Для ТЕБЯ - христианская газета

Воспоминания старца Нектария (Иванчева). Часть 2
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Воспоминания старца Нектария (Иванчева). Часть 2


Куда мне направиться я не знал и, по совету отца Павла, положившись полностью на волю Божию, я отправился на вокзал. Проезд по Транссибу, который я когда то строил, был перекрыт, потому что Маньчжурия была оторвана от России. Ехать можно было только до Хабаровска по Уссурийской дороге.
Я пошел к первому попавшемуся составу, молясь Богу о том, что бы Он за молитвы Пресвятой Богородицы и отца Павла привел меня куда Сам восхощет. Узнав, что этот состав идет в Хабаровск, я подошел к одному приказчику на перроне и попросил взять меня в вагоне до Хабаровска.
- Как же вы, батюшка, с грузом поедете? – спросил меня приказчик.
- Да уж как-нибудь, с Божьей помощью доеду. Заодно и за грузом присмотрю. – отвечаю я.
- Ну ладно, - сказал приказчик, - забирайтесь в вагон.
Добрый он был человек. Я расположился среди тюков, а на станциях мы поочередно с приказчиком, который ехал в соседнем вагоне, бегали по различным нуждам на вокзал – то хлеба купить, то кипяток налить. Доехали быстро, двое суток с небольшим были в дороге.
В Хабаровске я с приказчиком простился и отдал ему все ены, которые у меня оставались.
И в Хабаровске, как и во Владивостоке, зашел я на вокзал. Подхожу к билетной кассе и говорю:
- Мне бы до Рязани билетик. Сколько стоит, что бы доехать?
А мне из кассы отвечают:
- Стоит это, батюшка, всего-навсего только достроить железную дорогу. А пока железная дорога строится, до Рязани уж как-нибудь по другому добираться вам придется.
Тут я понял, что Господь снова привел меня на стройку железной дороги. Узнал я где сейчас идет стройка и, не раздумывая, отправился на стройку, купив себе одежду покрепче и потеплее на те деньги, которые мне владыка Сергий Тихомиров дал. Работы уже велись недалеко от Хабаровска, за рекой Амур. Меня взяли простым рабочим, ведь документы мои о том, что я был помощником инженера, погибли во время сдачи Порт-Артура.
Мы строили участок от реки Буреи до самого Хабаровска. На том участке я был занят в пробивке тоннелей. Это была новая для меня работа, но я использовал те знания, какие у меня уже были и весьма мне пригодились.
При каждой возможности я старался бывать у обедни в ближайшем селе и приобщаться Святых Христовых Таин.
Разразившаяся в 1914 году война отняла у строительства много людей, поэтому дорога была закончена много позже, чем планировалось. Помнится и нам, оставшимся, жалование сильно снизили.
К 1916 году Амурская железная дорога заработала, но на ней было много трудностей и меня начальство попросило участвовать в прокладке второй колеи на многих участках. Я принял это как указание Господне на надобность благоустройства Родины своей и продолжал работы.
Так к середине лета мы дошли до станции Керак. В версте от этой станции наше начальство сказало нам, что казна заканчивает давать деньги на прокладку второй колеи, и мы можем расходиться по домам. Нам выплатили небольшое жалование.
Что делать дальше я не знал. Я снова положился на Волю Божию и на молитвы Пресвятой Богородицы и отца Павла.
Придя на станцию Керак я увидал паровоз под парами, готовый отправить состав с грузом, подошел к машинисту и спросил – не нужен ли им механик?
- У нас есть уже. – ответил машинист.
