Для ТЕБЯ - христианская газета

Дневник по 1 посланию к Фессалоникийцам
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Дневник по 1 посланию к Фессалоникийцам



Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге.
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. В первом послании к Фессалоникийцам Апостол Павел разъясняет, когда и как произойдёт второе пришествие Господа. Разъясняет не отстранённо от того, о чём он говорит, как некий учёный богослов, а делится с верующими своим сердцем, своим страстным ожиданием Пришествия, хотя по откровению Божьем умом и понимает, что прежде должен произойти целый ряд событий, таких, например, как воцарение Антихриста.
- - - - -

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1 гл. Все увидели, что вы сделались подражателями нам и Господу
2 гл. Почему Господь допустил, что сатана воспрепятствовал Павлу вернуться в Фессалоники
4 гл. О духовном преуспеянии и о воскресении Церкви при втором пришествии Иисуса Христа
5 гл. О дне второго пришествия Иисуса Христа
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -

ВВЕДЕНИЕ

Фессалоники (Салоники) в первом веке был крупным и богатым городом, по сути, столицей Македонии, и в нём, как и в любом другом крупном городе Римской империи, находилась многочисленная иудейская диаспора. Во время второго миссионерского путешествия Апостолы Павел и Сила благовествовали в синагоге об Иисусе Христе и многие уверовали в Него. Но неуверовавшие иудеи начали гонения на Апостолов, которые вскоре перекинулись и на фессалоникийских христиан (Деян.17:1-13). Таким образом, с самого своего зарождения Фессалоникийская церковь находилась в тяжелейших условиях не только из-за внешних гонений, но и из-за внутренних разногласий, ибо у христиан – особенно у христиан из язычников – просто не было физического времени утвердиться в Христовом учении о Царстве Небесном: за три недели много не узнаешь (Деян.17:2). Пусть даже Апостолы пробыли в Фессалониках не три недели, а больше, но всё равно время их пребывания вряд ли превысило два-три месяца.
Зная о моральных проблемах и богословских вопросах молодой церкви и узнав о том, что среди членов церкви появились слухи, что Апостолы покинули город из страха перед гонениями, Павел при первой же возможности написал им послание. Написал его из Афин (некоторые богословы считают, что из Коринфа) и отправил вместе с Тимофеем (1Фес.3:1,2).


ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

1 гл. Все увидели, что вы сделались подражателями нам и Господу

1:6,7 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
Фессалоникийская церковь хотя и была молодой церковью, состоящей из новообращённых, но уже стала образцом действенной веры, потому что её члены приняли слово Божие и преодолели испытания верой и любовью к Иисусу Христу.
Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители (Апостолы) пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. (Деян.17:5-8)

1:8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла [слава] о вере вашей в Бога, так что нам ни о чём не нужно рассказывать.
Враг Церкви, сатана, возмущая ортодоксальных иудеев и негодных людей в Фессалониках, хотел помешать благовестию Христову. Но результат получился совсем противоположный: благодаря тому, что иудеи устроили шум и возмущение все увидели, насколько они безрассудны, и, с другой стороны, – насколько рассудительны и стойки в вере христиане. Так добрая весть о христианах и благая весть об Иисусе Христе разнеслась по всей Греции. Наверное, именно поэтому, из-за того, что Апостол Павел увидел в фессалоникийских христианах соработников в благовестии Христовом, он и обращается к ним в послании не как Апостол, а просто как Павел (1Фес.1:1).
Так что, уважаемые читатели, если вы видите, что ситуация вышла из-под вашего контроля, если враг души человеческой атакует, то не отчаивайтесь, а верой своей крепче прижмитесь сердцами ко Христу, и благодать Божья то, что, казалось, было во зло, обратит во благо благовестию, а, значит, и вам.
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, всё содействует ко благу. (Рим.8:28)

1:9,10 Ибо сами они сказывают… как вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
"Ожидать с небес Сына Его" – послание к Фессалоникийцам, наверное, как никакое другое послание Апостола Павла "пропитано" ожиданием второго пришествия Иисуса Христа (1Фес.2:19; 3:19; 4:16; 5:23).
Забегая вперёд, скажу, что Апостол в послании разъясняет, когда и как произойдёт второе пришествие Господа. Причём, разъясняет не просто, как некий учёный теолог, отстранённый от того, о чём он говорит, а делится с верующими своим сердцем, своим страстным ожиданием этого пришествия, хотя по откровению Божьем умом и понимает, что прежде должен произойти целый ряд событий, таких, например, как воцарение антихриста


