Для ТЕБЯ - христианская газета

Опасность ересей
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Опасность ересей




В последнее время слово «ересь» и «еретик» стали считаться неполиткорректными и недопустимыми для употребления в обществе, в том числе и среди верующих людей. Многие представляют себе под еретиком того, кого «нехорошие церковники» сжигали на костре, мучили, кому надо посочувствовать. Христианина, который называет представителя какой-то конфессии еретиком, нередко обвиняют в том, что он хочет убить этого еретика, непременно сжечь его, помучить и т.д.

Но так ли это на самом деле? Что такое ересь в Христианстве? Как Слово Божье призывает нас относиться к ересям и еретикам?


Что такое ересь?

Словарь даёт следующее определение.

Е́ресь (др.-греч. «выбор, направление, школа, учение, секта») — сознательное отклонение от считающегося верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.

В древнее время так называли различные иудейские религиозно-политические партии — фарисеев и саддукеев (см. Деян. 5:17; 15:5; 26:5), часто не подразумевая негативного к ним отношения.

Иногда греческое слово «ересь» в Писании переводят как «разномыслие»: «Ибо надлежит быть и разномыслиям (ересям) между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).

В книге Деяний христианин апостол Павел назван «представителем Назорейской ереси» (Деяния 24:5).

Некоторые и сегодня пытаются представить это слово нейтральным, как просто обозначение некоторого богословского предположения, воззрения, вполне допустимого в пёстрой череде различных мнений.

Однако так ли это в самом Писании?

Апостол Пётр упоминает о «пагубных ересях»:

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси... (2 Петра 2:1)

Апостол явно не считает ереси всего лишь «допустимым мнением внутри церкви». Несущих ереси он называет лжеучителями, сравнивая их с лжепророками прошлого. Сложно представить себе снисходительного отношения апостола к лжеучителям и лжепророкам. Верующие иудеи вообще относились к лжепророкам весьма негативно. Вряд ли это отношение могло измениться при Новом завете.

Апостол Павел, перечисляя дела плоти, помещает ереси, помимо прочего, в один ряд с такими ужасными грехами, как волшебство и идолослужение:

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси... (Гал. 5:19-20)

Это недвусмысленно показывает негативное отношение апостолов к ересям.

Следуя их примеру, ранняя христианская Церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

С точки зрения богословия, можно сказать, что ересь — это «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению». Именно сознательный!

Ересь — это явление всегда ВНУТРИ нашей религии, а не вне её! Это не про атеизм, не про другие религии. Никогда это нельзя путать. Ересь — это нечто, что маскируется под христианство, что хочет, чтобы её мысли были признаны общехристианскими, допустимыми для христианства. Это то, что хочет считаться истиной Божьей, ею не являясь.

После пророчества о будущем появлении в церквях лжеучителей, «которые введут пагубные ереси...» (2 Петра 2:1), апостол Пётр пишет:

и через них путь истины будет в поношении. (2:2)

То есть мы видим, что эти лжеучители пытаются проповедовать свои учения как ПУТЬ ИСТИНЫ, они работают ВНУТРИ христианства. Эта фраза не имела бы смысла, если бы они проповедовали где-то вне Церкви, вне христианства (как ошибочно представляют иногда некоторые).

Могут сказать, что это только апостолы выступали против ересей, а Иисус Христос, мол, не имел ничего против разных мнений, был терпимым, призывал не судить и прочее.

Однако, если мы посмотрим Писание, Иисус Христос как раз очень сильно осуждал любое отклонение от истин Божьих. Собственно, Его конфликт с тогдашней религиозной властью Иудеи и был связан с Его неприятием искажений истин. Он осуждал, например, самовольные добавления к Святому Писанию:

И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?.. устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное. (Марка 7:9-13)

Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим... (Мат.15:9)

Словом «тщетно» (то есть — «напрасно. впустую») тут обозначено отношение к учениям фарисеев, которые несомненно были ложными и, значит, еретическими. Тут сказано, что такое почитание Бога не имеет силы.