- А нет ли какой работы? – не унимался я.
- Ты, батюшка, сходи к обер-кондуктору, может он чем поможет. – снова сказал машинист.
Я пустился искать обер-кондуктора, побежав в хвост состава – где он по прежним правилам должен находиться. И правда, увидел его у задней площадки последнего вагона.
Запыхавшись, я обратился к оберу, как мы их кратко называли раньше:
- Господин обер-кондуктор! Не нужен ли вам механик в состав?
- Вы, батюшка, за кого просите? – спросил меня обер.
- За себя. Я сам много лет механиком работаю. Множество паровозов перечинил. Да еще в прежние времена был помощником инженера, когда Транссиб строил.
Обер был душевный, вздохнул и спросил:
- А как же вас, батюшка, в механики занесло?
- Да я не батюшка, только монах, живший в уединенной комнате в Японии. А как мой духовный отец преставился, отправился я на Родину после плена.
Тут обер оживился:
- Так вы в плену были?
- Да, пришлось в приюте для пленных пожить. Мы в плен в Порт-Артуре попали, когда его сдали.
- А у меня брат младший в японскую войну погиб – Андрей. – с грустью сообщил мне обер. И, помолчав, добавил, - ну чтож, хороший механик всегда пригодится, возьму я вас. Только вот жалованья дать не могу, зато питаньем обеспечу. В почтовом вагоне закуток с койкой имеется, поедете?
Я радостно закивал, мол - поеду.
- Куда вы направляетесь? – спросил обер.
- Не знаю пока, куда Господь укажет. – ответил я ему.
- Странный вы человек, однако. Ну залезайте на площадку, пора отправляться. – сказал обер и дал свисток.
Обер провел меня в мою комору и представился по дороге:
- Меня зовут Павел Степанов. А как ваше имя?
- А меня – Нектарий, – представился я, - в миру - Василий.
Оставил меня обер располагаться в моей новой передвижной келье и ушел к себе, сказав, когда зайти к нему, чтобы он меня представил моим новым товарищам.
Я повесил на стене те святые иконы, которые висели в моей комнате, в мастерских. Достал нехитрую поклажу и возблагодарил Господа за то, что он даровал мне и кров и пропитание.
Так с молитвой Иисусовой в уме, предавшись Господу, отправился я дальше по России.
Остановки на пути нашем случались часто. То одни вагоны отцепляли, то другие прицепляли. Приходилось часто ремонтировать рессоры вагонов, они были сильно изношены, как и тормоза паровоза, у которых часто меняли то колодки, то рукава.
Ехать в моей каморе хорошо, молитва помогала, и ничто не отвлекало от нее. Но теснота приводила к затеканию мускулов и всех составов тела. Поэтому я попросил доброго обера помогать кочегару. Обер удивился моему прошению, но согласился. Нехитрое упражнение – кидать уголь в топку, очень хорошо бодрило все тело. А каждый бросок я старался совмещать со словами молитвы Иисусовой, дабы она держала мой ум нерассеянным и занимала внимание. Кочегар следил за стрелкой котла и вовремя меня останавливал: «Отец, хорошь кидать. Отыхай»
Однажды, когда мы с механиком меняли колодки у тормозов паровоза, на какой то малой станции, обер смотрел на нас, а потом сказал: «Хороший вы механик, отец Нектарий. Как же вы в монахи пошли?». Я рассказал ему о встрече с отцом Павлом и о жизни под его духовным руководством в Японии. Ко всему прочему, добавил я и о молитве Иисусовой, и о том как отец Павел учил меня ее прохождению.
После этого обер стал часто приходить ко мне в комору побеседовать на духовные темы.

