Для ТЕБЯ - христианская газета

Томление духа
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Томление духа



А томление духа это тоска по недостижимому идеалу, по высшей истине, которую нельзя отыскать в этой низменной и суетной жизни. Характерное для христианства смутное томление по недостижимому идеалу, по высшей действительности, по совершенной гармонии жизни и искусства, которую христианство не ищет, а стоит на месте: топ, топ шагом топ. Отчего и происходит не рост, а тоска жизненная. «Томящиеся» люди не больны, но и сказать, что они хорошо себя чувствуют, нельзя. Они не испытывают радости, веселья или интереса, чувствуют эмоциональный застой, монотонность и пустоту.
Томление Духа – это состояние душевной изнеможенности, которое возникает из-за недостатка покоя, раздражительности, тревоги и беспокойства. Человек, находящийся в таком состоянии, не может сосредоточиться на своих делах и ощущает усталость, несмотря на отсутствие физической активности. Причина томления Духа – это чрезмерная суета. Суета – это постоянное беспокойство и беспорядок в мыслях, которые мешают сосредоточиться на своих делах и ведут к эмоциональной изнуренности. Чем больше суеты и беспокойства, тем больше вероятность томления Духа, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья.
Интересно, что слово «томление» имеет синонимы в других языках. В английском языке существует слово «languor», которое также описывает состояние усталости и апатии. Во французском языке есть слово «langueur», которое имеет похожее значение. Это говорит о том, что такое состояние усталости и безразличия к жизни является универсальным и присущим людям в разных культурах и языках.
Томление духа - понятие, имеющее глубокое значение символический смысл и проникающий во многие сферы жизни имеет для духовного развития человека. Это состояние, когда душа испытывает глубокое неутоленное желание, жажду саморазвития, постижения истины и усовершенствования. Томление духа является одной из основных движущих сил в развитии личности и общества. Оно подталкивает нас к поиску истины, осознанию своих ценностей и установок. Благодаря томлению духа мы становимся более ответственными, целеустремленными и востребованными. Оно помогает нам развивать свои таланты и способности, а также дает возможность насладиться самим процессом постижения знаний и достижения новых личностных, вершин.
В нашей современной жизни мы постоянно сталкиваемся с суетой и стремлением к материальным благам. Однако если мы остановимся на мгновение и обратимся к учениям и проповедям Иисуса, мы обнаружим, что в этом мирском томлении духа нет ничего, кроме временных и пустых удовольствий.
«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» - «и погоня за ветром». - Всё что делается под солнцем – погоня за тем, чего невозможно достичь, как невозможно догнать и поймать ветер» - /Еккл.1.14/. стремление ветра, затея ветряная или погоня за ветром. Он обнаружил, что чем больше наблюдал за делами, какие делаются под солнцем, тем больше убеждался в их суетности; более того, это созерцание часто приводило его к томлению духа: «Видел я все дела этого мира, наполненного бизнесом, наблюдал, чем занимаются сыны человеческие; и вот, что бы люди ни думали о своих занятиях, но я увидел, что все — суета и томление духа!» Он еще раньше назвал все суетой (ст.2), ненужной и бесполезной, не приносящей нам блага; а здесь он добавляет, что она сопровождается томлением духа, беспокойством и вредом, который наносит ущерб. Это все равно, что пасти ветер - читают некоторые /Ос.12.1/.Ефрем пасет ветер (raah ruaсh) и гоняется за восточным ветром. Назвав все дела человеческие пасением ветра или погоней за ветром, Екклезиаст указывает на ничтожность, призрачность их результатов в смысле достижения прочного счастья.
Томление духа — это состояние, когда мы чувствуем упадок сил, снижение энергии и снижение интереса к жизни. Часто оно сопровождается чувством усталости, безразличия и потери мотивации. Томление духа может быть вызвано стрессом, переутомлением, недостатком позитивных эмоций или переживанием трудностей в жизни.
