Для ТЕБЯ - христианская газета

Перфекционизм или разгильдяйство?
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Перфекционизм или разгильдяйство?


В давние-давние времена, когда не было ещё ни «Фейсбука», ни «Твиттера» и люди были вынуждены общаться друг с другом лицом к лицу, когда не было ещё ни кабельного телевидения, ни Ютюба и люди были вынуждены с интересом смотреть на жизнь других только в окошко своего дома, когда не было ещё ни Гугла, ни Яндекса и люди в поиске ответов на интересующие их вопросы были вынуждены обращаться друг к другу и советоваться с живыми людьми, а не с профилями в социальных сетях, жили-были три брата. Назовём их Ааш, Бибиш и Вевеш. Ну, или как вам угодно. И были наши Ааш, Бибиш и Вевеш из народа Израилева, из колена то ли Рувимова, то ли Гадова. А может быть и вовсе не из колена, а из полуколена Манассиина. Для нас с вами это не так важно, как для них. Ведь нам с вами не надо знать какие земли и в каком количестве принадлежали нам по правую сторону от реки Иордан?
Родились все три брата в пустыне Фаран во время многолетнего странствования их предков, не вошедших в землю, где молоко и мёд, и потому не знали они, что такое плети египетских надсмотрщиков. Но зато Ааш, Бибиш и Вевеш хорошо знали, что такое манна с неба и вода из скалы. Родившись в стане Израиля три брата хорошо знали, что такое Скиния откровения и в чём заключается само Откровение. Проведя всю свою жизнь в странствованиях и сражениях три брата хорошо знали, в чём состоит искусство выживания в экстремальных условиях. Они хорошо помнили и расступившиеся воды Иордана, и своё обрезание в Галгале, и хождение вокруг Иерихона, и победы над многочисленными царями Ханаана. Они с молоком матери впитали в себя простые, на первый взгляд, идеи о том, что с Богом возможно всё и потому, самое главное в жизни любого еврея, это не ссориться с Богом и делать лишь то, что Он им велит. Велит через их лидера Иисуса Навина, через священников и левитов, через записи на каменных скрижалях, хранящиеся в Ковчеге завета.
И вот собрались Ааш, Бибиш и Вевеш однажды вечерком, но не перед экраном телевизора, поскольку телевизоров тогда тоже не было, а на холме Силомском, за станом, чтобы полюбоваться закатом, поговорить за жизнь и обсудить свои мечты и планы на будущее. Ааш, как старший из трёх, начал с вопроса:
- Вы слышали последнюю новость? Иисус Навин отпускает нас в Галаад.
- Да это уже новость вот с такееееенной бородой, - подхватил Бибиш.
Бибиш, как и многие другие средние братья, не упускал случая, чтобы показать всему миру, что он ничуть не хуже своего старшего брата, которого ему частенько ставили в пример, ничуть не глупее, не слабее, и что такое положение вещей, при котором ему всё доставалось во вторую очередь, и одежда, которую он донашивал за Аашем, и куски копчёного курдюка, которые он смаковал уже после Ааша, и конфетки из вазочки, и права наследования, так вот, Бибиш не упускал случая, чтобы заявить всему миру, что такое положение вещей – величайшая несправедливость, заявить, подчёркивая недостатки своего старшего брата и выпячивая свои достоинства. Вот и сегодня, Бибиш, по своему обыкновению, решил подчеркнуть, что новости, сообщаемые братом Аашем, он узнал первым. Первым! Ах, какое сладкое слово: ПЕРВЫМ!!!
- Эту новость я слышал ещё неделю назад, - продолжил Бибиш.
- Как неделю? – удивился Ааш, - Иисус Навин только сегодня утром собрал старейшин для важного сообщения.
- Ну не неделю, чего ты к словам цепляешься? Главное, что мы с Вевешем уже давно слышали то, что ты считаешь новостью. У меня есть знакомые, которые близки к ставке командующего, так что, дорогой братец, не ты один так крут!
- Да перестаньте вы, - вступил в беседу Вевеш, почуяв приближение очередной ругачки, - сколько уже можно меряться, у кого меч длиннее и острее? Первый, второй, какая разница?
Вевеш был младшеньким в семье и не испытывал недостатка в родительской любви и отцовских похвалах, поэтому чувства ревности и соперничества, пропитавшие душу Бибиша, ему были незнакомы.