Во время одной из остановок отошел я на ровную поляну и стал делать движения, которым меня отец Павел обучил. Обер наблюдал за мной, а когда я закончил, подошел ко мне и спросил:
- Отец Нектарий, что это вы такое делали? Вы, часом, не раскольник какой?
- Нет, - ответил я, - это движения для укрепления мускулов и всего тела. Меня им научил отец мой духовный Павел. А его благословил их людям показывать его духовный отец – епископ Николай, который возглавлял духовную миссию в Японии. Эти движения много пользы приносят телу. А еще отец Павел учил меня с этими движениями соединять молитву Иисусову.
И я показал оберу, как это делается. Обер попросил меня обучить его этим движениям:
- Поясницу у меня ломит сильно, отец Нектарий, может помогут мне ваши движения.
И стал я учить обера движениям, которым меня отец Павел обучил.

Обучая обера, тем движениям, я произносил и молитву Иисусову, как меня отец Павел учил. Потихоньку боли в пояснице у обера кончились, а Иисусову молитву он полюбил и стал в коморе моей беседовать со мной об этой молитве. Я что от отца Павла слышал и чему научился передавал оберу, памятуя заповедь Господа нашего: «просящему у тебя дай». Да и отец мой Павел заповедал мне не отказывать просящим.
Из книг я взял с собою из Японии только Священное Писание да Невидимую брань. Но и этого для меня было вполне довольно.
Открыл я в Невидимой брани главу о молитве Иисусовой и зачитал оберу: «Навыкновение молитве Иисусовой внешне состоит в достижении того, чтоб она сама собой непрестанно вращалась на языке, внутренне же — в сосредоточении внимания ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Господом, с сопровождающею сие сердечною теплотой в разных степенях, и отреванием всяких других помышлений, и наипаче с сокрушенным и смиренным припаданием к Господу Спасителю».
- Что же это означает? – спросил у меня обер.
Я ему ответил:
- Молитву Иисусову нужно вначале в ум свой вселить любым удобным способом. И внимание ума направить все на слова этой молитвы. Только уж потом умом надо в сердце входить и твердо знать, что ты пред Самим Господом стоишь, хотя и можешь работой какой заниматься или идти куда. Мы всегда пред Господом, только часто забываем, что пред ним надо с благоговением предстоять и ум наш бегает по сторонам или перебирает мысли какие ненужные. Как дальше в Невидимой брани говорится: «Частое повторение, установляясь, собирает ум воедино в предстоянии Господу. Установлению такого строя внутри сопутствует согреяние сердца и отгнание помыслов даже простых, а не только страстных». Когда вы достигнете этого – укрепитесь в навыке, только потом можно сходить умом в сердце.
- Как же можно умом в сердце сходить? – спросил обер. – Ведь они друг от друга на некотором расстоянии отстоят и перенести ум в сердце нельзя.
Я ему на это отвечаю:
- Далее в Невидимой брани говорится: «в сердце начнет непрестанно теплиться огонь прилепления к Господу, тогда вместе с сим водворится внутри мирное устроение сердца с сокрушенным и смиренным мысленным припаданием к Господу». Ум ваш устремится устремиться в сердце. Сам по себе ум – ни холоден, ни горяч, а сердце ваше настрой душе дает. Как царь Давид говорит: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Но до этого не многие доходят.
- А вы, отец Нектарий, дошли до этого? – спросил меня обер.
- Нет, - ответил я. – Не сподобил меня Господь. Ведь дойдя до такого состояния можно возгордиться и пасть, поэтому Бог уберег меня от тонкого падения. А вот отец мой духовный, Павел, тот дошел до этого и даже до большего, до того, до чего уже только безмолвников одних Господь доводит. Об этом дальше в Невидимой брани говорит святой Никодим: «Доселе доходит собственный наш труд с помощию благодати Божией. Что еще, высшее сего, может совершаться в деле молитвы, то будет даром единой благодати». Даже при простом положении на Бога Благодать может и грешника по жизни вести, об этом тоже есть в книге этой.
- Обязательно куплю себе эту книгу, - пообещал обер, - как только стоянка долгая будет в большом городе. Весьма она меня заинтересовала. А вам, отец Нектарий, спасибо за науку и за то, что научили меня как от боли в пояснице избавиться.
- Не меня за это благодарите, сказал я оберу, - а помяните в молитвах ваших отца Павла, который через меня все это вам дал.

