Для ТЕБЯ - христианская газета

Испытание силы на смирение
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Испытание силы на смирение



«Все высшие качества это проявление души, все низшие принадлежат материальной природе» -/Олег Гадецкий/. «Когда под рукой нет глины, из чего лепить кирпич» - /А.Конан-Дойл/. Из чего писать если нет источников, из чего можно взять «глину» для лепки темы? Это будет не серьёзно и не твёрдо для основания рассуждений! Разные источники «глины» составили материал темы «кирпича».
«Смиренье - Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье»-\В.Даль/.
Славянское слово «смирение» (изначально – смирение) происходит от слова: «мера»- «по мере дара Христова» - /Еф.4.7/, от глагола «смерити»- «и смерил их верёвкою» - /2Цар.7.2/ – умерить, смягчить, подавить свою гордость. Смирение (греч. «топиносис» - дословно «борьба, усилие» (естественно, внутреннее)) - это перенесение всего происходящего с миром в душе.
Итак, в представленном истолковании XIX века понятия «смирения» указан еврейский термин Анав (ивр. скромный, кроткий), от корня Ана быть покорным, терпеть муки, страдать; отвечать, исполнять просьбу.
В Еврейских Писаниях мысль о смирении передают несколько слов, образованных от глагола ана́ (означает «быть униженным; быть смирённым; быть угнетенным»). Они переводятся как «смирение», «кротость», «бедствие», «страдание». Также мысль о смирении передают еврейские глаголы кана́ (букв. «подчинить (себя) и шафе́л(букв. «быть низким; стать низким»). В Христианских Греческих Писаниях словами «смирение» и «смирение ума» переводится слово тапейнофроси́не. Оно образовано от слов тапейно́о - означает «понижать», и френ - означает «ум». «И помни путь, …которым вёл тебя Господь…чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя…» -/Вт.8.2/. «Они должны были помнить трудности, с которыми иногда сталкивались, чтобы умертвить свою гордость; это нужно было для того, чтобы смирить их, чтобы они чрезмерно не превозносились из-за большого количества чудес, совершённых из-за благоволения к ним, чтобы они не стали самонадеянными и уверенными в том, что не медленно завоюют этот Ханаан»- /Мэтью Генри/.
Два великих лидера — иудаизма и христианства — обладали одной очень важной чертой характера. Оба были известны своим смирением. Пожалуй, нет более важного для духовного прогресса качества, чем смирение, и нет более значимого навыка, чем умение достигать согласия.
Слово «хушу» по-арабски означает смирение и скромность во время совершения ежедневного намаза (молитв). Смысл хушу и способ его достижения заключается в том, чтобы «присутствовать сердцем» во время выполнения нашего ежедневного долга перед Аллахом (хвала Ему).
Что же такое смирение? Почему древние мудрецы настаивали, что среди всех библейских добродетелей именно смирение и есть «наивысшая добродетель?»
«Вопрос смирения не очень охотно обсуждается в христианских кругах так, как это вопрос покорности, послушания, подчинения чужой воле, а это так сложно, когда хочется жить в полной независимости и поступать только по своей воле. Но когда мы разберемся с истинным значением слова «смирение», мы поймем, что для верующего человека смирение – это благо и благословение. Смирение означает полную покорность, послушание без сожаления и недовольства. Смирение строится на доверии и почитании. Иными словами смиренный человек безропотно исполняет желания, просьбы и заповеди своего Господина» -/Пастор Вадим Шипилов/.
Что такое смирение? Этот вопрос задавал многим духовным отцам св. Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской. И в ответ на этот вопрос св. Иоанн получил от отцов ряд определений смирения.
Один сказал: «Смирение состоит в постоянном забвении о своих добрых делах». Другой — «В признании себя из всех последним и всех более грешным». Третий — «В мысленном признании своей немощи и бессилия». Четвертый — «В чувстве души сокрушенной и отречения от собственной воли» и др. Но ни одно из полученных определений не удовлетворило св. Иоанна, и он дал свое следующее решение этого вопроса: «Смирение есть не именуемая благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали ее опытом. Это — неизреченное богатство, Божие именование и подаяние».
По существу, св. Иоанн и сам не дал полного объяснения, в чем заключается смирение, но он указал, что, по его мнению, этого нельзя сделать, поскольку оно является Божиим именованием. Близко к этому определению и определение смирения, данное прп. Исааком Сириянином. Он пишет:
«Смирение есть одеяние Божества: в него облеклось вочеловечившееся Слово и через него приобщилось нам в теле нашем.
И всякий, облеченный в смирение, уподобляется нисшедшему с высоты Своей...
Прежде всего, давайте, четко определим, чем смирение не является. В нашей культуре, в центре которой — собственное «я», культуре, которая развивается вокруг борьбы за власть. Человек смиренный, как правило, рисуется как «слабак«, «мальчик дня бытья» или же «тихоня» страдающий комплексом неполноценности.
Смирение — моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Это — «скромность духа; отсутствие гордыни; кротость». Человек «скромный в душе; не гордый». Он «вежливый и почтительный». Смирение - это способность индивидуума мгновенно и гармонично реагировать на малейшее изменение ситуации. Для более глубокого понимания термина «смирение» можно сделать ещё одно определение: смирение - это умение индивидуума принимать происходящее с радостью и благодарностью, без стремления изменить естественный ход событий.
«Смирение есть раскрытие души для реальности…- говорит Бердяев, - Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым…Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение её истине». В русском Православном богословии утвердилось представление о смирении как синониме нищеты духовной. Нищетадуховная это смирение, вытекающее из осознания своего несовершенства. Углубляясь в дальнейшее объяснение понятия «смирения», следует помнить, что его содержание также соответствует слову: («кроткий»), которое использовано в Третьей заповеди блаженства. Еще более полно наши представления о смирении передаются словом (тапейнос - скромный, покорный, незаметный, мелкий, согбенный…) которое много раз встречается в Новом Завете.
В греческом языке существительное «смирение» (тапейносис) означает унижение, ослабление. Прилагательное тапейнос означает низкий. Например, низменная страна, лодка с низким бортом, низкое звание, незначительный, униженный, покорный. И, наконец, глагол тапейноо, означает унижать, смирять, ослаблять. Исходя из смысла слова «тапейнос» часто истолковывается Первая заповедь блаженства, а также смирение как христианская добродетель. Есть в светской этике такое близкое ему понятие, как «философское спокойствие». Ничто не должно отвлекать христианина от мира и радости, к котором он призван: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам»- /Ин. 14.27/.
Основанием для этого служит близость двух древнееврейских слов: ani - «нищий» и anaw - «смирный, кроткий, «смиренный». Из этого выведена близость или даже тождественность «птокос пневматос» и «тапейнос». Последнее слово часто переводится на русский язык как «смирение», а содержащие его строки Священного Писания нередко приводятся в толкованиях на Первую заповедь блаженства: «Научитесь от Меня», - наставляет Спаситель, - «ибо Я кроток и смирен (тапейнос - ) сердцем, и найдете покой душам вашим»- /Мат. 11.29). «Бог гордым противится, а смиренным («тапейнос») дает благодать» /Иак.4.6; 1Петр.5.5\ . Смирение хорошо демонстрируется в сказке «Золушка». Девушка выполняла грязную и тяжелую работу. Она терпела и не жаловалась. Но это не значило, что она не хотела на бал. И что показательно, когда появилась Волшебница, она спросила Золушку: — «Обещаешь быть во всём послушной?— Тогда я помогу тебе поехать на бал».
Мария понимала важность смирения. Ее песнь радости является тщательно сложенным ею поэтическим произведением, в котором одна строфа говорила о смирении, а другая о возвеличивании. Мария в смирении видела возвышение, и эту-то мысль и отражала ее песнь. Возможно, она сочинила свою песнь по дороге, когда шла из Назарета в нагорную Иудею, чтобы встретиться с Елисаветой. Вот несколько заключительных рифм в ее песне из Лук. «Низложил сильных с престолов и вознёс смиренных» - 1.52: «тронон» – «агафон», «тапейнос» – «кенос». Во всем этом она явила новый взгляд на смирение, ибо само понятие смирения было глубоко чуждо человеческим представлениям первого столетия, в котором ценились лишь сила, здоровье и успех. Явление же силы в смирении было неслыханным понятием для того времен. Смиренным в глазах мира мог быть только тот, кто был «смирён» кем-то более сильным. Почистить туалет, когда никто не обращает на это внимание, и множество других, подобных этому примеров, вот, что является настоящим смирением, настоящей силой и вознесением пред лицом Божиим.
