Для ТЕБЯ - христианская газета

Кто автор Торы?
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Кто автор Торы?


Тора – книга закона, Пятикнижие Моисеево.
Каждые из пяти книг говорят о периоде человеческой истории, и дополнены заповедями (мицвот).
Притом, в каких-то книгах преобладает история (Аггада). А в каких-то книгах преобладают заповеди (мицвот), или целый свод законов (Галаха).
Ну, например, что приходит в голову в первую очередь при чтении Торы:
1. Книга Бе-решит, или Бытие - повествует о Сотворении мира и образовании евреев в качестве семьи;
2. Книга Шмот (Исход) имеет пролог и эпилог, отделяющие её от других книг, и рассказывает об Исходе из Египта, Даровании Торы на горе Синай и строительстве Скинии — то есть оформлении сынов Израиля в качестве еврейского народа;
3. Книга Ва-икра (Левит) посвящена в основном священническому законодательству и храмовой службе;
4. Книга Бемидбар (Числа) повествует о скитаниях евреев по пустыне после Исхода из Египта;
5. Книга Дворим (Второзаконие) представляет собой предсмертную речь Моисея, в которой он повторяет содержание других книг.
Итак, где-то в содержании этих книг описано много историй, но мало повелений, как, например, в книге Бытие. Где-то и того, и другого почти поровну, а где-то много повелений и законов, но мало истории. Возьмем книгу Бытия, мы помним историю об Адаме и Хаве, но вспоминая о них, сразу вспоминаются и заповеди, которые им даны.
И здесь ещё заметим, что заповеди в этих книгах всегда делятся на два вида: повелительные и запретительные.
А так, как первых людей было всего двое, то и заповеди были всего две. Какие?
Правильно.
Одна заповедь повелительная: первая глава
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями], и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею], и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
Одна заповедь запретительная: вторая глава
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Вспоминается еще история о потопе. Да? История о праведном Ное (Ноахе) и его детях. Что мы видим в повествовании. Есть место истории (Аггаде). Да? Есть и место Галахе. Конечно, меня поправят истинные знатоки закона, что так говорить некорректно. Галаха – это свод правил иудаизма, и относятся больше к устной Торе (также и Аггада). Соглашусь. Да, мы не будем в рамках нашего разговора углубляться в сложные правила Талмуда. Но для простоты восприятия я воспользуюсь традиционными понятиями из устной Торы, и использую их как термины для изучения текста письменной Торы.
Итак, Ной, есть заповеди в Торе и для него. Какие?
Бытие 9глава:
1 И благословил Б-г Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Б-жию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
То есть из этих слов мы уже можем вычленить ту же заповедь, относящуюся к Адаму (плодитесь и размножайтесь). Но, если в первом случае Б-г разрешил Адаму есть только растительную пищу, то в случае с Ноем Он разрешил есть и животных, запретил только употреблять в пищу кровь. Так же Всевышний запретил человеческое убийство…
Кстати, в традиции Талмуда, еще со времен Рамбама (Маймонида) есть комментарии на этот отрывок. Согласно этому, через Ноаха (Ноя) Всевышний заключил завет (помните радугу?) со всем человечеством и дал 7 мицвот (заповеди).
1. Запрет идолопоклонства — вера в единого Б-га.
2. Запрет богохульства — почитание Б-га.
3. Запрет убийства — уважение к человеческой жизни.
4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье.
5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего.
6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам.
7. Обязанность создать справедливую судебную систему.

Согласно такой концепции, исполняющий заповеди Ноаха гой (нееврей), нарекается Бен (Бат) Ноах, а община не-евреев нарекается Бней Ноах, и они имеют право на Олам Габа (грядущий мир). В эту концепцию формально попадает ислам. Христианство из-за догмата о Троице и о богочеловеческой природе Иисуса обвинялось в нарушении первой заповеди об идолопоклонстве. В настоящее время преобладает мнение, что христиане являются ноахидами, так как догмат о Троице попадает в категорию «шитуф» (присоединение к Богу вспомогательных «образов» без прямого идолопоклонства) и не является запрещенным для не-евреев. Но это небольшое отступление. Об этом у меня есть отдельные интересные измышления….