Через несколько дней пришел наш состав в большой город – Иркутск. Обер наш объявил, что будем сутки стоять. Я решил сходить в храм ко всенощной, а на утро причаститься. Сказал об этом оберу, надел свой подрясник, скуфью и вышел из вагона. Огляделся по сторонам, думаю, может купола увижу какого храма близкого. Вдруг смотрю, идет мимо то ли священник, толи монах, с бородкой, в подрясничке и скуфеечке – как и я. Повернулся я ему на встречу, а он мне ласково говорит:
- Здравствуйте, батюшка. Откуда вы едете?
- Здравствуйте, - отвечаю я. Только не батюшка я, а простой монах, а еду я из Японии.
- Ух-ты! как из далека, - удивился мой собеседник, - А к нам по какой надобности приехали?
Что бы не утомлять моего собеседника подробностями, я ответил:
- Духовный мой отец, перед кончиной своей благословил меня из Японии в Россию вернуться, вот, еду теперь куда Господь приведет.
- А пойдемте, я вам наш монастырь покажу – детище нашего владыки Иоанна. Монастырь новый – Владимирский, назван в честь великого крестителя Руси. Владыка Иоанн у нас семинарию завел, только не духовную, а учительскую. Как ваше имя святое? – говорит мне мой неожиданный собеседник.
Я ему отвечаю:
- Отчегож не сходить, давайте сходим. Я как раз на всенощную собрался. Зовут меня Нектарием. А вас как зовут?
- А меня зовут отец Михаил по фамилии Сизой. Очень хорошо, что вы на всенощную, я вас провожу. Вот только сегодня будет вечерня с утренней – всенощной сегодня в монастыре не будет. А коль захотите, можете переночевать у нас, в семинарии. У нас помещений много. Во время войны с Японией наш владыка Иоанн, тогда еще архимандрит, устроил в монастыре обширный госпиталь для раненых. Так что помещение для вас найдется.
При этих словах я вздрогнул весь. Отец Михаил это заметил и спросил:
- Что такое?
Я ему начал по дороге рассказывать свою историю, начиная с Порт-Артура и плена. Отец Михаил слушал меня, не перебивая, так мы добрались до Князь-Владимирского монастыря и вошли в храм.
- Ступайте на клирос, отец Нектарий, помолитесь с братией и помогите им петь службу. – как бы пригласил меня отец Михаил.
Я был никудышный певец, но старался помочь хору. После службы отец Михаил отвел меня в трапезную, нашел для меня ночлег, сказал когда будет братская вечерняя молитва, а потом мне, сказал:
- Вам, отец Нектарий, непременно надо познакомиться с владыкой нашим – Иоанном. Вы уж завтра, причастившись, не уходите, после позавтракайте с братией, я зайду за вами, и сходим к нему.
Увидел я в этих словах повеление мне Самого Господа и ответил отцу Михаилу:
- Благословите, батюшка.
На другой день я исповедался, причастился, дождался отца Михаила, и мы отправились к владыке Иоанну. По дороге я узнал, что отец-протоиерей Михаил – наставник учительской семинарии.

Идти нам надо было пять верст. Была ранняя осень и было еще тепло. Пришли мы к владыке, а у него духовные лица на приеме дожидаются.
Вышел владыка, увидел отца Михаила и спрашивает:
- Кто это с вами?
Отец Михаил отвечает владыке:
- Это со мной отец Нектарий из Японии.
Я поклонился и благословился. Владыка просиял:
- Как, из самой Японии? Неужто от владыки Сергия?
Владыка Сергий выправил мою отпускную, поэтому я ответил: «Да, от владыки Сергия».
Владыка повернулся к ожидавшим духовным лицам и сказал:
- Отцы, пропустите уж пожалуйста отца Нектария. Он пол страны проехал, а вы всегда рядом со мной.
Владыка проводил нас в свою приемную и рассказал о своей дружбе с покойным владыкой Николаем. Также рассказал он нам вкратце о своей поездке в Японию весной 1909 года. Затем владыка поинтересовался – зачем я в Иркутске.
Я рассказал ему о том, как попал в плен, как встретился с отцом Павлом, как работал в мастерских, как меня постригли и, между прочим, что моим восприемником при постриге был сам владыка Николай, как отец Павел благословил меня вернуться в Россию, как владыка Сергий выправил все мои документы, а потом как я снова работал на стройке железной дороги.
- Так вы теперь свободны? – еще больше просиял владыка Иоанн, а отец Михаил улубнулся.
- Да, владыка, свободен. – ответил я.
А отец Михаил добавил:
- Вот я его и привел к вам.
Оказалось, что отец Михаил наставник учительской семинарии, а не церковно-учительской. Просто он болел за общее с владыкой дело.
Владыка Иоанн посерьезнел и заговорил:
- Видите ли, отец Нектарий, братство наше, святителя Иннокентия занимается просвещением народов нашего края. Здесь и буряты, и монголы, и якуты, и гиляки, да и другие есть. Мы готовим учителей в нашей церковно-учительской семинарии, а вот переводов Евангелия у нас сносных нет. Так вы нам помогите, какие слова, какое значение имеют в переводе владыки Николая, а то и слово мы не всегда подобрать можем.
- Да что вы, владыка, - говорю я ему, - я ж не переводчик.
- Вы же в Японии жили, наверное и язык японский не плохо знаете? – спрашивает отец Михаил.
- Знаю, - отвечаю, - но перевод Евангелия сделать не смогу.
- Да вы, отец Нектарий, только помогите нашим ученикам со значениями слов разобраться. Конечно, перевод на все языки мы не осилим, но хотя бы маленькие кусочки подготовить сможем. – уговаривает меня владыка.
Думаю я – снова Господь путь мне указывает, да еще рукой архиерея своего. Не следует мне противиться.
- Ну что же, - отвечаю я, - давайте попробую. Благословите, владыка. Да только где ж мне жить?
А владыка уже придумал:
- Бог благословит. – отвечает владыка, - Жить будете при семинарии. Комнату вам выделим. Там и библиотека у нас отменная и кормиться там же будете. Вам дела какие-нибудь уладить по железнодорожной службе нужно?
- Мне бы вещи да документы мои забрать надо, а то скоро состав мой отойдет. – отвечаю я.
Владыка позвал послушника своего, велел ему со мной на извозчике съездить на вокзал, помочь мне с переездом в учительскую семинарию.
Приехали мы на вокзал, рассказал я обо всем оберу. Он человек добрый был, поблагодарил меня за службу и за беседы, хотел денег дать да я наотрез отказался. Обнялись мы с ним и расстались. Затем поехали в семинарию. Там все тот же послушник поселил меня в комнату отдельную, маленькую, представил учителям, сводил на кухню, распорядился о моем кормлении и уехал. А я пошел обживать свою новую келью.

