Для ТЕБЯ - христианская газета

Дневник по 2 посланию к Коринфянам
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Дневник по 2 посланию к Коринфянам



Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Получив от Тита добрую весть о покаянии коринфских верующих и радуясь их исправлению и возможности примирения с ними, Апостол Павел написал второе письмо (послание).
- - - - -

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
1 гл. Павел приветствует соратников по вере – истинных соратников
2 гл. К тому, кто исправился, явите любовь, ибо и вы не сразу верно поступили
3 гл. Покаяние коринфян – признак того, что они рождены от Святого Духа
4 гл. Что дает нам здесь, на земле, познание славы Божьей
5 гл. Жизнь ради Христа и служение миротворца
6 гл. Вот теперь день примирения! Черты служителя Божьего.
8-9 гл. Сбор пожертвований для других верующих
10-11 гл. Апостол Павел и лжеапостолы
12 гл. Признаки истинного служителя Божьего: дары Духа Святого, духовная сила, терпение и любовь к Церкви
12:13-13 гл. "Коринфяне, по себе самим судите, чего вы не получили от меня, как церковь?"
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -

ВВЕДЕНИЕ

Вот теперь день примирения! День примирения коринфян с Богом и день примирения их с Апостолом Павлом!

Второе послание написано Апостолом в Коринфскую церковь после того, как было отправлено первое послание с категорическим осуждением разделений и потакания блудодеянию в церкви. То, первое послание, коринфяне отвергли, а самого Павла обвинили в жестокосердии и желании главенствовать. Но потом они задумались над тем, что натворили (Апостола осудили, а блудника одобрили) и покаялись.
Получив от Тита добрую весть о покаянии коринфских верующих и, радуясь их исправлению, Апостол Павел тут же пишет преисполненное добрых надежд послание. Еще Апостол просит коринфян о примирении с ним и возобновлении бывших прежде братских взаимоотношений.


ДНЕВНИК ПО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ

1 гл. Павел приветствует соратников по вере – истинных соратников

1:1-4 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе… Благословен Бог… утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
Если от вас не отрекались дорогие вам люди, то вы не сможете постигнуть всей глубины душевных переживаний, которые испытывал Апостол Павел, отверженный братьями и сестрами по вере.
Если вы не переживали оскорблений от дорогих вам людей, то не сможете понять радости, которую испытал Апостол Павел, услышав весть, что коринфские верующие скорбят, что так поступили с ним.
О среде, в которой находилась коринфская церковь – см. комментарии к Рим.18:1.

1:7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
В церкви – в истинной церкви – все печалятся, если один пребывает в грехе, и все радуются, когда один очистится от греха. Иначе не может быть никакой речи о духовной любви.

1:8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
Помимо внешних трудностей и опасностей Апостольского служения (см. 1Кор.15:32) Павел печалился еще и оттого, что был обруган и отвергнут коринфскими христианами (см. 1Кор.5:3-5). Кроме этого Апостол Павел терзался сомнениями, все ли он сделал для назидания коринфской церкви, может, действительно, где-то поступил немудро.
Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. (2Кор.7:8)
Оставалось надеяться только на Бога, что Он Духом Своим откроет истину и ему, и коринфянам.

1:12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности… жили в мире, особенно же у вас.
Апостол мог с чистым сердцем сказать коринфским христианам, что если в чем и согрешил, то согрешил нечаянно, а не по злому умыслу.
Все мы много ошибаемся, но горе тому, кто грешит со злым умыслом, зная, что делает грех.

1:13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете.
Да, Апостол писал искренне и правдиво – не было в нем ни лицемерия, ни лицеприятия.

1:14 Мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
В церкви, если грешники исправляются, то прославляется вся церковь.
Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость. (1Фесс.2:19,20)

1:15-17 И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать… Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то "да, да", то "нет, нет"?
Дальнейшая жизнь подтвердила, что если служитель Божий действует искренне, по любви, то благодать Божия пребывает на нем и на всём, что он делает.
Прошло немного времени, и Дух Божий обличил коринфян в грехе, и они приняли истину и покаялись. И теперь Апостол мог прийти в церковь с радостью и миром.
Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. (2Кор.1:23,24)

1:21,22 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
Обратите внимание на слова Апостола Павла: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог. (2Кор.1:21)".
Об этом же пишет и Апостол Иоанн: "Вы имеете помазание от Святаго. (1Иоан.2:20)".
Братья и сестры во Христе, запомните: если кто из вас или ваших служителей будет претендовать на "особое помазание", если кто будет превозносить себя, как некого посредника между членами церкви и Божьей благодатью, тот антихрист, ибо нет других Божьих помазанников (греч. "христос"), кроме Иисуса Христа и Церкви.


2 гл. К тому, кто исправился, явите любовь, ибо и вы не сразу верно поступили

2:1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
В первый раз Апостол Павел пришел с обличением не только блудника, но и всей Коринфской церкви, допустившей у себя такой грех.
У вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. (1Кор.5:1,2)
Теперь же он пишет, вернее, снова и снова повторяет, что принимает с радостью тех, кто осознал грех и исправился.

2:4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
В Коринфской церкви осудили и отвергли Апостола Павла, когда он выступил против попустительства блуду и против раскола в церкви. В ответ на это осуждение Павел написал резкое, как он подумал, письмо (1Кор.).
Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. (2Кор.7:8,9)

2:5-8 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, - чтобы не сказать много, - и всех вас… Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь.
В Синодальном переводе слова о прощении и утешении покаявшегося относится лишь к одному блуднику, но в Первом послании к Коринфянам Апостол написал, что все стали грешны из-за того, что одобрили блуд, значит, и прощение нужно всем.
Дословный перевод: "…прощать и также утешать (или увещевать), чтобы по подобным причинам не поглощать чрезмерно печали". [1]

2:12,13 Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел [там] брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.
Несправедливо осужденный и тверженный Коринфской церковью Апостол Павел написал письмо (Первое послание к Коринфянам) и отправил его с Титом. И в печали и волнении ждал ответа, потом, не выдержав ожидания, выехал навстречу Титу в Трою, а затем в Македонию, где и встретился с ним, и услышал добрые вести.

