Для ТЕБЯ - христианская газета

Дневник по посланию Иакова
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Дневник по посланию Иакова



О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Послание Иакова было написано для Церкви, находившейся в рассеянии: нельзя было открыто благовествовать и собираться на богослужения, но в этот период Церковь переживала мощный внутренний духовный рост.
- - - - -

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ (СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ)
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ ИАКОВА
1 гл. Гонимые, ищите волю Божью и исполняйте её
2 гл. Не будьте лицеприятны, дабы вера была действенной
3 гл. Мудрость – это сила, способная даже язык укротить
4 гл. Не любите славу мирскую и богатства мирские!
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -

ПРЕДИСЛОВИЕ (СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ)

Эти семь книг Священного Писания в Церкви традиционно называют Соборными посланиями.
1. Послание Иакова
2. Первое послание Петра
3. Второе послание Петра
4. Первое послание Иоанна
5. Второе послание Иоанна
6. Третье послание Иоанна
7. Послание Иуды

Откуда пошло название
Ясно, что они так названы не потому, что были написаны на Церковных соборах – писались послания в разное время и конкретными людьми.
Бытует версия, что книги так названы потому, что изначально писались для соборной (вселенской) Церкви. Но её легко проверить и… опровергнуть: посмотрите, к кому обращались авторы посланий: Апостол Иаков: "Двенадцати коленам, находящимся в рассеянии…"; Апостол Петр: "Пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии…"; Апостол Иоанн: "Избранной госпоже и детям ее…"; в другом своем послании Апостол Иоанн пишет: "Возлюбленному Гаию…" – только три из семи посланий ни к кому конкретно не обращены, а носят общий характер. Так что эта (широко принятая) версия не объясняет того, почему семь посланий названы Соборными.
Впервые семь вышеперечисленных посланий упоминаются, как соборные, Евсевием Кесарийским на рубеже третьего – четвертого веков. При чем, обратите внимание, он упоминает все семь книг, хотя при этом, высказывает свое сомнение относительно подлинности послания Иакова (как он пишет: "первого из семи") и подлинности послания Иуды. Свои сомнения он строит на том, что эти два послания мало упоминались в трудах авторов первого – третьего веков. Но я веду здесь речь не об обоснованности сомнений Евсевия, а о том, что, несмотря на свои сомнения, он все же написал в Истории Церкви: "…семи (посланий), называемых Соборными." [1]
Из цитаты Евсевия следует, что с ранних времен книга с названием "Соборные послания" ходила по церквям – это был сборник из семи посланий четырех авторов. Потом, спустя много лет, когда прошли Вселенские Церковные Соборы слово "соборные" стало означать не просто "сборник посланий разных авторов", а обрело некое каноническое значение, и теперь, говоря: "Соборные послания" – мы подразумеваем: "Соборные послания Апостолов, вошедшие в Библейский канон".

Итак, братья и сестры во Христе, предлагаю вашему вниманию Дневник по первой книге из сборника под названием: "Соборные послания Апостолов".


ВВЕДЕНИЕ

В своем послании Иаков говорит об испытаниях в Церкви и испытаниях в жизни отдельных верующих. Испытания в нашей жизни допускает Господь Бог и делается это для нашего блага – для укрепления в вере и освящения в Духе.
Послание было написано церкви находившейся в рассеянии (см. Иак.1:1), когда нельзя было открыто благовествовать и собираться на богослужения. Кажется, в это время духовная Христианская жизнь должна была пойти на убыль, если не замереть вообще, но Иаков пишет: "С великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения. (Иак.1:2)".
Почему мы, Христиане, должны с радостью принимать гонения и рассеяние? Потому, что в этот период жизнь Церкви, как никогда, наполнена новым внутренним духовным содержанием. Происходит внутренний духовный рост: работа не внешняя, а в сердцах верующих. Это период еще более интенсивной жизни Церкви (ибо духовный рост Церкви Христовой более важен, чем внешний прирост церквей, тем более – наполнение церквей людьми мирскими).

