Для ТЕБЯ - христианская газета

Баптистское пробуждение на Украине в конце 19 – начале 20 веков
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Баптистское пробуждение на Украине в конце 19 – начале 20 веков


Зарождение баптизма связывается с английской разновидностью кальвинизма – пуританством. Часть пуритан в начале 17 века в результате преследований эмигрировали в Голландию. Там под влиянием меннонитской проповеди эмигранты приняли идею крещения по вере всех взрослых верующих.

В 1612 г. группа эмигрантов вернулась в Англию и образовала первую баптистскую общину. По-гречески “baptizo” означает “крещение”, “погружение в воду” – отсюда и название общины.
В 1638 г. после очередной волны эмиграции баптистские общины возникли в Северной Америке. Именно здесь, в Америке, баптизм сформировался в целостное учение с хорошо развитой церковной организацией.
Оттуда, из Америки, баптизм в 19 веке начинает проникать в европейские страны. В 1834 г. его общины появляются в Германии, которая всегда была идейно и духовно связана с немецкими колониями, расположенными на юге Украины. Именно таким путём баптизм проникает и в Украину.

В 1861 г. водное крещение от баптистов принимает менонитский пастор Г. Вилер из Хортицы. В 1862 г. он крестил А. Унгера. С их именами связано и возникновение баптизма среди украинского населения. В 1863-64 гг. Г. Вилер крестил двух украинских крестьян, за что был привлечён к суду. В 1865 г. А. Унгер крестил Ефима Цымбала, с именем которого связано развитие баптизма среди украинцев.
В 1867 г. Е. Цымбал крестил Трифона Хлыстуна и Ивана Царенка, которые образовали в с. Карловка первую баптистскую общину.
1867 г. считается годом возникновения баптизма на Украине. В 1870 г. принимают крещение жители с. Любомирка. В этом году эти первые общины насчитывали уже около 70 верующих.

Интересно, что этот процесс возникновения баптизма на территории Украины был зеркальным отражением того, что происходило в России. В том же 1867 г. возникла первая баптистская община в г. Тифлисе, а в 1870 г. эта община также насчитывала около 70 человек, среди которых были такие известные личности как В. Павлов, Д. Мазаев и др.
Но вернёмся к Украине. В 1870-х годах баптизм распространяется во многих населённых пунктах Левобережной и Южной Украины. Этому способствовало в немалой мере и переход в баптизм молокан и других “штундистских” верующих.

В период 1870-1880-х годов баптизм ещё не насчитывал большого числа верующих. Распространение этого верования происходит в основном географически. Появляются новые лидеры. В этот период ещё было сильным влияние иностранных миссионеров, а также немецких колонистов.
К примеру, в 1884 г. главой Союза баптистов Южной России выбрали Г. Вилера, но уже в 1886 г. эта должность переходит к россиянину Д. Мазаеву. С 1890-х годов начинается быстрое увеличение численности баптистских верующих. Влияние иностранных миссионеров ослабляется, и баптизм всё больше становится национальным религиозным явлением.

Способствовало распространению баптизма и довольно жалкое в моральном отношении состояние православной церкви. Вот как в этой связи описывает одну историю обращения известный украинский историк М.С.Грушевский:

“После смерти отца я остался сиротой 17 лет. Религиозно воспитан по православному внешнему обряду. Проводил жизнь среди грубого окружения. В основном мне поручали исполнять православные церковные обряды: ходить в церковь в воскресенье и в праздники, молиться Богу и приносить жертвы, а Бог за молитвы и подаяние подаст нам. Это я и исполнял: заказывал священнику службы и молитвы Богу и Божьей Матери – особенно Матери Божьей, она заступница, ходатайка перед Богом за наши грехи, за освобождение от ада.

Ради этого каждый не пожалеет ни времени, ни трудов. По требованию священника приносили Богу жертву кто что имеет: хлеб, сало, колбасы, яйца и жареных кур, а в постные дни также: белый хлеб, рыбу, сахар, мёд, яблоки и деньги и т.п. Ставили Богу свечки. Очень любил на клиросе читать и петь.
После службы Божьей собираемся толпой в корчме, там пьянствуем, танцуем, сквернословим друг с другом, поём срамные песни, блудим, бьёмся, потом судимся, а кто из нас побогаче и посильней, волостных судей подкупает, тот и прав в суде. Часто бывает близко к убийству, краже и отчаянию. А придёшь домой и жена что-то скажет, а мне покажется напротив, вот и начинаешь биться с женой, а потом со злости и как бы на пакость жене, что за вчерашнее укоряла, снова начинаешь пьянствовать. Только и думаешь потом, как от этого ада отойдёшь, чтобы Бог дал дождаться святого поста, причаститься, и этим думаешь достать прощение грехов.

