Для ТЕБЯ - христианская газета

Дневник по посланию к Ефесянам
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Дневник по посланию к Ефесянам



Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. В послании к Ефесянам Апостол возвестил о пути постижения избранными Христовыми сокровеннейшей Божьей тайны – тайны Его любви, которая есть сама Божья сущность.
- - - - -

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ЕФЕСЯНАМ
1-3 гл. О ТАЙНЕ, СОКРЫВАВШЕЙСЯ ОТ ВЕЧНОСТИ В БОГЕ
1 гл. Апостол молится, чтобы Ефесяне познали духовное благословение Божье
2 гл. Бездна благодати Божьей, даруемой нам через Христа
3 гл. Познайте тайну Божию: домостроительство Церкви!
4-6 гл. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ВЕРУЮЩИМ
4 гл. Созидайте Тело Христово, а не разрушайте Его своими делами плоти!
5 гл. В повседневной жизни задавайтесь вопросом: угодно ли Богу то, что вы делаете?
6 гл. Начинайте жизнь послушания Иисусу Христу прямо сейчас и прямо со своей семьи
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -

ВВЕДЕНИЕ

Игнатий Антиохийский (+100 г.), в своем послании к Ефесской церкви очень высоко оценил Апостола Павла и его послание к Ефесянам,[1] следовательно, это послание было общепризнано церквями уже в первом веке.
Свое послание Апостол Павел написал из заключения в Риме, в 62 году, для церкви, в которой среди верующих возникли нетерпимость, гнев и обиды (см. Еф.4:3,17,26,30,31). Кстати, спустя сорок лет, эти же проблемы снова станут насущными для Ефесской церкви: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. (Отк.2:4)".

Цель написания послания:
"Подсчитано, что из всех писем апостола более чем 1/6 часть всех ссылок на "любовь", а также слов, производных от него, – приходится на послание к Ефесянам. Это письмо начинается с "любви" (Еф.1:4) и заканчивается ею (Еф.6:23,24). Кроме того, послание учит, что иудеи и язычники составляют одно целое во Христе, о чем свидетельствует их любовь друг к другу. Такая любовь может прийти только от Бога".[2]
Божья любовь…
Апостол Иоанн возвестил: "Бог есть любовь (1Иоан.4:16)" – в древнегреческом оригинале здесь стоит слово agape (агапэ) – это совершенная вечная духовная любовь. И сия вечная совершенная духовная любовь является неотъемлемой чертой Господа Бога. Но на этом фраза Апостола не завершилась, а была продолжена откровением: "Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. (1Иоан.4:16)" – здесь тоже стоит слово agape (агапэ).
Есть душевная человеческая любовь, свойственная любому человеку, о ней нельзя сказать, что она совершенная и вечная. А есть духовная любовь, являющаяся неотъемлемой чертой Господа Бога, о которой сказано: "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1Кор.13:8)".
Итак, Бог есть любовь! И цель послания Апостола Павла – возвестить ефесской церкви, а с ней и всем христианам, истину, что Господь Бог, по благодати излив Свою любовь в наши сердца, желает чтобы в каждом из нас не просто пребывала Его любовь, а стала такой же неотъемлемой чертой нашей души, как у Него. Чтобы, как сказано: Бог есть любовь, также было сказано и о каждом из нас: Апостол Пётр есть любовь, Апостол Павел есть любовь, сестра Татьяна из нашей поместной церкви есть любовь, вы, уважаемый читатель, есть любовь.
О том, как познать и как принять сию Божью любовь, Апостол Павел рассказывает в своём послании.

Дневник по посланию к Ефесянам во многом перекликается с уже изданной мной статьей "И снова про любовь". Когда писал статью, во многом опирался на записи из Дневника, а Дневник в свою очередь был художественно обогащён цитатами из статьи.

О чём ещё обязательно нужно сказать, прежде чем приступить к Дневнику? – о цене познания любви Божьей.
Хочу, нет, не предостеречь, а напомнить, что постижение любви, такой, как у Господа Иисуса Христа – это путь всей жизни – и временной земной жизни, и вечной жизни. Подумайте, готовы ли вы всё отдать ради сей "жемчужины драгоценной и вечной". Подумайте, чтобы потом никто из вас не сказал: "Я не знал, что Божья любовь имеет такую великую цену!" Великую цену для нас, потому что и для Бога любовь – величайшая драгоценность. Для Него эта любовь – смысл и цель творения, ибо любовь – это сущность Самого Бога.
Ради этой, нисходящей на нас любви Божьей Господь Иисус Христос принял уничижение и смерть.


ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ЕФЕСЯНАМ

1-3 гл. О ТАЙНЕ, СОКРЫВАВШЕЙСЯ ОТ ВЕЧНОСТИ В БОГЕ

1 гл. Апостол молится, чтобы Ефесяне познали духовное благословение Божье

1:3-14 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением…
Уже пятый раз подряд перечитываю это место Писания и не могу понять, о чем говорит Апостол. Смысл слов непостижим, как будто запечатан.
Господи, Дух Святой, открой мне, о чем говорит здесь Павел?
И Господь ответил на мою молитву: "Начни славить и благодарить Бога за то, что Он сделал для тебя".
Таков был ответ Божий.
Я решил послушаться Святого Духа и начал благодарить Бога. И вскоре в молитве как бы слился в едином благодарении с Апостолом Павлом. Слова благодарности, записанные в послании к Ефесянам, стали исходить и из моего сердца.
Боже, какой восторг!
Какой благолепный восторг изливался из сердца Павла, когда он вспоминал о Боге: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас!"
Нельзя читать стихи первой главы послания к Ефесянам, обращенные к Богу, ни в какой другой интонации, кроме восхищения и благодарения. Нельзя читать с сердцем, не наполненным радостным восхищением пред Богом и Его делами. Иначе просто не поймешь Апостола Павла.
Да, Павел любил Бога.
Искренне любил.
Восхищенно любил.
Итак, послание начинается с возношения благодарности, воспевания хвалы Господу Богу за всякие духовные благословения на небесах, даруемые нам в Иисусе Христе; за избрание нас в Иисусе Христе, чтобы были святы и непорочны; за усыновление через Иисуса Христа; за искупление Его Кровию и прощение грехов по благодати Отца; за открытие нам тайны Божьей воли, которую Он прежде положил в Иисусе Христе; за то, что мы сделались наследниками во Христе Иисусе и запечатлены Святым Духом, в залог искупления.

1:4 Он избрал нас в Нем (Иисусе Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви.
"Чтобы мы были пред Ним в любви" – здесь нужно уточнить, о какой именно любви Апостол ведёт речь, так как в русском языке одним и тем же словом "любовь" обозначается и любовь к музыке, и любовь к жене и детям, и любовь к Богу.
В древнегреческом оригинале стоит слово agape (агапэ) – это особая духовная любовь. Есть любовь, как душевная привязанность, возникающая в результате общения и взаимных переживаний – здесь речь идет не об этой любви, а о более возвышенной, духовной любви, которая не присуща душевному человеку. Её можно познать только от Бога и принять только от Бога как основополагающий жизненный дар.
Именно об этой любви далее идет речь в послании к Ефесянам.

"Чтобы мы были святы и непорочны" – святость означает не что иное, как уподобление Богу, вечное уподобление Богу, а непорочность означает неукоризненность и совершенство.
Кажется, святость и непорочность – понятия очень похожие, но они несут в себе разные идеи. Да, Господь Бог одновременно и свят и непорочен, но мы говорим: "Святой Бог", а не "Непорочный Бог". Почему?
Потому что непорочный, то есть не нарушающий закон поступок не всегда является идеальным: можно, например, поступить безупречно с точки зрения закона и здравого смысла, но при этом поступить не по любви. А без любви…
Возьмите, например, хоть херувима Люцифера – он назывался Светоносным и был совершенным в своём познании, могуществе и славе, но оставил любовь и превратился в злобного сатану – противника Божьего. И с другой стороны возьмите Иисуса Христа – Он тоже поступал безупречно с точки зрения закона, но кроме этого Его поступки были движимы любовью – совершенной Божьей любовью, и Отец Небесный возвестил о Нём: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф.3:17)".

