Для ТЕБЯ - христианская газета

Курсы журналистов

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

ЖУРНАЛИСТИКА ДЛЯ ТЕБЯ

Урок #3

Сбор информации

Вам знакома ситуация, когда на экзамене Вы вытягиваете плохой билет и начинаете вместо ответа «лить воду»? Даже если у Вас врожденный дар красноречия, все равно становится ясно, что по этому вопросу Вы не готовы. То же самое происходит со статьей, которая написана без достаточной подготовки.
Старайтесь писать на темы, в которых Вы чувствуете себя как рыба в воде или имеете возможность доступа ко всей необходимой информации. Скажем, если Вы или Ваши знакомые не связаны с проблемой наркомании, то это уменьшает шансы написать на эту тему свежо, ярко и профессионально. Не торопитесь критиковать «эту ужасную современную эстраду», если нога Ваша не ступала на дискотеку. Вы рискуете достичь комического эффекта, вместо желаемого «разоблачения». Если уж Вам довелось написать на мало известную Вам, но очень интересную тему, обязательно проконсультируйтесь со специалистом или знатоком данного вопроса.
Стремитесь к тому, чтобы Ваша статья имела прочный фундамент. Представьте себе, что Вы строите дом на участке земли, окруженном высоким забором, а Ваши читатели наблюдают за работой с улицы. Они смогут увидеть только ту часть строения, которая будет выше уровня забора, но подумайте, сколько камней предстоит положить, прежде чем они увидят первые результаты! Основная часть работы останется невидимой, но её присутствие будет ощутимо.
Основа любой хорошей статьи – выразительные примеры и истории для наглядной иллюстрации Ваших рассуждений. Людям больше нравится читать о конкретном  живом человеке, чем о неких идеалистических абстракциях. Сравните:
А) Все мы часто грешим, не осознавая, что наказание за грех – смерть.
Б) Все свои измены жене Максим не воспринимал, как какое-то преступление, но теперь, после пережитой им автокатастрофы, он понял, что ошибался.

Какой пример хочется прочесть дальше?
Об основных принципах сбора информации мы говорили с Вами во втором уроке, когда речь шла об опорной идее журналиста. Наиболее кратко их можно сформулировать так:

  • Точность
  • Подозрительность
  • Объективность

Точность. Не верьте своим ушам. Настройтесь переспрашивать и подробно записывать имена и должности. Ясное дело, это скучно, а иногда просто неловко, но без этого никак не обойтись. Попросите собеседника отчетливо сказать свое имя, звание, должность, возраст и адрес, если он нужен. Столкнувшись с трудным или иностранным именем, попросите написать его в Вашей записной книжке. Может это и перестраховка, но будет хуже, если, вернувшись в редакцию, Вы уже за столом обнаружите, что не знаете, как пишется имя собеседника.
Подозрительность. Будьте очень осторожны, когда кто-нибудь приходит в редакцию без приглашения или сообщает Вам слухи и сплетни.
Очень редко люди обращаются к журналистам из добрых побуждений. Скорее всего, они хотят навредить своим противникам или протолкнуть какую-нибудь идею. Обязательно поинтересуйтесь «другим мнением» по поводу той или иной истории. Уточните, какую информацию Вам «забыли» сообщить.
Позволяет ли им их положение знать то, о чем они говорят? Нередко ответ будет “нет”. Особенно, если они разговаривают с вами “не для публикации”. Спросите, существуют ли какие-нибудь документы, подтверждающие слова источника. Если вам не дают имеющийся экземпляр, спросите, нельзя ли сделать ксерокопию. Если же вам откажут и в этом, попросите хотя бы дать вам почитать этот документ в присутствии собеседника.  Если у вас возникли какие-то сомнения, ищите еще один источник. Интересуйтесь у собеседников, может ли кто-нибудь подтвердить то, что они сообщили вам. Если вы сделаете это вежливо и если ваш источник честен, он согласится сказать.
Если вы действительно хотите написать статью, анонимный источник для этой цели – вовсе не источник. Он – всего лишь зацепка, указание, где надо искать.
Объективность. Кроме того, когда Вы собираете информацию, забудьте на время о своих взглядах. То есть собирайте и такую информацию, которая не соответствует, а может и подрывает, Ваши собственные убеждения в каком-нибудь вопросе. У христианских журналистов нередко бывает соблазн «протащить в рай» какого-нибудь хорошего человека, например, любимого писателя, поэта или актера. Журналист пытается высветлить те моменты и высказывания, что свидетельствуют о «христианской» жизни знаменитости, стараясь завуалировать менее благовидные факты биографии. Не вполне разумно также клеймить отпетых грешников. В общем, постарайтесь быть объективным и открытым для познания истины.
 

