Для ТЕБЯ - христианская газета

Фильм "Остров"
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Фильм "Остров"


Фильм "Остров" Павла Лунгина получил массу наград на кифестивалях, активно рекламировался по центральным телеканалам.
И одн действительно получился неплохим. Красивые беломорские пейзажи, известные актеры, которые хорошо играли, красивая музыка... Фильм получился.
Но "Остров" рекламировали не только как хороший фильм. Его рекламировали как хороший ПРАВОСЛАВНЫЙ фильм.
Здесь, хотя были и противоположные мнение, восторжествовал взгляд на "Остров" как на первое удачное, не лубочное православное кино.

Однако, как мне кажется, несмотря на все свои достоинства, фильм этот сыграл не лучшую роль. Он еще более способствовал сращению в сознании людей православия и юродства, православия и старчества, православия и целительства.
В самом деле, каков главный герой фильма? Ведь он преподносится нам как образец подлинной духовности, по нему в фильме соизмеряется весь остальной монастырь - настоятель хороший, потому что сочувствует отцу Анатолию, а другой, который отца Анатолия не любит - плохой и завистливый.
Отец Анатолий - юродивый, мажущий ручку двери сажей, кидающийся головешками, кукарекающий с колокольни... Большую часть фильма к нему приходят миряне: одна благословения на аборт просит, другая за своего мужа покойного помолиться просит - он ей во сне является, третья своего Ванюшку тащит - хирурги не помогли - так может старец поможет, четвертый дочь бесноватую ведет...
Короче, перед нами - типичный знахарь и целитель. Народ теряет веру в хирургов, видит странные сны - и бежит к нашему знахарю. И знахарь помогает.
Правда, любопытная черта: мы не видим окончания ни одной истории. Может, девушка не сделала аборт, да потом сдала своего "золотого сыночка" в детдом, может быть, Ванюшка так и не оставил своих костылей, может быть, быба сдуру продала свой дом и хозяйство, но во Францию, конечно, ее никто не пустил...
Короче, нам остается только догадываться о КПД знахарских манипуляций.
В православии всегда был силен институт т.н. "старчества", с которым Церковь боролась и до сих пор борется. Людям нужен "старец", на которого можно положиться во всём. Им больше нравиться отгадывать в кукарекании и темных ответах старца свою "судьбу", чем полагаться на собственную ответственность и прилагать усилия для спасения. Под видом христианского смирения здесь скрывается безответственность и нежелание что-то сделать самому.
И в рамках христианской мысли, и в рамках христианской жизни веками был выработан рационализм и та самая рассудительность, о которой говорили Святые Отцы. Христианской духовности чуждо кликушество и брызганье слюной.
Христианский священник не будет ловить рыбу в мутной воде и выдавать сомнительные пророчества и рекомендации, опираясь на какие-то "откровения". Он может подсказать вам нетривиальный выход, но, во-первых, его слова не есть истина в высшей инстанции (а именно так воспринимают слова старца, "человека божия"), а, во-вторых, его советы вполне укладываются в рамки здравого смысла прихожанина и не требуют слепой веры. Священник, духовник помогает вникнуть прихожанину в его жизненную ситуацию и лучше ее осознать. "Старец" же занимается прямо противоположным: если священник решает и осознает проблему ВМЕСТЕ с прихожанином, то "старец" решает ее ЗА пришедшего к нему человека: не человек, а "старец" молится, человек не начинает глубже понимать свою жизнь, а лишь отгадывает и произвольно толкует полученные им "откровения" старца.
И людям нравятся "старцы". Можно целый год предаваться светскому разврату, а потом придти к старцу, получить от него "откровение" - и снова гулять. Никакой длительной работы над собой не нужно. Вопрос решается "одномоментно". Что очень удобно.

В XIX веке жил в Моске юродивый Иван Корейша (его "откровения" очень красочно описаны в одном из рассказов Лескова). Пол-Москвы, в том числе знатные дамы и их мужья, бегали к Корейше, чтобы услышать его бормотания или получить несколько бессвязных слов на бумажке. Когда Корейша умер - от водянки - его тело превратилось в отвратительную жижу. В нее с благоговением макали платочки и лоскутики, и потом хранили их как высочайшую святыню.
Конечно, отец Анатолий в фильме более эстетичен. В его гной лоскутики не макают. Но вот на могилку к нему, думаю, будут приезжать. И камушки с нее по домам растаскивать. Но это осталось за кадром. Как и многое другое. Юродства сделали как раз в той мере, чтобы позабавить современного зрителя. Никому не нужно, чтобы его стошнило на соседа в кинотеатре. Старчества тоже в самый раз. Отец Анатолий ходит чумазенький. Но это так, для виду. На самом деле, его причесали и прилизали. И в сознании многих православие опять оказалось связаным с кликушеством и юродством, только на экране юродство симпатичное.

