Для ТЕБЯ - христианская газета

Вежливость - такт
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Вежливость - такт



«Изложим цепь, связующих звеньев с точки зрения как она видится со здравого смысла» - /А.Кристи-мастер детектив/.
Человек, прежде всего, должен обладать внутренней культурой, поскольку вежливость, воспитанность, тактичность – это три составляющие, которые дают общее представление о человеке, а без воспитания, без высокого уровня внутренней культуры теряется и культура внешняя. Современник должен быть образованным и интеллигентным, чтобы следовать нынешним тенденциям развития в обществе.
«В знак своего смирения будьте предупредительными с людьми, проявляя обычную учтивость. Христианство учит нас быть учтивыми, любезными и услужливыми со всеми, с кем нам приходиться иметь дело благовестия» - /М.Генри/. «А, входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему» - /Мт.10.12/. Христиане это простое правило Христа в действии жизни не выполняет! Это основа правильного отношения в общении. Такт, (латин. tactus - прикосновение). Чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому - нибудь, создающее уменье держать себя подобающим образом. Пароль: «мир дому сему», что ты Христианин (фр. Parole - слово) - это условное русское слово или набор знаков, предназначенный для подтверждения личности или полномочий. Пароль является доказательством того, что перед ним является именно тот человек, с которым он может встретиться и вести беседу. «Потому узнают все, что вы Мои (Христа) ученики, если будете иметь любовь» - /Ин.13.35/. Эта любовь в духе Христовом пусть служит отличительными признаком истинного последователя Христова. «Не столько вежливость манер, сколько вежливость нравов должна отличать нас от варварских народов»- /Шарль Монтескьё/. Между тем как грубость и суровость всюду затворяют перед собою двери и отталкивают сердца. Приветливость и приличное обхождение, в котором и состоят хорошие манеры, имеют силу таинственных слов в одной из сказок «Тысяча одной ночи»: «Сезам, отворись». Перед нами отворяются двери, и они служат проводниками к сердцу каждого человека молодого и старого.
В переводе слово «вежливый» означает «знающий, как себя вести». В современном русском языке для обозначения исключительной вежливости, учтивости (иногда с оттенком иронии) также используется слово политес (фр. politesse — вежливость). Применительно к действительности XVII века слово политес означает «определённый порядок соблюдения светского этикета». Французски - politesse - вежливость, любезность - манера вести себя или разговаривать вежливо и благовоспитанно; учтивость. Проявляющий учтивость и уважение в обращении с людьми. Строго придерживающий правил поведения.
Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотребительного сейчас «вежа» – «знаток», производного посредством суффикса– «знать».
До VI века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотами и молитвами. Старинное вежа - vezha еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью» и ведет себя в соответствии с ним. Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это, значит, общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе. Этимологически и по смыслу слово «вежливость» (cortesia) происходит от древнего cortes – «дворы». Это были места, где обычно собирались философы, художники, писатели, политики, экономисты, судьи, врачи, все профессионалы и выдающиеся, достойные люди, которые должны были рассматривать важные вопросы и принимать решения в государстве или королевстве. Согласно Платону, это были объединения людей, которые своими талантами, знаниями и способностями приносили пользу и служили обществу. Именно поэтому они несли ответственность за все важные дела в государстве.
«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими годами и по положению»- /Д.С. Лихачев/. Раскрыть сущность этического отношения ко всем окружающим людям и побудить размышляющих людей к воспитанию такого морального качества, как вежливость. «Вежливость хорошо определили как благожелательность в мелочах»- /Томас Бабингтон Маколей/.
