Для ТЕБЯ - христианская газета

Метания разума в поисках Бога
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Метания разума в поисках Бога


Я родился в самый расцвет «хрущевского атеизма» в 1961 году, год выхода человека в космос, эпоху наивных ожиданий «светлого будущего», надежд на освоение человеком жизни в космосе, контакты с другими внеземными цивилизациями. Это было время, когда «физики» были в почете, а «лирики в загоне». Вся эпоха 1960-ых гг., как рассказывали мне родители, была полна оптимизма в отличие от голодных 1930-1950-ых гг., пронизанных к тому же атмосферой страха. Шестидесятые же годы стали периодом оттепели, начала проникновения в СССР западной музыки и др. проявлений свободы, хотя и крайне ограниченной. Но в этот же период опять началось активное наступление на церковь, сам термин «церковь» подавался как нечто «темное», «отсталое», крайне реакционное. Вот в такое время довелось мне родиться, и с раннего детства жить в атмосфере квазидуховности.
Мои родители были инженерами на одном из крупных оборонных заводов г. Свердловска. Отец закончил Ленинградский военно-механический институт и Университет марксизма-ленинизма, был парторгом конструкторского бюро, ведущим конструктором. Он метался между двумя направлениями профессиональной карьеры: партийная работа, и совершенствование, как инженера-конструктора. Победило первое направление, и отец стал секретарем парткома предприятия, на котором работало почти 18 тысяч человек. Профессиональная партийная деятельность оказалась для отца неудачной и через несколько лет его отстранили от должности, и он стал рядовым заместителем начальника отдела. В дальнейшем он стал начальником службы технического контроля, но, уже на другом предприятии, и в другом городе, куда мы переехали через несколько лет после снятия отца с относительно высокой партийной должности.
Отец был убежденным атеистом, однако, как и мать крещенным в детстве. Бабушка, мать отца, была верующим человеком (как тогда говорили «темным»). Мы смеялись над ее верой. Не знаю, можно ли было назвать бабушку глубоко воцерковленным человеком, но она ходила в церковь на причастие раза 4-5 в год, пыталась соблюдать посты, дома прятала в своих узелках иконки. Вера сделала ее добрым человеком, ее все любили за добрую простоту и детскость души. Она умерла в 93 года на пасху. Бабушка крестила мою сестру, когда та жила с ней в Орехово-Зуево. После того, как сестре исполнилось три года, они с бабушкой переехали к отцу в г. Свердловск, а там и я родился. Меня же крестить в детстве бабушке отец не разрешил, наверное, чтобы не иметь проблем в парткоме конструкторского бюро. Так и рос я не рожденным в Духе.
Воспитывали меня с детства, как дома, так и в школе, в духе атеизма, веры в победу коммунизма на земле, в рамках атеистического мировоззрения. Как сказал известный богослов А.И. Осипов, есть только два кардинальных мировоззрения: первое утверждает конечность человеческого бытия (атеистическое), второе – вечность человеческой жизни или примат Живота Вечного над относительной временной жизнью. Из первого мировоззрения производной естественной ценностью будет «жизнь во имя своих собственных, личных интересов». Разумный эгоизм Гельвеция (когда я плачу не об умершем друге, а о самом себе, что мне будет не с кем поговорить) вполне естественен для атеизма. Хотя и такая утилитарная этика подразумевает выход за пределы «наличного бытия», устремление в хоть какое-то, пусть близкое «потом. Поэтому, на мой взгляд, для атеистического мировоззрения будет более естественным мировоззрение короля Людовика XVI, который сказал: «После меня хоть потоп». Действительно: «Пей и веселись моя душа, пока я жив» или, - «живи здесь и сейчас». Ценности же веры в «светлое будущее», «жизни ради других», «коллективизм» явно противоречили атеистическому мировоззрению, и я не мог в глубине души воспринять атеистическое мировоззрение, и чувствовал его противоречие с пропагандируемыми в рамках «советского варианта атеизма» ценностями, хотя в «светлое будущее» человечества верил. Итак, не воспринимал я атеистическое мировоззрение, в котором абсолютна только материя, и та «постоянно течет и меняется», единственное, что в ней есть абсолютного, - это вечность бытия или, собственно бытие, а не существование.
