Для ТЕБЯ - христианская газета

Учитесь мудрости Божией
Проповеди

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Учитесь мудрости Божией



Сначала была написана статья. Возникло желание обратиться к этой теме после прочтения книги "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". Я благодарю Бога за то, что Он даровал мне прочесть её, ибо автор был близок и понятен мне, и в то же время видна была мудрость его – по сути, самого что ни на есть обыкновенного верующего.

Итак, о мудрости Божией!
Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро. (Рим.16:19)
Но желаю, чтобы вы были мудры на добро – говорит нам Апостол.
Сейчас, к сожалению, почти никто не учит церкви мудрости. Нам дают теологические знания, но скорее, как некие научные дисциплины, чем практические навыки.
Посмотрите на себя, верующие! Кто из вас мудр? Вы любите цитировать слова Апостола Павла из Послания к Коринфянам: "Не много из вас мудрых по плоти. (1Кор.1:26)" – и этим самоуспокаиваете свою немудрость в делах и словах, и этим самооправдываете свою духовную лень.
Ищите же не только знания но и мудрость; ибо Апостол Павел не к тому призывал Коринфян, чтобы они были не мудрыми, а к тому, чтобы они – немудрые – стали мудрее мудрецов мира сего.
Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых. (1Кор.1:27)

Чем посрамил Иисус Христос мудрецов мира сего? Именно Своею мудростью, превосходящей их мудрость; мудростью, превосходящей мудрость Соломона. И в чем проявилась Его мудрость? В том, что Он видел все ловушки, которые готовили Ему сатана и мудрецы мира сего. В том, что Иисус Христос поступал всегда не просто хорошо, а совершеннейшим образом, во благо.

До революции 1917 года в Русской Православной Церкви, помимо официальных служителей – священников, было служение старцев – людей, которых Господь Бог готовил особо. Иногда десятилетиями готовил. И к этим старцам, обретшим Божию мудрость, приходили люди за советом житейским и за словом мудрости.
Идут за советом и словом мудрости и сейчас; сколько из вас приходило на беседу к пастырям, сколько вы произносили молитв, и… ничего не менялось в вашей жизни и в жизни ваших родных. Хотя, не сомневаюсь, во время тех бесед вам давались хорошие советы, и в молитвах слова говорились правильные, но бессильными оказались советы, и бессильными были молитвы.
Почему так происходило?

Чтобы немного разобраться в этом вопросе, сначала познакомьтесь с реальным случаем истинного Божьего служения даром слова мудрости. Простой верующий, мирянин Николай Александрович Мотовилов спрашивал у многих священнослужителей о волновавших его вопросах: о действенной вере и смысле жизни христианина. Ему давали хорошие ответы, но жизнь его не менялась от этих ответов. Но однажды…
Это было зимой. День был пасмурный, снегу было на четверть на земле, а сверху порошила густая снежная крупа. Мотовилов пишет, что уже три дня искал возможности побеседовать с Серафимом Саровским, и вот:
"Отец Серафим начал беседу со мной возле ближней пустыньки (лесного домика возле монастыря, где жил старец).
– Господь открыл мне, сказал старец, что вы усердно желали узнать, в чем состоит цель вашей жизни, жизни христианской. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, слушайся наставников и твори добро – вот тебе и цель жизни христианской. Все это верно и хорошо, но истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Святого Духа. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа.
– Как же стяжание? – спросил я батюшку Серафима: я не понимаю.
– Стяжание все равно, что приобретение – отвечал он, – ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Цель жизни людей в мире есть стяжание денег, почестей и наград. Стяжание Святого Духа есть тоже капитал, только вечный.
– Как же я буду знать, со мной Святой Дух или нет? – продолжил Мотовилов, стараясь реально понять и обрести то, о чем ему сказал Серафим Саровский в начале беседы.
– Мы в настоящее время, – отвечал старец Серафим, – по невниманию ко Христу и Его промыслу до того дошли, что почти полностью удалились от истинной христианской жизни. Произошло это непонимание от того, что мы удалились от простора первоначального христианского ведения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимо то, о чем древние до того ясно разумели, что им понятие о явлении Бога не казались странными. Бога и благодать Духа Его Святого люди не во сне видели и не в мечтах, и не в исступлении ума, а истинно во яви.
– Каким же образом, – спросил я отца Серафима.
– Это очень просто! – отвечал он. Обрети Христов разум. Находясь в этом разуме, и Апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий на них.
– Как мне самому распознать Его истинное явление? Мне надобно, чтобы я понял это хорошенько!
– Тогда отец Серафим взял меня за плечи и сказал: "Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! … Что же ты не смотришь на меня?".
– Мотовилов отвечал: "Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших сияние. Лицо ваше сделалось светлее Солнца, и у меня глаза болят смотреть!".
– Отец Серафим сказал: "Не устрашайтесь, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть". И тихонько на ухо сказал: "Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Я только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу, и внутри себя сказал: "Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих".
– Что же чувствуете вы теперь? – спросил Серафим.
– Необыкновенно хорошо! – сказал я. Чувствую такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! Чувствую теплоту необыкновенную!
– Это тот мир, что дает Христос, – сказал отец Серафим. А как же вам тепло? Ведь мы в лесу сидим и зима на дворе.
– Мотовилов отвечал: "Теплота и благоухание – на земле нет ничего подобного этому благоуханию".
– Я и сам, батюшка, знаю это точно как и вы. Теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Так и должно быть, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем.» [1]

