Для ТЕБЯ - христианская газета

Интеллигенция в протестантской церкви
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Интеллигенция в протестантской церкви


…И ничего нельзя сделать!!! Потому что время пришло, возраст системы вышел…
М. Веллер. Кассандра.
_____________________________


Слухи, домыслы, – скандальное заявление не осталась незамеченным – активная дискуссия набирает обороты. Церковная публика радостно потирает руки в предвкушении увлекательного занятия – переливания из пустого в порожнее.
Что же чудное такое произошло? Почему так много шума вокруг поступка одного человека, не сильно заметного в церковной жизни и не замеченного ранее в особо выдающихся делах?
Мой друг, пастор одной из протестантских церквей рассказывал: когда член его церкви заявил о том, что он уходит в другую – все возмущались и реагировали бурно. Способный, талантливый, думающий человек решил оставить его церковь и присоединиться к другой, и что особенно всех раздражало – уходил он не в протестантскую общину. Но разве это не личное дело каждого – верить в то, во что считает он нужным и быть членом церкви, которая нравиться ему? Разве это первый случай, когда человек меняет членство в церкви?
Скандальность ситуации усилилась несколькими причинами:
Во-первых, он счел нужным выступить в церкви с публичным заявлением по поводу своего выбора.
Во-вторых, свой выбор он обосновывал, оценив отношение к интеллигенции в церкви, членом которой он был долгое время.
В-третьих, речь идет о переходе не из одной протестантской церкви в другую: протестантам свойственно на католиков и православных смотреть чуть свысока, и решение человека присоединится к этим конфессиям вызывает естественный протест и удивление.
Важно детально рассмотреть эти причины, и мы начнем с последней.

1

Когда случается такое событие, в СМИ, Интернете иногда появляются интересные заявления на форумах, в статьях. Когда в православие переходят протестанты, когда православные священники становятся католиками, - подобные случаи становятся широко известными. Потому что в таких случаях всегда кому-то хочется сказать публике: если они вышли от вас и к нам пришли, то мы лучше вас.
Публичные распри между церковными людьми – не редкость. Помнится, пару лет назад, летом 2004 г. малоизвестный Российский лютеранский центр по мониторингу СМИ и общественного мнения объявил, что истинные протестанты в России - это только лютеране и реформаты. А значит термин «протестант» можно применять лишь к этим деноминациям. Обозначение прочих деноминаций должно быть словами «неопротестант» или прямо по названию: баптист, адвентист, пятидесятник …
Доктор филологических наук И.В. Подберезский несколько иронично заметил тогда: «Записав всех прочих протестантов в маргиналы, и предписав именовать их неопротестантами, Центр поведал также: "Одной из теологических идей большинства российских "неопротестантов" является уверенность в постоянно меняющейся и эволюционизирующей теологии, которая есть ни что (так в тексте - И.П.) иное, как теологически интерпретированная модернистская идея механистического, эволюционного развития самого человечества, теологически оформленный дарвинизм, или материализм в теологическом контексте". К сведению Центра: задача теологии - как раз и состоит в том, чтобы развивать и углублять знание о Боге, поэтому она всегда и везде эволюционирует (и ничего не эволюционизирует, это переходный глагол), что нельзя путать с концепцией догматического развития, отношение к которой действительно неоднозначное». (И.В. Подберезский. «Они вышли от нас, но не были наши...»).
«Истинные» протестанты-лютеране пытались доказать, что только они могут называться протестантами, а остальные – неопротестанты. Думаю, следует весьма внимательно отнестись к этим притязаниям, точно так же как и к заявлению лютеран о готовности больше не заниматься в России прозелитизмом. Здесь мы могли наблюдать замечательное, знаковое событие в религиозной жизни постсоветского пространства. С одной стороны – желание если не понравиться, то хотя бы не слишком сильно раздражать РПЦ МП своей деятельностью. Таким образом, лютеране признают существование некой «канонической территории» РПЦ, на которой и благовестие недопустимо, если ты не православный... С другой стороны – упрямые притязания на эксклюзивное обладание правом называться протестантом. А чего ради, спрашивается? К чему все это?
Возведение стены между собой и другими протестантскими церквями служит, возможно, достижению простой цели: свести на нет все попытки баптистов, адвентистов, пятидесятников позиционировать себя как укорененных в российской культуре носителей традиций российского протестантизма. И эти потуги, как я искренне надеюсь, пока только отдельных представителей лютеранской церкви, о многом говорят, – прежде всего, об этих людях, но и не только о них.
Внимание. Мы здесь имеем дело с уникальным феноменом: попыткой заменить один миф другим.
Когда сильные желания приходят, то разум угодливо обслужит и аргументирует их. И ума много не надо, ум ни при чем, дело не в том кто кого умнее, все дело в инаковости. Важно показать, что мы – не как они. Мы – другие! И потому мы, а не они! Мы – протестантнее всех протестантов! Даже если их в разы больше и по жизни они заметнее…
А что на самом деле? Что происходит, когда лютеранин, адвентист, пятидесятник или баптист начинает доказывать, что он – самый-самый протестант?
Ум обреченных. «За некоторой гранью расхождения мифа с действительностью придерживаться мифа равносильно самоуничтожению» {1}.
Инаковость? Нет. Здесь только тождественность, серость.
Нужно взглянуть в глаза реальности: никогда протестанты не влияли на культуру российскую достаточно серьезно и значительно. И такие вот протестанты, неважно – «нео» они или нет, – а особенно в таком состояние как сейчас, никогда не будут влиять на ход вещей сколько ни будь заметно в этой культуре.
После того, как на Западе все завоевания Реформации были лютеранами и не только забыты в угоду мирному сосуществованию с папством, тот же процесс продолжается и в России. Интересно, что сказал бы Лютер, услышав как его последователи любыми путями стремятся понравиться и доказать свою лояльность историческим церквям…?
Хочешь – называй меня неопротестантом. Ты даже можешь убедить себя в том, что меня вообще нет. А я есть. Баптист, пятидесятник, адвентист седьмого дня, в третьем (первом, четвертом, пятом, шестом) поколении, разделяющий со своим народом его великую и трагическую судьбу и всегда готовый рассказать о том, как «не воинством и не силою», но Духом Божьим творились через меня маленькие и большие дела. Без оглядки на виртуальные «канонические» границы, которые кто-то придумал для себя. Но я не лучше и не хуже тебя. И этой обреченности во мне тоже предостаточно-с…

