Для ТЕБЯ - христианская газета

Фанатизм - невежество без любви
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Фанатизм - невежество без любви



«Мой девиз – говорит А.Домогаров артист - без фанатизма но с любовью».
Невежество рождает фанатизм. Религиозные фанатики люди замкнутые в своей скорлупе и не хотят вылупиться, ограниченные и мало, что делают полезного для общества – они не любят. Писатель А.Чехов пишет, предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый может попасть в «футляр» собственных предрассудков фанатизма религиозности, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. А зачем думать. Фанатики в церкви не думают, за ним думает пастырь. А пастырь думает о своём кармане – тоже фанатизм. Подавляющее большинство пастырей думает только о своём кармане. Исключения (когда не только о нём) встречаются очень нечасто и в основном среди руководителей церкви. А здесь и то и другое вместе, и думаю - фанатизм + материальная заинтересованность. «Фанатизм – это религия без любви и рассуждения». Фанатизм (греч. фанатикус лат. Fanaticus, фр. fanatisme) - слепое и пламенное следование убеждениям. Радикальные секты сводят религию к голым доктринам без духовного наполнения, они превращают веру в фанатичное исполнение набора правил и обрядов, утрачивая ее истинный смысл» - /Епископ Г.Каскеленский/.
Фанатизм - от лат. fanum — жертвенник — твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям…. Как правило, фанаты, объединяясь в группы, создают закрытые общности, характеризующиеся достаточно жесткой интра - внутри групповой структурой, нередко стратификационного (от лат. stratum — слой и facio — делаю разделение) характера... Религиозный фанатизм это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников фанатиков. В религиях и сектах с фанатическим уклоном, упирают на эмоции и страхи, для них авторитет руководителя (секты, общины, церкви) это истина в последней инстанции дальше которой они не видят и не хотят видеть. Толковый словарь В. Даля говорит о фанатизме так: «Фанатизм - изуверство; грубое, упорное суеверие, за место веры; преследование разномыслящих именем веры». «Сила религиозного христианства состояла, например, - говорит А.Гитлер, - вовсе не в попытках соглашения и примирения, скажем, с близкими ему философскими мнениями древних. Она состояла в непреклонной фанатической защите только одного своего собственного учения».
Воинствующее невежество ведет себя противоположным образом. Мало того, что оно не разбирается в Библии. Оно еще и не понимает того, что оно не разбирается, то есть, не видит себя со стороны, что оно не знает, что там написано. И главное, что его отличает, так это фанатичное стремление навязать свое незнание остальным, что проявляется в форме ярой критики, обличения, точнее осуждения остального мира, считающего иначе. На деле же получается, что невежество, помноженное на уверенность в своих глубочайших познаниях своей секты и на наказ идти и проповедовать в мир, рождает гремучую смесь, которая и называется - воинствующее мракобесие фанатизма. «Религия не означает, что вы вешаете на себя шаблонный ярлык: «я баптист, я харизмат, я адвентист, я иеговист», и затем воюете между собою. Это не религия это фанатизм. Религия означает быть преданным Господу» - /Свами/.
«В историю ушло Средневековье,
Где царствовали мрак и деспотизм;
Увы, сегодня часто вижу вновь я
Тупой религиозный фанатизм.
Я в Бога верю, но не согрешу я,
Коль заявлю открыто, без стыда:
Несёт угрозу обществу большую
Религиозный фанатизм всегда. /М.Крюков/.
«Давайте попробуем разобраться, что это за птички такие — фанатик и фанатизм, с чем их едят, где зачинаются, как с ними обращаться и чем обороняться. И как самому не впасть. Для начала — слово. Что означает само слово «фанатизм? Фанатикос» – с латинского переводится как «исступленный». Фанатизм производят от греческого термина, перешедшего в латынь: fanatismus, фанатик — fanaticus, что означает: «иступлённый, неистовый». Есть любопытная связь: корень fanum означает «храм». Крайняя степень приверженности к каким-либо идеям, верованиям или воззрениям» - (словарь Брокгауза). Особенно в области религиозно-философской, национальной или политической. Обычно соединён с нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям. Фанатизм - слово латинского происхождения и происходит от слова fanum, что означает «храм». Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» - значит, человек, который «не ведает, что творит». Не отдает себе отчета, больной. Фанатизм - это категоричная, часто безосновательная и слабо осознанная убеждённость в чём-либо, неосознанная или слепая вера, которая по своей сути — примитивна. Что чаще всего делает эту т.н. веру ошибочной. Это подтверждается и историей, ведь именно ярые фанатики религий или идеологий совершают больше всего непоправимых ошибок, которые по своей сути являются преступлениями. Такое случается, но далеко не со всеми, потому, что подобный фанатизм редко приводит к хорошему в себе.