Автором послания большинство богословов считают Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского. Прямого, неоспоримого доказательства этой версии нет, но множество косвенных факторов свидетельствуют в её пользу.
Во-первых, вполне логично то, что послание ободрения и наставления Церкви, переносящей гонения, написал епископ, уважаемый и Христианами, и Иудеями.
Во-вторых, язык послания составлен так, что ни один добродетельный еврей не найдет ничего такого, с чем бы он не мог согласиться. Кстати, явно проеврейский стиль послания свидетельствует и о раннем времени его написания, когда Церковь еще состояла почти из одних из евреев.
И, наконец, только в этом послании используются обороты речи, употребленные в послании Первого Иерусалимского Собора, где председательствовал Иаков – брат Господень.

Послание Иакова было написано примерно в сорок пятом году; возможно в период, описанный в Деян.11:19-12:2.
Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу… В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. (Деян.11:19-12:2)
Возможно, это самое раннее послание Нового Завета. Хотя, как свидетельствуют христианские авторы I-IV веков, путь признания Церковью этого послания был очень тернист. Так, в канон Муратори (середина II века) это послание включено не было. Тертуллиан, похоже, так же не признавал послание Иакова авторитетным (он его ни разу не цитировал). Древний историк Церкви, Евсевий Кесарийский, относил послание Иакова к не важным для Церкви. И только под влиянием Иеронима (автора перевода Вульгаты), а, затем, Августина Блаженного, послание Иакова было оценено и заняло подобающее ему место в Священном Писании.



ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ ИАКОВА

1 гл. Гонимые, ищите волю Божью и исполняйте её

1:2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения.
Искушения (напасти, нападки, трудности) допускаются Богом не для падения верующих, а для испытания их веры, для научения их. Цель Бога в испытаниях – привести нас к совершенству; еще мы должны помнить, что через испытания и страдания проходят все дети Божьи – даже Иисус Христос проходил.
Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. (Евр.2:10)
Дьявол же хочет, чтобы мы роптали, когда падаем в испытании, и дело здесь даже не в явном ропоте на Бога, а чтобы мы роптали на себя, возненавидели себя во Христе.
Поэтому в трудностях и в падениях вы должны помнить, что Бог всегда с вами, помнить, что без испытаний, без падений в испытаниях и последующих вставаний в покаянии, не будет вечного плода Духа и вечной радости со Христом.
Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещеваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство. (Лк.22:28,29)

1:3,4 Зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
Здесь Иаков дает ответ на вопрос, почему мы должны радоваться, когда приходят искушения? Да, искушение приносит скорбь, но проходя через скорби правильно, по духу, вы научаетесь долготерпению и обретаете опытность и мудрость. Мудрость же дает надежду на все большее и большее уподобление Господу.
Ради вашего освящения, ради уподобления Иисусу Христу Дух Божий ведет вас сим трудным путем.
И не сим только (надеждою славы Божьей), но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим.5:3-5)
Господь Бог испытывает вашу веру не для того, чтобы узнать, верны вы Ему или нет – Он и так всё знает. Бог допускает испытание вашей веры, чтобы вы сами узнали, верны ли вы Богу и верите ли в Него. Чтобы, зная свое несовершенство, стали терпимее к ближнему, когда он упадет в испытании веры, не превращались в жестокосердных религиозников и законников.
Читая Послание, вы должны понимать, что Иаков написал послание не героям, стойко переносящим гонения за веру, а простым людям, – растерянным и огорченным людям. Написал тем, кто считал себя не выдержавшим Божьего испытания: ведь они убежали из Иерусалима при первой же опасности (двенадцати коленам, находящимся в рассеянии. Иак.1:1).

