Для ТЕБЯ - христианская газета

Старцам - почтение
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Старцам - почтение



«Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости»- /Прем.4.9/. Старец, «закен» – подразумевается «старейшина», т.е. человек мудрый. «Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни» - /В.А. Сухомлинский- педагог/. Тора говорит: « – Встань и прояви почтение». Что это значит: «Как вставание, при котором нет ущерба для кошелька, так и почтение – при котором нет ущерба для кошелька».
«Как счастливы старики, понявшие истину и нашедшие Господа! Как счастливы люди, познавшие истинную цену старикам и проявляющие к ним достойное уважение! Проявлять уважение к пожилым людям в возрасте от семидесяти лет и выше — заповедь из Торы, потому что «в долгих годах своих видел он и открыл некоторые из деяний Всевышнего и чудес Его, и потому заслуживает уважения». В Библии написано: «…объявите, созовите собрание, созовите, пригласите старцев,…» - /Иоиль 1.14; 2.16/. Старец – боговдохновенный духовный наставник, достигший высот христианской духовной жизни, имеющий обильный духовный опыт и исполненный духовных дарований. А разве в наше время это выполняют? Созывом приглашают старцев на собрание. Где вы видели в церкви протестантов: баптистов, харизматиков, адвентистов дабы на собрании, присутствовали, не говоря, чтобы проповедовали старцы? Такого нет. Одна молодёжь. К старцам равнодушие. Почитание старцев проецируется впоследствии на почитание лидеров общин. Лидер-пастырь значит старец. Лидер (англ. leader — ведущий). Рано себя пастырь записывает в старцы, чтобы поскорей постареть. Спешить никогда не поздно, а вот людей можно насмешить.
А у мусульман обычай до сих пор существует: к старцам почтение и уважение. Поэтому, любое пренебрежение по отношению к пожилым людям или унижение их достоинства абсолютно запрещено. Если старец потерял память и забыл то, что когда-то учил. То следует не только остерегаться, чтобы не пристыдить его и не проявить к нему неуважения, но и более того — следует отнестись к нему с должным почтением, учитывая его преклонный возраст, потому что «и целые, и разбитые скрижали лежат в Ковчеге Завета». Подобает человеку ходить к старым праведникам и праведницам, чтобы получить от них благословение, а также помогать им во всем, что им потребуется, поддерживать и радовать их. И многие великие мудрецы Торы обрели свое величие благодаря благословению старцев.
От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, приводится: «Какой бы юноша не проявлял бы почтение к старцу, Аллах обязательно назначит того, кто и его будет уважать в старости». Обратите внимание на ту часть изречения, в которой сказано: «Какой бы юноша не проявлял бы почтение к старцу…». Здесь сказано об общем уважении к старым людям, вне зависимости от цвета кожи, разреза глаз, или вероисповедания. Мусульманин должен относиться вежливо и учтиво со всеми людьми преклонного возраста, не зависимо от того, к какому вероисповеданию или национальности относится пожилой человек» - /Коран/.
Институт почитания старших у горских народов Кавказа имеет свои устоявшиеся традиции, которые передаются из поколения в поколение. Заостряя на этом внимание, немецкий естествоиспытатель К. Кох писал: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берет под защиту стариков, и они полностью зависят от молодого поколения, у черкесов они пользуются всеобщим почтением. Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину, подвергается не только всеобщему презрению, но его поступок обсуждается народным собранием, и он несет кару в зависимости от величины проступка».
В семье и в роду абазин, как и у остальных народов Кавказа, почитание старших является священным долгом, законом. При решении основных вопросов, принимаемых в роду, за советом всегда обращались к старшему, и при этом последнее слово нередко оставалось именно за ним. Старшие всегда участвуют в социальных процессах, выступая при этом в роли носителей и трансляторов традиционных форм бытия. «Лета ставятся у горцев выше звания, – отмечал в своих описаниях абазинского быта русский офицер Ф.Ф. Торнау, проживший какое-то время среди абазин. – Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь. Даже старый невольник не совсем исключен из этого правила». Старинная черкесская пословица гласит: «Кто не уважает старшего, тот сам в старости не получит уважения». Значение этой пословицы было просто для понимания. Черкесы никогда не считались с мнением тех людей, которые не уважали пожилого человека. К мнению старшего человека следовало прислушиваться всегда и во всем.