2 гл. Почему Господь допустил, что сатана воспрепятствовал Павлу вернуться в Фессалоники

2:1,2 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
"Быв поруганы в Филиппах" – Апостол Павел не стал уточнять, что в Филиппах его и Силу за благовестие Евангелия избили палками и бросили в темницу (Деян.16:22-24), а лишь напомнил, что они там были гонимы за Евангелие, следовательно, фессалоникийцы уже знали подробности тех событий.
Зачем Павел напомнил им о том, что был гоним в Филиппах? Явно, не ради похвальбы. Так же, не думаю, что Апостол начал оправдываться перед клеветниками, говорящими, что он ушёл из Фессалоники из страха перед гонителями.
Ответ на этот вопрос даёт нам сам Апостол, сказав: "Мы дерзнули проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом" – слово agon, переведённое здесь, как "подвиг" в греческом оригинале означает не героический поступок, а борьбу, борение или состязание борцов. То есть и в Филиппах, и в Фессалонике – везде иудеи и нечестивые люди из язычников противились их благовестию, везде гнали их, так что Фессалоники в этом смысле ничем не лучше и не хуже, чем другие города. И если бы Апостолы поступали по своим эмоциям или тайным замыслам, то они везде избегали бы гонений. Но они действуют в разных городах по-разному, так, как ведёт их Дух Божий.
В старославянской Острожской Библiи 1581 года тоже говорится о том, что Апостолы благовествовали в условиях духовного борения, борьбы (текст приведён в русской транскрипции): "Дерзнухомъ о бозе нашемъ, глаголати къ вамъ благовествованiе божiе, съ многимъ подвигомъ".[1] Здесь написано "съ подвигомъ", а слово "подвигъ" со старославянского языка переводится как борьба, борение, брань, подвизание.[2]

2:5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
"Ни видов корысти" – в эти слова Апостол вложил более широкий смысл, чем просто материальную корысть: греческое слово pleonexiya означает так же лихоимство (Мк.7:22); побор (2Кор.9:5); ненасытимость в распутстве (Еф.4:19); любостяжание (2Пт.2:3).
Дополнительно – см. комментарии к 2Пт.2:3.

2:9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днём работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
"Ночью и днём работая" – днём Павел благовествовал и учил уверовавших в Иисуса Христа, а что он делал ночью? Шил палатки для своего содержания, чтобы никому не быть в тягость.
И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. (Деян.18:2,3)
Конечно, как Апостол, он имел законное право получать материальное вспомоществование от верующих. Но трудясь своими руками, Павел не только заграждал уста клеветников, говорящих, что он благовествует ради корысти, но и подавал, и доныне подаёт добрый пример всем христианам, являя образец трудолюбия и скромности.

2:18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
"Воспрепятствовал нам сатана" – неужели сатана имеет такую власть, что может воспрепятствовать служителю Божьему в его миссии? Да, может, если Господь Бог желает через это научить чему-то Своего служителя.
Предлагаю внимательно рассмотреть ситуацию, в которой в то время находился Павел. Он пришёл в Македонию – в Европу, жители которой значительно отличалась не только от жителей Иудеи, но и от жителей Азиатских провинций Римской империи. Во-первых, подавляющее большинство их гордилось тем, что они римские граждане. Во-вторых, эллины были носителями греческой, то есть самой передовой для того времени науки и культуры и на все остальные народы смотрели, как на диких варваров. Кроме того нужно учитывать ещё одну очень важную деталь европейского мировосприятия: им, в отличие от иудеев, вообще была чужда идея воскресения из мёртвых и Царства Небесного, они понимали только одно царство – земное царство Римского кесаря. Нет, они не были эволюционистами и верили, что после смерти их бессмертные души будут вечно пребывать в царстве Аида, царстве теней.
Благовествуя же в Филиппах и в Фессалониках, Апостол не учёл этой разности в менталитете слушателей, а продолжил действовать по схеме, отработанной им во время первого миссионерского путешествия: находил иудейскую общину и благовествовал там о воскресении Иисуса Христа и Царстве Небесном, потом, после изгнания из синагоги, благовествовал язычникам. В результате тактической ошибки Павла в первых же двух городах иудеи с лёгкостью возбуждали толпу, стоило им только сказать, что Апостолы проповедуют о другом царе, а не о кесаре, и… начались гонения сначала на Апостолов, а потом и на остальных христиан.
Итак, Апостолу Павлу нужно было время, чтобы присмотреться к жизни эллинов – римских граждан, чтобы всё обдумать и дальше уже по-другому нести благую весть об Иисусе Христе.
И посмотрите: Дух Божий использовал на пользу Павлу то, что сатана не допустил его в Фессалоники. Придя в Афины, сначала он, как обычно, возмутился духом при виде изобилия идолов (Деян.17:16), но здесь он уже действует не как пришлый "наставник неразумных", а вступает в диалог с афинянами. Более того, он учится говорить с ними на языке их миропонимания.
Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. (Деян.17:18-23)