Итак, вернёмся к Пятикнижию Моисея. Следующая книга Шмот (Исход). Известная история о выходе Израиля из Египта, получения Торы на горе Синай. И в этой книге кроме самих историй (Аггады) есть и заповеди (Галаха). Первые постановления. Две скрижали, на которых написаны 10 заповедей. Эти 10 заповедей описаны в главе Итро (Исход 20 глава), и их уже не делят на две упомянутые категории (хотя повеления и запреты есть и в этих мицвот). Традиционно 10 заповедей делятся на 4 заповеди, которые человек исполняет по отношению ко Всевышнему и остальные 6 по отношению к ближнему.
По известной традиции на Синайе Израиль получил не только письменную Тору, но и устную. Которая в современном виде являет собой Талмуд. Но в рамках нашей беседы мы об этом скажем только вскользь, и всё.
Далее в главе Мишпатим (в синодальном переводе Исход 21-23главы) описаны подробные законы о межличностных отношениях в общине Израиля. Уголовный и административный кодекс того времени. В 23 главе также есть первое упоминание о трех религиозных праздниках восхождения: Песах, Шавуот, Суккот. И здесь они упомянуты как сельскохозяйственные праздники. Праздник опресноков, праздник первого снопа, праздник жатвы. Но об этом подробнее поговорим попозже.
Далее, начиная с главы Трума, дается подробная инструкция для строительства Скинии, впоследствии для строительства Храма. Глава Тецавэ говорит о жертвоприношениях в Скинии. В главе Тиса, точнее в 31 главе говорится о Шабате. Остальные главы говорят об отступлении, изваянии золотого тельца, покаянии, и о строительстве Скинии.

Если книга Бытие полна историй и скудна на заповеди. Книга Исход полна историй и полна заповедей. То следующая книга Левит (Ва-икра) полна заповедей и совсем скудна на истории. В Талмудической литературе чаще именуется «Торат коханим» («священнический устав»). Состоит из 27 глав. То есть скучный учебник по юриспруденции из 27 глав.
Вообще для многих Тора стала скучна для чтения, да ведь? По этому поводу в еврейской культуре есть такой анекдот:
Одного мудрого раввина спрашивают:
Вот, христиане говорят, что есть рай – там живут праведники и наслаждаются вечной жизнью.
Они также говорят, что есть ад – там находятся грешники, которые страдают от вечных мук.
У нас в иудаизме мало, что про это сказано. А ваше какое мнение будет, ребе?
Раввин почесал свою длинную бороду, покрутил пейсы и сказал:
На самом деле ад и рай существуют.
Но всё это находится в одном месте.
В таком, как синагога, например.
И сидят там все вперемешку, и праведники и грешники.
Впереди, как положено, бима. За ней стоит Моше.
И бесконечно читает Тору, глава за главой, глава за главой.
Так вот, для праведников это и есть вечная жизнь и радость.
А для грешников это такие муки, и притом вечные….
Но вернёмся к книге Левит:
Лишь небольшая часть книги Левит носит повествовательный характер; большая часть — предписания священникам, переданные Богом через Моисея на горе Синай. Впрочем, лишь немногие предписания относятся исключительно к священникам (Лев. 7-10; 16:1-28; 21:1-22:16), подавляющее большинство заповедей касается всего народа Израиля. Большинство предписаний — универсального характера, меньшая часть исполнима лишь в условиях скитаний по пустыне после Исхода Израиля из Египта, либо лишь в условиях жизни в Земле Израиля. Книга Левит не содержит законов, касающихся левитов, изложенных в книге Чисел. Книга Левит служит как бы продолжением книги Исход — там подробно изложена история сооружения Скинии, здесь речь идет об отправлении культа в ней.
Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, она посвящена религиозно-культовой стороне жизни народа Израиля, в особенности системы жертвоприношений. Содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во второй части книги Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещённого с Синая Откровения.
Главная идея или цель книги состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном нравственном общении с Богом. Этой цели служат находящиеся в книге Левит постановления:
1. о жертвах (гл. 1-7);
2. о посвящении священнослужителей (гл. 8-10);
3. о чистом и нечистом (гл 11-16);
4. о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (гл. 17-20);
5. о святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (гл. 21-27).