Существуют четыре типа сбора информации

  • Размышление
  • Наблюдение
  • Исследование
  • Интервью

Если первые два зависят от индивидуальных способностей журналиста, то интервью (работа с людьми) и исследование (работа с документами) можно назвать общеобязательными и основными методами работы с источниками информации.

Интервью

Интервью мы будем называть не жанр публикуемого текста, а технику сбора информации. То есть текст Вашей беседы с людьми довольно редко публикуется в газете целиком. Иногда двухчасовой разговор может отразиться в одном единственном предложении Вашей статьи.
За конкретной информацией обращайтесь с вопросами к тем специалистам или людям, которых, так или иначе, затронула возникшая ситуация.

Перед интервью:

1. Определите цель беседы – вы должны знать, каких результатов вы надеетесь достичь. Нужно иметь четкое представление о ключевой информации, которую Вы хотите получить от собеседника, прежде чем начать расспрашивать его. До того как задавать вопросы, прикиньте, как будет выглядеть законченный материал и, следовательно, какая информация Вам нужна.
2. Готовьтесь к интервью – узнайте побольше о самом человеке. Прежде чем беседовать с человеком, узнайте как можно больше о теме беседы и обо всем, что может ей сопутствовать. Отправьтесь в библиотеку, почитайте периодические издания, поговорите со знакомыми того человека, у которого Вы собираетесь брать интервью. Одна молодая журналистка пришла за интервью к пожилому профессору-физику. «Давайте поговорим о Ваших работах!» - бодро предложила она. «Хорошо, - ответил ученый, - какие из моих работ Вы прочли?» Журналистке нечего было сказать, так как этих книг она в глаза не видела. «Тогда какой же смысл у нашего с Вами разговора?»
3. Заранее напишите вопросы на бумаге. Отметьте те, которые надо обязательно не забыть задать. Простые вопросы – самые лучшие. Если Вы получите ответы на вопросы Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему? считайте, что ключевая информация практически у Вас в кармане. Ни в коем случае не связывайте себя вопросами, подготовленными заранее. Пусть неожиданные ответы вызовут у Вас новые вопросы.
4. Назначьте встречу. Убедитесь в том, что в Вашем распоряжении будет достаточно времени, и что на это время Ваш собеседник сможет уделить Вам все своё внимание. Хорошо продумайте, где и как разговаривать с ним. По телефону или лицом к лицу? Как ему будет удобней. Если лицом к лицу, то где? В кафе? У него в офисе? У Вас в редакции? У него дома? В какой обстановке он чувствует себя наиболее комфортно.
5. Проверьте Ваше оборудование (записывающее устройство, кассеты, батарейки, фотопленку)  одним словом, будьте в полной готовности.

