Для ТЕБЯ - христианская газета

Искусство в фонограмме
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Искусство в фонограмме



«Приятное новшество пение под фонограмму, - Михаил Жванецкий русский писатель-сатирик, - любимый певец прилетает на концерт, но голос с собой не берет». «За песни под фонограмму надо платить ксерокопиями фальши». Фальши фонограммы пустое искусство на вкус, не дающий: аппетита к рассуждению - пониманию: что такое искусство в музыке? «Музыка, зовущая к борьбе, - пишет Д.Шестакович, - без творческих поисков аппетита нет подлинного искусства».
Слово «искусство» произошло не от слова искус (искушение), как некоторые думают, а от слова искусный - умелый, хорошо знающий своё дело, опытный в чём-либо. Владеет искусством тот, кто достиг высокого уровня мастерства. Когда неверующий музыкант жертвует всем, чтобы его музыка была самой красивой, он знает, что благодаря этому он прославит себя. Насколько больше усилий должен прикладывать верующий музыкант, зная, что это воздаёт славу его Творцу. Бог достоин самого лучшего прославления! Непрофессиональный музыкант занимается своим служением в свободное от основной работы время и поэтому его уровень ниже, чем у профессионального музыканта. Может ли непрофессионал служить Богу? Конечно, может. Но нужно помнить, что Господь достоин лучшего. Именно поэтому служение левитов было профессиональным.
«Пудовкин сразу овладел тем, чем никогда не владел театр, - пишет Виктор Шкловский, - живостью пейзажа, - и он сразу овладел тем, что составляет душу театра, - умением работать с актёром, умением снимать с актёра его навыки, работать с ним как с плёнкой, которую ещё не проявили».
Американский поэт и философ Эмерсон Ралф Уолдо сказал: «Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе». Эмерсон, очевидно, имел в виду музыку классическую. Музыку, которая была создана, чтобы служить святой цели, направлять мысли к тому, что чисто, благородно, возвышенно, и пробуждать в душе человека преданность и благодарение Богу. Какая огромная разница между применением музыки в древности и той, далеко не благородной целью, какой она нередко служит сегодня! Если её можно назвать живой музыкой сегодня? Фонограмма – это что показывает? что человек в церкви показывает своё равнодушие к своему служению и отношение к Богу и ближнему.
Музыка обладает огромной силой. Огнём можно обжечься или можно готовить на нём пищу и делать много других хороших вещей. То же самое с музыкой. Божественная музыка мгновенно поднимает наше сознание, в то время как не божественная музыка мгновенно опускает наше сознание и пытается разрушить наш искренний внутренний зов о лучшей духовной жизни. Духовный человек сразу почувствует отрицательное влияние этой музыки. Таким образом, музыка может изменять наше сознание при условии, что она исходит из сердца и входит в сердце. Та музыка, что затрагивает самые глубины нашего сердца, способна поднимать наше сознание.
Ни для кого не секрет, что искусство обладает большой силой эмоционального воздействия. У проповедника и музыканта (поэта) в Церкви одна и та же задача: донести до слушателей Слово Божие. Но та, же самая идея, которую проповедник с кафедры произносит простыми словами, лучше запомниться слушателям, если она будет соединена с талантливой музыкой или облачена в образную поэтическую форму. Ведь не случайно Христос часто использовал в Своей речи поэтические сравнения. Музыка всегда играла, большую роль в служении Богу начиная с Ветхого Завета и до наших дней. Часто бывает так, что неверующих людей приводит в Церковь или на евангелизационное собрание не желание услышать проповедь, а возможность послушать хорошую музыку. Настоящая поэзия может помочь человеку глубже понять библейские истины, чем иная проповедь.
Музыкальное и поэтическое служение в Церкви не менее важное, чем служение проповедника или евангелиста. Поэтому то, что Библия говорит о служителях нужно относить также и к тем людям, которые своим творческим даром служат в Церкви.
Творческий дар, который получает христианин – это талант, о котором говорится в притче из Евангелия от Матфея. Талант требует большого труда, его необходимо развивать. Если не прикладывать никаких усилий для развития своего дара, то это-то же самое, что «закопать талант в землю». Фонограмма не развивает талант, а показывает, что христианин сам по себе ничто, а где ничто - там пустота, а пустоту никак, как говорят «у меня нет подходящего голоса для пения» тогда это не твоё не пой под фонограмму не позорь себя перед Богом. И, Господь за это не похвалит, а назовёт лукавым и ленивым рабом. Когда мы слышим или видим произведение – это не только то, что получено от Бога даром, но и большой труд найди свой талант в действии прославлении.