3:1 И потому, не терпя более, мы (Павел и Сила) восхотели остаться в Афинах одни.
Вынужденный покинуть Фессалонику, а затем и Верию, Апостол Павел дождался в Афинах Силу и Тимофея (Деян.17:10-16). По их прибытии он узнал то, чего так опасался: с их уходом из города гонения со стороны эллинов не только не прекратились, а перекинулись на молодую церковь.
Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев. (1Фесс.2:14)

3:2 И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей.
Апостол сразу же (ещё до написания 1Фес.) отправил Тимофея из Афин обратно в Фессалоники.

3:3 Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
"Так нам суждено" – всем верующим в Иисуса Христа суждено проходить через испытания и скорби, таков план Божий для нашего назидания и явления действенной веры нашей. И не верьте тем, кто учит, что церковь должна физически и финансово преуспевать в мире сем.
Первого января 1913 года преподобный Варсонофий Оптинский обратился к верующим с таким приветствием: "Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлёт вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Иоан.16:21)". День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую. Апостол Павел произнёс грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы – незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога; для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.
"Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху; отцев Боже, благословен еси. (Ирмос Рождества Христова, глас 1, песнь 7)".
Скорби и есть огненное прещение, или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения. Да спасёт же всех нас Господь и введёт в Царство Незаходимого Света! Аминь".[3]

3:6,7 Теперь же, когда пришёл к нам от вас Тимофей и принёс нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры.
Дождавшись Тимофея с вестями из Фессалоники, Павел был рад услышать, что церковь стоит в вере и любви. После этого он пишет первое послание к Фессалоникийцам, в котором даёт наставление и ободрение и отправляет его, вероятно, опять с Тимофеем.
Обратите внимание, что Апостол Павел настоятельно просит, чтобы прочли это послание каждому верующему (1Фес.5:27). Вероятно, из-за гонений церковь в Фессалониках не имела возможности проводить общие собрания.

3:8 Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Верующие этой церкви стали не просто учениками Апостола Павла, а частью его сердца, и их боль он ощущал уже как свою боль, их веру – как свою.

3:12,13 А вас Господь пусть исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем… чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Апостол желает, чтобы в Фессалоникийской церкви возрастала любовь. В первую очередь любовь между верующими и любовь к Богу, потому что любовь есть совокупность всеоружия Божьего и только любовью можно противостать стрелам атак сатанинских. И заканчивает свою мысль он словом: "Аминь" – то есть первая часть послания завершена, далее следуют практические наставления.
Дополнительно о всеоружии Божьем – см. комментарии к Еф.6:10-12.


4 гл. О духовном преуспеянии и о воскресении Церкви при втором пришествии Иисуса Христа

4:1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали.
"Более в том преуспевали" – о чём в первую очередь пишет Апостол Павел, перейдя к наставлению? О духовном преуспевании, то есть, чтобы фессалоникийцы преизбыточествовали в духовных дарах и духовных плодах. И далее он поясняет, как сего достичь: "Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости… чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за всё это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. (1Фес.4:3-7)".
"Освящение… в святости… к святости"
– Апостол трижды говорит здесь о святости, освящении, духовном очищении – это и есть путь к духовному преуспеванию.
Но разве можно самому по себе, без водительства Духа Божьего достичь освящения во Христе, то есть уподобиться Ему сердцем и умом? Нет, невозможно. Освящаемся мы только в послушании Святому Духу, только под Его водительством, только через Его откровения.
А что касается соблюдения моральных и религиозных правил, то здесь Павел ничего не добавил к тому, что было сказано на Апостольском соборе.
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. (Деян.15:28,29)