Книга Левит охватывает период времени не более одного месяца — от постройки Скинии в первый день первого месяца во втором году освобождения израильтян из египетского рабства до приказа Бога Моисею провести перепись населения «в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской» (Чис. 1:1—3). Содержание книги отражает жизнь в стане, что указывает на факт, что она была написана в пустыне.
Интересный факт:
Однажды знатоки подсчитали все буквы Торы и выяснили, что средней по счету является буква «вав» в слове «гаон» (Лев. 11,42). Интересно, что в большинстве текстов эта буква выделяется большим размером. В современной, масоретской редакции, средней буквой стала буква «алеф» в слове «ху» (Лев. 8:28).


Остальные книги Чисел и Второзаконие несут в себе завершающий обзор.
Книга Чисел повествует о 40-летнем скитании Израиля по пустыне. Памятны истории о змеи-Нехуштане, о неудавшемся бунте Кораха, и о Биламе и его говорящей ослице. Да? Помните?
В этой книге содержатся также особенные постановления для левитов и перепись боеспособных израильтян.
Книга Второзакония, или Мишна Тора (повторение закона).
представляет собой повторное изложение всех предыдущих книг. Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана. В отличие от всех других книг Пятикнижия, Второзаконие, за исключением немногочисленных фрагментов и отдельных стихов, написана от первого лица.
Господствующим содержанием книги Второзакония является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг: Исход, Левит, Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть Обетованной земли и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому еврейскому народу.
Содержание Второзакония сочетает три элемента: исторический, законодательный и назидательный; наиболее характерным и значительным для этой книги является последний, имеющий целью утвердить в сознании израильтян целый ряд нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Исторический элемент играет, в данном случае, вспомогательную роль, и все ссылки Моисея на историю преследуют исключительно дидактическую цель. Законодательный элемент служит лишь средством для распространения тех нравственно-религиозных принципов, которые являются существенной частью книги.
Что помнит среднестатистический иудей из этой книги? Правильно: Молитву «Шма Изроэль, Адони элоhейну, Адонай эhод». Она написана на мезузе, она содержится и в тфилине.
Что помнит среднестатистический христианин из этой книги? Правильно, упоминание Пророка, подобного по значимости самому Моисею, то есть, Иисуса Христа.
Вот такой длинный обзор о содержании Торы.
Но название нашей беседы « Кто автор Торы»?

Итак, кто является автором Торы? Простой ответ вытекает из названия, Моисей. Но по духовной традиции он был только транслятором, а автор сам Хашем (Всевышний). Есть критические, более научные выводы об авторстве книги. Давайте в обратном порядке рассмотрим все эти три версии:
Итак, критический подход основан на так называемой Документальной гипотезе.
Деление текста Пятикнижия на документы, использованные в процессе его создания, основано на следующих критериях:
• Повторения. В рассказах Пятикнижия имеется около 25 случаев, когда история рассказывается в двух и более версиях, например, Быт. 12:10-20, -18, также -11. Часто различные версии рассказа противоречат друг другу в деталях. В около 50 случаях закон дается в двух и более версиях, причём одна из версий расширяет или пересматривает другую, например, Лев. 11:1-47 и Втор. 14:3-20.
• Терминология. В различных частях Пятикнижия последовательно используется разные термины для некоторых названий, имен и общих понятий, причём если история повторяется дважды, то в первом варианте используется один набор терминов, а во втором варианте — другой набор.
• Связность повествования. Части текста, выделенные по повторениям и терминологии часто представляют собой более связное повествование, чем в исходном тексте Пятикнижия.
• Теологическая концепция. Части Пятикнижия, выделенные с помощью повторений и различной терминологии также обладают различными теологическими концепциями. Эти различия касаются концепции Бога, отношений между Богом и людьми, а также свободы воли и этических идеалов.



