Для ТЕБЯ - христианская газета

О деревьях в раю. Рассудительно
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

О деревьях в раю. Рассудительно


Основными образами в описании Божьего райского сада Книги Бытие остаются обычная земная природа, обыкновенный человек, обычные процессы произрастания растений, процессы происхождения и размножения животных, питание и другое. Потому, что само бытие – это уже Свет Божий.
Всё в бытие свидетельствует о Творце: и небо, и земля, и солнце, и звёзды, и растения, и животные, и жена, созданная для мужа, и уста младенцев воздают хвалу Господу Богу.
Цитируя Апостола Павла: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим1:19-20).
М.В. Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой — свою волю. Первая — видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению».

Итак, мы видим, что рай по сути – это то самое, известное нам бытие. Разве что – это идеальная форма земного бытия. Он так и называется «земной рай».
Жизнь в раю описывается как самая лучшая по условиям, красоте и прочим благам, земная жизнь, какую себе может представить человеческое воображение.
Всё это говорит о том, что для того чтобы увидеть существование рая на земле, и также, узнать каков он, Пророку не обязательно было получать от Бога специальное по этому поводу откровение. Подобно Апостолу Павлу и Михаилу Ломоносову, автор Книги Бытие (Моисей) прозрел Божий райский сад через божественное творение в бытие.
Также, вполне понятно, что высшее бытие (то есть, рай) не может обойтись без высшего блага, которое есть сам Господь Бог.
Как вы думаете, жизнь на земле и бытие, которое с одной стороны непостижимо мудро, красиво и благостно устроено, то есть, совершенно, и с другой стороны – несовершенно и имеет в себе зло - по своей природе, такое и есть противоречивое? Конечно же, нет.
Поэтому, мы можем быть уверены, что Тот, Кто смог сотворить совершенное и благое, не будет совершенное перемешивать с несовершенством и злом.
И посему изначально на земле был рай.

Однако, в описании рая мы узнаём о существовании каких-то сказочных предметов и явлений.
Так, посреди рая, произрастали два дерева: «древо жизни» и «древо познания добра и зла».
Все религии, чьи Писания говорят о сотворении Богом Адама и Евы, и поселившего их в райском саду, понимают всё там существующее и происходящее буквально. «Потому что для Бога не бывает ничего невозможного».
Однако, толкование этого почему-то не ограничивается одним смыслом.
Например, если бы была лишь заповедь «не вкушать от древа познания», вследствие чего, произошло «непослушание».
Само древо «познания добра и зла» до сих пор может неоднозначно толковаться. Как и следствие последующих событий.
Неоднозначно может истолковываться: «Вот Адам стал, как один из Нас, знающий добро и зло», как и то, что «открылись у них глаза, и узнали, что наги, и сшили себе опоясывания из смоковных листьев».
Всё это похоже на толкование притчи и указывает на образы необычных деревьев, как на образы притчи.
Или возьмём «древо жизни», плод которого подразумевает вечную жизнь. Неужели, сам Господь Бог, тем более, обитающий в раю, не смог бы, при необходимости, подарить вечную жизнь напрямую без посредства соответствующего дерева?
Всё здесь указывает на то, что Господь через символику образов и действий желает показать тот или иной назидательный смысл. Поэтому в реализм и хронологию бытия попутно включены образные или разноплановые идеи.
Например, общепринято считать, что Бог создал рай для Адама и Евы. И уж точно известно, что у Адама не было, ни отца, ни матери – он был сотворён. Тогда о каком отце и матери идёт речь, где сказано: «и оставит человек мать свою и отца своего и прилепится к жене, и двое будут одна плоть»?
По всей видимости, здесь речь идёт об обычной жизни во взрослении, женитьбе и жизни в браке. Такое же истолкование здесь у Иисуса Христа по (Мф.19:4-6).

