Для ТЕБЯ - христианская газета

Психология юмора и комизма - 2
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Психология юмора и комизма - 2


Чувство юмора - это игривое, шуточное, ироничное (забавно-критичное или критичное высмеивающее) отношение к любому предмету и, в огромной степени, к человеку.

Ирония к неживой природе возможна при олицетворении её, в игровом рефлексе, утрируя и создавая гротеск.
Именно, \\\"создавая гротеск\\\", ибо только такое восприятие гротеска - \\\"в превращении\\\", рождает иронию и воплощает шутку. Ведь, природная экзотика уже сама по себе гротескна, и сей факт становится привычным.

Но что такое гротеск? Гротеск есть выход за пределы обычного представления об окружающей действительности.
Представим, что мы нашли идеальной формы шара или куба, камень. К тому же, этот камень оказался из крепкой и красивой горной породы. Мы удивлены эстетически и, в целом, интеллектуально.
Если же мы нашли камень не полностью совершенной формы и цветовой гармонии, однако, необычный во всём том - в этом случае, наше чувство удивления выбивается тривиальностью, но остаётся впечатление и некий интерес. Также, здесь произошла интеллектуальная вспышка восприятия новизны.
Теперь представим, что рассматриваемый предмет заявил о себе новыми, доселе неизвестными формами и образом, но всё это сводится на нет потому, что сам образ в чём-то изощрён, дисгармоничен, замысловато искривлён и, в целом, компрометирующий себя. Осознание сего факта рождает иронию.

В социальном аспекте сознания мы здесь высмеиваем «любопытный продукт неудавшегося творения».
Как в песне Аллы Пугачёвой волшебник недоучка: «Сделать хотел утюг, слон получился вдруг, крылья как у пчелы, вместо ушей – цветы».
Здесь же, подключается игровое поведение , как социальный инстинкт.

Параллельно, когда осознаётся гротескная картинка, происходит переигрывание эстетических идеалов: обнадёживающие блики совершенства – тривиальность – странный, нелепый, перемудрённый образ.
Вся эта неоднозначная оценка, по сути, тоже, игра чувств, при которой накапливается психическая энергия. Мозг, нервная и эндокринная система вырабатывают одновременно гормоны радости, удовольствия (эстетических чувств) и адреналин (внимание, осознание, некое разочарование).
Эта внутренняя игра чувств есть своеобразная щекотка психики. И это, также, находит отклик в игровом поведении уже на психическом и рефлекторном уровне, и завершается социальным аспектом игры.

Далее, стоит говорить о том, что по мере олицетворения иронического объекта, наращивается социальный аспект природы юмора. Это потому, что юмор и комизм приходят от человека.
Первый критерий иронического воплощения – Гротеска, принадлежит человеческому разуму.
Гротеск и Ирония распространяются на всю неживую природу и растения.

Но как только появляется существо, имеющее лицо: рыбы, животные, птицы, здесь уже можно говорить о комизме. То же самое, относится к олицетворённой неживой природе и растениям.

Почему образ, связанный с ликом человека, имеет сильную комическую корреляцию?
Во-первых, у человека на лицо другого человека остаётся особый след памяти. Это связано с особенностями видового развития. Во-вторых, это психологический и эстетический портрет. Малейшее гротескное расхождение с эталоном воспринимается очень комично.

Лицо для человека само по себе имеет щепетильное отношение. К тому же, оно атрибут всей социальной жизни человека.
По К.Юнгу, в коллективном сознании (бессознательном) человека существует прообраз (архетип) шута – трикстер. В нашем случае, комического восприятия, можно утверждать о прообразе «чудака» в наследственной памяти. Вместе с тем, можно сказать о прообразе «шута», как субъекта игрового поведения, юмора и комизма. «Чудак» - это гротескный образ всего человека и его поведения по всем социальным позициям. А «шут» это актёр-чудак, на портрете которого мы встречаем улыбку – атрибут игры и веселья.

Итак, о создании гротеска.