В наиболее популярной формулировке, выдвинутой в XIX веке немецким учёным-библеистом Ю. Велльгаузеном, документальная гипотеза предполагает четыре документа: Яхвист (J, нем. Jehovist), Элохист (E, нем Elohist), Священнический кодекс (P, нем. Priesterkodex) и Второзаконие (D, лат. Deuteronomium).

Яхвист (J)
Яхвист включает в себя второй рассказ о Творении, (предположительно начинающийся словами из второй части 4-го стиха 2-й главы Книги Бытия: «…когда Господь Бог создал землю и небо»), повествования о грехопадении, Каине и Авеле, Вавилонской Башне. В рассказе о Потопе Яхвист многое заимствует из вавилонского сказания о Гильгамеше, где в роли Ноя выступает царь Утнапишти. Яхвист также содержит сведения об Аврааме, Исходе и небольшую долю рассказов о странствиях в пустыне. Бог в этом документе называется собственным именем Яхве (в синоидальном переводе — Господь Бог), что дало название документу. Бог Яхвиста имеет ярко выраженные антропоморфные черты: Он прогуливается по саду, лично закрывает дверь Ковчега, обоняет приятный запах сжигаемых жертв, борется с Иаковом.
Элохист (E)
Элохист имеет в своем составе некоторые рассказы из цикла об Аврааме, о рождении 12 сыновей Иакова, часть рассказа об Иосифе, некоторые элементы Египетских Казней и часть странствий в пустыне. В целом, Элохист следует канве повествования Яхвиста. В Элохисте Бог не действует непосредственно, но является во снах и видениях, а также через ангелов. Согласно концепции Элохиста, собственное имя Бога было неизвестно до Синайского Откровения, поэтому Бог в этом документе назван Элохим (Бог), до Синайского Откровения и собственным именем Яхве — после.
Священнический кодекс (P)
Священнический кодекс (Жреческий) начинается рассказом о Шестодневе, включает в себя генеалогические списки, завет с Ноем, с Авраамом, Синайское Откровение, полностью книгу Левит. Основной интерес автора этого документа находится в области культа. В Священническом кодексе божество также антропоморфно. Оно имеет форму человека, нуждается в доме (скинии), внутри скинии сидит на троне из херувимов.
Священник в соседней комнате должен удовлетворять его непосредственные нужды: обеспечивать его едой и распространять приятный запах, и следить, чтобы не погас свет. Присутствие божества требует соблюдения ритуальной чистоты[7]. Как и в Элохисте, имя Яхве в Священническом кодексе встречается только после Синайского Откровения.
Второзаконие (D)
Книга Второзаконие была выделена в отдельный четвертый источник Пятикнижия. Немецкий теолог В. М. Л. Де Ветте обнаружил, что Второзаконие значительно отличается по языку от предшествующих четырех книг, и кроме того, в ней нет ранее обнаруженных документов Яхвиста, Элохиста и Священнического кодекса.
Теологическая концепция Второзакония подразумевает абстрактное божество, которое живет где-то на небе. В храме обитает «имя» — посредник, которой служит для смягчения антропоморфизмов. Основной интерес автора Второзакония лежит в пропаганде централизации культа.