«Ничто не обходится нам так дёшево и ничто не ценится так дорого, как вежливость»- /Мигель Сервантес де Сааведра «Дон Кихот»/. Можно быть и вежливым и любезным, имея очень мало денег в кармане. Вежливость даёт много и ровно ничего не стоит. Это самый дешевый из всех товаров. Самое скромное из изящных искусств—вежливость, вместе с тем, так полезна - приносящий благо, улучшающий и доставляет столько удовольствия, что её почти можно поставить в ряд искусств, возвышающих душу человека. «Стал тем зерном, из которого прорастает дерево света и духовного познания. Высокое искусство возвышает душу, делает особенной вибрацию сердца и открывает его для великого» - /сказал Юрий Розум – певец/
Христианская вежливость должна царствовать в каждом доме. Она недорого обходится, но имеет силу смягчать натуры, которые сделались бы суровыми и грубыми без нее. Поощрение постоянной вежливости, стремление поступать с другими так, «как мы хотели бы, чтобы поступали с нами», устранит часть жизненных невзгод. «Так же как образованность, благородство и честь совершенно необходимы для того, чтобы заслужить уважение и восхищение людей, вежливость и хорошие манеры не менее необходимы, чтобы сделаться желанным и приятным в беседах и в повседневной жизни» - /Ф.Честерфилд/.
«Подражайте Богу» - /Еф. 5.1/. «Невозможно взять «отпуск от хороших манер». Нужно быть вежливым везде и всегда»,— написала Сью Фокс, специалист по этикету. Когда вежливость входит у человека в привычку, проблем во взаимоотношениях с другими становится меньше или их совсем не возникает. Но верно и обратное. Грубое обращение с людьми ведет к конфликтам, возмущению и обидам. В собрании истинных христиан много людей с хорошими манерами. Тем не менее, нам нужно следить за тем, чтобы не перенять плохие манеры, столь распространенные в сегодняшнем мире».
Ценность отношений. Чаще всего под вежливостью понимаются просто хорошие манеры. Но это слово имеет гораздо более глубокий смысл. Вежливость – это дружелюбие. Она должна проявляться в речи и в поведении. В сравнении с терпимостью или с прощением вежливость кажется очень простым делом. Но она жизненно важна для любых отношений. Зачастую вежливость – первый шаг к дружбе. Когда вы относитесь к человеку, как к другу, то открываете возможность для долгих и приносящих удовлетворение отношений. Если поверить в то, что каждый встреченный человек по-своему ценен: «Каждый человек - центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров»- /Элиас Канеттито/, вежливость станет совершенно естественной. Вежливость – это проявление любви в обычной жизни, поскольку она подчеркивает ценность любых отношений. Без вежливости к посторонним, друзьям и родным невозможно построить отношения и показать, что ты ценишь других людей. Относитесь к другим вежливо. Для человека, который любит по-настоящему, вежливость – это норма жизни. Это источник радости. Чем вежливее мы общаемся, тем приятнее видеть, как люди откликаются на нашу доброту. Возможность отнестись к человеку как к другу, найти несложно. Но если мы не привыкли к вежливости, то это будет трудно сделать. Как же развить в себе эту черту характера?
Вежливость – это признание усилий другого человека. Очень часто вежливость проявляется через простые жесты – достаточно вспомнить о чьем-либо дне рождения или юбилее или послать письмо с пожеланием выздоровления другому человеку. Старайтесь любить других так же, как вам хотелось бы быть любимым самому.
«Написал и письмо следующего содержания: «Клавдий Лисий достопочтенному правителю…»-/Деян.23.26/. «Командир римского отряда, будучи человеком благоразумным и честным, придерживался добрых нравов, принципов и поступал человеколюбиво»- /Мэтью Генри/. «Великий апостол язычников Павел, имея от природы богато одаренную и благородную натуру, чрез уверование во Христа приобрел необыкновенную высоту характера, отличающуюся утонченной деликатностью, вежливостью, мудрой простотой и учтивостью.
