Для ТЕБЯ - христианская газета

Колокол – совести
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Колокол – совести



«Вновь в душе звенит колокол совести» - /Е.Полшведкина/. А можно ли колоколом пробудить совесть? Если выстрел спящего не пробудит.
Слово колокол, состоящее из двух слов кол (в начале и в конце слова «колокол» есть буквосочетание кол - острая палка). А посередине слова-отгадки - буква о – междометие. Которое, узнав, о единице (кол - это ведь и единица). Итак, кол-о-кол. Иногда даже происхождение слова
«колокол» связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал.
Колокол души – совесть человека. Когда мы хотим сделать зло, она бьет в набат. Когда хотим делать добро, переливается пасхальным перезвоном. Если же при сильном набате не исправляемся, а кричим ей: «Заткнись!», то она, как колокол, разбивается. Но сила и мощь этого звона зависит от всех нас, от колокола души (совести) каждого из нас.
«Поэтому, откуда услышите вы звук (кол) трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас» - /Неем.4.20/. Таким образом, очевидно, что «русское» понятие «колокол» является составным словом из двух терминов иврита и означает сигнал на молитву – два удара кол о кол (звука) колокола. «Колокол. Получил название оттого, что в прежние времена, когда не было еще их медных, употреблялась медная жердь, иначе называемая кол, по которому другим подобным же колом ударяли. От сего ударения кол о кол утвердилось имя колокол». Есть в греческом языке слово «калкун», в некоторой степени созвучное слову «колокол», оно означает «било». В том же греческом языке глагол «kaleo», переводится как «звать». Крик в древнеиндийском языке – «kalakalas», а в латинском – «kalare». Все они в той или иной степени созвучны и объясняют дохристианское предназначение колокола – созывать людей.
И сегодня мало кто вспоминает, что само слово «колокол» имеет древнее, языческое и весьма любопытное происхождение. Мировая ось. По одной из версий, общеславянское слово «колокол» состоит из двух корней. «Коло» означает круг, окружающее пространство Вселенную. Отсюда, кстати, «около», «околица», «околоток». Кол – ось, центр. В понимании древних славян «коло» - напротив – символом мужского начала. Из их взаимодействия образуется мировая ось, коловорот, а также колокол. Колокол схож с «глаголом», «глагол» - тоже повторно корневое слово, общего корня с «голос» и, похоже, связано с латино - греческим calo (сallo) - зову, в славянском только произошло озвончение гласной «к».
«Звать» и «звонить» - родственные слова. Поэтому аналогично «колокол» означает предмет, которым и зовут, и звонят. В русском языке «колокол» взаимосвязан также и с обозначением круга - коло, колесо и т.п., и с глаголом «колотить», «колошматить» - то есть совершать повторные действия, а повторные действия - это действия как бы повторяющиеся по кругу.
«Никогда не посылай узнать, не спрашивай, - говорит Джон Донн - поэт, - по ком звонит колокол, он всегда звонит по тебе. Он взывает к совести и ответственности». Звенят, звенят, звенят колокола, не слышишь ты, но это для тебя. «По ком звонит колокол» - о высоте духа и предательстве, о том, как противоестественны война и убийство и какой скорбью отдается в душе смерть любого человека. «Кто бьёт в набат, говорит М.Сервантес, - сам находиться в безопасности» - что значит бить в набат? Термин «набат» был заимствован из арабского языка «naubät», и переводится, как «барабан». Под этим, словом подразумевался колокол огромного размера или медный барабан. Может, это и был звон тех самых колоколов? Колоколов любви, которые есть в груди у каждого из нас. Звон, который мы не всегда слышим.
«Если я… любви не имею, то я стал звенящей медью или бряцающим кимвалом», - сказал апостол Павел /1Кор.13.1/. Бьёт колокол холодный, равнодушный, он словно нарастает на бегу. Бряцающий кимвал издает резкий, пронзительный звук. А что можно сказать о звенящей меди? В других переводах это выражение передано как «оглушающий гонг» или «гремящий гонг». Какой великолепный пример! Тот, кто не проявляет любви, напоминает музыкальный инструмент, издающий громкий, неприятный звук, скорее отталкивающий, чем привлекающий. Неужели такой человек может развить с кем-либо теплые, близкие отношения?
