Для ТЕБЯ - христианская газета

Владыка Серафим и либеральный историк.
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Владыка Серафим и либеральный историк.


«И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе;мли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что; будет с Ним.»
Мк. 10: 23-32


…Владыке нередко приходилось участвовать в разного рода общественных, богословских конференциях и встречах, где его слушателями и оппонентами были не только богословы или священники разных конфессий, но и гуманитарии: философы, литераторы, журналисты и историки.
Однажды, в Москве, он попал на встречу посвящённую Сергию Радонежскому и разговорился с соседом по президиуму - видным историком и адептом возрождения капитализма в России.
Историк - вальяжный господин одетый в дорогой костюм, смотрел на всё происходящее вокруг с нарочито и явно выраженным скучающим видом. Он был членом Общественного Совета при Президенте России, фигура в либеральных кругах известная и часто мелькающая на российском ТВ. По убеждениям он был ярым антисоветчиком и непримиримым западником.
Когда пришло его время выступать, он красноречиво описывал будущее благообразие капиталистической России и ссылаясь на Петра Струве говорил о том, что собственность, всегда ведёт за собой свободу…

…Владыка бывая в столице, с некоторых пор стал замечать множество громадных по размерам реклам, неисчислимое количество обменников и банков, которые заняли лучшие здания в самом престижном месте — в центре Москвы.
И вместе с тем он видел, что чуть свернёшь с главной улицы и за помпезными фасадами стоят полуразрушенные дома, грязь, разбитый с провалами асфальт и облупленные стены старых «хрущёб».
А все пространства центральных улиц было занято лавками, лавочками, киосками, где торговали дешёвыми украшениями, бижутерией и прочей мишурой.
И про себя Владыка отметил, что Москва да и вся страна после развала Союза занялась куплей-продажей, а большинство бывших заводов и фабрик, мастерских и гаражей, или закрыто и пустуют, или влачат жалкое существование, сдавая помещения под склады промтоваров и овощебазы...

Вот об этом, в перерыве между дискуссиями, они и разговорились с этим ухоженным и вовсе не похожим на чахлого интеллигента, историком.
- Сегодня мне непонятен пафос богатства, который вдруг захватил Россию как пожар. Все, с каким-то остервенением принялись стяжать и копить, словно собираются жить вечно.
Почти никто вокруг не думает о бренности бытия и напрасном расходовании сил и жизненной энергии на собирание вещей тленных. Часто бывает так, что человек и в церковь ходит и поститься, а в промежутки яростно зарабатывает деньги, не задумываясь о спасении души...
Для меня очевидно, что тут что-то не так.

Историк недоумевая посмотрел на Владыку:
– Так что же Владыка, вы против благосостояния, против обеспеченной жизни, против демократических свобод, которые в нищете невозможно реализовать? Но ведь очевидно, что новая Россия стала жить лучше. Посмотрите какие магазины, какие рестораны, в продуктовых отделах супермаркетов чего только нет, я уже не говорю о множестве сортов колбасы, о чём так мечтали наши советские соотечественники…
Конечно появилось много богатых людей, во ведь они и есть локомотивы экономики.
Когда компартийцы и сочувствующие им возмущаются расслоением общества на богатых и бедных, мне хочется им сказать – посмотрите сколько миллиардеров в США и ничего, живут и о революции и не помышляют. А в России, только силовики сдерживают народ, да ещё подачки со стороны правительства и правящей партии…
Но надо понять наконец, что равенства как такового нет и в природе. Есть хищники и их жертвы и все как-то уживаются.
Умные люди и в образованных кругах и в правительстве, понимают, что уравниловки в процветающей стране просто не может быть, а в России складывается новый средний класс, который и станет носителем новых социальных идей и порядков. Вспомните как при царе, был круг образованных людей, я согласен, что в основном аристократы, которые были носителями крепкой государственности, а были ведь ещё и известные на весь мир деятели науки и культуры!
И как мне кажется, это ведь хорошо, когда в стране есть круг образованных и богатых людей, которые и делают не только политику но и искусство!
А в семнадцатом году, в результате переворота, к власти пришли большевики, голытьба, которых возглавляли всё-таки дворяне! Я думаю, что именно торговля, рано или поздно воспитает класс богатых, образованных и и знатных. А чего скрывать – пройдёт ещё двадцать - тридцать лет и сословная Россия мощно заявит о себе!