Поначалу фанатизм означал глубокое религиозное чувство, религиозное «рвение»; в более поздние времена его значение расширилось и стало включать любой тип односторонней, предубеждённой религиозной активности в позитивных целях, безотносительно к последствиям. Фанатик полагает, что только его взгляд является истинным и что он имеет право навязать его другим, причём любой ценой. А это приводит к диктату. С другой стороны, мы должны быть осторожны, чтобы не приклеивать ярлык фанатизма любому поведению, направленному на сохранение верности чему-либо или защиту правоты в чём-либо; истина, конечно, должна защищать себя! Так или иначе, фанатизм следует рассматривать как негативное, разрушительное явление, то, чего следует избегать. Сколько пастыри религиозники сделали расколов в церкви от своего фанатизма - всем не довольны: им дай раскол, баптистов расколю на части СЦ ЕХБ и ВСЕХБ и даже внутри руководство расколю на харизматов – таков фанатизм. Он является противоположностью терпимости и сдержанности, и во многих случаях оказывает плохую услугу защите того, что является истинным и правильным. Смысл высказывания французского просветителя Дени Дидро: «От фанатизма до варварства один шаг» заключается в том, что фанатизм не должен переходить эту тонкую грань, нельзя доходить до крайностей. Это не приемлемо. «Фанатизм — это свирепое и капризное животное. Оно бежит от разума. Преследуйте его с криками, и оно возвратится». Это сказал Максимилиан Робеспьер, сам заклейменный фанатиком, обвиненный в том, что залил Францию кровью. Но те, кто поносил Робеспьера, были его зеркальным отражением, как ярый атеист - отражение ортодокса. Преследуемое не разумом, но криками животное возвращается. Отрицание кумира приводит к творению нового. Человечество идет по замкнутому кругу фанатизма, и триумф гильотины во время французской революции — лишь единичный пример. То есть семантически «фанатик» — это тот, кто с неистовой верой и стремлением установил себе где-то храм. Учёные люди определяют как: «слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической сферах; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям». Прибавят ещё «отсутствие критического отношения к своим убеждениям». Я прав — и точка. И кузькина мать не внемлющему. Из многих высказываний на тему мне понравилось рассуждение Вольтера: «Книги гораздо меньше возбуждают фанатизм, нежели собрания и публичные выступления… Фанатизм всегда мрачен и жесток, это одновременно суеверие, лихорадка, бешенство и злоба». Как же это — фанатик точно, не в бровь, а в глаз разит фанатизм? Ах, вспомнил: «отсутствие критического отношения к своим убеждениям». «Я свободен и честен, а они тупые опасные роботы». То есть — можно предположить, что самоуверенность и гордыня изначально несут в себе зёрна фанатизма. «Раз я такой умный, важный и на правильном (поэтому) пути — мне можно». Фанатизм — штука распространённая, фанатики обожают тыкать пальцами в других «фанатиков», часть из которых таки да, а часть таки нет — но дело не в этом, а в том, что хвосты у них повёрнуты в другую сторону и яйцо эти изуверы разбивают с неправильного конца» - /Арье Юдасин-писатель/.
«Кстати, о фанатизме. Чем дольше я живу, - говорит А.Крон-писатель, - тем больше убеждаюсь, что в любом фанатизме нет ничего хорошего. Между целеустремленностью и фанатизмом примерно такая же разница, как между волей и упрямством. Фанатик - это человек, одержимый идеей здоровой или ложной, но даже если идея здоровая, она неизбежно искажается от неспособности фанатика корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся действительностью, от нарушения того, что современная наука называет обратными связями. Фанатизм противопоказан гармоническому развитию личности, и мы совершаем терминологическую ошибку всякий раз, когда бездумно называем людей подвига фанатиками. Бывает, что это делается не без умысла. Враги революции упорно называли Ленина «кремлевским фанатиком». Уэллс проявил большую проницательность, назвав его «кремлевским мечтателем». Ленин был деятелем, творцом, а что такое творчество, как не превращение мечты в действительность?..».
Фанатизм – это чрезмерное увлечение какой-либо идеей или личностью, выражающееся в посвящении объекту поклонения значительной части своей жизни и ее духовного содержания, а также в непримиримом отстаивании собственного взгляда и навязывании его другим людям, зачастую в агрессивной форме. Данное явление может иметь отношение к чему угодно – морали, знаменитой личности, политическому течению и др. Однако в качестве самой опасной его формы выступает религиозный фанатизм.
Фанатизм - страстная преданность своим убеждениям, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям.
Фанатизм - это слепое поклонение организации, в данном случае - Церкви. Причём человеку не обязательно быть благочестивым - он может не молиться часами и не заниматься самобичеванием например. Однако готов по первому приказанию исполнять чужую волю. И он не принимает никаких доводов. Фанатизм - вера без Бога, вера без ума и чувств. Нормальный человек не станет, например, целенаправленно уничтожать представителей другой веры, пусть даже и религиозно обусловлено.
Всепоглощающая и неукротимая вера Иисуса никогда не превращалась в фанатизм, ибо она никогда не пыталась проявиться в отрыве от Его взвешенных рациональных суждений о соразмерных ценностях практических и будничных социальных, экономических и нравственных жизненных ситуаций. Можно не сомневаться в том, что Иисус не являлся бесповоротным защитником истины и не стремился исключить ошибку. По мнению: наилучший путь для противодействия фанатизму - помнить о методах обучения, применявшихся Иисусом, и следовать им. Нам рассказывают о методах, которые Иисус использовал в обучении. И что, среди всего прочего, Он никогда не подчёркивал ошибку, фокусируя внимание на том, что было неверным во взглядах учеников. Но Христос всегда видел чётко, что было истинным в этих взглядах, и затем, высвечивая и развивая те аспекты, которые были истинными, он подводил ученика к самостоятельному обнаружению своих ошибок и ложных идей.
Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: «И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним» - /3Цар. 18:.26-28/.
