Для ТЕБЯ - христианская газета

Зачем \"Введение Богородицы во храм\"?
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Зачем "Введение Богородицы во храм"?



В преддверии великого праздника: "Введение во храм Пресвятой Богородицы", отмечаемого Православной Церковью, у меня возникло желание подробнее исследовать, что означали слова Ангела Господня: "Благословенна Ты между жёнами! (Лк.1:28)". В греческом оригинале слово eyloge, переведённое в Синодальном переводе, как "благословенна", дословно означает: "воздавать хвалу, призывать Божью благодать на кого-либо, одарять благом".
То, что Господь явил Свою благодать на Марию и что Она достойна хвалы, не вызывает сомнения ни у кого из христиан, к какой бы деноминации он не принадлежал. Разногласия между верующими происходят по двум пунктам: 1) насколько велика слава Девы Марии в Церкви; 2) с какой поры Господь Бог не просто предъизбрал Марию, а отделил и начал готовить к исполнению великой миссии: рождению Иисуса Христа и воспитанию Его в младенческом возрасте.
Верующие из протестантских церквей считают, что Мария узнала о своей великой миссии только тогда, когда к Ней явился Архангел Гавриил, а до этого жила, как обычная иудейская девушка, ничем не выделяясь среди своих соплеменниц. Если сказать утрированно, то по их учению получается, что Господь избрал Её, как более достойную, из множества других дев. Но такое поверхностное отношение к жизни Матери Иисуса Христа возникло у протестантов не вследствие непочтительного отношения к Деве Марии, а потому что в Библейском каноне нет почти никаких сведений о Её жизни, а все остальные книги раннехристианских авторов они без какого-либо исследования отвергают, как не содержащие истины.
В Православной Церкви так же относятся к Библейскому канону, как к образцу, мерилу для определения соответствия с Христовой истиной того, что сказано в других раннехристианских книгах и в устном предании, но в отличие от протестантов воспринимают его всего лишь как часть духовного наследия первых веков Церкви. Поэтому православные богословы с великим тщанием изучают не только канонические книги Библии, но и писания других раннехристианских авторов, даже тех, истинность которых вызывает сомнения (кто знает, может и среди плевел, найдутся добрые семена истины?). И как следствие, опираясь на раннехристианские Апокрифы, православные богословы имеют намного больше сведений о жизни Девы Марии. Насколько достоверны эти сведения, в этом я и хочу здесь и сейчас разобраться.
Побудил меня к этому исследованию праздник "Введение во храм Пресвятой Богородицы", отмечаемый Православной Церковью 4 декабря. Вроде бы хороший, благочестивый праздник с богослужениями во время Рождественского поста, но когда услышал из уст священнослужителя рассказ о введении девочки Марии не просто в храм, а в Святое святых Иерусалимского храма, у меня возникли сомнения в его достоверности. Во-первых, непонятно, почему и, главное, зачем, такое событие, как введение в храм маленькой девочки, Марии, возведено в нашей Церкви в ранг одного из важнейших двунадесятых Христианских праздников? Во-вторых, почему в церкви рассказывают о введении Марии в Святое святых? И третий вопрос: почему христиане стали отмечать этот праздник, да ладно бы праздник – само это событие, лишь спустя семь веков?
Когда я сунулся со своими вопросами и сомнениями к священнослужителям, то услышал лишь негодующие восклицания: "Кто ты такой, что смеешь задавать такие вопросы!"
В Православной литературе я тоже не нашёл внятных ответов. Одни православные авторы пишут, что причиной установления в Православной Церкви праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы стало принятие в средние века догмата о том, что раз Иисус Христос родился от Марии, то, значит, Она соучастница дела спасения и матерь Церкви – Тела Христова. Другие считают, что введение Марии в Святое святых – это всего лишь уступка поэтическим пожеланиям паствы. Третьи пишут, что это было на самом деле, и первосвященник действительно вводил девочку Марию в Святое святых Иерусалимского храма.
Чтобы не быть голословным, приведу пару цитат.
"Появление праздника (не ранее VI-VII вв.) вызвано логикой развития мариологии (учения о Деве Марии как о Богородице, как о соучастнице дела спасения человечества). Об этом хорошо пишет о. Александр Шмеман: "В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил "возрастала" в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Своё Человечество, Своё Тело. Тем не менее, в основе праздника всё-таки лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, в Иерусалимский храм" (разумеется, только в храмовый "Двор женщин"). Но в богослужебных текстах праздника это неприметное для современников Марии событие "обрастает постепенно поэтическими или символическими подробностями, подчеркивающими тот смысл, который увидела в нём Церковь. То же самое можно сказать и о других богородичных праздниках".[1]
"Событие Введения (в Святое святых) стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском Храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью".[2]
Уважаемые читатели, я не стану здесь, в рамках частных комментариев при изучении Библии, проводить подробный анализ православных источников, так как цель моего исследования другая: по возможности узнать достоверные данные о жизни Девы Марии. Но даже при беглом взгляде видно, что среди православных богословов нет единого, не противоречащего друг другу объяснения причин и целей возникновения в VII веке праздника: "Введение во храм Пресвятой Богородицы".
А вот о том, какую плоть Иисус Христос наследовал от Своей Матери, – об этом нужно сказать. Иисус наследовал от Матери – смертного человека – тленную, смертную плоть, ибо сказано, что Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни (Ис.53:3). Не прославленную вечную плоть, в которой после крестной смерти Иисус Христос воскрес и частью которой отныне являемся мы – Его Церковь, а тленную человеческую плоть.