2:14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
От себя – немощного и сомневающегося в себе – Павел переходит к Иисусу Христу, всегда побеждающему.
Действительно, мы, христиане, следуем не просто за Иисусом распятым, а за Иисусом Христом – победителем. И благодарение Духу Святому, Который ведет нас в триумфальной процессии Иисуса Христа, и по всему миру распространяет через нас радостное откровение о Его победе.

2:15,16 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
Не сами по себе мы, христиане, познаем Господа, а Святой Дух дает нам познание истины и научает наши сердца смирению и послушанию Богу, чтобы мы все более и более уподоблялись Иисусу Христу в желаниях сердца и в действованиях – в этом и заключается суть Христова благоухания.
А люди мира сего? – они каким образом чувствуют Христово благоухание?
Если вы будучи ведомы Духом Святым, скажете человеку слово от Бога, то он духом своим поймет, что подведен к некой черте в своей жизни. Вовсе не обязательно, что это будет призыв к покаянию: слова могут быть другие, такие, что со стороны выглядят очень даже обыденно, но у того, к кому они обращены, эти слова войдут в самое сердце, затронут самое сокровенное, и он поймет, что стоит перед выбором: духовная жизнь или духовная смерть.
Приведу пример: "Иисус, обмакнув кусок хлеба, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. (Ин.13:26,27)".
Слова Иисуса Христа для других Апостолов (посторонних слушателей) прозвучали как ничего не значащие, для нас – знающих последующие события – звучат неудобопонимаемо, как будто Иисус толкает Иуду к греху, но на самом деле Господь подвел Иуду Искариота к черте: что ты выбираешь: жизнь или смерть – делай выбор здесь и сейчас, не откладывай.
Но, еще раз повторяю, Иисус Христос не толкал Иуду к предательству, наоборот, как мог, удерживал его от неверного шага (не принуждая при этом его свободы воли). Вспомните, прежде чем сказать: "Что делаешь, делай скорее" – Иисус возвестил о пути жизни и пути смерти, и предупредил об ответственности за предательство.
И вот, рука предающего Меня со Мною за столом… но горе тому человеку, которым Он предается. (Лук.21,22)


3 гл. Покаяние коринфян – признак того, что они рождены от Святого Духа

3:1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
После примирения Апостол Павел предлагает относиться друг к другу по-старому, как было до конфликта.

3:6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
"Буква убивает, а дух животворит" – Закон и Пророки открываются в истинном свете только Святым Духом, Новозаветное Послание также постигается только через откровение Святого Духа. Да и вся сущность Священного Писания – это не буква, а дух (этим оно и отличается от разных государственных и моральных законов, и от постановлений других религий).
Но, к сожалению, многие члены церквей пытаются низвести слово Божие к букве некоего "Новозаветного закона" и жить не по водительству Духа Святого, а по этой букве, хуже того, многие служители не только сами не живут под водительством Духа Святого, но и других заставляют жить по букве "Новозаветного закона", забыв, что только Дух животворит.
Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. (Иоан.6:63)
Дополнительно – см. комментарии к Ин.6:63.

3:7-9 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, - то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
"Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях" – Моисей, на которого так уповал и уповает Израиль, был служителем буквы осуждения – осуждения к смерти, ибо законом познается грех.
Иисус же Христос является служителем Духа, служителем оправдания всякого верующего в Него – оправдания к жизни вечной с Богом.

3:13,14 Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
"Конец преходящего" – здесь Апостол Павел проводит аналогию между телом Моисея и законом, объясняя, что как смертным было тело Моисея, так не вечен и закон. Закон будет действовать лишь до тех пор, пока есть грех. В Царстве Небесном закон будет упразднен, ибо там не будет ни греха, ни смерти.
И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. (Откр.20:14)
Хочу уточнить, даже предостеречь, что нельзя истолковывать слова: "конец преходящего", как то, что сияние славы Божьей на лице Моисея со временем угасало. Это неверное толкование, так как, в отличие от лица Моисея, которое действительно старело, слава Божья не может быть ветхой (уничтожаемой).

"Но умы их (Израильтян) ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета" – это вторая аналогия: Апостол Павел упоминает о покрывале на лице Моисея, как о наглядном прообразе того, что как тогда была сокрыта от евреев слава Божья, пребывающая на лице Моисея, так и сейчас сокрыта от них слава Божья, пребывающая в духовной сути закона Моисеева. Слава Божья открывается Духом Святым лишь во Христе, лишь через Иисуса Христа.

3:15,16 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
Нам, христианам, истина открывается в присутствии Божьем, подобно тому, как Моисей, когда входил в Скинию (в присутствие Божье) снимал покрывало с лица. Только, в отличие от Моисея, мы не сами с себя снимаем "покрывало неразумения", а Дух Святой снимает его с наших сердец и нашего ума.
Святой Дух через откровение дарует нам познание Иисуса Христа – именно познание Самого Иисуса Христа, а не информацию об Иисусе Христе. Информацию о Христе может прочитать в Библии и неверующий, только эти знания не оживотворят его, ибо Дух животворит.

3:17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
"Где Дух Господень, там свобода" – о какой свободе здесь идет речь? – разве о свободе грешить? Нет. Апостол возвестил здесь о свободе любить так, как любит Господь Бог (любовью Агапе).

3:18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
"Мы же… взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ" – в чем суть нашего преображения в образ и славу Господню? Разве в сиянии лица, как сияло лицо Моисея? Нет. Наше преображение и наша слава в обретении от Духа Святого дара Божьей любви. Божья любовь – любовь Агапе – это духовная любовь. От рождения, по своей природе человек не имеет её, так как из-за первородного греха утратил духовное общение с Богом. После спасения во Христе и рождения Свыше, Дух Божий дарует её нам, христианам, – дарует по мере нашего освящения, по мере нашего уподобления Иисусу Христу.
Дополнительно – см. комментарии к Ин.4:23.