«Там где нет любви - толпа, а не компания, не лица, а галерея картин и не беседа, - говорит Фрэнсис Бэкон, - а кимвал звучащий». Медь звенящая и кимвал бряцающий (значение фразеологизма) - напыщенные, внешне торжественные, но пустые и бессодержательные слова и выражения» - /Толковый словарь Д. Н. Ушакова/
«Из записок судебного деятеля» М.Жюжан о речах председателей судов: «Последний умел облекать содержательность своего напутствия в блестящую форму и обострять внимание и самодеятельность присяжных. Но многие другие напутствия, слышанные мною, были очень и очень слабы, представляя «медь звенящую и кимвал бряцающий», и, по правде говоря, только отнимали понапрасну время у всех присутствующих».
В.Белинский: «Эта речь нисколько не выражала русского духа, а только, подобно меди звенящей и кимвалу бряцающему, поражала один слух». Жуковский. К Вяземскому: «Хвала друзей - поэту вдохновенье, хвала невежд - бряцающий кимвал!».
«Вы когда-нибудь видели, как изготавливают колокол, какой-нибудь особый колокол для церковных колоколов или чего-то, который должен издавать определённый звук? Видите, если вы звоните в колокола, для каждого колокола требуется определённый диапазон звука. И туда необходимо добавлять определённые материалы, столько- то меди, столько- то стали и столько, то других материалов входят в сплав этого колокола. Если это просто.
«Слушай, а ты не собираешься делать работу о колокольном звоне? Работу – слишком громко сказано. Но давно хочется написать тему колокол для людей, - говорит Юрий Нигибин, - умирает дивное старинное искусство души! Ты вот об иконах печёшься, а для меня большое горе, что замолк исконный голос совести Руси. Всполошный звон, Акимомский для торжественных шествий, даже простой будничный звон, если только у звонаря есть что-то в груди, какая же красота! В разную погоду, в разное время года, даже в разное время суток колокола звучат по-разному, и настоящие мастера колокольного звона это знают. Русь немыслима без колоколов. Считается, что колокольный звон кому-то мешает. Радио, телевизор орущее в квартирах, не мешает, авиация не мешает, стрельба на манёврах не мешает, да и вообще весь чудовищный шум города благотворно действует на нервную систему, а вот колокола губительны для современного человека. И ведь до чего же верно: «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он!». Религия тут ни причём. Для всех колокольный звон начисто оторван от религиозной основы».
В античном мире одной из важнейших функций колокольчиков и бубенцов становится сигнальная. В Древнем Риме их звук оповещал об открытии рынков и бань, о других событиях городской жизни - от поливки улиц до казней. В домах богатых римских граждан он будил рабов, призывал прислугу, сообщал о наступлении обеденного времени; звонками был размерен весь день солдат в римских лагерях. Возницы, подъезжая к перекресткам узких улочек, звоном колокольчика предупреждали столкновения, городские стражи подавали друг другу сигнал тревоги. Колокольчики были и у домашнего скота - чтобы не потерялся на выпасе.
Колокольчик на шее собаки, овцы, лошади имел и другой смысл - магический, охранительный. Эта функция всегда была важнейшей для колокольчиков и бубенцов. Древнегреческие солдаты отделывали ими свои щиты. Древнеегипетские жрецы привязывали к щиколоткам. Иудейские первосвященники украшали ими подолы своих одежд «И сделай верхнюю ризу... по подолу ее сделай яблоки из нитей... и позвонки золотые между ними кругом... Она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть» - /Исх. 28.31-35). Древние римляне звонили в колокольчики при жертвоприношениях и клали их в гробы покойникам, при этом детям их привязывали к запястьям.
