Для ТЕБЯ - христианская газета

Былины прошлое в будущем
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Былины прошлое в будущем



«Изучение старинных песен, сказок, - пишет Пушкин, - необходимо для совершенного знания свойств русского языка».
Само слово былина означает, что в её основе - быль, то есть реально произошедшие когда-то события. Сейчас, много веков спустя, читая былины, мы много узнаём о далёком прошлом.
Название «Былины» установилось за русскими народными эпическими песнями о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. Сам термин «былины» не народного, а литературного происхождения. В народе эти повествования носили название «старин» или «старинушек», свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность. Термин «былины» впервые использовал И. Сахаров в своих «Сказаниях русского народа», назвав так отдел, в котором он поместил перепечатку эпических песен из более ранних сборников.
Как говорит сама былина, оставив ясновидческий «разум», они понадеялись лишь на свой земной, «голый ум» (рассудок) и, обратившись к одной лишь головной мудрости, тотчас возгордились ею свыше всякой меры, похваляясь сразиться даже с самими Силами Небесными. Вследствие такой похвальбы, на их вызов им являются два небесных воителя, в результате битвы, с которыми богатыри вынуждены обратиться в бегство и, найдя приют у Святогора, оказываются пленниками Святых гор.
Можно сказать, что «былина» - это приукрашенная «быль». На взгляд, разница между двумя этими жанрами - очень большая. Быль, говоря современным языком, это репортаж, газетная статья, раскрывающая суть события, последовательность действий, почти не приукрашенная и отбрасывающая авторское мнение куда-то на задний план.
Совершенно другое - былина. Это, в первую очередь, авторский рассказ сочиненный и приукрашенный, написанный не только для того, чтобы познакомить читателя с тем или иным событием, но и для того, чтобы передать читателю свою точку зрения. Дидактический смысл в былинах присутствует практически всегда. Некоторые были назареями «от чрева матери», т.е. посвящёнными Богу ещё до рождения, как, например, Самуил, Иоанн Креститель. Именно таким назареем был и Самсон.
«Трагическим героем, - говорил Кьеркегор, - человек может стать собственными силами, рыцарем веры - нет». Пророки стали такими «рыцарями» потому, что сама высшая Реальность открылась им так близко, как никому до них. И открылось им не безликое Начало и не холодный мировой Закон, а Бог Живой, встречу с Которым они пережили как встречу с Личностью».
Его юность. Когда он немного подрос, «И начал Дух Господень действовать в нем» - /Суд.13.25). Это свидетельствовало о том, что Господь благословил его. Где Бог дает Свое благословение, там Он дает Свой Дух, чтобы сделать человека достойным этого благословения. Самсон, будучи еще ребенком, появился среди мужчин и отличился несколькими смелыми поступками, превосходя всех их в боевых учениях и испытаниях силы; возможно, он проявил себя особо ревностным в сражениях против врагов своей страны и продемонстрировал сильный гражданский дух.
Самсон не пил вина, но, тем не менее, превосходил их в силе и смелости, во всем, где требовалась дерзость и смелость, ибо Дух Господень действовал в нем; поэтому не упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом, Который приходит к тем, кто трезв и воздержан.
Имя Самсон (евр. Шимшун) в переводе значит «служитель или солнечный». Он обладал огромной физической силой, которую давал ему нисходящий на него Дух Господень. Благодаря божественной силе он одолевал любого врага. На пути в её город Фимнафу он встретил молодого льва. «И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как козлёнка; а в руке у него ничего не было» - /Суд. 14.6/.
Появление у израильского народа такого героя было весьма, кстати. В то время израильтяне 40 лет находились под игом филистимлян, и именно Самсон со своей необыкновенной физической силой мог противостоять врагам Израиля.Таким образом, Самсон проявил себя и отважным воином, и подвижником веры. После таких подвигов народ избирает Самсона судьёй. «И был он судьёй Израиля во дни Филистимлян двадцать лет» /Суд. 15.20/.
Однако некоторые поступки Самсона говорят о том, что и великие люди могут иметь великие слабости. Один из самых серьёзных грехов Самсона заключается в том, что он «следовал влечению очей своих», т. е. любодействовал, он проявил слабость и поступил безрассудно, полюбив дочь филистимлян; это был недостойный поступок. Неужели может израильтянин, более того, назарей, посвященный Богу, пожелать стать одним из поклонников Дагона? Разве может муж, предоставленный стать патриотом своей страны, искать себе жену среди народа, который является его заклятым врагом? «Он увидел эту женщину» - /Суд.14.1/, и она ему понравилась (ст. 3). Неясно, были ли у него основания думать, что она женщина мудрая или добродетельная или каким-либо образом может стать ему помощницей. Но он увидел в ее лице нечто, что весьма понравилось его воображению. И поэтому он решил, что она должна стать его женой. Кто при выборе жены руководствуется только своими глазами и воображением, тот должен винить самого себя, если в его объятиях окажется филистимлянка. За что и понёс он соответствующее наказание – был ослеплён. Вместе с тем его безграничная приверженность к вере, сила и отвага, необычная скромность (будучи 20 лет судьёй израильским он ни разу не возгордился) снискали ему Божье благоволение. Грехи же свои он искупил безмерными страданиями в плену у филистимлян.