На всю жизнь запомнил эту встречу Николай Александрович. Одна только встреча с Серафимом Саровским изменила всю его жизнь. И это лишь один пример. Тысячи людей приходили к простому монаху, старцу Серафиму, и ни один не был вне внимания Божия.
Но как же Господь готовил Серафима Саровского к сему служению? Может, он случайно стал таким?
Может и Апостолы Петр и Павел стали такими мужами Божьими случайно?
Может, и Иисус Христос стал сразу таким, каким стал?
Нет.
Хотя Он (Иисус Христос) и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного. (Евр.5:8,9)
Апостола Павла ведет Святой Дух на долгие годы в Аравийскую пустыню. Зачем? Что там обрел Павел?
Так же и Серафима Саровского Бог вел через Свою великую и трудную школу мудрости – Божией мудрости, прежде чем сказал ему: "Иди и служи".
Родился Серафим Саровский (Прохор Мошнин) в 1754 году. Еще в детстве он пережил чудо Божьего заступничества, пройдя через опасности и смертельную болезнь. Затем, в 1788 году – монашеское послушание и, опять, болезнь, и чудо Божьего исцеления. Затем, служение в монастыре и… уход в пустынножительство в лес. Не по своему произволу, а ведомый Святым Духом, Серафим находился в уединении в лесном домике многие годы. Там он заготавливал дрова для монастыря, содержал себе огородик и, молился и читал. Во время уединения Серафим пережил нападение разбойников и опять чудом был исцелен. Потом опять жизнь в монастыре и в 1825 году, по видению от Бога, Серафим принимает служение старчества. По его молитвам произошли многие исцеления; отличала его необыкновенная прозорливость, кротость и любовь ко всем.

Я привел только один пример истинного служения дара мудрости.
Поверьте, таких людей Господь созидал всегда, со времен Ветхого Завета и по сей день. Но в силу многих исторических обстоятельств, сейчас слабо такое служение в церквях (и в Православных, и особенно в Протестантских).
Верующие ищут мудрости у своих пастырей. Но, если в церкви нет любви к мудрости, откуда будет она у пастырей?
Как писал Григорий Богослов: "А теперь есть опасность… потому, что председательство (в церквях) приобретается не добродетелью, но происками, и престолы занимаются не достойнейшими, но пробивными и предприимчивыми. Самуил видящий высоту небес во пророках, но так же и Саул отверженный… Нет ни врача, ни живописца, который прежде не вникал в свойства недугов, или не смешивал разных красок, или не рисовал. А председатель в церкви удобно выискивается, не трудившись, не готовившись к сану, едва посеян, как уже и вырос. В один день производим мы во святые и велим быть мудрыми." [2]
Так было в четвертом веке, то же и сейчас: мы ставим пастырями юношей, после школьной скамьи окончивших семинарию, и… велим быть мудрым. И при этом говорим сами себе: "Он же пастырь, он обязан быть мудрым; ведь служение же от Бога". А потом, когда верующие, мы же сами приходим к такому пастырю за мудрым советом, то создается такое впечатление, что мы и не ожидаем решения своей проблемы или вопроса, а пришли лишь выговориться, по поговорке: "выговорился – и на душе полегчало".
К сожалению, чаще всего так оно и есть – одни лишь разговоры. Мы уже и сами не ищем ответа так, как его искал Н.А. Мотовилов, который не остановился, пока истинно не понял и не пережил то, о чем ему сказал отец Серафим. А если кто и ждет какого-то ответа от пастыря, то это либо ожидание подтверждения уже принятого им решения, либо ожидание такого чудесного ответа, чтобы и в себе ничего не менять, и проблема сама собой разрешилась.
Ищите мудрости! Ищите мудрости, чтобы свидетельствовать миру Христа так, как свидетельствовал Стефан, первый мученик, о котором Лука пишет: "Не могли (враги его) противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. (Деян.6:10)".
Ищите мудрости! Ибо, только обретя Божью мудрость можно тому, кто рожден по вере, достичь зрелости во Христе. Написано: "Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; … А нам Бог открыл это духом Своим. (1Кор.2:6-8,10)".

