Для ТЕБЯ - христианская газета

Средневековые притчи Физиолог или Бестиарий
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Средневековые притчи Физиолог или Бестиарий


СЛОВО И СКАЗАНИЕ О ЗВЕРЯХ И ПТИЦАХ


ФИЗИОЛОГ О ЛЬВЕ.

Три свойства имеет лев. Когда львица родит, то приносит мертвого и слепого детеныша, сидит она и сторожит его до трех дней. Через три же дня приходит лев, дунет ему в ноздри, и детеныш оживет. То же и с верными народами. До крещения они мертвы, а после крещения очищаются святым духом.
Второе свойство льва. Когда спит, то глаза его бодрствуют. Так и господь наш говорит иудеям: «Я сплю, а глаза мои божественные и сердце бодрствуют».
А третье свойство льва,— когда львица бежит, то следы свои заметает своим хвостом, и охотник не может отыскать ее следов.
Так и ты, человек. Когда творишь милостыню, то пусть левая рука не знает, что делает твоя правая. Да не помешает дьявол делам помысла твоего.

ОБ АНТИЛОПЕ.

У антилопы два рога. Живет она около реки-океана на краю земли. Когда же захочет пить, то пьет из реки и упивается, упирается в землю и роет ее рогами своими. И есть там дерево, называемое танис, сильно напоминающее виноградную лозу широкими ветвями и густыми прутьями,— и, продираясь сквозь прутья, антилопа запутывается в них,— тогда охотник ее ловит и одолевает.
Так и человек. Вместо рогов бог дал ему оба Завета, Ветхий и Новый. Рога — это сопротивление силе; как говорит пророк Давид: «С тобою избодаем рогами врагов наших». Река океанская — это богатство. Танис же — житейские наслаждения. Запутывается в них человек, который не заботится о вере, и находит его дьявол и одолевает его.

О СЛОНЕ.

Слон живет в горах. Слониха находит траву, называемую мандрагорой, и поглощает ее. Так же и слон; и сходится с нею. А когда слониха рожает, то входит в реку до вымени и рожает в воде. Спит же слон стоя около дерева. А если упадет, то вопит, и приходит большой слон, но не может поднять его; и затем приходят другие двенадцать. Но и они поднять не могут. И тогда завопят все двенадцать слонов. И приходит маленький слон, и подставляет хобот свой, и поднимает его.
Таким образом, первый слон — это Ева, второй — Адам. Трава — древо ослушания. И если вкусил, то совершил преступление. А если, увы мне, то согрешил. А что такое озеро? — Рождества рай. А что такое склоненные деревья? — Оплот райский. И кто с топором, тот дьявол. А что топор? — Это язык змеи. И когда упал, то был изгнан. А кто большой слон? — Моисей. А кто двенадцать слонов, которые не могли поднять его, и кто поднял его? — Христос, который вывел того Адама из ада.

ОБ ОЛЕНЕ.

Олень живет пятьдесят лет. А затем уходит в долины и горные леса, и учует запах змеи, и где найдет ее, трижды сменившую кожу, обнюхивает ее и отбрасывает ее. И после этого идет и пьет воду. Если же не пьет, то умирает. Если же выпьет, то живет другие пятьдесят лет. Об этом говорит пророк: как стремится олень к источникам водным.
Так и ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то устремись к церкви, и к живому книжному источнику, и к пророческому сказанию, и испей живой воды, то есть святого причастия.

ОБ ОРЛЕ.

Орел живет лет сто. И растет кончик клюва его. И ослепнут глаза его, так что он не видит и не может охотиться. Тогда он взлетает в высоту, бросается на утес, и отломится кончик клюва его; и искупается в золотом озере. А потом садится на солнцепек. Когда же он согреется, с него сходит чешуя, и он опять становится птенцом.
Так и ты, человек, если много нагрешишь, возвысься, то есть обратись к вере, и оплакивай проявление греха, и умойся слезами своими. Отогрейся в церкви и сбрось с себя грехи.

О ФЕНИКСЕ.

Феникс самая красивая птица из всех, и красивее павлина. У павлина в обличье ни золота, ни серебра, а у феникса — иакинфы и многоценные камни. Голова его украшена венцом, а на ногах — сапоги, как у царя. Обитает же феникс близ Индии, около Солнечного города. Возлежит он лет пятьсот на кедрах ливанских без еды. Питается же от святого духа. И по пятьсот лет наполняет крылья свои благовониями. И бьет в било иерей Солнечного города, и та птица идет к иерею и входит в церковь. Иерей же садится на солее с птицей. И превращается птица в пепел. А назавтра приходит иерей и находит птицу в виде малого птенца. А через два дня он находит ее зрелой, какой была раньше. И целует ее иерей, а она опять уходит на свое место.
А неразумные жиды не верят в тридневное воскресение господа нашего Иисуса Христа. И что эту птицу он сам оживляет и будто сам себя не воскрешает. Сего ради пророк Давид говорит: «Праведник процветает, как феникс, как кедр ливанский, умножится насаждение в доме господнем».

О КУРОПАТКЕ.

Куропатка кладет много яиц в гнезде своем. Она весьма чадолюбива. И даже идет к чужим гнездам и таскает оттуда яйца. Только чтобы увеличить число птенцов своих.
Так и ты, человек: когда собираешь богатство, не можешь насытиться, и все тебе мало.

О ГОРЛИЦЕ.

Горлица — птица-однолюб. Если погибнет одна из четы, то другая улетает в пустыню, садится на сухом дереве и оплакивает супруга своего. И уже не сочетается больше ни с кем другим никогда.
Так и ты, человек, если разлучился с женой своей, то не прилепись к другой.

О ПЕЛИКАНЕ.

Пеликан — чадолюбивая птица. Самка проклевывает ребра птенцам своим. А самец прилетает с кормом, раздирает клювом грудь свою и вытекшей кровью оживляет птенца.
Так и Господь наш. Его ребра прокололи жиды копьем. Выступили кровь и вода. И оживил он вселенную, то есть умерших. Сего ради и говорит пророк, что уподобился пеликану в пустыне.

О ЛАСТОЧКЕ.

Ласточкино гнездо в пустыне на распутье. Когда ослепнет один из птенцов ее, она отправляется в пустыню, и приносит травы, и кладет их на очи его. И он прозревает.
Так и ты, человек, когда согрешишь, то обратись к молитве и прими покаяние, и ради единосущной троицы ты избавишься от того греха.

ОБ УДОДЕ.

Удод свивает гнездо свое и выкармливает птенцов своих. А затем птицы линяют и делаются нагими. Тогда выходит один из их птенцов и приносит пищу родителям своим, пока они не оперятся и не взлетят оба.
Так и ты, человек. Когда состаришься, не отчаивайся, но, идя в церковь, помолись и обретешь милость.

О ДЯТЛЕ.

Дятел — пестрая птица, живет она в горах, садится. на кедры и стучит своим клювом. А где найдет мягкое дерево, там делает себе гнездо.
Так и дьявол борется с людьми. И когда в ком-то найдет слабость и пренебрежение к молитвам, то войдет в него и угнездится. Если же в другом найдет крепость, то бежит от него.

О ЛИСИЦЕ.

Лисица, когда будет голодна, идет на солнечное место, и ложится на солнцепеке, и сдерживает свое дыхание. Увидев это, птицы, принимая ее за мертвую, слетаются, чтобы клевать ее. Когда же они приблизятся к ней, она вскакивает, хватает какую-нибудь из них и съедает. Так и кормится.

О ЖЕНЕ И О МУЖЕ.

Жена на западе, а муж на востоке. И вот они сходятся, и жена съедает голову своего мужа, и зачнет, и родит двойню. А как родит, сразу тут съедает своих детей. И тотчас умирает. И уходит муж на восток, а жена на запад.
Так и ты, человек. Когда настигнет тебя житейская беда, устремись в церковь, прослезись и плачь. И отступит от тебя неудача.

О ГОРГОНЕ.

У Горгоны обличие красивой женщины и блудницы. Волосы же на ее голове — змеи. А взгляд ее — смерть. Играет она и все время смеется. Живет она в горах на западе. И когда приходит ее брачная пора, встанет она и начнет звать. Начиная от льва и прочих зверей, от человека до домашних животных и птиц и змей, зовет, говоря: «Идите ко мне!» Как только они услышат ее зов, то идут к ней. А увидев ее, умирают.
И знает она язык всех зверей. Каким же образом одолевает ее волхв: он своей мудростью по звездам узнает день ее брачной поры. И идет на место ее, волхвуя издалеча. Она станет звать, начиная от льва и всех прочих зверей.
Когда же дойдет до языка волхвов, он ей отзовется так: «Выкопай на этом месте яму и вложи в нее свою голову, чтобы я не видел ее и не умер. Тогда я приду и лягу с тобой». И она сделает так.
Тогда волхв, придя, убьет ее, не глядя на нее и не видя головы ее, поэтому и не умирает. И прячет голову в сосуд. А если он увидит змею, или человека, или зверя, то покажет им голову Горгоны, и тотчас они оцепенеют; и Александр ведь имел эту голову и победил все народы. И ты, человек, имей уважение к господу и непременно одолеешь вражьи силы.