Во время интервью:

1. Ломка льда. Дайте человеку почувствовать себя раскованным и готовым пойти Вам навстречу. Вы должны чуть скорректировать свое поведение и внешний вид. Если, к примеру, Вы собираетесь брать интервью у бездомных на улице, не надевайте свой лучший костюм. Он может вызвать чувство неловкости у собеседника. Если Ваш собеседник – человек церемонный, Вы тоже напустите на себя важность. Если же общаетесь с человеком раскованным, старайтесь ему соответствовать. Что расположит к Вам человека? Дружелюбие, анекдоты, серьезный разговор? Вам будет легче, если Вы встречаетесь с людьми у них дома или в офисе. Люди окружают себя чем-нибудь для них дорогим: семейные фотографии, картины с любимыми видами, безделушки и сувениры. Тактично о них заговорите.
2. Объясните, для чего Вам нужен диктофон. Если человек скованно чувствует себя перед интервью, один вид репортера, решительно входящего в комнату с диктофоном в руке, с раскрытой записной книжкой и ручкой наготове, выбьет его из колеи окончательно. Лучше потихоньку вытащить все это из кармана или сумки, когда собеседник расслабится. Можете даже сказать что-нибудь вроде: «Знаете, у меня отвратительная память. Вы не против, если я буду делать кое-какие заметки?» Если Вы видите, что Ваша записная книжка отбила у человека всякую охоту говорить. В этом случае, запомните все важное, что он скажет, а после под благовидным предлогом покиньте комнату. И когда Вас не видят, достаньте блокнот и запишите основное из сказанного.
3. Для того чтобы разговорить Вашего собеседника, начинайте с вопросов, не вызывающих отталкивающей реакции с его стороны. Не задавайте с порога свой главный вопрос. Сперва задайте какие-то общие вопросы, может, даже те, на которые Вы уже знаете ответы. О том, ради чего Вы все это затеяли, следует спрашивать лишь тогда, когда интервьюируемый, по Вашему мнению, «дозрел».
4. Ничего не предполагайте заранее – задавайте вопрос, даже если кажется, что ответ на него очевиден – Вы можете быть приятно удивлены. Получив интересный ответ, не бойтесь задать лишний вопрос - не надо думать, что вам можно пользоваться лишь вопросами, заготовленными заранее.
5. Не торопитесь, когда будете задавать вопросы – дайте собеседнику возможность остановиться и подумать. Не стоит высказывать собственного мнения – избегайте соблазна превратить интервью в дружескую беседу или в дебаты. В конце дайте возможность последнего слова собеседнику -- иногда в этом вы можете почерпнуть такую информацию, спрашивать о которой Вам бы и в голову не пришло.
6. Не задавайте «наводящих» вопросов, которые подразумевают определенный ответ. Для получения исчерпывающих сведений, задавайте вопросы типа "почему?", "как?". Задавайте конкретные вопросы, а не общие. Простой пример: вместо «У вас ведь много детей?» спросите «Сколько у вас детей». Избегайте штампов!
7. Не прерывайте ход мыслей Вашего собеседника, если они не уходят в сторону. Если у Вас появился вопрос «не по теме» во время разговора, то запишите его на бумаге, чтобы спросить позже. Задавайте направление интервью – не позволяйте собеседнику отклоняться от темы. Интервью – это не тот случай, когда Вы можете высказать свое мнение, блеснуть эрудицией или развернуть жаркую полемику.
8. Лучше перебрать информации, чем недобрать. В большинстве случаев Вам представится только одна хорошая возможность взять интервью у необходимого источника. Воспользуйтесь этой возможностью в полной мере, засыпьте его вопросами. Помните: насколько бы опытны Вы ни были, Вы не знаете, какой получится статья, пока не сядете за стол. Тут-то Вы и похвалите себя за лишний вопрос. Добывайте как можно больше телефонных номеров. Вам может понадобиться уточнить какую-нибудь информацию во время написания статьи.
9. Не давайте обещаний по поводу будущей публикации. Только редактор вправе решать, в какой форме будет подан материал, в каком виде и объеме он будет напечатан. Скажите, что Вы «всего лишь репортер», и дайте имя и номер телефона редактора.

