Для ТЕБЯ - христианская газета

Рождение скуки
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Рождение скуки



Скука - состояние душевного томления, уныния, тоски от безделья или отсутствия интереса к окружающему.
Вы не были у не регистрированных баптистов, где скучно настолько, что кажется, они Богу служат скукой. Песни: «О, радости» поют медленно и со скорбью. Наша скука - потеря радости удивления. Да и богослужения баптистов церкви скучные и духовно-слабые.
Словом «скука» может быть передано общее отвращение к жизни. Мгла жизни, связанная с внешней ее формой — непригодностью для человеческого существования: «…им представлялся длительный вечер, потом длинная, темная ночь, скука, неудобство их постелей, тараканы, утренний холод. И, прислушиваясь к метели, которая выла в трубе и на чердаке. Они оба думали о том, как всё это не похоже на жизнь, которой они хотели бы для себя и о которой когда-то мечтали…» - («По делам службы»).
Вспомним пушкинского Мефистофеля: – «Мне скучно, бес...» – приобретают, в свете этого, символическое значение: чтобы избавиться от скуки, иной человек готов прибегнуть к помощи дьявола. Что делать, Фауст? Таков вам положен предел, Его ж никто не преступает. Вся тварь разумная скучает: Иной от лени, тот от дел; Кто верит, кто утратил веру; Тот насладиться не успел, Тот насладился через меру, И всяк зевает, да живет. И всех вас гроб, зевая, ждет. Зевай и ты».
Скука есть одна из оборотных сторон человеческой одарённости. Но, конечно, если скука – одна из человеческих привилегий, то это – и похвала скуке была бы не больше чем оригинальным парадоксом, ибо в скуке и окружающая среда, и самое «я» скучающего ощущаются, как нечто вызывающий к себе неприязнь, надоевшее, достойное осуждения. При этом эта постылости, не достигает слишком острой степени, ибо с остротой ощущения скука потеряла бы свою скучность, превратилась бы в тоску, в которой есть стремление к ведомым, или неведомым ценностям. Но для скуки характерно именно отсутствие остроты ощущения – некая застылость эмоций.
Оргии холодного разврата, не скрашенного никаким живым чувством, хорошо показаны в итальянском фильме «La dolc evita», где герои и героини буквально заживо разлагаются от скуки. При утрате ощущения индивидуального смысла жизни, яд скуки может отравлять все радости и наслаждения жизни. В таком случае даже эротическая страсть может таить в себе скуку, как об этом свидетельствует Блок – поэт, прошедший через опыт скуки: «Но ты меня зовёшь, Твой ядовитый взгляд иной пророчит рай. Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай – бездонной скуки ад».
Вообще говоря, называть скуку адом есть поэтическое преувеличение, ибо есть состояния невыносимее скуки – угрызения совести, отчаяние, глубокая депрессия и т. д. Но в нашем понимании скука и есть разреженная депрессия. В скуке есть момент угрызения совести за неумение или нежелание выйти из порочного круга внутренней пустоты. В этом смысле можно иногда говорить об «угрызении скуки».
По существу, скука есть одна из форм злоупотребления свободой, но не активная, а пассивная форма этого злоупотребления. Верно, что мы не делаем скуку – она сама приходит к нам, но лишь когда пустующая душа готова для встречи этой серой гостьи. Скучающий слеп к живым ценностям, в моменты скуки он преисполнен безверия. Поэтому скука есть скрыто-атеистическое состояние духа.
Скука есть ощущение бесплодно и напрасно текущего времени. Самое это течение воспринимается как затяжное, длинное – и недаром по-немецки скука называется die Langeweile.
Время есть живой поток длительности, творческой изменчивости. Но в скуке время воспринимается как равнодушное, автоматическое течение или, выражаясь образно, как гниение живого времени. Гложущая изнутри скука есть симптом разложения личности, по крайней мере, какого-то её аспекта. Поэтому выражение «смертельная скука» («скука смертная») есть не только яркое описание состояния этого смерти подобия, но и довольно точная характеристика «косвенной встречи с небытием», в которой заключается метафизическая суть скуки.