«И все суета сует и томление духа» - говорил царь иудеев, самый богатый, самый могущественный. Он тщетно старался внешними средствами избавиться от этого томления, строил города, умножал богатство, искал утешение в радостях плоти, окружал себя поэтами и философами… но не смог. Ничем внешним нельзя избавиться, от этого томления, ибо оно внутри. И прогресс в этом отношении ничего не принес нового. Самые любимые кумиры людей, богатейшие и знаменитые, заканчивали жизнь самоубийством. Ничто их не спасало от этого томления духа, от этой буквы. Наркотики давали лишь кратковременный результат, временное забытье, лишь приближая смерть. Жизнь словно зло пошутила над ними. Выбравшись на самый верх, они увидели, что обмануты, обнаружили, что душевная мука осталась и даже стала интенсивнее, ибо рассеялись иллюзии. Ведь большинство людей верят в этот миф, что для счастья им нужно нечто конкретное - ну, счет в банке, удачная карьера, комфортная жизнь. Почему люди, достигшие всего этого целиком, заканчивают жизни самоубийством? Почему в Швейцарии, самой благоприятной стране мира, самое большое количество самоубийств? Все по той же причине – нельзя ничем внешним изменить то, что по сути внутреннее. Томление Духа нельзя побороть золотом или звуками аплодисментов. И где-то даже счастливы те, кто не достигает всего, у кого всю жизнь остается эта иллюзия, что есть некая ступень богатства, знаменитости, власти, которая им необходима для счастья. Только взошедшие на самый верх, или рожденные на этой ступени понимают, что дворцы и слуги - не лекарство от этого. Экклезиаст и Гаутама – вот два царя, два примера. Книга первого полна отчаяния, пессимизма. Он не смог избавиться от неприятного ощущения, от томления. А Гаутама – смог. Смог, ибо не строил новых дворцов, не старался купить знание у философов, или найти забвение в музыке и пирах… Он занялся тем, что изучил проблему. Чтобы вылечить болезнь, во-первых нужно его определить. «Назовите болезнь болезнью и она оставит вас» - говорил другой мудрец, Лао Цзы. Будда обнаружил корень, причину несчастья, томления.
Ибо всё суета и томление духа, и благо тому, кто понимает сердцем преходящую сущность земных вещей. Ибо он воистину утончил сердце. Сердцем прозревшим проходим через жизнь. Ибо сердце – судья. Оно, и только оно, может разорвать покрывало Майи. Ибо глазами сердца видим сквозь завесу иллюзий. Сердцем и в сердце утверждаем свободу от цепей и власти низших энергий.
Слово «суета» в дословном переводе с еврейского — «бессмысленность». Но кроме этого — «пар», «дым», «колебание», «испарение». То есть все то, что недолговечно, что исчезает. И Соломон говорит, что все в этом мире исчезает, все недолговечно, ни на что нельзя положиться»
Священник, который, использует спирт в качестве новых мер дезинфекции, опошляет и низвергает всю духовную суть Причастия и спасения. Суетой и возней с одноразовыми ложками и окунанием лжицы. В традиции Богослужений православия лжица символизирует собой клещи в спирте, такие священники несут томление духа к Истине. Томление есть пленение - оковы.
Сами дела, которые мы видим, представляют собой суету и томление для тех, кто занят ими. Люди так много заботятся, обдумывая свой мирской бизнес, так много трудятся, чтобы осуществить задуманное, так много переживают из-за разочарований, с которыми сталкиваются, что мы можем справедливо сказать: «Это томление духа».
Это зрелище для мудрого наблюдателя представляет собой суету и томление духа. Чем больше мы наблюдаем за этим миром, тем больше беспокойства он в нас вызывает, как и у Гераклита, смотревшего на все глазами, полными слез. Соломон глубоко осознал, что познание мудрости и глупости - это томление духа.
«И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа» - /Еккл.1.17/. Сами дела, которые мы видим, представляют собой суету и томление для тех, кто занят ими. Люди так много заботятся, обдумывая свой мирской бизнес, так много трудятся, чтобы осуществить задуманное, так много переживают из-за разочарований, с которыми сталкиваются, что мы можем справедливо сказать: «Это томление духа». «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» - /Еккл.2.11/.
Это зрелище для мудрого наблюдателя представляет собой суету и томление духа. Он раздражался, видя многих мудрецов, которые не использовали свою мудрость, и видя многих глупцов, не боровшихся с глупостью. Он, познавший мудрость, возмущался, видя, как далеко она находится от сынов человеческих, и видя глупость, крепко привязавшуюся к их сердцам.
Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это — суета и томление духа!» - /Еккл.2.26/
Подлинный признак пастырства - томление, которым томился Христос. «Был томим днем от зноя, а ночью от стужи; и отходил сон от глаз моих» - /Быт. 31.40/. Сколько томится в ожидании Утешителя, в чаянии Духа. Сердце томится о небывалом. И потому так грустно о. Флоренскому в истории, — некая истома грусти овладевает им, и душа вся вытянута к еще не наступившему мигу. И, от тоски о. Флоренский переходит к славословию. Его томление разрешается в созерцании Софии: «есть объективность, это Богозданная тварь»… Упование о. Флоренского не в том, что пришел Господь, и Бог стал человеком, но в том, что от самого творения и по природе «тварь уходит во внутритроичную жизнь». А над крестом Христа тяготело Божье проклятие, заставлявшее Его скорбеть и тосковать в страданиях. Его скорбь под крестом была источником их радости.
