Для ТЕБЯ - христианская газета

Вежливость - такт
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Вежливость - такт



«Изложим цепь, связующих звеньев с точки зрения как она видится со здравого смысла» - /А.Кристи-мастер детектив/.
Человек, прежде всего, должен обладать внутренней культурой, поскольку вежливость, воспитанность, тактичность – это три составляющие, которые дают общее представление о человеке, а без воспитания, без высокого уровня внутренней культуры теряется и культура внешняя. Современник должен быть образованным и интеллигентным, чтобы следовать нынешним тенденциям развития в обществе.
«В знак своего смирения будьте предупредительными с людьми, проявляя обычную учтивость. Христианство учит нас быть учтивыми, любезными и услужливыми со всеми, с кем нам приходиться иметь дело благовестия» - /М.Генри/. «А, входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему» - /Мт.10.12/. Христиане это простое правило Христа в действии жизни не выполняет! Это основа правильного отношения в общении. Такт, (латин. tactus - прикосновение). Чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому - нибудь, создающее уменье держать себя подобающим образом. Пароль: «мир дому сему», что ты Христианин (фр. Parole - слово) - это условное русское слово или набор знаков, предназначенный для подтверждения личности или полномочий. Пароль является доказательством того, что перед ним является именно тот человек, с которым он может встретиться и вести беседу. «Потому узнают все, что вы Мои (Христа) ученики, если будете иметь любовь» - /Ин.13.35/. Эта любовь в духе Христовом пусть служит отличительными признаком истинного последователя Христова. «Не столько вежливость манер, сколько вежливость нравов должна отличать нас от варварских народов»- /Шарль Монтескьё/. Между тем как грубость и суровость всюду затворяют перед собою двери и отталкивают сердца. Приветливость и приличное обхождение, в котором и состоят хорошие манеры, имеют силу таинственных слов в одной из сказок «Тысяча одной ночи»: «Сезам, отворись». Перед нами отворяются двери, и они служат проводниками к сердцу каждого человека молодого и старого.
В переводе слово «вежливый» означает «знающий, как себя вести». В современном русском языке для обозначения исключительной вежливости, учтивости (иногда с оттенком иронии) также используется слово политес (фр. politesse — вежливость). Применительно к действительности XVII века слово политес означает «определённый порядок соблюдения светского этикета». Французски - politesse - вежливость, любезность - манера вести себя или разговаривать вежливо и благовоспитанно; учтивость. Проявляющий учтивость и уважение в обращении с людьми. Строго придерживающий правил поведения.
Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотребительного сейчас «вежа» – «знаток», производного посредством суффикса– «знать».
До VI века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотами и молитвами. Старинное вежа - vezha еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью» и ведет себя в соответствии с ним. Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это, значит, общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе. Этимологически и по смыслу слово «вежливость» (cortesia) происходит от древнего cortes – «дворы». Это были места, где обычно собирались философы, художники, писатели, политики, экономисты, судьи, врачи, все профессионалы и выдающиеся, достойные люди, которые должны были рассматривать важные вопросы и принимать решения в государстве или королевстве. Согласно Платону, это были объединения людей, которые своими талантами, знаниями и способностями приносили пользу и служили обществу. Именно поэтому они несли ответственность за все важные дела в государстве.
«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими годами и по положению»- /Д.С. Лихачев/. Раскрыть сущность этического отношения ко всем окружающим людям и побудить размышляющих людей к воспитанию такого морального качества, как вежливость. «Вежливость хорошо определили как благожелательность в мелочах»- /Томас Бабингтон Маколей/.
«Ничто не обходится нам так дёшево и ничто не ценится так дорого, как вежливость»- /Мигель Сервантес де Сааведра «Дон Кихот»/. Можно быть и вежливым и любезным, имея очень мало денег в кармане. Вежливость даёт много и ровно ничего не стоит. Это самый дешевый из всех товаров. Самое скромное из изящных искусств—вежливость, вместе с тем, так полезна - приносящий благо, улучшающий и доставляет столько удовольствия, что её почти можно поставить в ряд искусств, возвышающих душу человека. «Стал тем зерном, из которого прорастает дерево света и духовного познания. Высокое искусство возвышает душу, делает особенной вибрацию сердца и открывает его для великого» - /сказал Юрий Розум – певец/
Христианская вежливость должна царствовать в каждом доме. Она недорого обходится, но имеет силу смягчать натуры, которые сделались бы суровыми и грубыми без нее. Поощрение постоянной вежливости, стремление поступать с другими так, «как мы хотели бы, чтобы поступали с нами», устранит часть жизненных невзгод. «Так же как образованность, благородство и честь совершенно необходимы для того, чтобы заслужить уважение и восхищение людей, вежливость и хорошие манеры не менее необходимы, чтобы сделаться желанным и приятным в беседах и в повседневной жизни» - /Ф.Честерфилд/.