2

В истории уходящего из церкви брата есть одна особенность. Он причисляет себя к русской интеллигенции и ратует за ее положение в протестантских церквях.
Кто такой интеллигент? Определений может быть много, одно из них: интеллигент – это человек в живущий в постоянном поиске духовного пристанища. Его «внутренний человек» – вечный БОМЖ.
Тот, кто уходит из церкви, чтобы найти другую, где интеллигенции лучше живется, не пытается говорить от имени интеллигенции. Он говорит как интеллигент и, что важнее, к интеллигенции.
Этот духовный поиск, присущий всякому интеллигенту, потребовал поступка (события), а его-то в рамках своей церкви человек и не нашел. Выйти из системы, удалиться с поля, где больше нет игры потенциального, нет Соблазна (в бодрияровском смысле), - это поступок. И событие, способное вызвать определенный резонанс в церковном мире.
Но этот брат не был единственным интеллигентом в церкви. Почему у других интеллигентов не случается такого, что их держит в этой церкви?
Когда интеллигент начинает рассматривать свою интеллигентность как некую силу, а себя самого – ее носителем, случается то, что наблюдаем мы: жажда перемены захватывает человека.
Эрик Хоффер: «Недовольство само по себе не обязательно ведет к желанию перемен. Чтобы неудовлетворенность превратилась в отрицание, должны существовать и другие факторы. Один из них – ощущение собственной силы». И брат ее продемонстрировал. И будут другие. А нам остается удивляться: «уходят лучшие»?
Иногда выступления интеллигенции воспринимают как противление засилью деспотии системы. Важно понимать: УХОДЯЩИЙ ВЫСТУПАЕТ НЕ ПРОТИВ СИЛЫ, НО ПРОТИВ СЛАБОСТИ СИСТЕМЫ, которая проявляется, в том числе, в слабой работе над повышением культуры религиозной жизни.
Поиск – это напряжение. Иногда невыносимое, порой покоя сердце требует.
Где тонко там и рвется.
Второй фактор по Хофферу: «Сильный может быть рабом, как и слабый. Думается, что вера в будущее куда важнее, чем обладание инструментами власти. … Человек с надеждой может получить силу из самых невероятных источников, например: из лозунга, из слова, из пуговицы».
Утрата надежды. Самое страшное, что может произойти с человеком.
Мы все «спасены в надежде» и «надежда не постыжает» {2}. Надежда приходит от «опытности» и помогает человеку приближаться к Богу – повседневные духовные практики укрепляют его в духовном подвижничестве, наполняют его жизнь реальными опытами сопричастности Богу, а значит, дают смысл вере {3}. Надежда – это гимнастика души {4}.
Надеждою верующий человек обогащается через силу Духа Святого. Потерявший надежду несчастен, потому что он отрекся от силы Духа, и напротив – «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» {5}.

