. Ибо когда ее требования противоречат воле Божьей, то такая власть является уже бунтом против Господа Бога.
Интересный получился результат исследования, по крайней мере, неожиданный: ибо из двух вариантов перевода правильными оказались оба.

Читая послание, сначала я подумал, что Апостол Павел выразил свою мысль не совсем понятно, не конкретно, а теперь понимаю насколько мудро и, главное, многогранно он сумел всего в нескольких словах дать определение и корня, и сути власти. Он показал в действии дары Духа Святого: слово знания и слово мудрости.
Хвала и поклонение Господу Богу!

Теперь, когда разобрались в сущности власти: когда она является властью от Бога, а когда бунтом против Бога, перейдем ко второму вопросу: почему Он установил власть человека над человеком?
После грехопадения Адама, когда из-за греха разрушилось прямое общение Святого Бога с грешными людьми, для сохранения гармонии и ответственности в мире был установлен закон вертикали власти человека над человеком. И теперь каждый из нас должен подчиняться стоящей над ним власти. Как сказал Иоанн Златоуст: "Власть есть дело Премудрости Божьей, а безначалие есть зло и причина беспорядков".
Понятно, что далеко не все власти покорны высшей, Божьей власти, но закон вертикали власти и подчинения действует во всем мире, и он установлен Богом. Даже в нашем теле одни органы повелевают, дают команды, а другие исполняют эти команды.
Но если я говорю о вертикали власти, то, дорогие читатели, вертикаль – это непрерывная вертикаль во всей ее высоте. Ее вершиной не является власть бригадира или власть директора завода (или пастыря, или епископа). Вершиной вертикали власти не является ни царь, ни президент страны, а только Сам Господь Бог.

– Э-э-э, погоди! – скажет читатель – с таким учением и до вольномыслия легко скатиться: теперь, мол, мне решать прав начальник или не прав, слушаться его или нет. Уж не скрытый ли ты вольтерьянец? Уж не закрался ли ты в христианскую среду, чтобы "мутить воду"? Ведь твои, Автор, слова можно истолковать и как то, что мы лишь в принципе обязаны подчиняться властям, а в частности – хочу, исполняю, не хочу, не исполняю – не так ли?
– Нет, дорогие читатели, совсем не так. Нельзя путать понятия покорность властям и хочуделание (хочу – делаю, не хочу – не делаю). Вспомните, вначале Апостол сказал, причем однозначно сказал: "Всякая душа да будет покорна высшим властям". Поэтому ни в коем случае не путайте покорность с хочуделанием, ибо покоряться, это обязанность, а хотеть или не хотеть сугубо ваше желание. Я призываю к другому – к тому, чтобы вы не смешивали покорность с безответственностью. Потому что покорность и послушание людям никоим образом не снимают с вас ответственности пред Богом за ваши слова и дела.

Пусть не смущает вас то обстоятельство, что многие начальники противящиеся воле Божьей благоденствуют многие лета и что благоденствуют исполнители, покорные их злой воле, а стремящиеся жить в послушании Богу, наоборот, часто бедствуют, болеют и пребывают в унижении. Да, суд Божий за непокорность Его воле не спешит к исполнению приговора, но Господь Бог уже здесь и сейчас каждому из нас открывает, возвещает сердцам нашим, что, угождая воле богопротивной власти, мы грешим. Уже здесь и сейчас мы знаем, что за всякое злое дело, за всякое злое слово мы несем ответственность пред Богом. Наша совесть, осуждая нас, каждый раз провозглашает Божий приговор (и это не зависит ни от возраста, ни от религиозной принадлежности).
Не потом, не в конце Света, а уже здесь и сейчас мы слышим те приговоры…
Конечно, пока человек живет в этом мире, он может оградить себя самообманом или просто отмахнуться от приговоров совести, но помните – не напрасно глаголет Дух Божий духу нашему!
И премудрый Соломон так же учил: "Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Прит.24:21)".

Всегда и везде помните о высшей власти – о власти Божьей! Поэтому будьте покорны начальникам, но покорны только до тех пор, пока они не восстают против высшей власти, не восстают против слова Божьего.

Иисус Христос был в послушании и у Бога, и у человеков, но до времени, пока воля человеков не противостала воле Божьей. Князю же мира сего, сатане, Он ни в чем, ни на йоту не уступил.