По приказу императора Августа небольшой колокол был повешен перед римским храмом Кибелы (эта богиня, малоазиатская по происхождению, была отождествлена греками с Реей, матерью Зевса, а позже в Риме признана «матерью всех богов»). Колокол такой же величины находился в Риме и перед храмом Прозерпины, богини загробного мира. Утверждаясь в культовой практике, колокольчики и бубенцы приобретали в то же время все новые светские функции: ими украшались триумфальные колесницы и богатые одежды, они звучали на пирах и попойках, танцовщицы укрепляли их на запястьях и лодыжках. Весть, призыв, торжество, веселье, красота, богатство, власть и прежде всего святыня — так на исходе античности складывался семантический ряд объемлемый понятием «колокол».
Ко времени возникновения христианства колокольчики, и бубенцы употреблялись практически во всех религиях. Христиане осуждали все эти верования как языческие, а вместе с ними отвергали колокольчики и бубенцы. Этим объясняется негативный тон, в котором они упоминаются в Новом завете: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий»- /1Кор.13.1/. Иоанн Златоуст сетует, что младенцам при крещении часто привязывается к руке колокольчик в качестве амулета. Впрочем, здесь осуждается не столько сам колокольчик, сколько его языческое употребление. Сам же по себе он не мог исключаться из внимания, поскольку присутствует в Ветхом завете, принимаемом христианством вместе со всей описанной там атрибутикой. Имело смысл включить его и в новозаветную символику. Уже у раннехристианских писателей II века нашей эры колокольчик выступает как символ проповеди евангелия апостолами. Несколько позже он становится привычным на изображениях.
В своей повседневной жизни ранние христиане также не могли пренебречь колокольчиками, сигнальное назначение которых прочно укоренилось в быту. В жизнеописании св. Бенедикта (480-543) отмечается, что в первое время его отшельничества монах, живший по соседству и приносивший ему еду, извещал о своем приходе звоном колокольчика. Церковный историк XVI века Бароний упоминает о вестниках, которые впервые годы христианства собирали паству звоном бубенчика, бегая от дома к дому.
В раннехристианских монастырях, расположенных в Египте, возник обычай созывать звоном монахов на богослужение. Впрочем, здесь с колокольчиками конкурировали другие инструменты. В палестинских, сирийских, греческих монастырях с тех времен до сих пор применяются особые доски - била, в которые ударяют колотушкой - клепалом. Известно также, что для тех же целей в монастырях употреблялись и трубы - о них пишет, например, Иоанн Лествичник.
Блаженный Иероним, переводя с греческого языка на латинский правила монастырской жизни, составленные Пахомием, употребил выражение signum dare (давать знак). По всей вероятности, Пахомий подразумевал под «знаком» било. В западноевропейском церковном обиходе слово signum, а чаще выражение signum ecclesiae (знак церкви) в последующие времена стало обозначать колокол. Употреблялось оно вплоть до XI века. Вскоре башенные часовые колокола дали начало новому музыкальному инструменту. Чтобы от слуха не ускользали их первые удары, стали предварять этот сигнал перезвоном колоколов поменьше. Чтобы заставить их звучать, создали специальное устройство, сопряженное с механизмом часов и приводимое им в движение в нужные моменты. Состоит оно из игрального барабана, из которого выступают шипы-колки, рычагов, упертых одним концом в бок игрального барабана, и тросов, идущих от другого конца рычагов к колоколам.