4 гл. Что дает нам здесь, на земле, познание славы Божьей

4:1,2 Посему, имея по милости [Божией] такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные [дела], не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
"Посему, имея по милости [Божией] такое служение, мы не унываем" – о каком унынии говорит здесь Апостол? – разве служить благовестию Христову, это трудно? Да, трудно. Трудно и опасно, и бесславно в глазах мира сего (см. 2Кор.4:8-10). Но мы не унываем, ибо верим и знаем, что слава Божия осияла дух наш – вечный наш дух, а не как у Моисея, который носил сияние славы Божьей на своем тленном лике.
Мы радуемся во Христе, ибо не прейдет слава Божия, дарованная нам по благодати Господа.

4:3,4 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа.
Бог века сего, сатана, настолько ослепляет разум, что люди – в том числе и многие члены церквей – не верят правде: слушают её и не слышат, а верят лжи. Охотно верят даже явной лжи, абсолютно бездоказательной лжи.
Можно если не оправдать, то хотя бы понять, когда люди верят приятной лжи, но они ведь зачастую принимают ложь и следуют за ней, даже тогда, когда эта ложь ущемляет их, унижает их. Слепо идут путем лжи только лишь потому, что впереди них другие уже идут этим путем – идут, как бараны, устремляющиеся один за другим в пропасть.

4:5,6 Ибо мы не себя проповедуем, но Иисуса Христа… потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Как бы все еще по инерции оправдываясь перед Коринфской церковью, Апостол Павел возвещает, что он и его напарники действовали и действуют не из корысти, это Дух Божий воспламеняет сердца их и ведет их. И все более и более познавая Христа, они являют Его пред другими людьми и не могут иначе.

4:7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам.
"Но сокровище сие (познание славы Божьей) мы носим в глиняных сосудах" – так же, как Апостолы, и мы, христиане, имеем в своих сердцах величайший дар познания славы Господней, имеем возможность через откровение Духа Святого постепенно все более и более уподобляться сердцу и образу мыслей Иисуса Христа. Но внешне – в своем облике – мы как были простыми смертными людьми, так ими и остаемся.
Господь так усмотрел, чтобы никто не приписал славу Божью нам – обыкновенным грешным человекам.

4:8-10 Мы отовсюду притесняемы… мы в отчаянных обстоятельствах… мы гонимы… низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
Нет, не только гонения, притеснения и унижения дарует нам здесь, на земле, познание славы Божьей. Познание славы Божьей через водительство Святым Духом освящает нас, уподобляет Иисусу Христу – вот главное, что мы обретаем уже в сем мире.
Без водительства же Духа Святого страдания и унижения, сами по себе, не могут духовно взрастить или уподобить Иисусу Христу ни одного человека. Конечно, судя по поговорке: "Сытый голодного не разумеет" – перенося болезни и унижения, люди мира сего обретают некоторую способность лучше понимать чужую боль, чужой страх, чужое горе и проявить истинное сочувствие, но, с другой стороны, посмотрите, сколько людей от пережитых страданий только больше ожесточается.
Проведу аналогию: мы, христиане, подобны глыбам гранита, над которыми теперь, после спасения во Христе, работает художник Дух Святой, и теперь каждый "удар" жизненных страданий, каждое движение "резца" переживаний не просто потрясает и сокрушает нас, а направляется для созидания из нас искусного творения Божьего. Люди мира сего тоже подобны глыбам гранита, и они тоже подвержены "ударам" жизненных страданий, их тоже скребет "резец" переживаний, но, в отличие от нас, переносимые ими страдания и переживания бесцельны, ибо не направляются Духом Святым. Следовательно, даже если у кого из них случайно и пообтешутся острые углы души его, без Скульптора искусного творения Божьего не получится.

Сами по себе жизненные испытания, без назидания и водительства Духа Святого, не могут принести духовного плода. Мы же имеем сие назидание и водительство.

4:16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
Мы, христиане, живем одновременно и в этом физическом мире и в Божьем духовном мире, и очень важно избрать – избрать здесь и сейчас – какой из этих миров будет для вас истинным домом, какой из миров больше ценить для себя.
Те, для кого истинным домом является этот тленный мир, живут, пребывая в страхе, что стареют и скоро умрут. Те, для кого истинным домом является Царство Небесное, в надежде и вере, обновляясь духом своим, ожидают встречи с любимым Господом Иисусом Христом.
Апостол Павел так писал о своем внутреннем восприятии жизни здесь, на земле: "Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. (Фил.1:23,24)".
Иоанн Златоуст так же писал о жизни и смерти, как посвящении себя служению Господу: "Подвижники были как бы живыми мертвецами, ежедневно предаваемыми на смерть. Внушив им это, он (Павел) потом ведет речь о воскресении: "Ибо веруем, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас"… На олимпийских состязаниях олимпиец подвизается внутри, распорядитель же, сидя вдали, подает помощь словами, и настолько лишь помогает ратоборцу, насколько может кричать и восклицать; а подойти ближе и подать помощь руками не позволяет ему никакой закон. А в подвигах благочестия бывает не так; но здесь один и тот же бывает и распорядителем борьбы и вместе ратоборцем. Потому он сидит не вне поприща, но вступает в самые состязания и укрепляет тех, которые борются вместе с ним, говоря: "Посему мы не унываем".". [2]

4:17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
Если вы проходите через допускаемые по воле Божьей испытания и страдания, то в вас созревает плод Святого Духа: долготерпение, милосердие и так далее. Но помните, братья и сестры во Христе, что все ваши страдания не принесут никакого духовного плода, если во время испытания вы будете взирать не на духовное, а на видимое, на сиюминутное. Из-за этого (вашей духовной бесплодности) Духу Божьему придется повторять "урок" испытания и страдания еще раз, потом еще и еще раз, пока из ничтожного не извлечете духовное, бессмертное.
Доброе сердце – это разбитое сердце. (Билли Грэм)


5 гл. Жизнь ради Христа и служение миротворца

5:1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эти хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
"Мы имеем от Бога жилище на небесах" – Павел, Тимофей и многие члены Церкви не просто надеялись, а действительно знали от Духа Святого, что они после смерти будут со Христом. Это не слепая убежденность фанатиков, а результат реального общения с Вечным Богом. Такова собственно и есть истинная Церковь.