4:13,14 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
"Об умерших (во Христе)" – выше я уже говорил, что для эллинов было совершенно новым, поэтому непонятным такое понятие, как воскресение (см. 1Фес.2:18). В бессмертие души они верили, но воскресение в материальном теле… – поэтому Апостолу приходилось снова и снова объяснять им, как это будет. Кстати, такие вопросы задавали Павлу не только фессалоникийцы, но и коринфяне, и филлипийцы – все уверовавшие из язычников.
Итак, как учил Апостол Павел об умерших во Христе: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?.. При воскресении мёртвых: сеется в тлении (то есть умирает тело тленное), восстаёт в нетлении (то есть восстаёт тело нетленное); сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. (1Кор.15:35-44)".
"Есть тело душевное, есть тело и духовное"
– умершие во Христе при Втором Пришествии воскреснут не в тех телах, в каких умерли, а в духовных, вечных, прославленных.
Дополнительно о телах духовных, в которых Господь Иисус Христос воскресит Церковь при Втором Пришествии – см. комментарии к 1Кор.15:35-44.

4:15-17 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
"Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках" – почему здесь Апостол Павел говорит христианам, которые будут жить при втором пришествии Иисуса Христа, что они не умрут, а позже, в послании к Евреям, утверждает: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд. (Евр.9:27)"?
Здесь нет противоречия, как может показаться на первый взгляд, потому что здесь Апостол говорит о Церкви, а в послании к Евреям вообще о людях. Внешне христиане ничем не отличаются от остальных людей, как и Сам Иисус Христос ничем не отличался от остальных людей, но духом своим они уже являются гражданами Царства Небесного и не принадлежат миру сему, то есть умерли для мира сего.
Иисус Христос так сказал о нас, Церкви, пред Отцом Небесным: "Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. (Иоан.17:14-16)".
А раз мы, христиане, уже мёртвые душой и духом для мира сего, то ничто не мешает Господу воскресить нас в прославленных духовных телах в любой момент – будь то после физической смерти или до неё.
Дополнительно о душе и духе, живущем во Христе – см. комментарии к 1Кор.15:42-45; Иер.10:11.


5 гл. О дне второго пришествия Иисуса Христа

5:1-3 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут.
"Постигнет их пагуба" – говоря: "их" – Апостол Павел имеет в виду тех, кто ещё до второго пришествия Иисуса Христа будет говорить, что на земле наступил мир и безопасность, то есть тех, кто возрадуется воцарению Антихриста.
Во втором послании к Фессалоникийцам Павел дал более подробный ответ на то, после каких событий следует ожидать второе пришествие Иисуса Христа: "[Ибо день тот не] [придёт], доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. (2Фесс.2:3,4)".
Смотрите, в Священном Писании сказано: "Придёт прежде отступление". В греческом оригинале слово apostasiya означает отпадение, отступление, восстание. То есть речь здесь идёт об отступничестве не просто как уходе в мир, а как о восстании против Бога, восстании вместе с сатанинским Зверем, который отверзнет уста свои для хулы на Бога?
Итак, Апостол Павел однозначно сказал нам, что перед приходом Антихриста во всём мире все церковные религиозные структуры, называющие себя Христианскими Церквями, отступят от Иисуса Христа, отвергнут Его и назовут своим царём и господом Антихриста (ни мусульмане, ни иудеи, ни язычники, ни атеисты не могут стать отступниками, потому что они не исповедовали Иисуса Христа своим Господом и Богом).
Далее сказано уже об Антихристе: "Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею" – то есть Антихрист будет превознесён над всеми и всем, и воцарится в мире сем. А потом Антихрист превознесётся пред людьми ещё больше: "В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога". И люди исповедуют его своим Господом и Богом, и будут говорить: "мир и безопасность"… и вот тогда при гласе трубном будет второе пришествие Иисуса Христа и вознесение Церкви, и сретение христиан с Господом на небе (в переводе с церковнославянского "съретение" – "встреча").
Дополнительно о втором пришествии Иисуса Христа – см. комментарии к Иер.10:11.

5:4,5 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не [сыны] ночи, ни тьмы.
"Вы, братия, не во тьме" – для неверующих день второго пришествия Иисуса Христа будет неожиданным, ибо они будут ослеплены ложью Антихриста, но водимые Святым Духом христиане будут видеть, что день Господень приближается и будут с ещё большим желанием, с ещё большим нетерпением ожидать его.
Первое пришествие Иисуса Христа также было неожиданностью для подавляющего большинства Иудеев, но не для тех, кто был водимым Святым Духом – они сердцами своими, духом своим познали и приняли Его.
Дополнительно – см. комментарии к Лк.12:39,40.