Оказывается, неправильное, ложное вероучение ведёт и к неправильному духовному опыту и, как следствие, к заблуждению, ереси.

Иисус говорил:

«ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37)

Эти слова вполне могут быть отнесены и к вопросам богословия. То, чему ты учишь вопреки учению Слова Божьего, может тебя осудить. И оправдать также может наша приверженность Божьим истинам.

Практически все ереси рождаются или от добавления чего-то к Писанию, или же от убавления из него. Не случайно в последней книге Библии нам даны грозные слова:

И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде... (Откровение 22:18-19)

Эти слова относятся и к самой книге «Откровение», и в принципе ко всему канону Писания, поскольку после книги Откровение других пророчеств о будущем от Бога человечество больше не получало и не получит до самого Второго Пришествия. Справедливо предположить, что и новые учения быть добавлены к имеющемся уже не могут. Всё нужное уже дано Богом. Очень точно сказано, что «новым в богословии может быть только ересь».

К сожалению, многие христианские конфессии грешат тем, что добавили к Слову Божьему свои предания и откровения или же что-то из учения вычеркнули. Таковые конфессии справедливо считать еретическими. И это не какая-то грубость и оскорбление, а просто констатация факта, прежде всего богословская.

Таким образом, ересью в Новом завете никак не обозначают просто иное допустимое мнение. Ересь всегда описана как явление для Церкви вредное и отрицательное. А христианин не должен быть еретиком ни в коем случае.


Влияет ли ересь на спасение?

В наше время распространено мнение, что ересь — вещь безобидная. Да, мол, можно не соглашаться с тем или иным утверждением, но это никак, якобы не помешает имеющему это мнение спастись, даже если это мнение ошибочное.

Мода на плюрализм мнений проникла и в христианство. Плюралисты убеждают всех, что не нужно осуждать иные взгляды, надо быть терпимыми к разномыслию, Бог, якобы, не смотрит на учение, смотрит только на сердце, на святую жизнь и т.д.

Однако, если судить по текстам Писания, ересь не просто «другое мнение». Она совсем не безобидна. Ересь действительно влияет на спасение человека, её исповедующего. Собственно, потому она и опасна, потому и осуждается в Писании.

Апостол Павел пишет:

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, ...разногласия, [соблазны,] ереси, ...Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал. 5:19-21)

Как видите, исповедующие ереси, сеющие разногласия, соблазны, держащиеся идолослужения, Царство Божие НЕ наследуют.

«Ненаследование Царства» — это синоним осуждения в вечную погибель. Значит, ересь губительна, она лишает спасения человека.

Примечательно, что ереси тут обозначены как дела плоти. Ересь — это грех извращения ума, попытка оправдать какой-то грех, какое-то непослушание Богу и Его слову с помощью богословского обоснования, создания соответствующего ложного учения. Плоть, как обозначение греховных наклонностей, ищет себе удобное учение для потакания своим похотям и грехам. И находит его в ереси. Потому впадение в ересь — дело плоти, как и другие грехи.

Иногда ересь — это результат следования за сатаной, когда еретик находится под его влиянием, когда по своей воле теряет контроль за своим разумом, пренебрегая духовным бодрствованием и способностью различать добро и зло.

Еретики также являются своего рода идолопоклонниками, хотя перечислены с ними раздельно, ведь они верят в какого-то особого, созданного в их сознании Бога, или в какую-то особую, созданную в их воображении истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Которого верит Церковь и который описан в Библии.

Как результат приверженности ереси, наступает духовная смерть:

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. (Иакова 1:15)

Еретики в Новом завете также обозначаются словом «лжесловесники». Вот их характеристика, данная апостолом Павлом:

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам‐обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. (1 Тимофею 4:1-3)

Внимание речам этих учителей грозит верующим отступлением от веры. Через лжесловесников действуют духи-обольстители, а учения их названы бесовскими. Более чем конкретные обозначения опасности, исходящей от еретических проповедников.