1:5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему.
Кто не знает, как поступить в искушении, проси мудрости у Бога, и Он научит. К сожалению, мудрость дается нам не как "из ведра", а через медленный духовный рост: испытания – скорби – обретение долготерпения и опытности – и только потом, как плод, обретается некоторая мудрость.
Поэтому будьте тверды в своей вере и не отступайте на половине пути, а кто упал, вставайте в покаянии и снова ищите Господа, снова взывайте в молитве и снова… проходите через испытания.
Всегда верьте, в любой ситуации не оставляйте веру в то, что Господь не допустит в вашей жизни больше испытаний и страданий, чем это необходимо для обретения вами духовной мудрости. Только так, идя узким и многотрудным путем, вы будете все больше и больше уподобляться Иисусу Христу.
Обратите внимание на слова: "Дастся ему без упреков". Даже если вы раз за разом падаете и уже готовы считать себя конченными и худшими из всех Христиан, то вспомните, что Бог вас не упрекает. Бог не считает вас такими! Господь не будет упрекать вас за ваши падения. Не будет упрекать, ведь Он мог бы сделать и так, чтобы вы с легкостью выдержали все испытания веры. Но Бог желает, чтобы вы научились жить верой, а не плотским видением, жить вместе с Ним, жить Его силой, Его мудростью, чтобы вы духовно возрастали.
И еще вы должны помнить, что Иисус Христос преодолел ВСЕ искушения и испытания, как человек, а не как Бог. Значит и вы, если будете верны и настойчивы, сможете преодолеть свое искушение.

1:6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
Здесь речь идет не о сомнении в Боге: поможет или нет. Здесь особое сомнение: Иаков назвал его двоящимися мыслями: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. (Иак.1:8)". Когда вы еще не решили для себя, чего больше жаждете, ибо влечет вас и желание быть праведным, влечет и похоть.
Господь не будет отвечать на такую молитву, когда уста просят одно, а сердце мечтает о другом. Поэтому вы должны сначала познать, пережить, выстрадать в себе истину, что любая ваша похоть абсолютно нечестива пред Богом, вы должны сначала возненавидеть в сердце свой грех, и тогда ваше сердце и ваши уста будут молиться об одном – о том, что угодно Господу Богу.
Дополнительно – см. комментарии к 1Кор.1:27.

1:9,10 Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
Здесь не совсем корректный перевод.
Современный перевод Нового Завета Российского Библейского общества: "Пусть неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает, а богач гордится, когда Бог его унижает, потому что богатство его так же мимолетно, как полевой цветок". [2]
Почему здесь сказано хвалится или гордится, а не радуется, например? И чем собственно хвалятся богатый и бедный?
Бедный хвалится перед другими, когда Божья поддержка хранит его, несмотря на трудные жизненные обстоятельства. Богатый же хвалится, когда есть видимое свидетельство уничижения его гордости, ибо это свидетельствует, что с ним Бог.
Хотя Господь поддерживает в жизненных испытаниях и смиряет гордыню и у бедного и у богатого, но похвались бедный испытаниями и уничижением гордыни, другие припишут это его бедности, а не Божьему промыслу, соответственно у богатого – Божье благословение припишут его богатству, а не Божьему промыслу.

1:12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
"Искушение не есть зло, но – добро. Оно хороших делает еще лучше. Это – горнило для очищения золота, это – огонь, истребляющий терния, чтобы сделать землю способную к принятию добрых семян." [3]

1:13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого.
На эту тему хорошо сказал пророк Иеремия: "А этого слова: "бремя от Господа", впредь не употребляйте: ибо бременем будет [такому] человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего. (Иер.23:36)".
Если вы являетесь Божьим человеком, то испытание должны воспринимать, как урок Отца и Учителя, а не как иго тирана. И если кто неверно воспринимает Божье испытание, того Господь просто оставит в покое: хотите жить сами по себе – живите. Но, правда, при этом вы уже и Божьими не будете, а сами по себе.

1:14 Но каждый обольщается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью.
Назидательный пример обольщения собственной похотью во время испытания Божьего описан во Второй книге Царств, где рассказано, как царь Давид проводил исчисление народа Израиля, и к чему это привело.
Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. (2Цар.24:1)
На первый взгляд кажется, что Господь не только допустил искушение, а Сам побудил к нему Давида. Но это только на первый взгляд. Обратите внимание на слова: "Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян," – значит, была причина, вызвавшая Его гнев. Что такое Господь увидел в сердце Давида, что в Нем возгорелся гнев? Грех.
Значит, грех уже был, но он был еще невидимым, еще таился в сердце и помыслах Давида, Господь же вскрыл этот грех.
И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян. (1Пар.21:1)
И вот Давид совершил исчисление народа…
И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так. (2Цар.24:10)
Господь допустил искушение: вскрыл гордыню Давида, чтобы через покаяние он очистился от нее. Сатана тоже видел гордыню в сердце Давида, поэтому тоже подступил с искушением, но сатана хотел погубить пророка Божьего, ибо знал, что Бог гордым противится.
Причиной грехопадения было не искушение, а гордость Давида, но пройдя через грехопадение и покаяние, царь Давид очистился от тайной гордыни и стал ближе к Богу своему.