«По дороге в Фимнафу он смог растерзать льва /ст.5.6/. Многие отказываются совершить служение, которое им по силам, потому что не знают силы своей, но Бог позволил Самсону узнать, что он может совершить в силе Духа Господнего, чтобы он никогда не боялся смотреть в лицо величайшим трудностям. Давиду, который должен был завершить истребление филистимлян, пришлось вначале испытать свою руку на льве и медведе, чтобы из этого сделать вывод, как и Самсон предположить, «что с необрезанными филистимлянами будет то же» - /1Цар. 17.36/.
Образ Самсона имеет много общего с эпическими героями других народов: с шумеро-аккадским Гильгамешем, с греческими Гераклом и Орионом и др.
Герой былины богатырь монументален, бесстрашен, благороден, силен, но его сила – это еще и сила духа. Недаром он способен выступить один против всех вражеских сил, опровергая русскую поговорку «Один в поле не воин». Эти герои, обладая богатырской силой, совершают удивительные подвиги, в том числе нередко вступают в единоборство со львом. Говорили, что однажды храбрый юноша разорвал руками пасть живому льву, а в одном из боёв с филистимлянами он убил около тысяч врагов. Вокруг Самсона ходили легенды, одни пытались разгадать секрет его силы, другие восторгались необычным юношей, третьи предлагали ему за большое вознаграждение раскрыть свою тайну. Но тот оставался непреклонен. Часто они гибнут, потеряв свою сверхъестественную силу в результате женского коварства: «Как же ты говоришь, любишь: «люблю тебя», а сердце твоё, не со мною? Вот ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя» - /Суд.16.15/. Сравним: Христос трижды спрашивает: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня…паси овец Моих» /Иоан.21.17/. Наш Спаситель повторял одно и то же вслух, для того чтобы сильнее подействовать на Петра и на других учеников, там присутствовавших; евангелист повторяет это, для того чтобы сильнее подействовать на нас и всех читающих эти слова.
Его падение дало повод сомневаться в его любви: «Петр, у Меня есть основания сомневаться в твоей любви, ибо, если бы ты любил Меня, ты не постыдился бы и не побоялся бы исповедать Меня во время Моих страданий. Как же ты можешь тогда говорить, что любишь Меня, когда сердце твое не со Мною?»
Примечание: когда нашу искренность подвергают сомнению, мы не должны расценивать это как оскорбление, если мы допустили нечто такое, что делает ее сомнительной; после потрясающего падения мы должны остерегаться, слишком скоро успокаиваться, чтобы не успокоиться на ложном основании.
Кто страстно любит, тот не может вынести, когда его любовь подвергается сомнению; он будет делать все возможное, чтобы подтвердить свою искренность. Этим и воспользовалась Далида, одурачивая этого влюбленного. В течение многих дней Далида досаждала Самсону своей назойливостью. Пример Самсона, не способного в данной ситуации дать отпор женщине, призывающей его поступить неправильно - показывает, насколько коварны, сильны, могут быть узы слепой любви. И насколько бессилен может быть мужчина, отдавший предпочтение не власти над собою здравомыслия, а власти чувственно-эмоциональной природы человека. В конце концов, не выдержав ее слёз, упреков и душевных страданий, которые изображала Далида, Самсон сказал ей правду об источнике своей силы. Страсть к Далиде вытеснила у Самсона здравомыслие и желание подчинить всего себя на исполнение воли Божией, а не на исполнение прихотей женщины, не только не служащей его Господу, но и противящейся Ему.
Самсон настолько увлёкся Далидой, что не только «потерял» из-за неё голову, но и - не почувствовал никакого подвоха в настойчивом желании Далиды выпытать у него источник его силы.
Коварство женщин, не служащих Богу и способных усыпить бдительность всех дамских угодников, как сильных, так и мудрых, и даже служителей Божиих – отметил Соломон: он так же, как и Самсон, попал во власть женских чар и поплатился за это. Из-за своего любвеобилия к чужестранкам Соломон, в конце концов, отступил от Бога. Вывод, к которому он пришёл – актуален со времени Адама и по сей день: «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею /Еккл.7.26/.