Его проповедь в столице Греции Афинах превосходна во всех отношениях (Деян.17.22-31). Учитывая то, что греки хорошо разбирались в ораторском искусстве, Павел составил слово по всем правилам античного красноречия. Он не стал по примеру невежественных фанатиков оскорблять чужие чувства и выказывать горделиво-пренебрежительного отношения к их мнениям. С мудрой снисходительностью и в вежливых выражениях, признавая их набожность в отношении своих богов и подкрепляя мысль ссылкой на их собственных поэтов, он в то же время разумным и безобидным переходом открывает основное заблуждение слушателей. Писатель и общественный деятель Эмерсон заметил: «Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств».
Однако мы отмечаем, что условная искусственная вежливость совсем не годится для христианина. Христианская вежливость основана на искренности и неподдельной сердечности. Недаром Франциск Ассизский назвал «вежливость младшей сестрой любви. Христианская любовь непременно поддерживает и сопровождает ее» - /В.А.Попов «Христианская этика»/. По словам В. С. Соловьёва, вежливость ещё «не есть вся культура, но она есть необходимое условие всякой культурности, всё равно как грамотность, хотя и не исчерпывает умственного образования, но есть его необходимое условие. Нельзя ни от кого требовать, ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и нужно требовать от всех соблюдать правила вежливости».
Вежливость, скромность, учтивость, обходительность наряду с другими христианскими добродетелями всегда почитались в русском народе как ценные и жизненно необходимые моральные качества, обладать которыми должен стремиться каждый человек, в особенности тот, кто призван или намерен занять заметное место в обществе. Об этом постоянно и настойчиво напоминала Церковь, этому старшие разными способами учили младших» - А. Г. Балакай «Об изучении языка русской вежливости».
«Если бы нам удалось заглянуть «по ту сторону» вежливости, – пишет проф. В. Е. Гольдин, – мы, несомненно, прочли бы «на обороте»: достоинство. Потому что место, роль, на которые претендует человек, то есть его представление о ценности собственной личности в обществе, – это и есть достоинство. На достоинство человека, на то, чтобы не унизить, не оскорбить его, ориентируется вежливость».
«Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью» - /Ф. Ницше/. «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» - /Ж.-Ж. Руссо/. «Настоящая и лучшая вежливость та, которая основана на искренности. Истинная вежливость неразлучна с уважением личности другого и без нее невозможна»- /Н.Шелгунов/
«Вежливость, как игорная марка, есть, открыто признанная фальшивая монета. Скупость на нее доказывает скудоумие, щедрость, напротив — ум. Кто же доводит вежливость до пожертвования реальными интересами, похож на человека, раздающего вместо марок настоящие червонцы» - /Артур Шопенгауэр/. «Вежливость походит на позолоту, которая слишком часто покрывает всего лишь неблагородный металл»- /Дюбэ/.
«Может быть, сама по себе вежливость — это скорлупа, но плод может и должен вызревать в скорлупе. Сразу из болота нам на эти высоты не вспрыгнуть. И когда мы начинаем мерить нашу немощную духовную жизнь мерилом отцов-пустынников и на этом основании отвергать и душевное, и элементы — может быть, чисто условные — человеческого общения, которые на самом-то деле могут быть питательной средой для взращивания элементов духовной жизни, мы скорее теряем, чем приобретаем». Вежливость — проявление душевной жизни, потому что именно в ней кроется внимание к ближнему, — ещё не любовь, но уже внимание. Человек задумывается о том. Что было бы приятно, а что — неприятно тому, с кем он общается. То есть в конечном итоге руководствуется принципом: «поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Вежливость — в такой же мере путь, в какой душевная жизнь может быть путём к жизни духовной. Путь имеет такое свойство: на нём нельзя останавливаться, нельзя на всю жизнь загнать себя в рамки вежливости, точно так же, как нельзя всю жизнь предаваться эмоциям и только эмоциям. На практике, конечно, так бывает, но ничего хорошего не даёт.