Например, если мы имеем эталон обычного медведя, то австралийский коала, как нечто экзотическое (гротескное относительно эталона) может вызывать иронию. То есть, прежде мы даём наблюдаемому предмету социальную оценку, в которой кроме критичного отношения присутствует эстетическое и философское удивление. Осознание здесь попадает в неопределённость игры идеалов – разум смущён, делается сентиментальным, память фиксирует на себе воздействие шутки. Далее, запускается инстинкт игрового поведения и мы готовы отреагировать собственной шуткой, которая суть игра (розыгрыш) и творческая мысль. В частности, мы пытаемся объяснить какими-никакими вероятными процессами сие гротескное превращение обычного медведя в коалу.
Например, можно придумать правдоподобную, остроумную или просто находчивую и потешную версию, как обычный нормальный медведь «докатился до такой жизни». И при каких условиях: будучи коренным австралийцем или сосланным, сбежавшим и т.п. Или почему, собственно, «докатился» - может быть, Австралия – это медвежий рай?

Или можно поглумиться над кактусом, придравшись к его колючкам, выдумав смешную притчу об утрате листьев...
Или готовый пример гротескного превращения в объектах растительного мира, из телепередачи «камеди клаб»:
«Лавровые листья придумали древние евреи, чтобы не тратиться на золотые медали для олимпийцев! А когда 1 из олимпийцев, отмечая победу, упал в чан с гороховым супом- лавровому листу, придумали еще и кулинарное значение!».
Можно, как говорится, и к столбу \\\"иметь игривое, шуточное или ироничное отношение\\\".

Олицетворение – это самый простой и распространённый пример иронии к растительной и неживой природе, к вещам. Здесь могут быть уже целые сюжеты и сценарии, на вроде, «Приключения Чиполлино» или \\\"Приключения Буратино\\\", воспитательные рассказы для детей, таких, как «Мойдодыр», а также, многие сказки и басни с олицетворением животных и чего угодно, с разными комическими эпизодами.
Сам факт олицетворения, в одном случае – сказочный или поэтический образ, в другом – это уже ирония.

Кстати, любая аналогия «рискует» стать ироническим уподоблением, в зависимости насколько она неточна, необычна или неожиданная.
Также, можно обратить внимание, что неожиданные, но точные, остроумные аналогии можно отнести, и к ироническому, и к художественному образу. Именно такие образы рождают афоризмы, где остроумие есть способность лаконично и образно выражать мысль.
«В чужом глазу соринку видим, а в своём бревно не замечаем» - Иисус Христос.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» - народная пословица.

Несколько шуток о растениях из интернета:

«Иногда хочется быть овощем — тебя поливают дерьмом, а ты от этого становишься только лучше».
Эта шутка цепляет социальные проблемы и удивляет парадоксальным выводом, который приходит из суждения по аналогии. Вторая интерпретация шутки – «забавные ассоциации».

«Самое умное растение — хрен. Он все знает!» - шуточное умозаключение, на основе иронии по поводу странных изречений, проявления бескультурья.

«Клен. Клен, кудрявый. Раскудрявый лист резной! Кленовый лист-первая одежда древних людей. А когда в бане лист переполз на пузо - появился первый канадский хоккеист».
Здесь субъективно-игровое поведение, ассоциации и гротескное превращение – балагурные выдумки в развлекательном аспекте юмора, подслащенные или подсоленные предметами, наблюдениями и случаями из жизни.

Фотограф и иллюстратор Карл Уорнер, например, создаёт картины и делает пейзажи из еды, в том числе из растений, овощей - это выглядит несомненно красиво, в соответствующем месте оригинально и остроумно. Но есть в этом нечто странное и чудачное.

Обратим внимание, что почти все выше приведённые примеры цепляют какую-нибудь социальную проблему, несовершенство (странность). Или находят и обличают это, как в последнем примере странного несерьёзного увлечения, своего рода, шоу. Однако, поскольку во всех этих примерах соль социальной проблемы не столь искрометна, приходится создавать шутку в количественном параметре, прибегая к различным ассоциациям, даже, обычному житейскому и балагурству – что отвечает развлекательному критерию юмора.