В наше время стратегией многих христианских деноминаций (особенно Пятидесятников и Харизматов) стало внешнее действование: видимый рост церквей, видимые служения и программы. Отсюда, и видимое участие членов церкви в делах церкви – такая внешняя, показная активность стала признаком их духовности, стала критерием признания в церкви их, как христиан.
Конечно, проповедуется и о внутреннем преображении, о духовном обновлении. Но кто осудит, если его нет? А если не будет явной внешней активности – то, сразу же осудят.
Вот и получается, что от членов церкви требуется лишь внешняя правильность, лишь внешнее соответствие канонам христианской религии и добродетели.
Иисус Христос сказал: "Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. (Мф.23:26)". Но пастыри и братья по церкви торопят "очищать внешность". Они говорят: "Давай, давай, становись скорее праведным, ведь ты же покаялся и принял водное крещение. Давай, давай! – а то, если не увидим твоей праведности – поставим на замечание."
Страх осуждения, а не любовь ко Христу в такой церкви толкает человека к изменению его поведения. Но от страха только наружность очищается, а внутренность – никогда. Человеку, толкаемому страхом, нет времени ни разобраться в себе, ни обрести в себе новую природу – Христову природу. И, как результат, в самой церкви уже утрачивается навык к привлечению внутреннего обновления, остается только навык внешнего изменения поведения членов церкви. Причем зачастую это настолько поверхностное изменение, что "праведности" хватает только на пару часов в неделю, на время богослужения, а после – эти верующие живут с нутром грязнее, чем у мирских людей.
Такие верующие (без внутреннего обновления) очень похожи на молодых солдатиков, которых в критическое время Великой Отечественной войны, наспех обмундировав и вооружив, бросали на фронт, и… они там гибли тысячами. Не обученные, они становились на передовой не воинами, а "пушечным мясом".
Хотя мы и много слышали о стойкости и вере первых христиан, но даже тогда лишь немногие могли устоять, всё преодолев. Но сейчас, когда гнать Церковь будут все силы зла, тем более не многие смогут успешно противостоять Антихристу и его духам.

Если рассматривать жизнь Иисуса Христа с точки зрения современных (особенно Протестантских) церквей, то Он, в первые тридцать лет Своей жизни считался бы… плохим христианином: так как всё то время никакого служения не нес, в церкви ничем не выделялся, семинарии не закончил. Также с современно точки зрения и поведение Апостола Павла стоило бы осудить. Ибо, приняв водное крещение, он ушел в Аравийскую пустыню на три года – соответственно, не платил пожертвований, не посещал собраний и не нес никакого служения. Не говорю уже о Марии Египетской, которая, влекомая волей Божией, на 47 лет ушла в пустыню и ни на служения не ходила, не исповедовалась, даже причастия не принимала.
Нет, я веду речь не о том, чтобы, потакая своей и чужой лени, не ходить на службы. Нет, речь здесь не о том, чтобы не нести служение в церкви. Я говорю о жизни верующего под водительством Духа Святого. Чтобы вы всегда помнили, что внешние деяния: молитвы, посты, служения, причастие и чтение Священных Писаний – все это делается только лишь ради возрастания навыков послушания Духу Святому – вот о чем я веду речь.
Ищите не просто хорошего решения, а самого совершенного – Божьего решения. Ищите Его мудрости!


Три пути к обретению Божией мудрости

Согласен, том, что нужно достигать Богопознания написано уже очень много, но цель моей статьи не просто увещевать: ищите мудрости Божьей, а рассказать о том, КАК ее достигать.
Об этом, согласитеь, пишут же намного реже. А если и пишут, то чаще общие наставления, типа: читайте учения мудрецов Церкви, молитесь и жаждайте уподобиться Иисусу Христу.
Другие пишут: имейте в себе страх Божий, и цитируют Священное Писание: "Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум. (Прит.9:10)".
Третьи вспоминают многострадального Иова: "Бог знает путь её, и Он ведает место её. (Иов.28:23)". Только Бог знает мудрость. Значит, чтобы обрести мудрость, нужно принять её от Него.
И… снова мы вернулись к вопросу, с которого начали: КАК принять мудрость от Бога?

Может, начать путь к мудрости с молитвы: "Господи, дай мудрости"?
Помолиться, конечно, можно, но мудрость – не монета и не клад. Её нельзя приобрести внешним прибавлением к себе, как некую способность или силу. Мудрость рождается и возрастает внутри нас, как наше свойство, как черта нашей души и духа, а не как внешнее приложение к нашей душе и духу. Но… сами по себе мы никогда не сможем выработать в себе мудрость, Божию мудрость.

Получается, что обрести мудрость невозможно без совместного деятельного участия – и Божьего и вашего.
Запомните, хорошенько запомните эту истину, что реально, на самом деле обрести Божью мудрость можно через свой жизненный опыт.
Как нельзя научиться ездить на велосипеде или на машине с помощью одной "теории", без "практики", так и мудрость постигается многолетним хождением в Духе – хождением в духовной брани и в душевных страданиях.
– Разве обязательно нужно страдать, чтобы обрести Божью мудрость? – спросите вы.
– Если ожидаете, что мудрость понадобится вам только в радостях и наслаждениях – то можно обрести таковую и без страданий и жизненных испытаний. Если думаете, что люди будут спрашивать вашего совета только в свои счастливые минуты, в часы благополучия – то достаточно будет мудрости обретенной и без страданий. Ну, а если не только, то… вспомните, что даже Иисус Христос страданиями навык послушанию (см. Евр.5:8).
– Разве есть только такой путь: все уроки придется постигать, так сказать, "на своей шкуре"? Как же тогда Священное Писание? – неужели через него мы не может обрести мудрость Божию?
– Как же нам не читать, как же не изучать, если именно через напоминание слов Священного Писания и через наставления Отцов Церкви Святой Дух учит нас реальному послушанию слову Божьему! Как же не изучать, если через напоминание слова Божьего духу нашему Святой Дух изливает дар мудрости! Более того, есть еще одна тайна…
Вот об этой тайне – о тайне дарования практического навыка мудрости Божьей, получаемого не только через свои жизненные переживания, а откровения при чтении Священного Писания – я и хочу поговорить с вами в этой статье.
- - -