Итак, это самая популярная критическая версия об авторстве Торы. Есть три анонимных автора, которые фрагментарно друг друга дописывали, и друг друга, дополняя, а где-то повторяя, но только в своей индивидуальной интерпретации, и таким образом, совместно создав четыре из пяти книг. Пятую, есть мнение, записал более поздний автор, живший или во времена царя Езекии, или во времена Ездры. Который и соединил, как смог, разрозненные фрагменты трех предыдущих разных авторов в более менее связное повествование. Из этого повествования получились первые четыре книги, а пятая книга была его собственная переработка и собственное переосмысление, которое для авторитетности он вложил в уста легендарного Моисея.
Что на это сказать? Вполне логично, имеет место быть и такая версия. Рушит ли эта гипотеза мою веру в Б-жественную руку над этим текстом. Наверное, нет.
Попробую объяснить. Попутно аннулировав вопрос об авторстве Моисея. Моисей гипотетически мог написать всю Тору, кроме тех мест, которые описывают его собственную смерть? Мог. А мог передать знания, вошедшие в Тору устно, а записали в свитки другие авторы? И такое могло быть. Главное же в том, на что нацелены критические гипотезы. А они нацелены не на Моисея, а на Хашема (Творца). То есть критическая мысль подвергает сомнению Б-жественное происхождение написанного в этих текстах. Этот критический взгляд снимает покров тайны, покров сверхъестественного и сакрального со Священных Текстов.
И моя забота, как верующего теперь, отстоять веру, или доказать авторство Всевышнего.
Но на самом деле это очень трудно. Могу ли я, например, доказать, что Творец создал мир за шесть дней? Нет. Могу ли я доказать существование в древности исполинов, Всемирного Потопа, Вавилонское столпотворение? Нет. Что воды Красного моря расступились? Нет. Что была какая-то небесная манна, которую евреи ели в пустыне? Нет. Все эти чудесные истории мы помним из той части текста, которую мы условно назвали Аггада, которая принимается нами на веру, Но доказана пока быть не может….
Что же нам делать в таком случае? Может, обратимся к той части текста, которую мы вначале условно назвали Галаха. И особенно стоит обратиться к той книге, которая на первый взгляд самая скучная. Я имею в виду книгу Левит (Ва-икра). Заранее предотвращу всякий ропот. Мы не будем углубляться в эту книгу, и подробно её изучать. Нет, упаси Господь)). Оставим такое изучение иешивам и библейским институтам.
На самом деле, всё очень просто. Возьмем самые понятные и самые известные заповеди из этой книги. Какие? Правильно. Законы о кашруте. Законы о праздниках. И отдельный закон – до недавнего времени трудновыполнимый и исполняемый в условиях галута – закон о субботнем годе.
Итак, заповеди о чистом и нечистом. Использование для пищи животных строго регламентировано в Торе.
Есть список разрешенных для употребления животных – кошерных. Есть список запрещенных животных – трефных.
Список трефных и кошерных животных определяется по некоторым признакам.
1. Кошерное животное не должно быть хищным, а травоядным.
2. Оно должно быть парнокопытным и жвачным (Лев11: 3-8). Про верблюда, тушканчика, зайца и свинью написаны особые признаки.
3. Живущие в воде должны быть с чешуёй и перьями, тогда они кошерны. Другие трефные (Лев 11: 9-12)
4. Птицы хищные и питающиеся падалью трефные. Запрещены летучие мыши (Лев 11: 13-19)
5. Запрещены насекомые ползучие и крылатые. Разрешены, вероятно, крылатые насекомые, «у которых есть голени выше ног» (Лев11: 20-22).
6. Трефные все четвероногие на лапах (кошачьи, собачеи, медведи). (Лев11:26-28)
7. Трефные мелкие грызуны, земноводные, моллюски, улитки, змеи, жабы, многоножки членистоногие, лягушки. (Лев 11: 29-31).