Итак, не найдя в современной православной литературе ясного и непротиворечивого ответа на вопрос: "Вводили ли девочку Марию в Святое святых, а если вводили, то кто и, главное, зачем?" – я обратиться к первоисточникам. Рассказывая о жизни Девы Марии, современные богословы ссылаются на два документа-первоисточника: на апокриф II века "Протоевангелие Иакова", и на документ IX или X века: латинскую версию истории о Деве Марии "Евангелие Псевдо-Матфея". Историческую ценность "Евангелия Псевдо-Матфея" считаю очень сомнительной, так как эта книга была написана спустя тысячу лет после жизни Девы Марии и не является научным исследованием раннехристианских первоисточников I-II века. Таким образом, изучение древних документов-первоисточников придётся ограничить "Протоевангелием Иакова".
Иаков сам свидетельствовал, что "Протоевангелие Иакова" написано им: "А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод".[3] Предполагается, что это Иаков, сын Иосифа, мужа Марии, от его предыдущего брака. Но даже если это был и не брат Господень, а другой Иаков, всё равно, в те времена ещё были живы люди, которые знали Марию и братьев Господних, и могли подтвердить или опровергнуть описанные события. Посему документ достоин доверия и внимательного изучения – не так ли, уважаемые читатели?
Рассказ о Деве Марии в Протоевангелии начинается с того, что Её родители долго были бездетными, и вот они узнают от Ангела Божьего радостную весть, что у них будет ребёнок: "И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь".[4]
Можно допустить, что услышав добрую весть, что у неё родится ребёнок, Анна на радости дала такое обещание Богу, можно даже допустить и то, что муж её, Иаоким, согласился с ней, можно даже допустить и то, что священники согласились с её обетом, но это однозначно не могло означать служение в самом храме. Могли старицы служить в той части храма, которая называется "Двор женщин", как, например, при рождении Иисуса Христа служила пророчица Анна (Лк.2:36). Но где было жить в женском дворе маленькой девочке? Жить среди священников, живущих при храме, она не могла, так как они жили не во дворе женщин. Со священниками по закону могли жить только младенцы мужского пола (Исх.13:12).
Продолжу чтение Протоевангелия Иакова: "И вот исполнилось ребёнку три года… И жрец принял её и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твоё во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил её на третьей ступени у жертвенника".[5]
"Посадил её на третьей ступени у жертвенника" – и всё, в этом древнем Апокрифе ни о каком восхождении по ступеням и тем более о введении Марии в Святое святых храма ничего не сказано.
Дальше в Протоевангелии рассказывается о том, что Мария осталась жить в храме: "Когда же ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с нею, чтобы она каким-либо образом не осквернила святынь?".[6]
Выше я уже говорил, что по Моисееву закону ни девочка, ни женщина не могла жить среди священников, так как на территории храма они могли находиться только во дворе женщин, а священники, насколько я понимаю, там не жили, но всё же пусть, жила, так жила, мало ли где они нашли ей место для жительства.
Мария выросла и стал девушкой и взял её к себе Иосиф: "И сказал Иосиф Марии: Я взял тебя из храма Господня, и теперь ты остаешься в моём доме, я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь к тебе".[7] У Иосифа Она прожила четыре года, как обручённая ему, пока Ей не исполнилось шестнадцать лет. И вот явился Деве Марии Ангел Господень…
