Для ТЕБЯ - христианская газета

В терпении труда – опытность
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

В терпении труда – опытность



Чистый настоящий опыт (от греч. empeiria – опыт) как единственный источник практических знаний, инструментальный план использование вещей, «в принципе наименьшей, - говорит Авенариус, - траты сил».
Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. Духовный опыт - совокупность накопленных человеком духовных переживаний, знаний и умений, познание духовных законов и следование им.
Вследствие этого люди нового времени изощрились в изучении материальной природы и в технических изобретениях и незаметно оказались в состоянии детской беспомощности в вопросах духовного опыта, духовной очевидности и духовных умений. «События последних дней показали, что вы не учли опыта прошлого и продолжаете повторять старые ошибки, как при планировании, так и при проведении операций» - /А.Антонов-генерал армии/.
Преодолеть этот кризис можно только одним способом: «Опыт проведения оперативной военной игры на фронте». «К вопросам изучения опыта войны», где говорилось о необходимости обобщения этого опыта, о внедрении в войска лучших приемов ведения боевых действий, о необходимости быстрой и хорошей информации относительно новых способов ведения боя» - /С.Штеменко-генерал армии/. Вернуться к этим благородным и чистым источникам духовного опыта, пробудить их и творчески зажить ими. Библейская истина и личный опыт её познания слиты воедино. Без просвещения светом Священного Писания опыт вырождается и может принять демонические черты, а без живого постижения Слово Божие вырождается в холодную и безжизненную букву. Возможно, духовные проблемы многих из нас являются причиной нашего погружения в «безжизненное» Слово или погружения в небиблейскую духовность.
Все это означает, что помимо внешнего (чувственного) опыта человеку дан еще внешний (нечувственный) опыт. И вот внутренний, духовный опыт и есть источник и истинная область веры, религии и всей духовной культуры вообще. Воспитать человека - значит, прежде всего, пробудить в нем эти художественные переживания и открыть ему доступ к этому духовному опыту. Только в этом опыте человек может научиться отличать добро от зла, услышать в самом себе голос совести, постигнуть, что такое честь, благородство и служение. Только в этой области он может увидеть, что такое художественность и прекрасное искусство, восприятью вкус и развить свое восприятие красоты. Только духовный опыт может открыть ему, что такое истинное знание, очевидность и доказательство и в чем состоит Библейская культура и достоинство христианина.
Через духовный опыт человек сообщается с божественной стихией мира и входит в живое соприкосновение с Богом. Отсюда возникает «верующая» вера. Здесь зарождается религия и церковь. Пренебрегающий духовным опытом теряет доступ ко всему этому. Он как бы сам залепляет себе духовные очи и предается слепоте и пошлости. От всех вещей он видит только внешнюю видимость и довольствуется тем, что превращает ее в пустую, абстрактную схему. Глубина и тайна жизни уходят от него - и во внешнем мире, и в его собственной душе. Он блуждает по распутьям до тех пор, пока не ударится головой о гранитную стену тех духовных законов, которые он отверг, или пока не сокрушится в пропасти тех духовных запретов, над которыми доселе издевался.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенье дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель» - /А.Пушкин/.
Терпением называется способность спокойно, сдержанно ожидать
благоприятных результатов какой-либо деятельности, жизненных перемен и т. п. «Не тот воин, кто умеет лишь рубиться, но тот, кто во всех положениях сохранит ясность и твердость духа и находчиво, терпеливо достигнет следствия через все препятствующие твердыни».
«Воспитатели диких животных проявляют иногда необычайные примеры долготерпения. Избранная ими профессия заставляет их не испортить ценное для них животное хотя бы одним нетерпеливым жестом. Их собственная выгода является стимулом для обуздания своих же низших яростей. На опыте они знают, что если животное заметит, хотя бы один непоследовательный, неистовый знак или движение, оно уже перестанет уважать своего хозяина. Каждый воспитатель животных понимает, что запугиванием он ничего не достигнет. Он должен проявить осмысленное терпение, и тогда его питомцы будут именно уважать его. Сама его строгость при случае должна быть знаком явной справедливости, и тогда она будет принята как должное. Итак, от малых примеров с животными до великих человеческих стратегий и трагедий остаются те же основы великого качества терпения» - /Н.Рерих/. Терпеливо делает гусеница своё дело — и превращается в бабочку с дивными крыльями. И у человека вырастут прекраснейшие крылья, если он будет жить и творить с истинным терпением. Ибо черпая свою силу из сверхчеловеческого источника, он сумеет создавать на земле великое и чудесное творение.
«Любая религия начинается с духовного опыта. Духовный опыт лежит в основе жизни христианина, ибо «только опытно, благодатно познается Церковь чрез причастность ее жизни». В основе современной эзотерики лежит духовный опыт основателей оккультных учений. Махатмы теософии писали: «Мы говорим вам то, что мы знаем, ибо мы учимся этому через личный опыт» - /Рериховский Центр духовной культуры/.
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» - /В. А. Сухомлинский - педагог/. Что же такое опытность? И все же - Как стать опытным? С чего начать? Опыт, практическое знание, полученное из собственного опыта. Как ее приобрести? Как стать опытным? То есть важно не только то, как давно вы впервые сели за штурвал, а была ли у вас возможность получить опыт. Без опыта нельзя руководить штурвалом церкви, как в наше время делается: со скамьи школы не успел шаг шагнуть в церковь как уже пастырь: сам «гол» и хочет церковь вооружить, не зная чем и как броню одеть. Пастух пасёт коров, не имея опыта как пасти и куда вести – таков итог современной церкви.
