Для ТЕБЯ - христианская газета

Уныние к смерти
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Уныние к смерти



«Вопросительный знак по вопрошании, удивительный по удивлении поставляется: доколе унывать?» - /М. В. Ломоносов/.
«И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится»- /Лук.21.25/.
Понятие уныния часто связано с греческим словом «атония» – бессилие, тоска, усталость. Усталость ведь бывает не только физическая, но и душевная. Ну а бывает и духовная усталость, когда у человека не хватает сил на духовный подвиг. Уныние - состояние беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил.
Нынешний век передовых технологий и научных открытий обеспечил человеку достаточно высокий уровень жизни. Однако истинной радости и удовлетворения – не принёс, и в этом причина разочарования, уныния и потери человеком смысла жизни. В наше время уныние поражает души многих людей, его последствия губительны.
Всем ли свойственно уныние? Да, всем: учёным, художникам, писателям, артистам, музыкантам, инженерам, знаменитым проповедникам, пророкам, апостолам современности. Когда проповедники унывают? Тогда, когда их проповеди не могут, достигать цели. К сожалению, многие из нас так подружились с унынием, что уже даже испытывают кайф. Это для некоторых почти, как наркотик. И можно понять, что такое «уныние»: это как наркотик. Такой сладковато-жидковато-дурновато-приятный запах. И преподобный Кассиан Римлянин, ученик святителя Иоанна Златоуста, так комментирует этот стих: «Как хорошо сказал псалмопевец! Не плотию, а душою воздремал от уныния». Действительно, уныние поражает душу и приводит ее в состояние, которое можно сравнить со сном. Это, конечно, не физический сон, но тот, же преподобный Иоанн Кассиан говорит, что через уныние в душу человека входят праздность, лень, неспособность трудиться; а мы можем продолжить и сказать: уныние дезориентирует человека, смещает акценты его жизни, погружает в тяжелое душевное состояние». «Уныние есть надежда на себя и неумение положиться на Бога, - говорит свящ. Георгия Кочеткова, - уныние – это когда человек видит, что грешит, и гордится этим. А что пастыря не гордятся унынием в церкви?».
Сейчас многие называют это состояние словом «выгорание» — пастырское призвание, энтузиазм как бы выгорают, все становится привычным и даже утомительным сидеть в собрании баптистов, харизматиков. Уныние захватывает человека...
«Среди вас есть добрые и честные, мудрые, многознающие на первый взгляд. А также легкомысленные пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы внутри себя, растлители, «взрослые дети», унылые проповедники. Унылые проповедники и служители, выдающие свою мрачность за благоговение, обкрадывают и себя, и паству, - говорят Стругацкие, - самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспаленными глазами уныния. И вы бы не знали, зачем вы?! В самом деле, зачем вы? Многие из вас дают знания, но зачем это знание лесу? Оно не имеет к лесу никакого отношения. Это как если бы будущего строителя солнечных городов старательно учили бы фортификации, и тогда, как бы он потом ни тщился построить стадион или санаторий, у него все выходил бы какой-нибудь угрюмый редут с флешами, эскарпами и контрэскарпами. То, что вы дали людям, которые пришли в лес, это не знание, это предрассудки...». «Есть лукавый, который ходит, согнувшись, в унынии, но внутри он полон коварства» - /Сир.19.23/.
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» - /Прит.17.22/.
Уныние - это состояние неверия. Я знаю, что когда вера терпит кризис, приходит уныние, приходит разочарование, приходит депрессия, приходит страх. И у тебя теряется интерес к жизни. «За то, что своей ложью вы приводили в уныние праведников, тогда как Я не посылал им печали, и за то, что вы поощряли злодеев не отворачиваться от злых путей и спасти тем самым себе жизнь» - /Иез.13.22/. Унылый дух - это брат духа смерти. Смерть начинается с уныния. Уныние готовит человека к смерти. Раньше умирают, как правило, унылые люди. Уныние готовит человека к моргу, «…то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх» - /Прем.17. 14/. И берегись, потому что унылый дух может высушить не только кости. Унылый дух может высушить мозги, может высушить отношения с Богом. «Сыны Израиля воззвали к Господу Богу своему, потому что они пришли в уныние, так как все враги их окружили их, и им нельзя было бежать от них» -/Юд.7.19/.