Особые ситуации для репортера

Есть еще и особые ситуации, например, пресс-конференции, демонстрации и катастрофы. О первых двух обычно сообщают заранее по радио, телевидению, а также в пресс-центрах организаций, которые их устраивают.
1. Пресс-конференции. С одной стороны, пресс-конференция похожа на настоящее журналистское соревнование. В одном зале собирается множество репортеров, и они наперегонки выкрикивают свои вопросы. Здесь приходится быть агрессивным, задавать вопросы достаточно громко, может быть, даже встать. Не зевайте! Возможно, интересующие Вас вопросы, зададут другие журналисты. Обычно устроители конференций занимаются саморекламой и дают очень туманные ответы.
Можно попытаться задать свои вопросы после окончания пресс-конференции. Главное успеть «перехватить» нужного Вам человека. Не робейте.
Другая хитрость: осмотритесь в зале. Может, Вы переговорите с более осведомленным репортером. Полностью доверяться ему, конечно, не стоит. Но зато у Вас появятся зацепки.
2. Демонстрации. Помните: вы пришли, чтобы потом написать статью, а не участвовать в потасовке. Это не значит, что нельзя примыкать к демонстрантам, беседовать с ними, выяснять, кто они (а не только кем представляются). Это значит только, что нельзя увлечься настроением минуты. Вы там для того, чтобы наблюдать и собирать информацию. Вы должны знать причину события, знать демонстрантов, но также знать и реакцию публики, реакцию полиции – яростная она или наоборот. Не следует брать на веру полицейскую оценку числа демонстрантов. Во всем мире у полицейских есть привычка недооценивать их численность, как у организаторов – преувеличивать. Приведите слова и тех, и других.
3. Катастрофы. Катастрофы всегда случаются внезапно. Действовать нужно без подготовки.
Каковы бы ни были обстоятельства, прежде всего, нужно установить подробную хронологию случившегося. Соберите как можно больше свидетельств очевидцев, однако придавайте больше веса словам полиции, медиков, присутствующих при событии, – им, возможно, доводилось видеть подобное и раньше. Крайне важно поддерживать постоянную и частую связь с редакцией. Редактор отдела новостей захочет узнать, что вы выяснили; возможно, он будет рассчитывать на вас, прикидывая, какого объема будет материал. Он также захочет знать, когда вы сможете сдать статью, или пожелает дать вам  уточняющие распоряжения.
Чтобы позвонить в редакцию, естественно, нужен телефон, а катастрофы не всегда происходят в таком удачном месте, где есть общественный телефон. Может, придется обратиться в магазин, в ресторан, к кому-нибудь из жителей с просьбой использовать их телефон.

Работа с источниками (исследования)