«В смирении духа достигаются великие победы. Смирение не есть согбенное непротивление и слезливое уныние безволия, но именно напряжение всех сил духа, защищающего твердыню свою от натиска внешних энергий. Так смирение Спасителя было знаком величайшей победы. Царственную мощь смирения надо понять, ибо адамант сердца, смирившего самость, сияет всеми огнями» -/Агни Йоги/.
«Он смирил («этапиносэ») Себя, быв послушным даже до смерти»- /Флп.2.8/. Исходя из вышесказанного, в представлении смирении как христианской добродетели можно выделить три различных проявления, приблизительно соотвествующих греческим понятиям: праотес – это подлинная скромность, в которой не осталось никакой гордыни; греческое слово птокос, как и древнерусское нищий, означают состояние, при котором человек вынужден открыто просить о помощи, взывать о ней, ибо полностью зависит от других людей. Праис, учёный У. Е. Вайн сказал: «прайтес (имя существительное) проявляется в первую очередь и главным образом в отношении Бога. Это качество, с которым мы принимаем образ действий Бога с нами за хороший и поэтому без дискуссий и без возражений. В различных переводах Библии прилагательное слово прайс переведено словами «мягкий», «добрый» , «кроткий» и «любезный» . На классическом греческом языке прилагательное прайс применяется к легкому ветерку или к голосу. Им можно назвать кого- нибудь, кто благоволен.
А содержащие его строки Священного Писания нередко приводятся в толкованиях на Первую заповедь блаженства: «Научитесь от Меня», - наставляет Спаситель, - «ибо Я кроток и смирен (тапейнос -) сердцем, и найдете покой душам вашим»- /Мат. 11.29/. «Бог гордым противится, а смиренным («тапейнос») дает благодать» - /Иак. 4.6; 1Петр. 5.5/ . «Он смирил («этапиносэ») Себя, быв послушным даже до смерти» - /Флп. 2.8/. Исходя из смысла слова «тапейнос» часто истолковывается Первая заповедь блаженства, а также смирение как христианская добродетель. Основанием для этого служит близость двух древнееврейских слов: ani - «нищий» и anaw - «смирный, кроткий, «смиренный». Смирение по отношению к Богу – стремление подчинить свою волю Божьей, благой и всесовершенной, безропотное перенесение жизненных невзгод и трудностей, упование на Божие милосердие.
Смирение по отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Способность на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес первым произнести искреннее «прости». Искренняя незлобивость, основанная на осознании того, что Господь любит каждого человека, так же, как и тебя, в том числе и того, с которым произошло разногласие. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим.
«Снисходительной любовью «не высокомудрствуйте, но последуйте смирённым» - /Рим.12.16/. Без смирения не может быть истинной любви: «снисходя друг другу любовью» - /Еф.4.2/; «…но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя»-/Фил.2.3/. Когда наш Господь Иисус умыл ноги ученикам- /Ин.13.5/, чтобы научить нас смирению. То главной Его целью было показать, что правильно любить дру друга - это значит быть готовым снизойти до самого унизительного служения из милосердия к другому, ради его блага. Любовь – это способность снисходить, унижаться. Первый шаг к единству – это смирение, без чего не может быть ни кротости, ни терпения, ни снисходительности, а без них не может быть единства» - /Мэтью Генри\.
О Моисее мы читаем: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле»- /Числа 12.3/. А об Иисусе из Назарета написано, что Он не возвеличивал Себя сравнением с Богом, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» - /Фил. 2.7-8/. Смирение – это то отношение, с которым последователи Мессии должны пребывать в сообществе веры, являясь его воплощением» - /Фил.2.5/.
«Библейское смирение – это не самоуничтожение собственного «я», как в традициях Востока, но и не «распинание себя», как в некоторых христианских направлениях. Скорее, это правильная оценка должного места того или иного человека на этой земле. Мы сочетаем в себе понятие «праха» и божественности. Мы соделаны «по образу и подобию Божьему» и потому мы – существа потрясающей «ценности» и невероятного значения, но в центр нашего бытия мы должны ставить не себя самих, а Бога, Который создал нас. Смирение человека напоминает нам, что само слово – человек – со всем, что присуще ему – гуманизмом и гуманностью – происходит от латинского понятия гумус (земля, почва), и что Адам был создан из Адамах – что означает почва, земля - /Быт.2.7/. Мы ни что иное как «прах и пепел» - именно в этом Авраам сразу же признался во время ходатайственной молитвы