Для ТЕБЯ - христианская газета

И снова про любовь
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

И снова про любовь



Уже пятый раз подряд перечитываю первую главу Послания к Ефесянам и не могу понять, о чем говорит Апостол. Смысл слов непостижим, как будто запечатан.
Господи! Дух Святой! Открой мне, о чем говорит здесь Павел?
И Господь ответил на мою молитву: "Начни славить и благодарить Бога за то, что Он сделал для тебя."
Таков был ответ Божий.
Я решил послушаться Святого Духа и начал благодарить Бога. И в благодарственной молитве как бы слился в едином благодарении с Апостолом Павлом. Слова благодарности, записанные в первой главе Послания к Ефесянам, стали исходить и из моего сердца.
Боже, какой восторг!
Какой благолепный восторг изливается из сердца Павла, когда он вспоминает о Боге нашем: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас!"
Нельзя читать стихи первой главы Послания к Ефесянам, обращенные к Богу, ни в какой другой интонации, кроме восхищения и благодарения. Нельзя читать с сердцем, не наполненным радостным восхищением пред Богом и делами Его. Иначе просто не поймешь Апостола.
Да, Павел любил Бога.
Искренне любил.
Восхищенно любил.
Любил и благодарил Бога за всех верующих в Иисуса Христа.
Посему и я, услышав о вашей вере в Иисуса Христа и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих. (Еф.1:15,16)
Апостол благодарил и просил Отца Небесного о благодати, чтобы познали верующие из Ефесской церкви, а впоследствии и мы – в чем состоит надежда призвания Божьего (Еф.1:18).
Так как Он (Бог Отец) избрал нас в Нем (Иисусе Христе), чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви. (Еф.1:4)
Вот в чем, оказывается, цель призвания Божьего. Творец, создавая человечество, изначально задумал, чтобы из среды нас избрать тех, кто будет вечно пребывать пред Ним в Его любви; кто будет вечно пребывать святым, избранным и непорочным.
Конечно, Творец желает, чтобы все люди пребывали как бы в пространстве и времени Его любви, пребывали в любви, пребывающей в людях, а сами люди пребывали в Боге. Но, к сожалению, не все, а лишь единицы отвечают на Его любовь.
Послание Апостола Павла к Ефесской церкви – это послание о любви. Послание о том, как обрести любовь и как познать Божью любовь. Послание о том, чтобы мы стали святы и непорочны в Его любви.
Вот благодать Божия и дар Святого Духа!

Хотя Павел написал свое послание в первом веке и написал его к Ефесянам, но Святой Дух и поныне призывает и назидает нас через те строки о любви. Чтобы и мы стали святы и непорочны в любви.

Прежде чем продолжите чтение, прошу вас остановиться, чтобы вспомнить свои переживания любви – земные переживания земной любви. Ведь, согласитесь, недопустимо, даже кощунственно к теме любви подходить наспех: вот сейчас быстренько почитаю, и… быстренько займусь другими, более важными на этот час, делами.

Сначала объясню, о какой именно любви здесь пойдет речь; потому что у нас, в русском языке и мой друг любит пельмени, и мама любит своего ребенка, и муж любит свою жену, и верующий любит Бога, и Господь Бог любит нас – все выражается одним словом: "любит".
Есть любовь, как влечение между мужчиной и женщиной, чувственная любовь. Здесь не об этой любви пойдет речь.
Есть любовь, как душевная привязанность, возникающая в результате общения и взаимных переживаний. Здесь не об этой любви пойдет речь.
Есть любовь еще более возвышенная – духовная любовь, она способна быть безусловной. Такая любовь не присуща душевному человеку, ее можно познать только от Бога и принять от Бога как основополагающий жизненный дар. Об этой любви здесь пойдет речь.

Любовь.
Любовь?
Любовь, какая она?
Любовь – она радостная.
Некоторые богословы пишут: "Помни о смерти, и тогда не будешь грешить". Конечно, страх наказания может удержать нас от согрешений. Но в страхе ведь нет любви. В памятовании о смерти и о суде нет любви, ни к человекам, ни к Богу. В памяти о своей смерти нет любви к Иисусу Христу.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Иоан.4:18)
Выйдите на улицу, в парк – туда, где родители гуляют со своими детьми, и посмотрите на маму, гуляющую с ребенком. Она счастлива. Она счастлива просто от того, что её ребенок радуется ей, она и дома счастлива с ним, счастлива от того, что купает, кормит – заботится о своем малыше. И обратите внимание, при её заботе, при её недосыпании и волнении, ей даже и в голову не придет мысль, что она совершает "подвиг любви". Она просто счастлива: ведь она любит своего малыша.

Любовь, какая она?
Разве она в наших благоразумных поступках?
Нет, если я буду трезво обдумывать и планировать каждое свое слово, каждый свой поступок – это будет лишь трезвый расчет. Это будет деяние правильное, может быть даже совершенное, но не любовь.
Любовь – она эмоциональная. Любовь – это больше порыв сердца, чем трезвый расчет ума.
Стоп! Но если мы по любви можем поступать несовершенным образом, почему любовь приятна Богу? Почему любовь лучше трезвого рассудка и точного соблюдения закона (например, как у святых Ангелов)?
Наверно, потому, что по любви мы никогда не ищем своего, а всегда (даже если и ошибаемся) ищем блага тому, кого любим.
Я сейчас вспомнил место из Священного Писания, где рассказывается, что Иисус Христос заплакал, видя, как плакали по умершему Лазарю его сестры и друзья.
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. (Иоан.11:33-36)
Иисус заплакал. Иисус плакал, – но почему Он плакал, – Он ведь знал, что Лазарь сейчас будет Им воскрешен? Да, Иисус, конечно же, знал и о воскресении Лазаря, и о том, что это воскресение будет одним из важнейших эпизодов в Его земном служении. Но Он заплакал по порыву Своего сердца, заплакал, просто потому что любил Лазаря.
Воистину любовь больше чем безгрешные поступки, она больше чем соблюдение заповедей.
Любовь безмерна.
Любовь больше, потому что она живая, потому что она животворит. А соблюдение закона лишь предотвращает от умирания. Максимум, что может дать закон, это сохранить уже данную жизнь; но дать новую – никогда.
Вот такая она, любовь!
Теперь снова вернусь к Посланию к Ефесянам.