Вежливость, будучи элементом душевной сферы, может при своём развитии приносить духовные плоды? А ведь может быть и так, что человек не ставит своей целью, прежде всего, быть вежливым, а хочет в основном жить духовной жизнью, как он это себе представляет. Обязательно ли человек, дух в котором живёт ярко и интенсивно, станет совершенствоваться в навыках вежливости? Иными словами, если духовной жизни как таковой нет, то и вежливость никаких плодов не принесет, не откроет нам высоты духа»- /Алексий Гостев - протоиерей/.
Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.
Может ли кого очень интересовать такие понятия, как христианская вежливость и христианский этикет. Отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. Даже самых простых. Например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику-пастырю. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви, порождая чувство неуверенности.
«Японская вежливость имеет глубочайшие корни в истории народа. Она – неотъемлемая и прекрасная сторона японского характера» - писал признанный на рубеже прошлого и нынешнего столетий английский японовед Лафкадио Хери. Пленённый японской экзотикой, этот англичанин, вероятно, и создал стереотип, который оказался столь живучим, как и предание о схватке японских рыцарей с кочевниками, приплывшими с материка. Хочешь того или нет, но, делая первые шаги по японской земле, действительно приходишь к мысли». «Японец вежлив до тех пор, пока не теряет на этом материально или морально. Когда возникает необходимость сделать выбор между вежливым поступком и получением выгоды, японец, не раздумывая, отдаёт предпочтение выгоде». А Христианин нашего времени, какое примет решение: выгода или вежливость?
«Токийская частная железнодорожная дорога, перевозящая ежедневно 5 миллионов жителей столицы, расклеивает каждый месяц в вагонах 1100 плакатов, с которых к пассажирам взывают известнейший актёр театра «Кабуки» Тамасабуро, любимый болельщиками чемпион по национальной борьбе «само» Китаноуми, и всё ещё популярная у японцев, Мерилин Монро: «Уступайте места матерям с грудными детьми, пожилым и инвалидам!», «Не курите на платформах, хотя бы в «час пик!», «Не кладите ноги на сиденья!». «Звезда эстрады Масако Мори – другая героиня нравоучительных плакатов – усаживает на своё место старушку и укоризненно глядит на едущих в вагоне мужчин, продолжающих сидеть. На вопрос, вежливее ли стали пассажиры городской железной дороги, заведующий отделом железнодорожной компании, ведающий связями с общественностью, честно ответил: «Я очень сомневаюсь». «Правила искусственной вежливости приносят очень мало пользы. Часто то, что называют этикетом, служит не более как для прикрытия невежливости и отсутствия правдивости.
Обозначим вывод, скажем, что, усваивая хорошие манеры и упражняясь в изящном обращении, надо всегда помнить при этом, что есть нечто гораздо более высокое и благородное, к чему человек должен стремиться, что-то, что выше удовольствия, выше искусства, выше богатства, власти, ума гения — это безупречности и совершенство характера. Без прочной добродетельности отдельных лиц в основании, никакое изящество, никакая красота манер, никакие искусства не в силах будут спасти или возвысить народ.
«Многое зависит от того, как посмотреть на вещь» - /Агата Кристи – мастер - детективов/.

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714/.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 4203 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Михаил Бузин 2014-11-25 06:32:04
Всё верно, и начинать нужно с себя...
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Попадание в Цель! Переход в жизнь! - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)

Жизнь за завесой - Люда Бутраменко

Обращение к украинским христианам по поводу Нового, 2016 года - Steve Booth
В связи с тем, что с сайта время от времени исчезают статьи, в которых поднята тема майдана, данное обращение также продублировано в моём ЖЖ: SteveBooth222.livejournal.com Так что если вам понравилось это обращение, скопируйте его себе прямо сейчас.

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Не ушёл Иисус на майдан - Igor Kolgarev
\"Христианам\", подержавшим майдан (2014) посвящается...

Поэзия :
Добро и зло в контексте души... - Sorokin Oleg

Публицистика :
Дефицит семьи - Буравец Валерий

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100