Среди обсуждения современной жизни кто-то пожаловался на скуку, но другой собеседник воскликнул: «Какой же Вы скучный человек!» Жаловавшийся на скуку начал уверять, что он-то лично не скучен, но обстоятельства его жизни так однообразны и бесцветны, что не он, но обстоятельства жизни скучны, разве в баптистской церкви служение однообразны, монотонны, и скучны. А Христос сказал: «Радуйтесь и веселитесь» - /Мат.5.12/. А где эта радость в церкви на собрании? Одна мрачность скука и тоска.
Между тем другой собеседник продолжал настаивать, что не может быть в жизни, в природе, таких обстоятельств, которые порождали бы скуку. Он говорил: «Мы сами рождаем в себе эту мертвенность, которую мы называем скукою. Мы сами скучны, а вовсе не жизнь, вовсе не природа».
В христианской традиции хроническая скука была «acedia», грехом, который является чем-то вроде протоленичности. «Полуденный демон», как назвал его один из ранних хронистов, относится к состоянию одновременной вялости и беспокойства и часто приписывался монахам и другим людям, которые вели уединенный образ жизни. В эпоху Возрождения она превратилась из греха, вызванного демонами, в меланхолию, депрессию, вызванную слишком интенсивным изучением математики и естественных наук; позже это была французская скука. Но современные психологи считают, что скука может быть намного сложнее.
Уместно, что Диккенс ввел в обиход слово «скука», поскольку литература изобилует персонажами, для которых скука стала опасно экзистенциальной (вспомните Анну Каренину или Джека Торранса в «Сиянии»). Бесчисленные романы 19-го и 20-го веков показали, что у скуки есть гораздо более темная сторона, что она может быть чем-то гораздо более похожим на депрессию. Скука также может усугубить существующее психическое заболевание. И, согласно, по крайней мере, одному исследованию 2010 года, люди, которым легче всего наскучить, в два с половиной раза чаще умирают от болезней сердца, чем люди, которым это не наскучило.
Почему - неясно. Возьмем депрессию: «Одна возможность состоит в том, что скука вызывает депрессию; другая - что депрессия вызывает скуку. Третья - что они взаимно обусловлены; - что скука является эпизодическим явлением или другим компонентом депрессии; и - что есть еще одна третья переменная, которая вызывает и скуку, и депрессию», - объясняет доктор Джон Иствуд, клинический психолог из университета в Торонто. «Итак, мы находимся на самых начальных этапах попыток разобраться в этом». «Я совершенно уверен, что когда людям скучно, их мозг находится в другом состоянии». «Но вопрос не только в том, находится ли ваша мысль в другом состоянии, но и в том, что это говорит нам о том, как работает мысль и как работает внимание».
Скука может быть результатом сочетания факторов – ситуации, которая на самом деле является скучной, предрасположенности к скуке или даже признаком лежащего в основе психического состояния. То, что это говорит о том, как работает мозг, требует дополнительных исследований.
Почему скука полезна для вас? Должна быть причина для скуки и почему люди страдают от нее; одна из теорий гласит, что скука - эволюционный родственник отвращения. В книге Тухи «Скука: живая история» автор отмечает, что когда писатели, начиная с Сенеки, говорили о скуке, они часто описывали это как своего рода тошноту или недомогание. Роман известного писателя-экзистенциалиста 20 века Жан-Поля Сартра об экзистенциальной скуке, в конце концов, назывался «Тошнота». Даже сейчас, если кому-то что-то наскучило, он «устал от этого» или «сыт по горло». Итак, если отвращение - это механизм, с помощью которого люди избегают вредных вещей, то скука - эволюционная реакция на вредные социальные ситуации или даже на их собственное погружение в депрессию.