Теперь мы обратимся к аспектам юмора, объектом которого является человек.
Образ и поведение человека является основным и самым специфичным предметом юмора, человек - источник комизма в социальной природе юмора.
Поэтому А.Бергсон пишет: «Пейзаж может быть красив, привлекателен, великолепен, невзрачен или отвратителен; но он никогда не будет смешным».
«В природе неорганической и растительной не может быть места комическому» (Чернышевский, II, 186).
«Единственный предмет комического — это человек (и человекоподобное в зверях, птицах и т.д.). Комическое поэтому чуждо архитектуре, а другим искусствам свойственно в разной мере». Чернышевский Н.Г.

Однако, юмором можно считать любую мысль, действие, аналогию или метафору, имеющие в себе хотя бы один из признаков в данном в начале статьи определении чувства юмора. Повторим ещё раз подробнее:

1. Игра - укрепление социальных отношений, развитие видовых и индивидуальных навыков.
В игре присутствует соревнование. У многих народов никакое свадебное веселье не обходится без соревнования в острословии.
Также, всем известна телеигра КВН (клуб весёлых и находчивых).

2. Шутка - воплощает собою социальный аспект игры и юмора, а также, элемент соревнования (попытка разыграть) тренировка внимания и сообразительности.

Элементы шутки часто используются в создании литературного художественного образа и оборотов речи, где сама шутка как таковая исчезает, а остаётся юмор, ум, творчество.
Аспект шутки исчезает, как правило, не имея полную конструкцию шутки в юморе и с отсутствием игрового поведения.
Юмор имеет, прежде всего, два поведенческих аспекта.
Один - это шутка, другой - просто остроумие (удивительно точные, тонкие или оригинальные суждения) с творческим художественно образным мышлением (аналогия, уподобление, метафора, гротеск).


Справедливость такого разграничения можно показать на простом факте: когда ситуация не располагает к шуткам, но в ней высказывается нечто остроумное шуточное и критичное, то это воспринимается без эмоции смеха - просто, как интеллектуальный и творческий продукт.

Причиной тому будет отсутствие игрового поведения, которое приходит через шутку.
Иначе говоря, мотив (эскизы, элементы) шутки, всегда имеющие место в юморе, при отсутствии или невозможности игрового поведения, становятся носителями просто остроумия и творческого образного мышления.
Как, например, то самое изречение Иисуса: «В чужом глазу соринку видим, а в своём бревно не замечаем».

3. Ирония.
А) Забавно-критичное отношение к предмету.
Б) Критичное высмеивающее отношение.

Юмор может рождаться из двух мотивов: ради забавы (развлечения) и второй - как интеллектуальное упражнение или творческое озарение - неожиданный специфический шуточный художественный образ.
Мотив игрового поведения и другие мотивы в данном случае не упоминаются потому, что речь идёт о специфических мотивах создания юмора.

Первое, собственно, можно отнести к эстетическому чувству, которое, как и инстинкт познания, связано с любознательностью, и само есть реакция на \\\"перевёртыш\\\", \\\"двуликость\\\", \\\"двойной смысл\\\", \\\"превращение\\\" (гротеск), курьёз.

В эстетический мотив юмора через рефлекс \\\"игрового поведения\\\" включены разные социальные мотивации и просто стремление к положительным эмоциям. Вот здесь можно говорить о психоаналитических концепциях в рамках \\\"бессознательного\\\" и \\\"принципа удовольствия\\\". Но не более того.

Для всех этих случайных или созданных шуточных форм комического характерно специфическое нарушение смыслового контекста, поворот или дополнение в смысловом контексте. Форма и характер смыслового \\\"нарушения\\\" в комическом всегда соблюдает альтернативный смысл, альтернативную логику, иную смысловую версию, логическую композицию и эстетический образ.