Апостолы так же были послушны властям, но до тех пор, пока власти не потребовали противного воле Божьей. Как только человеческие власти пошли на противление Божьей воле, они отказались подчиняться властям человеческим. Воспротивились, несмотря на то, что это была законная верховная политическая и религиозная власть их страны. Более того, Апостолы и на будущее заявили, что не изменят своей позиции по данному вопросу.
Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. (Деян.5:27-29)
Кстати, обратите внимание, в чем именно обвинял их первосвященник. Разве Апостолов обвиняли в том, что они уверовали в Иисуса Христа? Нет. – Веруйте себе потихоньку: иудейской сектой больше, сектой меньше. Первосвященник обвинял их в том, что они навлекали кровь на народ, ибо учили что, распяв Иисуса Христа, Иудеи тем самым совершили беззаконие, более того, отвергли своего Мессию. То есть в современном понимании слова "патриотизм" учение Апостолов, мягко говоря, было непатриотичным. Неужели они были мятежниками?
Если считать мятежниками всех, кого законная власть объявит мятежниками, то да. По закону же – нет, ибо Апостолы никого не призывали ни власть свергать, ни порядки в стране менять, – их царство – Царство Небесное. Более того, явив послушание Господу Богу, они явили наивысшую покорность власти.
Вот вам и… всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога!

Хочу напомнить еще один Библейский пример: старец Гай, который не послушался первенствующего в их церкви Диотрефа, а поступил по велению духа – принял братий, пришедших от Иоанна (см. 3Ин.). И за это… был гоним церковноначальником Диотрефом (иначе, зачем бы Апостолу Иоанну пришлось писать Гаию письмо с ободрением?).

Таким образом, для нас, верующих во Христа, насущны, особенно сейчас и здесь насущны слова Духа Святого: "Покоритесь Господу и служите Господу Богу вашему! (см. 2Пар.30:8)", и еще: "Все испытывайте, хорошего держитесь! (1Фес.5:21)", потому что даже самая, что ни на есть законная мирская или религиозная власть, как только выступает против воли Божьей, сразу же утрачивает свою легитимность. Ибо власть Божия – наивысшая власть над всеми и всем.

Как видите, не так все просто, однозначно и прямолинейно с властью, как многим хотелось бы. Совсем не просто и в мире, и в Церкви (в Церкви, судя по ее истории, пожалуй, все еще более запутанно). Поэтому даже покорными быть нам нужно с умом и рассудительностью, иначе грех.
С умом и рассудительностью!

Погребняк Н. 2014



Сноски в тексте
[1] Все Библейские цитаты, кроме указанных особо, приведены в Синодальном переводе и выделены курсивом.
[2] Православная энциклопедия "Азбука веры". Власть.
[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка. с.80.
[4] Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. Власть.
[5] Библиология 1.0: Библия; Синодальный перевод со словарем Стронга.
[6] Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам. Беседа 23:1.
[7] Митрополит Иоанн (Снычев). Посох духовный. с.41.