Итак, нам все почти понятно, каких-то животных из этого списка не захочется, есть, даже, если они кошерные, например, саранчу. Но спросите, а в чём Промысел Б-жий? Я бы сказал так, что автор этих заповедей слишком самоуверен. И если некоторых животных он обобщал, про которых раввинская практика комментирования может быть бесконечна. То, например, только про свинью сказано однозначно, что она имеет глубокий разрез на копытах и не жуёт жвачку. Да, при Моисее было только одно животное, имеющее такие признаки – это свинья. Прошло более 3000 лет, многое изменилось. Но свинья… также остается единственным животным с таким признаком (как вариант, кабан, бородавочник, бабирусса – разновидности дикой свиньи). И только с большой натяжкой современные зоологи отнесли пекари, живущих в лесах Бразилии и бегемотов к отдельным видам. Но по внешнему виду пекари вылитые лесные кабанчики. Бегемоты же всегда относились к свиноподобным, и только в последнее время их причислили к... китам. То есть, если отсечь нововведения в современной зоологии, основанные на эволюционном принципе, то все нежвачные парнокопытные это близкие по морфологии животные, и новых животных не появилось до сих пор. Могли ли знать об этом Моисей, или Ягвист, живший при Езекии, или Элохист, живший при Ездре? Об этом должен был знать только тот автор, который знает всех животных, и вероятней всего является их Творцом….
Но пойдём дальше.
Какие у нас еще есть заповеди? Есть еще заповедь о великих праздниках : Песах (Пасха), Шавуот (праздник первого снопа), Рош-Ашана (праздник труб), Йом-Кипур (Судный день, или день очищения),Суккот (праздник Кущей). Повеления праздновать их записаны в 23 главе Книги Левит. Мы не будем сейчас говорить о значении этих праздников. Это всем известно. Нас более интересует повеление праздновать их в собрании и на святом месте, принося жертвы.
И как это происходило на практике. То есть в пустыне, более менее понятно. Лагерь палаток вокруг скинии. Всё мобильно. Пришло время праздника, все собрались к центру, попраздновали положенное и разошлись по палаткам. Но давайте представим, как это происходило в условиях жизни на Святой Земле (то есть в Эрец Изроэль). Согласно Торе, а так происходило вплоть до евангельских времен (вспомним историю паломничества Святого Семейства в Иерусалим, когда Иешуа было 12 лет). То есть, все евреи мужеского пола, имеющие силы в обязательном порядке должны были прийти со всех краев Израиля и семь положенных дней пробыть в стольном граде Иершалоиме. Представьте такую ситуацию. В каких условиях это происходило? Вокруг границ Израиля, как и сейчас, враждебно настроенные соседние племена, которые явно не рады пришлым оккупантам этой земли. А здесь идеальные условия. Больше, чем на 12 дней (мы здесь учитываем и время на дорогу) все боеспособное население Дана на севере, Галаада на востоке, Бер-шебы на юге и Ашдота на западе (ну Ашдот тогда оставался в руках палестинцев) подтягивалось к Иерусалиму и границы были свободны. Идеальные условия для захвата земли. Враждебные соседние племена договорились между собой, составили блицкриг, и раз-два и в дамки – 100% победа! И что им мешало? Но первая такая ситуация, и евреи бы никогда впоследствии эти праздники не праздновали, поняв, что это такая подстава. А праздники до сих пор празднуются. Вопрос, кто мешал врагам воспользоваться такой ситуацией, и навсегда отбить охоту евреям праздновать их праздники? Для меня ответ очевиден, Кто мешал, а для вас?
И, наконец, обсудим последнюю, рассматриваемую нами, заповедь.Это касается субботнего года (раз в семь лет). Заповедь о таком времени записана в книге Левит, в 25-ой главе. Что говорит Тора? Субботний год назначался после шести лет постоянной эксплуатации земли под сельскохозяйственные нужды. Понятно. Зерновые культуры, виноград, овощи. Всё необходимое для пропитания. Итак, евреи были обязаны шесть лет обрабатывать землю, а в седьмой год дать ей отдохнуть. То есть любой надел земли, индивидуальный, или коллективный, в седьмой год оставался под парами. Всевышний вроде сказал, надо вроде исполнять. А как? Ну, вот, смотрите: сколько еврей должен быть без хлебушка? Год? Нет, как минимум три года. В шестой год еврей весь урожай должен был растянуть для питания на то время, когда он собрал его, на целый год, в котором земля под парами. И только на восьмой год, когда из оставшегося урожая нужно большую половину отдать под семена, и только затем в конце первого сезона, к Шавуоту, что-то получить для пропитания. Это как?! Скажите мне, кто в агрономии разбирается. Как бедному еврею в таком случае быть, на что рассчитывать? Нужен мега хороший урожай в конце шестого года, сверхъестественный обильный урожай. Какой Лысенко сможет обеспечить нам такое?
Были ли времена голода в Израиле, когда мы читаем Танах (Ветхий Завет)? Были, из-за засухи, в случаи осады городов врагами. И в Библии всегда есть ремарка по этому поводу, что с еврейским народом такое случалось, из-за того, что они не слушались Всевышнего и заповеди Его нарушали. Но нигде не написано, что они исполняли шабат земли, и остались ни с чем. Вообще, если бы они все умерли после первого исполнения шабата, то остальные страницы Библии выглядели как страницы дневника Тани Савичевой, пережившей голод в блокадном Ленинграде. Последними словами в Библии были бы слова: все умерли, скоро и я умру… Я здесь без шуток, на такую серьезную тему… Просто надо задуматься, если древние евреи буквально исполняли эту заповедь и выжили, то она работала. Кто-то им помог. Кто? Для меня ответ очевиден, а для вас?
Итак, мы рассмотрели всего три заповеди Всевышнего, за которыми видна Его рука.
Какие три вывода мы можем сделать?
Он знает все наперёд, все является Его творением – это раз. Если ты Ему послушен, то Он спасет и убережет тебя от врагов – это два. Если ты Ему послушен, то Он не оставит тебя без хлеба – это три.
Я вас убедил? Но не для этого я всё говорил, просто, что бы вы поразмышляли, задумались, и сделали свои выводы.
Спасибо за внимание.