3

Что происходит, когда человек заявляет в церкви: я разочаровался в вас, люди, в вашем обществе, в вашей церкви?
В Святом Писании читаем: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь» {6}.
Итак, результат очевиден:
- Сердце человека удаляется от Господа
- Человек теряет способность замечать «доброе» - дела Божьи
- Человек духовно опустошается.
Надежда – компас души: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека). В церкви всегда были и есть люди, руководители они или нет – неважно, становящиеся соблазном для других: ржавый кусок металла, на который среагировал компас души многих, выбрано неверное направление, а в конце пути – пропасть разделения с Богом, отчуждение, духовная слепота, бессодержательность и духовный вакуум.
Интеллигенты не берегут настоящего, живут будущим, надеждами, мечтами, перспективами. И здесь их подстерегает опасность. Понятно – надоело, устал, невмоготу больше терпеть, но… Зачем уходить, хлопнув дверью?
Иллюзия воздействия на проблему. Бегство. Жаль, реальность изнутри все равно догонит…

================================

{1} М. Веллер. Кассандра
{2} Рим. 8:24; 5:4-5
{3} Рим. 5:4-5; Евр 7:19
{4} «У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия» (В.Г. Белинский).
{5} Плач Иеремии 3:18
{6} Иер. 17:7

Об авторе все произведения автора >>>

Руслан Гунько, Амарилис

 
Прочитано 5572 раза. Голосов 19. Средняя оценка: 1.42
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Прочитал 2006-09-13 18:58:14
А чежа фамилию того интеллигента скрыли? Мне кажется, нет смысла скрывать, что это - Солодовников.
Правда дебаты по поводу его ухода уже утихли, непонятно почему вы вдруг спустя столько времени заговорили об этом. Типа, годовщина ухода интеллигента чтоли? Или это в свете недавнего презентирования его книги?

 Комментарий автора:
Не, писал по другому человеку, но Солодовникова случай держал в памяти. Хотелось написать не о ком-то непосредственно, больше вопрос интеллигенции в протестантских церквях в целом и общем смысле интересен. А книгу Солодовникова не читал пока. В Сети нет ее?

Лапоть 2006-09-18 13:02:36
Как вы думаете в чём ваша гнусность "интелегента" В том что вы людей делите как скот.
протестантизм считает необходимостью в благовестии и возможности спасения через И.Х.
и для этого "мучиется родами и воспитанием духовных младенцев" Вы же не рожать не хотите да у Блудницы этого и не получится" а только перетаскиванием избранных. Но в чём же смысл вашей адаптации? Что бы ввести их в спиритизм Елены Увайт, вы считаете себя христианами? Для вас Дух Святой по Писанию это Личность? Если нет как может быть Господь славы Иисус Христос быть вашей Главой? Никак. Вы порочите также и Его Невесту.
Или это вы невеста? А подрости не хотите сатанинское отродье этдак на 2000 лет, когда Бог сказал "...на сём камне я создам церковь и врата ада не одолеют её"
 Комментарий автора:
Да-а... Лапоть.ru