О ЗМЕЕ.

Когда змея идет пить воду, то яд свой в гнезде своем оставляет. Чтобы не отравить пьющих после нее.
И ты, человек, когда идешь в церковь святую, всякую злобу оставь дома.
И еще: когда состарится змея и не видит, влезает в узкую расселину в скале, и постится сорок дней, и затаится, и полиняет, и опять станет молодой.
И ты, человек, постился сорок дней, чтобы сбросить с себя лесть дьявола и принять новый облик, обновляющийся во Христе.
И еще: когда змея видит одетого человека, то убегает от него. Если она увидит его раздетым, то нападает и борется с ним. Если же он защищен верою, то она бежит от него.
Сего ради господь говорил: «Будьте мудры, как змея, и чисты, как голуби».

О ГОЛУБЕ.

Голубь — славнейшая из всех птиц. Различай же белую и черную голубку, как ходят белые, и пестрые, и черные, и красные и кормят птенцов своих по-голубиному. Не могут они сами возлететь,— пока красная голубка не появится и не подаст им пищу, они не возлетят.
Так и Спасово пришествие предсказали пророки Моисей и Аарон, Самуил, Даниил, Малахия, Исайя, Иеремия и прочие пророки о Иисусе. И не могли удостоверить свое слово, пока не пришла красная голубка — Иоанн Креститель; он же и крестил Иисуса, говоря: «Это агнец божий, принявший грехи всего мира». И ты, человек, не отдаляйся от церкви, чтобы не услышать: «Не знаю вас».

О ЕХИДНЕ.

Ехидна от пояса и выше имеет человеческий образ. А от пояса и ниже — образ крокодила. Идут же и самец и самка на соитие. И когда распалится самка и хочет сойтись с самцом, она идет к самцу, съедает лоно его. И зачинает, и тотчас умрет самец. А когда приблизятся роды у самки, съедают чрево ее детеныши. И она умирает. И потом выходят отцеубийцы и матереубийцы, как и жиды отцеубийцы и матереубийцы.
Они убили отца, то есть Христа, убили мать, то есть церковь. Того ради Иоанн поносил их, говоря: «Порождения ехиднины! кто велел вам бежать от грядущего гнева?»
ОБ АИСТЕ. Аист — чадолюбивая птица. И когда самец приносит корм, то сторожит самка его птенца. И по очереди кормят птенцов. И сторожат гнездо свое.
Так и ты, человек, ни вечером, ни утром не забывай молиться, не забывай и церкви. И никогда не одолеет тебя дьявол.

О ВОДНОМ КОНЕ.

От пояса и выше имеет образ коня, а ниже пояса образ рыбы кита. Плавает, же в море и воевода над всеми рыбами. На окраинной же стороне земли стоит золотая рыба и не сходит со своего места, чтобы не попасться рыбакам на пути к водному коню. А он как воевода над рыбами идет на окраину земли к той золотой рыбе. Оближет ее, и затем ее облизывают все рыбьи самцы. И уходят на свои места сначала самцы, а потом самки. И самцы мечут семя, а самки, идя за ними, принимают его и становятся чреваты. И через семь дней родят. Когда же они ходят на окраинные земли, то рыбаки ставят сети свои на пути рыб. Пока же будут чреваты, их не ловят.
Водный конь толкуется: Моисей начал пророчества. Море же — весь мир, а рыбы — люди. Золотая рыба толкуется как вход правоверия. Идут же прежде пророки и приобщаются к святому духу. Люди, приобщающиеся к учению пророчества, от них получают духовную благодать. Рыбаки же — это бесы. Сеть же — это пагуба и льстивые вожделения,— если не следуют водному коню, то есть Моисееву закону, тогда отдаляются и попадают в сети тех рыбаков и погибают. А идущих за пророками не настигнет ни сеть, ни невод.

ОБ АИСТЕ И О ПРОЧИХ ПТИЦАХ.

Аист — добрая птица. Когда настанет весна, соберутся все вместе с другими прочими птицами, с гусями и утками и со всякими птичьими родами, из Египта, и Ливии, и из Сарацин. И взлетают все, и прибудут в Лукию на реку, называемую Ксанфон, и вступают там в бой с воронами, воронами и галками и сколько хищников есть.
Следует и тем знающим время находиться там всем. Да пеликаново воинство, и журавлиное, и прочих водных птиц и травоядных выстроится по берегу на одной стороне реки. А вороново и всех прочих хищных птиц — на другом берегу реки.
Строятся же шесть месяцев и соберутся на бой. Знают же и дни, в которые хотят биться. Да слышен до небес шум, и течет кровь птиц, дерущихся в бою, и выпадают перья без числа.
Оттого-то лукиане все имеют перины на постелях своих. По окончании же боя того видят ворон раненых и прочих хищных птиц множество, а также и аистов. И пеликанов немало, и других птиц. Многие же из них в бою том падают замертво.
Бой же их между собой и победа одной из сторон являет собой знамение всем людям. Если аистово воинство победит, то будет изобилие пшеницы и прочих всех злаков. Если же вороново воинство победит, то будет множество овец, и коров, и других четвероногих.
Аисты же имеют и другое примечательное свойство. Когда состарятся их родители и не могут уже летать, тогда их дети, поддерживая с обеих сторон и под пазухи, переносят их с места на место. Так и кормятся. А если начнут слепнуть, то их дети влагают корм им в рот. И таковы им награда и воздаяние.