Владыка внимательно слушал историка, а потом отрицательно покачал головой: – Я не против благосостояния... Однако я на стороне тех кто считает благосостояние человеческой души намного весомее, чем благосостояние денежное, материальное...
Когда, в качестве примера для подражания кивают на страны «развитые», то мне кажется, что здесь всё не так просто...
Я где-то читал, что в Японии и в Дании, странах безусловно благообразных и благосостоятельных, уровень самоубийств чуть ли не самый высокий в мире. В чём тут дело я не знаю, но попробую порассуждать...

Владыка сделал паузу обдумывая что сказать и как возразить этому самоуверенному представителю «высшего класса».
- По поводу самоубийц в Японии можно предположить, что эта страна, вместе с преуспеянием материальным, переживает некий исторический социальный кризис. Прежде всего, это тяжелое поражение в войне и последующая унизительная американская оккупация и невольная утрата особенного места народной культуры – в этой азиатской стране, западная культура часто выигрывает в соревновании с национальной.
Вот и теряют люди самоуважение и как говорят теперь - национальную «самоидентификацию», а в таком состоянии люди разрозненны и потому, часто теряют цель и смысл жизни и разочаровавшись, кончают с собой...
Или вот Дания... Что не хватает датчанам для благосостояния души? Страна богатая, есть возможность ездить по всему миру, смотреть на всё, развлекаться. Я там бывал и тамошняя жизнь мне понравилась, но наверное потому, что там я был гостем.
А для датчан, может быть эта благообразная размеренность и обеспеченность, связанная с педантичным выполнением своих обязанностей, наверное, иногда и надоедает, а может даже становится противна...
Размышляя, я вдруг подумал, что эта страна – а так получилось – одна из самых атеистических или агностических. Там, кажется больше верят в помощь наркотиков и секса в затруднительных житейских ситуациях, чем в силу Библии и веры, помогающей человеку в жизни...
И началось это заблуждение давно, несколько веков назад – вспомните Кьеркегора. Ведь он всю жизнь искал вокруг себя Бога и не находил его в своей стране, отчего и начал потихоньку сходить с ума, потому что был человеком тонким и материальная сторона жизни его мало интересовала.
Он потому и стал великим богословом и писателем, что начал обличать лицемерие и фарисейство, утвердившееся даже в церковных стенах. Когда я читал его «Введение в христианство», то поразился драме его беззащитного сердца, настолько он был одинок в толпе благообразных буржуа!

Собеседник Владыки дёрнулся вперёд, надеясь привлечь внимание Владыки, но тот закончил свой монолог:
- И вот эти примеры, как мне кажется, подчёркивают тот трагический момент в истории, который мы все сегодня переживаем, когда благополучие материальное, заслоняет неблагополучие душевное, даёт ему развиться в некую драму бесчувствия и неверия...
Вспомните, как в Библии говорится о народе, который утучнел и потому, отпал от Божьих заповедей и это как-то так глубоко и умно там было сказано. Дословно не помню, но смысл кажется такой...

Историк, пытаясь сохранять мину формального уважения к Владыке, невольно поморщился:
- Владыка, но вы обратите внимание на то, как сегодня живут на Западе. Ведь там-то и можно увидеть настоящую веру. Там ведь на каждом углу церковь и люди друг другу на улицах улыбаются и дорогу уступают, не то что у нас, где тебя за улыбку могут и избить при случае, думая, что ты над ними издеваешься.

Владыка улыбнулся и вздохнул:
– Тут я с вами полностью согласен. Ведь я на этом Западе жил и живу, и вижу, что тамошнее благополучие, обусловлено во многом религиозностью, которая действует не прямо, через воцерквление сознания, а разлита, растворена в народной культуре и потому часто агностик и даже атеист, живут там по христианским канонам, хотя и выраженных не через формальную религиозность, а через освоение культурного наследия христианской цивилизации...
Но тут ещё один момент присутствует – Владыка вздохнул и додумывая продолжение мысли, сделал паузу:
- Мне кажется, что Запад, по прежнему эксплуатирует остальной мир уже по привычке. Этой традиции уже триста – пятьсот лет. Казалось бы колониализм разрушен после второй мировой войны, однако последствия то остались - ведь рынки сбыта и дешёвая рабочая сила для западной экономике, остались там - в Африке и в Латинской Америке, ну может быть в последнее время ещё Россия прибавилась...