1:15 Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
Похоть – это еще не грех, но она влечет человека к греху. Похоть возникает в сердце от смакования, лелеяния в уме своих плотских желаний и своей гордыни.
Похоть – это, как сладость, возникающая во рту при виде меда, сладость и аромат от меда, поднесенного на ложке ко рту и, наконец, сладость от меда, положенного на язык. Этот мед вы еще не вкусили, но вы уже испытываете его сладкую остринку, уже побежали слюнки и… если даже просто подержите во рту эту ложечку меда, не глотая, то не заметите, как вкусите весь мед.

1:16,17 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
Если вы и делаете доброе, то это не от свойств вашего плотского "я", а вопреки его свойствам. Творите вы доброе лишь тогда, когда своей волей порабощаете похоти и эгоизм, когда духом подчиняете свою "самость" Божьей воле. Если кто думает о себе иначе, то подумайте, на самом ли деле вы добрые дела вершите, или делаете вид перед другими людьми?..
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. (Рим.7:18)

1:19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.
"Скор на слышание" – то есть вам, живя во Христе, нужно учиться, учиться и учиться всю жизнь – и здесь, на земле, и в Царстве Божьем. Скор на слышание – это, значит, научиться слышать тихий голос, каким говорит в вашем сердце Святой Дух (это и есть смиренное сердце).
Если же кто гневно отстаивает свою точку зрения, то он поступает уже не по духу, а по своему эгоцентричному "я".
Ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:20)

1:21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
Прочитал я это и предыдущие наставления Апостола Иакова и подумал: разве я способен исполнить его советы? Нет, не способен, да и вы, думаю, тоже не способны.
Зачем же тогда Иаков дает нам эти советы? Чтобы показать свое совершенство по сравнению с нами или чтобы подчеркнуть совершенство Бога?
Нет, наставления Апостола Иакова – это маяк спасения, светящий в ночном бушующем море грехов.
Вы еще не достигли берега, на котором обретете свободу от греха и смерти, но маяк спасения указывает путь, куда нужно стремиться.

1:22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
Билл Буркетт учил различать спасение, даваемое по благодати Христовой и освящение, обретаемое послушанием Духу Святому и личным старанием: "Праведность или святость Иисусом Христом вменяется нам мгновенно, в момент оправдания по покаянию, но дела праведности прилагаются через послушание и усердие." [4]

Не стремитесь стать праведными в одно мгновение, но и не относитесь к слову Божьему, как к некой теоретической науке. Примите слово Божье настолько, насколько понимаете его сейчас и живите по нему практически, как дети слушают советы родителей и исполняют их по мере роста в простоте восприятия.

1:23,24 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
А ведь все мы такие забывчивые! Уверовав и ходя в церковь, часто забываем, что мы грешники, и не можем сами, без помощи Духа Святого победить грех. При этом до того нагло забывчивы, что не слушаемся Святого Духа, а спорим с Ним и поступаем по своему уму.
К сожалению, я такой, очень даже такой. А вы?

1:25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
Иаков, будучи евреем и написав послание Церкви, в то время состоящей в основном из евреев, очень много внимания уделяет слову: "закон", но, при этом, указывает на различие между тем, что он пишет, и тем, чему учат законники-фарисеи.
Вот кратко, как Иаков называет закон Божий в послании:
-- закон совершенный, закон свободы (Иак.1:25);
-- закон царский (Иак.2:8);
-- закон свободы (Иак.2:12);
-- слово истины (Иак.1:18);
-- правда Божия (Иак.1:20);
-- исполнители слова (Иак.1:22).