Самсон, как и Соломон, уловлены были коварством женщин потому, что дали волю своим греховным страстям и не поставили во главу угла своей жизни – исполнение заповедей Бога
Однажды в Газе, где филистимляне держали ненавистного израильского великана, устроили праздник в честь какого-то языческого божка. Самые знатные вожди филистимлянского народа собрались на пышный пир, куда решили привести и закованного в цепи Самсона, чтобы лишний раз посмеяться над ним. Богатырь вошёл в храм и попросил подвести его к колонне, на которой держалась крыша здания. Самсон одним движением своротил опору, и храм рухнул. Говорили, что тогда погибло несколько тысяч человек. Погиб под руинами и Самсон.
Похоронили героя на родине, в городе Сариасе. А легенда о самом сильном человеке, которого погубила слепая любовь к женщине, передаётся из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.
Кроме того, былина рассказывалась/пелась в том числе и для развлечения, поэтому сюжет приукрашивается, рихтуется, читатель исподволь подводится к определенному выводу.
Не случайно «былинная» хронология практически аналогична хронологии нашей истории: сначала возникали единичные былины о подвигах великих воинов, которые каждый славянский род пересказывал по-своему. Затем родились так называемые «киевские» и «новгородские» былины – самые, наверное, известные сейчас. Есть в архивах и былины московского периода Руси, и даже более поздние сказания – стало быть, существует какая-то связь между историей и легендами?
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героика - историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии. Христианские «русские былины о богатырях» начинают прославлять уже не обобщенные, философские, мифологические персонажи, а реальных исторических личностей «сослуживших великую службу» Родине. Анализируя христианские русские былины о богатырях, следует признать, что их образы способствовали формированию у широких народных масс ощущения русской государственности и необходимости самоотверженно служить Родине.
В былине идеальный мир создается гиперболой. Именно здесь обитают необычные красивые люди, наделенные преувеличенной силой и благородством, выделяющиеся из большинства. Способные на сильные чувства, деяния, поступки, подвиги и свершения. Умеющие защитить свою землю и тех, кого любят. Одним словом, герои с большой буквы.
«Былины – это одновременно исторический источник и первый на Руси пример исторического мифа. Это не политический миф, не литературный: былины дают образ народа – такой, каким хотел бы видеть себя народ. Кстати, и во всех отношениях былины утверждают высокую мораль. Богатыри – побратимы и нерушимо верны и преданы друг другу. Ни секунды не колеблются они перед тем, как броситься в бой друг за друга. Жизнь богатырей – служение. Эта нравственная окраска всех абсолютно поступков, этическая выверенность всех жестов и поз, всех возможных сторон поведения – важнейшая часть жизни героев былин».
Положительный миф? Несомненно! Но, читая былины, убеждаешься: отразившийся в них коллективный образ народа на редкость симпатичен. Именно образ – проявление архетипа. Реальные исторические персонажи могут быть довольно далеки от описанных в былинах. Достаточно сказать, что былины умиленно живописуют супружескую идиллию Владимира Красное Солнышко и «его светлой княгинюшки». И появляются они вместе, и уходят, проводив гостей, и княгиня демонстрирует все необходимые для женщины качества скромности, стыдливости, покорности мужу. И Владимир то заботливо уводит уставшую пировать жену, то обнимает княгиню, прикрывая ее рукой от разбушевавшегося Соловья, то лукаво посматривает на нее, слушая о приключениях Забавы Путятишны.
Не случайно былины ни разу не называют «светлую княгинюшку» по имени. Потому что было у Владимира до 40 жен, и даже брак с византийской царевной Анной, сестрой правящих базилевсов Константина и Василия, мало что изменил. То есть для порядка несколько телег с женами князя разъехались по разным городам, а часть женщин, Владимир раздал своим приближенным и сподвижникам. Причем, может, и кому-то из богатырей досталась жена «с княжеского»… плеча, как знать.
«Герои былин всегда обладали какими-то особыми качествами, - пишет О.Смолякова, - которые превосходили качества обычных людей». Былины же - это разговор о существенном. Былина - это не концертный номер, это форма семейного и дружеского общения. И участвуют в ее исполнении все, нет разделения на слушателя и исполнителя, это единый проигрыватель, где сказитель - лишь его игла.
«Без былин, - нет сказки. Воображение, - пишет Константин Федин, - мечта корнями своими уходят в быль». Былины, этот бесценный опыт народного творчества, помогли распутать сложнейшие узлы истории, бескомпромиссно изобразив жизнь во всех её острейших конфликтах, перипетиях, событиях.