«Старцы, сидя на улицах, все совещались о пользах общественных, и юноши облекались в пышные и воинские одежды» -/1Мак.14.9/. Призыв к молодым людям уважать стариков: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего. Я Господь Бог ваш» -/Лев.19.32/. Возраст заслуживает почтения и Ветхий днями требует, чтобы ему оказывалось уважение. Венец славы — седина. Мы должны почитать особым проявлением вежливости тех, кого Бог почтил общим благословением долгой жизни; кто пребывает в преклонном возрасте, мудр и благочестив, тот достоин двойных почестей. Мы должны оказывать большее уважение людям преклонного возраста, а не просто вставать перед ними. Советоваться с ними об утешениях и добром имени, использовать их опыт и наблюдения, спрашивать у них совета и прислушиваться к ним: «И отвечал Елиуй…: «я молод летами, а вы старцы;…пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости» - /Иов 32.6.7/. Некоторые под словами «старец, чье лицо или присутствие необходимо почитать» понимают старшего в служении, как под словом «седой» - старшего по возрасту. Мы должны уважать тех и других, как отцов, в страхе Божьем, так как Бог возложил на них часть Своей славы. Отметьте: религия учит хорошим манерам и обязывает воздавать почести тем, кто их заслуживает. Если же «юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею» - /Ис.3.5/, то это свидетельствует о великой деградации и беспорядке в стране. Пожилым приличествует принимать почести, а молодым – воздавать их, ибо украшение, а также обязанность их молодости в том, чтобы вести себя смиренно и почтительно для их же блага.
Как прилично сединам судить, и старцам – уметь давать совет! Как прекрасна мудрость старцев и как приличны людям почтенным рассудительность и совет! Венец старцев – многосторонняя опытность, и хвала их – страх Господень» - /Сир.25.3-8/.
«В старцах – мудрость, и в долголетних – разум»-/Иов 12.12/. «Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя» - /Сир.6.35/. «Как прекрасна мудрость старцев и как приличны людям почтенным рассудительность и совет!» - /Сир.25.7/. Но это только тогда так, когда старцы сами упражняются в законе Божием, верят в Бога и верят Богу.
«По любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец» - /Филим.9/. Возраст требует почтения, вполне законная просьба человека преклонного возраста должна быть принята с уважением. Просьбу престарелого апостола, к тому же страдающего за Христа и Его Евангелие, следовало рассмотреть с любовью. «Если ты хочешь что-то сделать для старца и узника, если хочешь утешить меня в моих узах и облегчить мои страдания, то даруй мне то, о чем я тебя прошу; этим самым ты окажешь честь Христу в лице Его страдающего раба, ибо Он, несомненно, воспримет это как сделанное лично Ему».
«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» - /Тит.2.1-5/.
«Старец – избранной госпоже» - /2Иоан.1.1/ Старцев в древнем доме Израиля почитали, или должны были почитать, тем более так должно быть в евангельском Израиле Божием. Старый ученик заслуживает почтения, тем более старый апостол и лидер учеников. Много увидев и вкусив небесного, он был теперь старым по опыту жизни и святого служения и стал гораздо ближе к небу, чем когда только что уверовал.
«Старец – возлюбленному Гаию» - /3Иоан.1.1/ Старец, то есть старший по возрасту и по опыту служения; он заслуживает почета и уважения по той и по другой причине. И.М. Концевич, давая определение понятия старчества, утверждает, что «старчество есть пророческое служение»: «Истинное старчество есть особое благодатное дарование — харизма — непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости». Любой человек, уважающий старшее поколение, в первую очередь уважает самого себя и показывает знание правил, которые он впитал вместе с молоком матери. По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле.
«Кто почитает старших, того будут радовать младшие, и в день молитвы своей будет он услышан» - /Преподобный Ефрем Сирин (IV век)/.
«…ибо сего требует справедливость» - /Еф.6.1/. Уважение к старшим считается показателем благовоспитанности, великодушия и праведности. Авторитет старшего поколения в исламе не оспаривается и не подвергается сомнению, ведь с возрастом человек набирается жизненного опыта, являющегося незаменимым помощником в мирских и религиозных делах.


Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Изабелла Шангина – Российский этнографический музей.



Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 2798 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Филиокве,или яблоко раздора - Мераб бабилодзе

Настоящее Царство небесное - Инна Гительман

Наше жительство — на небесах - Николай Николаевич
Если ты не ищешь горнего, то чего ты ищешь? Если твое жительство не на небесах, то где оно?

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Зло и праведность - Шмуль Изя

Поэзия :
новогоднее размышление. - Курганская Надежда
новый год - ну и что из того, если жизнь остается прежней? Хочется чтоб вновь наступивший год был без старых ошибок...

Поэзия :
Опыт воскрешения - Александр Грайцер

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100