Иаков учит не просто заучивать и стараться исполнять букву закона, а духом своим, через откровение Божие постигать заповеди, которые дал Иисус Христос и которые записаны учениками в книгах Нового Завета. Без откровения Духа Святого буква Нового Завета так же мертва, как и буква Закона и Пророков.

1:27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Благочестие – это богопочитание, служение Богу, послушание Богу. Благочестие проявляется в добрых делах, в обуздании языка, в сострадании. Истинное благочестие начинается с отношения к людям.
Не осквернять себя – это не просто не грешить грехами, которые и для мира являются грехами, это явить духовный свет и духовную чистоту в мире сём.


2 гл. Не будьте лицеприятны, дабы вера была действенной

2:1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
В первой главе Иаков завел речь о начальных шагах к обретению духовной мудрости (см. комментарии к Иак.1:5), которая включает в себя истинное благочестие, сердечную, а не только внешнюю праведность, и обновление ума по Уму Христову. Теперь Апостол продолжает учение об истинном благочестии: важны внутренние мотивы поступков, чтобы вы и в уме, и в сердце отвергали всякое лукавство. Иначе, пишет Апостол, даже ваши добрые дела будут вам в осуждение.
Почему Иаков противопоставляет веру лицеприятию, а не самоуверенности, например? Потому что верующий ищет Божьего одобрения, лицемер же и лицеприятный ищет человеческого одобрения и человеческой славы.
Лицеприятие – это признак неуважения к Божьему мнению. Такой человек может верить в Бога, но если он лишь внешне покорен Божьей воле, то его вера бесовская: те тоже веруют, что Бог есть, но противятся Ему.

2:8,9 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.
Смотрите, здесь сказано: "Перед законом оказываетесь преступниками" – убийца является преступником и лицеприятный является преступником, значит, для Бога нет больших и малых грехов, нет "невинных грехов".

2:12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
Закон свободы, в отличие от закона Моисеева, дан нам, Христианам, не для суда над нами, а для освобождения от суда Господнего при Конце Света, когда все остальные будут судимы по делам своим.
Закон свободы – это заповеди Христовы, которые Духом Святым вселяются в наш дух и становятся нашим сердечным влечением (освящением). Пребывая в Духе, мы способны искренне быть послушными Господу. Пребывая в Духе, мы способны служить ближним своим из любви, а не по обязанности.
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. (Иак.2:17)
Закон царский, закон свободы – см. комментарии к Иак.1:25.

2:20-24 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?... Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
Иаков не отвергает спасения по благодати верой в Иисуса Христа, а уточняет, что наша вера может быть явлена пред Богом и пред миром только через поступки, рожденные этой верой. Вера Авраама стала видна и была подтверждена его делом – поступком веры.
Это, как умение читать – само по себе оно ничего не дает человеку, но если он начнет читать умные книги, то изменится его кругозор, изменится он сам.
Дополнительно – см. комментарии к Рим.4:3,4.


3 гл. Мудрость – это сила, способная даже язык укротить

3:1,2 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Настолько ли вы мудры, чтобы давать советы другим?
Не навредит ли ваше слово?
Научились ли вы действительно слушаться Святого Духа?
Вы – учителя и не учителя – должны помнить об ответственности, и пусть люди больше назидаются, видя вашу жизнь по вере (не путайте с религиозностью: религиозным можно быть и без веры), а не через ваши советы.

3:6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
Современный перевод WBTC: "Да, язык – пламя, он несет в себе самое большое зло по сравнению с другими членами нашего тела." [5]
Язык – это необычный орган нашего тела: он находится и внутри тела и снаружи; почти не видим, но мы прикрываем им свои злые дела; язык мал и слаб (без костей), но может погубить жизнь.