- Мелкий! Ты бы помолчал, когда взрослые разговаривают, - попытался спровоцировать скандал Бибиш, но Вевеш лишь махнул рукой и засмотрелся на медленно садящееся солнце.
- Так вот, - продолжил Бибиш, - мои знакомые из ставки командующего, которые обещали мне, что однажды и я смогу стать адъютантом и тогда всем станет очевидно, у кого меч длиннее, а уж они-то знают, на кого надо обращать внимание и кто по-настоящему достоин этого внимания, они рассказывали мне, что Иисус Навин не только отпускает нас на правобережье, но и даст некоторые поручения особо доверенным и проверенным в боях воинам. Не давал ли тебе командующий каких-то поручений, братец Ааш? Или ты не входишь в число особо доверенных? – с нескрываемым ехидством спросил Бибиш.
- Ты, наверное, удивишься, - отпарировал шпильку старший брат, - но поручения, которые дал Иисус Навин, они не просто доступны, но и адресованы всем, кто возвращается за Иордан, всем, без исключения, без выделения кого-то в статус первосортных по сравнению со второсортными. Так что, побереги, мой дорогой брат, свои остроты для тех, кого не было с нами в походе. Тем более что, в полном соответствии с поручениями Иисуса Навина, тебе придётся делиться с ними всеми своими богатствами. И серебром, и золотом, и одеждами, и скотом, а значит, и своим остроумием. Кстати, братец, раз ты такой умный, объясни мне, глупцу, как ты понимаешь поручения командующего? Вот смотри, сначала Иисус Навин сказал, что мы уже вроде бы как сделали всё, что только было можно, а потом тут же добавил, что мы и дальше должны стараться исполнять всё, что завещал нам Моисей?
- Ну, это же проще простого, - ответил Бибиш, - мы сделали всё, что касалось завоевания земель, а теперь нам надо стараться жить в соответствии с Законом Моисея. Причём, я думаю, что теперь нам надо ещё прилежнее, ещё тщательнее, чем прежде, следить за собой и стремиться к ещё более полному и лучшему исполнению всего, что завещал нам Моисей. Это, братец, как на войне: награду получит лишь тот, кто сумеет превзойти остальных. И потому, я не согласен с тем, что заслуженную нами награду, в виде скота, золота и дорогих одежд, мы должны разделить с «тыловыми крысами». Разве они рисковали своими жизнями как я? Разве они стаптывали свои пятки, ходя по горам и пустыням Ханаана как я?
- Ох и любишь же ты соревноваться, дорогой Бибиш, - отвечал Ааш, - тебя хлебом не корми, дай только побыть первым. А мне вот кажется, что ключевое слово в поручении командующего – «стараться». То есть, даже если у тебя что-то не получится так хорошо, как тебе бы этого хотелось, главное – не результат, а то, что ты пытался. Например, тебе надо примириться с твоим врагом. И вот ты послал ему подарок. А он – вернул твой подарок обратно. И тут не важно, примирился ты с ним или нет, теперь это уже не твоя, а его проблема. Ты свою задачу исполнил. Ты старался. Или, к примеру, ты взял на себя обязательства перед Богом и перед людьми оказать помощь вдове-соседке. И вот ты отправил ей кувшин масла и мешок муки. А через неделю узнал, что она всё съела или променяла на новую одежду и опять голодает. Так что же теперь? Опять посылать ей масло и муку? Нет, братец, я думаю, если ты уже раз постарался, то этого и достаточно. Или, к примеру, понравились тебе новые сандалии, что у соседской жены, и ты хочешь такие же для своей ненаглядной, причём хочешь так, что спать не можешь, а написано – «не возжелай». И вот ты внушаешь себе, что так нельзя. Внушаешь ночь, вторую, третью, а желание никак не проходит. А раз результата нет, то значит, ты не исполнил того, что завещал Моисей. И понимание этого лишь усиливает твою депрессию. Так вот, чтобы вернуть себе хорошее настроение и высокую оценку в своих глазах, просто вспомни, что Иисус Навин сказал «старайтесь», а не «исполняйте». Уж он-то наверняка знал, что Закон Моисея невыполним для простых смертных!
