Для ТЕБЯ - христианская газета

Этика любви - благо
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Этика любви - благо



Духовные блага — понимание красоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворение разумным стремлениям человека.
«Вы хотите сказать, что его умственное развитие застыло на уровне подростка? – спросил Пуаро» -/Агата Кристи – мастер детективов/. «Апелляция к морали и праву в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед; в нравственном негодовании, как бы оно ни было справедливо, экономическая наука может усматривать не доказательство, а только симптом» - /Ф.Энгельс/. «Чем «божественнее», т.е. нечеловечнее, является что-либо, тем меньше мы в состоянии им восхищаться. Только человеческое происхождение содержания всех христианских религий дает им еще кое-где хоть какое-то право на уважение» - /Ф.Энгельс/.
– «Этику»? Кто может себе это позволить сегодня, и от имени какого авторитета предложить её миру? – изумился Хайдеггер.
«Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась, безусловно, подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга, они не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общности» - /Ф.Энгельс/. «Идейный паралич» – еще одна причина для агрессивных нападок церкви, внутренне сознающей свою собственную несостоятельность. От себя ведь, как ни крути, не скроешься. Этим, скорее всего, обусловлено высокомерие, непомерные амбиции и претензии, да слепая вера, упорно насаждаемая во все века. И общество это прекрасно видит, что также порождает у церковных деятелей бессильную ярость и огульные клейма типа «сатанизма» против тех, кто способен предложить иную – прогрессивную, научную, парадигму.
«Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек». /В.Белинский/. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этика. Этика же является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Этика не создает морали, не придумывает нормы, принципы, правила поведения, оценки и идеалы, а описывает, изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать одни нормы и ценности и раскритиковать и опровергнуть другие. Для этого она с необходимостью должна раскрыть источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека, выявить закономерности функционирования и развития. Этика по праву считается одной из древнейших теоретических наук, объектом исследования которой стали и общественная мораль людей, и индивидуальная нравственность конкретного человека. Само ее зарождение свидетельствовало о глубокой духовной революции в сознании и поведении людей в человеческом обществе. В древности это учение означало жизненную мудрость, а также практические знания относительно того, как достигать тех или иных жизненных целей. Свой принцип благоговения перед жизнью Швейцер прямо связывает с христианской этикой. «Этика благоговения перед жизнью — это этика любви, расширенной до всемирных пределов. Это этика Иисуса, признанная теперь в качестве закономерного итога мышления».
Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Быть культурным и воспитанным - право и обязанность каждого человека. Пренебрежение правилами этикета, равно как и незнание элементарных его требований, не только значительно усложняет общение, но и наносит непоправимый вред деловым отношениям. Религиозная этика – это этика, которая основывается как на естественных, социальных фактах морали, так и на откровении Богом человеку нравственных истин. В христианской этике высшим проявлением любви является агапе – что значит любовь к Богу.
«К Евангелию, новой жизни во Христе Павел добавляет культурную христианскую этику, которая лишь отчасти является христианской моралью, а отчасти моралью межкультурных контактов: «Этика христианской культуры и христианской жизни в культуре имела различные источники. Значительных усилий к тому, чтобы вывести эти правила непосредственно из учения Христа, приложено не было, хотя в некоторых случаях его слова здесь имели чрезвычайную важность. В остальном все было основано на обычных представлениях о справедливом и должном, на Десяти заповедях, на христианской традиции и на здравом смысле самого Павла».
«Как бы нам ни хотелось уйти от проблемы с самодостаточной этикой и сделать вид, что всё в порядке, – не получится. Оглянемся по сторонам: этика разбилась на тысячу кусочков, каждый из которых никого ни к чему уже не обязывает. Распад христианства на разные секты, теряет свою основу как ценность морали, чистоты общения. Каждая секта считает себя «святой» но на самом деле «разбитая тарелка» без этики Христа, в которую ничто не принимается. Даже в церкви ослабление веры непогрешимости Слова Божьего, повлекло за собой безразличие к нравственным истинам. Считается, что Библия утратила свою актуальность, так как написана две тысячи лет назад, и не подходит для современного общества, поэтому церковное учение стало более либеральным. Приверженцы релятивизма заявляют, что в этике и морали нет единого правила и что все культуры различны, а поэтому то, что нравственно в одной культуре может быть безнравственным в другой. Тем не менее, в каждом обществе существует представление о нравственности, и христианские ценности признаются как в цивилизованном обществе, так и в диком африканском племени.
У каждого сообщества и субкультуры припасена своя немудреная этика, и никого это теперь не удивляет. И разные сообщества соревнуются между собой, кто больше этических запретов объявит неактуальными. Всюду ощутимо чувство, что уже не надо быть добрым, просто соблюдай правила общественного этикета, и тебе будут все улыбаться. Правда, поддельными улыбками. Но, как сейчас говорят: «Если подделка высокого уровня, то все о'кей». Почему о'кей? Ясно: подделка обходится дешевле, чем что-то настоящее, значит, для расчетливого успешного человека – это хороший способ сэкономить. Мы не на том экономим, на чем надо». «Когда мораль не совершенствуют, изученное не повторяют, тогда не могут и исправлять недобрые поступки» - /Конфуций/.
Страшно то, что в наше время этика стала равна комфорту, который не дает развитие личности как духовно, так и физически, ведь и правда когда «все удобно», то и «шевелиться» зачем? И лучше «искусственно» улыбаться всем и вся, следуя принципу - так надо, чем вкладывать во все частичку души и тем самым развиваться, а это очень, великий труд! А вкалывать мы, извините, так называемые, если можно назвать, Христиане не привыкли по-настоящему. «Вы ещё не до крови сражались» - /Евр.12.4/. Лучше прийти в церковь и отсидеть положенное, как скажут: «епископ приехал, отсиди время».
«И стал осёл пастырем великим
А сверх того всего волком стал
Такой голос пробудился диким
Потеря этических взглядов настал.
«В породе и в чинах высокость хороша:
Но что в ней прибыли, когда низка душа» - /И.Крылов/