5:4,5 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
Когда Апостол Павел говорил, что для него лучше умереть и быть со Христом, он не лгал – все, кто Христовы, они тоже хотят облечься в славное бессмертное тело и быть с Господом Иисусом Христом, и эту великую духовную истину открыл нам Дух Святой.
Ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. (2Кор.5:7,8)

5:10 Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое.
Судилище – это возвышение, место для судьи.
"Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово" – одни из нас, людей, уже здесь и сейчас предстают пред судилище Христово – добровольно предстают в покаянии и с мольбой ко Христу о спасении, и в смирении покоряя себя воле Божьей. Другие упорствуют в грехах своих и отстраняются от суда Господня, но они тоже предстанут пред Господом – предстанут в конце Света и будут судимы по делам своим.
Теперь, если мы, христиане, согрешаем, то Дух Божий обличает и наказывает нас, но наказывать не для смерти, а чтобы исправить, чтобы уподобить Иисусу Христу.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. (Евр.12:6-8)
Когда наступит конец Света, когда Господь будет судить всех остальных по делам их, Церковь судима не будет.
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим.8:33,34)

Дополнительно – см. комментарии к Рим.8:29-34.

5:13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
"Выходим из себя" – здесь Апостол Павел говорит о том, что он и его спутники по служению благовестия могут удивляться, расстраиваться и даже могут потерять самообладание, но не из-за себя, а когда видят, что возлюбленные ими братья и сестры по вере погрязли в ереси или в грехах.
Приведу другие места Писания, где используется это греческое слово.
-- И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? (Матф.12:23)
-- Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись. (Мар.2:12)
-- И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. (Мар.3:21)


5:14,15 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
"Любовь Христова объемлет" – объемлет любовь, значит, охватывает и увлекает, как река увлекает плот.
Христос пришел во плоти, жил и умер ради нашего спасения, поэтому и мы, христиане, должны жить ради Иисуса Христа – это не постановление закона – такого закона нет, чтобы жить для Христа – к этому должно побуждать нас сердце, благодарное за явленную любовь Божью.
"Мы должны жить для Господа" – звучит очень просто и понятно. Нам говорят об этом на каждом богослужении и мы соглашаемся: "Да, надо жить для Христа," – но мало кто действительно собирается жить по этой заповеди. Но, что еще хуже, чем бездействие, это реакция в поместных церквях на тех, кто действительно начал жить ради Христа, жить по воле Духа Святого – к ним относятся, как к "белым воронам" и хорошо, если еще не гонят, всячески злословя.

5:16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
Теперь и мы, христиане, познаем (учимся познавать) Иисуса Христа через откровение Духа Святого – познаем духовную сущность Иисуса Христа, а не Его внешний вид. Со временем мы научимся и людей видеть "духовными глазами", научимся смотреть на их сердца, а не на внешнюю оболочку, не на их богатства и чины.
А плоть? При втором пришествии и восхищении Церкви Господь Бог даст нам, христианам, новую плоть – вечную, прославленную, сияющую ярче солнца. Даст, естественно, не по нашей праведности, а по праведности Спасителя, Иисуса Христа.

5:17 Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
У избранных Божьих, спасенных по благодати Господней, Святой Дух изменяет сердца, все более и более уподобляя их сердцу Иисуса Христа. Не лица наши меняются, как было с Моисеем, чье лицо стало сияющим после встречи с Господом, а сердца.
Но, помните, обновление сердца – это вечный процесс освящения. Помните и не унывайте, если сейчас не видите добрых плодов.
И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. (Рим.12:2)

5:18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения.
"Давшего нам служение примирения" – служение примирения, это не просто примирение поссорившихся сторон. Миротворец не "пожарник", а целитель души, который может увидеть самый корень зла и вражды, и разрешить, исцелись саму причину вражды, а не смягчить её последствия.
Служение примирения – это дело сложное, долгое и кропотливое. Даже двух поссорившихся человек архитрудно примирить. Можно, конечно, уговорить их сгладить взаимные претензии (если это враги) или взаимные обиды (если это бывшие друзья), но такой "мир" разрушится при первом же толчке, и все всплывет вновь, да еще в более острой форме. Причиной повторной вражды будет недоверие друг другу и, следовательно, ожидание коварства или мести.
Чтобы истинно примириться, враждующие должны стать новыми людьми и в духе, и в мышлении. Но как это сделать? Такое нам, человекам, не по силам – только Богу.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. (Мф.5:9)

5:20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
"Примиритесь с Богом!" – этот призыв Апостол относит не к неверующим, а к верующим: оставьте ваши грехи, примиритесь с Богом!
Дело в том, что очень часто, искренне покаявшись и обретя от Бога надежду прощения во Христе Иисусе, а иногда обретя и залог Святого Духа, верующие самоуспокаиваются, и… останавливается их духовный рост. Устами своими они продолжают говорить, что желают быть похожими на Господа, но на деле давно уже не хотят жить по духу Христову: отвергнувшись себя и возлюбив Бога всем сердцем своим, всеми силами своими. Вот поэтому то и нужно вам, дорогие братья и сестры во Христе, примириться с Богом.


6 гл. Вот теперь день примирения! Черты служителя Божьего.

6:3-7 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении… в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией.
"В Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией" – вот в чем являет себя миру истинный служитель Божий! То, что вложено в него Святым Духом, если действительно вложено, пребудет в сердце его и проявит себя в любых жизненных обстоятельствах, особенно когда трудно, когда он в немощи.