Нам просто необходимы люди, у которых есть веселое сердце. И радость перед Господом - это лекарство. Но ведь как много целей в пастырском служении, которые мы себе даже не обозначили, как много вершин, которые нужно взять!
Болезнь нашего века – это уныние, расслабленность души. Нил Синайский свидетельствовал: «Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных».
«Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, - говорит Л.Толстой, - но и заразительно». «Унынье - не лекарство, горький яд, - говорит У.Шекспир, - когда поправить дело невозможно...». «И вот что еще я вам скажу: нельзя предаваться унынию, - говорит Фэнни Флэгг, - от этого уж точно заболеешь».
Бывает и так, что человек унывает из-за того, что согрешил. Уныние от греха – это более опасная вещь, чем даже сам грех. Это можно сравнить со стрелой, у которой на острие яд. Стрела – это грех, а яд – уныние. И когда человек ранен грехом, для него важнее всего не падать духом, не дать яду уныния отравить все его существо. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в таких случаях говорил своим послушникам: «Исповедуй грех – и будь весел!».
Что еще может быть причиной уныния? То, что человек не до конца отрекся от мира. Он хранит в сердце какую-то привязанность, хочет чего-то мирского – деньги и потому его душа разделяется и тоскует. Но если он откровенно и с покаянием исповедуется в этом, то может очень быстро исцелиться от печали. Уныние порой возникает еще оттого, что человек устремляется к высоким добродетелям, которые для него пока недоступны. Самый распространенный пример: монах или баптист, харизматик прочитал о благодатных состояниях, вдохновился, встал на правило – а благодати, как ему кажется, нет. И вот он огорчается, молится уже без вдохновения, у него тьма помыслов. А на самом деле, ведь само то, что он встал на правило, произносит молитву – это уже действие благодати Божией. И если монах просто будет любить свое правило, исполнять его с усердием, то он будет продвигаться в духовной жизни.
Уныние делает монаха бессильным, да и баптиста, харизматика. Тогда как надежда на Бога помогает ему преодолевать все трудности. Даже если монах или сектант впал в нерадение – это не повод предаваться унынию. В любой момент они могут сказать себе, как блудный сын: «Встану и пойду к Отцу моему. Совершу свое правило, почитаю Евангелие». И их жизнь изменится, он вновь встанет на путь, ведущий к Богу.
Спортсмен, или христианин который потерял цель, перестал верить в то, что сможет добиться результата, впадает в уныние, тренировки для него становятся бессмысленной пыткой, и даже если заставить его, их продолжать, чемпионом он уже не станет, а значит, потеряет плод от всех своих трудов, которые вольно или невольно претерпел.
Можно предположить, что подобное происходит и с душой человека, впавшего в уныние, и это будет справедливо, так как уныние это есть следствие потери веры, маловерия. Но это лишь одна сторона дела. Другая сторона заключается в том, что уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других. А в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в уныние и озлобляется.
Как писал Святитель Феофан Затворник уныние – это скука за каким-либо делом. Оно может быть, как житейским, так и молитвенным или бытовым. Во время возникновения такого чувства хочется бросить все дела. Кстати борьба с унынием это и есть воспитание силы воли, которое очень часто помогает человеку стать успешным и достигать успеха в жизни.
У одного человека было в имении огромное поле, поросшее тернием. Он попросил сына, чтобы тот убрал поле для того, чтобы его можно было засеять. Сын с охотой решил помочь отцу, но когда пришел на поле и увидел в каком оно состоянии, то приуныл, прилег на землю и уснул. Уныние называют болезнью души. А, если это так, то получается, что все человечество духовно больно, потому что едва ли найдется кто-либо, кто не испытывал бы на себе уныния?
«Уныния происходит от чрезмерной занятости собой, - говорит архимандрит Лазарь (Абашидзе, ХХ век), - своими переживаниями, неудачами, и как результат - угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть...». Так и происходит в церквях, каждый занят собой. Посмотрите, разве на вас обратят внимания, когда вы пришли и сели слушать. Так они все в состоянии уныния и до вас им нет никакого дела. Когда евреи уже совсем потеряли надежду и впали в уныние, Бог Иегова над ними сжалился и повелел Моисею послать соглядатаев - разведчиков в землю Ханаанскую.