Об авторе все произведения автора >>>

Александр Тушкин, Россия
Все,что творю я не ради, нет,
Славы в эпоху, где кругом интернет.
Ради речи родной, словесности.
Известное дело, не для известности...

 
Прочитано 376 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
ученик 2017-11-11 20:17:35
А Вы бы, мил человек, поинтересовались у учёного мужа Бершадского В. Е. проживающего в г. Бер-Шева (наберите в нете) о чём действительно говорит Тора, а не то, что вы \"слегонца\" думаете... \"просто, что бы вы поразмышляли, задумались, и сделали свои выводы\".
Ну, очень интересно, уверяю Вас... для тех, кто понимает. С уважением...
 
Крылов 2017-11-13 11:05:36
Кто-то отсылает к тов.Бершадскому В. Е, кто-то пошлт ещё куда....Смысл статьи?Объясните.
 
ученик 2017-11-16 19:51:06
А чего тут, Олег, непонятно для тебя?
Александр честно, кратко и простым языком делится своими знаниями по интересующей его теме. Возможно он знает больше, но щадит нас. Но мы все, как и он,в общем говорим со \"своего шестка\" понимания... но \"шестки-то\" у всех разные - \"кто на что учился\". У меня не было намерения как-то \"уесть\" автора, а скорее наоборот - помочь, и я \"послал его\" к более \"высокому шестку\" ума поднабраться, коль уж ему эта тема интересна. А тот \"шесток\" переводит ПЕРВОИСТОЧНИК с Арамейского языка -выше не бывает. Ну, и... ты, тут как тут. Как житуха-то? В целом?
 