Но прежде чем продолжим тему, кратко напомню уже известное.
Мудрость не приходит к нам извне: её не обретешь, просто прочитав Библию, ибо мудрость мы обретаем лишь как плод своего жизненного опыта. Что же делать? Идти путем проб и ошибок, постепенно, через падения и слезы покаяния, научаясь? Не обязательно: есть еще один способ.
Второй способ не исключает первый и основной: через личный жизненный опыт. Но он намного расширяет наши возможности – расширяет до наших способностей вместить в себя мудрость Божию.

И снова, в начале, конкретный пример.
Всякий согласится, что как только дело доходило до споров, наши благие чувства испарялись, как будто их и не было никогда. Потом мы укоряли себя за несдержанность. Как же быть? Довольно легко научиться уступать другим людям (особенно в вопросах религии) там, где они правы и ведут диалог мудро и спокойно. Но как научиться уступать тем, кто не прав, но с горячностью отстаивает свои убеждения, как самому не увлечься в вихрь страстей? Бегать от таких, типа: "моя хата с краю"? Не думаю, что это наимудрейшее поведение: так вы никогда не только не исправите их отношение к спорному вопросу, а, наоборот, они еще больше будут думать, что правы.

Вот верный путь: не выучить наизусть, и даже не изучить слово мудрости от Господа, а напитать себя мудростью Христовой, как губка напитывается влагой. Для этого читайте и перечитывайте притчи Иисуса, рассказы о Его делах, о том, как Он общался с людьми. Но читайте не бегло, а по одной притче, по одному эпизоду и задавайте и задавайте Господу вопросы: "Почему Ты туда пошел, почему Ты так сказал, почему Ты так сделал?".
Станьте почемучкой!
Читайте с молитвой, чтобы Дух Божий открывал духовную суть слов и дел Христа, и если сегодня не получили ответ, молитесь и возвращайтесь к этому месту Писания вновь и вновь, пока не воссияют Божьим откровением слова Священного Писания. Не спешите прочитать всю Библию, забудьте про так называемые "годичные планы прочтения Библии". Возвращайтесь мыслями и сердцем к прочитанным стихам, пока слова Священного Писания не сживутся с вами настолько, что станут не просто прочитанными вами, или даже выученными вами наизусть, а станут ВАШИМ ПЕРЕЖИВАНИЕМ, ВАШИМ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ.

Прочтите, как Иисус Христос общался с фарисеями и книжниками, роптавшими на Него. И, читая, помните главное: не спешить, главное – вжиться в те события, прочувствовать их, как будто вы и есть те люди.
Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. (Лук.15:1,2)
Далее Лука пишет, что в ответ на ропот фарисеев, на их осуждение, Иисус рассказывает притчу о потерянной овце, но не останавливается на этом, а рассказывает еще притчу о потерянной драхме и третью – о блудном сыне (см. Лк.15:3-32). Почему Господь на конкретный и, в общем-то, однозначный вопрос дает такой пространный ответ? Неужели Он, как тот старый Мазай, что разболтался в сарае, из стихотворения Некрасова? Конечно же, нет.
У Иисуса Христа была причина, и веская причина для столь пространного ответа. От притчи к притче Он подводил фарисеев и книжников к той истине, которую изначально они не приняли бы, не смогли бы вместить в себя. Давайте и мы пройдем путем "трех притч" и посмотрим, как будет меняться наше мировосприятие.

Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. (Лук.15:4-6)
Фарисеи, слушая Иисуса, не только легко сопоставили грешников с той заблудшей овцой, но поняли и признали вполне законной радость хозяина, вернувшего овцу в свое стадо.
Да, хотя эти мытари и грешники – негодные, потерянные овцы, но вернуть хоть одного из них в Божье стадо, это богоугодное дело – неизбежно они должны были прийти к такому заключению, признав логичность притчи. Следовательно, должны были и отказаться от своих обвинений к Иисусу Христу, за то, что Он общается с мытарями и грешниками.
"Ладно, Иисус, мы согласны с Твоим объяснением," – как бы слышим мы их ответ. Но Мессия Израиля, желая достичь большего взаимопонимания, развивает Свою мысль следующей притчей: "Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. (Лук.15:8,9)".
Чем эта притча отличается от первой? Почему драхму потерял не купец или бедняк, а именно женщина, жена? Для фарисеев и книжников было понятно, почему Иисус говорит в притче о жене, потерявшей свою драхму. Дело в том, что по Иудейской традиции жених дарил на свадьбе своей невесте ожерелье из монет, из драхм, и утерянная из него драхма была для жены печалью гораздо большей, чем просто потерянные деньги. Это, как сейчас потерять обручальное кольцо. Теперь представляете радость той женщины, когда она нашла свою драхму?
И фарисеи, обвинявшие Христа, снова вынуждены были подумать и – подумав, вспомнили: а ведь и с теми грешниками Господь Бог заключил завет Авраамов. Да, Иисус имеет очень вескую причину, чтобы вернуть тех мытарей и грешников в Народ Божий, в их народ.
"Мы согласны, то, что Ты делаешь, не только не богопротивное дело, но богоугодное," – признав логичность второй притчи, обязательно должны были прийти к такому заключению изначально роптавшие на Иисуса фарисеи. И судя по тому, что Господь продолжил общение с ними, они не только согласились, но приняли Его слова в свои сердца.