«Подражайте Богу» - /Еф. 5.1/. «Невозможно взять «отпуск от хороших манер». Нужно быть вежливым везде и всегда»,— написала Сью Фокс, специалист по этикету. Когда вежливость входит у человека в привычку, проблем во взаимоотношениях с другими становится меньше или их совсем не возникает. Но верно и обратное. Грубое обращение с людьми ведет к конфликтам, возмущению и обидам. В собрании истинных христиан много людей с хорошими манерами. Тем не менее, нам нужно следить за тем, чтобы не перенять плохие манеры, столь распространенные в сегодняшнем мире».
Ценность отношений. Чаще всего под вежливостью понимаются просто хорошие манеры. Но это слово имеет гораздо более глубокий смысл. Вежливость – это дружелюбие. Она должна проявляться в речи и в поведении. В сравнении с терпимостью или с прощением вежливость кажется очень простым делом. Но она жизненно важна для любых отношений. Зачастую вежливость – первый шаг к дружбе. Когда вы относитесь к человеку, как к другу, то открываете возможность для долгих и приносящих удовлетворение отношений. Если поверить в то, что каждый встреченный человек по-своему ценен: «Каждый человек - центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров»- /Элиас Канеттито/, вежливость станет совершенно естественной. Вежливость – это проявление любви в обычной жизни, поскольку она подчеркивает ценность любых отношений. Без вежливости к посторонним, друзьям и родным невозможно построить отношения и показать, что ты ценишь других людей. Относитесь к другим вежливо. Для человека, который любит по-настоящему, вежливость – это норма жизни. Это источник радости. Чем вежливее мы общаемся, тем приятнее видеть, как люди откликаются на нашу доброту. Возможность отнестись к человеку как к другу, найти несложно. Но если мы не привыкли к вежливости, то это будет трудно сделать. Как же развить в себе эту черту характера?
Вежливость – это признание усилий другого человека. Очень часто вежливость проявляется через простые жесты – достаточно вспомнить о чьем-либо дне рождения или юбилее или послать письмо с пожеланием выздоровления другому человеку. Старайтесь любить других так же, как вам хотелось бы быть любимым самому.
«Написал и письмо следующего содержания: «Клавдий Лисий достопочтенному правителю…»-/Деян.23.26/. «Командир римского отряда, будучи человеком благоразумным и честным, придерживался добрых нравов, принципов и поступал человеколюбиво»- /Мэтью Генри/. «Великий апостол язычников Павел, имея от природы богато одаренную и благородную натуру, чрез уверование во Христа приобрел необыкновенную высоту характера, отличающуюся утонченной деликатностью, вежливостью, мудрой простотой и учтивостью.
Его проповедь в столице Греции Афинах превосходна во всех отношениях (Деян.17.22-31). Учитывая то, что греки хорошо разбирались в ораторском искусстве, Павел составил слово по всем правилам античного красноречия. Он не стал по примеру невежественных фанатиков оскорблять чужие чувства и выказывать горделиво-пренебрежительного отношения к их мнениям. С мудрой снисходительностью и в вежливых выражениях, признавая их набожность в отношении своих богов и подкрепляя мысль ссылкой на их собственных поэтов, он в то же время разумным и безобидным переходом открывает основное заблуждение слушателей. Писатель и общественный деятель Эмерсон заметил: «Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств».
Однако мы отмечаем, что условная искусственная вежливость совсем не годится для христианина. Христианская вежливость основана на искренности и неподдельной сердечности. Недаром Франциск Ассизский назвал «вежливость младшей сестрой любви. Христианская любовь непременно поддерживает и сопровождает ее» - /В.А.Попов «Христианская этика»/. По словам В. С. Соловьёва, вежливость ещё «не есть вся культура, но она есть необходимое условие всякой культурности, всё равно как грамотность, хотя и не исчерпывает умственного образования, но есть его необходимое условие. Нельзя ни от кого требовать, ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и нужно требовать от всех соблюдать правила вежливости».
Вежливость, скромность, учтивость, обходительность наряду с другими христианскими добродетелями всегда почитались в русском народе как ценные и жизненно необходимые моральные качества, обладать которыми должен стремиться каждый человек, в особенности тот, кто призван или намерен занять заметное место в обществе. Об этом постоянно и настойчиво напоминала Церковь, этому старшие разными способами учили младших» - А. Г. Балакай «Об изучении языка русской вежливости».
«Если бы нам удалось заглянуть «по ту сторону» вежливости, – пишет проф. В. Е. Гольдин, – мы, несомненно, прочли бы «на обороте»: достоинство. Потому что место, роль, на которые претендует человек, то есть его представление о ценности собственной личности в обществе, – это и есть достоинство. На достоинство человека, на то, чтобы не унизить, не оскорбить его, ориентируется вежливость».
«Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью» - /Ф. Ницше/. «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» - /Ж.-Ж. Руссо/. «Настоящая и лучшая вежливость та, которая основана на искренности. Истинная вежливость неразлучна с уважением личности другого и без нее невозможна»- /Н.Шелгунов/
«Вежливость, как игорная марка, есть, открыто признанная фальшивая монета. Скупость на нее доказывает скудоумие, щедрость, напротив — ум. Кто же доводит вежливость до пожертвования реальными интересами, похож на человека, раздающего вместо марок настоящие червонцы» - /Артур Шопенгауэр/. «Вежливость походит на позолоту, которая слишком часто покрывает всего лишь неблагородный металл»- /Дюбэ/.
«Может быть, сама по себе вежливость — это скорлупа, но плод может и должен вызревать в скорлупе. Сразу из болота нам на эти высоты не вспрыгнуть. И когда мы начинаем мерить нашу немощную духовную жизнь мерилом отцов-пустынников и на этом основании отвергать и душевное, и элементы — может быть, чисто условные — человеческого общения, которые на самом-то деле могут быть питательной средой для взращивания элементов духовной жизни, мы скорее теряем, чем приобретаем». Вежливость — проявление душевной жизни, потому что именно в ней кроется внимание к ближнему, — ещё не любовь, но уже внимание. Человек задумывается о том. Что было бы приятно, а что — неприятно тому, с кем он общается. То есть в конечном итоге руководствуется принципом: «поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Вежливость — в такой же мере путь, в какой душевная жизнь может быть путём к жизни духовной. Путь имеет такое свойство: на нём нельзя останавливаться, нельзя на всю жизнь загнать себя в рамки вежливости, точно так же, как нельзя всю жизнь предаваться эмоциям и только эмоциям. На практике, конечно, так бывает, но ничего хорошего не даёт.
Вежливость, будучи элементом душевной сферы, может при своём развитии приносить духовные плоды? А ведь может быть и так, что человек не ставит своей целью, прежде всего, быть вежливым, а хочет в основном жить духовной жизнью, как он это себе представляет. Обязательно ли человек, дух в котором живёт ярко и интенсивно, станет совершенствоваться в навыках вежливости? Иными словами, если духовной жизни как таковой нет, то и вежливость никаких плодов не принесет, не откроет нам высоты духа»- /Алексий Гостев - протоиерей/.
Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.
Может ли кого очень интересовать такие понятия, как христианская вежливость и христианский этикет. Отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. Даже самых простых. Например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику-пастырю. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви, порождая чувство неуверенности.
«Японская вежливость имеет глубочайшие корни в истории народа. Она – неотъемлемая и прекрасная сторона японского характера» - писал признанный на рубеже прошлого и нынешнего столетий английский японовед Лафкадио Хери. Пленённый японской экзотикой, этот англичанин, вероятно, и создал стереотип, который оказался столь живучим, как и предание о схватке японских рыцарей с кочевниками, приплывшими с материка. Хочешь того или нет, но, делая первые шаги по японской земле, действительно приходишь к мысли». «Японец вежлив до тех пор, пока не теряет на этом материально или морально. Когда возникает необходимость сделать выбор между вежливым поступком и получением выгоды, японец, не раздумывая, отдаёт предпочтение выгоде». А Христианин нашего времени, какое примет решение: выгода или вежливость?
«Токийская частная железнодорожная дорога, перевозящая ежедневно 5 миллионов жителей столицы, расклеивает каждый месяц в вагонах 1100 плакатов, с которых к пассажирам взывают известнейший актёр театра «Кабуки» Тамасабуро, любимый болельщиками чемпион по национальной борьбе «само» Китаноуми, и всё ещё популярная у японцев, Мерилин Монро: «Уступайте места матерям с грудными детьми, пожилым и инвалидам!», «Не курите на платформах, хотя бы в «час пик!», «Не кладите ноги на сиденья!». «Звезда эстрады Масако Мори – другая героиня нравоучительных плакатов – усаживает на своё место старушку и укоризненно глядит на едущих в вагоне мужчин, продолжающих сидеть. На вопрос, вежливее ли стали пассажиры городской железной дороги, заведующий отделом железнодорожной компании, ведающий связями с общественностью, честно ответил: «Я очень сомневаюсь». «Правила искусственной вежливости приносят очень мало пользы. Часто то, что называют этикетом, служит не более как для прикрытия невежливости и отсутствия правдивости.
Обозначим вывод, скажем, что, усваивая хорошие манеры и упражняясь в изящном обращении, надо всегда помнить при этом, что есть нечто гораздо более высокое и благородное, к чему человек должен стремиться, что-то, что выше удовольствия, выше искусства, выше богатства, власти, ума гения — это безупречности и совершенство характера. Без прочной добродетельности отдельных лиц в основании, никакое изящество, никакая красота манер, никакие искусства не в силах будут спасти или возвысить народ.
«Многое зависит от того, как посмотреть на вещь» - /Агата Кристи – мастер - детективов/.