Самые лучшие сюжеты приходят, когда их меньше всего ожидаешь. Кто бы мог подумать, что придется писать о пассажирском самолете, разбившемся из-за того, что российский пилот допустил своих детей-подростков к управлению?
Кто или что поможет Вам собрать необходимую информацию?
1. Контакты. Вот для чего нужна телефонная книга – чтобы обзвонить как можно больше людей, когда вам нужен материал. Лучше постоянно поддерживать с ними связь, а не звонить только по делу. Возможно, потребуется также поддерживать отношения, встречаясь и подбрасывая им информацию время от времени. Делайте это с легкой душой, по-дружески, и ваши знакомые вспомнят о вас и позвонят, когда у них будет хорошая наводка.
2. Политики. Эти люди должны быть в числе важнейших “контактов” репортера. Они намного ближе вас стоят к тому, чем живут местные и центральные власти, и будут давать вам материалы, если вы наладите с ними отношения. В основном, эти материалы будут на руку им самим, но и читателям эти сюжеты будут интересны. Установите с политиками по-настоящему хорошие отношения, и они, глядишь, во многом посодействуют вам.
3. Официальные доклады. Трудно удержаться от зевоты при одном взгляде на обложку большинства официальных докладов. Но во многих из них, может, где-нибудь на 94-й странице, лежит настоящая “бомба”. Не исключено, что ее сознательно подложили на 94-й странице – в полной уверенности, что большинство журналистов не дочитает до этого места. Станьте исключением. Вы будете вознаграждены.
4. Группы давления. К ним относятся организации вроде “Green Peace”. Они могут действовать в области  охраны окружающей среды, гражданских свобод, сохранения живой природы, транспорта, равноправия женщин, здравоохранения, заботы о детях и так далее. В каждой западноевропейской стране тысячи таких групп, и все они проводят свои расследования, публикуют доклады и рады помочь журналисту, который заинтересуется их проблемой.
5. Международные организации. Существуют тысячи и тысячи международных организаций, которые публикуют горы докладов, статистических материалов и всяких сведений, проводят конференции и семинары, они укомплектованы экспертами, но хорошо, если репортеры вспомнят о них раз в год. Стыд и срам! Такого рода организации – один из богатейших и, в то же время, невостребованных источников.
6. Университеты и исследовательские институты. На любую тему в этом мире существует, по крайней мере, один институт, и в каждом таится еще нераскрытый сюжет, а то и несколько. Это может быть передовое медицинское исследование, изучение дикой природы вашего региона или выяснение вопроса, почему мужчины носят галстуки определенных цветов. Вам обеспечены сюжеты, до которых не додумается ни один репортер. Например, один подмосковный исследовательский институт много лет выяснял совместимость характеров, чтобы не отправить на орбитальную станцию “Мир” людей, которые начнут драться, едва покинув Землю. Если написать на основе этого статью о том, как люди уживаются в одной квартире, у вас получится материал, способный заинтересовать каждого.
7. Специализированные издания и желтая пресса. Не следует пренебрегать и отечественной прессой скандального толка. Подобные публикации обычно односторонни, но ясно, что у этих газет есть доступ к нетрадиционным источникам. Некоторые из лучших сюжетов впервые проклюнулись в таких газетах. Многие люди вращаются в таком мире, куда большинство из нас вряд ли когда ступит (таковы охотники за сокровищами или овощеводы и нумизматы). В компьютерном журнале может быть напечатана статья о новом компьютерном вирусе, представляющем угрозу для коммерческих баз данных во всем мире; в журнале для автолюбителей – материал о новом способе угона машин и так далее.
8. Частные объявления. Если журналист не читает частных объявлений во всякой газете, попавшей ему в руки, он упускает прекрасную возможность написать интереснейший очерк. В конце концов, через объявления общаются между собой те представители человечества, что не принадлежат к журналистам. В частных объявлениях нашли свое начало множество нашумевших статей. О женщине из Ростова, которая от бедности пыталась продать собственного сына, о группе контрабандистов экзотических животных, рекламировавших свой “товар” и т. д. Вот одно из них:
“Я не хочу, чтобы мой муж умер в газовой камере за преступление, которого не совершал. Поэтому я предлагаю на десять лет свои услуги в качестве кухарки, служанки или домоправительницы хорошему адвокату, который возьмется защищать его и добьется оправдания”.