БЕСТИАРИЙ ОТ УАЙТ ТЕРЕНС ХЭНБЕРИ

ЛЕВ

Самый могущественный из зверей, способный противостоять любому нападающему. Строго говоря, само понятие «звери» первоначально использовалось для обозначения львов, леопардов, тигров, волков, лис, собак. Иными словами, тех животных, кто яростно нападает на жертву, используя зубы и когти. Их именуют зверями благодаря неистовству, поэтому часто называют «дикими» (ferns), поскольку от рождения они привыкли к свободе и руководствуются исключительно своими желаниями и потребностями.
Латинское наименование «лев» (leo) произошло от греческого слова leon, в переводе с латыни «король». Видимо, в нем отразилось древнее представление о том, что лев являлся королем всех животных.
Осознавая свою силу, он усмиряет свирепость по отношению к прочим животным, но, подобно настоящему королю, считает ниже своего достоинства иметь много жен.
Ученые отмечают три главные особенности льва.
Во-первых, он любит прогуливаться на возвышенностях, например по вершинам гор. В случае преследования охотниками он, почуяв их запах, заметает свой след хвостом, и те не смогут его выследить.
Именно таким образом наш Спаситель (то есть Духовный Лев из колена Иудина, древа Ессеева, Возлюбленный Господь, Сын Бога), посланный Отцом, вошел в лоно Девы Марии и своей мученической кончиной искупил грехи человечества.
Не ведая о Его божественной природе, дьявол (извечный враг человечества) дерзнул искушать Его, будто Тот простой человек. Даже ангелы, находившиеся на высоте, не распознав Его след, говорили тем, кто собирался отправиться с Ним, когда Он продвигался к своей награде: «Кто этот Царь Славы?»
Вторая особенность льва, когда он спит: кажется, его глаза открыты. Таким же образом наш Господь, почивая в телесном обличье, был похоронен после распятия, в то время как Его божественная сущность бодрствовала. В Песни песней говорится: «Я сплю, а мое сердце бодрствует» (Песн., 5, 2, 4). Или в Псалтири: «Дремлет и не спит хранящий Израиль» (Пс., 120: 1–8).
Третья особенность — львица рождает детенышей мертвыми, и они остаются безжизненными в течение трех дней, пока пришедший отец не дыхнет им на морды, после чего они оживают [1] . Точно так же поступил и Отец наш всемогущий, воскрешая на третий день из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Процитируем Иакова: «Он уснул как лев и львенком пробудился».
По отношению к людям природа львов такова, что они не выходят из себя, пока их не ранят.
Всякому здравомыслящему человеку следует на это обратить внимание. Ведь и люди гневаются, если с ними поступают подобным образом, и травят невиновных, вопреки христианским законам, запрещающим наказывать виновных.
Напротив, и это подтверждается множеством примеров, львы проявляют жалость к падшим, поскольку щадят тех, кто падает ниц. Они также позволяют таким пленникам возвращаться обратно в свои стаи. Кроме того, они чаще охотятся на мужчин, чем на женщин, и не убивают детей, за исключением тех случаев, когда действительно голодны.
Более того, львы избегают переедания, во-первых, потому, что принимают пищу и воду в разные дни. Если усвоение пищи не происходит, они могут обойтись лишний день без еды.
Во-вторых, когда они съедят слишком много, то аккуратно запускают лапу в рот и соответственно вытаскивают мясо. Рассказывают, что, когда им приходится убегать от кого-либо, они осуществляют то же самое действие, если перед этим поели.
Признаком возраста, наступления старости у львов становится недостаток или отсутствие зубов. Львы спариваются сзади, точно так же, как рыси, верблюды, носороги, тигры и гиены.
(Сэр Томас Браун пишет в своих «Общественных заблуждениях»: «Мы вовсе не хотели оскорбить сторонников королевской власти в Англии приводимым описанием льва и единорога. В таком положении им было бы трудно совокупиться, ибо, согласно описанию Аристотеля, львы, лисы, рыси и другие животные во время спаривания занимают совершенно противоположное положение, при котором самец залезает на самку.
Как правило, такой способ соития не свойствен зайцам, ибо существует множество способов спаривания, отличающихся по формам и различным устройствам. Одни пары делают это сбоку, как черви, другие циркулярно или осложненно, как змеи. Некоторые ничком, то есть контактно, касанием друг друга нижними частями. Обычно подобным образом поступают дикобразы, ежи, а также каракатица и крот.
Иные используют смешанный способ, иначе говоря, самец взбирается на самку или прикладывается к внешним ее частям в области зада, как поступают четвероногие животные. Другие вообще не касаются друг друга, подобно ракообразным животным, лобстерам, креветкам и моллюскам.
Таков постоянный закон соития, они его никогда не нарушают. Только человек, возможно, действует разнообразнее, руководствуясь не особенностями своего вида, а собственным разумением, проходя через аномалии и оставаясь смелым не только в действии, но и в выражении непостоянных способов похоти».)
Говорят, что обычно львица приносит от трех до пяти детенышей. Небольшие, с курчавыми гривами, львята миролюбивы, подросшие, с прямыми гривами, отличаются свирепым нравом. На настроение малышей указывает их оскаленная морда и бьющий по бокам хвост. Их храбрость коренится внутри, стойкость выражается внешне. Львы боятся резких звуков, например скрипа колес, но более всего огня.
Когда львица впервые приносит приплод, он составляет пять детенышей. В последующие годы их количество постепенно уменьшается. Впоследствии она рожает только одного львенка, после чего утрачивает способность к деторождению и навсегда остается бесплодной. Лев никогда не съест вчерашний обед, скорее останется голодным.
Какое же животное осмелится заявить о том, что является врагом льву? Ведь его рык сам по себе внушает такой ужас, что многие убегают, едва заслышав его голос, падают оглушенные и побежденные его силой!
Известно, что больной лев ищет обезьяну, чтобы ее съесть, надеясь после этого выздороветь.
Лев боится петуха, особенно белого.
Хотя лев и король зверей, он боится крошечного жала скорпиона, его может убить и яд змеи.
Нам доводилось читать о маленьких существах, называемых леонтофонтами, которых люди добывают и сразу же сжигают, чтобы получить пепел, считающийся смертельным ядом для львов. Они посыпают этим пеплом мясо и разбрасывают его на перекрестках и в тех местах, где много львиных следов, чтобы львы сожрали или, по крайней мере, попробовали его. Соответственно, лев инстинктивно преследует этих существ с ненавистью, при первой же возможности разрывая их, пользуясь своей силой и мощью своих лап.

ТИГР

Получил свое имя за проворство, ведь стрелы персов, греков и мидян называли за их скорость «тигриными».
Животное отличается красивой золотистой шкурой с множеством темных полос, храбростью и удивительной скоростью. В честь тигра называется река и считается самой быстрой из всех рек. Основное место обитания — Иркания.

Если тигрица обнаруживает пустое логовище, ввиду того что один из ее детенышей украден, она тотчас отправляется по следам вора. Похититель, даже если сел на стремительную лошадь, не сможет уйти далеко, поскольку уступает по скорости тигрице, и будет пойман. Поэтому, чтобы добыть тигренка, охотник пускается на следующую хитрость: увидев приближающуюся тигрицу, он бросает стеклянный шар, и она хватает его, увидев в нем свое уменьшенное отражение, которое принимает за собственного малыша.
Тогда она останавливается, надеясь забрать зверька. Однако вскоре понимает, что ее провели, снова бросается преследовать всадника, обуреваемая яростью, и почти настигает его.
Тогда он бросает второй шар, таким образом вновь останавливая тигрицу, у нее не возникают воспоминания о бывшей проделке, и она опять проявляет материнскую заботу. Вьется вокруг ложного отражения, ложится, намереваясь кормить шар. Так, повинуясь собственному долгу, она успокаивается и одновременно теряет своего детеныша.


ПАНТЕРА

Существует животное, именуемое пантерой, имеющее действительно разнообразную окраску, самое прекрасное и исключительно дружелюбное. В «Физиологе» написано, что она считает своим врагом только дракона.
Насытившись, пантера прячется в своем логовище и спит. Через три дня она снова просыпается и испускает громкий рык. Из ее пасти исходит весьма сладкий, напоминающий гвоздичный запах. Заслышав шум, животные следуют туда, откуда он доносится, и разносится сладостный запах. И только дракон, заслышав этот звук, бежит в подземные пещеры, объятый страхом. Там, не способный вынести запах, он впадает в спячку, будто умер.
Настоящая же пантера, Господь наш Иисус Христос, освобождает нас от власти дракона-дьявола, спустившись с небес. Он воплощается в образе сына человеческого, помогая людям искупать грехи.
Замечание Соломона по поводу Христа в символической форме обозначилось в виде пантеры, отличавшейся таким множеством оттенков, что благодаря мудрости Господа Отца он является постижимым духом, воплощением мудрости, множеством, истиной, сладчайшим, кротким, неизменным, всемогущим, всевидящим.
Поскольку пантера прекрасное животное, Господь Бог говорит о Христе: «Он красивейший из сыновей человеческих».
Это доброжелательное животное, и Исаия восклицает: «Возрадуйтесь, о дщери Сиона, дщери Иерусалима: грядет Спаситель твой» (Ис., 62: 10–12).
Божественная сущность Пантеры-Христа проявляется во время поругания, бичевания, надругательства, оскорблений, несения тернового венца. Когда его распинают на кресте, закрепляя руки гвоздями, он получает для питья желчь и уксус, а его грудь пронзают копьем. После смерти он покоится в гробнице и опускается в Ад, где связывает Великого Дракона. Однако на третий день пробуждается и производит огромный шум, испуская сладость.
Так Давид воспевает Господа нашего Иисуса Христа, восставшего из мертвых: «И воззвал Господь, как если бы он спал столь могуче, как если бы он был опьянен вином». И другое: «И воззвал он громким голосом, и голос его был слышен по всей земле».
И как только изойдет запах сладости изо рта пантеры, так все звери соберутся вместе, чтобы следовать за ней, как те, кто рядом, так и те, которые далеко. Так же поступают и евреи, иногда обладающие чувствительностью зверей, и те, кто находится рядом с Ним в связи с Законом, и те, кто далеки, то есть язычники, существующие вне закона. Все они, заслышав голос Христа, следуют за ним, говоря: «Слова Его для нас слаще меда». «Из уст Его исходит сладость, да благословит нас Господь вовеки!», «Мы следуем за Твоим ароматом». И далее: «Царь ввел меня в свою опочивальню».
Из сказанного сделаем вывод: Христос относится к нам как к малым существам. Наши души, обновленные в крещении, готовы следовать за его сладкими речами, освобождаться от земного ради небесного, чтобы правитель повел нас в свой дворец, в Иерусалим, божественный город добродетели, к горе всех святых.
Поскольку пантера животное с небольшими точками по всему телу, ее легко отличить по шарообразным пятнышкам рыжевато-коричневой, черной или белой окраски.
Она приносит потомство только один раз. Причина очевидна, когда три щенка зарождаются в лоне матери и начинают расти со временем, им не терпится выйти наружу. Поэтому они разрывают матку, в которой находятся, чтобы освободиться. Таким образом, выходят на белый свет, что сопровождается болью.
Вот почему, когда самку впоследствии снова оплодотворяют, она не стремится вновь испытать такую же боль и просто выталкивает семя наружу. Плиний замечает, что животные с острыми клыками не способны часто вынашивать детенышей, поскольку повреждаются изнутри, когда те начинают выходить наружу.