Интересно сравнить библейское описание того, как Ангел Гавриил явился Деве Марии (Лк.1:26-38) с описанием этого события в Протоевангелии Иакова: "И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между жёнами. И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнёшь по слову Его". Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: "Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?" И сказал ангел: не так, Мария, но сила всевышнего осенит тебя, потому и рождённое тобой Святое наречётся Сыном Всевышнего. И наречёшь ему имя Иисус, ибо Он спасёт народ свой. И сказала Мария: Я – раба Господа, да будет мне по слову твоему".[8]
То, что описанное в Протоевангелии явление Архангела Гавриила к Деве Марии в деталях почти полностью совпадает с библейским описанием, является добрым признаком в пользу Апокрифа. Но… Сходство в эпизодах, это хороший признак, но, всё же, читая Протоевангелие, я увидел, что духовно (по духу повествования) оно очень отличается от канонических Евангелий. Посмотрите, например, как описано в Протоевангелии поведение Девы Марии после того, как на Неё сошёл Святой Дух и чудесным образом во чреве Её был непорочно зачат Сын: "И окончила она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику. Первосвященник благословил её и сказал: Бог возвеличил имя твоё, и ты будешь благословенна во всех народах на земле. О6радовавшись, Мария пошла к родственнице своей Елизавете. И постучала в дверь, Елизавета же, услышав, перестала (прясть) багрянец, побежала к двери и, открыв, увидела Марию и благословила её, сказав: за что мне это (дано), что пришла матерь Господа моего ко мне. Ибо находящийся во мне младенец взыграл и благословил тебя. А Мария не постигла тайны, которые открыл ей архангел Гавриил, и подняла глаза к небу и сказала: кто я, Господи, что все народы земли меня благословляют? И прожила у Елизаветы три месяца. Между тем её чрево день ото дня увеличивалось, и Мария в страхе вернулась к себе в дом и пряталась от сынов Израиля. Было же ей шестнадцать лет, когда совершались таинства эти".[9]
В этом эпизоде Протоевангелии Иакова уже отличается от библейского описания (Лк.1:39-56), Иаков описал Марию, как не почувствовавшуя сошествия на Неё Святого Духа, и как не понявшую, что с ней произошло. Не понявшую, ни после явления ей Архангела Божьего, ни после объяснений первосвященника и Елизаветы.
Описанная в Протоевангелии Иакова сцена возвращения Иосифа в свой дом, вообще вызывает уйму вопросов: "Шёл уже шестой месяц (её беременности), и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел её беременною. И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря… Ты, бывшая на попечении Божием, что же ты сделала и забыла Господа Бога своего? Зачем осквернила свою душу, ты, которая выросла в Святая святых и пищу принимала от ангела? Она тогда заплакала горько и сказала: чиста я и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф: Откуда же плод в чреве твоём? Она ответила: Жив Господь Бог мой, не знаю я, откуда".[10]
Получается, что описанная в Протоевангелии Мария так ничего и не поняла. После, как говорит Протоевангелие, стольких лет жизни в Святом святых, после употребления пищи из рук Ангелов, после свидетельств от Ангела Гавриила, от первосвященника и Елизаветы – после стольких стараний людей и Ангелов по подготовке её к великой миссии она так ничего и не поняла? – Удивительно. И не просто удивительно, а удивительно до неправдоподобности.
Итак, после исследования Протоевангелия Иакова я пришёл к следующему логическому заключению: описанная в этом Апокрифе Мария по своему духовному облику совершенно не соответствует описанной в Священном Писании Деве Марии – Матери Господа Иисуса Христа.