Иисус Христос полностью оправдан перед фарисеями и книжниками. Они получили образный и обоснованный ответ на то, почему Он не только общается с мытарями и грешниками, но и ест и пьет с ними. Чего еще не хватает? Но Господь, своими ответами как бы получив от фарисеев право на ведение беседы, развивает Свою мысль далее. Чего желает Он достичь, рассказывая третью притчу – притчу о блудном сыне и об отце, любящем его?
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно… придя же в себя… пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: … станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын… осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: … этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лук.15:11-32)

Конечно, сын, отвергший отца и расточивший с блудницами свое имущество, недостоин ни радостного приема, ни, тем более, пира в честь своего возвращения. Совсем недостоин! И старший брат его прав в своем праведном гневе. Но сердце отца, вновь обретшего своего сына – разве оно не имеет повода радоваться и веселиться? Разве радость отца не стоит того откормленного теленка? "Сын мой старший, раздели со мною мою радость! Не ради брата, а ради меня, не огорчай меня в сей день," – услышал, не ушами, а сердцем своим праведный брат.
"Возрадуйтесь же и вы, фарисеи и книжники, вместе со Мною, что мытари и грешники пришли слушать о покаянии и о Царствии Небесном! Возрадуйтесь, ибо Отец Небесный радуется сегодня," – прозвучал Божий призыв в ушах и сердцах фарисеев и книжников.

Так, шаг за шагом, Иисус, нет, не оправдывался в том, что Он делал, и тем более не выступил против фарисеев и книжников. Господь сумел донести до роптавших на Него, что Он не только не защитник греха, не только не противник святости и чистоты завета, радетелями коей они себя считали – Он их союзник в сем радении. Более того, Иисус Христос сумел явить им сердце Отца, показать смирение и беззаветную любовь Бога ко всем людям, даже к грешникам.
И фарисеи с книжниками стали теплее, ближе сердцами к тем грешникам, слушавшим учение Иисуса. Как отец в притче уговорил, умолил старшего сына, если еще и не возлюбить своего брата, то хотя бы с пониманием отнестись к его радости – радости отца.
Так Своей кротостью и любовью Иисус Христос сумел донести до слушавших Его само сердце Божие, саму любовь Божью.

Уважаемые читатели, ведь это Сам Господь Бог так смиренно, так последовательно умолял, уговаривал фарисеев и книжников не с осуждением, а с пониманием отнестись к тому, что Он любит их всех, даже тех мытарей и грешников, еще только пожелавших встать на путь покаяния: ибо они пришли послушать Иисуса (см. Лк.15:1).

Смирение в сердце Божьем – познать его, какое это потрясающее откровение для каждого из нас.
Слава Богу за Его смирение и мудрость!

Вот я рассказал, как Господь отвечал фарисеям и книжникам, видя их ропот. Но на этом назидание Христос не завершил Свое назидание – Евангелист Лука рассказывает, что затем Иисус обратился уже к ученикам и рассказал им притчу о неверном управителе. Нужно, обязательно нужно и вам внимательно изучить то, в чём Господь наставлял Своих учеников.
Но не сейчас, позже. А сейчас сделайте перерыв, и в мыслях обратитесь назад, к притче о пропавшей овце, к притче о потерянной драхме и к притче о блудном сыне. Вспомните о смирении в сердце Божьем.
- - -