Что такое Колокол? Значение и толкование слова kolokol, определение термина. Колокол - символизирует посвящение, движение элементов, колдовство против сил разрушения. Покачивания колокольчика знаменуют собой крайности добра и зла, смерти и бессмертия, а его форма олицетворяет небесный свод. Маленькие колокольчики, звенящие на морском ветру, символизируют нежные звуки рая. Звон колокольчика может означать либо вызов, либо предостережение. Для буддиста звон колокольчика - это чистый звук учения совершенной мудрости. В тантрическом буддизме колокольчик олицетворяет женский принцип, а дорже - мужской. У китайцев он означает уважение, обожание, подчинение верных слуг, заслуженных воинов; отводит злой глаз и хранит от злого духа. Ритуальный колокольчик символизирует гармонию между человеком и Небом. В христианстве святой колокол возвещает о присутствие Христа на богослужении. Церковные колокола призывают и ободряют верующих, обращают в бегство злых духов и успокаивают бури. Полость и язык колокола - это уста и язык проповедника. В греко-римской традиции колокольчики привешивались к фигуркам Приапа и использовались в вакхических ритуалах, ассоциируясь с фаллосами. У евреев колокольчики с гранатами есть квинтэссенция, поскольку гранаты - это четыре элемента на ефоде. Предполагалось также, что они символизируют гром и молнию. Кроме того, колокольчики означают девственность, поэтому их носили до свадьбы /Ис. 3.16/. У индусов колокол означает знатность и достоинство. Бык Нандин всегда изображается с колокольчиком, висящим на шее, на цепочке. В качестве йони колокольчик означает девственность. У тевтонов колокольчик в виде орлиного клюва означал знатность.
Колокольный звон Хатыни. Набат незатухающей памяти. Звонят колокола, будто говорят: «Люди, склоните головы перед памятью тех, кто не покорился, кто, как мы, любил жизнь. Люди, будьте бдительны». Печальный, тревожный, призывный звон... Звучит он над притихшими лесами и перелесками, уносится в бескрайнюю синь неба.
Пачкой называют пышную многослойную балетную юбку. Это некий театрализованный вариант модного бального платья из легкой развевающейся полупрозрачной ткани, которая струится мягкими складками. Пачка возникла из женских костюмов ниже колен, ампирных юбок, называемых «колоколом». А «колокол», в свою очередь, является укороченным вариантом романтического тюника - длинной юбки до пят.
«Колокольный звон - это не игра на гитаре, а школа звонарей - не музыкальный колледж: сюда не идут учиться «для себя», чтобы пополнить свой багаж знаний. Сюда идут для того, чтобы потом своим умением приносить пользу людям и Церкви» - /Алексей Талашкин/
"... И для того, чтобы достучаться до сердец - мало звонить в колокол, как это делали наши предки: звонили в колокол и все вставали и приходили в храм. Отсюда и возникло слово «приход» - место, куда приходят люди. Священнику только нужно было позвать ударами колокола и люди сами шли. Сейчас можно в колокола бить и из пушек стрелять и люди не придут! И задача церкви заключается в том, чтобы идти навстречу людям. Идти с умным и добрым словом. Идти с открытым сердцем...» - /патриарх Кирилл/.
Пусть звон этих колоколов будет нашей совестью и заставляет нас задумываться над тем, как мы живём. Станет символом веры в добро и справедливость. Оградит нас от бед, невзгод и как заблудившегося путника на¬правит по верному пути.
Но иногда колокольный звон людей раздражает. Это о чем говорит? Голос церкви звучит в нашем обществе безбожном - внешне с Богом внутри без Бога, и является пробуждением, обращением к человеческой совести, которую современные человек старается как можно глубже погрузить в сон, не слушать ее голос. А колокол как раз будит этот голос совести и напоминает человеку о Боге, побуждает его задуматься о вечности.

Источники: Библия.






Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 153 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Можно ли христианину участвовать в Евромайдане? - Сергей Пушкар

Антихрист к работе готов - Людмила Токарь

Про апостола Павла №30 - Владимир Кодебский

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Проповеди :
Крест и слава - Leonidas Puskovas

Поэзия :
Итоги - Дудка Надежда
Прит.14:8 Мудрость разумного - знание пути своего...

Поэзия :
Зорі небесні - Игорь Сычев. МОЕЙ СЕСТРЕ ИРИНЕ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ И ЛЮБОВЬЮ

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100