Так всё же, вводили девочку Марию в Святое святых Иерусалимского храма или нет?
В Протоевангелии Иакова об этом не упоминается, – там сказано лишь, что жрец (первосвященник), поцеловав, благословил её на третьей ступени храма.[11] Есть правда в Протоевангелии упоминание о Святом святых – это там, где Иосиф стенал и обличал Марию, увидев, что Она беременна.[12] Но, читая это место, нужно учитывать контекст, то есть душевное состояние Иосифа, а судя по контексту, Иосиф восклицал здесь вовсе не о том, что первосвященник вводил Марию в Святое святых, когда Она была маленькой девочкой, а о том, что как она посмела, как могла после стольких благословений Божьих отступить от Бога и впасть в грех.
В Священном Писании так же нет упоминаний о введении Марии в Святое святых, наоборот, там чётко сказано, что в Святое святых мог лишь раз в год войти один только первосвященник, – войти с кровью жертвы за грехи свои и грехи народа (Евр.9:7,8). Даже Сам Иисус Христос никогда не входил не то что в Святое святых земного храма, но и в святое – туда, где священники из колена Левина приносили жертвы Богу.

Из проведённого исследования я сделал следующий вывод: первосвященник не вводил девочку Марию в Святое святых Иерусалимского храма, и те, которые рассказывают сказки об этом – они говорят ложь. Бог им судья.
А вот в то, что по откровению, полученному от Бога, первосвященник встретил на ступенях храма и благословил девочку Марию (подобно тому, как спустя двадцать семь лет благословили в храме младенца Иисуса старец Симеон и пророчица Анна) – в это я вполне могу поверить, потому что такое благословение первосвященника не только не противоречит Божьему закону, а, наоборот, является исполнением его духовной сути, так как служит предвестником рождества Спасителя.
Следовательно, праздник: "Введение Богородицы во храм" – в храм, а не в Святое святых – имеет право быть и с исторической точки зрения, и в плане духовного назидания верующих. Более того, это прекрасно, что есть такой праздник. Прекрасно, хотя бы потому, что во время Рождественского поста у верующих есть ещё не просто причина, а радостный повод вспомнить с благодарностью имя Девы Марии и имя Господа нашего Иисуса Христа, Рождество Которого мы с нетерпением ожидаем. И прошу тех, кто осуждает православных верующих за их праздники: не будьте занудами-буквоедами и схоластами, выискивающими: "А в точности ли соблюдена буква или нет?" – лучше накануне Рождества Христова вместе с нами вспомните с благодарением о Деве Марии – Марии Господа нашего, Иисуса Христа!

Погребняк Н. 2013



Сноски
[1] Рубан Ю. "Одушевленный храм": статья на Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
[2] Введение во храм Пресвятой Богородицы. Богородица. Молитвы Богородице. Стихи о Богородице. Иконы Богородицы: Энциклопедия людей и идей (источник: Богослужение в Православной Церкви. Часть VI).
[3] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XXV.
[4] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.IV.
[5] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.VII.
[6] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.VIII.
[7] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.IX.
[8] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XI.
[9] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XII.
[10] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XIII.
[11] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.VII.
[12] Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии. Гл.XIII.