Чтобы мы были святы и непорочны в любви

Святость означает не что иное, как уподобление Богу, вечное уподобление Богу.
Непорочность означает: неукоризненность и совершенство.
Кажется, святость и непорочность – понятия очень сходные, но, по сути, они несут в себе разные идеи. Да Господь Бог одновременно и свят и непорочен, но мы говорим: Святой Бог, а не: непорочный Бог. Почему?
Непорочное, неукоризненное не всегда является идеальным; можно, например, поступить безупречно в соответствии со здравым смыслом и законом, но это не будет поступком по любви.
Херувим Люцифер (или Светоносный) был совершенным в своем познании, могуществе и славе, но, поступая не по любви, он превратился в злобного сатану – противника Божьего.
Иисуса Христа, наоборот, очень часто люди почитали за безумца, да и Его позорная смерть на кресте ни в какие рамки человеческого здравого смысла не вкладывалась. Но Он поступил по любви, и Отец Небесный сказал о Нем: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф.3:17)".
А нам, как же нам стать святыми в любви? И как мы посмеем предстать пред Богом, если не обретем такой любви?

"Суетный мир продолжает жить своей жизнью, а многогрешное мое тело лежит в холодной могиле, тело взято из земли и возвратится в землю, а дух возвратится к Богу, который дал его, говорит Екклесиаст. А ты что пробрел для будущего века? А! Мученики покажут язвы за Христа, преподобные – подвиги, а ты что? Напялил схимну на себя, обещался пред Евангелием и перед братией нести подвиги, а как живешь? Продолжаю плакать, … продолжаю писать; написал я тебе безумно, по безумию моему, но не буду безумен, ибо написал свое переживание, а если ты посмеешься – я не посетую на твой смех", – это слова и переживания не мои, а старца Валаамского монастыря, Иоанна. [1]
Да, не мои это слезы.
К сожалению, не мои это слезы, а его.
Не достиг еще мой дух такой чистоты и силы. А вот в нем, в старце Иоанне, была та сила смирения пред Господом, была та сила любви к Богу, что еще не ведома мне.
Посмотрите на Серафима Саровского, на Сергия Радонежского, посмотрите на Василия Великого, посмотрите на Апостола Павла, на Апостола Иоанна. Потрудитесь найти и прочесть рассказы об их жизни, прочтите хоть малую толику из их учения. Всех этих людей гнали и обижали, но даже гонители не могли не признать величия духа их и любви, исходящей из сердец их: как бы сияния света изливающегося изнутри их.
Не могли не признать даже враги, что такой любви не дано человеку обрести ни от кого, кроме самого Бога. И этот свет, изливающийся из их сердец так величественен и дивен, что он даже более велик, чем свет, исходивший от лица Моисея, созерцавщего Бога.
Как сказал Апостол: "Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? (2Кор.3:7,8)".
…славно служение духа.
Что же за внутренняя сила пребывала в тех мужах?
В них пребывала любовь – святая и совершенная любовь, обретенная ими от Бога; и скрыть её внутреннее сияние не могло даже их смертное тело.

В тех мужах – не в Ангелах, а в обычных людях, уже здесь, на грешной земле, пребывала та любовь, которой суждено пребывать вовек и которая есть святая и совершенная любовь.

Господи, как же и нам обрести святую и совершенную любовь?
В Священном Писании не сказано, что для достижения Божьей любви нужно сделать то-то и то-то, но в нём приоткрыт путь к обретению дара Божьей любви, и сводится он к мысли: "Всё соединить под главою Христом. (Еф.1:10)".
Следовательно, и вы – каждый из вас, уважаемые читатели, сможет обрести любовь святую и совершенную, если пребудет в духовном единении с Господом Богом. В единении, начало которому положено в искуплении, дарованном в Иисусе Христе (см. Еф.1:14), и далее открываемом Святым Духом.
Через духовное единение с Богом, через водительство Духом Святым вы не только постигнете, что значит быть искупленным во Христе Иисусе, но и обретете общение и водительство Святым Духом, и познаете Господа Бога. Это познание Господа происходит не внешним слышанием и соглашательством со словом, а принятием слова Божьего в сердце, где оно должно сначала стать частью вас самих. По вере в Бога и смирению пред словом Его стать частью вас самих.
Так постепенно будет происходить уподобление вашего образа мыслей Божьему уму, уподобление вашего сердца Божьему сердцу, ваших желаний, желаниям и целям Божьим. И постепенно произойдет наполнение вашего духа жизнью Духа Святого, ибо только в Святом Духе истина и жизнь, а вне Его – нет жизни.
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него. (Иоан.7:37-39)

Повторяю, такого познания Господа Бога невозможно достичь никакими рассуждениями своего плотского ума, ни через самостийное (без откровения Святого Духа) изучение даже очень правильных книг. Ибо наш, человеческий, ветхий разум греховен и противится всему Божьему. Поэтому сначала должно что-то измениться в нас, в наших сердцах, в нашем духе: просто-напросто он должен ожить – вновь принять жизнь от Божьего Духа.
Всё это называется освящением.

Читая, не упускайте из виду, что я говорю о святой и совершенной любви Божьей, которую надлежит обрести каждому верующему в Иисуса Христа. Освящение не является самоцелью – это путь к обретению Божьей любви.
Первый шаг к освящению, к просвещению сердца откровением Божьим каждый из нас, верующих, без исключения, полагает тем, что осознает свою полную немощность. И не просто немощность своей силы или воли к деланию добра, а полную свою немощность по греховности своей, по абсолютной греховности всей своей сущности. До тех пор, пока вы пытаетесь сами, своими силами, своей самодисциплиной достичь хоть какого-то прогресса в любви, в духовности, Господь будет просто наблюдать и ждать.
Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. (Мф.11:25,26)
К сожалению, а, может, наоборот, к нашему благу, истина в том, что только обремененные и, в тоже время, полностью обнищавшие в своих возможностях, человеки, приходят за помощью к Иисусу Христу. Своесильные и своеумные мы (не говорю: вы, а мы) просто не хотим просить Христа о помощи. Не хотим, пока не оставим последнюю надежду на себя и на свою праведность, то есть, пока не станем кротки и смиренны сердцем хотя бы на миг, на тот миг, когда восплачем от своей греховности и от своей немощи, когда восплачем в покаянии пред Господом. Именно в этот миг, в искреннем своем покаянии, мы становимся ближе к Богу.
Поверьте, в этом проявляется Божье благоволение к нам, человекам, что не гордые и сильные, а смиренные сердцем и духовно обнищавшие могут познать Его.