Продолжим изучение наставлений Иисуса Христа. Сначала Иисус в Своем ответе фарисеям, роптавшим на Него, продемонстрировал кроткую мудрость и достиг не только неосуждения, а даже некоторого понимания от них. Он явил им, да и всем нам, откровение смирения Божьего. Да, Бог наш кроток и смирен сердцем!
Теперь Господь обращается уже к ученикам: как вам быть, когда сталкнетесь с непониманием, даже с осуждением ваших слов и дел? И снова звучит притча.
Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. (Лк.16:1)
Иисус Христос обращается к ученикам: вам есть чему поучиться у людей мира сего, и наглядно показывает это через притчу о неверном управителе. Предлагаю и вам познакомиться с сим назиданием. Начнем по порядку – с первого стиха: о чем здесь говорится? Во-первых, что хозяин узнал из уст доносчика о действиях своего управителя, естественно узнал в таком виде, в каком доносчик преподнес их ему (обратите на это внимание); во-вторых, Иисус уточняет, что хозяину было донесено: управитель расточает его имущество, то есть раздает другим, а не ворует.
И, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. (Лк.16:2)
Третье, на что нужно вам обратить внимание: хозяин, по доносу, еще даже не получив отчета от управителя, уже провозглашает решение изгнать его, как растратчика: "ты не можешь более управлять".
Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. (Лук.16:3-7)
Управляющий, по сути, уже изгнанный, как расточитель хозяйского имущества, имеет на руках долговые расписки – согласитесь, расписки – это очень важный аргумент: дающий излишки в долг под расписку не является расточителем. Как можно поступить в данной ситуации тому управляющему?
1. Принести расписки хозяину и доказать свою невиновность. Согласитесь, так поступил бы почти каждый из нас (особенно, когда дело касается доказательства своей невиновности). Но управитель не спешит действовать таким образом, ибо тогда он поставит в дурацкое положение своего хозяина: смотрите! этот человек похулил и изгнал верного слугу (хотя, если по справедливости, то слуга действительно имел все основания выставить пред миром своего, уже бывшего хозяина, как человека неразумного и несправедливого).
2. Присвоить расписки и тем обеспечить себе безбедное существование на многие годы. Но тогда его бывший хозяин так и будет думать, что правы те, кто доносил на него. Тогда не будет вскрыта коварная и лживая сущность доносителей.
3. Изменить расписки в пользу должников и тем самым в некоторой мере позаботиться о своем будущем. Затем, предъявив расписки хозяину, с одной стороны, доказать, что доносчики были не правы. С другой же стороны, рассказав хозяину о своем поступке, что он уменьшил долги в расписках, управляющий тем объявит о своей вине в расточительстве. В результате, возникшая щекотливая ситуация будет разрешена так, что не пострадают гордость и честь, ни хозяина, ни самого управляющего (вспомните: просить стыжусь).
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. (Лк.16:8)
То, что управитель избрал третий вариант, говорят предыдущие стихи Писания, а также тот факт, что хозяин узнал всю историю с расписками. Ибо от кого еще он мог узнать о подмене расписок? От должников? Им не было никакой выгоды рассказывать об этом. От доносчика? Тоже нет, ибо управитель был с должниками один на один. Только от самого управителя, рассказавшего всё и объяснившего, почему он избрал не первый, не второй, а третий вариант. Именно за мудрый выход из создавшейся неудобной ситуации и похвалил хозяин неверного слугу. А может, верного? Ведь слуга позаботился и сохранил честь и достоинство и хозяина и своё – сохранил ценой некоторого числа мер масла и пшеницы.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лк.16:9)
Посмотрите, скольких людей сделал своими друзьями тот управитель? Кроме должников своего хозяина, он и с самим хозяином – человеком богатым и явно влиятельным, умудрился сохранить добрые отношения. Ведь хозяин похвалил управляющего, что тот поступил мудро и предусмотрительно с тем, что имел в своем распоряжении (доносчик, конечно же, не хотел, чтобы хозяин и управляющий расстались так по-доброму).

Этой притчей Иисус Христос призывает нас мудро и с пользой не только для Благовестия, но и с заботой о чести и достоинстве тех, кому мы благовествуем, пользоваться тем, что мы имеем, пользоваться словом Божьим и дарами Духа Святого. И тогда, в час, когда лишимся всего земного (в час смерти), мы будем радушно приняты в Царствии Божием. Ибо ничьих несправедливых обид, ничьих безвинных слез, ничьей невинной крови не будет на нас.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. (Лк.16:10)
Верный в малом – это верный в любви к человеку, которому Господь поставил тебя в данный момент служить словом или даром Духа. Если будет в тебе уважение, а еще лучше, любовь к тому человеку, то будет почтение и любовь и к Богу, а если нет ни уважения, ни любви к тому конкретному человеку, то и Бога ты не любишь, какие бы грандиозные дела не творил во имя Божие. Ибо любящее сердце подмечает там, где ни глаз, ни разум не могут увидеть. Обида же и ненависть, наоборот, застилают и сердце, и глаза.
Тот управитель из притчи руководствовался не обидой, не корыстью, а любовью к своему хозяину; потому что только любовь ставит честь и достоинство выше материальных, тленных мер масла и зерна. Только любовь!
Только любовь пробуждает в сердце истинное смирение. Смирение, которое присуще Богу, Самому Господу Богу.
- - -

Вы прочитали, как Господь Иисус Христос явил мудрость в притчах, и думаете стали мудрее? Ничуть!
Не обрели вы мудрости ни на грамм, ибо это не вы в терпении ожидали ответа на заданные вопросы: "Почему?", не вам Дух Святой давал откровение слова Священного Писания – вы лишь пополнили багаж своих знаний тем, как Господь через свое откровение учил мудрости другого верующего. Лишь посмотрели со стороны, как другой пропускал через свое сердце, свои переживания Божие слово, пока оно не стало его личным познанием, не стало частью его самого.
Помните! Вы будете обретать мудрость через свои, только свои откровения.
А то о чем сейчас прочитали, для вас лишь внешние знания – сегодня помните, а завтра забудете. И когда нужно будет применить на практике – не примените, – и лишь тогда вспомните: "А я ведь читал об этом!". Но когда "обожжётесь" и вспомните – станете мудрее, потому что это будет уже вашим личным переживанием, личным жизненным опытом. Но это все же первый путь обретения мудрости Божией – через личные переживания, падения и исправления.
Второй же, – чтобы освоить второй – задавайте вопросы и ждите ответа, когда Дух Святой дарует Свое откровение, объяснит Священное Писание.
Будьте "почемучкой" у Господа! И не только, когда читаете Библию.
- - -