5:6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
Спать – здесь имеется в виду духовный сон, духовная нечувствительность и духовная слепота, когда вы поступаете уже не по духу, а по своим эгоистическим устремлениям, по плоти.
Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа. (1Фесс.5:9)

5:12-14 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
"Вразумляйте бесчинных" – греч. ataktos, означает "бесчинный, беспорядочный, своевольный, не подчиняющийся установленному порядку". Апостол Павел просит и умоляет верующих, чтобы они, несмотря на гонения и на то, что церковь была лишена возможности открыто собираться вместе (см. 1Фес.5:26,27), по-прежнему соблюдали порядок и взаимное уважение, чтобы почитали тех, кто заботится о верующих и назидает их в духе и истине.
Внешние гонения и даже рассеяние верующих не являются причиной, чтобы нарушать духовное единство Церкви и разрушать её внутреннюю структуру.
Дополнительно – см. комментарии к 2Фес.3:6,7.

5:17 Непрестанно молитесь.
Разве можно непрестанно пребывать в молитве?
Да, можно. И сейчас я расскажу о том, как обрести навык непрестанной молитвы. Вернее не я, а один странник-богомолец. Этот верующий человек был простым крестьянином, жившим в девятнадцатом веке. Он упорно искал и обрёл непрерывное общение сердца со Святым Духом. До нас не дошло его имя, но промыслом Божьим, сохранился дневник.
"Назову автора Странником. Он писал: "Я пришел в церковь к обедне помолиться; читали из послания Солунянам, в котором сказано: "Непрестанно молитесь. (1Фес.5:17)". Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как можно беспрестанно молиться, когда необходимо каждому человеку и в других делах упражняться для поддержания своей жизни?" – так начал свой рассказ Божий Странник. "Что мне делать, – подумал я, – где сыскать, кто бы растолковал мне? Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники, авось там услышу себе вразумление. И пошёл. Много слышал очень хороших проповедей о молитве. Но все они были наставления о молитве вообще; что есть молитва; как необходимо молиться; какие плоды молитвы; а о том, как преуспеть в молитве, никто не говорил. Была проповедь о молитве духом и непрестанной молитве; но как дойти до такой молитвы, не было указано. Так слушание проповедей и не привело меня к желаемому".[4]
Действительно, как тогда, так и сейчас в церквах много проповедуют о молитве, много проповедуют об исцелениях и о духовном общении с Богом. Но почти все эти учения основаны не на реальном опыте самих проповедников, а лишь на умозрительных заключениях плотского разума. Поэтому и говорят о принадлежностях молитвы или общения с Богом, а не о самом общении. Христос же, а затем Апостолы, в отличие от этих проповедников, учили как власть имеющие (Мф.7:29).
Но вернусь к Страннику. Ему повезло – он встретил мудрого старца. Узнав духовную нужду, старец сказал: "Благодари Бога, возлюбленный брат, за сие открытие Им в тебе непреодолимого влечения к познанию непрестанной внутренней молитвы. Познай в сем звание Божие и успокойся, уверившись, что до сего времени совершалось над тобою испытание согласия твоей воли на глас Божий, и даваемо было разуметь, что не мудростию мира сего, и не любознательностию внешнею достигают небесного света, непрестанной внутренней молитвы, но напротив, нищетою духа и деятельным опытом обретается оное в простоте сердца. А посему нисколько не удивительно, что ты не мог слышать о существенном деле молитвы, и познать науку, как достичь непрестанного действия оной… Многие о деле молитвы рассуждают совсем превращённо, думая, что приуготовительные средства и подвиги производят молитву, а не молитва рождает подвиги и все добродетели".[5]
Старец пояснил, что без сердечной молитвы нельзя просветиться сердцу Светом Христовым. А потом дал страннику первое задание: "Как научиться молитве, о сем прочтём вот в этой книге. Сия книга называется Добротолюбие. Она не выше и не святее Библии, а содержит в себе светлые объяснения того, что таинственно содержится в Библии, и не удоборазумно по высоте своей для нашего недальновидного ума… Старец раскрыл Добротолюбие, отыскал наставление св. Симеона нового Богослова и начал: "сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие".
Отпуская меня, старец благословил и сказал, чтоб я, учась молитве, ходил к нему с простосердечным исповеданием и откровением, ибо без поверки наставника самочинно заниматься внутренним деланием неудобно и малоуспешно".[6]