Затем я поклонился святыням Иркутска. Первым делом я пришел в Богоявленский собор, в котором есть придел Казанской иконы Божьей Матери с чудотворным, почитаемым списком сей святой иконы. Под полом в этом приделе покоились святые мощи еще не прославленного угодника Божия – Софрония. Я творил пред Казанским образом молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Ко мне подошла молодая девушка – Катя, которая собиралась стать послушницей в Знаменском монастыре. Она вопросила меня:
- А вы, батюшка, богородичное правило творите?
Я еще не знал об этом правиле и сказал:
- Нет, просто Богородице молюсь. А что это за правило такое?
Катя удивилась и поведала мне, что это правило недавно было введено в употребление по заповеди преподобного Серафима Саровского. Состоит это чудесное правило из 150 молитв «Богородице, Дево, радуйся». После первого десятка читается тропарь Рождества Богородицы, после второго – тропарь Введения, после третьего – тропарь Благовещания, после четвертого – тропарь праведным Захарии и Елисавете, родителям Предтечи Иоанна, после пятого – тропарь Рождества Христова, после шестого - тропарь Сретения, после седьмого - молитвенно вспоминается бегство Богородицы со Спасителем в Египет, после восьмого – молитвенно вспоминается скорбь Божией Матери о потеренном в Иерусалимском храме Сыне, после девятого – молитвенно вспоминается чудо в Кане Галилейской, после десятого - молитвенно вспоминается плач Богородицы у Святого Креста Господня, после одиннадцатого - читается тропарь Воскресению Христову, после двенадцатого – читается тропарь Вознесению, после тринадцатого – читается тропарь сошествия Святаго Духа на апостолов, после четырнадцатого - читается тропарь Успению, после пятнадцатого - радостно прославляется Богородица, увенчанная славой от Самого Господа. А рассказал всем, что великий святой Серафим Саровский заповедал читать 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся», Сергей Нилус в своих замечательных книгах.
Исполнил я это новое правило перед образом Казанской иконы Божьей Матери, спустился в пещеру под пределом этим, поклонился святым мощам угодника Божия – Софрония и отправился в Вознесенский монастырь, поклониться его святыням.
Прежде всего я зашел в двухэтажную часовню, которая называлась башней Герасима. В ней почивали мощи основателя обители преподобного старца Герасима. Поклонился я мощам, помолился и отправился в другую часовню – преподобного Синесия. Эта часовня располагалась у алтаря соборного храма и в ней почивали мощи наместника этой святой обители, друга и земляка святителя Софрония – схиархимандрита Синесия, почившего в 1787 году. Поклонился я и его мощам помолился и отправился в Вознесенский собор. Там в раке из чистого серебра почивали мощи покровителя всего забайкальского края – великого угодника Божия и святителя Иннокентия иркутского. Я отстоял молебен у мощей, приложился к ним, а потом один монашек свел меня в подклетную церковь Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев, где почивали мощи святителя Парфения, совсем недавно почившего – в 1873 году.
Выйдя из соборного храма, я напился воды в часовне над святым колодцем и отправился в свой Свято-Владимирский монастырь.