Удивительное дело: мало кто помнит пословицу «Стреляного воробья на мякине не проведешь». Смысл ее таков: опытный воробей поймет, что съедобно, а что нет. Если спроецировать значение на человеческое общество, то опытный человек понимает, когда его пытаются обмануть. Выражение представляет собой часть пословицы «Старого (или стреляного) воробья на мякине не проведешь» (что означает «старый воробей поймет, где зерно, а где отходы»), то есть опытного, знающего человека не удастся обмануть. Он разгадает обман. В пословице отражены реальные наблюдения над повадками воробьев, издавна причинявших крестьянам убытки. Мякина – остатки колосьев, стебли и другие отходы, которые получаются при обмолоте хлебных злаков, льна и других сельскохозяйственных культур. Когда созревшее зерно отделят от колоса, пустые колосья с оболочками зерен внешне похожие на полные. Старый, опытный воробей в поисках пищи никогда не примет мякину за полные колосья, а будет искать ещё не обмолоченные скирды. Слово «старый» может заменяться словом «стреляный», т.е. такой, в которого много раз стреляли крестьяне, пытаясь отпугнуть птиц от посевов.
Истинный духовный опыт открывает божественность человека, а ложный духовный опыт не дает благодати Божией действовать в человеческой жизни. Поэтому истинность опыта является необходимым условием духовной жизни. Война подчеркнула нетерпимость в разведке какого-либо шаблона. Разведчики на опыте убеждались, что приемы, к которым они прибегали сегодня, уже завтра в большинстве случаев оказывались непригодными, что способы действий, принесшие успех на одном участке местности, часто приводили к неудаче на другом. «На одну наживку, — шутя, говорили бывалые разведчики, — два раза врага не словишь!».
«От терпения опытность, от опытности надежда» - /Рим.5.4/ -Мусульманам хорошо известно, что сабр (терпение – арабс.) – половина религии. Без терпения невозможно вникнуть в суть жизни, религии, профессиональных знаний, понять других людей и … самого себя. Буквально слово «докимен» означает «опыт проверки и испытанности». Мы могли бы назвать это «опытностью» или «проверенностью». Писание говорит, что терпение – величайшая добродетель. Оно происходит от скорби, а затем на нем, как на фундаменте, строится опытность и возрастает надежда /Рим. 5.4/. Греческое слово, переведенное как «терпение», означает «твердость, постоянство и выносливость». В Библии оно чаще всего употребляется в отношении тех, кто был верен своему призванию вопреки многим болезненным испытаниям.
«Терпение производит опытность – оно даёт возможность на опыте познать Бога, дающего песни в ночи. Кто терпеливо переносит страдания, - говорит М.Генри, - тот имеет величайший опыт познания божественного утешения, которое умножается по мере умножения скорбей». «Скорби — это наши учителя, они научают нас терпению, опытности и искусности. А опыт — это великое дело в жизни. Опыт одушевляет человека уверенностью в успехе» - /Архимандрит Кирилл (Павлов). Терпение в разведке уместно сравнить с тормозом в автомобиле, — размышляет ветеран, — не притормозил вовремя, придется сдавать назад, если это еще будет возможно. Умение ждать — одно из основных качеств разведчика. Оно обязывает не подчинять себя стремлению к сиюминутному успеху, помнить, что результат должен вызреть. И еще разведчик должен постоянно помнить, что работа на перспективу, которая как раз предусматривает умение ждать, является самой эффективной и плодотворной./А.Баронин - разведчик/.
У Антония Великого можно найти прекрасную лестницу духовного делания, в которой говориться об опытности – науке и надежде – уповании. «Прежде всего, не считай себя чем-либо, и это породит в тебе смирение, смирение же породит науку (опытность и здравомыслие). Наука же родит веру, вера же родит упование, упование же родит любовь, любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре)».
«Опытность — это школа, в которой уроки стоят дорого, но это — единственная школа, в которой можно научиться» - /В.Франклин/. «Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей» - /Томас Карлейль/. Не опытность в мире сем, не опытность житейская, а опытность, которую святые отцы обозначили как рассудительность, трезвомыслие: человек, опытный в вере, прошедший многие искушения знает, что Бог действительно всегда спасает; одно дело – прочитать об этом в книге, другое – узнать на собственном опыте.
«Высшая награда евангельского изложения – придти к опыту верующего в простоте. Богословская наука в последнем выводе не ставит себе иной цели, как уяснить разум простой веры, живого духовного опыта»- /М.М.Тареев/. У Марка Подвижника читаем - «Знание дел (деятельное благоразумие) прибывает по мере исполнения заповедей, а познание истины – по мере надежды на Христа», как мы видим, опытность в нас рождается от исполнения заповедей и от надежды.
Итак, опытность приобретается. Во-первых, от обучения, во-вторых, от делания (исполнения заповедей), в-третьих, от незримого действия Духа Святого внутри нас. Какую опытность? В чем опытность? Опытность духовную, в жизни с Богом. Как дерево, которое переносит дожди и бури, становится крепким. Так и сердце слабое и грешное, перенося с верою и терпением скорби и испытания, приобретает в себе мир о Господе, твердость духа, уверенность в своих духовных силах, осеняемых благодатною помощью Божией, тот мир, который помогает нам встречать все дальнейшие беды и страдания, какими угодно Господу посетить нас.
«Венец старцев – многосторонняя опытность» - /Сир.25.8/. Указанные места Библии показывают, какую роль занимает опыт старости и какую пользу можно извлечь из неё для молодых. Во всех народах. Особенно в южных, с младенчества воспитывается особое, трепетное отношение к аксакалам, к их совету.
Иными словами: вся духовная культура возникает лишь из того и благодаря тому, что человек не ограничивает себя чувственно внешним опытом, не отводит ему исключительного, ни хотя бы преимущественного значения. Но напротив, признает основным и руководящим духовный опыт, из него живет, любит, верует и оценивает все вещи, а, следовательно, им, же определяет и последний смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта, т.е. сначала обретает «внутри себя» Божественное начало, а затем предоставляет ему водительство во всей внешней жизни. Самым глубоким и могучим источником: от простого опыта к сложному духовному опыту и религиозной веры учась труду, является любовь.


Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 965 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Встреча - Надежда Тычкова

Снега не хватит засыпать следы - Андрей Добычин

1.26. От Красного моря к Синаю - Елена Гармон

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Метла судьбы - Андрей Блинов

Публицистика :
Християнські Побутові Колискові - Воскобойников Ігор Григорович
Протягом тривалого часу мене цікавили саме християнські колискові, причому, побутові, тобто ті, яких співають рідні саме у побуті біля самої колиски. Й ось десь із місяць тому Господь дав мені самому низку колискових, частину з яких сьогодні наводжу. З того часу я більш системно зацікавився цим питанням й, до мого здивування і навіть із прикрістю, виявив майже повну порожнечу у цьому напрямі. І це у нас, на співучій Україні! Ще раз підкреслю, мова йде не про літературні колискові, які є у класиків, хоча й у дуже невеликій кількості, й пару яких можна зустріти навіть на нашому сайті: у Светлани Касянчик та у Зоряни Живки. … Звернувся інтернетом до бібліотекарів системи дитячих бібліотек України й із вдячністю ознайомився із ще якоюсь дещицею колискових. Причому, із прикрістю відзначаю, що наші християнські поети й тут «пасуть задніх», віддавши повністю цей надважливий напрямок духовного виховання на перекручування лукавому. Отже, намагаючись не скотитися до примітивізму, намагався зробити колискові різного рівня складності від максимально простих й гнучких, щоб мама, тато або інший родич міг сам творити їх та прилаштовувати до індивідуальних потреб, так би мовити, не зазираючи до писаного тексту. Заздалегідь ДУЖЕ вдячний усім, хто випробує їх у практичних умовах і повідомить свою думку. Ще більш вдячним буду за продовження розвитку цього напрямку і повідомлення мені про набутки як українською, так й основними романо-германськими та слов'янськими мовами.

Публицистика :
Рыночная экономика - Антон

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100