Я искал другого мировоззрения, но, так как «мозги мне промыли» основательно, прежде всего, материалистическими воззрениями, то я вполне естественно стал склоняться к гилозоизму, говорящему о вечности и материальности мысли (можно думать, - души). В 18 лет я ухватился за репринтное издание по йоге Воронова, которое также было проникнуто отмеченным гилозоизмом. Судя по всему, Воронов не был знаком с философией йоги, да и не знал, что у каждой системы философии в Индии, своя йога, ведущая к освобождению. Я начал практиковать по чуть-чуть хатха-йогу.
Но, надо отметить, что практика моя не была глубока, и я больше стремился к философскому осознанию бытия. Философия – это рационально аргументированное мировоззрение, а мой падший, разорванный и не целостный разум был склонен только к рациональной аргументации и других форм мировоззрения (например, умозрение в красках, - иконопись) я тогда не принимал, не был к ним готов. Никакого сердца во мне не было, только сухой и холодный разум, как у доктора Фауста из Гете. Конечно, я был человек эмоциональным, но это скорее были не эмоции сердца, а горячка или холодность «воспаленного» или «опустошенного» разума.
Таким образом, поиски смысла жизни, абсолютной основы бытия привели меня к бессистемному изучению философии. Я читал все, что можно было найти в библиотеках. Читал философию, изучал теоретическую физику на дилетантском профанированном уровне (смешно, но пытался в физических теориях найти основу бытия), зачитывался произведениями классиков русской литературы, теми, прежде всего, которые не давались в школьной программе: Достоевский, Гоголь, Лесков, ранний Горький. Я становился то платоником, то скептиком и т.д.
В конце 1980-ых гг. появилась хорошая (не профанированная) литература по индийской философии (а я в то время приторговывал дефицитными книгами по психологии, философии и др.) и я основательно погрузился в изучение систем индийской философии, даже купил учебник санскрита и стал изучать его в шрифте «деванагари». К этому времени я уже был убежденным идеалистом, верил в бессмертие духовной основы человека, в духовные законы, но теистом назвать меня было нельзя, так как в Бога-Творца, я еще не верил. Теистичное мировоззрение только у исповедывающих первый член Символа Веры. А это христиане, мусульмане и иудеи.
Постепенно я уверовал в Творца, и даже в Христа, но у меня сформировалось четкое гностическое мировоззрение, то есть, я смотрел на материю и тело, как источники зла, от которого если не освободиться, то, по крайней мере, надо стремиться обуздать, подчинить духу. Правда, Господь не попустил моего полного падения в гностицизм, элементы «оптимизма и радости жизни» во мне еще присутствовали. Незадолго до своего крещения мне протестанты, которые в начале 1990-ых гг. наводнили «города и веси» территории бывшего СССР, дали почитать евангелие от Матфея. Я читал и зачитывался, читал и зачитывался! Что-то было в нем простое и истинное, что я в глубине души чувствовал, но не понимал разумом. Естественно, я попытался для себя истолковать евангелие от Матфея в своем гностическом ключе, исказить истину Христову теориями своего падшего разума. У меня сформировалось смутное желание креститься. Вот так Св. писание может поставить человека на путь к вере быстрее, чем вся философия и все «концепции современного естествознания».
В 1995 году я познакомился со своей будущей женой и переехал в г. Фрязино Московской области. Здесь я крестился, мы обвенчались с женой, но воцерковляться не стал, то есть, я не участвовал в Евхаристии, так как не верил еще в реальность человеческой природы Христа, а при таком понимании причастие или бессмысленно, или просто символ! В целом я был христианином-гностиком, если можно считать гностиков христианами. Чтобы навести порядок в своей голове, я поступил заочно на философский факультет, где системно прошел всю философию от античной до русской религиозной. Так как я уже многое знал, учеба только углубила и систематизировала мои знания. Если оглянуться назад и посмотреть на вектор движения моего разума, то можно сказать, что это было постепенное в течение шести лет восхождение разума к истинам православной веры, выраженных в Никео-Константинопольском символе веры. Окончательное утверждение моего разума в истинах православной веры произошло после знакомства с русской религиозной философией, прежде всего, с духовно-академической школой, развивавшейся в семинариях и духовных академиях России. Это были труды прот. С. Булгакова, о. Павла Флоренского, проф. метафизики и логики КДА В.И. Несмелова, прот. В. Зеньковского и др. Я понял четко, что христианская философия, а такая есть, так назвал свой 3-томный труд прот. В. Зеньковский, преодолевает все противоречия дохристианской, «естественной», языческой философии, антиномии человеческого разума. С этого момента меня уже не интересовала философия, хотя я и уделял иногда ей внимание, и я перешел к изучению богословия, к сожалению, также бессистемному.