6:12,13 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, - говорю, как детям, - распространитесь и вы.
Павел пишет, что относится к коринфянам с любовью и доверием, и просит, чтобы такое отношение стало взаимным. И ниже он снова обращается к коринфянам с той же просьбой: "Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. (2Кор.7:2)".
Отсюда следует, что коринфяне, хотя и признали правоту Апостола Павла и покаялись в своем грехе – потакании блуду, своего мнения о нем, как о человеке, тиранически насаждающем в церквях свое мнение, не изменили.
Учитывая резкость суждений Павла и его бескомпромиссность в спорах, думаю, что их опасения были не безосновательными – вспомните, как пред всей церковью он довольно грубо обличил Апостола Петра (см. Гал.2:11-14).

6:14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Что общего у христианина с живущими по плоти? Познайте Истину и отвергните лукавство и ненависть, поработившие людей мира сего. Не цените тлен более вечного, бессмертного.

6:15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
"Велиар – транслитерация ветхозаветного слова, означавшего "личность, которая не стоит ни гроша". Позже, в греч. языке оно стало употребляться в значении "беззаконник". А еще позже им стали называть сатану как наибольшего в мире беззаконника и личность в высшей степени бесполезную." [3]
Итак, что общего может быть между людьми, живущими ради Иисуса Христа, и людьми, отвергшими Его? Ничего.

6:17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
"Выйдите из среды их и отделитесь" – говоря: "отделитесь" – Господь Бог подразумевает не уход в монастырь, а отделение от всего, что противно Ему и вредно для души христианина. Господь Иисус Христос не призывал нас удаляться от людей мира сего, а, наоборот, своими делами и словами свидетельствовать миру о Его победе над грехом и смертью.
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1:1,2)

7:1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
О страхе Божьем – см. комментарии к 1Пт.1:17; Еф.5:21.

7:5-7 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя… Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.
Похоже, Апостол до самого последнего момента – до прихода Тита с вестью о покаянии коринфян – был в сомнении и внутренней тревоге: все ли верно он изложил в Первом послании к ним, может, что наговорил не по духу, а по плоти, от обиды.
Дополнительно – см. комментарии к 2Кор.1:8; 2:4.

7:9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
Прежде чем осудить грех кого-либо, помолитесь, и не просто помолитесь, а обязательно дождитесь ответа Божьего, чтобы слова ваши были не по плоти, а по духу, не в оскорбление, а вызвали в сердце согрешившего печаль о том, что он грехом своим огорчил Иисуса Христа. И тогда печаль его будет к жизни, а если по плоти – только обидите или обозлите человека и ваше благое намерение принесет горький плод.

7:10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
Современный перевод РБО: "Огорчения от Бога рождают раскаяние и, значит, спасение, о чём жалеть не приходится. А огорчения мирские порождают смерть". [4]
Для наглядности приведу два примера раскаявшихся людей.
Апостол Петр покаялся в том, что сказал, что не знает Иисуса: "И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько (пред Богом). (Матф.26:75)".
Иуда Искариот тоже раскаялся, что предал на смерть Иисуса: "Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. (Матф.27:3-5)".
Но насколько разные плоды принесло покаяние Петра и раскаяние Иуды Искариота. Петр, раскаявшись в грехе, явил себя в покаянной молитве на суд Божий и умолял о милости к кающемуся грешнику, и был прощен Господом Иисусом Христом. А Иуда Искариот, раскаявшись в том, что предал смерти невинного человека (Иисуса Христа), не стал каяться пред Богом, а решил устроить самосуд и, в итоге, совершил еще более тяжкий грех – самоубийство.

Без веры в благость Бога раскаяние ведет в тупик отчаяния и влечет за собой новые грехи.

7:12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
Если Дух Господень открыл вам, что брат или сестра по церкви живет в грехе, то это дано не для осуждения и тем более не для пересуд и сплетен, а для того, чтобы вы прониклись печалью о грехе и ходатайствовали в молитве пред Богом за исправление того брата (сестры).
Если же Дух Святой повелит вам пойти и обличить брата (сестру) в грехе, идите, ибо в этом случае слово ваше будет наполнено силой Духа – но только в этом случае. Если Дух Божий не велел, а вы самовольно пошли и стали обличать и увещевать грешника – ваши слова не принесут блага ни ему, ни вам, ибо будут исходить не от Бога, а от вас, то есть по плоти.

Исполняйте слово и волю Святого Духа в точности, ничего не прибавляя от себя и ничего не убавляя, иначе согрешите пред Богом.

7:15 И сердце его (Тита) весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
Смирение в принятии обличения от Духа Господня – черта истинной, живой церкви.
Совсем не так поступил Диотреф (да и вся его церковь), который изгнал пришедших с обличением от Апостола Иоанна, и даже запретил явить им странноприимство, как странникам (см. 3Ин.).


8-9 гл. Сбор пожертвований для других верующих

8:1,2 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
Несмотря на бедность, члены Македонской церкви с великой готовностью и даже с радостью благословляли нуждающихся христиан из других церквей, и это вполне закономерно, так как во всей полноте способны почувствовать радость от того, что могут помочь нуждающимся лишь те, кто сам раньше бедствовал хлебом. Так же, как познать всю полноту радости исцеленного, может только тот, кто сам страдал от боли и немощи.
Еще на одну деталь обратил я внимание: Апостол, радуясь за Македонян, нисколько не печалился, что вспомоществование оказалась незначительным, наоборот, подчеркнул, что, несмотря на то, что сами во многом нуждались, они с радостью воспользовались возможностью помочь другим, находящимся в более бедственном положении.
Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. (2Кор.8:12,13)

8:8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
"Не в виде повеления…" – Моисеев закон о десятинах не распространяется на Церковь, поэтому всякое ваше пожертвование начатками и приношениями является не долгом, а доброхотным даром для служителей и неимущих членов церкви.
Помните всегда, что Иисус Христос даровал нам Свое спасение не по долгу, а по милости, из любви.
Ибо вы знаете благость Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. (2Кор.8:9)

8:12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
Господь смотрит не на величину дара, а на то, действительно ли это была ваша жертва, или вы просто уделили толику из сверхизбытка.
Но, с другой стороны, Господь не похвалит вас, если понесете в церковь пожертвования или десятины, обделяя свою семью, своих детей в хлебе насущном. В пожертвованиях нужна мудрость, а не фанатизм.