Вспомните слепого Вартимея, который сидел у дороги и просил милостыню.
Услышав, что идет Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! Помилуй меня. Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! Чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. (Мк.10:47-52)
Видите, как Вартимей заволновался, как забоялся, что Иисус уйдет, и он не успеет попросить Его. Слепой не рассуждал: может, мне попробовать еще какой-нибудь травный настой или мазь, чтобы прозреть. Нет, Вартимей не о своих возможностях думал в тот момент, он думал только об Иисусе Христе. Он кричал и боялся, что Иисус уходит от него все дальше и дальше.
Господи!
Иисус!
Не уйди от меня, идя Своим путем. Этот миг, пока Ты рядом, этот миг – единственная моя надежда.
Господи!
Постой! Господи!
Будь милостив, Боже!
Помилуй меня!
Боже!
А многие люди вокруг него не только слышали, что рядом проходит Иисус Христос, они видели Его, видели, что Он рядом с ними. И многие даже шли по одной дороге с Иисусом Христом и даже шли в одном с Ним направлении.
Но только Вартимей пошел за Иисусом Христом. Только Вартимей оказался тем труждающимся и обремененным, который звал к себе Иисуса. Именно к таким обращается Иисус Христос, когда взывает: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. (Матф.11:28,29)".

Ответьте на вопрос: Вартимей любил Иисуса Христа?
– Нет. Он не мог Его любить; ведь он даже не знал Его.
– Второй вопрос: полюбил ли Вартимей Иисуса Христа?
– Да, он полюбил Иисуса, своего Целителя. Полюбил, в отличие от тех, кто просто шел по одной дороге с Иисусом: те как не любили Его, так и остались не любящими.
– И еще один вопрос: обрел ли Вартимей ту святую и совершенную любовь, о которой пишет Павел?
– Нет, не обрел. Но он сможет её обрести, ибо он идет по пути ней. Он пошел по дороге вслед за самим Источником Божьей любви.
Для этого Павел и молит Бога, для этого и просит у Бога откровение для нас, чтобы мы могли постигнуть и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф.3:18,19). Уразуметь сокровенную любовь Христову, чтобы самим стать святыми и совершенными в любви.
Уважаемые читатели, хотя до сих пор вы почти ничего не узнали о любви святой и совершенной, но начало уже положено: вы узнали, что без Бога, без Его откровения никто, никогда не сможет обрести такой любви. И, более того, никто не сможет даже уразуметь её.

Когда новообращенные приходят к Господу, очень часто бывает так, что они стараются любить Бога, опираясь на свои силы и свою волю. Они возбуждают в себе чувство почтения и любви ко Христу, горячатся в молитве и посте. Они восхищаются какой-либо Его чертой, открывшейся через откровение Божие, и готовы на любой подвиг ради Господа. И, что удивительно, в это время им легко даются и молитвы, и посты, и соблюдение заповедей Божьих, хотя они не приобрели еще никакого навыка в сем. Но вскоре первый порыв проходит и наступает период, когда новообращенные остаются один на один со своими естественными способностями и возможностями. И вот тут-то сил, ни на какие духовные деяния уже не хватает.
Нет сил. Нет, ибо Господь Бог еще не даровал им Своей святой духовной любви. Он бы с радостью излил Свой дар, да они еще не способны вместить его.
Как бы ни была горяча и искренняя земная, человеческая любовь, она лишь крохотное подобие истинной, совершенной любви. Как земной Православный храм – является прообразом истинного, Небесного Иерусалима, прообразом Царства Небесного – слабым, ветхим земным прообразом, как и каждый человек, независимо от вероисповедания, независимо от культуры и образования, с самого рождения носит в себе малые прообраз духовного общения с Богом (совесть), и прообраз истинной любви (человеческую любовь, жертвенность, терпение, кротость, милосердие).
Но, повторяю, не вознесясь сердцем и духом от природного, земного, к Небесному, вы никогда не сможете перейти от земных прообразов любви к истинной Божьей любви, – той любви, пребывать в которой Отец Небесный избрал верных Христовых.

Именно откровение и обретение Божьей любви нами, грешными и смертными людьми, и есть та тайна, что была сокрыта от вечности в Боге. Тайна, об открытии которой всему миру сказал Апостол Павел.

Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово. И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом. (Еф.3:8,9)
Мне доводилось слышать такое толкование сего места Писания: "Здесь говорится о том, что Бог и для язычников, а не только для Израиля, приготовил благодать: быть народом Божьим", – это неверное толкование.
Бесспорно, распространение благодати Божьей на весь мир – это истина, но не та великая тайна, что была сокрыта от вечности в Боге. А именно возможность обретения нами, людьми, святой, вечной любви, которая пребывает в Боге и есть Бог – вот великая цель Божия и великая тайна Божия. Тайна, о которой не знал и не мог даже предположить враг рода человеческого, сатана: видя грехопадение человека и, вместе с приходом греха, приход смерти.
Но давайте от тайн снова вернемся к написанным Апостолом Павлом словам: "чтобы мы были святы в любви. (Еф.1:4)".


Что сделать, чтобы вместить дар Божий

– Как сделать хотя бы первые шажки в святости?
– Лучшее, что могу предложить вам, дорогие братья и сестры во Христе, это обратиться к опыту тех, кто уже прошел на сем поприще некоторую дистанцию.

Филон Александрийский, мыслитель первого века, так сказал о святости в любви: "Достигший степени Божественного созерцания, делается постоянным в добродетели; ибо прилепившись любовью к Богу, забывает о всем остальном и полученному им блаженству не предпочтет земных благ". [2]
Хорошо сказал Филон, что достигший степени Божественного созерцания, не грешит. Но как достичь степени Божественного созерцания и как уразуметь превосходящую разумение любовь Христову? Как сего достичь, если ни уразуметь, ни созерцать Бога своими силами мы не можем, и никаким образом не сможем, как бы ни старались?
Да, своими силами Бога созерцать мы не можем. Но если Господь Бог даровал кому спасение во Христе и общение Духа Святого, то ему уже не нужно самому достигать сего общения и сего созерцания. Дух Святой дарует ему и то и другое, – от него требуется лишь возрастать в способности вмещать дар Божий. Вмещать через навык послушания Святому Духу, через навык обновления ума по образу Христову. И для этого есть очень верные инструменты: молитва и чтение Слова Божьего.

Митрополит Иоанн такое постоянство и старательность назвал верностью: "Для того чтобы сердце наше постоянно пребывало в любви, необходимо изучать в Евангелии ту волю Божию, которую открывает нам Спаситель мира, познавать, чего хочет от нас Господь, познавать Его святую и совершенную волю и стараться исполнять её до конца своей жизни. Только при постоянной верности Богу, в нас сохраняется настоящая Божественная любовь". [3]
Митрополит Иоанн подметил еще одно условие для духовного роста: только при постоянной верности Богу, в нас пребудет постоянно Его любовь. Любовь и верность неразрывны.
О верности говорил Христос, когда, призвав двенадцать учеников Своих, дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, и врачевать всякую болезнь и всякую немощь, и послал их проповедовать, что приблизилось Царство Небесное.
Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (Матф.10:38,39)

Итак, первая ступенька "лествицы любви": познайте и впитайте в сердце свое истину, что любовь и верность неразрывны.