Таким образом, если кто-то считает, что творческий человек, получивший свои способности даром, должен отдавать результаты своего труда бесплатно, значит и он сам должен работать бесплатно, потому что и у него есть талант от Бога, который он получил даром и, благодаря которому он приобрёл свою профессию.
Надо сказать, что музыка в церкви остается вне поля внимания со стороны руководства церквей и старшего поколения, которые, практически, не принимают в ней участия, не считая музыку серьезным служением, а чем-то второстепенным, не совсем обязательным. Это так называемое пение под фонограмму. Приемлемо ли компьютерное – электронное - магнитофонное музыкальное служение в церкви? Применение этих различных электронных приспособлений искажают сущность музыкального служения. Ведь порой дело доходит даже до обыкновенного обмана, когда на пленку записывают не только аккомпанемент, но и пение. Выходят, например, три брата на одном из служений, берут в руки микрофоны и для славы Божией и для назидания присутствующих старательно открывают рты. И мало кто обратил внимание, что три брата «поют» на четыре голоса. Четвертый из записанных на пленке не смог быть в тот день. В основном, конечно, записывается только сопровождение. И мы слышим пение под насыщенный, богато и грамотно спрограммированный аккомпанемент. Воспринимаем это своими чувствами. Привыкаем и не замечаем, что душа наша не воспламеняется молитвенным восторгом, и дух не возвышается к Богу порывом благодарности и славы. Происходит обесценивание духовных ценностей, и даже изменение терминологии.
Заметьте! Теперь, не говорят: «что музыканты благословенно играли: или проникновенно и трогательно звучали скрипки и т.д.». Но говорят, «что звучало мощно, насыщенно красиво», а, то и «обалденно» (бывает, к сожалению, и такое). А что звучало, толком и не знаем. Вместо названий инструментов мы говорим просто и довольно-таки понятно: клавиши. И нажимают музыканты клавиши, поют под звуки магнитофона или синтезатора и думают, что владеют музыкальным орудием, как Давид. Фонограмма – красиво, насыщенно, богато, но искусственно, синтетически, ненатурально, как пышный букет красивых, но бумажных цветов.
Насколько больше воздействовало на души пение под натуральный аккомпанемент. Дуэта скрипок и пиано в зале церкви, где Дух Святой через эти звуки проникал в глубину души, нежно касаясь сердечных струн. И наш дух в унисон с музыкой восторгался к Богу, нежели под богато озвученное магнитофонное сопровождение в церкви, когда духовная сущность пения и музыки пробивалась к слушателю через магнитофонную пленку искусственности и артистизма.
Путь развития церковной музыки должен проходить не по электронно-магнитофонным клавишам, а по натуральным духовным ценностям. Тогда, «и воспела Мариам», под звуки тимпанов вознесется победная песнь Господу» - /Исх.15.21/, по обычаю того времени выражали радость.
Как при игре Давида злой дух не будет иметь места: «играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал» - /1Цар.16.23/, Музыка Давида была целебным средством для Саула. Музыка имеет естественную склонность успокаивать и воодушевлять разум, когда он опечален и обеспокоен. Жаль, что музыкой, которая может благоприятным образом воздействовать на расположенность разума, иногда злоупотребляют фонограммой для поддержки суетности и расточительности.
«И поющие и играющие, все источники мои в тебе» - /Пс.86.7/. Честь Сиона и честь евангельской Церкви возвысится, если Богу будут служить и поклоняться с радостью. Источники радости плотского, мирского человека заключаются в богатстве и удовольствиях, а источники радости благодатной души заключены в слове Божьем и молитве.
Тогда музыка сердец наших будет возвещать миру великую радость во Христе, как ангельская песнь в Рождественскую ночь: «я возвещаю вам великую радость» - /Лк.2.10/. А что фонограмма пения возвещает в церкви благоприятную обстановку радости? Что-то мало вероятности в этом» - /Александр Монтик - богослов/.
Мартин Лютер писал: «Я не нахожу удовольствия в человеке, который презирает музыку. Музыка – это не человеческое изобретение; это – дар Бога. Я ставлю ее в один ряд с богословием». Д. Муди отмечает: «Пение почти также может влагать в разум людей Слово Божье, как и проповедь. С того момента, как Господь призвал меня, мое понимание важности выражения хвалы Богу в песне постоянно возрастало».
И духовное искусство, и обычное человеческое искусство имеют дело с красотой. Художник-человек пришел к ощущению и пониманию, что красота в его искусстве недолговечна. Но божественный художник открыл нечто совершенно другое. Он открыл, что красота - это душа-глубина. Когда человек открывает душу-глубину искусства, он вдохновлен нырять глубже. Когда он ныряет глубже, он открывает Бога-Искусство. Бог-Искусство является одновременно раскрытием и проявлением всегда превосходящего сознания Вечного сейчас. Душа-глубина искусства постоянно руководит земным сознанием и направляет его к вечно превосходящей Реальности.