8:14,15 Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много (манны небесной), не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
"Как написано: кто собрал много (манны небесной)" – смотрите, Апостол сравнил пожертвования в церкви не с десятинами, установленными по закону Моисееву, а со сбором манны небесной израильтянами, вышедшими из Египетского плена, но еще не вошедшим в землю обетованную. А ведь действительно, если уж проводить аналогию между Церковью и Израилем, то по этой аналогии Церковь сейчас больше соответствует Израилю, вышедшему из Египта, но еще не вошедшему в свою землю обетованную, чем Израилю, живущему на своей земле.
Зачем же тогда во многих церквях верующих учат: "Приносите десятины в дом Божий", если в Новом Завете о десятинах нет ни слова (кроме упоминания о фарисейских десятинах, которые, кстати, не принесли им благословения Божьего)? Зачем же тогда говорят верующим о десятинах, как о прообразе служения Богу Израилем, если Церковь сейчас по аналогии соответствует Израилю, еще только стремящемуся в свою землю обетованную, а не Израилю уже получившему свой надел (наш надел не здесь, а в Царстве Небесном)?
Закон о десятинах вступил в действие в Израиле не тогда, когда народ был в пустыне и питался манной небесной, а когда получил свои наделы в земле обетованной. Поэтому мы, Церковь, пребывая здесь, на земле, по аналогии с Израилем должны поступать следующим образом: "Вот что повелел Господь: собирайте его (хлеб Господень – манну) каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человек, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть. (Исх.16:16-18)".
Если евреи нарушали закон, то "аромат" смерти наполнял их жилища: "Но не послушали они Моисея, и оставили от сего (манны) некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. (Исх.16:20)".
Сейчас Господь Бог не вершит Свой суд над делами нечестивцев так скоро, как было с Израилем в пустыне, и некоторые члены церквей воспринимают долготерпение Божие, как возможность пренебрежительно относиться к Его слову, более того, искажают слово Божие, подстраивая его под свою выгоду. Но не обольщайтесь самообманом, тем более не обманывайте других – рано или поздно, но обязательно "воссмердят" плоды вашего непослушания – воссмердят вонью смертоносной и пред Богом, и перед людьми.

8:20,21 Остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.
"Мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми" – Апостол Павел искренне желал быть угодным Богу, поэтому заботился о том, чтобы случайно или по глупости не послужить в преткновение благовестию Христову ни перед неверующими, ни перед верующими.
Так же и вы будьте бдительны, чтобы не послужить в преткновение, – особенно когда дело касается церковных денег, тут лучше перестраховаться, но позаботиться, чтобы устранить повод к сплетням и злословию даже у тех, кто ищет повода.

9:1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
Сравните: "Уведомляю вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они доброхотны по силам и сверх сил… так изобилуйте (и вы) сею добротелью. (2Кор.8:1-7)".
Апостол Павел здесь манипулирует на самолюбии верующих из разных церквей, хотя, впрочем, он не скрывает этого, поэтому его манипуляции нельзя назвать лукавством. И все же, почему он прибег к игре на самолюбии?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вспомнить, как складывались взаимоотношения между Апостолом и Коринфской церковью. Сначала коринфяне по совету Павла начали собирать у себя пожертвования для бедствующих христиан в Иудее, но потом, когда отвергли Апостола Павла ради своих грешников и "суперпастырей", судя по этому посланию, они перестали собирать пожертвования. И теперь, после примирения, Павел вновь напоминает им о том, что верующие в Иудее по-прежнему бедствуют (голод) и что доброе начинание коринфян было подхвачено другими церквями, и те достигли уже значительных успехов в сборе пожертвований.
Получается, что слова Апостола Павла – это уже не просто манипуляция на самолюбии коринфян, а забота о сохранении их доброго имени перед другими церквями, ибо было бы постыдно сначала выступить с добрым почином, а потом всё забросить на полпути.

9:7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Даяние должно быть доброхотным, иначе и дающему не будет благословения от Бога, и получающему не будет радости. Я давно подметил закономерность: если подарок исходит от жадного человека, или если у дарителя есть злой или корыстный тайный умысел, то подаренное либо быстро портится, либо принявший тот дар потом вспоминает о дарителе с печалью.
Господь Бог изначально учил Свой народ, что дар должен быть искренним и ничем не оскверненным.
Тогда скажи пред Господом, Богом твоим: "я отобрал от дома моего святыню, и отдал её левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям твоим… я не ел от неё в печали моей, и не отделял её в нечистоте". (Втор.26:13,14)


10-11 гл. Апостол Павел и лжеапостолы

10:1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
Апостол Павел не оправдывается, не обличает своих оппонентов во лжи, он спокойно рассказывает истину о своем призвании на Божье служение.
Вспомните, как Иисус Христос предстал перед сомневающимся Фомой и явил ему доказательства Своего воскресения – явил, потому что Фома искал истину. Фарисеям же, которым было наплевать на истину; они были заинтересованы лишь тем, чтобы настоять на своем – не доказать, а именно настоять – Иисус Христос ничего не стал доказывать и ни в чем не стал их убеждать.
Но Он (Иисус) сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. (Матф.12:39)

10:3-6 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.

Признаки истинных служителей Божьих (см. 2Кор.10:3-12:12)
-- Они воинствуют (борются) не по плоти, а по духу.
-- Силу для духовной брани дает Святой Дух.
-- Святой Дух дарует Своим служителям так же и дары для служения: пророчества, слово знания и слово мудрости, дары исцеления, знамения, чудеса, и так далее.
-- Им дана от Бога власть созидать Церковь и изобличать еретиков и отступников.
-- Не люди их избрали и не сами по себе они решили быть служителями Божьими, а Господь их избрал и призвал на служение.
-- Прежде чем призвать на служение, Дух Божий испытывает их веру и смиряет их, дабы обрели чуткое сердце и ум Христов (истинную мудрость).
-- Некоторым из служителей Господь поручает попечение о многих церквях.