Максим Исповедник, как бы дополняя Филона Александрийского, пишет: "Невозможно любить оскорбляющего тебя, даже тому, кто отрекся от мира и от всего, что в мире, если он истинно не познает цель Господню. Когда же даст ему Господь познать всё, и он возревнует ходить по указанию её (цели Господней), тогда возможет он от сердца любить ненавидящего и оскорбляющего, как любили и Апостолы, возлюбившие её (цель Господню)". [4]
Значит, мало получить от Бога откровение, как некое знание, нужно еще что-то принять от Бога. Нужно, чтобы Божьи цели и Божьи дела стали вашими целями и вашими делами.
Сейчас вспомнил, как Бог открыл великое откровение Апостолу Петру – откровение об Иисусе Христе – Сыне Божьем, но даже откровение Божье не остановило Петра, отвратило от спора с Иисусом Христом, и причиной спора было то, что Петр не познал и не принял для себя Божьей цели.
Напомню это место Писания: "Дорогою Он (Иисус Христос) спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос… (Иисус) начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть… Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Мк.8:27-33)".
Но на этом беседа Иисуса Христа с учениками не закончилась, далее Он указал на один очень важный духовный закон.
И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. (Мк.8:34,35)
Опять звучат слова: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто не бережет, отдает её ради Бога, тот сбережет душу свою".
Наверняка, здесь сокрыто что-то очень важное для обретения от Бога дара святой и совершенной любви. Только ни в коем случае не нужно, соблазнившись кажущейся простотой фразы, делать скоропалительные заключения – они окажутся неверными (сами подумайте: какая же это тайна, если её легко разгадать простыми умозаключениями человеческого разума). Нет, ваши человеческие умозаключения приведут не к откровению Божьей любви, а лишь к фальшивке, которая породит либо фанатизм, либо отчаяние.

Чтобы увидеть хотя-бы тень действия закона: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто не бережет, отдает её ради Бога, тот сбережет душу свою" – предлагаю отрывок из проповеди Блаженного Августина: "Кто сбережет душу свою, тот потеряет её. А кто потеряет, тот сбережет её… никто не может потерять души своей ради Христа, если сначала не сбережет её. И никто не может сберечь души своей во Христе, если сначала не погубит её. Итак, береги, чтобы потерять. Теряй, чтобы сберечь. Сберегаешь ты душу свою, когда содержишь её в вере; если веруешь, сбережешь её. Ты был погибшим прежде, нежели стал веровать. Губи её, но пусть душа твоя будет семенем для тебя. Потому что и земледелец молотьбою и веянием находит пшеницу и опять при посеве теряет её. Погибает при посеве то, что находится в жатве… Но не следует легкомысленно терять того, что так тщательно должно сберегаться. Не сказал Господь: "Кто потеряет её, тот сбережет", но: "Кто потеряет её ради Меня". [5]
Сейчас прочитал Августина, потом перечитал и вспомнил фильм-сказку про Алладина: "Если то не сон, то это сон, а если то сон, то это не сон, сон – не сон – унисон".
Ну, а если серьезно, то Августин понимает слова Иисуса Христа так: не о себе думайте, а об Иисусе Христе, так же как Он не о Себе думал, а об Отце – о Его воле, о Его целях.
Если Божьи цели, если Его слова станут для вас дороже своих, даже дороже самой души вашей, то тогда истинно вы полюбили Господа Иисуса Христа, и истинно любовь Его пребывает в вас. Это очень важные слова, но это указание, к чему нужно стремиться, а не указание с чего начинать и как совершать духовное освящение во Христе.

Господи!
О, Господи, как приятно осознавать, что мы служим Тебе, что Ты, Боже, открыл нам цель Твою и явил дар Твой!
Но как трудно и горько реально постигать в своей жизни откровения целей Твоих, и совершенно невозможно для сил человеческих достичь познания сути любви Божьей, ибо здесь, как правило, цена – душа человеческая, и тому, кому Господь открыл Свою цель, ему придется истинно жертвовать своей душой, своим именем, не говоря о жертвовании своим покоем и материальным благополучием. Придется жертвовать, ибо враг души человеческой, сатана, все силы тьмы обрушит на вас, чтобы не дать ни познать, ни исполнить волю Господню.
Боже, дай нам истинно познать цель Господа нашего, Иисуса Христа!
Боже, дай нам силы и мужества, исполнить её в своей жизни, исполнить её своей жизнью!

Господь через откровение явил Свой замысел, кажется, теперь иди и делай. Но на самом деле в духовной жизни всё происходит не так быстро, как хотелось бы. Для истинного постижения цели Господней в вас должны произойти великие изменения. И очень часто на это внутреннее обновление для постижения цели Божьей уходят годы и годы. Годы, проведенные во внутренней духовной брани, ибо всякое изменение происходит в борьбе между плотским и духовным, и в этой внутренней, но смертельной борьбе одно должно умереть.
Почитайте о пророках Божьих. Каждый из них многократно проходил через смертельную духовную брань со своим "я", пока дух его и душа его не преображались на столько, что видели цель Господню и замысел Господний, точь-в-точь так, как Господь их видит.
Возьмите, например, жизнь пророка Осии: он, чтобы, пусть в малой степени, прочувствовать и познать то, что чувствовал Господь Бог, видящий духовное разложение Израиля, должен был жениться на блуднице, Гомери, и взять себе детей блуда. Более того, потом он неоднократно должен был возвращать жену-блудницу из блудилищ и даже выкупать ее из рабства.
Возьмите, например, пророка Иону, который смог постигнуть духовную глубину цели Господней, только пройдя через позор бегства и через смерть во чреве рыбы.
Возьмите, например, жизнь и страдания пророков Иеремии и Иезекииля.
Возьмите, например, жизнь пророка Илии, – полную гонений и отчаяния, такого отчаяния, что пророк уже просил у Бога о смерти.
Возьмите, например, Давида, Иоанна Крестителя, Апостолов, и вы увидите, проходя через какую духовную боль, проходя через какую ломку души они постигали в истинном свете планы Господни.