Сегодня нравственный релятивизм (вседозволенность) часто считается этической нормой. Люди живут одним днём, не думая о будущем. Действия нередко вызваны эмоциями, а не жизненными принципами, изложенными в Библии (т.е. библейские абсолюты-правила стали для многих относительными). Переступают границы естественной или обычной порядочности, не имеющие естественных привязанностей, нарушители мира. Которые всем людям присущи, кроме сектанских общин, для них этика не существует, они её не признают в действии жизни. Человеческой природе свойственны дружелюбие чувства к подобным себе особенно. Они не уважают доброго имени других, воображая, будто могут, говорить и делать всё, что им вдумается. Называясь разными названиями: ЕХБ, ХВЕ, АСД крещёнными в группу церкви и делают показуху - в английском разговорном eye-wash переводится как очковтирательство. Состоит из слов «глаз» и «мыть» (промыть глаза) из религии. Но какими бы благовидными ни было их формальное благочестие, они не имеют силы его, своей же церкви.
Для точного перевода аристотелевского понятия «этический» с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, обычаи. Этика – это особое гуманитарное учение (наука), предметом которого является мораль.
Христианская этика знаменовала собой значительный шаг в культурном и нравственном развитии человеческого общества. Оно возвысило мораль над всеми другими формами духовного освоения мира, придав ей абсолютный характер и освятив авторитетом Бога. Все явления земной жизни обретали свой смысл только в отношении Царства Божьего в свете исполнения человеком своего призвания - преодоления собственной корыстной индивидуальной ограниченности в духовном развитии.
«Мораль, нравственные поучения его (И.Крылова) питались народною мудростью, сочетали практическую трезвость взглядов с благородным и возвышенным пониманием нравственных основных устоев и глубоким патриотизмом» - /И.Степанов вступление/. Слово «мораль» происходит от латинского «морес», что означает «нравы» или «привычки человека». Этика и мораль определяют, что правильно а, что неправильно, что такое добро и чем оно отличается от зла, что нравственно а, что безнравственно для человека. В широком смысле термины «этика» и «мораль» часто взаимозаменяются. Однако между ними есть различие: «этика» — это теоретическая категория, а «мораль» или нравственность относится к практике поведения.
Источником «Ключом» к христианской этике можно рассматривать слова, являются тексты Священного Писания, их интерпретация. В христианской этике «мера» моральности дана или открыта каждому человеку в Библейском Откровении и в «нравственном законе внутри нас». Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианская этика получает свое выражение в христианском этносе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство. И этическая рефлексия свидетельств и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни церкви. Христианская этика тесно связана с историей Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.
Слово «этика» происходит от греческого слова «этос», что означает «обычай» или «обычное поведение». Слово «этос» в значении «обычай» двенадцать раз употребляется в Новом Завете: «учили, если…» - /Деян.15.1; «проповедуют обычаи» - 16.21; «нет обыкновения» - 25.16; «отеческих обычаев» - 28.17; «как есть обычай» - /Евр.10.25/. Вот что можно пока сказать о слове «этика». Откуда же берет свое начало слово «мораль»? Оно происходит от латинского слова mos, родственного глагола metiri, «измерять». Пожалуй, нет смысла рассматривать его подробно, так как латинское тон имеет то же значение, что и греческие слова èthos и ethos. Сам термин «этика» (от греч. «обычай», «нравственный характер») впервые употребил Аристотель для обозначения особой области исследования - «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.
Этика (rpeч.etnika, от etnos) - привычка, (от лат. mos - нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность или мораль - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.
Поэтому большинство специалистов не проводят, строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами. Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sittlichkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже – новое существительное «нравственность» (Sittlichkeit).