АНТИЛОПА

Одно из самых известных животных, тем более ни один охотник не может даже приблизиться к нему.
Имеет длинные рога, заостренные как пила, так что способно даже подрезать большие деревья и заставить их упасть на землю.
Испытывая жажду, отправляется к реке Евфрат и пьет воду. В тех местах повсюду встречается эрецин — невысокий кустарник с длинными гибкими веточками. Подойдя к нему, антилопа своими рогами начинает играть с ветками и вскоре запутывается в них. Когда после длительной борьбы не может освободиться, громко кричит. Услышав ее голос, охотник приходит и убивает ее.
И так поступает человек, создание Господа, который стремится быть сдержанным, целомудренным и жить духовной жизнью!
Два рога антилопы — два завета, с помощью которых вы можете искоренить в себе такие пороки, как адюльтер, внебрачную связь, алчность, зависть, гордость, убийство, клевета, пьянство, похоть и роскошь этого мира. После чего ангелы вознаградят небесными добродетелями.
Но остерегайся, о набожный человек, пут пьянства и не предавайся соблазну похоти, чтобы не оказаться в тенетах дьявола. Вино и женщины отвращают от Господа.

ЕДИНОРОГ-1

Фантастическое животное, которое греки называли носорогом [12] .
Впервые о единороге упоминает греческий историк Ктесий. Он описал фантастическое животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова темно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Основание рога белоснежное, острие ярко-красное, середина черная. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда». Видимо, образ единорога появился под влиянием средневековой книжной традиции, где его облик приобрел традиционные фантастические черты, например три ноги, девять ртов и золотой рог.
Единорог — небольшое животное, будто детеныш с одним рогом в середине лба, необычайно подвижное, так что ни один охотник не способен поймать его. Все же его можно заманить по следующей схеме.
Девственницу подводят к тому месту, где прячется единорог, и оставляют одну в лесу. Увидев девушку, он вскоре прыгает к ней на колени и обнимает. Так удается его поймать.
Наш Господь Бог является духовным Единорогом, о котором говорится: «Ты возносишь, как рог единорога» (Пс., 91: 11). В другом псалме: «Щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс., 17: 4). Тот факт, что у него один рог, означает то, что он сам говорит: «Я и Отец одно». Или, в соответствии с апостолом: «Отец и сын единосущны» (Ин., 5: 17).
Говорят, он так быстр, и никакие Власти, Силы, Престолы и Господства не способны его удержать, равно как Ад не удержит его. Даже самый искусный дьявол не одержит победу над ним, не поймает и не поймет его. Все же, повинуясь исключительно воле отца, он снизойдет в лоно девственницы ради нашего спасения.
Описание единорога как небольшого животного с приятным обликом основывается на том, как он сам говорит о себе: «Учитесь у меня, потому что я добр и скромен сердцем».
Похож на подростка или козла отпущения, потому что сам Спаситель произведен по его подобию из греховной плоти, из-за греха он был осужден на грех.
Единорог часто сражается со слонами, побеждает их, раня в живот.
В русских легендах, духовных стихах и сказках единорог именуется индрик. «Индрик» — искаженное написание древнерусского «инорог» (единорог).
Индрик похож на коня с одним или двумя рогами. Чаще всего выступает как «всем зверям отец». Похожее описание встречается и в Голубиной книге:
Индрик-зверь, всем зверям отец. Почему индрик-зверь всем зверям отец? Потому индрик-зверь всем зверям отец, А и ходит он под землею, А не держат его горы каменны, А и те-то реки быстрые. Когда выйдет он из сырой земли, А и ищет он супротивника.
В русских сказках индрика также изображают как подземного зверя, который ходит по подземелью, «словно солнышко по поднебесью». Соответственно, его считают хозяином всех подземных вод. Во многих сюжетах он выступает как противник змея, мешающего брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых версиях он выступает в роли похитителя, появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки. Герой отправляется в подземное царство по его следам. Находит единорога, вступает с ним в бой, побеждает его. Покоренный единорог становится волшебным помощником героя и помогает получить желаемое.

СЛОН

Относится к животным, не стремящимся спариваться.
Полагают, он получил свое имя от греков из-за размеров, сравнимых с горой. Напомним, в греческом гора — eliphio.
В Индии иначе, известен под именем barrus из-за своего голоса, вспомним, голос называют «баритоном», турки же зовут «слоновый» (ebur), обозначая так кость его бивней. Нос называют «хоботом» (proboscis) по аналогии с кустами (bushes), ибо с его помощью он кладет себе в рот листья. Мильтон сравнивает хобот со змеей.
Слоны защищаются бивнями. Такие большие животные больше нигде не встречаются. Персы и индусы, расположившись в деревянных башнях на их спинах, сражаются друг с другом с помощью копий, ощущая себя под их защитой, как и обороняющиеся в замках воины. Слоны обладают острым умом и памятью. Всегда ходят стадами. Совокупляются животом к спине.
Слониха вынашивает детеныша в течение двух лет. Слонята появляются несколько раз в течение жизни слонов, и всякий раз по одному. Слоны живут триста лет. Если самка хочет родить детеныша, то отправляется в сторону Рая, где находится дерево Мандрагора, ее сопровождает самец. Сначала она отрывает немного листьев, затем дает их пожевать своему самцу. Оба возбуждаются, совокупляются, и самка тотчас беременеет. Когда приходит время рожать, слониха заходит в озеро, пока вода не доходит до сосков. Тем временем самец охраняет рожающую жену, потому что в озере живет некий дракон, недружелюбно относящийся к слонам. Более того, если тот оказывается поблизости, слон убивает его и топчет до тех пор, пока не убеждается, что он действительно мертв.
Слон превосходит быков, но боится мышей, и вот почему. Его природа такова: если спотыкается, он не способен снова подняться. Вот почему, собираясь спать, наклоняется над деревом, ибо у него нет соединений в коленях. Вот почему, когда охотник подрубает дерево, а слон прислоняется к нему, он падает одновременно со стволом. Падая, он громко кричит, тотчас появляется еще один огромный слон, но он не способен поднять первого. Они кричат оба, на место действия прибывают еще двенадцать слонов, но и они не способны поднять того, который упал. Теперь уже все слоны кричат, и тут появляется весьма невзрачный слон, подходит к большому слону и поднимает его, обхватив хоботом. Кроме того, пришедший неуязвим, поэтому ни его шерсти, ни его костям, даже когда те обращаются в пепел, невозможно причинить вред. Дракон также ничего не может ему сделать.
Скажем и о том, что слон и его жена представляют Адама и Еву. До своего грехопадения они стремятся быть приятными Господу, не ведают о совокуплении и не имеют представления о грехе. После того как жена вкусила плод с древа познания (мандрагоры) и дала один фрукт своему мужчине, она тотчас превратилась в бездомного скитальца и вместе с Адамом должна была в связи со случившимся покинуть рай. Так змей ниспроверг их и превратил в изгнанников, лишив убежища Господа. Вот что происходит с теми, кто идет против Бога. За все время, пока они находились в раю, Адам не познал Еву. В Священном Писании говорится: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт., 4: 1).
Когда же приходит Большой слон, то есть еврейский закон, не способный тем не менее восстановить порядок, то есть поднять упавшее дерево (восстановить разрушенное), все складывается так же, как когда рухнул рай вместе с тем, кто попал в среду воров. Равно как не способны двенадцать слонов, то есть группа пророка, поднять его, так и Лилит не способна поднять упомянутого выше человека. Все сказанное означает, что Господь наш Иисус Христос, хотя и является самым великим, стал самым незначительным из всех слонов. Подверг себя унижению, позволил казнить, чтобы затем воскреснуть.
Кроме того, маленький слон символизирует того самаритянина, который вовлек человека в его кошмары. Ведь он, раненный, принял на себя наши слабости (грехи) и забрал их у нас. Более того, этот небесный самаритянин воспринимается как Защитник, о котором Давид сказал: «Господь хранит верных» (Пс., 31: 24). Также в связи с его прахом: «Где есть Господь, не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс., 90: 10).
Верно, что разъяренные слоны крушат все вокруг себя, до чего могут дотянуться хоботом, а то, что падает, давят своими огромными ногами. Слоны не вступают в спор по поводу слоних, измена им неведома. Им свойственно подобие доброты, порой, когда они натыкаются на человека, блуждающего в пустыне, то стараются вывести его на знакомую ему тропу.
Если слоны собираются в стада, они тщательно и неторопливо пробивают себе дорогу хоботом, чтобы случайно не убить им других животных. Если слонов используют в сражениях, они, не обращая внимания на опасность, собирают раненых и истощенных в центре своего стада.
БОБР
Животное, считающееся воплощением кротости, из его яичек изготавливают мощное лекарство. Поэтому врачи утверждают: когда бобр видит преследующего его охотника, он отгрызает свои гениталии и бросает их перед преследователем, таким образом уходя от него. Более того, когда его начинает преследовать второй охотник, бобр поднимается и показывает ему свои члены. Тот видит, что у бобра нет яичек, и оставляет его в покое.