- Как у тебя, братец, всё легко и просто! – раскрасневшись от волнения и постепенно повышая тон ответил Бибиш, - Не получается выковать ровный и прямой меч, выходит какой-то кривой серп – ну так я же старался! Или сошьёт тебе жена халат с рукавами разной длины на смех всем окружающим – ну так она же старалась? Или украл кто-нибудь не пять овец, хотя была такая возможность, а одну, он тоже старался? Так ты, братец Ааш, любого не то что бездельника и лодыря, но и преступника оправдаешь? А, впрочем, чему удивляться, это ведь ты себя оправдать пытаешься! Вспомни-ка, как в детстве тебя отец за хворостом посылал. Помнишь, как все смеялись, глядя на охапку прогнившей трухи, что ты приволок? Ах да, ты же старался! И дочка твоя в свои пять лет до сих пор расчёской пользоваться не умеет, так-то вы её воспитали. Ну да, вы же старались. А я вот думаю, что мало вы старались. Меньше бы звёздами в ночи любовались, а больше времени с ребёнком проводили, вот и результат был бы очевидный, а не одни лишь старания.
Бибиш был очень доволен тем, что смог в очередной раз уязвить своего старшего брата. Не то чтобы ему доставляло удовольствие причинять боль Аашу, нет. Бибиш таким образом пытался избавиться от своей боли. Быть всегда вторым – это больно. «Папа, папа, посмотри какой я большой!» - кричал в детстве маленький Биба. А отец, в ответ на это, ставил рядом с ним старшего Ааша, измерял разницу в росте, и….. смеялся….. Быть вторым – больно, надо быть первым. Только первым. Или не быть. Этот урок Бибиш запомнил на всю свою жизнь. И из этого урока вытекало и его поведение, и его понимание поручений Иисуса Навина тем, кто уходил в Галаад. Не важно, вырезаешь ли ты свистульку из дерева, или скоблишь овечью шкуру, или собираешь хворост для семейного очага – твоя свистулька должна быть лучшей, твоя шкура должна быть лучшей, твой хворост должен быть лучшим. Лучшим, чем у других.
- А ты моих жену и детей не трогай! – взорвался Ааш. – Лучше на своих смотри! Чего ты добился своим перфекционизмом? (Скорее всего, Ааш не знал такого слова, но хорошо знал, что стремление довести любое действие до идеала обязательно приведёт к глубокой неудовлетворённости результатами своей деятельности). Твой-то сынок начал, наконец, овец стричь? Или так и боится с тех пор, как ты его раскритиковал и раз, и другой? Он же у тебя не только ножниц, но и всего боится! Что хлеб нарезать, что с девушкой потанцевать! И правильно, кому захочется в очередной раз слышать про свою криворукость и недотёпость? Может ты, братец, в своём стремлении к совершенству решил Самого Господа Бога переплюнуть? Или ты забыл, что Он долготерпелив и снисходителен к нашим несовершенствам? Можно ли ожидать идеального результата от тех, кто не идеален? Так что подумай, брат, пока не поздно, что значит «стараться». Ты бы лучше в любви и заботе о ближних стремился к идеалу! А то, как бы тебе с твоим неумением прощать ошибки других, самому не оказаться непрощённым!
- Это мой сын недотёпа криворукий? – схватился Бибиш за рукоять меча.
- Братья, братья, не ссорьтесь! – вмешался Вевеш, - а то поубиваете друг друга! То-то радости будет отцу с матерью! Разве перестали вы быть им детьми от того, что у кого-то получается лучше, а у кого-то хуже? Разве любят они вас за ваши свистульки или умение стричь овец? Или, быть может, Бог Всевышний выбрал наш народ и нас за наши особые способности? Или, быть может, Бог милосердный и человеколюбивый любит нас только когда мы идеальны? Что вы делаете, братья?
У младшенького тридцатилетнего Вевеша всё-таки была необъяснимая способность усмирять бури. Вот уже и рука отпустила меч. Вот и краснота с лица спала. Вот и выпученные глаза на своё место вернулись.
- Если уж мы заговорили об идеале, то не знаю как вы, а я знаю, что проклят, кто дело Господне делает небрежно , - уже успокоившись, сказал Бибиш, - а всякое дело, которое мы делаем, должно быть как для Господа !
- А я знаю, что нельзя быть столь категоричным и нетерпимым, - ответил Ааш, - и милость всегда была и будет выше суда .
- Своей проповедью снисходительности ты только развращаешь людей, брат, - настаивал Бибиш.
- Своей суровой требовательностью ты только отвращаешь людей от добрых дел и Бога, брат, - парировал Ааш.