С неделю странник усердно занимался молитвенным правилом так, как сказал ему старец, а потом почувствовал большую тягость, лень и скуку. Стали одолевать разные помыслы и отчаяние. Со своей скорбью он пошёл к старцу.
"Видно ещё потребно тебе испытание к смирению; а потому ещё и рано с неумеренным рвением касаться высшего сердечного входа, дабы не впасть в духовное корыстолюбие – ответил ему старец. Вот я тебе прочту об этом случае наставление из Добротолюбия. Старец отыскал учение преподобного Никифора монашествующего, и начал читать: "если несколько потрудившись, ты не возможешь войти в страну сердечную так, как тебе было растолковано, то сделай, что я скажу тебе, и при помощи Божией найдёшь искомое. Знаешь, что способность словопроизношения находится у каждого человека в гортани. Сей способности, отгоняя помыслы (можешь, если захочешь) и дай беспрестанно говорить сие: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! – и понудься всегда произносить оное. Если некоторое время в сем пробудешь, то отверзется тебе чрез сие и сердечный вход без всякого сомнения. Это дознано по опыту.
А потому ты должен теперь с доверенностью принять заповедь, сколь можно более творить устную Иисусову молитву. Вот тебе чётки, по коим совершай на первый раз хоть по три тысячи молитв в каждый день. Стоишь ли, сидишь ли, ходишь ли, или лежишь, беспрестанно говори: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, – не громко и не спешно; и непременно верно выполняй по три тысячи в день, не прибавляй и не убавляй самочинно. Бог поможет тебе через сие достигнуть и непрестанного сердечного действия".[7]
Постепенно, шаг за шагом действуя в послушании старцу, странник довёл молитвенной правило до двенадцати тысяч раз в день и вырабатываемая упражнениями привычка постепенно превратилась в приятную охоту молиться.
"Однажды, рано поутру, как бы разбудила меня молитва – делится своей радостью странник. Стал, было, читать утренние молитвы, но язык не ловко их выговаривал, и все желание само собою стремилось, чтобы творить Иисусову молитву. И когда её начал, как стало легко, отрадно, и язык и уста как бы сами собою выговаривали без моего понуждения! Потом пошёл к старцу на откровение и рассказал ему всё подробно. Он, выслушавши, начал говорить: слава Богу, что открылась в тебе охота и лёгкость молитвы. Теперь разрешаю тебе: твори молитву сколько хочешь, как можно более, всё время бодрствования старайся посвящать молитве и уже без счисления призывай имя Иисуса Христа, смиренно предавая себя в волю Божию и от Него ожидая помощи: верую, что Он не оставит тебя и управит путь твой".[8]
Постепенно странник стал замечать, что дух его не только днём, но и во сне как бы обращается к Господу Иисусу Христу и при этом сердце его ощущало теплоту и приятность. Уже не столько устами, сколько сердцем своим он искал близости к Иисусу Христу. Прошло ещё время, и странник уже настолько сжился с чувством духовной близости со Святым Духом, что приходил в страх и трепет, когда Святой Дух отдалялся от него (из-за его греха или ещё по какой причине). Так он постиг на себе суть и смысл слов Апостола: "Непрестанно молитесь".

Я рассказал вам, уважаемые читатели, о простом малограмотном крестьянине, который своей настойчивостью обрёл благодать духовного общения с Господом Богом и познания Его – если такое было возможно ему, так неужели для вас сие недостижимо?
Иисусова молитва: "Господи, Иисус Христос, будь милостив ко мне грешному!" – это не формула. Если сердце говорит ко Христу свои слова, то говорите их, молитесь словами сердца. А слова Иисусовой молитвы можно сравнить с тлеющим угольком. Когда мы произносим или даже просто вспоминаем их, то как раздуваемый уголёк зачинает жар и огонь в костре, так и слова молитвы возгревают сердце теплом ко Христу. И разгорается огонь общения и любви к Богу.
Посмотрите на звёздное небо: когда воздух чист и прозрачен, то кроме одиноких ярких звёзд, видны миллионы почти незаметных звёздочек. Но именно эти, почти невидимые звёздочки в основном и составляют небесную дорогу – Млечный путь. Так пусть же и на земле постоянно светят и яркие огни исполненных Духом Божьим дел, и составляющие путь в Небо "угольки" Иисусовых молитв в сердцах верующих, чтобы и с Неба был виден их свет, и видна их красота.
Братья и сестры во Христе, обратили ли вы внимание на то, что мы начинали исследование о том, как молиться к Богу, а пришли к необходимости научиться слышать Святого Духа своим сердцем.
Дополнительно – см. комментарии к Фес.6:18.