9. Полиция и другие службы чрезвычайных ситуаций. Вне всякого сомнения, это бесперебойный источник сюжетов. Особенно продуктивным оказывается он для провинциальных газет, регулярно поставляя им внеплановые материалы. Центральные газеты тоже могут устанавливать контакты со спецподразделениями милиции, например, по борьбе с мошенничествами, с организованной преступностью, и так далее.
10. Информация “в дополнение”. Иногда за краткими сообщениями прячется такая информация, которая может вырасти в новую статью. Часто она откладывается до поры до времени и больше уже не используется. Поражает невнимание к этому источнику сюжетов.
Многие репортеры склонны считать это топтанием на месте. Но вот вам пример. Знаменитое “Уотергейтское дело”, приведшее к падению президента Никсона, началось с того, что двух репортеров “Washington Post” отправили в полицию за дополнительной информацией об ограблении штаб-квартиры демократической партии. Возможно, тогда они сочли это поручение скучным, но через полтора года они сбросили президента и стали самыми знаменитыми журналистами в мире.
11. Наблюдательность. Где бы Вы ни находились, держите глаза и уши открытыми. Караульте сюжет, и Вам воздастся. Это может быть статья о бездомных на улицах Вашего города. Видишь, как поздно ночью люди жмутся у подъездов, бредут в парк, и начинаешь задавать им репортерские вопросы: кто? почему? и так далее.
12. Юбилейные даты. С помощью хорошего справочника или списка интересных памятных дат, который Вы сами составите, у Вас появится неисчерпаемый источник готовых сюжетов. Это могут быть просто годовщины рождения или смерти, крупные исторические события, а также и необычные обиходные юбилеи, вроде изобретения той или иной домашней утвари или первое появление на рынке фирменного товара.
13. Встречи с людьми. При всей полезности телефона, Вы соберете куда больше сюжетов, если выйдете из редакции и встретитесь с людьми лицом к лицу. Тогда они быстрее поверят Вам, больше расскажут и просто с Вами поболтают. Большинство нежурналистов (и кое-кто из практикующих журналистов) не имеют представления о том, что лежит в основе хорошей статьи. Только когда люди разговаривают с вами неформально, они могут вскользь упомянуть нечто особенное. Это пообещает куда более интересный материал, чем тот, за которым вы пришли.
14. Другие газеты. Вовсе не стоит смущаться использовать в своей работе другие издания. Ведь многие хорошие статьи появляются после того, как журналист, наткнувшись на заметку в чужой газете, вникает и обнаруживает, что тема и материал гораздо шире, чем полагает газета-источник. А многие важные истории были полностью раскрыты только благодаря тому, что разные газеты работали над ними независимо друг от друга, отыскивали свои кусочки мозаики, и постепенно составили полную картину. Никогда не используйте неподтвержденные свидетельства в качестве основы для статьи… Если Вы вынуждены цитировать статьи других журналистов, не пишите «по сообщениям газет», а точно укажите это газету, а если их много, напишите «некоторые издания, среди которых (назовите их), сообщили, что...».
15. Официальная информация. Это сведения, предоставленные теми, кто имеет право давать информацию. Среди них правительство, региональные учреждения, министерства, официальные организации, международные структуры. Национальные и местные правительства создали даже целую индустрию связей с общественностью, предназначенную для распространения информации, подкорректированной для общественного употребления.
16. Книги и справочники – тоже источник информации, но с ними надо обращаться осторожно. Убедитесь, что используете современное издание, автор которого знает, о чем пишет. Письменные источники надо оценивать так же, как и все прочие.
Среди письменных источников особой осторожности требуют газетные вырезки. Один лишь факт, что материал был напечатан, еще не означает его истинности.

Практическое задание

1. Ознакомьтесь с примерным планом действий журналиста по написанию материала об авиакатастрофе. Пусть Вас не пугают информационные горы, которые нужно свернуть для сбора информации. То, что Вы видите — только образец, идеализированный вариант работы репортера. Он может и не пригодиться Вам весь целиком! Но полезные для себя вещи Вы почерпнете непременно.

«Самолет "Боинг-737" компании "Euro Air" подходил, к лондонскому аэропорту Хитроу. В одном из двигателей начался пожар, двигатель отвалился в воздухе, огонь перекинулся на другой двигатель. Отказала электропроводка на борту, и пилот был вынужден производить посадку вручную на двух двигателях. На борту находился премьер-министр Германии Дитер Бох, погибший при пожаре, и рок-певец, Элтон Джон, помогавший во время спасательной операции. После приземления в салоне самолета вспых­нул пожар. Из 210 пассажиров спаслись только 60. Отвалившийся двигатель рухнул на здание школы, где, к счастью, никого не было».

