Для ТЕБЯ - христианская газета

Два инстинкта
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Два инстинкта


Есть два универсальных инстинкта, которые управляют Божьим творением, в частности животным миром и человеческим обществом:

1. Инстинкт потребления
2. Инстинкт самосохранения

Иногда преобладает какой-то один из инстинктов, например, инстинкт потребления, определяя модель поведения. Кошечки, собачки, мышки, движимые желанием покушать, могут совершать порой немыслимые вещи. Также и человек в стремлении нажиться, разбогатеть, способен на многое.
Если такая модель поведения доходит до крайности – это приводит к проблемам. В дикой природе животное, слишком увлекшееся едой, может не заметить приближения хищников. Домашние животные (кошечки, собачки) могут слишком располнеть, что вредно для их здоровья. Характерный пример из мира кинематографа – белка Скрат из мультика «Ледниковый период». Основная модель ее поведения в сюжете – потребительство, которое постоянно приводит к проблемам.

Так же и в жизни человека. Потребительство формирует плохие черты характера – сребролюбие, жадность, эгоизм, невнимательность к другим, зацикленность на своих потребительских желаниях. Это приводит к проблемам как в жизни самого человека, так и в жизни тех, кто его окружает. Растет финансовое расслоение, падает мораль в обществе. Наступает экономический спад, так как все меньше людей желают работать и хотят лишь легких денег, в том числе обманным путем. Ухудшается социальная сфера.
Если в обществе господствуют потребительские настроения, развивается соответствующая идеология – либерализм (идеология потребления), которая наиболее полно удовлетворяет подобное отношение к жизни. Ключевое отличие идеологии потребления от всех других идеологий – в отношении к идее самопожертвования. Идея самопожертвования в том или ином виде присутствует во многих идеологиях — коммунизме, фашизме, исламе, христианстве. Все эти идеологии призывают людей к той или иной жертве – ради коммунизма, великой нации, всемирного халифата, освобождения гроба Господня и т.д. Но либерализм напрочь отвергает идею какой-либо жертвенности, делая наивысшей ценностью потребление.

Ключевое и необходимое условие для развития либерализма – это свобода в обществе. Ключевое условие для развития других, противоположных либерализму идеологий – ограничение общественных свобод.
Потребительская модель поведения, доведенная до крайности, причиняет немало проблем. Животные теряют бдительность и попадают в лапы хищников. Люди из-за потребительского мировоззрения попадают в зависимости, совершают преступления, разрушают себя и общество. Поэтому, чтобы уберечь Свое творение от саморазрушения и быстрого уничтожения, Господь дал также инстинкт самосохранения. Этот инстинкт прямо противоположен инстинкту потребления. Как день и ночь, плюс и минус.
Животное, движимое инстинктом самосохранения, не старается выползать на открытую площадку, даже если сильно хочет есть. Это позволяет сохранить жизнь и выиграть конкурентную борьбу. Но только если осторожность не чрезмерна. Слишком боязливое животное также оказывается в проигрышном положении — оно может погибнуть, к примеру, от голода или холода.

Такие же процессы сочетания двух базовых инстинктов происходят и в человеческом обществе. Движимые инстинктом самосохранения, люди в один момент могут кардинально изменить свою модель поведения. Те, кто располнел, вдруг садятся на диету, начинают ходить в спортзал, ограничивая свои потребительские желания, жертвуя временем и развлечениями. У кого были проблемы с алкоголем, уничтожают свои запасы спиртного и ограничивают общение с прежними товарищами.
В масштабах общества люди постепенно отказываются от потребительских идей и начинают отдавать предпочтение тем идеологиям, которые имеют идеи ограничения удовольствий, наведение порядка, усиление разного рода запретов и ограничение общественных свобод. В прошлом веке в Германии и России общество отдавало предпочтение фашизму и коммунизму. В исламских странах – исламскому фундаментализму. В средневековые времена жесткими и насильственными методами в обществах внедрялись христианские принципы и ценности.

Доведенный до крайности инстинкт самосохранения также приводит к проблемам. Некоторые причиняют себе вред чрезмерным аскетизмом, из-за чего становятся злыми и раздражительными. Слишком требовательными к себе и другим. В особо крайних случаях – безжалостными и жестокими. В обществах избыточное стремление все запрещать и искоренять приводит к репрессиям, гонениям и войнам. Люди живут в постоянном страхе, что порождает крайне неприятный тип общественного устройства – со стукачеством, доносительством, одобрением репрессий и т.д. Данный тип общества достигал своего максимального развития в СССР и Германии 30-40-х годов прошлого века.

Библейские примеры инстинктов потребления

Инстинкт потребления преобладал в обществе Содома и Гоморры:

«Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом.
И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их.»
(Книга Бытие 19:4,5)

Этот инстинкт всегда усиливается при увеличении благосостояния, так как деньги дают больше потребительских возможностей. Поэтому в древние времена наибольшими «потребленцами» были цари и знать. Подобный пример царских излишеств есть в книге Даниила:

«Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.
Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.
Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его.
Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.»
(Даниил 5:1-4)

Об инстинкте самосохранения в Писании можно прочитать при описании историй связанных с кораблекрушениями. Например, этим инстинктом руководствовались пассажиры и команда корабля, на котором плыл пророк Иона (Ион 1:5). Также похожая история приключилась с кораблем, на котором плыл апостол Павел:

«Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.»
«Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.»
(Деяния св. Апостолов 27:20, 33)

В потреблении есть здравый смысл – восполнение необходимых потребностей. Но если этот процесс превышает необходимую меру, потребление наносит уже ущерб вместо пользы:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти…»
(Послание к Галатам 5:13)
«но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.»
(Послание к Римлянам 13:14)

Также и в идее самосохранения есть здравый смысл – страх Божий, когда человек боится делать грех:

«Начало мудрости — страх Господень…»
(Притчи 1:7)

Но когда инстинкт самосохранения доводится до крайности – это также приводит к негативным последствиям. Например, многие правители, руководствуясь доведенным до крайности инстинктом самосохранения, впадают в настоящую паранойю, уничтожая многих людей, которые по их мнению, угрожают их власти. Так поступал Сталин, подвергая страну жестоким репрессиям и чисткам, из-за чего погибли миллионы людей. Так действовал царь Ирод, убивая даже своих родственников, которых подозревал в посягательстве на трон. Крайностью этого инстинкта объясняется и его желание истребить младенцев в Вифлееме, чтобы убить Христа (Матф 2:16).
Итак, наилучшая модель поведения – это гармоничное сочетание инстинктов потребления и самосохранения. Это дает оптимальный эффект в человеческом обществе, а также в жизни каждого конкретного человека. Именно такие периоды баланса и гармонии способствуют как личностному развитию, так и развитию общественного устройства. Как свидетельствует исторический опыт, именно в подобных гармоничных обществах создаются наилучшие условия для миссии церкви. Нет серьезных гонений и запретов на проповедь Евангелия. И нет невосприимчивости общества к Слову Божьему из-за чрезмерного развития потребительских настроений.

Об авторе все произведения автора >>>

Сергей Пушкар, Черкассы, Украина

e-mail автора: pppsnu@gmail.com
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 96 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Смерть это всего лишь этап - Алла Войцеховская

Двери открыты для всех - Шулбаева Ася

Когда рушился мир - Васильева Валентина Яковлевна

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Звезде души моей - Анна Лукс

Для детей :
На Пасху (детские стихи) - Наталия Лупан

Теология :
О радости - Наталья Богданова

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100