\\\"Прозаические\\\" ошибки, прозаическая глупость и человеческие недостатки не бывают смешными. Разве что, как уже говорилось, человеческое воображение увидит или создаст их эстетичными и шуточными.
На это как будто можно возразить. По замечанию французского философа Монтескье: «когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» - Монтескье. 1955. С. 753.
Но это потому, что \\\"неожиданное безобразие\\\" в положительном эмоциональном тонусе воспринимается, как гротескное превращение и поэтому может вызвать смех. Также, сама неожиданная ситуация всегда имеется в шутках и розыгрышах, и здесь возможно отреагировать подобным образом.

Понятие \\\"безобразия\\\", употребляемое здесь в отношении к смешному, имеется в виду всё, что отклоняется от нормы, не соответствует эталону - искажает идеальный образ.

Но можно привести примеры гротескного превращения с современным русским смыслом \\\"безобразия\\\". Например, эпизод в фильме \\\"Ирония судьбы или с лёгким паром\\\": когда в закрытой на ключ квартире, оказался спящий пьяный незнакомец.
В жизни много примеров, когда дети что-нибудь нашкодят \\\"безобразное\\\" и смешное. Помню, как в детсадовском возрасте с сестрой мы покрасили свои босоножки. Заодно, тумбочку и разные предметы в коридоре. Чем не гротеск?!

Однако, продолжая разговор о юморе в отношении образа человека и его поведения, можно проследить значение человека в специфике юмора на примере фантастических образов инопланетян.
Здесь можно обратить внимание, что самые смешные инопланетяне имеют образ более близкий к человеку. А самый гротескный образ инопланетян - в каких-нибудь огромных насекомых, далёк от человека и заставляет быть бдительным по отношению к ним.

Прежде чем определить перечень аспектов и смехогенных факторов в комическом человека, приведу один интересный эпизод из «Педагогической поэмы» Макаренко.

«Шарин — очень красивый кокетливый брюнет с прекрасными вьющимися волосами, победитель сердцем губернских дам. У него толстые, красные и влажные губы и круглые подчеркнутые брови. Кто его знает, чем он занимался до 1917 года, но теперь он великий специалист как раз по социальному воспитанию. Он прекрасно усвоил несколько сот модных терминов и умел бесконечно низать пустые словесные трели, убежденный, что за ними скрываются педагогические и революционные ценности.
Ко мне он относился высокомерно-враждебно с того дня, когда я не удержался от действительно неудержимого смеха.
Заехал он как-то в колонию. В моем кабинете увидел на столе барометр-анероид.
— Что это за штука? — спросил он.
— Барометр.
— Какой барометр?
— Барометр, — удивился я, — погоду у нас предсказывает.
— Предсказывает погоду? Как же он может предсказывать погоду, когда он стоит у вас на столе? Ведь погода не здесь, а на дворе.
Вот в этот момент я и расхохотался неприлично, неудержимо. Если бы Шарин не имел такого ученого вида, если бы не его приват-доцентская шевелюра, если бы не его апломб ученого!»

Вот оно, тут же, объяснение – почему описываемый герой был очень смешон.

1. Гротескный перевёртыш образа для восприятия, как эстетическая шутка.

2. Удивительно красочное проявление глупости, как щекотка ума и изумление в социальной жизни.
Эстетические штрихи и безобидное противоречие в поведении (а также, в нравственности - социальных установках) позволяет доминировать положительным эмоциям в восприятии, где негативные моменты создают некий образ «эстетической дисгармонии». Во взаимоиндукции чувств эстетическое удивление растёт, а социальный выбор здесь – игровое поведение.
Несмотря на то, что комическое – это «радостное изумление со знаком минус» - Ю. Борев, где психофизиологические процессы сопровождаются выбросом адреналина, смех – это выброс положительной эмоции радости при помощи антагониста - «адреналина».