Иногда мне кажется: ну, вот я уже понимаю Господа, – кажется, что уже постигаю цель Господню для моей жизни, и уже, наверное, могу приступить к её исполнению. Но проходит время, и моя греховная природа восстает во мне, а, кроме того, еще и атакует враг души, сатана, и… ускользает как дымка откровение Божие, и вот, оно уже не является моей сущностью, а остается лишь в памяти моей. И снова духовная борьба, и снова уничижение, и снова отчаяние, и снова покаяние и сораспятие Христу. И вновь возрождается познание цели Господней, истинное, внутреннее, сокрытое для мира сего, познание цели Господней. И так всю жизнь, ибо так было у пророков Божьих, так было у Апостолов, так будет у каждого стремящегося жить по духу.
Ох, как не просто дается верующему истинное духовное познание цели Господней для него, не просто дается обретение степени Божественного созерцания, не просто дается постижение и обретение любви Божьей. Мы действительно должны, как сказал Иисус Христос, отвергнуться себя и потерять душу свою ради Него, должны взять крест свой и следовать за Ним. И здесь дело даже не в том, что всё имеет свою цену. Просто, невозможно вложить в сердце, в душу свою что-то Божье, не освободив для него место, то есть, не умертвив в душе прежнее, свое. Нельзя служить одновременно двум господам, и идущий путем Христовым каждый раз должен решать для себя, что ему дороже.
Вы никогда не только не обретете, но даже не познаете святой, совершенной и вечной любви Божьей, если она не станет главной в вашей жизни.

Вторая ступенька "лествицы любви": познайте и впитайте истину, что любовь, если она приходит, то становится самым главным, что заполняет сердце любящего.

Теперь мне стала более понятна суть слов, сказанных Иисусом Христом, когда Он отправлял учеников на служение благовестия (отвлекусь немного от темы, хотя, впрочем, это тоже относится к теме любви): "Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. (Мф.10:35)".
О каком разделении здесь говорит Иисус Христос?
Явно, здесь речь идет не об уходе христианина в монастырь, и тем более не об отречении от своих родных (вспомните, что Иисус, даже вися на кресте, помнил и заботился о Матери своей (см. Ин.19:26,27)).
Господь говорит здесь об истинном разделении, о вечном разделении. Дело в том, что после смерти душа человека пребывает вместе с душами его близких, его родных: в месте, где души ожидают телесного воскресения при Конце Света, для Суда Божьего над ними. Душа же человека Христова, сразу после его смерти возносятся к престолу Божьему, где будет ждать не конца Света, а второго пришествия Иисуса Христа, когда Церковь воскреснет в прославленных телах святости и праведности дарованной им от Господа по вере их, и вечно пребудут со Христом (см. Отк.6:9,11). Это воскресение христиан, Церкви, будет на тысячу лет раньше, чем воскресение всех остальных людей (см. Отк.20:4-6). Вот о каком разделении говорил Иисус Христос.
И теперь, помня, что в Мф.10:35 речь идет о том, навстречу кому будет рваться ваша душа после вашей смерти – к Иисусу Христу, или к тому, чтобы в вечности быть со своими родными, становится понятным и логичным то, о чем Иисус сказал дальше: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. (Матф.10:37)".
Здесь же, на земле, разделяет семьи грех человеческий, а не Господь Иисус Христос.
Блаженны те родственники, которые в вечности вместе будут со Христом.

Исходя из вышесказанного, хочу, нет, не предостеречь, а напомнить, что постижение любви, такой, как у Господа Иисуса Христа – это путь всей жизни – и временной, земной жизни, и вечной жизни, поэтому нельзя подходить к нему с кондачка, с наскока, а нужно ступать на стезю познания Господа и уподобления Ему. Подумайте: готовы ли вы всё отдать ради сей "жемчужины драгоценной и вечной".
Подумайте, чтобы потом никто из вас не сказал: я не знал, что Божья любовь имеет такую великую цену. Великую цену для нас, потому что и для Бога любовь – величайшая драгоценность. Для Него эта любовь – смысл и цель творения, ибо любовь – сущность Его Самого.
Ради этой, нисходящей на нас любви Божьей Господь, Иисус Христос, принял уничижение и смерть.
Об этой любви, – святой, совершенной и вечной любви сказал Апостол Павел: "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. (1Кор.13:8-10)".

Итак, вы узнали, что Божью любовь постигнуть и принять можно только лично от Самого Господа, и нет другого способа. Еще узнали, что принять Божью любовь вы сможете только тогда, когда она станет для вас самой желанной и самой дорогой в жизни "драгоценной жемчужиной" ради которой вы будете готовы отдать всё, что у вас есть, даже саму душу посвятить Господу.

Вот уж виднеется на горизонте третья ступенька "лествицы любви": невозможно принять Божью любовь для того, чтобы "положить её на полочку", а самому жить по-старому: любовь, как и вера, без дел мертва.

Уже столько страниц я написал о любви Господней, святой и совершенной, но она, как была, так и осталась непостижимой тайной.
Господи, открой мне цели Твои, открой созерцание Твое, открой любовь Твою!

В "Добротолюбии", в назидание нам, приведены слова Калликста и Игнатия: "Слово о любви знакомо Ангелам, но сказано: Бог – есть любовь. И это: "Бог – есть любовь" сказано о любви по её действию и по её сиянию славы, и кто хочет изречь каков предел её, тот, будучи слеп, покушается исчесть песок в бездне морской. И еще они сказали, что любовь, по качеству своему, есть уподобление Богу, сколько оно доступно для смертных. Любовь, по действу своему – опьянение души. Любовь, по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Любовь, истинно есть отложение всякого противного мышления, ибо любовь не мыслит зла (1Кор.13:5). Любовь, бесстрастие ко греху и сыноположение по отношению к Отцу, одними именами различаются". [6]
Итак, для того, чтобы обрести любовь Божию, мало внешне подражать Богу в поступках и даже в мышлении настолько, насколько это доступно для нас смертных. Вы должны истинно стать детьми Божьими, а Бог – стать Отцом вашим.

Я заметил, что по мере того, как пытаюсь объяснить истину о любви Божией, она становится всё более и более непонятной даже мне, автору. Воистину, любовь Божия – она, как мираж для человеческого ума: чем сильнее мы стремимся постичь и объяснить её с помощью земных слов и образов, тем дальше удаляемся от истины о ней.
Остается одно: оставив всякие умствования, снова обратиться к посланию к Ефесянам. Продолжу чтение, а там, может, что и разъяснится.