3:8 А язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Ветхозаветный мудрец и книжник, Иисус сын Сирахов, преуспел в изучении Закона и Пророков, но и он в отчаянии молил Всевышнего удерживать его язык от зла: "Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня! Господи, Отче и Владыко жизни моей! Не оставь меня на волю их и не допусти меня пасть чрез них. (Сир.22:31,23:1)".
Только обретающий духовную мудрость начинает задумываться о том, что исходит из его уст.
Вспоминаю и не могу припомнить ни одного случая, когда сквернословы или сплетники печалились бы о том, что наговорили мерзости. Они печалились, если на их сквернословие находился еще более изощренный сквернослов, если на их наглость находился еще более грубый наглец, но о своих грехах…
Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится. (Сир.23:19)

3:10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Наш язык должен быть укрощен. Но как его укротить? Такое под силу лишь Святому Духу, поэтому, прежде чем сказать что либо, мысленно спросите Его, что и как сказать.
Хотя… не стремитесь к обузданию языка, как самоцели – потому что по мере освящения, по мере обретения духовной мудрости язык сам будет укрощаться.

3:13,14 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением и мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
Зависть, любопрение, соперничество и сварливость – двигатели плотской мудрости. Они ищут не истины, а своей правоты, поэтому сеют вражду, а не мир.
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. (Иак.3:17).

3:18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Чтобы преуспеть в добродетели, возьмите урок у преподобного Серафима Саровского. "Радость моя, говорит он – молю тебя, стяжи мирный дух и тогда тысяча душ спасется около тебя!".[6]


4 гл. Не любите славу мирскую и богатства мирские!

4:1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
Жажда почестей и удовольствий мира сего не дает покоя нашим сердцам. А если нет мира внутри себя, откуда будет мир с другими людьми?

4:4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
Кто-то возразит, и правильно возразит: "Но мне ведь любовь к семье, к работе, к друзьям не мешает любить Бога! Я ведь не оставляю и свою семью, и Бога!".
Конечно, можно любить Бога и при этом искренне любить жену и детей, любить друзей и футбол, а так же поэзию Блока, и при всем этом быть верным, не стать прелюбодеем.
Апостол Иаков говорит здесь не о любви к жене или к футболу, а о том, что направляет вас в ваших поступках – похоть ли, зависть, гордыня, честолюбие или воля Духа Святого. Вы должны научаться различать внутренние побуждения и всегда бодрствовать духом своим, чтобы оставаться верным Господу.

4:5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
"До ревности любит дух" – вспомните слова Иисуса Христа: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Матф.12:30)". Поэтому живите во Христе, посвятив себя Его делу, Его целям, иначе Дух Божий будет воспринимать вас, как врагов Христовых.
К сему вспомнил один случай, произошедший в моей жизни. Это произошло давно, но я до сих пор с улыбкой вспоминаю, что когда соседи привели к нам на день свою собаку. Наша маленькая собачка, Маля, целый день беспокоилась и бегала вокруг меня, чтобы та собака ни на миг не оказалась между мной и ей. И когда вечером соседи забрали свою собаку, Маля, обессиленная, тут же уснула в своем гнезде: теперь можно спать спокойно, никто не покушается на внимание моего хозяина.

4:7-10 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу… приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь… смиритесь пред Господом, и вознесет вас.

Советы Иакова, что делать при искушении
-- Отвегнитесь от даров сатаны, даров сильных мира сего: власти, славы, богатства – они лишь выглядят привлекательно, а на самом деле – это цепи сатаны.
-- Покоритесь Богу через покаяние, через признание и исповедание нужды в Спасителе.
-- Возлюбите Божье слово и Царство Божье.
-- Просите Божью благодать, просите дар Святого Духа, чтобы устоять в искушении.

4:11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
Первый шаг к миру в сердце своем и к миру с людьми – это перестать наговаривать сплетни и клевету друг на друга.
Здесь хочу указать на некоторый нюанс: зачастую злоязычные обижаются, когда вы указываете им на их грех, и вместо того, чтобы применить к себе, начинают вас тыкать в этот стих из Послания Иакова, мол, ты не должен меня упрекать. Знайте же, что злословить (наговаривать, хулить, клеветать) и обличать в грехе – это разные, диаметрально противоположные понятия.
Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. (Еф.5:11)

4:12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Здесь, слово судишь означает: "отделяешь для наказания, выносишь осуждение".
Уточняю: не путайте суд и осуждение. Суд – это вынесение приговора ближнему своему: вы ведете себя, как судья. Осуждение же злого или нечестивого поступка – это обличение греха, чтобы безнаказанность не создала в человеке иллюзии, что ему всё можно или, что вы одобряете его грех (молчание – знак согласия).
Дополнительно – см. комментарии к Рим.14:1-5.