Осмелюсь предположить, что в позитиве игрового шутливого поведения одним из факторов является полностью снисходительный, покрывающий оплошность и недостаток, заученный рефлекс, подобный в отношении к малышам: воспитание любовью, надеждой и вдохновением. При котором положительная эмоция, тоже, своеобразно подчёркивает необходимость к исправлению и совершенству.
В общем же, игровое поведение включает в себя удаль и добродушное соревнование.
Однако, как точно заметил А. Бергсон: «Комическое для полноты своего действия требует как бы кратковременной анестезии сердца. Оно обращается к чистому разуму»
Но это, в основном, особенность психической конституции человека - при настоящем природном смехе сознание переключается на игровое поведение, здесь срабатывает игровой рефлекс.
Примечательно, что Бергсон далее пишет:
«Но только разум, к которому обращается комическое, должен находиться в общении с разумом других людей. Таково третье обстоятельство, на которое мы хотели обратить внимание. Смешное не может оценить тот, кто чувствует себя одиноким. Смех словно нуждается в отклике».

3. У животных существуют коммуникационные сигналы предупреждения об опасности и наоборот, о безопасном, благополучном месте обитания, с питательной средой, так и человек - через свою развитую, на высшей ступени сигнальной и коммуникативной функции, речь инстинктивно расположен делиться с членами своего сообщества всей, жизненно необходимой и эмоционально окрашенной, информацией.
И особенно, как чисто интеллектуальная прерогатива, у человека (уже на уровне инстинкта) заложена потребность сообщать о сенсации или о необычном.

И надо сказать, что социальная природа юмора восходит к этому социальному инстинкту.
Нечто причудливое в среде, тоже, предмет \\\"необычный\\\" и вызывает удивление.
Это специфическое удивление, где эстетическое имеет в себе элемент безобразного, где в разумном по форме кроется глупость по содержанию, где мораль и нравственные идеалы театрально ложны, где в идеалы вторгается критическое разочарование.

Особенностью комического является его двойная эмоциональная связь с социальным коммуникативным инстинктом: как-будто, в передаче сигнала «тревоги» (из-за внутреннего выброса адреналина) и в передаче сигнала радости – в одном коммуникационном сигнале.
Кроме того, остаётся упомянутая выше интеллектуальная потребность в «сообщении сенсации».

«Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление». И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус» (Ю.Борев).

Восприятие комизма переживается психологической игрой удивления и тривиальности. Далее, такая ситуация в рефлексии и самосознании получает социальную оценку, где возможен момент смущения; в лёгком замешательстве, незаметном сознанию, проходит выбор в нейрофизиологических рефлексах, нарастание эмоций, энергетики.
И если в данный момент рядом будет человек, то срабатывает выше упомянутый коммуникативный инстинкт и игровое поведение.

Вместе с целостным, синтетическим опознанием образа, продолжается его интеллектуальное осмысление, анализ: различение «несоответствий» в па-родии и эталона (совершенное – не совершенное, настоящее – мнимое, значимое – ничтожное, красивое – вычурное, цель – средство, утрировка величины, гротеск). Интеллект фиксирует различные детали и нюансы, отражаясь в своей эмоциональной специфике от «любопытства» до «удивления и признательности», которые, несомненно, возникают, например, при «внезапности» и «парадоксе» - интеллектуальных «авторитетах».
Кроме «столкновения двух контекстов» (семантическая трактовка), когнитивный диссонанс имеет место во всем процессе интеллектуальной переработки комического продукта и внутри самих контекстов.

«Иногда говорят, что смешная мысль щекочет воображение; это так называемое щекотание ума любопытным образом похоже на щекотание тела» - Ч. Дарвин.

Об авторе все произведения автора >>>

Михаил Пушкарский, Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)

 
Прочитано 672 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Что мне сказать, склонясь в молитве тихой... - Денис Шамров

Любовь как лекарство - Мищенко Лариса

Прошу помочь - Андрей Ефремов

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Бажання жалю – це вже стало модним - Виктория Тищенко

Проповеди :
Итак, если вы воскресли со Христом.. - Габор

Поэзия :
В спорах рождается истина? - Alex S

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100