Владыка ещё помолчал и продолжил:
- И я часто задумываюсь о причине сегодняшнего ожесточения многих людей в разных уголках мира, о войнах, которые ведёт Запад в тех же бывших колониях. И получается, что сегодня мы более далеки от подлинной человечности христианства, чем тысячу лет назад. Тогда, крестоносцы завоевывали Иерусалим и Палестину, чтобы освободить гроб Господень и ввести там христианство на смену мусульманству, пусть даже силой меча.
Но сегодня там война за нефть, а значит за деньги, за прибыли, за материальное благосостояние Европы и Америки. Никакой религиозной цели там нет, только борьба за нефть и за рынки сбыта. И это тот социальный строй, который сегодня многие, ни капельки не сомневаясь, называют демократией, подразумевая христианские корни европейской цивилизации...

Историк перебил Владыку: - Ну а как же борьба с терроризмом, как Америка должна была поступить с Аль-Кайдой, которая организовала взрыв башен-близнецов в Нью Йорке!?
Ведь её надо было наказать, напугать, чтобы она не действовала всё более жестоко, сознавая свою безнаказанность!
Владыка вновь помолчал, пристально взглянув на собеседника: - Вопрос этот я сам себе задаю, и не нахожу ответа...
Но я также знаю, что Запад пришёл на Ближний Восток задолго до две тысячи третьего года и ещё в тысяча девятьсот девяносто первом году, провёл там «победоносную» войну против Ирака, в которой погибли многие тысячи мусульман. А ведь мусульмане тоже люди и тоже переживают и хотят отомстить за этих убитых.
Вот и нашлись фанатики, пожертвовавшие собой, чтобы отомстить за смерть близких и единоверцев, которых западные страны и за людей не считают. Для западного обывателя, среди которых много людей называющих себя христианами, эти люди убитые в Ираке, просто «боевики» и только поэтому достойны смерти...
Он вздохнул и привычным жестом потёр рукой лицо: – Об этом много можно говорить, но если думать, как это ожесточение с обеих сторон прекратить, то надо, пусть не подставлять «левую щеку», но вывести оттуда все войска и предложить этим странам помощь, в которой они нуждаются.
И эту помощь надо предложить, а не навязывать силой, исходя из собственных, западных интересов.
Вообще-то, я не силён в политике и потому не могу, да и не хочу об этом не только спорить, но и рассуждать...
Ещё через паузу, Владыка закончил:
Мне больше хотелось бы поговорить и обсудить проблему - как изменилось христианство на Западе. Мы ведь с вами недаром заговорили об уровне самоубийств в процветающих странах Западной Европы...