Словарь Мэрриэм-Уэбстера определяет «этику» как «дисциплину, имеющую дело с тем, что есть хорошо и плохо, а также с нравственными обязанностями и долгом». Другое определение, которое дает тот же словарь, представляет этику как «набор нравственных принципов». Иными словами, речь идет о систематизированном взгляде на природу нравственных норм, а также о кодификации этих норм. Это, да и другие определения этики представляют ее как замкнутую и самодостаточную систему взглядов, которая способна существовать как вне религиозного, так и вне мировоззренческого дискурса. Этика — означает образец обычного или привычного поведения. Библейская этика — образ жизни верующего в соответствии с Библией. Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия. «По тому узнают все, что вы Мои (Христа) ученики, если будите иметь любовь между собою» - /Ин.13.35/.
В Библии отсутствует абстрактное, всеобъемлющее понятие, адекватное современному значению «этики». Термин мусар стал означать «этику» в позднейшем иврите (см. Мусар), но в Библии он означал лишь воспитательную функцию, «Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя»- Рабби Элияу Элиэзер Деслер, исполняемую отцом. /Пр. 1.8/; его значение близко к значению слова «упрекать». А есть высший (каббалистический) мусар - когда человек выясняет, не что требуют от него люди, а что требует от него Творец - выполнения в духовном смысле Торы и Заповедей, т.е. исправление его эгоизма с помощью высшего света. Зачастую Мусар переводят на другие языки словом «этика». Но это неясное, размытое понятие. «Мусар» происходит от слова «Мосарот» — вожжи. Каждый из нас имеет в себе свою лошадку или порой — другую зверушку. Дикий конь рвется вперед и не хочет подчиниться никакому управлению и ограничению. Но где нам взять силы, чтобы воцарить духовность над нашим животным началом? В Библии этические требования рассматриваются как существенная часть требований, которые Бог предъявляет человеку. Эта тесная связь между этической и религиозной сторонами (хотя они не отождествляются полностью) является одной из главных особенностей Библии; отсюда вытекает центральное положение этики во всей Библии. В свою очередь Библия оказала решающее влияние на формирование этики в европейской культуре, как прямо, так и косвенно, через этические учения в апокрифической литературе.
Христианская этика первых веков вполне совпадает с евангельской. Не монастырское уединение и не забота о личном спасении были задачей первоначального христианства, а самое деятельное взаимодействие с миром. Это взаимодействие было в то же время непрестанной и трагической борьбой. Служить, закваской духовного возрождения всего человечества можно, было лишь, жертвуя собой, до конца. Характерной чертой этого периода является также полная отчуждённость христианства от интересов политической и общественной жизни. Служить Иисусу Христу и сильным мира сего — представлялось несовместимым для первых христиан.
Библейская этика имеет практическую ценность, только в том случае, если человек применяет её в своей жизни: «веру мою из дел моих» /Иак.2.26/. Для этого у человека должно быть желание подчиняться Божьи нормам нравственности /Гал.5.1/. Если человеку не удаётся жить нравственно, то ответственность за это лежит на самом человеке, а не на Боге /Гал.5.13-15/. Этическое учение Иисуса Христа было продолжено Его учениками (апостолами). Мы не дождёмся перемен в церкви и в мире, пока не вернёмся к здравому учению Библии. Мы нуждаемся не во временном источнике света, а в изменённой человеческой природе, которая может любить свет и ненавидеть тьму.
Своеобразие этики Корана состоит в том, что нравственные нормы едины с другими формами регуляции межличностных отношений. Мораль вплетена в язык практической жизни. Если христианская этика основана на обобщенных моральных принципах, то этика Корана, напротив, предписывает, что надо делать конкретно, чтобы воплотить мораль и приблизиться к идеалу. Это этика практических норм. Христианская этика ригористична и в этом смысле ее предписания абсолютны. Этика Корана релятивна, например, есть свинину запрещено, но при определенных обстоятельствах можно отступить от этого правила. Императивность норм не является категоричной. Христианская этика отвечает на вопрос – зачем надо быть моральным; мусульманская – как стать моральным. Христианская этика ориентирована на человека раздвоенного, с одной стороны, несовершенного; с другой – стремящегося к совершенству.
В иудаизме человек вступает в отношение к Богу только через отношение к другим и вместе с другими. Поэтому этика здесь первична и занимает главное место. Вот как формулирует это Левинас: «Этика — не неизбежное следствие видения Бога: она есть само это видение — это оптика. Все, что я знаю о Боге, все, что я могу услышать от Него и разумно высказать Ему, должно найти этическое выражение. В священном ковчеге, откуда Моисей слышит голос Бога, заключено не что иное, как таблицы закона. Доступное нам знание Бога, возвещаемое, согласно Маймониду, в форме отрицательных атрибутов, принимает положительный смысл из морали. «Бог милостив» означает: «Будьте милостивы, как Он». Атрибуты Бога даны не в индикативе, но в императиве. Знать Бога — значит знать, как надлежит поступать».