Предположим, что такое или примерно такое сообщение слышит по телевидению наш воображаемый журналист. А так  как живет он в Лондоне и работает в какой-нибудь "Daily News", то немедля сам или с помощью коллег принимается собирать вот какую информацию:
Сообщения очевидцев — нужно раздобыть адреса и телефоны тех, кто выступал по радио и телевидению как очевидцы, спросить и самих теле и радиожурналистов.
Хронология происшествия — составить поминутный отчет о случившемся с первого до последнего мгновения с помощью тех же очевидцев.
Причина — версии того, почему произошла авария.
Данные о безопасности самолета типа "Боинг-737". Сколько раз с этими самолетами происходили аварии? В этом поможет библиотека, архив других изданий, интернет, беседа со специалистами. Что может сказать о крушении сама компания "Euro Air"? .
Сведения об авиакомпании — История "Euro Air", какие последствия  может иметь для компании эта авария, что они предпринимают или не предпринимают для обеспечения безопасности полетов?
Сведения о пилоте — при посадке он вел себя героически, так что читатели наверняка захотят узнать о нем больше.
Некролог премьер-министру — так делается обычно, если при ката­строфе погибает какая-нибудь знаменитая личность.
Жертвы — кто они такие. Почти всегда о ком-то выясняется, что он успел на самолет только в последнюю минуту, или что-то в этом роде.
Спасательная операция — Как действовали спасательные службы? Кто был героем спасательной операции? Как она проводилась?
Элтон Джон — какова была его роль в спасательной операции? Какова была причина его полета?
Хронология авиакатастроф — сделать список-хронику крупней­ших авиакатастроф в Великобритании за последние 10 лет или во всем мире за последние два года. Такой материал всегда можно раздобыть в информационных агентствах.
Описание места происшествия — попросить одного из репортеров, работавших на месте трагедии, дать описание того, что он видел своими глазами, описать атмосферу в аэропорту.
Черный ящик — объяснить читателям, что это такое и для чего он нужен. Обычно о нем много говорят, но никто ничего не знает толком.
Фотографии и рисунки — фото места происшествия, людей, связанных с аварией, снимки черного ящика, центрального офиса "Euro Air", карта места происшествия, вид двигателя «Боинга» в разрезе и т. п.
Мнение эксперта — нужно взять детальное интервью у эксперта по безопасности полетов. Возможно, Вы обнаружите какого-нибудь специалиста по расследованию авиакатастроф, уже ушедшего в отставку и способного поделиться интереснейшими наблюдениями.
Кроме всего, Вы можете опубликовать изменения, возникающие в рас­писании полетов, телефоны, по которым могут звонить родственники по­страдавших.

Творческое задание

1.Выберите отправную точку для освещения одной из предложенных ниже тем. Предложите Ваш вари­ант сбора информации. (Запишите по порядку, что Вы хотите узнать и где Вы планируете получить эту информацию.)

А.) Две херсонские школьницы 16 лет совершили дерзкий налет на квартиру одноклассницы. Набросив плотное одеяло на голову находившегося в квар­тире семилетнего ребенка, они вынесли деньги, золото, магнитофон. Ключ от квартиры девушки вытащили в школе из сумки одноклассницы. Милиция вышла на них при попытке продать видеомагнитофон.

Б.) 22 февраля на железнодорожной станции "Святошин" под электричку бросилась
девушка. Бригада скорой помощи доставила ее в отделение урогенной хирургии с изуродованной левой ногой. Пока, все, что связано с этой девушкой, окутано тайной. Ведь она почти ничего не говорит, на­ходясь в состоянии психической травмы.

2. Предложите свой сюжет и пути поиска необходимой информации. (Сюжет можно взять из любой местной газеты.)
Выполняя эти задания, представьте себе, что у Вас есть возможность побывать на месте происшествия и поговорить со всеми необходимыми людьми. Поэтому смело приступайте к его выполнению!

Редакция газеты «Для ТЕБЯ» заявляет исключительное право на все материалы курса. Любое несанкционированное копирование, тиражирование и распространение мы будем рассматривать как противозаконное.

Введение
урок #1
урок #2
урок #3
урок #4
урок #5
урок #6
урок #7
урок #8
урок #9
урок #10
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100