Итак, чтобы уподобиться Иисусу Христу, одной непорочности мало, нужно ещё обрести в сердце своём и любовь – Божью любовь.
Как нам стать святыми и непорочными в любви Христовой, ибо никто не посмеет с упованием предстать пред Богом, если не обретёт такой любви, этому и посвятил своё послание Апостол Павел.
Дополнительно – см. комментарии к Еф.1:9.

1:5 Предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей.
"Предопределив" – в древнегреческом языке это слово означает: "заранее определив, предназначив". То есть Бог решил создать Церковь – собрание Своих детей – не рабов Божьих, а именно детей Божьих ещё до создания мира. И не просто в общих чертах принял решение, а предопределил, предусмотрел, кто конкретно из нас, человеков, войдет в Церковь, и с какой целью.

1:6 В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном.
"Облагодатствовал" – то есть наделил благодатью. Не воздал по человеку по его заслугам, а даровал благодать по Своей милости, по Своей воле решил кому даровать усыновление во Христе, а кому нет.
Вы спросите, но где же здесь место свободной воле человека?
Даруя Свою благодать Господь ничем не ущемляет волю человека – тот волен принять Божью благодать, волен отвергнуть. Так же и те, кого Господь Бог не предопределил быть усыновлённым во Христе – они вольны избрать жизнь в послушании Божьей воле, вольны жить, противясь Богу.
Ну, а как же равенство?
Равенства в принципе не может быть там, где есть индивидуальности – либо то, либо то. Господь Бог в Своём творении избрал, чтобы люди были индивидуальностями и наделил их разными дарами, поэтому не завидовать и не требовать уравниловки нужно, а во благо людям познавать и развивать свои способности.

1:9 Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем (Иисусе Христе).
"Тайну Своей воли" – о какой тайне Божьей воли здесь идёт речь, может, о соблюдении закона Божьего?
Нет, ибо закон был дан задолго до начала Церкви, ещё при Моисее.
Продолжая свою мысль, Апостол Павел пишет: "В устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. (Еф.1:10)". Он не пишет, что нужно сделать то-то и то-то, а даёт общий и в то же время всеобъемлющий ответ: "Всё соединить под главою Христом. (Еф.1:10)".
Согласитесь, если бы можно было открыть человекам сокровенную тайну Божьей воли, просто сказав им некие слова, то Господь давно бы это сделал. Нет, для познания Божьей воли человек сначала должен обрести сердце Христово и ум Христов, ибо духовное может быть познано только духом. Возрождённым от Святого Духа духом.
Ранее Апостол Павел сказал: "Так как Он (Бог Отец) избрал нас в Нем (Иисусе Христе), чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви. (Еф.1:4)" – следовательно, цель призвания Божьего не просто в том, чтобы мы вечно пребывали в Его любви, а чтобы были святы и непорочны пред Ним. А для этого, как минимум, нужно познать откровение Божьей воли, которое (откровение) обретается только через Иисуса Христа. Только непрерывно пребывая в общении с Иисусом Христом, непрерывно пребывая в Его любви, мы будем всё более и более уподобляться Христу в Его святости и непорочности, и так обновлённые своим духом познаем святую и вечную волю Божью.
Как сказал мыслитель первого века, Филон Александрийский: "Достигший степени Божественного созерцания, делается постоянным в добродетели; ибо прилепившись любовью к Богу, забывает обо всём остальном и полученному им блаженству не предпочтёт земных благ".[3]
Хорошо сказал Филон, что достигший степени Божественного созерцания, не грешит. Но как достичь степени Божественного созерцания и как уразуметь превосходящую разумение любовь Христову? Как сего достичь, если ни уразуметь, ни созерцать Бога своими силами мы не можем и никаким образом сами по себе не сможем, как бы ни старались?
Да, своими силами Бога созерцать мы не можем. Но если кому Господь Бог даровал спасение во Христе и общение Духа Святого, то ему уже не нужно самому достигать сего общения и сего созерцания. Дух Святой дарует ему и то, и другое, – от человека требуется лишь возрастать в способности вмещать дар Божий. Вмещать, через свою веру всё более и более обретая навык послушания Святому Духу, и так обновляя свой ум по образу Христову.
Другими, кроме веры и послушания, "инструментами" для обновления во Христе Иисусе являются молитва и чтение Слова Божьего. Но помните, молиться и читать Слово Божье нужно для того, чтобы познавать и исполнять волю Божью, а не просто ради молитвы, как таковой и чтения, как такового. И тогда по вашей вере слово Божье станет частью вас самих, и духовное будет познаваться духом – вашим духом.
Всё это в совокупности называется освящением во Христе Иисусе.
Изначально, ещё создавая человечество, Творец задумал, чтобы из среды людей избрать Церковь – тех, кто через Иисуса Христа стали бы святы и непорочны пред Ним в любви.
Конечно, Творец желает, чтобы все люди пребывали в пространстве и времени Его любви, но, к сожалению, не все, а лишь единицы согласны принять Его любовь, ибо она святая.
Божья любовь свята и непорочна!

Послание Апостола Павла к Ефесской церкви – это послание о том, как обрести Божью любовь и как всё более и более познавать её. Это послание о том, чтобы мы через познание Божьей любви всё более и более уподоблялись Сыну Божьему.
Но при этом не забывайте, что уподобление Иисусу Христу и освящение во Христе тоже не является самоцелью, а является путём к обретению вечной Божьей любви. От уподобления Иисусу Христу восходить к познанию сокровенной, вечной Божьей любви, и далее от познания Божьей любви восходить к более глубокому духовному познанию Иисуса Христа, и снова от духовного познания Иисуса Христа к вечной любви Божьей – такова благодать Божия и дар Святого Духа.
Дабы послужить к похвале славы Его (Бога) нам, которые ранее уповали на Христа. (Еф.1:12)

1:13,14 В Нем (Иисусе Христе) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.
"Запечатлены обетованным Святым Духом" – когда мы уверовали в Иисуса Христа, то Святой Дух как бы поставил печать на наши сердца. Печать, как гарантию того, что мы принадлежим Господу Иисусу, что мы дети Божьи.
Для какой цели Бог, предопределив, избрал нас, Церковь? Для какой цели искупил в Иисусе Христе? Для какой цели запечатлел нас Святым Духом?
Всё это было сделано Господом Богом не просто для того чтобы освободить нас, избранных Своих, от рабства греха и смерти, а чтобы сделать наследниками с Своём Сыне, Иисусе Христе, дабы мы всё более и более уподобляясь Ему прославили имя Божие в Его творении.
Поверьте, нет, и не может быть ничего более великого, чем вечное, беспредельное уподобление творения Божьего его Творцу – Святому Богу.

1:15,16 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих.
"О любви ко всем святым" – здесь хотя речь идёт о любви по отношению к людям, Апостол говорит не о душевной человеческой любви, какую могут проявлять и неверующие, а о духовной любви agape (агапэ), нисходящей от Бога.

Таким образом Апостол возвестил нам ещё одно великое откровение Божие: святую вечную духовную любовь можно проявлять не только по отношению к Господу Богу, даровавшему её нам, но и по отношению друг к другу.
И Господь радуется, когда видит её проявление среди нас.
И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его. (Еф.1:18,19)

К сожалению, спустя сорок лет Ефесяне оставят свою первую духовную любовь (Отк.2:4). К тому времени в церкви будет уже и опыт, и терпение, и труд для Бога, и многие христиане пройдут через страдания за имя Христово – будет всё, но не станет самого главного – любви, без которой всё остальное теряет цену и… смысл.


2 гл. Бездна благодати Божьей, даруемой нам через Иисуса Христа

2:1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим.
Хотя Господь Бог изначально ещё до начала творения мира предопределил, кто будет Его святой Церковью, все мы, человеки, из-за греховной природы изначально, от рождения отделены от Бога, и сие безвозвратное отделение есть мёртвость наша.
Слава Иисусу Христу, даровавшему уверовавшим в Него возрождение из мёртвых! Возрождение сначала духовное, а потом, после второго пришествия Христа, и в прославленной вечной плоти, дабы мы всегда пребывали с Ним в Царстве Небесном.