«Если хочешь наслаждаться искусством, - пишет К.Маркс, - то ты должен быть художественно образованным человеком». О том же говорят первые слова Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. ...Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» - /Ин.1.1.3/. Таким образом, обоснование ценности творчества в том, что Бог есть Творец. Мы, христиане, знаем, в чем ценность искусства. Во-первых, это результат творчества, а творчество ценно потому, что Бог есть Творец. Первое же предложение Библии утверждает творческий акт Бога: «Вначале сотворил Бог небо и землю».
Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда. «Искусства оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путём нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путём к нравственности» - /Ф.Шиллер/.
«...и всякое разумение, и искусство делания...»- /Прем. 7.16/ ...и кто познал искусство ее?..» - /Сир.1.6/. «Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения». Культура Церкви - это воплощение её догматики и аскетики, воплощение богословия Образа. Культура Церкви – это нормы духовной жизни, приводящие к появлению тех или иных видимых творений духа. Критерий высоты культуры для Церкви – строгость следования Евангелию, и высота культуры – это приближенность к Богу.
На что обращал внимание кардинал Николай Кузанский: «Творческое искусство, которое человеку выпало счастье принимать как гостя в своей душе, не тождественно искусству в сущностном смысле, то есть Богу Самому, — оно есть лишь способ передачи того искусства и участия в нем». Поэтому, чем лучше художник сознает свой «дар», тем больше он склонен смотреть на самого себя и весь травный мир взглядом, способным к созерцанию и благодарности, вознося к Богу гимн преклонения. Только так можно до конца понять самого себя, свое призвание и миссию.
Искусство - это древнейшее философское учение, это искусство, помогающее человеку обрести гармонию с миром и с самим собой. Она помогает человеку улучшить физическое и эмоциональное здоровье, изменить жизнь, сделать ее осмысленной и красивой, обрести счастье. «Искусство - явление Божественного откровения и в этом качестве дано Богом, чтобы показать красоту Божьего смысла мира» - /Н. Лосский/.
Какое место должно занимать искусство в христианской жизни? Может быть, искусство, особенно живопись и музыка, - это лишь способ открыть лазейку в мирскую жизнь? Мы знаем, что поэзию можно использовать для восхваления Бога, скажем, в псалмах или даже в современных гимнах. Но как быть со скульптурой или драмой? Есть ли им место в христианской жизни? Или христианин должен сосредоточиться только на строго «религиозных вещах» и забыть об искусстве и культуре?
Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. И духовное искусство, и обычное человеческое искусство имеют дело с красотой. Художник-человек пришел к ощущению и пониманию, что красота в его искусстве недолговечна. Но божественный художник открыл нечто совершенно другое. Он открыл, что красота — это душа-глубина. Когда человек открывает душу-глубину искусства, он вдохновлен нырять глубже. Когда он ныряет глубже, он открывает Бога-Искусство. Бог-Искусство является одновременно раскрытием и проявлением всегда превосходящего сознания Вечного сейчас. Душа-глубина искусства постоянно руководит земным сознанием и направляет его к вечно превосходящей Реальности.
То же самое — в музыке. Христиане, которые сочиняют «христианскую» музыку, не нужны? Что нужно — так это чтобы христиане сочиняли лучшую на свете музыку и чтобы через это весь мир мог познать подлинность, глубину и истину христианства как действительности, данной в ощущениях, а не как лавину штампов, приспособленных к поп-музыке, которые сводят на нет все самое главное в этой богатой всеобъемлющей религии.
Католический мыслитель Жак Маритен сформулировал это очень емко: «Бог не ждет от нас «религиозного» искусства или «католического» искусства. Он ждет от нас собственно искусства, которому мы отдадимся до конца».
«Искусство в том и состоит, чтобы заплатить высокую цену страданием, потому пройти через ожесточение и в результате завоевать возможность вернуться назад, снова обретя утраченную чистоту сердца» - /Агата Кристи – мастер детективов/.

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 244 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Являются ли вера и покаяние делом Божьим или делом человека - Геннадий Гумилевский

Закрытые двери - Ксения Жифарская

Молись, еще не поздно - Люба Охман

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Волею Бога живём - Леонид Олюнин

Поэзия :
Как то спросил меня друг мой. - Владимир Савушкин

Проза :
Жертвоприношение - Богдан Мычка

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100