Понятно, что речь тут также идёт о лжеучителях, которые действуют внутри сообщества верующих, а не являются представителями иных религий (например, индуизма, буддизма, стоицизма и т.д.). В принципе апостольские послания не рассматривают влияния языческих религий, просто априори считая их неверными и не касающимися верующих в истинного Бога.

О том, что результатом следования за ересями, которые и так названы тут же гибельными, будет именно погибель, говорят эти стихи апостола Петра:

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. (2 Петра 2:1-3)

Напрасно надеяться, что наше личное невежество, наивное доверие еретикам, наша нерассудительность при принятии их учений, равнодушное бездумие и т.д., нас каким-то образом освобождают от наказания за ересь. Как бы мы не приняли ересь, если мы живём в ней и её проповедуем, мы являемся еретиками, которые губят и свою душу и тех, кто нас послушает.

Апостол Павел пишет, что еретик (то есть последователь какой-то ереси), если не слушает увещевания, самоосуждён.

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. (Титу 3:10-11)

Итак, мы видим, что в отношении еретиков в Писании применяются постоянно такие слова как «погибель», они «самоосуждёны», «не наследуют Царство Божье», «развратились», «грешат», «следуют лжи».

Вывод может быть только один. По учению Слова Божьего еретики (если вовремя не покаются, конечно) не спасутся.

Неверующие часто спрашивают, слыша слова о спасении от христиан, от чего, мол, надо спасаться. Ответ известен: от осуждения за наши грехи в вечном озере огненном, от рабства греха и власти сатаны.

Некоторые христиане уверяют, что для спасения достаточно один раз произнести «Молитву мытаря» («Будь милостив ко мне грешному») или «Иисус, Сын Божий, помилуй меня» и ты спасён. И тогда во что ты веришь и как — якобы не имеет значения и даже имеющаяся у тебя ересь спасения не лишает.

Тут нужно признать, что действительно, для спасения достаточно произнесения с верой и одной молитвы, которая будет началом возрождения человека и, если жизнь его, к примеру, оборвётся, она станет пропуском для него к его участи в вечном Царстве Божьем. Однако такая молитва есть не безрассудное произнесение неких словесных заклинаний, а всё же результат внутренней воли человека, откликающейся на Божий призыв. И такая молитва не так проста, и в случае продолжения жизни человека она сама по себе не достаточна для сохранения спасённости человека. Вера должна сохраняться человеком на протяжении всей его земной жизни. А вера выражается в послушании Слову Божьему, следовании за Богом, хранении своей души в чистоте и верности Богу.

Написано:

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (От Матфея 7:21-23)

Иисус Христос указывал, что одного упоминания тем или иным человеком имени Христа (или Бога), как и некоторая религиозная работа по чудотворению, не являются гарантией их принадлежности к Господу, их спасённости.

Если Господь скажет кому-то, кто даже говорил «Господи, Господи», то есть был внутри религиозной общины: «Я никогда не знал вас», это равнозначно тому, что эти люди не были спасены, они не будут и в Царстве Божьем.

Фраза «Отойдите от меня» есть более чем ясное осуждение их в вечную погибель. Отойдя от Господа, ведь нет спасения. Кроме того, дела, творимые таковыми говорящими «Господи» названы беззаконием. А беззаконие — это то же, что и сознательные грехи, преступления против истин Божьим. Другими словами, речь тут также про еретиков.

Кто же на самом деле может считаться спасённым?

Этому в христианском богословии посвящён целый раздел «Сотериология». Но если вкратце обобщить, то спасён тот, кто не только как бы «поверит в Иисуса» чисто умственно, или тот, кто признаёт Его Господом (спасителем, Богом, Сыном Божьим и т.д.), вкладывая в это какой-то свой смысл, а кто:

1) лично поверил в Евангелие,
2) лично покаялся в грехах,
3) получил от Бога прощение грехов, рождение свыше, Дух Святой, вечную жизнь, стал новым творением и знает это,
4) регулярно лично молится и кается за согрешения,
5) стал слушаться Бога — Его слова в Библии,
6) отвергает и противостоит грехам, соблазнам, лжеучениям, иным голосам,
7) стремится к святости, истине, Богу, имеет любовь, покой, мир на душе,
8) сохраняет верность (через пребывание в вере и послушании Богу) до конца жизни.