Вот почему всякий человек, склонный подчиниться Господу, прожить целомудренно, должен отречься от всех пороков, всяких проявлений похоти и прямо заявить об этом дьяволу. Увидев его решимость, он поймет, что ничего не сможет поделать с человеком, расстроится и отстанет. Так человек, истинно верующий в Господа и не пойманный дьяволом, скажет: «Я продолжу жить праведной жизнью и достигну искомого».
Бобра также именуют кастратом из-за его поступка.

КОЗЕРОГ

Вид парнокопытных животных из рода горных козлов, распространенный в Альпах. Назван козерогом, потому что имеет два больших рога. В древности и в Средние века ибекс был героем множества суеверий, из-за чего все его атрибуты — от крови и волос до экскрементов — использовались в медицине как лекарство от всевозможных болезней.
Существует много легенд об этих животных. Например, они обладают такой силой, что, спрыгивая с высокой горной вершины вниз, не повреждаются благодаря прочным рогам.

Дикий горный козел символизирует образованного человека, привыкшего смягчать бедствия, выпадающие на его долю, обращением к Библии. Они опираются в совершении своих добродетельных поступков на Ветхий Завет и чтение Евангелия.

ГИЕНА

Названа так потому, что поддерживает свою жизнедеятельность, обитая там, где хоронят умерших. Гиена пожирает их. По своей природе то мужского, то женского рода, в зависимости от обстоятельств, считается нечистым зверем.
Ввиду негнущегося позвоночника, состоящего из одной части, не способно поворачивать шею, только всем туловищем. Солиний рассказывает множество удивительных историй. Первая о том, что гиена часто посещает овчарни и обходит дома по ночам, внимательно изучает тембр голоса и потом способна сымитировать человеческий голос. Чтобы не стать добычей человека, пробужденного ею ночью, она копирует звуки его рыданий.
Собаки также обманываются, услышав ее рыдания. Если случайно собаки во время охоты видят ее тень, они теряют голос и не могут подать сигнал охотнику.
В греческой мифологии гиены сопровождают богиню Гекату, вырывают могилы, стремясь завладеть похороненными трупами.
Дети Израилевы, служащие живому богу, вначале сравнивались с этим животным. Впоследствии, отдавшись богатству и роскоши, они поклонялись идолам и погрязли в распутстве, отчего пророк сравнивал их с животным, заявляя: «Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах» (Ис., 13: 22).
Поскольку гиены ни мужского, ни женского пола, то люди, похожие на них, ни верующие, ни язычники, а те, о которых Соломон сказал: «Никто не может служить Господу и мамоне» (Матф., 6: 24).
У этого зверя есть камень в глазу, также называемый «гиеной», который, как полагают, позволяет человеку, если тот сохранит его под языком, предвидеть будущее. Верно, если гиена обойдет вокруг любого животного три раза, оно не сможет двигаться. Поэтому им приписывают магические свойства.
В некоторых регионах Эфиопии она совокупляется с львицей, от этого союза рождается чудовище, известное как кротот. Оно также способно воспроизводить голоса людей. Говорят также, что гиена не способна поворачивать назад голову благодаря жесткости позвоночника, так что ничего не видит, пока не повернется. Она не имеет зубов, только зубные кости, закрывающиеся наподобие коробки, так что их ничто не способно затупить.

ОБЕЗЬЯНА

Называют «похожими» на людей (лат. simia), ибо, по мнению многих, они очень напоминают людей. Они сообразительны, веселы во время новолуния. Когда приходит время половинной и полной луны, впадают в депрессию.
Такова природа обезьяны. Когда она рождает близнецов, то высоко чтит одного и с презрением относится к другому. Вот почему, когда ее преследует охотник, она сжимает в лапах того, кто ей нравится, помещая его перед собой. Второго располагает на спине, чтобы тот держался за шею. Устав бежать на передних ногах, она вынуждена бросить того, которого любит, нести того, кого ненавидит, волей-неволей.
У обезьян нет хвоста. Схожи с дьяволом, поскольку у него есть голова, но нет хвоста (caudex).
В целом обезьяны неуклюжи, их нижняя часть действительно непривлекательна и ужасна. Точно так же и у дьявола имелся прочный низ, когда он находился среди небесных ангелов, будучи лицемерным и коварным, он потерял хвост, собственный отличительный признак, в знак того, что в конце концов погибнет.
Апостол сказал по этому поводу: «Те, кого Господь истребит своим дыханием».
«Человекоподобная обезьяна» (simia) в переводе с греческого означает «с расплющенным носом». Так мы и зовем обезьян, поскольку у них курносые носы и отвратительное выражение лица с морщинами, похотливо раздувающимися во время криков. Полагают, отличительной чертой козлов также является курносый нос.
У мартышек есть хвосты. Они единственные отличаются рассудительностью, среди тех, кто упоминался.
Многочисленны среди обезьян павианы. Они часто встречаются в Эфиопии. Отличаются резкостью прыжков и свирепостью, особенно если кусаются. Не теряют своих свойств и после дрессировки.
Как обезьян рассматривают и сфинксов. Они волосаты, беззащитны и покорны, готовы расстаться со своей свободой.

КОЗЕЛ ГОРНЫЙ

Представляет собой животное, названное так за стремление укрыться среди горных утесов (aspera captet).
Другие называют его caper из-за шума, производимого копытами (crepita). Последние представляют собой диких козлов, которых греки обычно называли «доркас», поскольку они обладали весьма острым зрением. Паслись на альпийских лугах и издалека распознавали приближающихся людей, отличая путников от охотников.
Так Господь наш Иисус Христос располагался на высоких горах, где обращался к пророкам и апостолам. В Песни песней говорится: «Друг мой подобен серне или молодому козлу, вот он идет, скачет по горам, прыгает по холмам» (Песн., 2: 8).
Наш Господь пасет людей в Церкви, как вы знаете, добродетельные поступки христиан служат пищей для него, ибо он говорит: «побеждай зло добром», «если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его» (Рим., 12: 20).
В долинах гор осуществляются намерения Церкви. В Песни песней читаем: «Возлюбленный мой, будь подобен серне или молодому оленю» (Песн., 8: 14).
Поскольку козлы обладают острым зрением, способны далеко видеть и распознавать людей, они символизируют своими действиями Господа нашего, Господа Всемогущего, знающего обо всех. Из другого отрывка Писания следует: «Верховный бог смотрит на простых людей и высокомерно глядит с алтарей, он, кто создал все вещи и основал правила и епархии, изучает, стремясь постигнуть абсолютно все, что делается в наших сердцах. Тогда станем говорить, что Святой Козел действительно способен распознать праведника от неправедника (путника, то есть ищущего от прохожего, охотника), когда тот приближается к алтарю».
Точно так же Христос распознает пороки предавших его, заявляя: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин., 13: 21).