Итак, чтобы обрести Божью мудрость, нужно впитать в себя Божью сущность, Божие суждение о добре и зле. А для этого, как минимум, нужно пребывать в постоянном общении с Богом. Как Павел писал: "Непрестанно молитесь. (1Фес.5:17)".
Так мы подступили к третьему способу обретения Божьей мудрости. Напоминаю: первый – личный жизненный опыт живя под водительством Духа Святого; второй – через откровения Божьи при изучении Священного Писания. И вот, третий…
Назову его: как обрести навык непрерывного сердечного общения с Духом Святым.

И снова объяснение начну с частного примера. Расскажу вам о крестьянине, который жил в 19 веке, о простом прихожанине. Он действительно был самым обыкновенным верующим человеком. Но он упорно искал и обрел непрерывное общение сердца со Святым Духом, и постепенно обрел Божью мудрость.
До нас не дошло имя этого человека, но промыслом Божиим, сохранились его записи, дневник, переписываемый вручную, а недавно изданный маленьким тиражом под названием "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". Назову автора Странником.
"Я пришел в церковь к обедне помолиться; читали из послания Солунянам, в котором сказано: "Непрестанно молитесь. (1Фес.5:17)". Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как можно беспрестанно молиться, когда необходимо каждому человеку и в других делах упражняться для поддержания своей жизни?" – так начал свой рассказ Божий Странник. [3]
"Что мне делать, – подумал я, – где сыскать, кто бы растолковал мне? Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники," – решил он.
Но везде были наставления о молитве вообще, о её необходимости и плодах, а о том, как преуспеть в молитве, никто не говорил. Говорили: молись больше, и Господь откроет тебе способ.
Действительно, как тогда, так и сейчас в церквях много проповедуют о молитве, много проповедуют об исцелениях и о духовном общении с Богом. Но почти все эти проповеди и учения основаны не на реальном опыте и не на реальном плоде молитв и исцелений, а лишь на умозрительных заключениях нашего плотского ума. Поэтому и звучат проповеди более о принадлежностях молитвы или общения с Богом, нежели о самой их сущности. Иисус Христос же, в отличие от этих проповедников, учил как власть имеющий (см. Мф.7:29).
Но вернемся к нашему Страннику. Ему повезло, и он встретил мудрого Старца (имя его тоже неизвестно).
Узнав духовную нужду, Старец сказал: "Благодари Бога, за сие открытие, дар желания к познанию непрестанной внутренней молитвы и к познанию сокровенной премудрости Божией. А что касательно молитвы, то многие о деле молитвы рассуждают превратно, думая, что подготовительные средства и подвиги производят молитву, а не молитва рождает подвиги и все добродетели."
И о том, как начать и преуспеть в частой молитве наставил Старец: "Ты веришь ли в великую силу имени Иисуса Христа? Ибо сказано: "Именем Моим будут изгонять бесов. (Мк.16:17)", и еще сказано: "И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. (Ин.14:13-14)".". А если веришь в имя Господне, то послушай, что пишет Симеон Новый Богослов: "Сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза, потише дыши, воображением сосредоточься внутрь сердца, там, где обитает Дух Святой. При дыхании говори: "Господи, Иисус Христос, помилуй меня грешного!" – тихо, устами одними или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение и чаще повторяй сие занятие".
Вот тебе и ответ на вопрос: с чего и как начать. Начни с малого: проснулся, умом и сердцем сразу обращайся к имени Иисуса Христа, есть свободная минута – опять умом обращайся ко Христу. А устами или одним языком: "Господи, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня». Так постепенно доведи свое обращение к Иисусу Христу до нескольких тысяч раз в день".
Отпуская Странника, Старец благословил его и сказал, чтобы тот приходил к нему раз в две – три недели для беседы. Без проверки наставника, самочинно заниматься внутренним духовным ростом неудобно и малоуспешно, ибо велик соблазн, возгордиться и впасть на путь сатаны.
Постепенно Странник настолько сросся с постоянным обращением к Иисусу Христу, что это стало его натурой – всегда вопрошать к Господу, всегда искать и ждать Его совета. Странник переживал минуты невероятной душевной радости и неземного счастья в моменты молитвы, когда исполнялся полнотой Святого Духа, когда Господь изливал на него благодать Своих даров.
Прошло время, и он стал замечать, что, просыпаясь, он уже сердцем обращен к Иисусу Христу, что в любое время он находится в невидимой, духовной связи с Господом. Более того, Странник уже замечал, не когда он находится в духовной связи с Богом, а когда Святой Дух, по какой либо причине отдаляется от него.
Он пережил и постиг суть и смысл слов Павла: "Непрестанно молитесь".
"Я перестал уже устами говорить молитву и слушал, как говорит сердце. И вспоминая, как учил покойный Старец, насколько это приятно, а не утомительно – молитва сердцем. Я начал ощущать в сердце и в мыслях такую любовь к Иисусу Христу!" – писал в дневнике Странник.
"Сие обратило меня в особенности к прилежному чтению Писания и открыло сокровенный, духовный смысл Слова Божия, чтобы поверять мои ощущения и мысли; ибо без сей проверки боялся, дабы не впасть в прелесть," – замечает изменения, происходившие в нем, Странник.
Чтение Библии уже стало для него не вынужденной обязанностью христианина, а радостью, хлебом, сладким чувством исполнения и откровения Божия.
Это великая радость, переживать откровение Божие.
В духовной жизни Странника, как и всякого христианина, было много испытаний и искушений, но Господь был с ним.
Наученные Странником Иисусовой молитве, многие грешники постепенно получали освобождение от пут греха: пьяницы оставляли вино, ругатели обретали благочестие, ибо с внутренней молитвой приходило и внутреннее преображение по образу Иисуса Христа, а со Христом приходила и свобода от пут греха.
Как писал он в дневнике: "Последствия сердечной молитвы открываются в трех видах: в духе, в чувствах и в откровениях." Через уподобление сердца Иисусу Христу и через откровение Писания, Странник обрел просветление разума, обрел ум Христов, а с ним и стал исполняться и мудростью Божией. Так, что учение его стало как учение Христа, как учение Апостолов – с силой и властью Святого Духа. И в конце его дневника мы уже видим не полуграмотного крестьянина, пришедшего на молебен в церковь, а учителя, к которому обращаются за мудрым советом профессор и образованные дворяне. Мы видим человека, исполненного Святым Духом и мудростью, который учит не просто посту и молитве, а учит духовному подвизанию, духовной брани за страждущих, за Церковь. Странник уже толкует Писание и объясняет сокровенное в Нем.
Дух Святой сотворил нового человека – человека по образу Иисуса Христа, хотя внешне он как был, так и остался: одетый в простую одежду и обутый в лапти мужик, с котомкой через плечо, в которой лежала Библия, книга духовных наставлений "Добротолюбие", соль и мешочек с сухарями.