Его жалоба на Свои страдание. Находясь под гнетом тяжелых душевных переживаний, Христос идет к ученикам /Мат.26.38/ и: Он извещает их о Своем состоянии. Христос говорит им здесь: «Душа Моя скорбит смертельно...» Обремененный дух получает некоторое облегчение, когда рядом оказывается друг, которому можно открыться и излить свою печаль.
Что было вместилищем Его печали. Этим вместилищем была Его душа, находившаяся теперь в борении. Это доказывает, что у Христа была настоящая человеческая душа, ибо Он страдал не только телом, но и душой. Какова была мера Его скорби. Он сильно скорбел, - был объят скорбью со всех сторон. То была крайняя, наивысшая степень страдания - смертельная скорбь, скорбь убивающая, такая, какую простой смертный не мог бы перенести и остаться в живых. Он был готов умереть от печали: то были смертные страдания.
Какова была ее продолжительность. Она будет продолжаться до самой смерти. «Моя душа будет скорбеть до тех пор, пока она будет оставаться в этом теле. Я не вижу никакой иной отдушины, кроме смерти». Теперь Он только начал скорбеть и не перестал до тех самых пор, пока, наконец, не воскликнул: «Свершилось» - /Иоан.19.30/. так это заострено в лирике Шелли: «Я охвачен томлением, я погружаюсь, я трепещу, я испускаю дыхание!». «Кто познал Его, становится мудрым, и ища Его пускаются в путь аскеты, в томлении по (иному) краю».
Это устремление взора вперед. Столь характерное для миросозерцании пророков и вообще Ветхого Завета, есть выражение томления - полусознательного или сознательного. Потому, что имеет совершиться: религиозного томления, устремленного на историю мира, на грядущее проявление величия и славы и милосердия.
Наша истинная сущность, наше истинное «я» томится в нем, как пленник, как бессильный, жалкий калека, скованное цепями смерти и мучительных, все новых возрождений, как человек, опьяненный злыми чарами, волшебным зельем наваждения и обмана.
Струя томления очень заметна в Ветхом Завете. С одной стороны это (на фоне вообще очень, положительного отношения к земным благам, как к дарам Божиим, получаемым человеком) — крик глубокой неудовлетворенности всеми благами мира в «Екклезиасте»: «все — суета сует и томление духа». Во всей мировой литературе может быть нет других таких слов скорби равных этим по красоте и по силе тоски.
Наряду с этим томлением - по общению души о Богом живым, есть и другая струя томления: по спасению общенародному, и более того - всечеловеческому и всемирному, по Князю Мира, - то что называется - и правильно называется - «мессианскими чаяниями» Ветхого Завета. Ожидание и чаяние, что Бог посетит людей Своих.
Это томление по грядущему «покою», по грядущему Царству Мира и Правды, «Крик души или длительная неумолчная тоска. И вырастает это не только из негативных предпосылок: пустоты, зияющей пропасти души, зияющей пропасти, окружающей нас со всех сторон, и нечем ее заполнить! Не только из желания заполнить эту пустоту возрастает христианское томление, нет — есть еще более глубокие, подсознательные или сверхсознательные корни: есть неясное, смутное ощущение или предощущение радостного преизбытка, все удовлетворяющей полноты и радостного, творческого Мира. Он есть! - и душа как-то чует это, и потому и хочет прикоснуться к Нему.
Говоря словами апостола Павла, мы жаждем «не совлечься, а облечься», т.е. не столько избавиться от пустоты, сколько прикоснуться к тому, что есть Жизнь переизбыточествующая, и утолить жажду души нашей, припав к Источнику Жизни. Можно поэтому сказать вместе со многими, христианскими и вне–христианскими: что активность здесь двойная: наше искание, наше томление, и Его зов, пускай лишь смутно нами ощущаемый (но в глубинах нашего существа он есть стержень духовного бытия нашего). Его зов, предваряющий наше томление. Наше томление рождается из Его зова. Так говорят праведники и религиозные искатели, искавшие, Его и хоть издали ощутившие Его».
Поиск и священное томление души - чувства, которые всегда будут с человеком и от которых нельзя избавиться. Единственный выход - Иисус научает нас обратиться к более глубокому и бессмертному аспекту нашей жизни - духовности. По пути, направить их в естественное русло, который называется праведный путь во Христе.

Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.




Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 172 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Ночная молитва - Надежда Лееуве

Евангелие и Христос - Михаил Пушкарский

Судьба человека - Николай Николаевич

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Когда без веры в сердце жил - Владимир Фицев

Поэзия :
Отважный капитан. - Андрей Краснокутский

Поэзия :
Он печется о нас - Богданова Наталья

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100