Разноплановая структура книги Бытие, вероятно, необходима, чтобы в едином формате передавать некий обобщающий смысл или показать разные уровни бытия и понимания.
Например, исходя из того, что Адам и Ева были наги и не стыдились, потом должны будут прилепиться друг к другу в браке, а также, они вскоре узнали, что наги и закрылись смоковными листьями – здесь мы просматриваем идею взросления человечества от уровня детского и первобытного сознания. И наверняка, за этими образами и понятиями вскрывается глобальная философская и духовная проблема, связанная с судьбой человечества.
Как, например, безобидное любопытство и однажды отведанный запретный плод привёл к грехопадению всего человечества. Так же, возможно, неудовлетворительный способ прародителей закрыть свою наготу смоковными листьями Господь заменяет кожаными одеждами. И в этих образах возможно запечатано пророчество об искуплении человечества. То есть, Господь закрывает наготу и одевает прародителей человечества в одежды лучшие и надёжные.
Однако, исторически, мы видим здесь переход от первобытного образа жизни.

К слову, иногда «кожаные одежды» толкуются как страстная природа человека. То есть, без искушения змея духовность у Адама преобладала над чувственной природой. Под влиянием искушения, Адам согрешил и принял чувственность и страстность.

Мы видим, что 2я-3я главы Книги Бытие совсем далеки от обобщённой летописной – исторической формы. Это символические сюжеты и эпизоды, которые передают философскую духовную идею на данном этапе творения.
Так мы видим сюжет сотворения первых людей, который можно было бы передать научно, если бы это было угодно Богу. Или передать в любом ключе, который был бы необходим Ему. Но Богу нужен именно такой сюжет, какой мы знаем из Книги Бытие. Ему нужно передать духовный смысл.
В частности, здесь запечатано пророчество о Иисусе Христе и Церкви через смерть (сон Адама) и Дух (ребро) Господа Иисуса.
"Ребро" толкуется широко. Здесь указывается на форму, размер, материал: намек на образ и подобие. Отдавая одно ребро, Адам остается полноценным - так и Господь богат Духом и раздавая не терпит урон. Однако, это 'кость', основа, сущность, каркас...
И можно не сомневаться, что данная «версия» творения была возможна по факту.
Ибо, чудом является уже сам природный феномен жизни и развития. Мы наблюдаем невероятную уникальность, разнообразие и превращения во времени. И всё из одной таблицы Менделеева. Поэтому весь арсенал для чуда и потенциальная в этом возможность Творца - наблюдаемый для нас факт. И можно не сомневаться, что несколько ускорив процесс и применив необходимые технологии, ресурс и творение, возможно и из ребра сотворить было Еву. Только недавно наука открыла клонирование. А сколько ещё неизведанного.

Книга Бытие сама является духовным истолкованием бытия – это духовное откровение, повествующее о Творце и о духовном смысле творения, жизни и истории – иными словами, это промысел Божий.

В жизни человека не всё так чудесно и благостно. Жизнь человеческая знает и боль, и скорбь, и зло, и смерть. Как же на это смотрит духовная мудрость? Какой ответ даёт нам божественное откровение книги Бытие?

Начинается 2ая глава с описания Божьих благословений.
Бог поселяет человека в рай. Жизнь в раю – это жизнь с Богом.
В раю мы находим два необычных дерева: «дерево жизни» и «дерево познания добра и зла».
По контексту плод «дерева жизни» позволяет обрести вечную жизнь, а «дерево познания добра и зла» - дерево смерти.
Чем же познание добра и зла связано со смертью?

Вот здесь и необходимо понять психологию и философию автора, чтобы «разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их».

Дело в том, что жизнь, в которой имеет место зло – жизнь несовершенная и вечной она быть не может. Но как можно допустить, что бы существо «вкусившее зло» пребывало вовек и препятствовало своим несовершенством совершенному замыслу Творца?!
Вместе с тем древний автор причисляет все скорби человеческие и проклятия из 3ей главы Бытие к этой же несовершенной и смертной жизни (жизни, в которой зло).
Но на данном уровне жизни - «плоды познания добра и зла», человек имеет «знание о добре». Это говорится о знании человеком нравственного закона.