Иисусова молитва: "Господи, Иисус Христос, будь милостив ко мне грешному", – это не формула какая-то. Если сердце говорит ко Христу свои слова, то говорите их, молитесь словами сердца.
А слова Иисусовой молитвы можно сравнить с тлеющим угольком. Когда мы произносим или даже просто вспоминаем их, то как раздуваемый уголек зачинает жар и огонь в костре, так и Иисусова молитва воспламеняет сердце теплом к Иисусу Христу. И разгорается огонь общения и любви к Богу в сердцах наших.
Посмотрите на звездное небо: когда воздух чист и прозрачен, то кроме одиноких ярких звезд, видны миллионы почти незаметных звездочек. Но именно эти, почти невидимые звездочки, составляют небесную дорогу – Млечный путь. Так пусть же и на земле постоянно светят и яркие огни исполненных Духом дел, и составляющие путь в Небо "угольки" Иисусовых молитв в сердцах, чтобы и с Неба был виден их свет, и видна их красота.
Господи, Иисус Христос, будь милостив к нам!
Погребняк Н. 2014


Ссылки в тексте
[1] Мотовилов Н.А. Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым.
[2] Слово 43. Надгробное Василию, Архиепископу Кесарии.
[3] Здесь и далее рассказ построен на цитатах из книги "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу".

Библиография
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской [Электронный ресурс]/ Источник текста http://orthlib.narod.ru : 2000. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://christianity.shu.ru/Texts/gregnaz/basil.html свободный.
3. Мотовилов Н.А. Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым [Электронный ресурс]/ - Электронные текстовые данные. Православие и мир, 2004. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/article_88.html свободный.
4. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/ Издание Сретенского монастыря, 2000. – 367 с.
5. Серафим Саровский, чудотворец [Электронный ресурс]/ – Электронные текстовые данные. Без изд., 1994. – Режим доступа: http://www.tropinka.jrtodoxy.ru/zal/zitija_m/ser_saro.html свободный.
Комментарий автора:
Глава из еще не изданной книги.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 1508 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Проповеди обратите внимание

«Среда, где Бог может говорить с нами» - Вячеслав Ивлев

Иоанна 6 глава, часть первая - Leonidas Puskovas

Метод освобождения от болезней и грехов - Leonidas Puskovas

>>> Все произведения раздела Проповеди >>>

Поэзия :
Исповедание из ада . ч.- 4 .. - Макс Симаков

Поэзия :
Ирод - Дина Маяцкая

Поэзия :
Цена Его крови - Олейниченко Максим Сергеевич
«Сыны человеческие – только Суета; сыны мужей – ложь; Если положить их на весы, Все они вместе легче пустоты» Пс. 61: 10

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Проповеди
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100