10:8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
Апостол Павел отлично осознавал и чувствовал духовную власть и духовную силу, которую получил от Бога, и это не было ни бахвальством, ни самообманом, так как его служение было под водительством Божьим и сопровождалось явлением даров Духа Святого. Если бы было не так, если бы служение Павла строилось лишь на красноречии и искусстве обольщения, то он приобретал бы своих поклонников, а не созидал учеников Христовых.
Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. (2Кор.10:12)

10:17,18 Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
Также, не тот служитель Христов, кто создал своих учеников (свою паству), а тот, кто взрастил Христовых учеников, способных и без него идти за Господом Иисусом Христом и возрастать в Духе.
Так же и оправдан Господом будет не тот, кто сам себя оправдывает, а тот, кого Христос оправдает.

11:2,3 Я ревную о вас ревностью Божиею… Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе.
Апостола Павла очень беспокоило, что Коринфская церковь не просто согласна была слушать, а с жадностью внимала речам разных обольстителей. Что они впадали в крайности сей, сугубо эллинской страсти, как поклонение знаменитым риторам, певцам и учителям-краснобаям.
Как бы красноречиво все эти знаменитости не говорили о Христе – они лжеапостолы, ибо так или иначе, но в конечном итоге увлекают людей за собой, а не за Иисусом Христом.

11:5,6 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
Высшие апостолы, или сверхапостолы – так Павел иронично называет лжеучителей, прибывших в Коринф после него, и начавших "мутить воду" в церкви, устроив разделения.
Современный перевод РБО: "Я считаю, что ни в чем не уступаю этим самым что ни на есть сверхапостолам! Может, я не мастер говорить, но что касается знания, тут другое дело." [5]

11:8-13 Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал… Почему же [так поступаю]? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались [такими же], как и мы. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
"Чтобы не дать повода ищущим повода" – здесь нужно различать нюансы: одно дело не давать повода ищущим повода и совсем другое – подстраиваться под мнение людей, угождать им. Апостол Павел заботился не об угождении людям, а о том, чтобы не стать соблазном для немощных в вере, чтобы не дать повода злоречивым.
Похоже, что после того, как Апостол Павел призвал коринфских верующих собирать пожертвования для Иерусалимской церкви, некоторые начали распускать сплетни, что еврей Павел специально собирает деньги для своих евреев, чтобы обобрать их – эллинов, а, возможно, некоторые стали говорить и того хуже, что это он для себя собирает деньги.
Чем сплетничать и поливать меня грязью, – отвечает Апостол, – пусть они, как и я, послужат вашей церкви бескорыстно, зарабатывая на жизнь своими руками.

11:14,15 И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела свет, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
Если вдуматься, то здесь сказано и о том, что есть ложные основатели и открыватели церквей (лжеапостолы).
Они делают вид, что проповедуют Иисуса Христа, но на самом деле проповедуют себя и влекут учеников не в Царство Божие, а созидают свое царство здесь, на земле. Такие открыватели церквей учат людей идти не за Христом, а за собой, слушаться не Духа Святого, а их.

11:20 Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
Звучит парадоксально, но такова истина: многим членам церквей нравится подчиняться церковнослужителям-тиранам, и чем жестче тирания, тем больше они прославляют своего тирана. Нравится также слегка пострадать от наглецов и лукавых, ибо пострадав, эти христиане думают, что пострадали за Христа.
Но знайте: ложное страдание за Христа неугодно Богу! Неугодно, ибо воспаляет вашу гордыню, подобно тому, как внешний аскетизм без внутреннего смирения и любви воспаляет гордыню.

Ложь в любом виде, даже "страдающая ложь", никогда не будет служить истине, ибо отцом лжи является не Бога, а сатана – противник Божий.

11:21-30 К стыду говорю, что [на это] у нас недоставало сил. А если кто смеет [хвалиться] чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я… Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
"Если кто смеет [хвалиться] чем-либо, то смею и я" – оклеветанному Апостолу Павлу пришлось оправдываться перед коринфянами, поэтому он вынужден был рассказать, вернее напомнить им о своих страданиях за Христа и о дарованных ему откровениях Божьих. Но по ходу повествования он несколько раз подчеркивает, что не его, а Духа Святого заслуга в том, что он выдержал испытания и гонения и что познал духовные глубины.
Если говорить о человеческих чертах характера Павла, то он, как человек эмоциональный и резкий в суждениях, по своей природе не способен к долготерпению и мирному духу пребывания в вере, поэтому Святому Духу пришлось много потрудиться, чтобы воспитать из него истинного служителя Божьего. И Павел, ясно понимая свою немощь , искал опоры не в себе, а в Господе. А если победа одержана не своей силой, а силой Духа Святого, то и слава должна принадлежать Тому, Кто укрепил в испытаниях, а не тому, кто молил о помощи.


12 гл. Признаки истинного служителя Божьего: дары Духа Святого, духовная сила, терпение и любовь к Церкви

12:1-6 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать… Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
Если стойкость в вере во время испытаний и гонений не была заслугой Апостола Павла, то тем более откровения Духа Святого, явленные ему – это благодать Божья.
Если вдумчиво прочитать то, как Павел рассказывает об испытаниях и откровениях, бывших в его жизни (см. 2Кор.11:22-12:4), то можно увидеть, что красная нить повествования – это не его личность и даже не ценность Божьих откровений, явленных ему, а деяния Святого Духа.
И еще на одну деталь я обратил внимание: обычно люди хотят, чтобы о них думали лучше, чем они есть на самом деле – Апостол Павел, наоборот, умолчал о многих Божьих видениях, откровениях и чудесах, а упомянул лишь минимум, достаточный, чтобы опровергнуть обвинения лжеапостолов, что его учение исходит не от Бога. Так как Павел не был среди учеников во время земной жизни Иисуса Христа, то некоторые злоязычники говорили, что его учение является всего лишь пересказом слов других Апостолов да его вымыслов.