Лапоть 2006-09-19 15:30:43
Руслан, ну что? Больше нечего сказать да. Значит ты не так далёко погряз в спиритизме АСД, а я вот лично люблю вас и ненавижу ваши нескончаемые дебаты в отношении всех религий, или я не прав? Честно говорю, что готов не только молится что бы вы прекратили нагнетание безполезных постулатов в своей правоте, а как ты и пишешь в этой статье о добре Бога, ведь это не о нашем не так ли? Ему приятно что такие люди как ты замечают это совершеное добро сходящее свыше, но Ему и не приятно когда это делают для рекламы и приманки. Но если твоё сердце намерено продолжать о Его добре и дальше до самого финиша! Сколько людей смогут увидеть искренность чистоты твоего преданного сердца. Нет смотри сам. Не молчи. Пиши очередную статью у тебя хорошо получается. Лапоть. только не Ру а США. Хотя скоро буду на небе, так что лучше ЛапотьЦНго
 
Прочитал 2006-09-22 07:43:01
Лапоть, при чем тут "Дух Святой - личность-не личность"? Субботники, чай, это не Свидетели Иеговы. Или это вы - иеговист?
Вас и вообще понять трудно, так вы еще и знаками препинания редко пользуетесь, отчего понять еще труднее.
И причем тут вопросы деноминации вообще, теология. Статья про интеллигецию, говорите по теме. Зачем флудить?

 
Прочитал 2006-09-22 07:48:08
Руслан, Подберезский писал о Солодовникове, однако. Да и вообще, больно уж сходится у вас. Не знаю того другого, который перешел к лютеранам с такой же помпой.
Насчет книжки в сети - не знаю, есть ли она. Тоже не читал. Читал только статью.
 
Самсон 2007-02-05 15:49:49
Да, не надо хлопать дверью. Лучше уходить с миром и без объяснений - всё равно не поймут. Но тягомотно сидеть в церкви, которая преподносит Евангелие плоско, без глубины - как молоко, а не как твёрдую пищу. Только не говорите о простоте Благой Вести. Сама по себе Благая Весть и проста, глядя поверхностным взглядом. Но Бог отнюдь не прост и не примитивен.Его можно познавать бесконечно.
Пастору нужна особая мудрость, чтобы понять любого - и бомжа, и интеллигента. Если жизнь не дала ему мудрости, надо искать её у Господа. Но искать - это платить цену. Не каждый на это пойдёт. Вот и остаются интеллигенты не понятыми в церквях, и отвергаемыми.
Но слава Богу, Он поднимает новое поколение проповедников, которые способны кормить паству не молочком, но мясом. Сам Иисус говорит, что мог бы многое сказать, только люди не способны вместить. Поэтому не будем больше выкрикивать лозунги о простоте. Давайте искать глубину!
 Комментарий автора:
Давайте!

Cокольников 2007-07-24 22:20:33
ой как я вас понимаю, за что они вас так...Вы же давно умерли для этих распрей...Брат простите моим братьям за их отсутствие любви...Я понимаю вашу боль, не отчаивайтесь....
 
Mister X 2007-11-01 15:51:16
ты очень сильно не прав. Я не читал ето но в конце я узнал что ты сектант. Ето плохо.Иди в хорошию настоящию церковь.Спаси свою душу и не порть её другим пожалуйста.
 Комментарий автора:
Ой... Сектант - это не всегда плохо. В конце концов Иисус Христос тоже был сектант среди иудеев. Душу мою спасаю не я, а Христос. А до вашей "неиспорченной" души мне не добраться никак. Не беспокойтесь.

читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Лука о Евангелие. - Андрей Марченко

Найди правильное чувство - Александр Грайцер

Медвежий облик - Владимир Кузин

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Проза :
Та *церковь*... - Сергей Сгибнев
Я не знаю что это. Повесть ли, рассказ ли...? Нечто, что давно копилось в заметках, в отрывках, в неясных образах. Условное название произведения - *Та "церковь* может измениться впоследствии. Посмотрим, что получится. Если покажется скучным - скажите, отменим.

Поэзия :
в покое собственных мыслей - Hата

Поэзия :
Логос Вышнего сознания - Людмила Солма

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100