После молитвы о познании любви Божьей, Апостол Павел пишет: "Итак, я узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны… снисходя друг ко другу любовью. (Еф.4:1,2)".
Снисходя друг ко другу любовью…
Далее: "Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. (Еф.4:3)".
У нас один Бог, одно крещение, одно призвание, и если это так, то нет смысла завидовать чьему-либо успеху, ведь всё равно все в одном звании будем: Церковь Христова.
Посему я (Павел) говорю и заклинаю Господом, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу. (Еф.4:17,22-24)
Продолжая наставление, Апостол Павел дает Ефесской церкви, кажется, совсем уже земные советы. Он пишет о том, чтобы они говорили истину, не крали, а трудились и уделяли нуждающимся, чтобы не говорили гнилых слов, не злословили, не раздражались. И все это Апостол называет подражанием Богу в жизни и в любви.
Получается, что если кто-то, например, раньше сквернословил, а потом покаялся и исправился, то тем он сделал маленький шажок на пути к совершенной любви. Если кто-то лгал, но остановился и исповедал свой грех, то тоже сделал шаг к совершенной любви. И так, шаг за шагом, шаг за шагом – с Божьей помощью.
Уж как-то слишком обыденно звучат слова Апостола по сравнению с поставленной перед нами великой Божьей целью – обретением святой и совершенной, превосходящей всякое разумение любви Христовой.
А ведь прав Апостол! На гору нельзя взойти одним прыжком, а вот шаг за шагом – любая вершина достижима.

Иоанн, Валаамский старец, так учил: "Сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум, уразуметь Писание: что понятно – старайся исполнять, а непонятное пропускай. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу". [7]
Так давайте же будем читать для того, чтобы исполнять то, чему учит Писание, а не для того, чтобы хвалиться знанием Слова!
Но здесь опять: "Но!". Нам, грешным потомкам Адама, полностью невозможно исполнить ни одной заповеди, сколько бы ни прилагали усилий к своему самосовершенствованию. Даже наоборот, чем более совершенным образом мы стараемся поступать в своих и в чужих глазах, тем чаще падаем в грехи. И если бы было иначе, то всякий из нас возгордился бы. Непременно возгордился.
Хулитель Бога и человеков, дьявол, искушает всех человеков, но гордые больше страдают греховными помыслами.
И что же тогда получается?
А получается вот что: чем большего успеха мы, человеки, пытаемся достичь в обретении любви Божией, тем более зависимыми от благодати Божьей должны быть.
Конечно, все мы должны всеми силами искоренять свои грехи, и кто сквернословил, впредь не делай этого, кто крал – не кради, кто лгал – не лги, кто завидовал – не завидуй. И если у кого будет что получаться, ни в коем случае не приписывайте успех своей силе и своей воле. Лучше скажите: "Господь хранит меня от такого-то греха. Слава Богу за Его милость!".
Старайтесь не грешить, и молите Бога словами: "Господи, Иисус Христос, Сын Божий, будь милостив к нам, грешным!" И Господь поможет нуждающимся.

Далее Апостол учит церковь: "Испытывайте, что благоугодно Богу… познавайте, что есть воля Божия. (Еф.5:10,17)".
Легко сказать: "познавайте волю Божию", да невероятно трудно следовать ей в реальной жизни. Как назло, окружающие чаще желают получить от вас именно то, что является неугодным Богу, а то и просто греховным. Например, вы видите, что слова и дела вашего друга движимы тщеславием и любостяжанием… он не требует, чтобы вы стали соучастником в его делах, просто проявите лояльность и останетесь друзьями. Как тут поступить, чьим словом поступиться – словом друга или словом Истины?
К своему стыду и огорчению, должен признать, что я иногда из желания угодить человеку шел на "компромисс" со своей совестью. И знаете, чем всегда это заканчивалось? Тем, что я горько раскаивался и просил у Бога прощения. Прощения за свое тщеславие и малодушие.
В тех же случаях, когда твердо пребывал в воле Господней – в сердце моем оставался мир. Божий мир, который позволял устоять в истине при любых внешних обстоятельствах.
Такой мир чувствовал в сердце своем Давид, когда воспел: "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. (Пс.22:4)".

Четвертая ступенька "лествицы любви": обретя и храня в сердце своем мир от Бога, вы будете пребывать в любви Божьей и возрастать в ней.

Будьте бдительны и внимательны к мотивам, толкающим вас на тот или иной поступок. Ну, а если согрешите, то с молитвой покаяния снова возвращайтесь к Господу нашему.
Я приметил закономерность (раньше я читал об этом, но по мере реального хождения по вере, убедился в истинности её на практике): дьявол, когда готовит ловушку, то перед этим часто "подогревает" во мне гордыню, играет на тщеславии или, наоборот, начинает обвинять в гордыне, "напоминая" даже те грехи, которых я не совершал. И еще одну закономерность я увидел: дьявол нападает на верующего только тогда, когда Господь допускает это, – допускает с целью, исправить или предостеречь верного Своего.
Иногда случалось и так: дьявол атаковал, искушал меня тем искушением, которым ранее никогда не атаковал, или тем искушением, в котором я уже давно покаялся. С чего бы это? Почему Господь допускал такую атаку искусителя? И лишь потом, намного позже, я узнавал, что ближний мой в это же время находился в борьбе, а может, даже и впадал в тот грех. Оказывается, Господь желал, чтобы я, даже не зная истинной причины, подвизался в молитве и ходатайстве против греха. И горе мне, и горе моему ближнему, если я в тот момент оказался ленивым и глухим. Горе, ибо ближний мой оставался один на один с искусителем, а я не исполнил воли Божьей.
Всё в нашей жизни происходит не случайно, всё в нашей жизни, если мы следуем за волей Духа Святого, в конечном итоге служит во благо нам или ближним или Церкви.

Прислушайтесь к следующему совету Апостола Павла: "Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф.5:10,11)".
Чтобы поступать по любви истинной и совершенной, мало самому не участвовать в делах тьмы, но иногда нужно и обличать. Только помните, что обличение по любви не имеет ничего общего ни со сплетничаньем, ни с критиканством, ни с насмешками, ибо всё это – грех, а не исполнение Божьей заповеди.