«Эмоции существуют для того, чтобы помогать, нам реагировать, регистрировать и регулировать нашу реакцию на стимулы из окружающей среды. Следовательно, скука может быть своего рода системой раннего предупреждения. «Обычно мы не воспринимаем это как предупреждение, но дети воспринимают, они изводят вас, чтобы вытащить из ситуации». И хотя избавление от скуки может привести к крайним мерам по ее облегчению, таким как прием наркотиков или внебрачная связь, это также может привести к позитивным изменениям. Скука нашла себе приверженцев в лице тех, кто рассматривает ее как необходимый элемент творчества. В 2011 году Манохла Даргис, кинокритик из «Нью-Йорк Таймс», выступила в защиту «скучных» фильмов, а может быть и скучных церквей заявив, что они предлагают зрителю возможность мысленно побродить «в облаках»: «В блуждании может быть откровение, когда вы медитируете, впадаете в транс, блаженствуете, наслаждаетесь своими мыслями, размышляете».
Такие люди будут стараться и окружающих их вовлечь в те же ложные обсуждения своей тягости. Они даже не подумают, что рождение скуки происходит исключительно в них самих.
Среди лекарств, противодействующих такому эгоистически-безвольному состоянию, конечно, прежде всего, будет развитие искусства мышления и умения приобщаться к природе. Много раз настойчиво описывалось искусство мышления, которое должно быть воспитываемо и образовываемо. Так же точно нужно уметь приобщаться к природе. Каждому приходилось видеть несчастные типы людей, для которых совершенно закрыта книга Библия природы. Перед ликом природы, полным несказанною прелестью, они будут играть в карты или мечтать о «прелестях» городской жизни. Они будут доходить до такой несоизмеримости, что прекрасную природу они будут готовы предать для ужаса и извращения церкви.
Можно себе представить, какие настоящие извращения организма, какие патологические судороги происходят, когда нечто ценное и прекрасное затемняется условным и разлагающим. Ведь сердце человеческое болезненно корчится от всего неестественного. Сердце не скажет своих ощущений в земных словах, но каждый удар по сердцу останется на многие жизни. Одним из самых болезненных ударов по сердцу, конечно, будет внедрение понятия скуки. Этой мертвенности сердце не выдерживает.
Следует во всех просветительных учреждениях, от младших классов, всеми мерами изгнать понятие скуки. При этом заполнение времени не должно быть чем-то чисто механическим. Нужно, чтобы времени действительно не хватало на действия и на мышление. Что может быть увлекательнее, нежели мышление и творчество перед ликом природы. Эта радость может происходить при самых различных работах, ибо настоящее мысленное творчество лишь поможет качеству каждого труда.
Столько раз говорилось о противоположениях Востока и Запада, которые уже понимались не в смысле географическом, а в смысле основной психологии. И в то же время каждый отлично чувствует, что никаких противоположений нет и быть не может, ибо как здесь, так и там должно быть внутреннее стремление к живительному синтезу. В этом синтезе доброкачественности, терпимости и творчества не найдется ни малейшего места для безвольного проклятия, именуемого скукою. Нужно ли о скуке говорить, если она так мертвенна и мерзостна? Как же не нужно, если это слово так часто повторяется и старыми, и малыми. Скучающие типы даже стараются облечься в позу какой-то ультра-современности. По неразумию они полагают, что окружают себя каким-то неразгаданным, таинственным ореолом, а на самом деле они остаются просто скучными, не применившими себя к жизни отбросами. Если в какой бы то ни было, форме проявится зло, не пытайтесь замолчать. Этот гнойник лишь создаст целую гангрену. Спешите отсечь это вредное понятие скуки как можно скорее, как можно решительнее. Скучающий тип боится быть осмеянным, а в то же время он, прежде всего, смешон в своем заблуждении. Лохмотья скуки уже будут каким-то чудовищно нелепым шутовством. Гранд Гиньоль! И кому же захочется быть в этом страшном шутовстве?
Итак, пусть ехидна скуки не осмелится приблизиться ко всему образовательному, просветительному, ко всему культурному. Все те, кто особенно чувствуют нелепость этого скверного понятия, пусть дружными усилиями извлекут все его зародыши. Поистине, скука не в окружающих обстоятельствах, не в жизни, но в самих людях.