4:16 Вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
Христиане, всякий раз, когда вы в своей надменности и тщеславии превозноситесь над другими людьми или другие люди превозносят вас в мире сем – это не от Духа Святого, а от дьявола. Ибо Дух Святой сошел прославить не вас, а Иисуса Христа.
Еще раз повторяю: всякий раз, когда вы превозноситесь над другими людьми в мире сем – это от дьявола.

4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Грех – это не только ваши греховные поступки, грех – это если вы могли, но не сделали добра ближнему своему. Я говорю о мудром добре, а не о таком "добре", как, например, раздавание пожертвований пьяницам на… пропой.

5:1-4 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших… Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
Это поблекшее от лежания в сундуках золото будет свидетельством против тех, кто так алчно и старательно набивал сундуки. Ибо они не использовали его для помощи нуждающимся. Богатеи не делали добра не из-за невозможности, а по своей воле, значит, они грешили.
"Ржавчина их (золота и серебра) будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь," – это сказано о сегодняшних миллионерах и миллиардерах, особенно о богатых богослужителях. Как бы внешне праведно они не вели себя в жизни (ежели такие бывают среди богатых), но если после них остались их миллионы и миллиарды, то эти богатства будут свидетельством против них на суде Божьем. Их богатства будут свидетельствовать о том, что они отняли эти деньги у других, а сами ими не воспользовались.
Зачем отнимали?
Они не просто не захотели делать добро, а умышленно делали зло, урезывая плату за труд у тех, кто трудился на них, наживаясь на спекуляциях и других махинациях. Они обездолили тех, кому эти деньги были нужны для того чтобы жить. Но, что удивительно, здесь, на земле, миллионеров и миллиардеров не только не осуждают, но окружают почестями, даже в церквях эти люди уважаемы более всех.
Бог будет судить тех, кто выбрасывает сотни тысяч и миллионы за "Квадраты Малевича" и на "Куршавели".
Бог будет судить тех, кто разбрасывается деньгами на "ярмарке тщеславия".
Бог будет судить и тех, кто, как скупой рыцарь, превратил накопление денег в самоцель.
Бог будет судить тех, кто завещает свои миллионы "любимым собачкам".
Бог будет судить тех, чьи богатства, после их смерти, стали причиной преступлений и ненависти других людей – их наследников.
По закону Божьему земля отцов передавалась детям, передавались и средства жизни. Но был закон Юбилейного года, когда раз в пятьдесят лет возвращалась земля, полученная от других или купленная у других (независимо от того, законно или нет). Раз в семь лет отпускались Иудеи-рабы, причем, отпускались с землей и со средствами, позволяющими им жить на свободе.

5:5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
Люди не смотрят на свои способности и возможности, как на дар, дарованный им от Бога, поэтому живут эгоистично и безответственно, прожигают свою жизнь.
Напомню вам притчу Иисуса Христа: "(Господин), отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело; точно так же и получивший два таланта; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел получивший два таланта и принес четыре, и ему господин сказал: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: выбросьте во тьму внешнюю лукавого и ленивого раба: там будет плач и скрежет зубов. (Матф.25:14-30)".


5:6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
"Вы осудили, убили Праведника!" – вслушайтесь только: это Апостол сказал не об Иудейском синедрионе и не о Понтии Пилате, а о богатых и роскошествующих Христианах: "Вы осудили и убили Иисуса Христа!". Вы! Даже если вы и живете в настоящее время и в другой стране.

5:7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
Быть долготерпеливым – это настроить себя на длительное ожидание – ожидание до конца своей жизни, или до второго пришествия Иисуса Христа. Потому что только при Втором Пришествии Церковь Христова обретет от Бога славу и жизнь вечную – богатства нетленные.