Придя в семинарию, я немного передохнул и пошел в библиотеку поискать книги Сергея Нилуса, о которых мне рассказала добрая девушка Катя в Богоявленском соборе.
Я нашел в библиотеке несколько книг Нилуса. И вот в одной из них, в статье «Поездка в саровскую пустынь и серафиодо- дивеевский женский монастырь» я обнаружил слова святого Серафима: «верующие должны ее (то есть канавку) обойти с молитвой Иисусовой и Богородицы, прочитав их полтораста раз».
Я долго читал книги Нилуса, а особенно меня поразила изданная им книжечка «О цели христианской жизни – беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым». Я даже взялся ее переписывать для себя, а владыке Иоанну написал докладную записку, в которой просил его эту беседу вместе с миссионерами отправлять по селам и деревням Забайкалья, развернуто указывая на достоинства и простоту для понимания этой беседы.

Я очень робел новой своей работы, меня никто не трогал и про меня будто бы все забыли. Но через несколько дней приехал владыка Иоанн и позвал меня к себе.
- Владыко, вы мне скажите, что мне делать надо, а то я ничем не занимаюсь и зазря хлеб ем.
- Ничего, отец Нектарий, ничего, - говорит он, - вы пока пообжились, осмотрелись, теперь и начинать можно. Вот какое у меня к вам задание будет. Возьмите нагорную проповедь из евангелия от Матфея как ее владыка Николай и его помощники перевели на японский язык и просто переведите обратно на русский, но не используйте синодальный перевод. Вот, к примеру, как молодому учителю объяснять простым бурятам, что означает «нищие духом»? Или что есть «Царство небесное»? Вот где загвоздка! Прочтет молодой учитель бурятам синодальный перевод, и разойдутся все, ничего не поняв. А то хуже – суеверие какое придумают, а потом с ним бороться надо.
Вспомнил я объяснение о Царстве небесном отца Павла и говорю:
- Владыко, тут и прочесть мало будет, надо еще и примером показать да в самой жизни испытать. Мне отец мой духовный Павел долго это объяснял, да поучал меня. А вот для краткости скажу только, что Царство небесное это сердце чистое, сокрушенное и смиренное, в котором Господь с помощью молитвы вселяется. Да молитвы не утром и вечером читаемой, а постоянной, умной. Но это уже не перевод будет, а толкование. Как тут быть?
- Вот то-то и оно, милый ты мой! – задумчиво произнес владыка, - жатвы много, а делатели не идут. Давай с малого начнем, отец Нектарий, глядишь, и до большего дорастем. Я к вам пришлю учителей по разным языкам, вы уж им помогайте, значение слов истолковывайте, как это владыка Николай делал.
Евангелие на японском мне владыка Иоанн выдал, и начал я переводить понемногу нагорную проповедь с японского языка на русский.
Однако, вместе с тем я попросил владыку благословить меня читать простым людям беседу Серафима Саровского и Мотовилова.
Я выписал для владыки Иоанна некоторые выдержки из сей малой книжицы:
- Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни
- всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего,
– Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией,
- на нее, то есть на молитву, всякому и всегда есть возможность – и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику,
- велика сила молитвы даже и грешного человека
- ведь молитвою мы с Ним Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся.
Владыка Иоанн выслушал меня, прочел мои краткие выдержки и сказал:
- Ну, что ж, отец Нектарий, попробуйте пронять сердца наших селян. Благословляю я вас на это.