к Богу и прошении за жителей Содома /Быт.18.27/. Но при всём этом, пребывая в своём «бренном смирении», этот человек смог храбро вести переговоры с самым всемогущим Царём Вселенной! Бог Авраама провозглашает: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим» - /Ис.66.2/. Бог держит на расстоянии человека годного, но приближает к Себе смиренного и сокрушённого /Пс.137.6/; Ис.57.15. Потому и Новый завет повторяет эти заповеди: «Смиритесь пред Господом и вознесёт вас» - /Иак.4.10; 1Пет.5.5/. На то, чтобы быть рядом со святыми Израилевым, требуется смирение. Он Бог, а мы нет. Древние мудрецы Израильские сравнивали высокомерие с идолопоклонством, добавляя притом, что смирение привлекает Шекину. Слову Божью, «Как вода уходит с уровня высокого и направляется на уровень низкий, так и Тора оставляет того, чей разум превознесён, и прилепляется к тому, чей ум смирён». Вот почему «внутренний человек» так радуется, находя удовольствие в законе Божьем /Рим.7.22/. Смирение также привлекает и Мессию. Как пророчествовал Исаии, именно сокрушенным сердцем Помазанник Божий принесёт благую весть о Царствии Божьем /Ис.61.1;Лук.4.18/. Однако необходимо покаяние – квинтэссенция выражения смирения, - необходимо для того, чтобы мы смогли прийти под Его начало и обрести Его мир и покой. Смирение – это наивысшая добродетель, потому как оно, в принципе, формирует основание для добродетелей остальных. Оно являет собой прочное основание жизни, которую проживает человек, стремящийся воздать славу Богу. На это требуется непрестанное отрешение от всего того, что есть эгоистичное и себялюбивое, надменное, мирское; с ним рука об руку должны идти постоянное утверждение правление Всемогущего, правление радости на земле. Ничто не приносит большего прославления Богу, нежели наше – несколько только возможно – смирение перед Ним» - /Дуайт А.Приор/.
«Бог доподлинно обещал Свою благодать смирённым, т.е. тем, кто поверил в свою погибель и отчаялся в себе. Однако человек не может полностью смириться до той поры, пока он не знает, что спасение нисколько не зависит от его собственных усилий, стремлений, воли или деяния, а целиком зависит от воли, усилия, желания и деяния другого, а именно от одного лишь Бога. Ибо коль скоро человек убеждён, что он хоть что-нибудь может сделать для своего спасения, он пребывает в самоуверенности и не отчаивается в себе полностью, не смиряется перед Богом, но воображает, что существует какое-то место, время, доброе дело, и надеется, или по крайней мере, желает с их помощью обрести спасение. Тот же, который действительно нисколько не сомневается в своей полной зависимости от воли Божьей, кто полностью отчаялся в себе, тот ничего не выбирает, но ждёт, как поступит Господь. Он ближе всего к благодати, к тому, чтобы спастись» - /Мартин Лютер/.
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе» - /Фил.2.5/.
«Смирение совокупляющая силы человека воедино миром Христовым, превысшая человеческого постижения, это есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию любви». /Игнатий (Брянчанинов/.
«Смирение раскрывается у человека в процессе духовного роста и выхода за пределы собственного эго, активно контролирующего душу человека и ограничивающего её. Смирение только на первый взгляд, может показаться похожим на слабость. Это не так. В смирении – сила. Чтобы смириться, нужно приложить силу. И когда человек смирится, он становится еще сильнее. Нужно немалое смирение, чтобы, избегая разрушительных эмоций, успешно управлять своей жизнью. Ничто не может огорчить смиренного человека , он всегда готов ко всему, что преподносит ему жизнь и принимает все спокойно и разумно» - /Стелана «Практика Пути»/.
«Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви»- /преп. Амвросий Оптинский/
«Я выкопал и проверил, - говорит Холмс, каждое звено в цепи моих рассуждений, и я уверен, что цепь эта безупречна» -/А.Конан-Дойл/.

Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь солидного труда Библии 1662-1714.


Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 4616 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Из какого потока ты пьёшь - Буравец Валерий

Чем же все-таки различаются православные и протестанты? - Eвгения Игнатьева (псевдоним)

История о чуде - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Забрезжил свет - Владимир Кодебский

Поэзия :
Евангелье с утра! - Ирина Крапивина

Поэзия :
О, Боже Святый! - Михаил Потылицын

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100