МУРАВЕЙ

У муравья три особенности.
Первая связана с тем, что эти существа двигаются цепочкой, и каждое несет во рту одно зернышко. Их товарищи не говорят «дайте нам ваши зернышки» нагруженным особям, а идут вдоль следа последних до того места, где находят зерно и переносят обратно к следующему месту.
Как вы видите, простые слова вовсе не очевидны. Осторожные люди, подобно муравьям, отправляются туда, где в будущем получат вознаграждение.
Вторая особенность заключается в том, что, складывая семена в муравейнике, они делят их надвое, чтобы не умереть с голоду, если часть семян подмокнет и прорастет.
О человек, раздели точно так же слова Библии, то есть распознай их духовное и плотское значение, иначе слово закона станет причиной твоей смерти. Ведь как заметил апостол: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор., 3: 6). Евреи, уделяющие внимание только письму, пренебрегая духовным значением, умрут от голода.
Третья особенность заключается в том, что во время голода муравей ползает среди посевов и чувствует ртом, где находится стебель ячменя или пшеницы. Если он чувствует пшеницу, карабкается по верхушке стебля, находит зерно и переносит к своему жилищу. Ячмень же предназначен для больших животных.
Как сказал Иов: «Вместо пшеницы, Бог дал им ячмень». О том же речь идет и в учении еретиков. Именно подобные вещи разбивают и уничтожают души людей, как в случае дробления зерна, и сбор выбрасывается далеко прочь. Бегите же, христиане, ото всех еретиков, чьи догмы ложны и не соответствуют истине.
Более того, в Священном Писании говорится: «Муравьи — народ не сильный, но летом заготавливают пищу свою», то есть закладывают урожай собственным трудом. У них нет запертых амбаров, неприступной стражи и нерушимых складов. Смотритель людей видит воров, которым не способен помешать, владелец предвидит свои потери и не мстит.
Как только добычу соберут в черную груду, муравьи начинали кишеть по полям вдоль дорог, сопровождая путешественников. Если невозможно удержать зерно во рту, они переносят его на себе. Владелец урожая наблюдал, не вмешиваясь.
Муравьи славятся и тем, что предчувствуют погоду. Ведь когда замечают, что их припасы сыреют и намокают от дождя, то после прилежного изучения атмосферы решают, что им надлежит сделать, снова переносить свои кучи зерна или выносить наружу, чтобы зерна можно было просушить в солнечную погоду без признаков дождя.
Наконец, когда вы не видите ни малейших признаков дождя в небе, муравьи станут перетаскивать обратно в свои хранилища фрукты.
ОРЕЛ
Получил свое (aquila) имя благодаря остроте (acumine) глаз. Орел, находящийся на огромной высоте, способен видеть, как плавают маленькие рыбки, а человек не может его увидеть с земли. Обрушившись на свою жертву молнией, орлы способны унести захваченную добычу на крыльях [93] .
Совершенно очевиден и тот факт, что, когда орел стареет, его крылья тяжелеют, глаза покрываются пленкой, он отправляется на поиски животворного источника. Поднимается выше и выше, к солнцу [94] . Заметив источник, камнем падает вниз и трижды ныряет в него, в конце концов вознаграждается огромной энергией, новым оперением и великолепным зрением.
Проделай же то самое, о человек, облаченный в старые одеяния и утративший остроту сердца. Найди духовный источник (Слово Господа) и обрати свои глаза (разум) к Господу, источнику справедливости, и тогда твоя молодость вернется к тебе, как к орлу.
Говорят, орел представляет своих птенцов солнечным лучам, поднимая их ввысь с помощью когтей. Тот орленок, что не отводит своих глаз от ослепительного света солнца, подтверждает истинную природу и благополучно возвращается в гнездо.
Тот же, кто отворачивается от солнечных лучей, отбрасывается как выродок, не получая такой награды, ибо не считается достойным воспитывать подобную неженку и о нем никто не будет беспокоиться.
Родитель не станет осуждать своего ребенка, подчиняясь твердости сердца, исходя лишь из чистоты своих суждений, в равной степени не будет стремиться к тому, чтобы сделать свое подобие, равно как и не отречется от него как от какого-то незнакомца.

ЛЫСУХА-1

Многие согласятся с тем, что жесткое, поистине спартанское поведение величественных птиц смягчается их милостью по отношению к другим, более слабым птицам. Так, лысуха, по-гречески именуемая fene [96] , подбирает выброшенного или изгнанного из гнезда птенца, например орла, и выращивает его вместе со своими малышами, кормит его с той же материнской заботой, какую проявляет к собственным отпрыскам.
Насколько же милосердна лысуха, поддерживающая представителя незнакомого ей рода, в то время как люди отворачиваются от детенышей собственного рода с враждебной жестокостью!
Хотя подросший орел так и не станет ей подобным, она не прогонит его, в отличие от нас, отказывающихся от того, кого признаем равным себе.

ГРИФ-СТЕРВЯТНИК

Поговаривают, свое прозвище он получил благодаря небольшой скорости полета (a volatu tardo), хотя он просто не может быстро двигаться из-за величины своего тела. Как и орлы, грифы обладают прекрасным зрением и замечают падаль, даже когда находятся высоко над землей или водой. Они способны различить многие вещи, которые спрятаны от нас горами.
Считается, что грифы не отправляются на случку. Самки сходятся без всякой помощи со стороны мужских особей и производят потомство. Рожденные подобным образом птенцы доживают до преклонного возраста, ибо период их жизни доходит до сотен лет, хотя конец краткого отрезка жизни не дается легко.
Что же должны говорить люди, привыкшие высмеивать мистерии, услышав, что девственная птица родила, люди, которые полагают, что рождение ребенка невозможно для незамужней женщины, ибо благопристойность не позволила ей познать мужчину? По идее они должны задуматься о том, что произошло с Матерью Господа, ведь не могло же с Ней не случиться то, что происходит с грифом
Птица способна плодить без самца, и никто не осуждает ее. Когда же обрученная Дева Мария рожает, люди начинают оспаривать ее целомудрие.
По некоторым признакам грифы способны предвидеть смерть человека. Предсказатели использовали их во время войны на поле боя, когда сходились две армии. Птицы следовали за ними, вытянувшись в линию, демонстрируя длиной своей колонны, скольким солдатам суждено пасть в сражении. По числу собравшихся птиц судили о том, сколько людей станут их добычей.

ИБИС

Птица ибис чистит свои внутренности с помощью собственного клюва. Наслаждается поеданием трупов или яиц змей, забирает еду и кормит птенцов, которые только так получают удовлетворение. День и ночь фланирует около морского побережья, разыскивая мертвую рыбу или другие трупы, выброшенные волнами. Опасается входить в воду, потому что не умеет плавать.
Птица напоминает сексуального человека, который стремится совершать дурные поступки, будто находя в этом счастье, поэтому его несчастная душа нуждается в наказании.
Как добродетельный христианин, заново рожденный после крещения водой и Святым Духом, входит в духовный океан таинств Господа, ты вознаграждаешься самой прекрасной пищей духовной, о которой Спаситель сказал апостолам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (2 Гал., 5: 22).
Теперь, если солнце и луна не выпускают свои крестообразные лучи, они не сияют, если птицы не распускают свои крылья в виде креста, они не могут лететь. Так же и человек, если ты не осенишь себя знаком креста и не расправишь свои крылья любви, ты не сможешь выдержать искушения этого мира и прийти в тихую гавань небесной земли.
Наконец, когда Моисей поднял руки как птица, Израиль стал доминировать, когда он их опустил, амаликитяне победили.

СТРАУС

Встречается животное, называемое ассида, или страус. Греки называли его struthiocamelus, римляне — struthio. У птицы есть крылья, но она не летает. Более того, у нее ноги как у верблюда.
Когда приходит время откладывать яйца, страус поднимает глаза к небу, высматривает звезды, которые называются Плеядами, и не откладывает яйца до тех пор, пока они не появляются. Когда же он почувствует приход этого созвездия (в июне), начинает крутиться, роет в земле ямку, откладывает яйца и покрывает их песком. Потом встает, мгновенно забывая о них и никогда больше не возвращаясь обратно.
Мягкость климата отмечается в июне. Прогреваемый теплом песок становится своего рода инкубатором, позволяющим птенцам вылупиться и вырасти.
Если же страус чувствует времена года и свое время, пренебрегая земными вещами и привязываясь к небесным высотам, забывая о своих отпрысках, как же должен ты, о человек, сильно тянуться к зову Господа. Ведь именно он создал тебя из праха, просветил, вывел из власти тьмы и поместил вместе с главными своими праведниками в Царство Небесное.

ЛЫСУХА-2

Относится к водоплавающим, весьма проницательна и прозорлива, не ест мертвечину. Не любит странствовать и перелетать с места на место. Напротив, склонна жить на одном месте.
Так живут и все верующие, всегда держатся вместе, находят умиротворение в католической церкви, не шатаются бесцельно в разных направлениях, как еретики. Их не прельщают светские привязанности и желания.
Господь призывает их жить «с мыслью о доме». Там они получают ежедневную пищу, еду и питье бессмертия, поистине драгоценную кровь Христа, восстанавливаясь словом Божьим, слаще меда и медовых сот.