Ко мне приходили учащиеся семинарии и обсуждали со мной некоторые места из евангелий, как они должны звучать на башкирском. Когда я работал на строительстве Транссиба, мне приходилось общаться с башкирами самому, и я немного знал их язык. Поэтому большого труда в изъяснении некоторых мест из евангелия на башкирском для меня не было.
Наступил новый 1917 год и я представил свои записи владыке Иоанну и учителям. Владыка дал мне новое задание, точно также переводить значение слов с японского на русский для притч. Преподаватели мне сказали, что это еще сложнее, так как какие то слова могут присутствовать в жизни японцев и совсем не быть в жизни местных народов.
Я сказал владыке Иоанну, что неплохо бы было пообщаться с простыми людьми в селах, что бы лучше познать их жизнь. Но владыка уже занялся мыслью о создании борцовского зала при нашей семинарии, по подобию дадзё в Токийской семинарии, которое устроил владыка Николай. Владыка просил меня проводить борцовские занятия с учениками, и я согласился, вспомнив слова отца Павла: «если кто будет тебя просить обучить этому искусству – никому не отказывай»
Я обучал учеников тем самым движениям, которым учил меня сам отец Павел. При этом я постоянно повторял вслух молитву Иисусову «Иисусе, сыне божий, помилуй мя». А когда мы начинали бороться я старался учить ребят быть мягкими и никому не причинять вреда. Также я говорил им: «никому вреда не причиняйте, используйте то, что от меня возьмете только для защиты слабых или собственных жизней от разбойников»
Так мы потихоньку занимались переводом и борцовскими занятиями, но вдруг, в феврале, случилась революция, а за ней отречение от престола Государя. Все мы пребывали в растерянности, но работу не оставляли.
Доработав так до лета, я попросился у владыки с учащимися все-таки проехать по селам где живут простые люди. Владыка Иоанн нас благословил.
Мы ездили по селам, знакомились с людьми. Ночевали в избах, беседовали с простыми людьми, читали и объясняли им Евангелие. Старался я и обучать простых людей Иисусовой молитве.

Не спеша мы объехали весь Байкал и вернулись в Иркутск.
В это же время в Забайкалье появились атаман Григорий Михайлович Семёнов и его друг барон Роман Фёдорович Унгерн. Атаман Семёнов был назначен военным комиссаром всего Дальнего Востока. Семёнов и Унгерн склонялись к буддизму и чуждались православной веры.
Выпускник учительской семинарии - Цыбен Жамцаранович Жамцарано, зашедший как то раз к нам, в церковно-учительскую семинарию поведал нам о своей встрече с бароном Унгерном в Иркутске. Унгерн рассказал Жамцарано, что его дед был кровожадным пиратом, орудовавшим во всех морях и доплывший до самой Индии. В Индии дед принял буддизм и теперь барон хочет собрать всех забайкальских буддистов под свои знамена.
Ни Семёнов, ни Унгерн не сделали визит правящему архиерею Иркутска – владыке Иоанну и в скором времени стали собирать свою армию из забайкальских буддистов – монголов, бурят и других народностей.

Вскоре случилась и октябрьская революция. После нее мы продолжали занятия в нашей семинарии, а владыка Иоанн, уже понимал, что Россию ждут большие перемены. Атаман Семёнов и барон Унгерн двинули свои войска для борьбы с большевиками.
Вот тут я и вспомнил предсказание отца Павла о том, что в России начнется великая смута, все монастыри закроют, и рассказал об этом владыке Иоанну. Он скорбно опустил голову и сказал: «Прав был отец Павел! Ох, как прав! Мне Господь это тоже видится». Владыка Иоанн был человек святой жизни, наверняка Сам Господь и ему открыл все о грозных гонениях и смуте.
Комментарий автора:
Вторая часть воспоминаний посвящена жизни старца нектария в Сибири и, главным образом, в Иркутске. В этой части воспоминаний старец Нектарий повествует о своих беседах с подвижником веры - иркутским архиепископом Иоанном (Смирновым)

Об авторе все произведения автора >>>

Константин Белов, Москва, Россия
Константин Юльевич Белов родился в Москве в 1972 году. В 1994 г. окончил Московский авто-механический институт, в 1999 г. окончил Институт рынка недвижимости. В 2008 году сдал экзамен на звание Патентный поверенный РФ.

 
Прочитано 1428 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Сравнение - имей свой дар - Буравец Валерий

А что после собрания? - semen vecherkovskiy

Охота в Тонганском лесу - Александр Сухарев

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Свидетельство :
Саша Шишкин - Елисей Пронин

Поэзия :
Вечерний эскиз - Александр Грайцер

Публицистика :
Порок - жадность - Буравец Валерий

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100