2:4-7 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
"Преизобильное богатство благодати Своей" – нас, уверовавших в Иисуса Христа, Господь Бог по благодати Своей избрал, по благодати Своей жертвою Христовой воскресил дух наш, по благодати Своей воскресит нас в прославленных телах при втором пришествии Иисуса Христа, по благодати Своей дарует вечно пребывать с Сыном Своим, Иисусом Христом, в Царстве Небесном. Более того, по благодати Своей Господь Бог нас, уверовавших в Иисуса Христа, назвал сынами Своими. И всё это Бог соделал для того, чтобы потом явить для нас ещё больше благодати – явить преизобильное богатство благодати Своей.
И сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф.2:8,9)

2:10 Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Спрашивается, почему и главное, зачем Творец явил столько благодати для человеков и явит ещё больше? Пусть не для всех человеков, а только для тех, кто в вечности пребудет с Ним, но всё равно – преизобильное богатство благодати…
Как сказал в этом стихе Апостол Павел, всю сию благодать Господь Бог дарует нам для того, чтобы мы обрели способность творить истинно добрые дела, то есть, чтобы исполнили предназначение, для которого были сотворены.
Тут можно задать второй вопрос: почему Господь Бог пошёл таким долгим и сложным путём, разве нельзя было просто "запрограммировать" нас на делание добра?
Нет, нельзя, ибо в таком случае добро будет не от нас, а просто исполнением заложенной программы, то есть будет не настоящим добром, и любовь будет не настоящей любовью, а раз не настоящей, значит, ложной, а Бог есть Истина, и в Нём нет никакой лжи.

2:11-13 Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти… не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
"Помните" – не говорю вы, а в первую очередь обращаюсь к себе: помни, какой ценой тебе дарована духовная жизнь с Богом, иначе… не заметишь, как превратишься в лицемерного религиозного фарисея.
Итак, помните об Иисусе Христе!
Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир. (Еф.2:14,15)

2:19-22 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу… имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Здесь Апостол Павел возвестил ещё одно откровение Божие, суть которого в том, что, преобразуясь по образу и подобию Иисуса Христа, верные и избранные Божии не только обретают благодать вечно быть со Христом в Царствии Божьем, но и сами становятся обиталищем Святого Духа Божьего. Так совершается великое таинство духовного воссоединения нашего духа, вдохнутого в нас Богом при зарождении нашей жизни, со святым Духом Божьим.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)


3 гл. Познайте тайну Божию: домостроительство Церкви!

3:1-4 Для сего-то я, Павел, [сделался] узником Иисуса Христа за вас язычников. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой.
Апостол Павел пишет, что подчинил, поработил себя воле Иисуса Христа для благовестия язычникам, ибо Господь Бог и их сделал сопричастниками тайны Христовой. Эта тайна – тайна Божьего замысла – Церковь, Невеста Христова, Которая вовеки пребудет с Ним в любви.
Апостол молит и желает, чтобы Ефесяне всё более и более познавали сию тайну домостроительства Божьего – тайну созидания не общества, не организации, и даже не дел, как таковых, для Бога и для людей, а тайну познания ими вечной совершенной духовной любви в общении с Господом Богом и с другими человеками.

Именно в духовной любви, исшедшей от Бога и воспринятой, впитанной каждым верным Христовым тайна Церкви, а всё остальное человек может построить или сделать и без Бога.

3:8,9 Мне… дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чём состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге.
Мне доводилось слышать такое толкование этого места Писания: "Здесь говорится о том, что Бог не только для Израиля, но и для язычников приготовил благодать: быть народом Божьим – Церковью".
О том, что благодать Божия будет излита на все народы и что язычники по вере смогут войти в Церковь Христову – это правильно говорится, но сие известие не было тайной сокрывавшейся от вечности в Боге. В доказательство приведу пару цитат из Священного Писания (можно и больше, но по закону для свидетельства хватит и двух).
-- Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. (Мал.1:11)
-- Верою Авель… Верою Енох… Верою Ной… Верою Авраам… Верою и сама Сарра… Верою Моисей… поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. (Евр.11:4-26)


Как известно, ни Авель, ни Ной, да и Авраам с Саррой не были израильтянами, эта нация возникла позже – она пошла от Авраама, когда тому исполнилось уже сто лет.
Домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге – это возможность обретения нами, людьми, святой вечной духовной любви агапэ, которая пребывает в Боге и которая есть Сам Бог. И того, что грешные человеки смогут уподобиться Господу Богу в самом главном – в любви, не знал и даже предположить не мог враг рода человеческого, сатана. Да и никто другой – ни Ангелы, ни мы, человеки, не могли предположить, видя, как с грехопадением пришла смерть – неизбежная смерть, видя, как безнадёжны попытки людей исполнить закон Божий во всей его полноте.

Но Господь Бог приготовил и исполнил сие великое таинство любви… дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем (Еф.3:10,11).

3:13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
Действительно, разве стоит унывать от временных телесных и душевных скорбей, когда участвуешь в таком великом деле Божьем, как созидание Церкви Божьей зиждущейся на любви Божьей, и увенчанием которой будет наше уподобление Господу Богу в Его любви, которая и есть истинная слава Божья.

3:14-17 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке… чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота.
Первое, о чём просит Апостол Павел, молясь за ефесских христиан, – о благодати Божьей, чтобы они могли благодатью Духа Святого преодолевать, побеждать свою греховную природу и соблазны сатаны, то есть крепко утвердиться Духом Божьим во внутреннем человеке.
Второе – о даре животворящей веры, через которую ефесяне смогли бы постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота (в Господнем, а не в нашем "адамовском" разумении). И постигнув, чтобы возжелали бы того, чего желает Господь, воспринимали всё в истине, как воспринимает Господь и поступали так, как поступил бы в данном случае Господь Иисус Христос.
Но и это не главная цель в молитве Апостола Павла, далее он просит об уразумении любви Божьей ефесскими Христианами.

3:18,19 Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
Итак, далее Апостол Павел молит об откровении для верующих (не только для ефесян, но и для нас), чтобы мы могли постигнуть и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф.3:18,19). Уразуметь сокровенную любовь Христову и через познание Его духовной любви стать святыми и совершенными в любви.
Уважаемые читатели, хотя до сих пор я почти ничего не рассказал о любви святой и совершенной, но начало уже положено: возвещено, что без Бога, без Его откровения никто никогда не сможет обрести такой любви, более того, никто не сможет даже познать её.
Когда новообращенные приходят к Господу, очень часто бывает так, что они стараются любить Бога, опираясь на свои силы и свою волю. Они возбуждают в себе чувство почтения и любви ко Христу, горячатся в молитве и посте. Они восхищаются какой-либо Его чертой, познанной ими через откровение Духа Святого, и готовы на любой подвиг ради Господа. И, что удивительно, в это время им легко даются и молитвы, и посты, и соблюдение заповедей Божьих, хотя они не приобрели ещё никакого навыка для исполнения сего. Но вскоре первый порыв проходит, и наступает период, когда новообращенные остаются один на один со своими естественными способностями и возможностями. И вот тут-то сил ни на какие духовные деяния уже не хватает. Нет сил, ибо Господь Бог ещё не даровал им Своей святой духовной любви. Он бы с радостью излил Свой дар, да они ещё не способны вместить его.
Как бы ни была горяча и искренняя земная, человеческая любовь, она лишь крохотное подобие истинной, совершенной любви. Лишь крохотное подобие…
Но, несмотря на свою малость, всё же в каждом человеке, независимо от его вероисповедания, независимо его от культуры и образования, есть этот прообраз духовного общения с Богом (совесть), и этот прообраз духовной любви (человеческая любовь, жертвенность, терпение, кротость, милосердие). Заложена в природе человека духовность. Но ещё раз повторяю, не вознесясь сердцем и духом от природного земного к Небесному, вы никогда не сможете перейти от земных прообразов любви к познанию истинной Божьей любви, – той любви, пребывать в которой Отец Небесный избрал верных Христовых.