Поэтому мало принять истину о Христе умственно и эмоционально. Нужно обязательно родиться свыше от Господа и жить дальше по Его заповедям.

Увы, еретики этого не делают, ереси (прежде всего еретические христианские конфессии, а не просто учения) этому не способствуют, а только мешают.


Как теряется спасение в ересях?

Если исключить примеры обращения человека прямо в еретическую веру, где непременно была проповедь именно ереси, а не Истины, то человек теоретически может покаяться и получить от Бога возрождение, придя даже в самую еретическую церковь или читая Слово Божье в одиночестве дома. Этому очень много примеров из жизни и опыта, чтобы можно было этот факт пытаться отрицать.

Вопрос возникает дальше, когда мы хотим понять, что происходит с таким человеком (если мы поняли, что происходит), если он примыкает к еретической конфессии с еретическим учением и воспринимает эти учения. Фактически он по началу может не иметь никаких еретических убеждений, не имея времени их оценить. Но затем он или принимает еретические учения или их отвергает. В этом случае от него зависит: слушается ли он голоса Духа Святого, живущего в нём, или принимает учение еретической конфессии, идя против голоса Духа Святого.

Некоторые оппоненты просят часто привести описание «механизма отпадения от спасения» по причине ереси. (Ложное учение о невозможности потери спасения здесь рассматривать не представляется разумным, так как этой теме посвящено немало других богословских материалов различных христианских авторов). Однако в Писании мы не видим подробных описаний этих явлений. Слово «механизм» вообще слабо применимо к вещам духовным и нематериальным.

Тем не менее из Писания же мы можем сделать выводы, что люди, однажды уверовавшие, но затем живущие в грехах, имеющие в жизни «дела плоти», спасение утрачивают. Логично, что так же спасение теряется и еретиками.

Например, Иисус Христос в Своей притче приводит пример о сеятеле и зёрнах при дороге.

И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. (От Матфея 13:3-8).

...Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. (От Матфея 13:19-23)

Тут речь может идти не только о сеянии Благовестия среди неверующих, как у нас обычно это трактуется, а показан общий принцип: услышавший Слово и уверовавший может по-разному потом относиться к имевшемуся спасению.

Те, кто действительно смогли уверовать и родиться свыше, находясь в еретической конфессии (допустим такое), потом делают свой личный выборло, ими рождение свыше утрачивалось.

Невозможно представить себе дитя Божье, имеющее Духа Святого, которое бы соглашалось с ложными еретическими доктринами и практикой в той или иной еретической конфессии. Временные заблуждения, конечно, возможны, но долгосрочные и сознательные ереси для рождённого свыше однозначно противоестественны.

Мы можем надеяться, что Господь милосерден так, что простит каждому какие-то еретические убеждения, даже если тот в них не кается и их не опознаёт как еретические. Мы можем постараться быть добренькими и не настаивать на истинности воззрений, которые мы считаем таковыми исходя из изучения Писания. Мы теоретически всё можем. Даже мириться с любой ересью вообще. Но наш вопрос в том, а согласится ли с нашей «добротой» Бог.

Допустим, мы можем признавать, что для спасения достаточно верить только, что Иисус Спаситель (при этом будут верить, что Он не Господь, или что Бог Ветхого завета — дьявол). А согласится ли с этим Бог? Мы можем все конфессии считать составной частью Вселенской Церкви Христовой (со всеми их ересями, друг с другом не совместимыми). Но согласится ли с нами Бог? Мы можем поступать так или иначе (как нам представляется логичнее или политкорректнее). Но угодно ли это Богу?