Об авторе все произведения автора >>>

Александр Храмов, Москва, Россия
Христианский публицист.
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 9320 раз. Голосов 14. Средняя оценка: 3.79
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Станислав 2007-01-15 15:44:25
Кажется, автор не туда смотрел, или не теми глазами. По сути, все вроде-бы правильно, но не остается места для детской веры, для чудес. Как-то все у нас в протестантстве, по автору, заорганизовано.
Меня в фильме удивило другое - сделали его люди, глубоко понимающие в вере. Всегда можно сделать что-то лучше, к чему-то придраться. Вопрос в другом - стоит ли? Мне кажется, что авторы далеко поднялись над деноминационными границами - хотя и показывают православных, но эти православные - глубоко симпатичные братья во Христе. И это - главное. Фильм - не апологетика православия, наоборот, от православия земного поднимается к чему-то небесному, нашему, общему, неделимому на номинации.
 Комментарий автора:
Детскую веру давайте оставим для детей, а?
Да, и про протестантство в тексте ничего не сказано. Текст написан сугубо с православных позиций и о внутриправославных проблемах (о т.н. "старчестве")

Олег 2007-01-15 18:56:17
Вообще, если подходить к фильму с точки зрения Писания, то действительно есть к чему "придраться". Если конкретно, то к тому, какое место здесь занимает Христос. Чудеса творятся, но Христос здесь как бы и не причем. Старец настоятельно советует всем причаститься, даже тем, кто не знает, что означает причащение. А ведь Новый Завет учит, что если причащаться "не рассуждая о Крови Господней" - это значит пить осуждение себе.
Другое дело, что это всё лишь детали. У фильма есть главная тема, довольно назидательная. Смотришь и думаешь: нам показывают человека, который хоть и пророко-чудодей, однако, и он не святой. Его гнетет грех. Он относится ко греху серьезно. Хотя, момент, когда он, прощаясь, наставляет: "большого греха не делайте" это наводит на определенные мысли: почему только большие грехи делать нельзя?
Короче, все не так однозначно.
 
владимир комаров 2007-01-23 21:23:09
Режиссер фильма - большой и опытный художник, а это означает, что помимо целостного восприятия картины есть смысл прислушаться к конкретным репликам персонажей и, в первую очередь, к словам главного героя. Помните, в сцене с девушкой, просящей благословления на аборт, старец кричит ей, чтобы убиралась с ЕГО острова?
У нас у каждого свой остров, Лунгин рассказал о своем, но это не значит, что все острова такие. Я уверен, что фильм воодушевит других авторов на рассказы о своих островах, и, конечно же, среди них будут рассказы о молодых и жизнерадостных христианах, о православных предпринимателях - вообще об успешных людях, жизнь которых озарена светом Христовым. И низкий поклон Павлу Лунгину за то, что он показал, что свет этот светит и в кинематографе.
 
Ирина Баранова 2007-01-29 20:48:21
Попадает в самое серце соотнишения массовки (кино) и веры. Для многих сегодня православие является именно таким набором макияжа и спецэффектов для слезливого очищения души. Сходил в кино как в церковь - умилиться, поплакать, посмотреть на картинки.
 