Итак, познание и обретение Божьей любви нами, грешными и смертными человеками и есть та тайна, что была сокрыта от вечности в Боге. Тайна, о постижении которой ефесскими христианами Апостол Павел молил Господа Бога.
Духовная любовь Божия – это слава Бога в Иисусе Христе.
Духовная любовь Божия – это слава Бога в Церкви.
Духовная любовь Божия – это слава Бога во всём Его творении.

Я заметил, что по мере того, как пытаюсь объяснить истину о любви Божьей, она становится всё более и более непонятной даже мне, автору. Воистину, любовь Божия – она, как мираж для человеческого ума: чем сильнее мы стремимся приблизиться к постижению и объяснению её с помощью земных слов и образов, тем дальше удаляемся от истины о ней.
Остается одно: оставив всякие умствования, снова обратиться к посланию к Ефесянам. Продолжу чтение, а там, может, что и разъяснится.


4-6 гл. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ВЕРУЮЩИМ

4 гл. Созидайте Тело Христово, а не разрушайте Его своими делами плоти!

4:1,2 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью.
"Узник в Господе" – то есть связанный в Господе, а не сидящий в тюрьме за веру в Иисуса Христа.
"Умоляю вас поступать достойно звания" – что значит поступать достойно звания? Это значит не просто уметь обуздывать свой гнев и раздражение, и даже не просто поступать со смиренномудрием и кротостью, а снисходя друг ко другу любовью… Кто-нибудь пробовал достигнуть совершенства в этом?
Ну и как, получилось?..
У меня пока плохо, даже очень плохо получается.
Может, Апостол Павел, дав такое поручение, поступил как те фарисеи, которые, по словам Иисуса Христа, связывали бремена тяжёлые неудобоносимые и возлагали их на плечи людям?
Не думаю, что Павел был таким.

4:3 Стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
То есть будьте дружелюбными и терпеливыми друг к другу, не смотрите на то, что у вас разные мнения по второстепенным вопросам – эти разногласия уйдут, когда все придём в единство веры и познания Сына Божия (Еф.4:13).

4:7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
Хотя мы и различаемся дарами, данными нам не по заслугам, а по благодати, всегда помните, что Церковь – это одно Тело, один Дух, одна надежда общая для всех верующих, ибо у нас один Господь и Отец.

4:10,11 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.
Если по духу, то людей на служение в церквях епископы должны ставить не по своему произволу, а по воле Иисуса Христа, возвещённой им и поместной церкви через пророческое ли слово, или ещё каким образом. Только в этом случае служители Божьи будут нести своё служение в духе и истине, и изливать в сердца верующих своё познание Бога.
А если человек поставлен на служение только лишь потому, что он окончил семинарию, или только лишь потому, что он оказался удобным для епископа, то ни о каком Божьем служении речи идти не может – новопоставленный служитель будет служить человеку, а не Богу.

4:13 Доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Различия между верующими в дарах и в служении будут не вечными, а лишь доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия.

4:17,18 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего… по причине их невежества и ожесточения сердца их.
Апостол Павел заклинает Ефесян более не поступать так, как поступают люди вокруг них. Они превозносятся своей культурой и философией, стремятся достичь своей полноты, поставить свое "я" в центре мироздания и не видят, что свои малочисленные дни проводят в тленной суете.

4:19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Смотрите комментарии к 2Пт.2:3.

4:20 Но вы не так познали Христа.
Мы познали Господа Иисуса Христа не через гордыню, а через покаяние и отречение от прежней греховной жизни. Так давайте же изменяться по образу Его обновлением сердца и ума через послушание Святому Духу!
Избранные Божьи должны уподобиться Иисусу Христу – таков замысел Божий.

4:21 Потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, – так как истина во Иисусе.
Об истине, как её могут познавать все ищущие истины, а не только избранные Божьи – см. комментарии к Ин.18:37,38.

4:25-32 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему... Гневаясь, не согрешайте… Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших… Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Продолжая наставление, Апостол Павел дает Ефесской церкви, кажется, совсем уже земные советы: чтобы они говорили истину, не крали, а трудились и жертвовали нуждающимся, чтобы не злословили, не раздражались и так далее. И всё это Апостол называет подражанием Богу в жизни и в любви.
Получается, что если кто-то, например, раньше сквернословил, а потом покаялся и исправился, то тем он сделал маленький шажок на пути к совершенной любви. Если кто-то лгал, но остановился и исповедал свой грех, то тоже сделал шаг к совершенной любви. И так, шаг за шагом, шаг за шагом – с Божьей помощью.
Уж как-то слишком обыденно звучат слова Павла по сравнению с поставленной перед нами великой Божьей целью – обретением святой и совершенной, превосходящей всякое разумение любви Христовой.
Но если вдуматься, Апостол ведь прав! На гору нельзя взойти одним прыжком, а вот шаг за шагом – любая вершина достижима.
Но здесь опять: "Но!". Нам, грешным потомкам Адама, невозможно в полной мере исполнить ни одной заповеди, сколько бы мы ни прилагали усилий к самосовершенствованию. Зачастую получается даже наоборот, чем более совершенным образом мы стараемся поступать в своих и в чужих глазах, тем чаще падаем в грех – пусть не явный, но внутренний, сердечный грех, такой, как гордыня, как самопревозношение или презрение к другим людям. Таков закон человеческой психики: любой успех порождает самоудовлетворение, а большой успех порождает превозношение и гордыню (как не гордиться своими достижениями, если ты их достиг). Да к тому же ещё и хулитель Бога и человеков, дьявол, не дремлет, а льстиво подползает, нашёптывая о том, как ты велик, и…
И что же тогда получается?
А получается вот что: чем большего успеха мы хотим достичь в обретении любви Божьей, тем более зависимыми от благодати Божьей должны становиться.

Конечно, и своими силами нужно стараться искоренять свои грехи, и кто сквернословил, впредь не делай этого, кто крал – не кради, кто лгал – не лги, кто завидовал – не завидуй. И будет очень хорошо, если наметится в этом какой-то прогресс. Но и здесь, ни в коем случае не приписывайте успех своей силе и своей воле. Лучше скажите: "Господь хранит меня от такого-то греха. Слава Богу за Его милость!".
Старайтесь не грешить, и молите Бога словами: "Господи, Иисус Христос, Сын Божий, будь милостив к нам, грешным!".
И Господь поможет нуждающимся.

4:26,27 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.
Ерма Римский, живший около 60 г. (см. Рим.16:14), писал церкви: "От огорчения рождается раздражение, от раздражения – гнев, от гнева – неистовство. Но добрый дух не может жить вместе со злым духом… такой человек становиться закрытым для благой мысли. Так бывает со всеми гневливыми. Итак, ты удаляйся от гнева, но облекись в великодушие и противься всякому огорчению, - и будешь в чистоте и святости любезной Богу. Смотри, если соблюдешь эту заповедь, то можешь исполнить и прочие".[4]

4:29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
Обращали ли вы внимание на то, что интеллигентного человека сразу же замечают в группе людей? Его замечают и выделяют, даже если все они одеты одинаково и находятся в одинаковых бытовых условиях.
Что отличает его от других? Безусловно, это его речь. Но речь в широком смысле слова, а не просто произносимые им слова, ибо "интеллигентные" слова может заучить и неинтеллигентный человек. Люди примечают не столько то, что он говорит, а то чего он не говорит, как он молчит, как смотрит, как реагирует на то или иное событие.
Так и человек Божий – со временем, если он действительно водим Духом Святым, он начнёт выделяться среди окружающих. И при этом будет уже не важно, говорил он им об Иисусе Христе или нет, ибо отличие это будет явлено на внутреннем духовном уровне.

К сожалению, в церквях, особенно в баптистских и пятидесятнических церквях людей торопят становиться "духовными", торопят делать свою речь назидательной в вере, дабы она доставляла благодать слушающим. В результате они, оставаясь в сердцах своих ещё такими, какими были до уверования, нахватываются религиозных словечек и цитат из Библии и думают, что их слова уже доставляют благодать слушающим.
А слышащие их не верят их словам, потому что видят, что в сердцах своих те такие же мирские люди, как и они, только религиозно мирские.