ФЕНИКС

Птица из Аравии. Получила свое имя благодаря красновато-пурпурному оттенку (phoeniceus). Она уникальна, другой такой во всем мире нет. Живет до пятисот лет.
Когда феникс замечает, что стареет, устраивает себе погребальный костер, собирая немного пряных веток. Затем, повернув тело к лучам солнца и хлопая крыльями, самовозгорается, пока полностью не сгорает. Затем — и это совершенно достоверно, на девятый день возрождается из собственного пепла!
Характер птицы описал Иисус: «„Дана Мне всякая власть на небе и на земле“. Ежели феникс обладает властью умирать и возрождаться, почему, глупый человек, тебя так шокируют слова Господа… когда Он говорит, что спустился вниз с небес ради людей и ради нашего спасения. Тот, кто наполнил свои крылья запахом сладости из Нового и Ветхого Завета, кто вознес себя на крест, чтобы пострадать ради нас и воскреснуть на третий день?»
Итак, повторяем, что феникс проводит свое время в Аравии, и продолжительность его жизни достигает пятисот лет. Потом создает гроб из ладана, мирра и других специй, куда погружается и умирает. В это время в туловище образуются черви, они постепенно взрослеют, и в назначенное время появляется фникс в своем прежнем обличье с драгоценными перьями!
Таким образом, символический характер птицы учит нас верить в воскрешение из мертвых.
Необъяснимо, но эта птица без всяких видимых причин проходит воскрешение, несмотря на то что птицы существуют ради добродетели людей, а вовсе не люди ради птиц. Она являет собой пример того, что Создатель не допускает, чтобы его священные создания навсегда исчезли, желая их возрождения из семени своего.
Кто открывает простодушному фениксу день смерти?
Как многое должен сделать ты, человек, изготовив собственный гроб веры, и лечь уже в виде пожилого человека в новый гроб! Христос есть твой гроб, тот щит, который прячет тебя в судный день. Ты веришь в то, что гроб означает защиту, ведь начертано на нем: «Я защищу его».
Поистине, вера твоя — твой гроб. Наполнив его главными добродетелями, среди которых непорочность, сострадание и справедливость, ты защитишь свою жизнь самыми сладостными внутренними покоями вместе с запахами благородных поступков.
Пусть уход из этой жизни найдет тебя облаченным в веру, кости обрастут жиром и превратятся в хорошо удобренный сад, чьи семена быстро поднимутся.
Следовательно, предвидьте день смерти своей, как знал его святой Павел, когда сказал: «Праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им» (Гал., 3: 11).
Он, как и добродетельный феникс, вошел в свой гроб, который наполнил благоуханием мученичества.

УДОД-1

Птица, которая, завидев, что ее родители стареют, выщипывает свои перья, чтобы согреть их, и вылизывает им глаза. К родителям возвращается здоровье. Все выглядит так, будто они говорят отцу и матери: «В свое время вы усердно поработали, чтобы вырастить меня, теперь я собираюсь сделать то же самое для вас».
Заметим, если эти птицы, не обладая разумом, способны проявлять нежность друг к другу, как же сильно должен более рациональный человек стремиться вернуть прежнюю заботу родителей?

Ведь в Законе (Моисеевом) говорится: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою» (Втор., 27: 15). Оскорбление приравнивается к убийству отца или матери.

ПЕЛИКАН

Птица, живущая в уединенных местах Нила, возможно, отсюда и ее имя. Считается, что на греческом, египетском называется canopos. Пеликаны необычайно преданы своим птенцам. Однако, когда те рождаются и по мере роста хлопают родителей по лицу крыльями, тогда те, отступив назад, убивают их. Через три дня мать разрывает себе грудь, открывает одну сторону, ложится на птенца, изливая на мертвых свою кровь, тем самым возвращая их к жизни.
Так же и Господь наш Иисус Христос, прародитель и творец всех созданных вещей, порождает нас и призывает существовать из ничего. Мы же, напротив, ударяем Его по лицу. Как говорил пророк Исаия: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис., 1: 2). Мы ударяем его в лицо, посвящая себя скорее созданному, чем создателю.
Вот почему Он взошел на вершину креста, и, когда Его бок пронзили, из него потекли кровь и вода ради нашего спасения и вечной жизни.

НОЧНАЯ СОВА

Названа так (noctua) потому, что летает ночью (nox). Ее нельзя увидеть днем в связи с ослабленным от восходящего солнца зрением.
Это небольшая сова, гораздо меньше филина, самого крупного представителя сов. Любит тьму, избегает появляться днем, поскольку есть мнение, что она не переносит дневной свет.
Совы символизируют евреев, отвергших Спасителя, когда тот пришел освободить их, заявив: «Мы не знаем другого Господина, кроме Цезаря». Евреи ценят тьму больше, чем свет.
Вследствие этого Господь оказывается не евреем и распространяет свои лучи на нас, тех, кто сидит во тьме и в тени смерти, учитывая то, что написал святой Петр: «Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1 Петр., 2: 10).

СИРЕНА

«Физиолог» повествует о смертоносных существах, представляющих собой человека от головы до пупка, нижняя часть, вплоть до ног, как у птицы с крыльями. Издают мелодичные звуки, их песни прелестны, таким образом они очаровывают моряков, завлекая их на свой остров. Соблазняют слух несчастных парней удивительно сладостными песнями и усыпляют их. Видя, что моряки крепко заснули, внезапно налетают и разрывают их на куски.
Таков путь невежественных и неосторожных человеческих существ, прельщенных прекраснейшими голосами, иначе говоря, очарованных нескромностью, хвастовством и удовольствиями. Так они развращаются комедиями, трагедиями и разнообразными песенками, совершенно теряя рассудок, словно впадают в глубокий сон, неожиданно попадая в когти врага.
(Хотя дама на иллюстрации и с рыбьим хвостом, это абсолютно не согласуется с текстом. Настоящие сирены вовсе не были русалками. Альдрованд причисляет их к соловьям, отсюда и имя мифологических волшебниц, очаровавших Улисса, они считались самыми прекрасными из всех пернатых музыкантов.
Возможно, существует и другая причина. Если мы проанализируем их анатомию в тексте, не руководствуясь изображением, поймем, что они всего лишь птицы с головами людей, способные петь так же красиво, как женщины, так же модулируя, поскольку обладали человеческой гортанью и схожими представлениями о музыке.
Аллегория следующая. Заслышав магическую музыку соловьев, плывшие вдоль побережья Средиземного моря моряки, скорее всего, слишком близко подходили к скалам и терпели кораблекрушение. Таково объяснение сути, по крайней мере, так можно ответить на одну из загадок сэра Томаса Брауна.
Доктор Людвиг Кох с помощью граммофонной записи смог бы ответить, какую песню поет сирена, а также предположить, какое имя принял Ахилл, спрятавшись среди женщин.)

(СЕРАЯ) КУРОПАТКА

Получила свое имя (perdix) благодаря тому, что производит соответствующий звук.
Хитрая, противная птица.
Самец иногда карабкается на самку, удовлетворяя сексуальный аппетит и пренебрегая сексуальными законами. Более того, он настолько извращенное существо, что крадет яйца другой самки. Когда птенцы вылупляются и слышат зов кровной матери, они инстинктивно убегают от той, которая их высиживала.
Подобное поведение свойственно дьяволу, который все время пытается украсть детей Вечного Создателя. Ежели те глупы или не обладают достаточной силой воли и внутренним спокойствием, он увлекает их и обольщает телесно и духовно. Однако, заслышав зов Христа, мудрые, обретя духовные крылья, улетают прочь с верой в Иисуса.
Куропатки обеспечивают себе защиту с помощью умной маскировки. Они овивают свои гнезда колючими кустарниками, и животные не могут напасть на них из опасения пораниться острыми ветками. В качестве маскировки яиц используется грязь. Кроме того, птицы возвращаются к гнезду окольными путями. Самки обычно уводят птенцов, стремясь обмануть самцов, ибо последние часто нападают, когда детеныши ласкаются и раздражают их.
Самцов утомляют частые сексуальные сношения. Они сражаются друг с другом за самку, веря, что побежденный самец склонен к соитию, как и самка.
Жажда совокупления раздражает самку, даже когда ветер дует на них со стороны самцов, они беременеют от запаха.
Другая особенность заключается в том, что, если человек подойдет близко к тому месту, где высиживает куропатка, она выходит к нему навстречу и притворяется, что ослабла, ее не держат ноги и крылья, и в любой момент ее можно поймать. Словом, изобретает всевозможные уловки, а на самом деле медленно отходит в другую сторону. Благодаря своей стратегии увлекает и обманывает прохожего, отводя от гнезда и удаляя прочь. Совершенно очевидно, они проявляют особое рвение, стремясь охранить своих детенышей.
Когда куропатки замечают, что разведали обстановку, они поворачиваются, поднимают ногами облака пыли, которая искусно их окутывает, скрывая от противника.

ГОЛУБЬ

По сути, обычная птица, не склонная к враждебности, самим своим взглядом излучает любовь.
Также и проповедники свободны от желчности или ядовитости и, даже впадая в ярость, не дают волю гневу, поскольку приходят в исступление по вполне добродетельным причинам.
Вместо песни голубь воркует.
Проповедники, отходя от провокационных песен и обычаев времени, стенают над собственными грехами и грехами всех прочих.
В равной степени голубь стучит по предметам, что соотносится с проповедниками, которые не должны искажать священные тексты, как это делают еретики.
Голубь подбирает лучшие зерна, священники выбирают максимы из Священного Писания.
Птица выращивает других птенцов, проповедники своими наставлениями питают молодежь, отвращая тех, кто явно склонен к греху, обращая к Христу.
Птица сидит около потока, чтобы, завидев ястреба, нырнуть и спастись. Проповедники живут около священного писателя с тем, чтобы, завидев нападение и искушение, исходящие из дьявола, погрузиться в Писание и тем самым спастись.
Птица защищает себя крыльями, проповедники укрепляют и защищают себя учением Отцов Церкви.
Голуби гнездятся в дырах в скалах, проповедники ищут убежище в вере Христа, о котором говорится: «Более того, Скала была Христом».
Птица обладает способностью восстанавливать утраченное зрение, проповедники, если некий дар святого креста был утрачен из-за совершенного грехи, восстанавливают его, как и птица, духом пророчества. Птицы повсюду летают стаями, проповедники, относящиеся к католической вере, группой следуют путем добродетели и совершают богоугодные дела.
Добродетелью мы постепенно ускоряем путь к Господу.