А главное – это утрата содержательного критерия морали, заданного иудейско-христианской этической традицией, при одновременном употреблении в качестве ключевых тех самых понятий долга, обязанности, правильного и пр. в специальном моральном значении, которые в действительности неотъемлемы от этой традиции и уместны.
То, что написано в Новом Завете относительно этических вопросов, каждый образованный человек должен прочитать, даже если он не считает себя религиозным человеком. Нашел этику, которая была бы на столь высоком и единственном в своем роде уровне, как этика Иисуса Христа! Он проповедовал неограниченную любовь ко всем людям: ближним и посторонним, друзьям, а также и врагам. Таким образом, Он проповедовал любовь вместо вражды, ненависти, социально-классовой борьбы или капиталистического стремления к обогащению. К этой этике относятся, как пишется в Новом Завете: доброта, дружелюбие, честность, кротость и самообладание вместо ненависти, агрессивности, ожесточения, обмана и распутства. Эта любовь заключает в себе готовность в случае конфликта, скорее перенести несправедливость, чем самому поступать несправедливо к другим. Эта любовь заключает в себе и то, что можно считать моих ближних, независимо от их морального поведения и общественного состояния, выше самого себя и что любя их, как себя.
Обо всем этом Иисус Христос не только говорил, но и сам выполнял в течение всей своей жизни. Сочувствовал и помогал бедным и нуждающимся людям, больным и социально презираемым, относился ко всем людям с любовью, уделял им свое время, и если они были готовы, давал им побуждение к новой ориентации для всей их жизни. При этом Он (Христос) не делал различия между женщинами и мужчинами, простыми и интеллектуальными людьми, верующими и атеистами, нищими и богатыми, еврейскими националистами и представителями римской оккупационной державы, которая в то время владела Палестиной. А затем Он, будучи невинным, подвергся ужасной смертной казни, молился, чтобы Бог простил Его убийц: «Отче! Прости им, ибо не знают что, делают» - /Лук.23.34/
Церковь должна постоянно заботиться о высокой морали и этике в своей среде. История показывает, что отсутствие в Церкви должного внимания к надлежащей христианской нравственности и этике не остаётся без худых последствий и в области догматики, порождая либеральное отношение к Священному Писанию.
В наше время процветания в мире пороков и безнравственности, кому, как не Христианской Церкви стоять на страже высокой морали? Кому, как не Церкви показывать своим примером, что благочестивая жизнь необходима и вполне возможна. Человеческая этика – это сложное и глубокое знание, где гигиена психики и разума важнее даже гигиены тела. Приятие человеческих этических принципов облегчает отказ от низких вульгарных инстинктов. Чтобы придерживаться человеческой этики, нужно быть достаточно сильным человеком, так как этическим стандартам необходимо следовать даже тогда, когда другие их не придерживаются. Но зато утверждение этических принципов, развитие их в себе способствует формированию характера и силы человека. Опираясь на этические человеческие нормы, человек никогда не оскорбит окружающий мир ни своей силой, ни грубостью. Он не станет покорять природу, переделывая её под себя только потому, что эта природа не соответствует представлениям о красивой жизни.
«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое»- /Д. С. Лихачев - академик/.

Источники: Библия. - Диакон Павел Сержантов. Пастырь Сергей Шанин, г. Тверь. Рав Йосеф-Юзл Горловиц – Школа иудаизма. Гусейнов А. Этика. /протестантского теолога Ричарда Нибура «Христос и культура»/. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.


Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 2036 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Стресс - пробуждение - Буравец Валерий

Про апостола Павла №58 - Владимир Кодебский

Утопия или будущая реальность - Антон

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
С тобой на лавочке сидели… - Константин Владимирский

Поэзия :
Изгой - Саша Второв

Публицистика :
Воспоминания В.А.Данилова о встрече с Львом Толстым - Viktor Dolgalev

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100