Но через какое-то время я вдруг осознал, что без участия в таинствах все эти движения разума являются не более чем сотрясением воздуха словами или мыслями. Я пошел, исповедался и причастился в Жегаловском храме. В это время мы переехали с женой в с. Гребнево, и я начал посещать Гребневский храм, участвуя в таинствах исповеди и Евхаристии. И здесь я благодарен строгости батюшки, который мне сразу и строго сказал, что на исповедь и причастие надо ходить как минимум один раз в месяц. Первое время я ходил на исповедь и причастие не реже раза в месяц, отчасти следуя указанному мне правилу и без истинного желания, но в последнее время я уже почувствовал необходимость причастия для себя. Это необъяснимо для меня разумом, я просто начал жить от причастия до причастия, то есть, Евхаристия постепенно становится центральным моментом моей жизни, хотя в целом до такого состояния Духа, мне, наверное, еще далеко.
Полностью мой разум еще не обрел покоя, да я думаю, и не обретет в этом мире. Но он стал более спокойным, почувствовал твердый фундамент под собой. С укреплением разума в истинах православной веры, я почувствовал, что во мне и сердце «маленькими шажками» стала просыпаться, а сердце и разум вместе стали двигаться друг к другу, хотя до встречи им еще ой как далеко!!!
Таким образом, я пришел ко Христу через медленное восхождение разума, а сердце долго еще оставалось «сухим», в какой-то степени «сухо» и сейчас. Хорошо или плохо прийти к Богу через разум, а, не наоборот, сначала уверовать, а потом начать познавать истины веры разумом? Не знаю! У меня не было другого пути, к сожалению! Не было его и у многих моих сверстников, рожденных и выросших в СССР. Я задал соответствующий вопрос в Интернете на православном ресурсе. Мне ответили из Нижегородской епархии следующее: «свт. Филарет Дроздов сказал: «Вера всегда должна начинаться в разуме, а укореняться в сердце». От себя могу только сказать, что вера Христова несет людям «истинный свет Разума», «просвещает разум Светом Христовым», и каждый христианин должен стремиться «осветить» свой разум истинами, выраженными в Св. Писании и Предании, тогда разум, «просвещенный Светом Христовым», укрепит вашу веру!!! Но лучше вначале уверовать «сердцем», на мой взгляд, а уже потом, в процессе воцерковления осветить веру разумом, но, ограничить его «верстовыми столбами», догматами православной веры. Конечно, такой путь доступен, прежде всего, тем, кто с раннего детства сердцем вошли в православие, хотя у каждого свой путь. Воцерковленные с молоком матери, также иногда уходят от церкви, что только свидетельствует о падшести человеческого состава. В варианте движения к Богу через разум, есть соблазн уклониться в ереси, как и было со мной, так как когда я прочитал историю церкви, то вдруг обнаружил, что все вариации христианства, которые раннее придумал мой «падший разум», являются давно известными и осужденными Церковью на Вселенских и Поместных соборах ереси!!!

Об авторе все произведения автора >>>

Иван Викторович Дроздов, Московская обл.
фри-лансер (копирайтинг для медицинских сайтов), выращиваем свою цветочно-овощную рассаду с реализацией (самозанятость), по образованию философ

 
Прочитано 1696 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Осторожно! Неполиткорректно. - Еракли Носков
Но, если ты правда подумал про кол. И всем подписал ты давно приговор. И выиграл Сочи, выиграл Крым. Развеял Америку в прах ты и дым. То выключи "ящик", подумай о том, Что будет с тобой и страною потом. О росте, а может обвале рубля. О хитром прищуре из окон Кремля. Ведь сказано же, что все "для тебя". Не будь ты похож на того рогуля...

Жажда пить - Буравец Валерий

Тест на материнство - Васильева Валентина Яковлевна

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Истина и свет. - Светлана Бурдак

Поэзия :
Отползает снег от тёплой бани... - Левко Поперечный

Поэзия :
Оптика души - Владимир Кодебский

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100