Интерес историка к беседе вернулся и он стал внимательно слушать Владыку, который после новой паузы продолжил:
- Я часто вспоминаю и обдумываю то, что Иисус Христос сказал, Он прямо говорил, что пришёл чтобы помочь нуждающимся и страдающим. Ещё Он говорил, что «блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное...»
И ещё Он говорил, что кроткие наследую землю обетованную. Но со временем, как-то так получилось, что западные «христиане» воевали между собой и во всём мире, совсем не обращая внимания на слова Иисуса Христа о таком будущем.
За две тысячи лет после Его смерти, около трёх тысяч войн, с миллионами и миллионами погибших, в том числе в двадцатом веке, когда жертвами двух мировых войн и войн помельче, стали около ста миллионов человек всех оттенков кожи и представителей многих религий...
Я не могу от этого факта отмахнуться и сказать, что меня как христианина и епископа, это не касается. Я не могу обманывать себя или замалчивать, что знаю этот исторический факт!
- Вспоминаю позицию английского учёного математика и философа Бертрана Рассела, который в Первую мировую отсидел в срок тюрьме, отказываясь идти воевать! И я перед его решимость и несгибаемостью преклоняюсь, потому что он поступил как подлинный христианин и даже как святой, будучи при этом учёным и агностиком. Он ещё и книжку издал: «Почему я не христианин?!»
А ведь тогда, никто, даже из числа иерархов не выступил против войны, а все молились за победу оружия своей страны. А в итоге погибло несколько миллионов человек, иногда в страшных муках, как например при газовых атаках...
Я намеренно не вспоминаю Вторую мировую войну, потому что это ещё свежая рана для всех в ней участвовавших, в том числе для меня, хотя я был на ней доктором. Но всё-таки...
Так что сегодня, размышляя о будущем, я стараюсь быть оптимистом, однако хорошо помню сцены из откровений, из «Апокалипсиса» Иоанна и внутренне содрогаюсь. Возможно, второе пришествие Иисуса Христа будет началом страшного суда и возможно, что Бог так долго ждал, что мир и люди изменятся с помощью веры в лучшую сторону, но увидел, что дела во Вселенной, в человеческой Вселенной, идут всё хуже и страшнее!
И может быть, Иисус Христос теперь уже явится во всей Его славе и величии, но теперь не как Агнец, не как жертва во искупление человеческих грехов, но как Судия на последнем Суде, в котором и решится судьба человечества!
- В связи с этим разговором – продолжил Владыка помолчав – он всегда обдумывал то что хотел сказать – я вспомнил один храм, правда не православный, в одной из европейских стран. Там, перед входом висело объявление: «Нищим вход воспрещён». И как-то молодой священник из этого храма мне рассказал, что один старик-нищий подошёл к нему у входа в храм и спросил:
- А где ваш Хозяин?
Священник удивился и ответил, что у церкви нет хозяина. И тогда нищий старик пояснил, что он имел ввиду:
- Ведь ваш Хозяин, с такими, как мы нищими и убогими ел и пил, и пришёл нас спасать от земной несправедливости и горестей. Он ведь не с вами общался: с хорошо ухоженными, сытыми и хорошо пахнущими, а с нами, немытыми простецами...
Владыка, устало потёр лицо правой рукой и продолжил: - А мы ведь все «мытые» и хорошо знаем, как вести себя в церкви, но людей часто не любим и только терпим их. Я сам, часто вижу вновь пришедших в храм: ничего не знающих, стесняющихся, которые и перекрестится-то не умеют, но которые ищут в храме правду и смысл жизни.
А как мы, «знающие» их встречаем? С презрением отворачиваемся от таких, забывая, что в Христовой общине главной была не привычка всё делать в храме правильно, а любовь человека к Богу, к Иисусу Христу и любовь того же верующего человека к остальным людям...
Забывая про любовь, мы тем самым забываем основание христианства, забываем, что Христос пришёл в мир чтобы грешников поддержать и спасти. А сегодня, мы готовы каждого упрекать, что он водится с немытыми и плохо пахнущими, как упрекали фарисеи самого Иисуса Христа в том, что он водится с мытарями и нищими, и что он сострадая падшим женщинам общается с людьми, с которыми приличным людям даже близко быть запрещено. И вот такие служители Божии, которые чураются нищих и брошенных людей, сегодня считают себя подлинно верующими...
Историк уже слушал Владыку только из вежливости и шарил глазами по залу, в поисках знакомых. Ему эта беседа была неинтересна, потому что его либеральные взгляды, в корне расходились с таким пониманием правды и справедливости!

Октябрь 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal

Об авторе все произведения автора >>>

Владимир Кабаков Владимир Кабаков, Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.

e-mail автора: russianalbion@narod.ru
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 244 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
мыслища парадоксальная 2020-10-10 13:31:50
Владимир владеет миром. А чем владеет Владыка?
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

мысли в авоське-(фока и фая-2 ) - irina kramarenko
Нет утраты болезненней и кратковременной, чем утрата любимой....

Ты - Станислав Вершинин

Сон - Станислав Вершинин
Что же хочет сказать Бог нам или России?

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
В размытых границах - Людмила Солма
*) Примечание: Внимать (внять)- http://etymolog.ruslang.ru/vinogradov.php?id=vnimat&vol=3 http://www.krotov.info/slovari/V/N/wrd_3338.htm Преходящий (преходят)- http://ushdict.narod.ru/167/w50263.htm Пресекая попытки "критиканского ёрничества" поясняю: "как преходят... усталости - в неги" (здесь имеется ввиду "усталость" роженицы и "блаженство неги" - когда слышишь первый крик своего новороженного малыша - это ни с чем не_сравнимое_счастье!) Один из любимых мной верлибристов - Геннадий Айги - просто немеряная глубина поэтически-философской мысли, я даже и не пытаюсь дотягиваться до его высот - но частенько невольно откликаюсь на его произведения неким отдаленным подобием "философской переклички", облаченной и в мою "индивидуальность" таких вот личных "соразмышлений".

Поэзия :
О суде - Шмуль Изя

Поэзия :
За чей же счёт в раю нам Быть - Лев Неф

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100