«Невежество и фанатизм — вот две типичные проблемы среди верующих любой религии, - говорит Евгений Денисенко, - католической, харизматической, пятидесятнической и даже баптистской церквей. В Библии много сказано о невежестве: «Доколе невежды будете любить невежество?» - /Пр.1.22/, «Невежество поставляется на большой высоте» - /Еккл.10.6/ и фанатизме: «безумные и слепые» - /Мт. 23.17/ «будет думать, что тем он служит Богу» - /Ин. 16.2/, но, к сожалению, невежественные фанатики ничегошеньки об этом не знают. Эта болезнь невежества поразила не только овец, но и пастырей». «Наш мир подобен загнутому собачьему хвосту: - говорит Свами Вивекананда люди в течение сотен и сотен лет старались выпрямить его, но он снова свивался, как только они его отпускали. Иначе и не могло быть. Надо сперва научиться работать бесстрастно, чтобы избавиться от фанатизма. Если бы в мире не было фанатизма, он шел бы вперед гораздо быстрее, чем теперь. Ошибочно думать, что фанатизм может способствовать росту человечества. Напротив, он представляет из себя задерживающий элемент, порождающий ненависть и гнев и побуждающий людей враждовать между собой, вселяя в них взаимную неприязнь. Мы думаем, что все, что у нас есть или чем мы обладаем, - самое лучшее в мире, а то, что мы не имеем, не имеет и никакой цены. Поэтому вспоминайте сравнение с собачьим хвостом, как только вы будете чувствовать в себе склонность к фанатизму. Нечего нам беспокоиться или проводить бессонные ночи, думая о мире: он прекрасно обойдется и без нас. Только когда вы избавитесь от фанатизма, вы будете хорошо работать. Только хладнокровный, спокойный человек, рассудительный и с уравновешенными нервами, полный сочувствия и любви к ближним, может хорошо работать и, таким образом, приносить пользу себе. Фанатик неразумен, и нет в нем сострадания; он не может ни «выпрямить» мир, ни сам стать чистым и совершенным». Отсюда Бердяев делает чрезвычайно важный вывод: «Эгоцентризм фанатика ... выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческому пути». Об этом же пишет и православный священник из Киева отец Андрей Дудченко. «Фанатизм несовместим с подлинной верой во Христа. Очень легко, — говорит отец Андрей, — закидать противника камнями, очень легко считать, что для спасения необходимо сделать всего лишь тот или иной набор поступков, будь это самосожжение или смерть от истощения, исполнение директив руководителя или, напротив, руководство своими последователями. Гораздо сложнее жить во Христе. Сложнее быть чутким, сложнее прислушиваться к братьям по вере и к тем ближним, которых Господь сегодня посылает мне навстречу. Но именно такой, смиренной, подлинной любви Христовой и жаждет от Церкви и христиан современный мир».
Но фанатизм, заключающийся именно в отсутствии любви, проявляется в том, что нам удобнее и проще для себя пойти на службу, прикрывая мнимым благочестием нежелание ухаживать за больным. То же можно сказать и о родителях, которые заставляют маленьких детей длительное время пребывать на церковной службе. Бывает так, что ребенок устал, капризничает, а мама молится себе в удовольствие. Какие воспоминания останутся у ребенка от богослужения? Что храм – это место, где душно, где надо долго стоять и откуда хочется скорее на улицу. Маленьких детей нужно приводить в храм ненадолго и быть с ними в храме столько, сколько ребенок может воспринимать богослужение.
Нужно быть внимательным в своей духовной жизни. Мы смотрим по сторонам, когда переходим дорогу, не кладем руку на раскаленную плиту. Так же надо быть внимательным и в духовной жизни. Фанатизм начинается с малого. Мы выбираем понравившуюся цитату из книги или главу из Священного писания. Ходим, всем повторяя, потом начинаем поучать других. Иногда начинают без благословения повторять великие подвиги древних святых – особо строго поститься. «А чем я хуже этих монахов?». Это уже гордыня. Потом пребываем в определенной самосвятости – нам кажется, что мы стали грамотные очень, очень добродетельные. Исчезают все авторитеты – неважно мнение ни святых отцов, ни священноначалия, ни священников. Подсказать, посоветовать можно иногда. Но со смирением. А когда у нас нет христианской любви, а есть поучения, пересказы–рассказы, человек впадает в прелесть. А прелесть и фанатизм идут вместе. Оградиться от этого можно. Исповедью. На исповеди духовник должен обязательно в корне пресечь такое чувство, может посоветовать обратиться к более опытному духовнику. Священник видит духовную меру своего духовного чада – что ему полезно, а что может погубить его.
Мы пытаемся найти истинные пути в нашем фанатизме. То, что сказал Господь, я переиначу на себя, как мне удобнее…. Это настоящее сектантство. Как можно называть себя христианином, если следовать не заповедям Христовым, не голосу Духа Святого, а своим чувствам и эмоциям церкви.
Фанатизмом мы уничижаем свою веру. Чтобы не впасть в него, нужно верить вдумчиво, грамотно, осознанно. Радоваться тому, что Господь нам дает, волю и разум, направляя на служение Богу. И любить ближних.
Всякая ограниченность, всякий фанатизм несовместимы с подлинной верой во Христа. Очень легко закидать противника камнями, очень легко считать, что для спасения необходимо сделать всего лишь тот или иной набор поступков, будь это самосожжение или смерть от истощения, исполнение директив руководителя-пастыря или, напротив, руководство своими последователями. Гораздо сложнее жить во Христе. Сложнее быть чутким, сложнее прислушиваться к братьям по вере и к тем ближним, которых Господь сегодня посылает мне навстречу. Но именно такой смиренной любви, подлинной любви Христовой и жаждет от Церкви и христиан современный мир. И если мы, Христиане, не станем в мире «живым письмом, живым присутствием Христа», по слову митрополита Антония Сурожского, то нам грозит вырождение в маленькую замкнутую секту фанатиков, не видящих ничего далее собственного носа. Наблюдая современную церковную жизнь, могу сказать, что, благодарение Богу, в настоящее время это не произойдет. Но каким будет Церковь при наших внуках и правнуках - зависит от того, как будем мы жить и верить сегодня.