5:9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
Почему человек жалуется на ближнего своего? Он защищает свое "я", только не своими силами (тогда бы он гневался), а призывает для этого другого человека или людей. Получается, что сетование на ближнего своего по целям своим не отличается от гнева.
Дополнительно – см. комментарии к Флп.4:5.

5:12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению.
Избранные Христовы, не клянитесь, так как вы теперь не сами себе господа, а принадлежите Господу Иисусу Христу.

5:14-16 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Это не правила для исцеления по молитве – это то, что будет способствовать вашей молитве за исцеление.
1. Призовите пресвитеров (старцев, старейшин) церкви и пусть они помолятся, помазавши больного елеем.
2. Прежде чем молиться, больной и молящиеся должны исповедовать свои грехи и злые мысли, какие у них были друг на друга (зависть, обиду), чтобы ваша молитва стала истинно совместной. Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Матф.18:19,20)
3. Не молитесь в спешке и, тем более, в суете – это признак равнодушия. Молясь, больше сосредоточьтесь на слушании воли Духа Божьего, чем на больном.
4. Если кто будет молиться с чувством превосходства, мол, я пресвитер, то его молитва не будет принята Богом.
5. Сказано: "Много может усиленная молитва праведного". Усиление молитвы – это искреннее переживание за больного и пост.

Дополнительно – см. комментарии к Мк.6:12,13.

5:19,20 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Обратить ближнего своего от пути погибели, от ереси и помочь вернуться к послушанию Господу – это, значит, исцелить, а может даже, и спасти душу от смерти.
Как сделать это? Только добрым личным примером, только в терпении и только истинно любя.
Обратить ближнего своего от пути погибели – это истинное богатство и истинная радость.


СНОСКИ

[1] Евсевий Кесарийский. История Церкви. Кн.2:23.
[2] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.513.
[3] Иоанн Златоуст. Из архива цитат Никольского храма в Дарьино.
[4] Буркет Б. Принципы чистоты. Гл.10.
[5] Библия: Современный перевод WBTC. с.1024.
[6] Серафим Саровский. Радость моя. Гл.34.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Архив цитат Никольского храма в Дарьино [Электронный ресурс]/ Сайт храма Одинцовского благочиния Московской епархии. – Свободный режим доступа: http://www.nikoladarino.ru/quotes/list.php?SECTION_ID=34 .
2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
3. Библия: Современный перевод Библейских текстов/ World Bible Translation Center. М.: без изд. 1993. – 1151 с.
4. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга)/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
5. Буркетт Б. Принципы чистоты [электронный ресурс]/ Б. Буркетт. – Электронные текстовые данные. – "Христианский вебсайт". – Свободный режим доступа: http://yahveyahve.narod.ru/book.htm . (Электронная версия печатной публикации).
6. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
7. Евсевий Кесарийский Памфил. Церковная история: в 10 кн. Кн.2 [Электронный ресурс]/ Biblical Studies, Русские страницы, тексты 4 века. – Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Father4/CH2.html свободный.
8. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарем. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
9. Серафим Саровский. Радость моя. Гл.34. Что нужно для того, чтобы преуспевать в любви у Бога и человеков [Электронный ресурс]/ Православная библиотека "Азбука веры". – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/radost-moja/ свободный.
Комментарий автора:
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Послание Иакова было написано для Церкви, находившейся в рассеянии: нельзя было открыто благовествовать и собираться на богослужения, но в этот период Церковь переживала мощный внутренний духовный рост.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 718 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Власть Бога, власть дьявола и выбор человека. - Полтавченко Ярослав

Конец закона - Христос - Виктор Халин

Заповеди или Закон Божий? - Вадим Самошин
С течением тысячелетий акцент с Закона Божьего переместился на Заповеди, что привело к разночтениям при исследовании посланий Апостола Павла.

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Публицистика :
Николай Маркевич, История Малороссии - Viktor Dolgalev

Поэзия :
Расскажи о себе. - Надежда Лееуве

Публицистика :
Обет Молчания - Павел Фомин

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100