Далее, иной план этого объёмного понятия «познания добра и зла» свидетельствует об обычном рациональном познании человека.
А также, вместе с знанием «древо познания» символизирует самосознание человека и знание о своей смертности. То есть, не только духовно человек умер и стал по природе смертным, но в отличие от животных, он стал знать о своей смертности в сознании.
Возможно, здесь также подразумевается эволюционный переход человека из животного состояния. Мы же наблюдаем развитие, и исторически, и по Книге Бытие.

И более того, как с самого начала мы обратили внимание, на уровне познания добра и зла, через «рассматривание творения» и рациональное понимание, человек способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (по качеству – жизнь полноты и совершенства).
Вся мифология политеизма уже отражает ощущение сопричастности человека к божественному миру. И то же самое сознание открывает единого Бога в монотеизме. Ап. Павел, однажды проходя и рассматривая святыни древних греков, нашёл жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».
Когда змей говорил Адаму и Еве, что «вы будете как боги» и после у них «открылись глаза», и они увидели, что наги, то действительно их можно уже считать богами с маленькой буквы потому, что на самом деле стали «знающими добро и зло».
Об этом же говорит Господь Бог: «вот Адам стал как один из Нас, знающий добро и зло».

Данная мысль древнего автора здесь совпадает с философией экзистенциализма: человек должен быть ответственен за свою свободу. Человек разумный уже «богоподобен», он «должен оставить мать и отца» что бы быть самостоятельным. Взгляд древнего автора на Бога – это заботливый отец, с которым в «отчем доме» - в раю, нет никаких проблем и нет «головных болей» («были наги и не стыдились»).
Но «дети» захотели стать взрослыми… тогда «будьте добры – будьте готовы отвечать за все вытекающие последствия».
Поэтому, не смотря на столь строгий приговор, Господь продолжает оказывать помощь, например, «одевая первых людей в кожаные одежды».
Но от древа жизни пришлось Адама всё же отлучить, поскольку тот искусился самонадеянностью, сам преступил заповедь Отца (отошёл от Бога) и допустил зло.

Рай "бывший" – это принципиальная возможность богопознания.
Рай "будущий" - реальность, к которой идет человек через познание добра и зла, а также, в свете пророческого слова и божественного откровения.

Так что, книга Бытие совсем не показывает, что Бог будто бы «скрывал знание» от человека или сам спровоцировал зло, или дело в том - «вкусил - не вкусил». Хотя, присутствие зла (в персоне и злой силе) уже имело место до сотворения Адама.
Смысл в том, что
1е - человек на данный момент ещё далёк от совершенства.
2е – он находится в развитии (в Быт.8:21 Господь говорит, что не будет больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его).
3е – имея разум, человек всё же подобно Господу способен различать добро и зло, способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (жизнь полноты и совершенства).
4е – жизнь по плоти есть смерть («ибо прах ты – в прах и возвратишься»), поэтому человеку необходимо со всею серьёзностью увидеть своё «смертное» положение дел, и увидеть тот шанс на божественную жизнь в свете откровения «райского сада».
И как говорил Апостол Павел: «всех Он произвёл от одной крови, распространил по лицу земли, поставил определённые пределы… чтобы все искали Бога!
Очень ясно толкует Апостол Павел «об Адаме первом и втором» в 1е Кор.15:43-53.

7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
8. И насадил Господь Бог в рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал.
9. И произрастил Господь Бог всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни по среди рая, и дерево познания добра и зла.
10. Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделилась на четыре реки.
11. Имя одной Фесон: она обтекает всю землю Хавила; ту, где золото.
12. И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Ефрат.
15. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
17. А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь.
18. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; но для человека не нашлось подобного ему.