Дальше, давая наставления в практическом познании воли Божией, Апостол Павел повел речь о семье: что любовь между мужем и женой – это великий прообраз любви истинной и совершенной (см. Еф.5:32). Если муж будет любить жену и детей, как себя и даже больше, чем себя, научится истинно любить и других людей. И жена, если научится доверять мужу, которого видит, – научится доверять и Богу, которого не видит. Также и дети, – если научатся смирению и послушанию родителям, научатся послушанию и Богу.
Поверьте, совсем не случайно Апостол Павел в послании к Ефесянам, так много внимания уделил семье. Пристальное внимание к взаимоотношениям в семье он уделил не из-за того, что семьи Ефесян были хуже, чем, например, семьи Колоссян или Фессалоникийцев, а потому что Апостол учил Ефесских верующих познанию любви совершенной святой, исходящей от Бога.
Но любовь любви рознь: в жизни есть много примеров, когда, например, родители "залюбливают" своих чад, и из тех вырастают эгоистичные "Митрофанушки" – не о такой любви говорит Апостол. Блаженный Августин, как бы размышляя над словами Апостола, наставляет нас: "Любите детей ваших, любите жен ваших… но следует любить по Христу, иметь попечение о них по Богу и не иначе, как чтобы любить в них Христа и ненавидеть в них то состояние, когда они не захотели бы иметь Христа". [8]

Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. (Еф.5:17)

Далее, в пятой и шестой главах Послания к Ефесянам, Апостол несколько раз повторяет слово "повинуйтесь".
Повиновение так же неотрывно связано с любовью. Но не слепое повиновение и не слепое потакание чужим прихотям, а повиновение в страхе Божьем.
Удобно и привычно проявлять послушание тогда, когда непослушание наказуемо, а за послушание вас ждет скорая и ощутимая награда, но в таком случае послушание является уже послушанием не по любви, а из корысти. А вот когда вы являете послушание и жертвенность, зная, что ни награды в этой жизни не увидите (может быть и так, что ни награды, ни наказания не будет за послушание), то такое послушание уже по любви – истинное послушание и истинное смирение.

Итак, прежде чем мечтать о познании любви Божьей, святой и совершенной, научись любить по-человечески.
Да, это не будет непосредственным познанием святой любви, которую можно обрести только от Бога, но это будет "подготовительный класс" перед поступлением в Школу Христа.

А дальше?
Снова обратимся к Посланию к Ефесянам, посмотрим, о чем пишет Апостол Павел дальше.


Облекитесь во всеоружие Божие!

Дальше Апостол Павел от вполне понятных и применимых в нашей земной жизни правил и наставлений переходит к облачению во всеоружие Божие.
И наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских… Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. (Еф.6:10-13).
Что значит укрепляйтесь Господом? Что такое всеоружие Божие?
Всеоружие Божие – это то, чем мы, Божии человеки, сможем противопоставить сатане в день злой. Понятно, что против сатаны бессильны кольчуги и мечи, бессильны священнические облачения, бессильно произнесение заученных слов-заклинаний, даже изречение слов из Священного Писания. Нужно не внешнее, а внутреннее "облачение", точнее, – внутреннее сердечное состояние, когда вы пребываете в непрерывном духовном единении с Духом Святым.

Поведаю о чудном видении, которое пережил несколько лет назад, но и сейчас, как вспомню, оно, как живое всплывает в памяти.
Черная беззвездная ночь, когда нет границы между небом и землей – только невидимая даль, уходящая в беспредельность, и кажется, что ты со всех сторон окружен этой беспредельностью и только под ногами островок тверди земной. Из черной дали не спеша, но неукротимо приближаются огненные всполохи, целые мириады огненных вспышек, – они движутся все расширяющимся фронтом, озаряя на секунды черноту ночи и от этого делая ее еще непрогляднее. В некоторых местах огонь вспыхивает ярче и горит дольше, охватывая часть неба багрово-красным, и, кажется, что это сгорел островок, такой же островок, как тот, что под моими ногами. И воздух – воздух сухой, весь наполнен беззвучными вибрациями приближающейся беды. И треск – в бездонной черноте над головой слышен треск, как треск от горящих веток, когда в жаркое сухое и ветреное лето горит подлесок от легкомысленно оставленного кем-то костра.
При всполохах я вижу собаку, – большую пастушескую собаку с черной кудрявой шерстью. С решимостью, какую можно увидеть только у обреченных и принявших твердое решение стоять до конца, она стоит и смотрит вверх и вдаль, откуда видны трассеры горящих стрел (и я знаю, что это стрелы сатаны). Пес повернулся боком к стрелам, загораживая собой трех овечек. Если всмотреться вдаль, то можно в сполохах ночи разглядеть еще небольшую отару перепуганных до смерти и жавшихся друг к дружке овец: они одни, без пастуха … и только большой кудрявый пес стоит на пути стрел. Они летят в него, но все мимо и беззвучно вонзаются в землю. Вот одна попала, воткнулась в бок: "Динь!" – звонкий звук, как будто она попала не в плоть, а в доску. От пламени стрелы с шипением, как от кислоты, на шкуре образовалась и стекает вниз пузырящаяся кровавая пена, перемешанная с лохмотьями шерсти. Вторая стрела ударила, третья… от кудрявой "защиты" остались уже одни окровавленные, оплавленные лохмотья, но для пса его шкура, это единственная его защита – пусть такая ненадежная, но не станет её и, кажется, всё: смертоносные стрелы беспрепятственно поразят его внутренние органы, поразят его сердце.
Но вот чудо! Под тлеющими лохмотьями шкуры я увидел не израненные открытые ребра и мышцы, а сверкнувшую среди красных сполохов чисто белым, ярким белым металлом, броню. И той броне не страшны никакие стрелы, никакой огонь сатанинский, от них не остается даже следа на ней. И я понимаю, что сия броня есть броня Христовой праведности, понимаю сразу и во всей полноте, как будто кто внутри меня даровал пережить всё, что прочувствовал, пережил и познал тот пес.
Шкура – это его праведность, стоящего на пути у стрел сатанинских. И эта праведность настолько же неотделима от него самого, как неотделима шкура: кажется, лишись её, и всё – неминуемая смерть (как лишись мы нашей кожи, сразу же ждет неминуемая смерть). Но пастушеский пес ради овец – тех, что рядом и тех, что вдалеке, встал на пути горящих стрел. Встал, заранее ведая, что не выдержит ни его шкура, ни его жизнь длительной сатанинской атаки.

Когда вспоминаю сие видение, перед внутренним взором встают две особо запавшие в сердце картины: тревожная беспредельность в красных всполохах и броня, что проблеснула ярким белым светом под оплавленной шкурой. Под огнем сатанинских стрел была изранена, обгорела, не броня, а шкура праведности того пастушеского пса, чтобы стала видимой, засверкала броня праведности Христовой.
Спустя месяцы, когда сгладилось эмоциональное потрясение от увиденного, начала открываться, как бы раскладываясь по полочкам, духовная сущность истины об облачении в праведность Христову.
Итак, по порядку: есть спасение через искупительную кровь Христову, есть освящение во Христе, которое открывается нам через общение с Духом Святым, есть дар Духа Святого – духовная любовь Божья (Агапе) – сия любовь во всей своей совокупности и есть облачение во всеоружие Божие. Но знайте же, что праведность Божия, так же, как и другие атрибуты духовной жизни, названные Апостолом: "всеоружие Божие", действенна, если она пребудет суть в вас, а не сверху надета на вас, как что-то постороннее.