Может ли скука быть хорошим чувством? Вряд ли. В Библии сказано, что «всё познаётся по плодам», а какие плоды приносит скука? Какие угодно, но только не полезные. Скука не рождает доброго, но слишком часто рождает грех и похоть: человек начинает искать острых ощущений, как правило, находя их в грехе. Поддавшись скуке, вы не тянетесь к тому, что предлагает вам Бог через Иисуса Христа. В этом состоянии человеком руководят, как обычно, «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Скука рождает пустоту в сердце, которую нужно непременно чем-то наполнить. И утолить эту безумную жажду невозможно.
Так что же такое скука? Скука - это не просто безделье, это пустота души. Вакуум, образующийся от нашей без духовности. Вначале - апатия, а затем страшный голод, обрушивающийся на твою душу. Этот голод становится самим твоим естеством и постепенно начинает руководить тобою. Особенно понятно это стало в последнее время. Время великой без духовности и опустошения. Удалив из своей жизни Бога, мы получили в результате ужасную пустоту души, одним из проявлений которой стала скука.
Откуда же она берётся и что происходит с человеком, когда он поддаётся скуке? Ответ неоднозначен, но, на мой взгляд, скука - это прямое следствие того, что человек отступил от Бога. Если Бог в сердце, то пустоты там быть не может. В присутствии Бога человек испытывает покой, умиротворённость, Он знает, для чего живет и чем ему заняться. Вряд ли Адам скучал в раю, и вряд ли мы будем скучать в Царстве Небесном. Скука - это земной удел, порождённый грехом. Этот стих говорит «Тоска на сердце человека подавляет его» - /Прит.12.25/ о причине и последствиях меланхолии. Она представляет собой тоску на сердце человека; это бремя забот, страха и печали, которые воздействуют на дух и угнетают его. Она не дает ему возможность проявить себя энергичным в порученном деле или стойким в трудностях, подавляя, подчиняя и угнетая человека. Подавленные меланхолией люди не могут совершать свой долг или утешаться родством, условиями проживания или общением. Поэтому склонные к ней люди должны быть бдительны и молиться против нее.
Об исцелении от тоски: доброе слово от Бога, воспринятое с верой, развеселяет его. Это слово говорит: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя». Благое слово Божье, Евангелие, предназначено для того, чтобы развеселить уставшее и обремененное сердце /Мат.11.28/, а служители должны помогать, людям быть, радостными.
Когда вдруг вы почувствуете пустоту в своей душе, почувствуете, что вам чего-то не хватает, воззовите к Богу. Потому что на самом деле эту пустоту может заполнить только Иисус Христос.
«Христианину не должно быть скучно ни при каком деле. Скука появляется, когда в делаемом деле я не ищу Христа. Поиск великих дел и презрение к делам малозначительным — тревожный сигнал о том, что вектор христианина направлен не в Господа, а во внешнее. Но, найти Христа во внешнем можно лишь отыскав Его внутри. А это возможно при любых обстоятельствах и делах, если в наличии имеется твёрдое желание и усердие к этому. Сам поиск и размышления о том, как сие дело может приблизить меня к моему Спасителю, уже отгоняет всякую тень скуки. Не говоря уже о том, что бывает, если Христианин находит Христа. С Господом скучно никак быть не может».

Источники: Библия. Н.Рерих – писатель, философ. Мэтью Генри – толкователь.













Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 59 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

О понятии совести в христианстве - Геннадий Гумилевский

Християнство і поезія - Галина Манів

Суеплётство мира сего - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Проповеди :
На все є свій час - Владимир Андрощук

Поэзия :
Что есть душа? - Alexander Schmidt

Поэзия :
Ты избавил меня от смертельного ада. - Валентина Велькер
январь 2009 года

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100