5:18 За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
"За все благодарите" – особенно когда трудно, когда испытания и, кажется, что Бог оставил вас. Помните, что Он всегда пребывает рядом, особенно когда вам тяжело, а испытания даются не во вред, а во благо (хотя во время испытаний и трудно в это поверить). Не ропщете, а благодарите Бога, и так вы явите пред Богом и пред миром веру свою.

5:20,21 Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь.
"Пророчества не уничижайте" – не относитесь с пренебрежением к пророчеству, но обязательно проверяйте его. Пророчество нужно внимательно выслушать и затем испытать, от Святого Духа оно или нет. Если, да, то смело следуйте сказанному в нём, а если от нечистого духа, то изобличите его, как лжепророчество.

5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Господь Бог освятит вас Своею святостью, только доверьтесь Ему. А если кто боится, что не устоит в вере, потому что ещё мало знает Священное Писание или ещё недостаточно долго ходит в Господе, то вспомните фессалоникийцев: они знали очень мало и почти все были новообращёнными, а служат примером и назиданием для всех земных церквей вот уже на протяжении почти двух тысячелетий.

5:26,27 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
То, что Апостол Павел просит прочитать братьям из фессалоникийской церкви послание каждому по отдельности и приветствует их по отдельности, является хотя и косвенным, но доказательством того, что во время гонений в Фессалониках христиане не имели возможности собираться вместе даже тайно.


СНОСКИ

[1] Острожская Библия 1581 г. Кн.40. Послания Апостола Павла. с.52.
[2] Старославянский словарь (по рукописям X-XI вв.). ред. Р. М. Цейтлин и др. с.461.
[3] Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие.
[4] Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. с.5,6.
[5] Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. с.7,8.
[6] Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. с.9.
[7] Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. с.10.
[8] Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. с.11.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Варсонофий Оптинский. Духовное наследие/ СТСЛ, 2004. (электронная версия печатной публикации: http://www.pravoslavie.ru/put/060101115701)
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Острожская Библия (БИБЛIЯ СИРЕЧ КНИГЪ ветхаго и новаго завета, поязыку словенску)/ 1581. – 1263 с. (Электронная копия печатного издания).
5. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/ Издание Сретенского монастыря, 2000. – 367 с.
6. Погребняк Н. О чем спорят христиане/ Н. Погребняк; AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG Alle Rechte vorbehalten. – Saarbrucken, Deutschland/ Германия: Sanktum, 2013. – 240 с.: ил.
7. Старославянский словарь (по рукописям X-XI вв.) Ок. 10000 сл. / ред. Р. М. Цейтлин, ред. Р. Вечерка, ред. Э. Благова. – М. : Рус. яз., 1994. – 842 с. (электронная версия печатной публикации http://ksana-k.ru/?p=803 ).
Комментарий автора:
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. В первом послании к Фессалоникийцам Апостол Павел разъясняет, когда и как произойдёт второе пришествие Господа. Разъясняет не отстранённо от того, о чём он говорит, как некий учёный богослов, а делится с верующими своим сердцем, своим страстным ожиданием Пришествия, хотя по откровению Божьем умом и понимает, что прежде должен произойти целый ряд событий, таких, например, как воцарение Антихриста.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, а так же ряда произведений эпического жанра художественной литературы.

 
Прочитано 92 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Греческая философия и Отцы Церкви - Максим Гусев
Отцы Церкви имели разные взгляды на некоторые вопросы

Музыка в Богослужении - Виктор Бурдак
Эта статья, крик моей души! Прошу всех читателей прочитать внимательно. То с чем мы сталкиваемся в современной музыке не просто выдумка, но вопиющая к нашим душам реальность. Моя молитва, что бы Господь открыл сердца читателей для принятия данного материала.

Когда жизнь Христос - Владимир Ульченков

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Стремительный век - Владимир Кодебский

Проза :
2 ч. 5 гл. Новый путь - Мария Кругляк-Кипрова

Публицистика :
Время Проявления - Георгий Петров

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100