Нина 2007-04-20 14:16:55
Не согласна с тем, что фильм привязывается автором к теме юродивых, к теме православия. Если воспринимать не только сюжетную линию фильма, но смотреть на картину как на художественное произведение, нетрудно увидеть, что это фильм о противоречивой душе человеческой, предстоящей перед Богом. Пейзажи - не просто антураж. Это фрагменты мироздания, созданного Творцом. И, в то же время, зеркало духовного состояния героя. Вспомните кадры Мамонова в лодке в заключение фильма. Там уже не подчёркивается его демонический профиль, фигура показана силуэтно, в анфас. Широкоплечий сосредоточенный человек уверенно гребёт вёслами, уплывая вдаль чистого голубого моря. Здесь от его фигуры веет силой, одухотворённостью - человек знает свою цель, он двигается навстречу Богу, он очищается под Ним от скверны своей души. Заметьте - в конце море совсем другое, чем в начале. Потому что оно как бы высвечивает духовное состояние героя в различные периоды. Поначалу камера постоянно подчёркивает грязную пену, выносимую волнами на берег. Очень красноречивый образ замызганной человеческой души со всеми её огрехами и грязью. А в финале море необъятное, уходящее вдаль, чистое и спокойное. Как и очищенная через многое душа старца.
В сцене освобождения женщины от бесов результат очевиден - это уже совсем другая женщина, другое лицо, без всяких ужимок и гримас. Старец-таки обладает даром чудодейственным - вопреки всей своей странности и зловредности. Это говорит ни о чём ином кроме как о величии и непостижимости Божьей любви, его доверии к человеку, которому даются дары Его силы. Господь не отворачивается от человека, который нас бы раздражал, злил, выводил из себя своими дикими выходками и причудами. Бог не ставит крест и на убийце и способен и такого очистить и освятить. А значит, и нас побуждает быть терпимее друг к другу, смотреть друг на друга как на проходящих поприще ученичества, способных ещё меняться, становиться лучше с Божьей помощью.
Фильм над-деноминационный. Для всех конфессий актуален вопрос о том, чем наполнена душа человеческая. В каждом из нас немало намешано - и дьявольское успешно уживается с Божьим.
Это фильм о величии и непостижимости Божьего промысла в жизни людей. О Высшем Судии, Который один только и имеет право судить и приговаривать каждого к своему сроку и виду наказания. Старец Анатолий, некогда "выкопавший" из угольной кучи товарища, чтобы выдать его врагам и собственноручно застрелить, за этот свой грех и "приговорён" Судией, как зэк, к кирке и угольной тачке. И эти его каждодневные унылые ходки с углём совершаются не под взглядами надзирателей, вроде бы вольно, однако под Высшим Оком, которое неусыпно ощущает на себе отец Анатолий.
Фильм о тесноте мира. Если где-то тебе аукнется, то всё равно у тебя когда-нибудь это откликнется. Все люди повязаны между собой, нет случайных отношений, всё переплетено и когда-то возвратится на круги своя, и когда-то тебе придётся за всё заплатить.
Хоть Иисус и заплатил за всё сполна, но и человеку надо испробовать страданий - иначе не изменится и не очитсится его душа.
Старец Анатолий тоже платит за все свои "выкрутасы" - и жизнью в грязной коптёрке, и хроническим заболеванием, и одиночеством...И через это же и очищается его душа.
А молитвы старца - это вообще потрясающие сцены. Они проникновенны и идут от самого его сердца. Хоть и трафаретны, когда мы их слышим уже из вторых и третьих уст. А старца Бог слышит, потому что молясь тот истинно забывает о себе и как бы растворяется в Боге. Поэтому в такие минуты мы видим перед собой просто другого человека.
В общем, фильм очень многоплановый, а не такой однозначно-православный, как может показаться на первый взгляд. Слава Богу за авторов. Похоже, что они и сами ещё больше прониклись тем, что сделали. И, хочется верить, приблизились через это к Господу.
 
Андрей 2007-05-29 18:26:07
я тут однажды по монастырскому сайту ответы читал и там был такой вопрос: "Есть ли в монастыре старцы, способные принимать помыслы? - Ответ: "Вы неправильно понимаете. Нет духовников не потому что нет людей способных открыть волю Божию. Нет духовников, потому что, нет способных принять слово Божие. Слово Божие – крестное слово, а люди не хотят этого. И потому духовники замолкают. Потому что если открыть человеку волю Божию, а он не хочет этого, то он станет богоборцем, будет сознательно распинать Христа"
 