И в этом весь вопрос. В любом случае разумным кажется, если мы в своём желании слушаться Слова Божьего будем относиться строго к каждому учению, держась точного исполнения, будем считать другие варианты неправильными и соответственно еретическими.

Это безусловно приведёт нас не к «сжиганию еретиков», не «к превозношению над другими инаковерующими», как представляется некоторым, а к обличению еретиков и их учений, к осторожному к ним отношению как к тому, что может погубить вечные души людей, нас и их, и чего нужно непременно избегать и с чем бороться словом и молитвой.


Как относиться к еретикам внутри церкви?

Под церковью можно понимать и поместную общину, поскольку Слово Божье чаще предполагает единицей отношений с Богом конкретные поместные церкви, и всех верующих в целом. Поместные церкви могут объединяться в союзы, ассоциации, братства, не теряя свою автономию. А сумма церквей одного вероучения составляет одну общую конфессию, которую вместе с конфессиями, имеющими похожие вероучения, если таковые найдутся, можно считать видимой Церковью (с большой буквы) в данной стране или мире. Потому все другие церкви и веры — вне Церкви.

О том, что ложные учения будут проникать в церковь, было предсказано с самого начала.

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. (2 Петра 2:1)

Апостол Павел также предупреждал, говоря, что лжеучителя восстанут из вас самих, то есть из верующих, а не придут извне:

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. (Деяния 20:29-31)

Тут он призывает христиан бодрствовать. А бодрствование означает никак не примирение с превратным учением, ересью, не терпимость к ним, а обнаружение этой ереси, сознательное сопротивление ей и борьба с нею. Прежде всего духовная и богословская (а потом и организационная).

В этой связи нужно помянуть известный текст апостола Павла, который часто любят цитировать сторонники церковного плюрализма. Апостол Павел писал:

«Ибо надлежит быть и разномыслиям (в оригинале — ересям) между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19).

Писал ли апостол тут о желательности разномыслий внутри церкви? Это ведь хорошо, как кажется, что открываются искусные. Однако, представьте, что ваша церковь постоянно выявляет искусных в разномыслиях и ересях в бесконечных спорах. Картина получается очень неприглядная...

Очевидно, что апостол употребляет тут слово «надлежит» в том смысле, что Бог попускает (но не благословляет, не одобряет) происходить этому несчастью, как попускает быть гонениям, несчастьям, войнам и другим бедствиям, дабы испытать верующих.

«Искусными» тут нужно понимать тех христиан, что способны после встреч с такими ересями дать им отпор. К тому же, если смотреть с исторической перспективы, то таковые УЖЕ открылись в истории богословия, уже дали определение любому лжеучению и показали Церкви почему то или иное учение — заблуждение и ересь.

Апостол Павел призывал последовательно как раз к противоположному, чем терпимость к ересям:

Будьте единомысленны между собою... (Римлянам 12:16)

Единомыслие подразумевает согласие верующих между собой в понимании истин Божьих и отвержении ложных учений и практик. Именно такая церковь будет сильна и сплочена.

Именно поэтому так много написано о важности правильного учения и сопротивлении ложным. В 1 Тимофею 1:3-11 апостол рассказывает:

Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, ...и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Тут беззаконными названы в том числе и еретики, противники здравого учения, что привело слушающихся их к отступлению, пустословию, то есть к ереси.

Апостол Павел в послании Галатам писал против развившейся там проиудейской ереси, которая угрожала церкви этой местности.

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? (Галатам 3:1)

Из обращения к адресатам видно, что впадение галатов в ересь равно непокорению Истине, сопротивлению ей, а сами они названы несмысленными.

Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. (Галатам 5:7-10)

Истина тут противопоставляется «иному мнению», толкованию, с которыми мириться нельзя, и исповедующие это лжеучение понесут осуждение за это.

Истина настолько неизменна и священна, что она не подлежит пересмотру или отмене. Кто бы не выступал с другим мнением и учением, любое должно быть отвергнуто. Апостол Павел пишет, что нельзя слушать даже его, если он начнёт проповедовать нечто иное (а ересь это и есть иное учение, не истинное, не от Бога).