Библиография
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библия: Современный перевод Библейских текстов/ World Bible Translation Center. М.: без изд. 1993. – 1151 с.
3. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия; Синодальный перевод (со словарем Стронга) / Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
4. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка [Электронный ресурс]/ Яндекс словари. 2001-2014. – Свободный режим доступа http://slovari.yandex.ru/
5. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам: в 4 кн. [Электронный ресурс]/ Издательский отдел Московского Патриархата: – М.: 1994. – Режим доступа: http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/riml.html свободный.
6. Митрополит Иоанн (Снычев). Посох духовный: Выбранные места из трудов Архипастыря/ ред. Е.И. Душенова. – СПб.: Царское Дело, 2000. – 462 с.
7. Новый Заветъ, на славянском и рускомъ языке/ Иждивенiем Россiйскаго Библейскаго Общества. – четвертым тиснением. – Санктпетербургъ.: Россiйское Библейское Общество, 1822. – 825 с.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов; под ред. Н.Ю.Шведовой. – десятое издание. – М.: Советская энциклопедия, 1973. – 848 с.
9. Православная энциклопедия "Азбука веры" [Электронный ресурс]/ Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня. – Сайт священника Константина Пархоменко – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://azbyka.ru/dictionary/02/index.shtml свободный.
10. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарем. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
Комментарий автора:
Сначала это был отзыв на чужую статью, но я подумал, что поднятая тема будет интересна многим читателям и, дополнив, решил опубликовать.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 2227 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Виктор Долгалев ostrow7247@yandex.ru 2014-10-11 13:17:24
Ошибка в Ваших рассуждениях, Николай Иванович, такая, что Вы считаете Бога началом, корнем, и забывая, что Он и конец также - Альфа и Омега. Да, альфа - это корень дерева, а омега - семя. Всякое семя, отпавшее от дерева - это естественный бунт против корня и всего дерева. Когда корни соединяются в ствол, работают центростремительные энергии, тогда власть популярна, с высоким рейтингом. Когда мощь ствола растаскивают ветки, действуют центробежные силы, и власть уже не так популярна, и оппозиция семечка нарастает, хотя оно ещё не семя, а только цветок или незрелый плод. Потому Христос подходит диалектично к власти: чтить мать и отца и возненавидеть мать и отца. Без оставления матери и отца невозможен прогресс, невозможны новые отрасли - дети и внуки и новые поколения в технике. Та же самая диалектика и у апостола Павла: верно и честно служить даже злым рабовладельцам, но когда придёт пора освободится от гнёта, воспользоваться этим моментом, как лучшим. Не царя, а дитя, последний отпрыск родословного древа, считает Христос главным в своей религии. И апостол Павел не благородную фарисейскую голову, а неблаговидные конечные члены, в том числе и репродуктивные органы, которые приносят плод, демонстрирует коринфянам, как арфу любви. Да и государство, в котором нет делателей, производителей, то есть рабочих и крестьянских рук, а также ног, транспортных коммуникаций, а есть только депутаты, ростовщики, мошенники, спекулянты, такое государство несостоятельно.
 Комментарий автора:
Исходя из комментариев к статье (на других сайтах), хочу уточнить некоторые нюансы.
Есть понятие: "Божья воля" и понятие: "Божье допущение" – никогда не нужно путать эти понятия. Если, например, по закону Моисееву Бог допустил Израильтянам разводиться и допустил многоженство, то это совсем не значит, что такого же поведения Он ждет и от Своих избранных. Не наше дело вмешиваться в Божьи допущения, тем более участвовать в разных формах насилия и над государственной властью, и над людьми, но мы обязаны исполнять Божью волю (как призванные к Царствию Божьему), а мир – он и есть – мир.

Но как же быть христианам, которые служат в силовых ГОССТРУКТУРАХ? Иоанн Креститель ответил на этот вопрос: "Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лук.3:14)".
Приведу пример с членом нашей поместной церкви – врачом гинекологом (по профессии ему приходилось делать аборты). Став христианином он отказался от этой практики (и это в голодные 90-е, когда официальную зарплату не выплачивали годами). Приходящих на прием женщин он уговаривал воздержаться от детоубийства, но никому ничего не запрещал. Другие врачи продолжали свой смертоносный "бизнес". Каждый выбирал свое: кто идти на аборт, а кто сохранить жизнь ребенку, кто делать его, а кто не участвовать в таких делах.
Да, каждый выбирает свое, и... каждый ответит пред Богом за свой выбор, за свои дела.

И еще одно место Писания, в принципе являющееся продолжением темы о госслужащих: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1Кор.7:20,21)".

маго мет 2014-10-12 14:36:06
Каждый выбирает ту религию, которая лучше других оправдывает его недостатки.

 
Гаврюшенко Елена elena-gavryushenko@mail.ru 2015-09-23 05:06:19
Прекрасная статья..Ещё раз убеждаюсь, что нужно по мимо синодального и другие переводы смотреть..Потому что на синодальном такие заблужденческие учения, простите, придумали. что сам Павел бы удивился фантазии и ловкости коверкания некоторыми его же учений..спасибо огромное..А обращение ко всем остальным - расширьте свой кругозор то в конце концов, вылезите из этой консервы на свет божий и по мимо синодального хотя бы начните изучать историю первоапостольства, создания церкви и всего остального. Советую книгк Френк Виола "Переосмыслени церкви" ВЕЩЬ! всего доброго.С любовью.
 Комментарий автора:
Спасибо, Елена, за добрые слова и за рекомендацию, почитать книгу Френка Виолы. С книгами этого автора я еще не знаком и с интересом почитаю.
Мир вам!

читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Теплый - гоменюк михаил

Праведность и самооправдание - Александр Грайцер

Про апостола Павла №40 - Владимир Кодебский

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Се Я с вами - Шмуль Изя

Проповеди :
Умение пользоваться силой Слова Господа - Leonidas Puskovas

Поэзия :
Прорвался ветер ниоткуда... - Сергей Виноградов

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100