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714/.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 3502 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Михаил Бузин 2014-11-25 06:32:04
Всё верно, и начинать нужно с себя...
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Беспощадная невидимка - Васильева Валентина Яковлевна

Где твои крылья? - Милана Шуляева
статья для души, которая жаждет исцеления

Цитаты с комментариями 105-108 - Владимир Кодебский

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
За все благодарите. - Галина

Поэзия :
Гимн России, старый проект на конкурс - Андрей Рюрик
*Когда речь идет о таком жанре как "гимн", то соответствующий текст должен отвечать пониманию различных категорий населения, обозначая то общее, что может их объединять. Для читателей этого сайта такое понятие - Бог. Для многих других категорий граждан объединяющим началом могут представляться различние иные ценности, включая так называемые "общечеловеческие ценности". При этом, обычно забывается, что все эти ценности возникли в древние времена на чисто религиозном мировоззрении. "Человеческие ценности без Бога" - очень недавнее "изобретение", которое, однако, всегда с неизбежностью приводило к катастрофическим результатам. (Начиная от французской революции 18 века и кончая коммунистической и фашистской катастрофами 20 века). Разумеется, понятие веры в Бога подразумевает полную свободу выбора того или иного мировоззрения, включая атеистическое. Без такой полной личной свободы выбора невозможно создать благополучное общество. Поэтому вера в Высший Абсолют - гораздо более демократична, чем, например большевизм или фашизм. Эта вера (а не отдельно взятые конфессии) никому ничего не запрещает. Она дает человечеству большую свободу, чем любая политическая доктрина, партия или даже "самая правильная конфессия". И пусть попробует кто-либо против этого возразить или оспорить это. (Я, конечно, понимаю, что без объединения в "конфессии" отдельным людям очень трудно было бы ощущать Бога, поэтому не следует меня воспринимать как "врага всяческих конфессий". Это был бы полный абсурд).

Теология :
Дух Святой - Сергей Мирошник

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100