читайте в разделе Теология обратите внимание

Ангел вострубил: звезда "полынь", саранча из бездны и конное войско в две тьмы тем. (Апокалипсис 8-9 глава ) - Александр Дмуха
Статья по сути закончена, но хочется продолжить очень важную мысль о “Вавилонском банкете”, затронутую Иоанном Нас исповедующих уверенность в своём спасении, постоянно упрекают в наглости, предвосхищении суда Божия, и т.п. Но позвольте! Если я действительно исцелён от греха, если я верю по Слову Господа в свою чистоту подаренную мне Иисусом, если я постоянно ощущаю отцовское отношение к себе со стороны Бога, почему я должен молчать об этом или того хуже, - это отрицать? Я верой вошёл в это, прежде не досягаемое для меня состояние. Бог обещался сохранить меня. В этом суть Завета(Договора). И я верю, что так и будет. Нас лукаво упрекают те, кто сами уверовали в свою безнаказанность, иначае они жили бы по другому. (Кстати так же ведут себя бандиты, у которых всё “схвачено”) Они сами уверовали в непогрешимость и безнаказанность организации, членами которой они состоят. Если бы они действительно боялись Бога, то исправились бы. “Мы конечно грешны”, - говорят они, но церковь свята и непорочна. Хороша формула, ничего не скажешь. Живи как получится, главное быть на корабле. Главное быть в числе матросов этой организации. А то что этот корабль пиратский, их не смущает. Плывёт же. Но точно так же разсуждали участники Вавилонского пира! Иоанн прямо на это указывает в Откровении. Против Вавилона воевали войска Персов и Мидян. Дела шли не совсем отлично у Вавилонян. Но они были уверенны в том, что взять приступом величайшую город-крепость, невозможно. Они уповая на толстенные и высокие стены, закатили роскошный пир, во время войны! Вавилон действительно был сложнешим фортификационным сооружением своего времени. Несколько рядов стен, неприступные башни, огромный ров наполненный водой. Местность вокруг города, в случае осады, могла быть затоплена водой на большое расстояние. Но Бог вынес Вавилону смертный приговор, который зачитал царю Валтасару пророк Даниил. Тысячи пирующих, развалясь на мягких подушках, пили вино, слушали музыку и прославляли своих идолов. А в это время, войска неприятеля были уже внутри огромного города. Они вошли внутрь, не трогая стен. “Гонец бежит навстречу гонцу, и вестник навстречу вестнику, чтобы возвестить царю Вавилонскому, что город его взят со всех концов”(Иер.51:31) Выслушайте приговор от Бога, вынесенный вам - членам горделивого церковного Вавилона! Выслушайте это, пьяная матросня церковно-пиратского корабля! Это вам говорит Бог, через пророка Иеремию. “ибо Господь опустошит Вавилон и положит конец горделивому голосу в нем. И напою допьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным, и не пробудятся, говорит Царь - Господь Саваоф имя Его.”(Иер.51:55-57) У кого есть разум, бегите из этого церковного Вавилона! Бегите, бывшие узники, и не оборачивайтесь! Кто томится духом, в этом городе лукавства, - выходите скорей! Кто жаждет чистой воды Духа, - спасайтесь от рода сего развращенного! Не бойтесь злых наговоров, с нами Бог и пророки! “Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа.(Иер.51:45) “Выходите из Вавилона, бегите от (церковных)Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.”(Ис.48:20-21)

Две опасности для верующего - Александр Грайцер

Інвалід - Стасік Степанчук

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Проповеди :
Церква - Стасік Степанчук

Поэзия :
В церкви - люди, они могут обидеть - Анастасия Стайкова

Публицистика :
Надо ли архиепископу знать Евангелие? - Viktor но не Победитель
Я скопировал циркулярное письмо православного иерарха, чтобы показать суть чиновничества, будь оно даже сакральным. Чем оно отличается от драчки и склоки родственников, допущенных до дележа завещанного имущества? А вот Евангелие архиепископ Запорожский и Мелитопольский давненько не читал. Он закавычивает народное крылатое выражение "бойтесь волков в овечьих шкурах" как прямую речь Христа, тогда как дословно в Евангелии это выглядит так: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные"(Матфей 7:15). Видимо версия оригинала не очень-то удобна, потому что в отечестве не принимают пророков, ни домогающихся ими быть. "Благими намерениями выстлана дорога в ад" - эта фраза тоже как будто выдаётся за речь Христа, но это выражение принадлежит английскому поэту Самуэлю Джонсону(1709-1784). Какой солдат не мечтает стать генералом (в смысле претензий монаха стать архипастырем)? Какая же мечта у архипастыря? Чтобы опять стать простым монахом! Ведь он подзабыл, что есть добро, и как его преподать.

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100