Акедия (от а - не, и kedon - старание, труд) беспечность, нерадивость, расслабление, упадок духа. Олдос Хаксли писал: «Это не грех и не болезнь ипохондрии, а состояние ума, посланное нам судьбой. История преподнесла нам столько разочарований, что впасть, в акедию мы имеем полное право». «Уныние (akedia) захватывает всю душу и приводит ее в состояние изнеможения. Человек не имеет мужества устоять против искушений. По наблюдению святого Иоанна Лествичника, уныние парализует духовную жизнь: «Уныние есть расслабление души, изнеможение ума». Название этому состоянию было дано еще в античности: греческое слово akedeia означало «безразличие» — человек жил, ни о чем, не беспокоясь, как еремиты в пустыне. Так стали называть меланхолическое состояние, попадая в которое человек не видит смысла в собственных занятиях. То, что раньше вызывало жгучий интерес, представляется тусклым и никчёмным. «Нет желаний, кроме одного - ничего не делать. Нет устремлений, кроме стремления в небытие», - писал Рольф Лагеборг.
Слово «acedia» (уныние) появляется в латинском тексте Ветхого Завета всего три раза. Тем не менее, Библия, кажется, прекрасно знает это настроение – есть страницы, описывающие ленивое и инертное поведение. В сути своей унывающий – это атеист: он удалил Бога из своего мира, оставив там только себя самого и разочарование в своей собственной ограниченности.
Слово «уныние» в итальянском языке происходит от греческого aked?a, что обозначает «не заботиться». Уныние, в сущности, это отказ от ответственности, отказ отвечать на тот зов жизни, который христианская традиция именует призванием. Уныние – это форма пренебрежения, безразличия, отсутствия заботы к самой жизни; ей свойственны разочарование, отчаяние, усталость, скука и депрессия перед лицом жизни. Унывающий живет в таком настроении, которое влияет на все и может полностью дезориентировать. Уныние может перерасти в патологию, то есть в депрессию.
«Человеческое сердце умеет бороться с туберкулезом, с дизентерией, с тифом, - говорит С.Голубов, писатель, - а с тоской и унынием оно бороться не может. Оно превращается в жертву своей тоски. И тоска и уныние окончательно овладевают им, больно сжимавшее сердце».
Тем не менее, было бы ошибкой просто поставить знак равенства между унынием и грустью или депрессией. Уныние может переживаться в приподнятом настроении, в состоянии активности, но, тем не менее, вызывать невероятный паралич духовной жизни. Унывающий кажется заблокированным, потому что он сосредоточен на самом себе и на своих проблемах, не может из них выбраться, не может посмотреть за пределы самого себя. Этот паралич – и причина и одновременно следствие его страданий. У феномена уныния – сложный, запутанный характер, в нем действуют разные силы. Страдающий от него чувствует растерянность, теряет логику: он ненавидит все, что есть, и страстно желает все, чего нет.
«Очень часто люди видят ближайшее средство от уныния во всевозможных развлечениях, которых мы видим множество в современном мире. Другим видом ухода от реальности уныния как собственной пустоты и никчемности является активизм, где под предлогом добродетели христианин с удовольствием берется за всевозможные добродетели, ища, в первую очередь, удовлетворения самого себя, что и вменяет себе в заповедь, он также скор на всякую помощь. Позиция такой активности весьма опасна, так как человек уходит от решения внутренней проблемы пустоты через внешнюю активность. Он думает, что у него все хорошо, и переубедить его в этом почти невозможно по причине его самодостаточности» - /иером. Габриэля Бунге/.
Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидеть радость. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают нашу помощь, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Точно никто и никогда не сказал людям о вреде уныния. Унылых людей называют обездоленными. Вдумайтесь в последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они сами лишили себя возможностей. Давно они начали свое разрушение. Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости. Темные помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость. Самость шептала – радость лишь в личной выгоде: для себя. Таким образом, самая плодоносная радость скрывалась за безобразными кучами уныния. Слепцы уныния – самые жалкие двуногие. Посмотрите на таких унылых христиан: баптистов, харизматиков – мир к ним жалость проявляет, несчастные больные слабые люди! Их лечить надо от уныния.