Библиография
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Богородица. Молитвы Богородице. Стихи о Богородице, Иконы Богородицы: Энциклопедия людей и идей [Электронный ресурс]/ Источник: Богослужение в Православной Церкви. Часть VI. – 2013. – Режим доступа http://www.abc-people.com/shop/virgin_in_church.htm свободный.
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Протоевангелие от Иакова: история Иакова о рождении Марии [Электронный ресурс]/ – Электронные текстовые данные. – Библиотека Русской религиозно-философской и художественной литературы "Вехи", 2007. – Режим доступа http://www.vehi.net/index.html свободный.
5. Рубан Ю. "Одушевленный храм": статья на Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы [Электронный ресурс]/ Ю. Рубан// Православный Церковный календарь за 2013 год. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://azbyka.ru/days/prazdnik-vvedenie-vhod-vo-hram-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii свободный.
Комментарий автора:
Почему и для чего был установлен в Православной Церкви праздник "Введение Богородицы во храм", и на каких раннехристианских источниках основан праздник? – ответить на эти вопросы я постарался в своей статье. Ответить непредвзято.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.

 
Прочитано 187 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
татьяна 2018-07-06 06:03:43
\"не вы Меня избрали,а Я вас избрал\" - Бог Всеведец и всех нас знает и кто на что способен знает. Это в Писании просматривается и учеников верных Христу Сам выбрал и сделали они все верно, хоть и не просто все у них шло, потому что не Бог они, но в той мере, сколь Бог от них ожидал - выполнили. Мы бы и про Давида ничего не знали,а только обстоятельства вскрыли, что он с Богом мальчишкой догонял хищника и отнимал овцу! Бог всех видит с самого, получается , детства и ношу, которую дал нести Марии - знал, что вынесет и все верно сделает, хоть опять же и не просто ей это далось.Потому как плод в ней появившийся - это могло устрашить другую, за это тогда побивали камнями, но она знала Господа, что если Сам что поручит, так Сам и позаботится о безопасности.
Другое дело - праздник Введения в Храм.
Пусть это остается на совести тех, кто такое учредил. Но это ведь не главное для спасения -соблюдать все православные праздники. Иисус в Евангелии подробно объяснил, как спастись и Сам спасает в единении с Ним. Люди, уверовавшие -все-таки остаются людьми, они не Бог. Плохо,что много надежд на людей и их учредительные введения.А многие не хотят и проверить. Думаю, что есть тоже Мудрость Господа - Кому больше доверятся: людям или Ему? По тому и будет результат - или чистое в Нем хождение или с наворотами и придумками, нагруженные ненужным придут к НЕМУ В СТЫДЕ. НО ЭТО ТОЖЕ УРОКИ МУДРОГО НЕБЕСНОГО НАШЕГО ОТЦА.
 
pogrebnyak 2018-07-07 10:03:58
Спасибо, Татьяна за комментарий! Я полностью согласен с Вашим утверждением, что там, где дело касается спасения души и Царства небесного, бессмысленно возлагать надежды на людей, на их предания и на учреждённые ими праздники. Согласен и с тем, что Господь, предопределив того или иного человека для Своего служения, заранее знал, что он исполнит его.
Но считать, что чистым хождением пред Богом является отречение от всего, кроме Библии – с этим я не могу согласиться.
И после уверования во Христа мы остаёмся людьми в полном значении этого слова: со своими эмоциями, со своей земной любовью, с человеческими привязанностями и навыками, с человеческим любопытством, наконец. Поэтому нельзя замыкаться на одном только Священном Писании. Можно посвящать время и тому, что Вы называете человеческими выдумками, только нужно научиться правильно расставлять приоритеты в своей жизни и понимать, что есть что.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Духовные существа - Антон

Надменные пастыря у Божьего алтаря 4 часть - Сергей Варакин

Испытания. - Андрей Марченко

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
За розкладом життя не проживеш - Лариса Шпак

Поэзия :
Наконец-то - сергей рудой

Поэзия :
Почни із себе - Ольга Назарова

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100