- Братья, братья, - снова вмешался Вевеш, - вы опять? Да сколько же можно? Ведь мы же обсуждали последние новости из ставки командующего и его поручения к нам? Так давайте же оставаться в этой теме, а не приплетать сюда и высокое богословие, и воспитание детей, и свистульки с хворостом в одну кучу!
- Так из богословия всё и вытекает, - хором выдали старшие братья.
- Так и богословие ваше вытекает из вашего личного прошлого опыта, - ответил Вевеш. – Вот что дословно сказал Иисус Навин? «Вы исполнили всё, вы не оставляли братьев», так? Заметьте, «не оставляли братьев», то есть, не бросали их в нуждах, не пренебрегали ими, так?
- Так, - кивнули Ааш с Бибишем.
- «Это вы исполнили, НО! Старайтесь и дальше исполнять». Так?
- Так, - вновь согласились братья.
- «Старайтесь» - означает не «пытайтесь» или «пробуйте», а «сохраняйте, сторожите, берегите» . «Исполнять» - значит «делать, совершать, заниматься» . Выходит, чтобы сохранить и сберечь заповеди и закон надо их воплощать практически, а не спорить о них. Так?
- Так. Но мы спорим о том, как именно, в качественных показателях, их исполнять? Проявляя снисходительность к несовершенствам, спустя рукава, тяп-ляп, или же стремясь сделать как можно лучше, завышая планку до недостижимой высоты?
- Командующий сказал «тщательно», значит «весьма, сильно, очень». И тут для споров не остаётся места, но меня, - продолжил Вевеш, - меня гораздо больше интересует вопрос не «как» исполнять, а «что» исполнять? И мне кажется, что поручение Иисуса Навина как раз об этом. «Старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень». Какие? «Любить Господа Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душею вашею» (Иис.Нав.22:5). Так?
- Так, - согласились братья, - но это как раз и поднимает вновь вопрос о соотношении требовательности и снисходительности. На что делать логический акцент? «Всем»? Или «сердцем»? «Всею»? Или «душою»? Делать идеально? Или с душевной теплотой, не раздражаясь?
- А можно я пока не отвечу на этот вопрос, а предложу посмотреть ещё раз на поручение Иисуса Навина? Вот смотрите: «вы возвращаетесь с великим и заслуженным богатством, которое досталось вам потом и кровью», НО. «Разделите эту заслуженную награду с теми, кто не проливал ни кровь, ни пот», так?
- Так.
- Разве не видите вы в этих словах, что все люди равны в глазах Иисуса Наивна и Бога? И те, кто умеет делать свистульки, и те – кто не умеет? И те, кто воспитал послушных детей, и те, кому это не удалось? И те, чьи стены увешаны почётными грамотами, и те, кто никогда не поднимался выше седьмого места? Разве не должны наши требовательность и снисходительность помнить в первую очередь о благе ближнего? И я согласен с тобой, брат Бибиш, что снисходительность порой развращает. И с тобой я согласен, брат Ааш, требовательность, действительно порой разрушает. И потому надо отказываться и от одного, и от другого, если они вредят. И применять надо и одно, и другое, если они приносят благо. Так?
- Ну, не знаю, братец Вевеш, - ответил старший брат, - я всё же буду придерживаться своей точки зрения.
- Ну, не знаю, братец Вевеш, - ответил средний брат, - и я буду придерживаться своей точки зрения.
Так и закончилась вечерняя беседа трёх братьев тем, что каждый остался при своём мнении. Но уже то хорошо, что они не убили друг друга.
А что думаешь ты о старании и исполнении, дорогой друг? Как ты относишься к требовательности и снисходительности?
(из книги "Земля, где молоко и мёд",© Михаил Стефанович, 2017, ISBN 978-5-4483-8600-8, глава 35. Иис.Нав.22:1-9. Перфекционизм или разгильдяйство? )



Об авторе все произведения автора >>>

Михаил Стефанович, Краснодар, РФ

 
Прочитано 235 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Ложное смирение. - Андрей Марченко

Между двух Океанов. - Александр Сухарев

Вперёд в прошлое - Александр Сухарев

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Лунная соната - Владимир Штонда

Поэзия :
Господь Один дарує перемогу! - Ольга Назарова

Поэзия :
Неотвеченные молитвы... - Надежда Горбатюк

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100