12:7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
"Дано мне жало в плоть" – дословный перевод этого стиха: "позволено (как уступка кому-либо, в данном случае, посланнику сатаны) вонзать мне в тело жало (шип, занозу), бить меня (давать пощечины, доводить до изнеможения), чтобы я не превозносился".
Здесь под "жалом" можно подразумевать все, что угодно – и приступы болезни (некоторые богословы считают, что у Павла болели глаза), и мучения совести. Думаю, в данном случае, не важно, каким было "жало" – важно, что причиняемые страдания способствовали смирению его гордыни.

12:8,9 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
"Ибо сила Моя (Божия) совершается в (вашей) немощи" – эти слова относятся не только к Павлу, а и к каждому из нас, христиан, ибо только когда мы перестаем надеяться на себя (а это обычно происходит лишь, когда уже нет сил), тогда и только тогда мы даем возможность Духу Святому действовать в нас.

12:10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
"Когда я немощен, тогда силен" – к сожалению, истинное упование появляется в нас, верующих, только при полном крахе всякой надежды на свои силы – не раньше. Только убедившись в полной своей беспомощности, мы соглашаемся в сердцах своих уступить и принять от Духа Святого дар веры – таково свойство нашей, человеческой, самости.

12:12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
Павел указывает, что не только перечислил признаки Апостольства, но и явил их на деле – чего вам еще нужно, коринфяне?


12:13-13 гл. "Коринфяне, по себе самим судите, чего вы не получили от меня, как церковь?"

12:13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость?
Коринфяне, посмотрите теперь на себя и по себе рассудите, чего вы не получили, как церковь? Чего я не дал вам, как Апостол?
Служение Апостола похоже на то, как у родители создают семью и сия семья наполняется детьми – создается поместная церковь Христова. Вначале церковь "новорожденная", и на первое место в ней выходит служение пастыря, который питает верующих "духовным молоком" и заботится обо всём, затем верующие проходят Школу Христа, и здесь на первый план выходит уже служение учителя, и в заключение, верующие становятся духовно взрослыми членами Тела Христова, способными к самостоятельной духовной жизни.

12:19 Не думаете ли еще, что мы [только] оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
"К вашему назиданию" – то есть Апостол Павел даже когда отвечал на обвинения злоязычных клеветников, заботился не столько о том, чтобы переубедить своих обвинителей, сколько о том, чтобы наставить верующих в различении, где истина, а где ложь, где добро, а где зло.

12:20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков.
Раздоры, зависть, гнев, ссоры, клевета, ябеды, гордыня, беспорядки – именно такие духовные плоды будут созревать в церкви, в которой угнездились две крайности: с одно стороны – попустительство аморальности, а с другой стороны – фанатичная строгость в религиозном законничестве.

13:1,2 В третий раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово. Я предварял и предваряю, как бы находясь [у вас] во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
"Когда опять приду, не пощажу" – насколько бескомпромиссно Апостол Павел относится к греху в церкви. Несмотря на то, что коринфяне изгнали его, несмотря на то, что сначала отвергли его письмо (1Кор.), Павел не отступил и не уступил их желанию жить по своим похотям. Он боролся за духовную чистоту церкви так же самоотверженно и неустрашимо, как благовествовал о Христе.
Поверьте, бороться за духовную чистоту в церкви намного болезненнее для сердца служителя Божьего, чем благовествовать, так как тут приходится изобличать грехи и обличать братьев и сестер по вере, тех, кого знаешь и любишь всей душой, а благовествуем мы, как правило, людям незнакомым.

13:3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
"Христос не бессилен для вас, но силен в вас" – чтобы узнать, Христос ли говорил во мне, – обращается к коринфянам Апостол Павел, – воззрите на себя: вы рождены Свыше по благодати Христовой, и Дух Божий пребывает в вас Своим словом и Своими дарами, а если Он пребывает в вас, то, значит, он пребывает и во мне, ибо вы уверовали во Христа по моему благовестию.
Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. (2Кор.13:5)

13:9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
"О сем-то и молимся, о вашем совершенстве" – в любом деле истинный учитель обязательно возрадуется, увидев, что его ученики не только постигли вершины мастерства своего учителя, но и пошли дальше, развивая его учение. Если, конечно, он истинный учитель, а не тиран-самодур.

13:11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами.
Второе послание Апостола Павла к коринфянам можно заключить призывом: "Да пребудет между вами единство в Духе Святом и любовь во Христе!".


СНОСКИ

[1] Библиология 1.0: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга).
[2] Иоанн Златоуст. Беседа о воскресении мертвых.
[3] Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения. с.272.
[4] Радостная весть: Новый завет в переводе с древнегреческого. с.408.
[5] Радостная весть: Новый завет в переводе с древнегреческого. с.413.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга); Иоанн Златоуст. Беседа о воскресении мертвых/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарем. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
5. Толкование Новозаветных посланий и книги Откровения/ гл. ред. П. Харчлаа; перевод с англ. И. Череватой. – Зелигенштадт (Seligenstadt), Германия: РЕИ и СМИ "Хритианское издательство", 1990. – 598 с.
Комментарий автора:
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Получив от Тита добрую весть о покаянии коринфских верующих и радуясь их исправлению и возможности примирения с ними, Апостол Павел написал второе письмо (послание).

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 644 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Рейнгольд Нибур и основы Social Gospel - Георгий Тюрин

Наследие Христово. Прочие сентенции и пророчества, а также притчи Иисуса - Виталий Александров

14 факторов об Израиле - Наталия Минаева
http://kehilat.narod.ru/articles/14facts_Israel.html

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Проза :
На кладбище - Елисей Пронин

Поэзия :
Я не знаю войны... Песня - Галина Подьяпольская

Проза :
Молитва матери - Татьяна Шохнина
Дорогие друзья! Данное произведение неизвестного автора взято из интернета, очень коснулось моего сердца, Да прикоснется Господь тех сердец, которые увидят себя в нем. Приписка: По рецензии одного из читателей, сообщили, что это произведение поэта-христианина Николая Шалатовского. Спасибо автору и вся слава Господу.

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100