4:30,31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас.
Раздражение, ярость, крик – всё это оскорбляет Святого Духа, живущего в нас, потому что свидетельствует о нашем неверии словам Иисуса Христа, что в жизни верующих ничего не происходит без воли Божьей на то.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные. (Еф.5:1)
Дополнительно – см. комментарии к Отк.2:1-4.


5 гл. В повседневной жизни задавайтесь вопросом: угодно ли Богу то, что вы делаете?

5:3,4 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам].
"Не должны даже именоваться у вас" – Апостол здесь говорит не о введении в церкви табу на некоторые слова, такие, как блуд, аморальная похотливость и любостяжание. Он говорит о достижении верующими истинно духовной жизни, когда они обретают свободу от этих грехов, и никого уже не нужно будет обличать за них. А произносить эти слова просто так, ради пустословия или тем паче ради сквернословия – это глупо и неприлично даже для культурных мирских людей, не говоря уже о святых Божьих.
А кто не достигнет сей духовной планки или того хуже, даже стремиться к ней не будет, тот…
Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога… Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. (Еф.5:5,9)

5:10,11 Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
"Испытывайте, что благоугодно Богу" – молитесь с искренним желанием познать истину и исполнить волю Божью, а не выискивайте в Писании свою "истину", удобную и приятную вам. Будьте искренни пред Богом, и Он ответит на вашу молитву.
Будьте искренни!
"Но и обличайте" – чтобы поступать по истинной и совершенной любви, мало самому не участвовать в делах тьмы, но нужно изобличать и обличать грехи братьев и сестёр по вере. Но только помните, что обличать нужно не для того, чтобы ближнего своего выставить на позор, а чтобы он, очистившись, воссиял в праведности.
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них. (Матф.18:18-20)
"Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного" – вот для чего Господь открывает вам истину о согрешении брата (сестры) во Христе – чтобы вы вместе с ним восстали против греха, а не для того, чтобы просто пришли и пожурили его: "Ах, ты, такой-сякой грешник!".

5:13 Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
При кажущейся простоте это довольно сложная для истолкования притча; объясню, как я понимаю её.
Всякий грех, который выносится на свет (в первую очередь на свет пред судом Божьим), во всей своей греховной полноте доходит до сознания и сердца согрешившего. А что стало видимым, то может стать и светлым, то есть через исповедание и покаяние грешник может очиститься от своего греха.
А тот грех, который грешник хранит и сберегает во тьме сердца своего и который он пытается обелить в своих глазах и пред Богом – этот грех будет всё больше и больше порабощать грешника, пока не увлечёт его от Духа Святого в духовную тьму, а потом приведёт и к духовной смерти.
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые. (Еф.5:15)

5:17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
Легко сказать: "познавайте волю Божию", но невероятно трудно следовать ей в реальной жизни. Как назло, окружающие чаще желают получить от вас именно то, что является неугодным Богу, а то и просто греховным. Например, вы видите, что в своих словах и делах ваш друг движим тщеславием и любостяжанием, но он ведь не требует, чтобы вы стали соучастником в его делах, просто проявите лояльность и останетесь друзьями. Как тут поступить, чьим словом поступиться – словом друга или словом Истины?
К своему стыду и огорчению, должен признать, что я иногда из желания угодить человеку шел на "компромисс" со своей совестью. И знаете, чем всегда это заканчивалось? Тем, что я горько раскаивался и просил у Бога прощения. Прощения за свое лицеприятие и малодушие.
В тех же случаях, когда твердо пребывал в воле Господней, в сердце моем оставался мир – Божий мир, который позволял устоять в истине при любых внешних обстоятельствах.
Такой мир чувствовал в сердце своем Давид, когда воспел: "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. (Пс.22:4)".
Будьте бдительны и внимательны к мотивам, толкающим вас на тот или иной поступок. Ну, а если согрешите, то с молитвой покаяния снова возвращайтесь к Господу нашему.
Я приметил закономерность (раньше я читал об этом, но по мере реального хождения по вере, убедился в истинности её на практике): дьявол, когда готовит ловушку, то перед этим часто подогревает во мне гордыню, играет на тщеславии или, наоборот, начинает обвинять в гордыне, "напоминая" даже те грехи, которых я не совершал. И ещё одну закономерность увидел: дьявол нападает на верующего только тогда, когда Господь допускает это. Допускает с целью исправить или предостеречь верного Своего.
Иногда случалось и так: дьявол атаковал, искушал меня тем искушением, которым ранее никогда не атаковал, или тем искушением, в котором я уже давно покаялся. С чего бы это? Почему Господь допустил такую атаку искусителя? И лишь потом, намного позже, я узнавал, что в это время ближний мой находился в духовной борьбе, а может, даже и впадал в тот грех, об освобождении от которого я просил Господа. Оказывается, Дух Божий желал, чтобы я, даже не зная истинной причины, вместе с ближним своим подвизался в молитве и ходатайстве против греха. И горе мне, и горе моему ближнему, если я в тот момент окажусь ленивым и глухим. Горе, ибо ближний мой останется один на один с искусителем, а я не исполню воли Божьей.

Помните, что всё в вашей жизни происходит не случайно. Всё – если вы послушны воле Святого Духа, и всё в конечном итоге служит во благо вам, во благо ближним вашим или даже всей Церкви Христовой.

5:18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.
Вино не только задурманивает разум, но и понижает планку самоконтроля, вовлекая человека в греховные страсти. Святой Дух, наоборот, обновляет разум, освобождая его от тьмы лжи и заблуждений, и укрепляет духовную стойкость человека против искушений и похотей плоти.

5:21 Повинуясь друг другу в страхе Божием.
Далее Апостол несколько раз повторяет слово "повинуйтесь".
"Повинуясь" – здесь речь идёт не о слепом фанатичном повиновении, а о любви Божьей, поэтому и сказано: "В страхе Божием". А если без страха Божьего, без искреннего сердечного желания поступать так, как того желает Господь Бог, то и сами не заметите, как любовь к вашему ближнему превратится в потакание его прихотям и эгоизму.
Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. (Пр.8:13)
Что ещё сказать о любви в страхе Божием?
Как было бы радостно проявлять послушание Господу, если бы непослушание сразу же наказывалось, а послушание поощрялось, причём поощрялось ощутимой наградой. Но ведь если бы так было, то, пусть не вы, но многие были бы послушны Господу не из любви к Нему, а из корысти. Господу Богу же такое лицемерное послушание не нужно.
А вот когда вы являете послушание и жертвенность, зная, что ни награды в этой жизни не увидите (может быть и так, что ни награды, ни наказания не будет за послушание), то такое послушание будет уже послушанием по любви – истинным послушанием и истинным смирением.
Дополнительно о страхе Божием – см. комментарии к 1Пт.1:17.

5:22-26 Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её.
Дальше, давая наставления в практическом познании воли Божьей и в практическом познании любви Божьей агапэ, Апостол Павел повёл речь о семье.
Поверьте, очень даже к месту он завёл здесь речь о взаимоотношениях между мужем и женой и между родителями и детьми, ибо, прежде чем мечтать о познании любви Божьей святой и совершенной, научитесь любить по-человечески. Конечно, это не будет непосредственным познанием святой любви агапэ, которую можно обрести только от Бога, но это будет "подготовительный класс" перед поступлением в Школу Христа, потому что любовь между мужем и женой является прообразом любви истинной и совершенной (Еф.5:32). Если муж будет любить жену и детей как себя и даже больше, чем себя, то он научится истинно любить и других людей. И жена – если она научится доверять мужу, которого видит, то научится доверять и Господу Богу, которого не видит. Также и дети – если они научатся смирению и послушанию родителям, то научатся послушанию и Господу Богу.