О так называемом "всеоружии Божием" написано много книг. Почти во всех досконально разбирается каждый из "доспехов", упомянутых Апостолом…
Не понимаю, зачем те авторы так много внимания уделяют исследованию доспехов, причем, обыкновенных материальных доспехов и вооружений? Ведь в послании к Ефесянам, заведя речь о духовной брани, Апостол Павел упомянул доспехи всеоружия Божия лишь для наглядности, как делал Иисус Христос, когда учил притчами. Возьмите, например, притчу о семенах, упавших в разную почву (см. Мк.4:1-9) – изучая притчу, ведь никому не приходит на ум досконально исследовать различие между каменистой почвой и черноземом, или различие между землей на дороге и землей с сорняками (хотя, нет, и здесь однажды я слышал проповедь с подробным агротехническим разбором).
Вернусь к духовным аналогиям: как в притче Иисуса Христа истина была глубже, чем приведенный для наглядности пример с почвами, так и здесь слова Апостола Павла о всеоружии Божием нельзя рассматривать отдельно от темы всего послания к Ефесянам. А в послании говорится о великой тайне Божьей – об излиянии на верных Христовых благодати любви святой и совершенной, какой на земле нет, о любви, исходящей от Бога (Агапе). И в таком контексте слова о всеоружии Божием являются не самостоятельной темой, а лишь образным, наглядным развитием главной мысли автора.
Еще раз повторяю: против козней дьявольских никто из нас не сможет устоять ни знанием наизусть Священного Писания, ни праведными поступками, ни чудесами и исцелениями (даже по благодати Божьей).

Дорогие братья и сестры во Христе, только истинно познав, как Бог любит вас, и только утвердившись в любви Его, вы сможете противостать дьяволу в день испытания. Только храня в сердце личное переживание познания любви Божьей. Обратите на это особое внимание: мало услышать от кого-то или прочитать где-то об излиянии на верующего любви Божьей, нужно самим пережить излияние её от Духа Святого, только тогда вы сможете устоять под стрелами обличения и клеветы сатанинской.
Итак, ни тело, ни голова, а ваше сердце, ваш обновленный по Христу разум облекается во всеоружие Божие – только так, и никак иначе!
Не упорствуйте, держась за свою праведность, за свою религиозность, за свою человеческую мудрость, – за свое "всеоружие". Не упорствуйте, ведь вы понимаете, что ваша "кожа праведности", ваш ум бессильны против козней отца лжи, сатаны.
Да, мы всё понимаем, но всё равно держимся за своё. Получаем раны от стрел сатаны, но не отказываемся от "латания" своей праведности, не отказываемся от своего понимания добра и зла, ибо в гордыне сердца думаем, что наша правда и есть истина. Держимся за своё, потому что своя праведность, она, как своя кожа, – не скинешь, не сдерешь её.
"Как же тогда отречься от своего и облечься во всеоружие Божие, если своя праведность неотъемлема, как своя кожа?" – спросите вы автора.
Да, мы не можем сбросить с себя свою кожу, ибо она неотъемлемая часть нашего тела, мы не можем сбросить с себя свою самоправедность, ибо она неотъемлемая часть самоидентификации себя как личности. Сами по себе мы не можем, а вот стрелы сатанинской клеветы и искушения способны разрушить самоправедность. Разрушить до такой степени, что воссияет в нас праведность Христова.
Вспомните слова Апостола Павла: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"… Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (2Кор.12:7-10)".
Так и вы: чтобы в вас воссияла праведность Христова научитесь доверяться Господу Богу в немощи, причем, не просто доверяться, а с миром в сердце, благодушно. Учитесь постепенно, с малого, с обычной житейской ситуации, когда случится так, что умом своим будете считать, что лучше и выгоднее для вас будет, если поступите так и так, а сердце ваше воспротивится и повелит поступить по слову Божьему, поступитесь своим и доверьтесь Господу – это и будет первым шагом от самоправедности к облачению во всеоружие Божие. Дальше-больше.
Нужно великое доверие Богу, чтобы, нет, не отважиться встать под стрелы клеветы сатанинской, а сначала пойти за Иисусом Христом. Пойти, зная, что через это вы становитесь личным врагом князя мира сего, сатаны. Воистину нужно великое доверие, чтобы пойти за Христом, зная, что Он не обещал оградить вас от дьявола, не обещал оградить от трудностей и забот, а обещал спасти души уверовавших в Него. Спасти душу – не больше, но и не меньше того.
Ничего не может быть больше откровения любви Божьей!


Сноски

[1] Письма Валаамского старца (схиигумена Иоанна).
[2] Филон Александрийский. Против Флакка.
[3] Митрополит Иоанн. Голос вечности. с.235.
[4] Основы духовной жизни по славянскому "Добротолюбию".
[5] Августин Аврелий. Избранные проповеди. О любви к Богу и о любви к миру, п.6.
[6] Основы духовной жизни по славянскому "Добротолюбию".
[7] Письма Валаамского старца (схиигумена Иоанна). п.108.
[8] Августин Аврелий. Избранные проповеди. О любви и о слепце прозревшем. п.7.


Библиография

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия; Синодальный перевод (со словарем Стронга); Августин Аврелий, Избранные проповеди/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Митрополит Иоанн (Снычев). Посох духовный: Выбранные места из трудов Архипастыря/ ред. Е.И. Душенова. – СПб.: Царское Дело, 2000. – 462 с.
5. Основы духовной жизни по славянскому "Добротолюбию" [Электронный ресурс]/ архим. Митрофан (Волкодав К. Г.) – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://dobrot.pisem.net свободный.
6. Письма Валаамского старца (схиигумена Иоанна) [Электронный ресурс] - Электронные текстовые данные. – М.: Интернет-издание Вэб-Центра "Омега", 2002. – Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/valaamst/Main.htm свободный.
7. Филон Александрийский. Против Флакка [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.oper.rsl.ru/nettext/foreign/aleksandriski/philon.html свободный.
Комментарий автора:
Глава из I тома Собрания сочинений. В ней повествуется о любви Агапе – о Божьем даре любви, как обрести его.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 123 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Земля голубая - Надежда Тычкова

Библейские ископаемые - Viktor Dolgalev

Идентифицируй себя. - Андрей Марченко

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Что происходит? - Олег Панферов

Публицистика :
Закон. - Андрей Марченко

Поэзия :
Открыт источник вечной Божьей любви - Андрей Олейник

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100