Так тянулась моя жизнь до 28 лет. Как-то раз мне довелось поехать на храм в другое село к знакомым. Там были другие люди: наверное, посвятили себя монашеским обычаям – не пили водки, не курили трубки, не сквернословили, вообще мне очень понравилась их жизнь. Познакомился с этими людьми ближе, пригласил на храм к себе, они не отказались. Они мне объяснили, как нужно жить, а что Богу не нужно. С того времени я перестал проводить время с людьми, с которыми моя жизнь проходила неправильно. Перестал я пить водку, курить табак, сквернословить. Внимательно следил за церковными правилами не только в церкви, но и дома, в праздники и воскресенья читал разные жития и акафисты. Так прожил я больше года. Приходили ко мне другие подобные мне люди, с которыми я созидался чтением, пением псалмов и т.п. Иногда ходил в Киев на поклон святым мощам. Оттуда приносил разные поучения, которые раздавал тем, которые хотели. Ко мне стало приходить больше людей: не только свои, но и из других сёл.

Откуда-то пришёл к нам на храм какой-то путешествующий. Звался Омелянчук. Мы просили его пожить у нас. Бывал на панихиде, читал евангелие, пояснял 23 главу (евангелиста Матфея – это любимая глава штундистов, которую они читают для пропаганды и, толкуя, применяют к православной церкви сказанное Христом про книжников и фарисеев – прим. М.С. Грушевского). Мы очень радовались, что он нам так разумно читал евангелие. Прожил у нас Омелянчук около 6 недель. Новый священник Василив понял его убеждения; его вывезли и посадили в Уманскую тюрьму; и после восьми месяцев заточения выслали за то, что он у нас породил секту, называемую штунда.
С того времени мы начали лучше рассматривать и понимать евангельскую науку, но настоящего стиля не поняли, но твёрдо стали идти за Христовою наукою. Скоро поняли, чему она учит, даже поняли, что Он осуждал тех, кто ищет своего счастья в посте, молитве и обрядах церковных. Перестал я ходить в церковь и любить внешнее. Но главного мы тогда не знали…

Добр. Киселевич (священник) нашёл в нас штундизм. Он старался разжигать нетерпимость среди наших односельчан, и под его влиянием, они делали нам много горя. Забрали у нас землю, за которую мы выплачивали деньги несколько десятилетий, не пожалели семей, которым пришлось терпеть голод и холод. Всё запретили нам власти (сельские): держать скот, брать воду, ходить на работу, на торг, ходить другой улицей. Когда кто-то из нас шёл к другому, власти забирали и сажали за это на два дня в холодную. Волостным судом присуждали по 20 ударов (розгами).

1892 г. приехал с Киева член правительства Скворцов (синодальный мисионар), повелел старосте собрать нас всех в сельской школе, много нас расспрашивал, но мы тогда были на ответы слабы, только повторяли: “Не мучайте нас ради Бога”. Он сказал: “Вернитесь в церковь, всё получите, что у вас забрали”. Мы только ответили, что не можем оставить Господа, исполняя закон ваш, которым вы нас мучаете.
1896 г. пришёл ко мне домой священник, заявил, что прислал его уездный начальник, узнать про мои религиозные убеждения. Обратился ко мне и сказал:

“Как вы называетесь по вере своей?” Я ответил ему: “Веры я Иисусовой, сердечной.” “Как ты признаёшь священство?” – “Священство, не что иное, как государственные управители.” – “А святых признаёшь?” – “Признаю, но им не молюсь и не призываю в помощь, потому что они угодили Богу для себя самих, а мы должны угождать Богу добрыми делами для себя.”
Напечатано в сборнике В.Бонч-Бруевича “Матеріялі къ історіи русскаго сектантства и раскола”, т. I, ст. 52 и далее.

Начиная с 90-х годов количество баптистских верующих начинает стремительно возрастать. Эти успехи вызвали настоящую ярость у православного руководства, которое с помощью государственных органов власти начинает жестокие преследования баптистов. Их систематически арестовывали, некоторых принудительно высылали в Россию, Закавказье, Сибирь. Преследования, которые переносили в конце 19 века украинские баптисты, неофициальная литература того времени приравнивала к средневековой инквизиции.

Про это, в частности, пишет английский исследователь Дж. Браун. С его описаний можно узнать, что одновременно с физическими методами влияния (аресты, тюремные заключения, “перевоспитание” в православных монастырях или “лечение” в психиатрических лечебницах, лишение самых активных лидеров родительских прав, ссылки и т.п.) органы власти применяли массовые денежные штрафы (каждый административный штраф составлял солидную тогда сумму – 20 рублей). Если верующий, в конце концов, становился неплатежеспособным, конфисковывали его движимое и даже недвижимое имущество. Это приводило к материальному разорению баптистов, часто – к постепенному вымиранию целых сектантских семей от голода. (1)

Но несмотря на массовые репрессии правительства, баптистов на Украине становилось всё больше и больше. По подсчётам Н.Драгоманова на основании официальной церковной статистики к 1890 г. в Украине насчитывалось около 20 тыс. баптистов. (2)
Официально царское правительство издало достаточно либеральные законодательные акты, но на местах они, как правило, не выполнялись.