Итак, Апостол Павел в послании к Ефесянам так много внимания уделил семье не из-за того, что семьи Ефесян были хуже, чем, например, семьи Колоссян или Фессалоникийцев, а потому что Апостол учил Ефесских верующих познанию любви святой и совершенной, исходящей от Бога.
Но любовь любви рознь: в жизни есть много примеров, когда, например, родители "залюбливают" своих чад, и из тех вырастают эгоистичные "Митрофанушки" – не о такой любви говорит Апостол. Блаженный Августин, как бы размышляя над словами Апостола, наставляет нас: "Любите детей ваших, любите жен ваших… но следует любить по Христу, иметь попечение о них по Богу и не иначе, как чтобы любить в них Христа и ненавидеть в них то состояние, когда они не захотели бы иметь Христа".[5]
Живя во Христе, помните Его слова: "Хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей. (Мар.7:9-12)".
Дополнительно – см. комментарии к 1Пт.3:3-7; 1Кор.11:3.

5:28,29 Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь.
"Любящий свою жену любит самого себя" – если кто не будет греть и питать своего тела, то ему же самому будет плохо от холода и голода. Но Апостол здесь говорит не просто об одном человеке, а о семье, что любя и заботясь о своей жене, вы любите и заботитесь о самом себе. И это действительно так, потому что если в какой семье живут по принципу: каждый тянет одеяло на себя – то в этой семье всем холодно, всем неуютно, да и семьи как таковой уже нет. Это уже не семья, а кучка ненавидящих друг друга и враждующих друг с другом "коммунальных соседей".
Оглянитесь вокруг – и вы увидите великое множество семей, где муж или жена, в ущерб родным начав требовать, как они думают, своё, по сути, разрушили свои семьи и годами судятся за те крохи тленного богатства, которые на тот свет с собой не возьмут, а свою и чужие жизни ради них угробили.
Поэтому… так должны мужья любить своих жён, как свои тела.

5:33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Комментируя этот стих, проповедники обычно основное внимание концентрируют на слове: "боится". Но, посмотрите, прежде здесь сказано: "Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя". А ещё раньше сказано: "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь. (Еф.5:29)".
То есть, прежде чем требовать послушания от жены, муж должен настолько возлюбить её, что забота о ней станет таким же естественным свойством его личности, как забота о своём теле.
Братья во Христе, вот когда вы возлюбите своих жён больше своей жизни, так, как Христос возлюбил Церковь, тогда и только тогда можете обратить ваши взоры на последующие слова этого стиха: "А жена да боится своего мужа".

Избранные Божии, братья и сёстры во Христе, усвойте для себя раз и навсегда, что в этом стихе Апостол Павел говорит не о домострое и, конечно же, не о тирании мужа в семье, а о душевных и духовных взаимоотношениях в семье, построенных по образу и подобию взаимоотношений, существующих между Иисусом Христом и Церковью. А вы когда-нибудь видели или слышали, чтобы Иисус тиранствовал над верующими и запугивал их? Я никогда о таком не слышал.


6 гл. Начинайте жизнь послушания Иисусу Христу прямо сейчас и прямо со своей семьи

6:1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость.
В Синодальном переводе сказано: "Сего [требует] справедливость" – это не совсем точный, вернее, не полный перевод древнегреческого слова dikeos, которое означает ещё и праведность, и честность и, главное, жизнь по закону, а не просто честное воздаяние за соделанное, как мы понимает слово справедливость.
То есть, если дети будут жить в послушании и повиновении своим родителям, тем они будут исполнять Божий закон. Вот так-то!

6:4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Апостол Павел сначала сказал: "Не раздражайте детей ваших", и только потом повёл речь о том, что детей нужно воспитывать в наставлении Господнем.
Что значит: "не раздражайте"? Понятно, что Павел пишет здесь не о потакании капризам избалованных чад. Об избалованных и любящих грехи детях в Священном Писании сказано: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Прит.13:25)".
К сему добавлю ещё и слова о духовном назидании избранных чад Божьих: "Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. (Евр.12:7,8)".
Так что если дело касается согрешений детей, то ни о каком "не раздражайте" речи идти не может. Наоборот, грех надо пресекать, и чем раньше пресечь его, тем лучше – так поступает и Господь Бог с согрешающими избранными Своими, так поступают и мудрые родители с детьми своими.
Начав свою мысль со слов: "Отцы, не раздражайте детей ваших" – Апостол Павел завершил её поручением, что родители обязаны научить детей заповедям Божьим так, чтобы те не только знали их, но и исполняли.
Я умышленно делаю упор на том, что родители должны научить так, чтобы дети исполняли заповеди Божьи. А для этого родители должны не только рассказывать детям о законах Божьих и заповедях Христовых, но и стараться сами жить по ним. Если же будет иначе, то дети сначала испытают разочарование и досаду, увидев, что родители говорят одно, а делают другое, а потом испытают уже и раздражение на них и на их слова: "Как вы смеете требовать от меня то, чего сами не делаете?".
И ещё, о чём здесь нужно сказать – это о том, что религиозные родители зачастую отталкивают своих детей от Христа и от Церкви не тем, что явно грешат, а тем, что обкрадывают своих детей вниманием и заботой, посвящая всё своё время церковным мероприятиям. О таком усердии "ради Господа" Апостол Павел тоже здесь пишет: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших".

6:5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу.
Неужели Апостол Павел призывает повиноваться господам, даже когда они велят творить зло?
Нет, Апостол пишет здесь не о слепом повиновении, а о том, что начальников нужно уважать, а не оскорблять и не унижать их сплетнями, особенно за глаза.
Что же касается повиновения повелениям господ, то, посмотрите, что ответил Апостол Пётр Синедриону, когда тот запретил благовествовать об Иисусе Христе в Иудее: "Пётр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. (Деян.5: 29)".
Дополнительно о природе власти и о повиновении властям – см. комментарии к Рим.13:1.

6:8 Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
Одни из нас, независимо от того, рабы они или нет, уже здесь и сейчас предстают пред судилище Христово – добровольно предстают в покаянии и с мольбой ко Христу о спасении, и в смирении покоряя себя воле Божьей. Другие, тоже независимо от того, рабы они или нет, упорствуют в своих грехах и всячески отдаляют от себя суд Господень, но и они предстанут пред Господом – предстанут в конце света и будут судимы по делам своим.
Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово. (2Кор.5:10)
Дополнительно – см. комментарии к 2Кор.5:10.

6:9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Начальникам также нельзя забывать, что пред Богом все люди равны – будь они хоть цари, хоть последние нищие, ибо на тот свет ни земных званий, ни тленных богатств не возьмёшь.
Только у тех, кто избрал жизнь по вере во Христа и в послушании Святому Духу награда не исчезнет, ибо она Божья, духовная, вечная.
Дополнительно – см. комментарии к Рим.2:10,11.

