Для ТЕБЯ - христианская газета

Преподавание и развитие философии в духовных учебных заведениях России 19 века
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Преподавание и развитие философии в духовных учебных заведениях России 19 века



В статье характеризуется уровень преподавания и развития философии в духовной школе России в ХΙХ веке. Отмечается, что философия преподавалась не только в духовных академиях, но и в семинариях, и по довольно широкой программе, причем они были единственным типом средней школы со значительным философским элементом в обучении. В статье делается краткий экскурс в объем философских дисциплин, преподаваемых в духовных академиях ХΙХ века, кратко рассматриваются программы психологии и логики, делается акцент на том, что, на наш взгляд, объем преподавания философских дисциплин в современной духовной школе по сравнению с ХΙХ веком является недостаточным.
Отмечается, что философия в духовных школах России не сводилась только к трансляции истории философии, так как, на кафедрах философии духовных академий Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Казани активно развивается философский дискурс, в результате которого сформировалась русская духовно-академическая школа философии. Отмечается недостаточность (или полное отсутствие) освещения данной философской школы в современных учебных пособиях по истории философии.

Ключевые слова: философия, академическая философия, философская теология, история философии, метафизика, психология, логика, духовно-академическая школа философии, духовная академия, семинария.


В начале XIX века в России сложилась довольно сложная ситуация со светской академической философией. В 1821 году чтение лекций по философии в Московском университете прекращается. Было запрещено преподавание теории познания, метафизики, нравоучительной философии и истории философии. Известно высказывание министра народного просвещения князя С.А. Ширинского-Шихматова: «Польза от философии весьма сомнительна, а вред возможен». Был закрыт философский факультет, первый факультет Московского университета. В 1863 году была восстановлена кафедра философии в рамках юридического факультета, которая занималась преимущественно философией права, и только в 1906 году на историко-филологическом факультете организуется группа философских наук и курс по истории новой философии.
Но, интерес к философии в русском обществе сохранялся. В 20-е-30-е годы XIX века вся общественная атмосфера была пронизана философскими идеями, увлечением немецкой классической философией. Особой популярностью пользовалась шеллигианство, на наш взгляд, в связи с тем, что Шеллинг «пытался переориентировать философию на религию (поставив в центр мироздания, не «чистый разум», а Бога»). Однако, отсутствие возможности получить светское академическое философское образование, с одной стороны, и большой интерес к ней, с другой, приводили к тому, что светская философия развивалась преимущественно на «любительском» уровне, и получить светское академическое философское образование было возможно только в одном из заграничных университетов.
Стоит отметить, что при значительном «прессинге» светской академической философии со стороны правительства, преподавание философии в духовных учебных заведениях поощрялось и осуществлялось на довольно высоком уровне. Философия преподавалась не только в академиях, но и в семинариях, и по довольно широкой программе. Это был единственный тип средней школы с серьезным развитием философского элемента. Как сказал в своей работе прот. Г. Флоровский «Пути русского богословия»: «именно в церковной школе начинается русское любомудрие; и русское богословское сознание проводится через умозрительный искус, пробуждается от наивного сна...».
Философия в духовных учебных заведениях преподавалась в дискурсивном духе, и свт. Филарет Московский требовал «при испытании наблю¬дать, чтобы испытуемые отвечали из ума и знания, а не слепо из учебной книги или записок». Конечно, развитие философии в духовной школе определялось, прежде всего, их церковной задачей, что стесняло философскую мысль, но уже в XIX веке начинается творческое философское движение в духовных школах. Устав 1814-го года предлагал уже в семинариях требовать от учеников анализа философских размышлений представителей различных философских школ. Преподавателям рекомендовалось не давать ученикам слишком подробных записок, отягощающих память и не оставляющих места для самостоятельного развития творческого мышления. В письменных «задачках» или сочинениях, прежде всего, и требовалось «рассуждать», а не излагать знакомую информацию. Устав академии 1814 г. предписывал уже в духовных семинариях разбирать с учениками споры и дискуссии славнейших философов, дабы «дать им понятие про истинный дух философии,... приучить их к философским исследованиям и познакомить с наилучшими методами таких изысканий».
Конечно, академический Устав подчинял философию Откровению, но, это было скорее требование внутренней «иллюминации» или просветления ра¬зума Светом Христовым, чем ограничение самодеятельности философской спекулятивной мысли. Преподавателю философии напоминалось о необходимости поиска «света высшей философии» в христианском учении. И в то же время философия Платона и платоников в том же Уставе характеризовалась как наиболее близкая «истинной философии» и рекомендовалось уделять больше внимания последователям Платона, как в древних, так и современных. Достаточно много времени уделялось изучению философии Аристотеля. Таким образом, история философии изучалась довольно подробно, но в «свете Откровения».
В академиях за ХIХ век сложилась своя философская традиция. Сформировалась обстановка философской наблюдательности и свободы, что отражалось и на, собственно, богословской работе. Таким образом, в духовной школе закладывались основания для систематической философской культуры в России. О высоком уровне академической философской подготовки студентов духовных академий и учащихся семинарий свидетельствует пример, приводимый прот. Г. Флоровским:
«Когда Станкевич начинал изучать Канта, он мечтал о семинаристе...Ка¬кое мучительное положение! Читаешь, перечитываешь, лома¬ешь голову, — нет нейдет! Бросишь, идешь гулять, го¬лове тяжело, мучит и оскорбленное самолюбие, видишь, что все твои мечты, все жаркие обеты должны погибнуть... Я начал искать какого-нибудь профессора семинарии, какого-нибудь священника, который бы помог, объяснил мне непонятное в Канте. Тем более, что это непонятно не по глубине своей, а просто от незнания некоторых психологических фактов, давно признанных и знакомых, может быть, всякому порядочному семинаристу, — а мы, люди, воспламененные идеями, путаемся и падаем на каждом шагу от того, что не мучились в школах» (из письма к М. Бакунину от 7-го ноября 1835-го года)...».
Рассмотрим объем философских дисциплин, преподаваемых в духовных академиях России в ХIX веке. Преподавались метафизика (в состав курса входила и гносеология), логика, история философии, психология, нравственная философия, то есть, практический весь объем философских дисциплин, за исключением философии права. В настоящее время можно выделить 9 философских специализаций (в соответствии с паспортами специальностей научных работников), а преподаются в МДА всего 4 философских дисциплины: философия, история философии, философия религии и философия ХХ века. На чтение философии (базовый курс) в академическом расписании в духовной академии в XIX веке отводилось 10 часов в неделю, не считая дополнительных специализаций, сейчас в МДА весь курс философии - 96 часов. Таким образом, программа философии, с учетом развития и дифференциации философии, несомненно, была объемнее, чем в настоящее время.
Кратко рассмотрим программы психологии и логики в духовных академиях XIX века. Приоритетное значение придавалось тогда психологии, которая на тот момент была философской спекулятивной дисциплиной, а не опытно-экспериментальной, как сейчас. Программа состояла из четырех отделений:
• Учение о душе человеческой;
• О способностях души;
• О состояниях, в каких может находиться душа в настоящей жизни;
• Учение о назначении души.
Как отмечал прот. Александр Гайновский в своей рецензии на программу психологии: «…Как видно из программы, она носит авторский характер и несколько шире, чем было принято, но при этом в программе доминирует кардиочуственная направленность…». Прот. А. Грановский отмечает недостаточность знаний из опытной психологии, которая уже начала формироваться. Таким образом, рекомендовалось в программе обращаться и к новейшим научным исследованиям. Учитывать «выделение» из философии новых научных дисциплин.
Программа логики, составленная прот. Скворцовым включала:
• Историю логики;
• Теорию мышления,
• Теорию познания,
• Методологию или Логику прикладную.
Философия в духовных школах России не сводилась только к трансляции истории философии, на кафедрах духовных академий Санкт-Петербурга, Москвы, Киева Казани активно развивался философский дискурс, результатом которого стала русская духовно-академическая школа философии, философская традиция в которой была близка философии в западноевропейских средневековых университетах. Большое значение в развитии философского дискурса в русской духовной школе сыграла Киевская академия. Это четко отразил в своей работе «История русской философии» прот. В. Зеньковский: «…первое заявление о свободе мысли, о внутренней силе, присущей мысли, исходит от московского учёного XVIII века Феофилакта Лопатинского, питомца Киевской Академии. Не только формальная философская культура развивалась постепенно благодаря Киевской Академии, но, несомненно, зарождались и творческие замыслы... Москва жадно впитывала в себя всё, чем была богата Украина...». Православная догматика, и святоотеческая литература, с одной стороны, создавали ограничения и основные направления размышления, а, с другой, школы и течения западноевропейской философии, позволяли выбирать различные вариации построения «христианской философии». В связи, с чем философскую духовно-академическую школу можно охарактеризовать как философскую теологию. Философская теология – это философия в «свете Откровения». Как говорил проф. Кудрявцев-Платонов «свет Откровения не уничтожает самодеятельности человеческого разума, не ослепляет человека, а делает более ясным его зрение».
В рамках духовных академий сформировалось творчество таких известных русских философов, как: Ф.А. Голубинского, Ф.Ф. Сидонского, И.М. Скворцова, В.Н. Карпова, П.Д. Юркевича, В.Д. Кудрявцева-Платонова, В.И. Несмелова и др. Стоит отметить, что в современных учебниках по истории русской философии русская духовно-академическая школа философии или не освещается совсем или освещается крайне не достаточно. Пожалуй, только в трехтомной работе прот. В.В. Зеньковского представителям духовно-академической школы уделено достаточно много внимания. Удивляет, что в курсе лекций ПСТГУ «Введение в русскую религиозную философию» В.И. Василенко (стоит, отметить достаточно подробно освещающем развитие русской религиозной философии) духовно-академической школе также не уделяется внимания.


Об авторе все произведения автора >>>

Иван Викторович Дроздов, Московская обл.
фри-лансер (копирайтинг для медицинских сайтов), выращиваем свою цветочно-овощную рассаду с реализацией (самозанятость), по образованию философ

 
Прочитано 3073 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Без святости никто не увидит Господа... - Mаргарита Тюнеш

Лев Толстой и Реформация русской Церкви - Владимир Кабаков

Пейсах. Алия. Линия прогиба, (2) - Александр Грайцер

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
За каждый вздох Тебя благодарю - Елена Русецкая

Поэзия :
Ленивые ученики - Дина Маяцкая

Для детей :
Победить добром - Жуганова Татьяна Анатольевна

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100