К примеру, ещё в 1879 г. было принято решение органов власти, согласно которому признавались законными брак, рождение, смерть, похороны, совершаемые по баптистскому обряду. Но в 1882 г. Министерство внутренних дел внесло очень странную поправку, где указывалось, что это решение не относится к украинцам и россиянам, которые “не могут быть баптистами”. (3)
Получалось, что если в семье украинских баптистов рождались дети, то эти дети не признавались законными, т.к. украинцы “не могут быть баптистами”. Таких верующих было около 20 000 человек.

Первые изменения в правовом отношении стали появляться только после указа Николая II в 1905 г. “Об укреплении начал веротерпимости”. Эти изменения привели к ещё более стремительному росту численности баптистов: с 1905 по 1911 гг. – с 25 до 50 тыс. верующих. И это только по официальной церковной статистике. В действительности же эта цифра могла быть на порядок больше. Тот же Грушевский приводит данные в несколько сотен тысяч верующих.

В 1907 г. была официально зарегистрирована первая баптистская община России – в Киеве. Потом начали регистрироваться общины в других городах. Но в провинции баптисты и дальше продолжали подвергаться гонениям. В 1908 г. отказали в регистрации елисаветградской общине. В этом же году за проведение молитвенных собраний в с. Тымошивци Мелитопольского уезда избили крестьян-баптистов. В некоторых сёлах Подольской и Киевской губернии баптистам запрещали сооружать молитвенные дома, регистрировать брак, рождение детей и т.д.

В результате этих преследований в 1909-1910 гг. началась украино-российская баптистская эмиграция – преимущественно в Северную и Южную Америку.
В 1914 г. началась Первая Мировая война, потом произошла большевистская революция, потом – гражданская война. Но, несмотря на все эти эмиграции, войны и революции, число сторонников баптизма росло и к 1928 г. (времени, когда в СССР начались массовые гонения) достигло 60 тыс. верующих.

Подводя итог, можно сказать, что развитие баптизма в Украине в конце 19 – начале 20 веков являлось первым, по-настоящему серьёзным, пробуждением среди украинского населения.
Да, было распространение лютеранства и кальвинизма на западноукраинских землях ещё в 17 веке. Но распространение этих верований касалось только украинских шляхтичей и не затронуло широких масс населения. Были менонитские поселения в конце 18 – начале 19 веков, но эти колонии были замкнутыми и мало влияли на духовную ситуацию среди украинского населения.

Развитие же баптизма в корне изменило религиозную ситуацию на Украине и повлияло на всю её дальнейшую историю. Баптизм принёс в Украину чёткую систему вероучения на основании Слова Божьего. Многие принципы и доктрины, разработанные баптистами, используют сегодня основные протестантские деноминации нашей страны (учение о водном крещении, учение о религиозной свободе, веротерпимости, отделении церкви от государства).

Баптизм дал церкви на Украине тот характер богослужения, который использовали ещё апостолы – когда на первое место ставилось изучение Библии, молитва и прославление на понятном языке. Со временем эти идеи были перенесены в пятидесятническое движение, а сегодня их используют все успешные протестантские церкви Украины. Первые верующие пятидесятнического движения на Украине, а также их лидеры были выходцами из баптизма (тот же Воронаев).

Но, наверное, самой большой заслугой баптистских верующих является тот пример, который они нам оставили, тот героизм, с которым они отстаивали и распространяли на нашей земле учение Христово.
Их ссылали и сажали в тюрьмы, их били и не разрешали проводить собрания, их штрафовали и лишали имущества, из-за чего целые семьи вымирали от голода. Но эти мужественные люди сохраняли в чистоте сердца то учение, которое было открыто им Богом.

Это мужество, этот христианский пример не могли оставить равнодушными других людей, которые каялись и становились рождёнными свыше христианами.
Баптисты перенесли ужасные гонения сначала в царской России, а потом и в Советском Союзе. Но они прошли всё это, сохранив в чистоте учение Христово и передав его нынешнему поколению христиан. Многие современные церкви состоялись благодаря баптистскому пробуждению конца 19 – начала 20 веков.

Используемая литература

1. Грушевський М. З історії релігійної думки на Україні. – Київ: “Освіта”, 1992.
2. Любащенко В. Історія протестантизму на Україні — Львів: «Просвіта», 1995.
Ссылки из этой книги:
(1) Brown J. The Stundist. The Story of a Great Religion Revolt. Part IV, V, VI.
(2) Драгоманов М. Про брацтво хрестителів або баптистів на Україні. С. 19-20.
(3) Бонч-Бруевич В.Д. Преследование баптистов евангельской секты// Материалы к истории и изучению русского сектантства. Chants, 1902. Вып. 6. С. 176.

2008 г.

Об авторе все произведения автора >>>

Сергей Пушкар, Черкассы, Украина

сайт автора: личная страница

 
Прочитано 396 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Деловая… - Игорь Корниец

Закон паровозика - Александр Грайцер

И Он поставил - Николай Николаевич

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
(Нет, не правда, что время лечит...) - Tарасова Наталия

Поэзия :
Обворованная душа... - Алла Войцеховская

Поэзия :
Атеисты - 2 - Шмуль Изя

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100