6:10-12 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
"Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его" – что значит, укрепляться Господом? Может, это укрепляться дарами Духа Святого? А может, это что-то другое? И, вообще, чем мы можем противостоять сатане в день злой?
Отвечая на этот вопрос, Апостол Павел пишет: "Облекитесь во всеоружие Божие".
Что такое: всеоружие Божие? Дословно с древнегреческого это выражение означает: Божьи доспехи, то есть, доспехи Самого Господа Бога – по сути, это означает облечься в Самого Господа Бога, а не просто облечься в некие доспехи, подаренные вам от Бога.
Современный перевод РБО: "Наденьте Божьи доспехи – тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола".[6]
Может, и не все люди, но христиане понимают, что противостоять сатане невозможно ни бронями, ни мечами, ни ядерными ракетами. Невозможно противостоять сатане и произнесением заученных слов-заклинаний, даже слов из Священного Писания. Здесь нужно не внешнее, а внутреннее "облачение" и "вооружение", точнее, внутреннее сердечное состояние, когда вы пребываете в непрерывном духовном единении с Духом Божьим.
О так называемом "всеоружии Божием" написано много книг, и в подавляющем большинстве из них очень досконально разбирается каждый из доспехов упомянутых Апостолом Павлом. Я не понимаю, почему эти авторы так много внимания уделяют доспехам? Ведь доспехи упомянуты Павлом лишь для наглядности: так делал Иисус Христос, когда учил притчами, например, притчей о семенах, упавших в разную почву (Мк.4:1-9). Но изучая притчу о семенах, ведь никому не приходит на ум досконально исследовать различие между каменистой почвой и чернозёмом или различие между землёй на дороге и землёй с сорняками (хотя и тут я не могу быть уверенным за всех богословов, возможно, среди них есть и "почвоведы").
Итак, как в притчах Иисуса Христа истина была глубже, чем материальные аналогии, так и здесь слова Павла о всеоружии Божием нельзя рассматривать отдельно от темы всего послания к Ефесянам. А послание говорит о любви, – о любви духовной, святой и совершенной. Притча же о всеоружии Божием является лишь образным развитием мысли Апостола.
Ещё раз повторяю, что против козней дьявольских вы не сможете устоять ни своими заклинаниями, ни знанием наизусть Библии, ни чудесами, ни праведными поступками. Только истинно познав, как Бог любит вас, и только утвердившись в любви Божьей, вы сможете противостать против дьявола в день испытания. Только противопоставив обличению и клевете дьявола Божью любовь, проявленную лично к вам и открывшуюся лично вам, вы сможете устоять в день злой. Только так, и не иначе.
И ещё несколько слов о "всеоружии Божьем".
Всеоружие Божие, то есть праведность и святость Господа Бога, вошедшая в верных Христовых и пребывающая в них нужна для того, чтобы они устояли во время искушения сатаны, а не для того, чтобы они по своему произволу поражали и гнали неугодных им людей.
Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:12)
Именно всеоружием Божьим Иисус Христос противостал в пустыне против искушений сатаны, именно силой Духа Святого, а не Своей силой.
Сейчас Господь Бог и нам, христианам, предлагает Своё всеоружие, то есть, предлагает Себя, чтобы мы могли противостоять раскалённым стрелам сатаны. Но, к сожалению, все, в том числе и мы, христиане, упорствуем, продолжая держаться за свою праведность, за свою мудрость – за своё "всеоружие".
Нет, своим умом мы понимаем, что наша праведность и наша человеческая мудрость бессильны против сатаны, и вслух никогда не объявим, что уповаем на себя, а не на Господа, но в сердцах своих почему-то до последнего хватаемся за свою "самость". Даже получая раны от сатаны, не отказываются от "латания" своей самоправедности, ибо срослись с ней как со своей кожей, и не отказываемся от своего понимания добра и зла, так как в глубине сердца думаем, что наша правда и есть истина.
Нужна великая смелость и великое доверие Богу, чтобы отречься от своей праведности и предстать пред Богом, пред сатаной и пред людьми в истинном свете, со всеми своими грехами. Это очень неприятно для нашего "я", но это необходимо для духовной жизни, ибо только так можно облачиться в несокрушимую праведность Христову, вернее, только так Святой Дух получит возможность облечь нас в праведность Христову. Нельзя, невозможно одновременно уповать и на свою праведность, и на Христову праведность.
"Но как же отречься от своего и облечься во всеоружие Божие, если своя праведность неотъемлема, как своя кожа?" – спросите вы у меня.
Да, мы не можем сбросить с себя свою кожу, ибо она неотъемлемая часть нашего тела, точно так же мы не можем сбросить с себя свою самоправедность, ибо она является неотъемлемой частью самоидентификации себя как личности.
Сами по себе мы не можем, а вот стрелы сатанинской клеветы и сатанинского искушения способны разрушить нашу праведность. Разрушить до такой степени, что воссияет в нас праведность Христова.
Вспомните слова Апостола Павла: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"… Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (2Кор.12:7-10)".
Так и вы, уважаемые братья и сёстры во Христе, чтобы в вас воссияла праведность Христова, научитесь доверяться Господу Богу в немощи. Причём, не просто доверяться, а с миром в сердце, благодушно принимать свою немощь в той или иной жизненной ситуации. Учитесь постепенно, с малого, с обычной житейской ситуации, когда случится так, что умом своим будете считать, что лучше и выгоднее для вас будет, если поступите так и так, а сердце ваше воспротивится и повелит поступить по слову Божьему, – поступитесь своим и доверьтесь Господу – это и будет первым шагом от самоправедности к облачению во всеоружие Божие. А дальше – больше.
Нужно великое доверие Богу, чтобы, нет, не отважиться встать под стрелы сатанинской клеветы, а для начала просто пойти за Иисусом Христом. Пойти, зная, что через это вы становитесь личным врагом князя мира сего, сатаны. Воистину нужно великое доверие, чтобы пойти за Иисусом Христом, зная, что Он не обещал оградить вас от дьявола, не обещал оградить от трудностей и забот, а обещал спасти души уверовавших в Него. Спасти душу – не больше, но и не меньше этого.

Поведаю о чудном видении, которое пережил несколько лет назад, но и сейчас, как вспомню, оно, как живое всплывает в памяти.
Чёрная беззвёздная ночь, когда нет границы между небом и землёй – только невидимая даль, уходящая в беспредельность, и кажется, что ты со всех сторон окружён этой беспредельностью и только под ногами островок тверди земной. Из чёрной дали не спеша, но неукротимо приближаются огненные всполохи, целые мириады огненных вспышек – они движутся всё расширяющимся фронтом, озаряя на секунды черноту ночи и от этого делая её ещё непрогляднее. В некоторых местах огонь вспыхивает ярче и горит дольше, охватывая часть неба багрово-красным, и, кажется, что это сгорел островок, такой же островок, как тот, что под моими ногами. И воздух – воздух сухой, весь наполнен беззвучными вибрациями приближающейся беды. И треск – в бездонной черноте над головой слышен треск, как треск от горящих веток, когда в жаркое сухое и ветреное лето горит подлесок от легкомысленно оставленного кем-то костра.
При всполохах я вижу собаку, – большую пастушескую собаку с черной кудрявой шерстью. С решимостью, какую можно увидеть только у обречённых и принявших твёрдое решение стоять до конца, она стоит и смотрит вверх и вдаль, откуда видны трассеры горящих стрел (и я знаю, что это стрелы сатаны). Пёс повернулся боком к стрелам, загородив собой трёх овечек. Если всмотреться вдаль, то можно в сполохах ночи разглядеть ещё небольшую отару перепуганных до смерти и жавшихся друг к дружке овец: они одни, без пастуха… и только большой кудрявый пёс стоит на пути стрел. Они летят в него, но все мимо и беззвучно вонзаются в землю. Вот одна попала, воткнулась в бок: "Дзинь!" – звонкий звук, как будто она попала не в плоть, а в доску. От пламени стрелы с шипением, как от кислоты, на шкуре образовалась и стекает вниз пузырящаяся кровавая пена, перемешанная с лохмотьями шерсти. Вторая стрела ударила, третья… от кудрявой "защиты" остались уже одни окровавленные, оплавленные лохмотья, но для пса его шкура, это единственная его защита – пусть такая ненадёжная, но не станет её и, кажется, всё, смертоносные стрелы беспрепятственно поразят его внутренние органы, поразят его сердце.
Но вот чудо! Под тлеющими лохмотьями шкуры я увидел не израненные открытые ребра и мышцы, а сверкнувшую среди красных сполохов чисто белым, ярким белым металлом, броню. И той броне не страшны никакие стрелы, никакой огонь сатанинский, от них не остаётся даже следа на ней. И я понимаю, что сия броня есть броня Христовой праведности, понимаю сразу и во всей полноте, как будто кто то внутри меня даровал пережить всё, что прочувствовал, пережил и познал тот пёс.
Шкура – это его праведность, стоящего на пути у стрел сатанинских. И эта праведность настолько же неотделима от него самого, как неотделима шкура: кажется, лишись её, и всё – неминуемая смерть (как лишись мы нашей кожи, сразу же ждет неминуемая смерть). Но пастушеский пёс ради овец – тех, что рядом и тех, что вдалеке, встал на пути горящих стрел. Встал, заранее ведая, что не выдержит ни его шкура, ни его жизнь длительной сатанинской атаки.