Былины явились базой для появления в литературе произведений героической и исторической направленности. Былины пришли к нам вместе с теми заповедями, традициями и обрядами, которые были на Руси тысячи лет назад. Они имеют документальную ценность. Но в любом случае перед исследователем былин встает вопрос, – является ли все это, так сказать, почвой былин, их идейной основой, изначальной органической составляющей русского эпоса или наслоением, терминологическим флером, прикрывшим гораздо более древний слой.
«Богатыри – не сторожа, не вассалы, не слуги и не телохранители князя, в былинах всячески подчёркивается их независимость. Они готовы сражаться с врагом и сражаются, один на один выходя против всей силушки татарской, но только – в чистом поле, выйдя навстречу врагу, в открытом бою. И чистое былинное поле – это не что иное, как эпический символ свободы. Ничтожный, спившийся человек ни к чему не стремится, ничем не дорожит, никого не уважает, ни за что не держится. Ему глубоко плевать на окружающую действительность, поскольку он в ней ничем не дорожит, кроме наполненного стакана.
«Но вернёмся к тому, какую роль играют народные былины. В народных преданиях и легендах, как правило, заложены ценности, дух, сила, которые дают опору нации не только в кризисные, тяжёлые периоды истории, но и в повседневной жизни. В них – разные варианты ответов, что нужно делать в тех или иных случаях. Не только на войне или во время стихийного бедствия, но в случаях победы, приобретения, успеха».
«Вывод прост: как и во всех других случаях, былина «благополучно» живёт до тех пор, пока выдумщики не сталкиваются с собственной выдумкой. Вольно выдумывать уголовный мир, поглядывая на него из окон квартиры в благополучном районе: в печке «стреляют» дрова, в чистой комнате за кофе и коньяком сидят вежливые образованные люди, под окном прохаживает городовой. А вот когда интеллигенты оказались в одном бараке с уголовниками, тем более, когда они стали от них зависеть, тут-то миф мгновенно рассеялся. Как это обычно и происходит с мифами при столкновении с действительностью».
«Так былина начал самостоятельную жизнь, совершенно независимо, оттого, что было в реальности. Былина – приукрашенная история. Ну и немного изменённая…в свою пользу. Ведь если повествование о действительных событиях будет скучно, грешные люди могут не придать должного значения событию, а то и попросту о нём забыть».
Так былина соединяет разумное практическое назидание. Сведения о внешнем мире: историческую память, нравственные заветы. Отголоски прошедшего, представления народа о хорошем и дурном. Но былина, как не устаём повторять, - оружие обоюдоострое. Неосторожное обращение с ним даёт эффект мощный, но прямо противоположный ожидаемому. Не избежать этого, на взгляд, могут и известные люди».
И если былина устаревает, его надо отмыть, почистить, отполировать, наполнить новым содержанием, реальной фактурой, точными цифрами. В общем, модернизировать. Позитивная мифология о былине нам совершенно необходима.
Но попробуйте найти в этой былине хоть малейший след неуважительного чёрного отношения к самим себе и к истории. Эта былина и положительным не хочется назвать – слишком уж он красивый и поэтичный. Одна из жемчужин христианского эпоса.
Современный человек, говоря о библейском пророке, невольно представляет себе личность легендарную, едва различимую в узорной ткани сказаний, принадлежащую к почти мифическим временам. А между тем образы пророков, в сравнении с фигурами других религиозных реформаторов, почти свободны от фольклорных драпировок; источники, содержащиеся в Св. Писании, представляют собой свидетельства высокой исторической достоверности» - /А.Мень – богослов/.
Данный материал основан на материале других авторов, рассказывающих и расшифровывающих наши предания и сказания. Так сказать, небольшой вывод и анализ. Хотелось бы, что бы каждый включил свои рассуждения. Ведь когда все разложено по полочкам - не так интересно. Важно еще, что бы был запущен творческий процесс.
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь Библии. - В.Мединский – профессор.










Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 447 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Гомеопатия - Надежда Горбатюк
Будем же трезвиться и бодрствовать, христиане!!!

Жизнь на Западе - Александр Грайцер

Жизнь в маске, и без - Сокольников Олег

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Осень - В. Навлинский

Проповеди :
Доверие. Краеугольный камень. (ч.2) - Доверие Богу
Любое количество проповедей не заменят того, что даст вам продвижение в доверии Богу. Ищите в мыслях и делах возможность проявить доверие Богу и Он покажет Себя верным. Просите доверия и не будет вам отказано. Если просите доверия, то этим говорите Богу - да будет воля Твоя.

Поэзия :
Поэма началась... Причал. - Олег Павловский

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100