ГОРЛИЦА

Получила свое имя благодаря воркующему голосу. Застенчивая птица живет на вершинах гор в одиночестве. Избегая населенных мест и человеческих жилищ, улетает в леса.
В зимнее время, когда линяет, селится в древесных дуплах и полых стволах.
Опасаясь нападения волка на ее птенцов, горлица разбрасывает над гнездом листья морского лука, волкам не нравятся эти листья.
Распространено поверье о том, что, когда горлица вдовеет, она опасается осквернить семейное ложе и выступает против супружеских отношений. Ведь ее первую любовь предали, она разочарована, поскольку возлюбленный предал ее своей смертью, она оплакивает свою любовь, в которой больше печали в связи со смертью, чем в свое время радости.
Она отказывается повторить прежний опыт, равно как не хочет нарушить целомудрие или забыть права своего преданного супруга. Только его она продолжает любить, именно его женой продолжает себя считать.

Знай же теперь, о женщина, каким может быть настоящее вдовство, способное проявиться даже у птиц.
Кто обучил горлиц таким правилам? Найдется ли мужчина, готовый на подобное самопожертвование? Нет, ни один. Даже Павел обозначил правила вдовства, говоря о том, чтобы молодые женились, рожали сыновей, становясь главами семьи и не давая лазейку врагу. Он везде говорит об этом.
Павлу хотелось, чтобы женщины хранили целомудрие, свойственное горлицам, в других случаях настаивал на обычае супружеских отношений, ибо простые женщины редко подходят под образ горлицы.
Господь явил милость и расположение по отношению к горлице, даруя добродетель воздержания. Цветок юности не возгорелся у птицы, не пленилась она искушением мгновения. Она не может нарушить свое слово, поскольку хранит целомудрие с тех пор, как стала новобрачной.

ПЕТУХ

Назван так (gallus) потому, что его кастрируют. Единственный представитель птичьего семейства, чьи гениталии удаляются. Древние римляне назвали его галли (жрецы Кибелы), что означает «отсеченный».
Курица приняла название gallina от петуха gallinus, так же как львица получила свое имя благодаря льву, драконица — дракону. Полагают, петушьи конечности съедают вместе с жидким золотом в качестве лекарства.
Ночное пение петуха не только приятно, но и полезно. Прекрасно, когда крик петуха раздается вовремя. Он будит спящего, успокаивает беспокойного и утешает путешествующего, поясняя своими музыкальными звуками, сколько времени прошло.
В петушиный час грабитель прекращает свои ухищрения, сама утренняя звезда просыпается и сияет на небе. Заслышав его пение, испуганный матрос понимает, что закончились его горести, иногда даже успокаивается буря, отходя от последнего ночного шторма.
От его кукареканья набожные люди поднимаются на молитву, священник несет службу. Именно после петушиного крика Петр смыл свой грех, когда отрекся от Христа.
Именно благодаря его песне к больным возвращается надежда, утихает боль, спадает жар от лихорадки, вера возвращается к тем, кто ее утратил. Христос обращает свое лицо к колеблющимся или поддерживает ошибающихся, стремясь, чтобы непостоянство желаний и разбросанность мыслей ушли, как сомнения на последующей исповеди.
В Писании сказано, что случайностей не бывает, исключительно только по воле Господа.

ВАСИЛИСК

Мифическое животное, упоминаемое в легендах, духовных стихах и заговорах. Название проистекает из неточного перевода древнееврейского слова «пэтан» — кобра (Пс., 90: 13).
Образ василиска впервые появился в древнегреческих источниках для обозначения змеи с диадемой на голове (как кобра перед нападением). Взглядом она убивает все живое. И в греческом, и в латинском называется Regulus и переводится как принц, так как является королем змей.
Оттуда образ василиска проник в средневековые бестиарии и легенды. В Средние века василиска изображали с телом петуха и хвостом змеи. В славянском мире представляли огромным змеем, убивающим ядом, взглядом и дыханием. В легендах многих народов отмечается особый взгляд василиска, проникающий сквозь стены и обращающий все живое в камень. Если он увидит свое отражение в зеркале, умрет. От его взгляда ни одна летающая птица не пролетит неповрежденной, даже если находится далеко от пасти чудовища, она обжигается и поглощается.
В славянских источниках также говорится, что у него голова индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи. Внешне напоминает огромную ящерицу с гребнем на голове и длинным раздвоенным языком.
Сведения о рождении василиска противоречивы. В одной легенде рассказывается о том, что он вылупляется из петушиного яйца, высиженного жабой. Другая гласит, что петух высиживает яйцо с василиском в алтаре. Сам василиск тоже может нести яйца, из которых вылупляются гадюки.
Согласно поверьям, он обитает в пещерах, где проводит светлое время суток. Не переносит солнечного света и крика петуха, поэтому может покидать убежище только ночью. В пещерах находит пищу, поскольку ест только камни.
Тем не менее василисков способны победить ласки. Люди обычно выпускают их в логовище, где те прячутся. Завидя зверька, василиск бежит прочь. Ласка преследует его и убивает. Господь никому не позволяет быть неотомщенным.
Еще говорят, василиск представляет собой существо с продольными полосами и белыми отметинами шесть дюймов величиной. Как и скорпион, он часто покидает пустыню, где обитает. Прежде чем люди смогут добраться до реки, он напускает на них бешенство, и они сходят с ума. Его шипение напоминает змеиное, но гораздо громче, этим он способен убить и сжечь, а также умертвить укусом.

АСПИД

Получил свое название потому, что во время укуса впрыскивает в жертву свой яд. Греки называли яд ios, отсюда «аспид», уничтожающий жертву ядовитым жалом. На самом деле аспид всегда действует ртом, широко открыв его, кусает, выделяя яд, раня и убивая животных.
Рассказывают, что, услышав зачаровывающую мелодию заклинателя, которая выманивает из норы, аспид прикладывает одно ухо к земле, закрывая другое кончиком хвоста. Таким образом, не слыша магических звуков, не поддается заклинателю.
На самом деле таковы все люди. Одним ухом остаются глухи к мирским желаниям, пытаясь другим не слышать голоса Господа, говорящего: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк., 14: 33). Кроме людей, аспиды — единственные существа, отказывающиеся услышать разумное.
Люди слепы, потому не слышат небеса, равно как и не хотят уразуметь деяния Господа.

РЫБА-КИТ

Aspidodelone — кит или чудовище, которое проглотило пророка Иону. Его брюхо столь огромно, что потенциальные жертвы принимали его за преисподнюю. Иона пишет: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой» (Ион., 2: 2).
Животное приподнимает спину в открытом море над волнами и плывет куда захочет. Иногда просто лежит на спине, его заносит песком, на нем вырастают кусты. Когда же начинается буря, оно шевелится, пытаясь удержаться на месте.
Моряки, которым случается идти этим маршрутом, принимают животное за остров и высаживаются на него. Разводят костер. Однако, почувствовав жар огня, кит неожиданно ныряет в бездну и тащит ставший на якорь корабль за собой.
Перед нами путь, который неверующие сами себе же уготавливают, я имею в виду людей, не желающих осознавать уловки дьявола, верят в него и его деяния, привязываются к нему и позволяют себе войти в геенну огненную.
Когда чудовище голодно, оно открывает пасть и выпускает приятно пахнущий аромат. Небольшие рыбки, чувствуя запах, собираются в стаю и попадают к нему в рот. Естественно, когда кит понимает, что пасть наполнилась, он тотчас закрывает ее, поглотив рыбешек. Так же и люди, которым недостает веры, предаются удовольствию. Потакают своим желаниям, будто одурманенные ароматом. И тут дьявол пожирает их.

Об авторе все произведения автора >>>

Viktor Dolgalev, Камышин, Россия

 
Прочитано 3959 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Настоящая любовь - Анастасия Красота

Сила слов неизмерима... - Елена Доманская

Каверза. - Евгений Дроздов

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
молитва - Крылосов Александр

Публицистика :
Бог, дьявол, человек - Александр Грайцер

Поэзия :
Осенняя молитва - Вячеслав Смирнов

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100