Когда вспоминаю это видение, перед внутренним взором встают две особо запавшие в сердце картины: тревожная беспредельность в красных всполохах и броня, что проблеснула ярким белым светом под оплавленной шкурой. Под огнём сатанинских стрел была изранена, обгорела, не броня, а шкура праведности того пастушеского пса, чтобы стала видимой, засверкала броня праведности Христовой.
Спустя месяцы, когда сгладилось эмоциональное потрясение от увиденного, начала открываться, как бы раскладываясь по полочкам, духовная сущность истины об облачении в праведность Христову.
Итак, по порядку: есть спасение через искупительную кровь Иисуса Христа, есть освящение во Христе, которое открывается нам через общение со Святым Духом, есть дар Святого Духа – духовная любовь Божья (агапе) – сия любовь во всей своей полноте и есть облачение во всеоружие Божие. Но знайте, что праведность Божия, так же, как и другие атрибуты духовной жизни, названные Апостолом: "всеоружие Божие", действенна, только если она пребудет суть в вас, а не сверху надета на вас, как что-то постороннее. И любовь Божия действенна, только если она пребывает в вас, а не воспринимается вами, как что-то постороннее.

Дорогие братья и сестры во Христе, только храня в сердце личное переживание познания любви Божьей, вы сможете противостать дьяволу в день испытания. Обратите на это особое внимание: мало услышать от кого-то или прочитать где-то об излиянии на верующих любви Божьей, нужно самому пережить её излияние от Духа Святого, только тогда вы сможете устоять под стрелами обличения и клеветы сатанинской. Только тогда…

6:14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности.
Ещё несколько слов о праведности.
Быть праведным – это значит быть честным пред Богом, и справедливым перед людьми (1Ин.1:29).
Быть праведным – это любить и творить правду и ненавидеть ложь (Евр.11:33).
Быть праведным – это значит исполнять требования, предъявляемые Богом. В Новом Завете сказано, что первое дело Божье – это веровать в Иисуса Христа (Ин.6:29).
И ещё о праведности: самому по себе без веры в Иисуса Христа невозможно обрести праведности пред Богом, ибо она достигается только через обретение Божьей мудрости (Мф.1:19,20). Не обретя Божьей совершенной мудрости, человек неизбежно будет ошибаться и поступать несовершенным образом, то есть грешить.
Но обрести, то есть вместить в своё сердце Божью мудрость, невозможно сходу: раз – и уподобился Иисусу Христу в сердечных желаниях и разуме. Только падая в испытаниях и верой снова вставая и так шаг за шагом обретая духовный опыт, вы сможете вкушать "твёрдую духовную пищу" (Евр.5:13,14) и всё более и более вмещать Дух Господень в своё сердце и через это обретать ум Христов.
Противоположность праведности – это непокорность пред Богом (Лк.1:17) и неверие в Иисуса Христа.

Раз речь здесь зашла о праведности, нужно упомянуть и ещё и о другой праведности, так называемой, человеческой праведности или самоправедности – это когда человек старается показать себя праведником перед людьми и, в безумии гордыни, старается показать себя праведником даже пред Богом – Сердцеведцем (Лк.16:15). Не думайте, что я говорю здесь только о пресловутых библейских фарисеях, нет, такая "праведность" присуща каждому из нас от природы, ибо всё мы хотим выглядеть в глазах других лучше, чем есть на самом деле.
Но беда в том, что… самоправедность не способна защитить от стрел сатаны и не оправдает пред судом Божьим, ибо Божий суд будет праведным (Рим.2:5).

6:18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.
"Молитесь во всякое время духом" – это не просто пожелание, а повеление Божье всем верующим. Апостол призывает нас молиться и умом, и духом, и устами, и сердцем. Молиться со всяким постоянством, то есть, действительно и, главное, действенно молиться во всякое время и во всякой обстановке.
О молитве и её значении в духовной жизни христиан написано столько мудрых книг и сказано столько проповедей, что, пожалуй, не стоит здесь – в рамках дневника – повторяться и цитировать их. Но об одном предостережении, касающемся молитв, думаю, стоит сказать.
Хочу предупредить вас, возлюбленные во Христе, об опасности неосторожного обращения с молитвой. Да, молитва может быть опасной в устах человека суетящегося умом и сердцем.
Поверьте, совсем не случайно в Православных церквях учат верующих сначала обрести навык молитвы по Молитвослову и лишь потом переходить к молитве умом и молитве духом. Многовековым опытом реальной религиозной жизни выработаны такие предохранительные правила.
В протестантских же церквях, где нет этой предохранительной практики, я видел, как верующие с большой, даже, скажу, с безумной неосторожностью обращаются с молитвой. Так, например, я видел, как на высказанную человеком нужду, к нему буквально подскочили несколько человек и начали горячо просить Господа Бога исполнить ту нужду. Они просили Бога, они вторглись в духовный мир, и при этом ни одному не пришла мысль остановиться, обратиться сердцем к Святому Духу и узнать Его волю, как и о чём в данном случае молиться.
Я считаю, что такая поспешность и суетливость в молитве – это признак равнодушия молящихся? Да-да, равнодушия и жестокосердия пред Богом. Не верите? Тогда вспомните, о чём и за кого вы молились на последнем молитвенном собрании, и кто из вас молился об этом же на другой день, на третий – всем сердцем ища ответа у Господа Бога. Много ли таких в вашей церкви? Нет?
Равнодушие!
А ведь Слово Божие живо и действенно, и Оно будет судить за такую поспешную самоуверенность и за жестокосердие.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх.20:7)
Помните, что ни пост, ни молитва не самоценны пред Богом, сами по себе, как религиозные действа. Если не будет достигнута цель: духовное общение с Господом, именно общение, то ваши посты и молитвы будут как медь звенящая и как кимвал звучащий.
Дорогие верующие во Христа Иисуса, и хотел бы я сказать вам: молитесь, как привыкли молиться, поститесь, как привыкли поститься, но нет. Нет!
Кто был крещён Святым Духом и познал духовное общение с Господом – взгревайте его, цените его, как величайший дар благодати Божьей. Цените радость духовного общения с Богом.
Те же, кто не познал духовной радости общения с Духом Божьим – ищите её. Ищите, ибо общение со Святым Духом – главное в вашей христианской жизни. Самое важное, после покаяния и спасения во Христе Иисусе. И тогда ваши молитвы будут с силой, и тогда вы увидите, как Бог отвечает на них, ибо сказано: "Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. (Лук.11:13)".
Бог отвечает на молитвы. Воистину, отвечает!
Дополнительно – см. комментарии к 1Фес.5:17.


СНОСКИ

[1] Писания мужей Апостольских: Послание св. Игнатия к Ефесянам. с.275.
[2] Толкование Даллаской Богословской Семинарии. Еф. Введение.
[3] Филон Александрийский. Против Флакка.
[4] Писания мужей Апостольских: Ерма Римский. Пастырь. с.187.
[5] Августин Аврелий. Избр. проповеди. О любви и о слепце прозревшем. п.7.
[6] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.439.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Августин Аврелий: Избранные проповеди/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ свободный.
4. Писания мужей Апостольских/ под ред. Прот. П. Преображенского. – Киев: Издательство имени свт. Льва, папы Римского, 2001. – 328 с.
5. Погребняк Н. И снова про любовь [электронный ресурс]/ Н. Погребняк. – Электронные текстовые данные. – "Lib.Ru/ Современная литература". – Режим доступа: http://lit.lib.ru/p/pogrebnjak_n_i/text_0760.shtml свободный. (Электронная версия печатной публикации).
6. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарем. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
7. Толкование Библии на основании исследований Даллаской Богословской Семинарии [Электронный ресурс]/ "Otveti.org". – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://otveti.org/tolkovanie-biblii/ свободный.
8. Филон Александрийский. Против Флакка [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.oper.rsl.ru/nettext/foreign/aleksandriski/philon.html свободный.
Комментарий автора:
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. В послании к Ефесянам Апостол возвестил о пути постижения избранными Христовыми сокровеннейшей Божьей тайны – тайны Его любви, которая есть сама Божья сущность.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 325 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Ноев Ковчег - Виктор Бурдак

Знающий добро и зло - Владимир Кодебский

Как читать Иисусову молитву? - Светлана Корней

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Проза :
Смерть в хосписе - Владимир Кабаков

Поэзия :
Подумалось... - Богданова Наталья

Проповеди :
Доверие Богу. О пророчествах. - Доверие Богу

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100