«Фанатизм – болезнь умов, лёгких правил, парадигм, Нет добра в чехле долгов, все запросы в куче сигм. Фанатизм – порок и зло, одержимость чует верх,
Всем слепым не повезло, и бесёнок разум сверг.
И поклонник, и фанатик, любят блеск и мишуру,
Славы звон и на канатик, мутят дело не к добру.
Будь разумным человеком, фанатизм – тебе не друг, И расстанься хитро с чеком, посади ты яблонь луг.
Фанатизм забудь поганый, ты не раб и не сподвижник, И закинь чепец свой драный, ты судьбы своей художник. Пусть семья твоя воспрянет, радость в дом войдёт и злато,
Фанатизм пусть в море канет, ты живи с детьми духовно богато…» -/Галина Жолонковская/.
Господу и Спасителю не нужен фанатизм, не нужно слепое, бездумное поклонение. Его слова опровергают фанатизм: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» - /Иоанна 4.23-24/.
Истина заключена в Слове. «Слово Твое есть истина» - /Иоан. 17.17/. Сам Христос есть воплощенное Слово: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» - /Иоан. 1.14/.
Не знать Слова – значит не знать Христа. Не знать Христа – значит не знать Бога. Христос и фанатизм – несовместимы.

Источники: Библия. Священник Михаил Михайлов.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 3337 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Изречения Секста - Михаил Бузин

Времена... - Viktor Dolgalev

Священная корова... - Михаил Бузин

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Таинственное дерево - Владислав Стасюк

Поэзия :
Как с неба в белом - Вячеслав Переверзев

Теология :
Евреи - Сокольников Олег

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100