«Самые сильные души временами поддаются унынию, - говорит Т.Драйзер, - бывают минуты, когда и людям большого ума жизнь рисуется в самых мрачных красках». И продолжая, говорит Иоанн Златоуст: «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение»
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости»- /Прит.17.22/. Унылый дух, сокрушенный тяжестью страданий, особенно совесть, пораженная чувством вины и страхом перед гневом, сушит кости, растрачивает основные силы, истощает сердце и делает тело похожим на скелет живого ходячего трупа. Поэтому мы должны быть бдительны и молиться против печального унылого расположения духа, ибо оно введет нас в беду и искушение. Уныние - вот язва, которая быстро разъедает волю лучших работников этой отрасли службы, пастырей церквей благовестников Слова Божьего.
«- Не унывай, борись с судьбою, - твердил мне яркий солнца луч.
- Не унывай, Господь с тобою, - мне жаворонок пел из туч.
- Не унывай, вперед смелее, - мне повторял, смеясь, поток.
- Не унывай, будь веселее, - твердил восторженно цветок.
Встречаю я с благодареньем и солнца луч, и светлый май.
И говор струй и пташек пенье, твердивших мне: не унывай!».
«Побеждать уныние - это показать себя достойным своего состояния и своей судьбы, как Христианина» - /Саньяль-Дюбе/.
Отличным методом развеять скуку/ уныние является творчество в любом виде: пение, рисование, скульптура, вышивание крестиком, танцы у костра, пускание мыльных пузырей и т.п. Эти практики помогают прокачать свой канал с высшими аспектами, а значит, и обратить на себя их внимание, наполниться энергией вдохновения. Создавая что-то новое, даже самую малую безделушку, мы подсознательно испытываем радость Творения, а значит - выполнения основного жизненного предназначения.
Ну и самое главное во всем этом: нужно сказать себе, что уныние не есть нормальное состояние здорового сознания. И занять себя хотя бы размышлениями о вечном, подвести итоги, послушать музыку, поговорить с друзьями, помедитировать или сделать энергетическую практику.
«Теперь уже удовлетворенно. Столь хорошо знакомое игроку в гольф, говорит А.Кристи, - уныние сменилось на его живом лице столь же хорошо знакомым торжеством».
«Вы же братия, не унывайте, делая добро» - /2Фес.3.13/. Ведь при виде христиан, которые избирают легкие, безответственные пути и как будто преуспевают на них, легко впасть в уныние и поддаться искушению, последовать их примеру. «Делая добро, да не унываем; ибо в своё время пожнём, если не ослабеем» - /Гал.6.9/. Но относительно «духовного урожая», который им предстоит пожать, христиане могут впадать в уныние, ибо зачастую ждать этого приходится весьма долго. В свете такой реальности апостол увещает галат «не унывать», ибо время урожая непременно наступит. (Павел имел тут в виду и самого себя, поскольку и сам, несомненно, испытывал временами разочарование - в отношении тех же галат.) Жатва наступит в предусмотренное Богом время (в свое время), которое на эту жизнь может прийтись лишь частично, а полностью, если не ослабеем (по англ. – «не сдадимся»), мы пожнем урожай в жизни будущей, когда предстанем перед судейским престолом Христа.
«А теперь не унывайте!» Нет ничего хуже уныния. Когда человек призадумается, - говорит Гаон раби Моше а-Коэн, - то увидит, что у него и в самом деле нет причин унывать. «А теперь не унывайте, радость Божья - крепость ваша!» - /Нехемия 8.10/. Друзья, давайте радоваться. Павел писал: «Радуйтесь всегда в Господе! И еще говорю вам: радуйтесь»-/Фил.4.4/. Излучайте вокруг себя хорошую добрую атмосферу, которая уничтожает бациллы уныния, микробы страха, все эти вирусы неуверенности.

Источники: Библия.






Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 1020 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Все ли нужно слушать с интернета? - Николай Николаевич

Основные принцыпы моего патриотизма. - Корнелиу Мазур
Болейте за нас и молитесь.Бог слышит праведных.

Важность ответственности и дисциплины - Буравец Валерий

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Под Богом ходим - Леонид Олюнин

Поэзия :
Танцюй, душа, танцюй - Елена Качан

Поэзия :
Божа любов і людська - Лілія Мандзюк

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100