Создав земного человека, Господь «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою».
Поскольку человек дышит через нос, то и «вдунул Господь дыхание в лице его» - вот так просто и образно!
Но это не всё – мы уже знаем, что образы в «Бытие» подобраны ёмко и многогранно.
«Лицо человеческое» символизирует уже высший уровень жизни: разумный и в свете самосознания.
Человек не просто умное существо – ощущение внутренней экзистенции, аутентичность, совесть, открытость миру, поиск высшего смысла, возводит человека в высшее бытие.
Когда Иисус по воскресении Своём явился ученикам, он дунул и сказал: примите Духа Святого. Тем самым Он символизировал вдохновение уже Божественной жизни.

Высший смысл человеческой жизни, раскрывается в божественном промысле, в отношениях Бога и человека, в принципе синергии.
Господь, сотворив рай и райский сад, поручает человеку возделывать и хранить его.
Само описание райского места (география древних восточных цивилизаций в авторстве Моисея) настолько изобилует жизнью, красотою и богатством… - чтобы был явлен образ совершенства.
А призыв «возделывать сад» (2:15) и «не вкушать от древа добра и зла» (2:16) – это призыв соответствовать этой совершенной жизни.

И далее в Быт.2:18 упоминается ещё об одной необходимости и благе для человека - о создании для него помощника, подобного ему. Но здесь же, сразу в 2:19 автор оговаривает и напоминает, что все животные и птицы, которых Господь образовал и привёл к человеку, служили человеку и получали от человека имена по видовым признакам и индивидуально.
Во всём этом возвеличил Господь человека, но такое бытие не достаточно совершенно, как жизнь человека «с подобным себе помощником».

21. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию.
22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.

Потому что мужчина является более сильным полом и лидером, и автором Бытие не случайно является тоже мужчина, поэтому пишется, что жена от мужа.
В древности люди уже имели представление о связи анестезии с крепким сном. Поэтому в сотворении жены от мужа применяется этот образ.
Господь, проявляя свои сверхъестественные способности, проводит операцию, чудотворным образом создаёт жену по эталону ребра взятого у мужа, и не оставляя раны, искусно закрывает то место плотью...
Невозможно описать и понять «науку творения» Господа Бога. Но наблюдая Его произведения, можно не сомневаться, что Ева могла быть сотворена так, как написано в Бытие. Во всяком случае, сам этот образ достаточен и лучший для откровения.

23. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.

Адам оценил этот шедевр творения – женщину.

24. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Это благословение даёт Господь в раю (вместе с той анатомией и физиологией, в которой были сотворены муж и жена). Естественно, тут речь идёт об обычном супружеском браке. И об обычном отце и матери.
На это место в Св.Писании, давая заповедь о браке, ссылался Господь Иисус: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

25. И были оба наги Адам и жена его и не стыдились»

На этом заканчивается описание той райской совершенной жизни и описание тех людей, которые, ещё не познав зла и не начав жить по плоти, были благословлены жить в раю. Ибо рай это не только «райские места» но и состояние души.

Об авторе все произведения автора >>>

Михаил Пушкарский, Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)

 
Прочитано 441 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Преподобный исповедник Гавриил (Ургебадзе) - Девятова Светлана

106.Бхагавад-Гита как она есть неавторитетное Писание. Глава 16. Текст 21-24. - Наталия Маркова

Где находится ключ к непрерывному помазанию в Церкви? - Владимир Сургай
Псалтирь, Псалом 132 1 Блаженство братского общения Песнь восхождения. Давида 1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! 2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; 3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские. Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Я один, но не одинок (перевод с английского) - Галина Подьяпольская
Зта песня - перевод с английского. Она была номинирована на \"Оскар\" как оригинальная (в английском варианте) Кстати, поёт эту песню на английском языке хорошо известная в христианском мире Джони Эриксон. Много лет назад она написала книгу об истории своего обращения к Богу в драматической ситуации. Книга на русском языке называется \"Джони\".

Поэзия :
Когда Дух Святой, в моё сердце проникнув - Сергей Мармантавичус

Поэзия :
В минуту слабости себя я пожалею - Сергей Виноградов

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100