Случайный гость 2007-10-10 08:32:37
Удивительнейше-яркий пример человеческой душевной слепоты выказываете все Вы, уважаемые христиане-писатели...
Вы живете по Заповедям Божьим, неплохо владеете Священым Писанием и зачастую умело вставляете Его цитирование к месту и в суе... поучая порой - с небиблейской гордыней - чужое инакомыслие...
Что Вы увидели в фильме "Остров"?!...
Есть народная поговорка: "Каждый видит в меру своей"... пардон, "испорченности" - в данном случае, чтобы никого не обидеть - Боже упаси! - не имелось ввиду... перефразируем на "Каждый видит в силу своей интеллектуальной образованности и душевности или духовности".
Все о чем здесь говорится - это атрибутика киношной жизни, но схожей с реальностью бытия мирского и монашествующего. Се ля ви, так сказать - и от бренности реалий никуда не деться. Сами породили, сами и вкушаем...
А суть фильма в душевности страданий главного героя - в переосмыслении собственного тяжкого жизненного проступка. Он не из тех, кто согрешив покаялся и грешит каясь дальше. Его собственное раскаяние затянулось на всю его оставшуюся жизнь. И как оказалось, он себя судил строже и горше, больнее - чем Вышний Судия. Господь милосерднее! Но, это не означает, что и мы должны легкомысленно принимать Его прощение. Таинство личного покаяния! Вот смысл фильма! В данном случае это показано через подвижничество Юродства - самое тяжкое из многих подвижничеств христианства православного. Вспомните более достойных святых юродивых - добровольно принявших сие: Ксения Петербуржская, Матушка Матрона и многие другие...
Строже спрашивайте лично с себя, господа христиане! А киношный макияж?! - так ли уж страшен в разумности мышлений и крепости веры Вашей. Из всего, что окружает нас в жизни и художественно-творческой надуманности притч - выбирайте Зерно Истины, а не плевелы. Фильм одинаково хорош, как иносказание библейских притч - о мытарствах согрешившей однажды мирской души и великом покаянии в страдания осознаний собственного грехопадения - минутного малодушия и трусости в страшных жизненных условиях. Вспомните, как часто многие из нас находят всевозможные оправдания своим грешкам и грехам - не кривите душой люди божьи. Не все искушение дьявола - иной раз дьявол сидит в нас самих, это наше фарисейство и малодушие! "На Бога надейся, да сам не плошай" - гласит мудрость народная. Не грешите и каяться не надобно будет, не отягощайте Господа просьбами в суе своих слабостей душевно-духовных. Пересмотрите вторично с разумением и осмыслением высматривая главнейшую суть этого универсального для каждого истинно душой верующего и атеиста (ибо чистые моральные человеческие законы не противоречат заповеди Божьей!) и Вам откроется чистота замысла этого фильма. Не в целительстве и т.п. атрибутике суть его. А в душевной ломке страданий раскаяния однажды поступившегося собственной совестью, грехом против ближнего своего - за то и добровольно принял на себя подвижничество юродства. Тяжек грех - тяжка и расплата...
Не судите никогда поверхностно и скоро...
Господь Вам в помощь на размышления!
 
Васильченко андрей 2008-07-14 16:10:13
Лично мне ,и моему другу этот фильм помог переступить порог храма. Теперь уже год я пономарь,а мой друг поет на клиросе. Фильм этот вовсе о другом.
Кстати ПАТРИАРХУ фильм понравлся.
 
xFan 2009-01-08 02:36:17
ну наконец-то, хоть кто-то не хвалит эту ерунду
 
Романова Мария 2009-02-20 07:11:28
ЗДРАВСТВУЙТЕ! Этот фильм для тех кто хоть что-то понимают что такое православиею.У каждого человека свой путь в жизни и к вере тоже.Если человек хочет понять что такое православие он искать пути чтобы узнатью А кто привык оужждать тот и осуждает.
 
Романово Мария 2009-02-20 07:33:12
извините за ошибки.
 
Романово Мария 2009-02-20 07:34:53
извините за ошибки.
 
Романово Мария 2009-02-20 07:45:39
Этот фильм для тех кто имеет понимание о православии. У каждого человека свой путь в жизни и к вере и через это будут отзывы о фильме.
 
женя блох 2009-02-20 17:54:13
Прочитала отзывы,они разные как и должно быть,нет одинаковых мнений.Но мне этот фильм понравился,здесь я увидела живую веру,в живого Бога.
Иконы присутствуют,но отец Анатолий
поклоняется не им,уповает не на них
и получает откровение не от них,а от
Бога.
 
сергей 2011-11-21 08:42:36
"Остров" фильм от Бога ! (моё личное мнение). Благословений !
 
Ceва 2012-07-30 05:03:08
Лунгин — глубоко верующий — хорошая шутка !

 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Проповедники обольщения - Александр Грайцер

Как работает благодать. - Андрей Марченко

Библия о пьянстве - Игорь Шиповский

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Проза :
Первый блюз... - Алла Войцеховская

Поэзия :
Надо думать - Надежда Лееуве

Поэзия :
Мне обещана встреча - Дудка Надежда

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100