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. (Галатам 1:8,9)

Слово «анафема» очень нелюбимо в современном мире и в либеральных церквях. Оно означает отделение (кого-либо от общины), изгнание и даже проклятие.

В 1 Коринфянам 16:22 это грозное слово также употребляется по очень серьёзному поводу:

Кто не любит Господа Иисуса Христа, — анафема, маранафа́.

К еретику, который проповедует ересь, Писание советует отнестись так:

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. (Титу 3:10-11)

В данном случае приведён пример встречи с еретиком вероятно вне церкви, однако сам принцип тут показан очень хорошо. Еретик, где бы он не находился, самоосуждён. Других христианам остаётся его попытаться вразумить, и если это не получается, отвратиться его. В случае собрания поместной церкви — это отлучение такового от церкви (потому что церковь не должна менять место своего собрания ради того, чтобы избежать встречи с одним еретиком).

Слово Божье постоянно призывает нас не сообщаться с теми, кто живёт в грехе. Грех может быть плотским, таким как блуд, грех может быть и духовно-рациональным, как ересь. Апостол пишет в 1 Коринфянам 5:9-13:

Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего

Апостол различает отношение христиан к мирским, неверующим грешникам, и тем, кто занимается этим внутри христианства. Впрочем, сообщение это имеет тоже свои рамки. Оно не касается духовной практики (с представителями других религий мы же не совершаем вместе религиозные обряды). В этом стихе словом «идолослужитель» обозначен в принципе любой, кто имеет другое учение, практику, в том числе кто исповедует ереси. Это отчётливо сказано дальше:

...но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем...

Тут речь не о язычнике другой религии, а именно о том, кто остаётся блудником, остаётся идолослужителем, но при этом претендует на братство с другими христианами.

Применительно к разным конфессиям тут под идолослужителями можно понимать и тех верующих, например, у которых по их учению предписано поклонение («почитание») иконам, статуям и другим личностям, кроме Бога или наряду с Ним. Или имеются дополнительные объекты для поклонения, не обязательно визуальные.

...или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

Многие богословы понимают под этим выражением отказ в совместной Вечери. Но конечно выражение это намного шире, обозначает крайнюю степень разделения и негативного отношения к нему, как носителю неправильного учения и образа жизни. Не в плане ненависти к человеку, наоборот, из любви к нему и для вразумления.

Далее апостол пишет, что церковь должна судить внутренних. То есть право и обязанность церкви — выносить суждение о членах церкви, уклонившихся в ереси (как и в другие грехи), и она это делает:

Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Извергнуть «из среды вас» — это отлучить из церкви, признать человека погибающим, не-братом, находящемся вне Церкви (с большой буквы), фактически — нехристианином (хотя он может и продолжать признавать Иисуса Господом и Спасителем и т.д.).

Еретикам, которые стараются проникнуть в поместную церковь, Слово Божье призывает противостоять:

а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. (Галатам 2:4-5)

Выражаться это может в том, чтобы не допускать еретиков в церкви к проповедованию, к беседам их с членами церкви, раздаче ими своей литературы. Если есть возможность, христиане должны обличить их учение как еретическое и несоответствующее Слову Божьему и иметь необходимую сумму знаний это доказать по Писанию. При особых случаях активности еретиков за лучшее будет выводить их из здания церкви (собрания).


Как относиться к еретическим церквям?

Поместная церковь — это территория христиан данного вероучения. Логично, что они вправе пресекать здесь любые попытки навязывания иного учения людьми, сюда проникающими или от еретической литературы.

Как же относиться христианам, держащихся истинного библейского учения, по отношению к церквям и конфессиям, где этого учения не держатся, а проповедуют прямо противоположное, или учения с той или иной степенью еретических учений?

Конечно же, не нужно плевать в сторону здания еретической церкви, как некоторые представляют, что так делают христиане, считая кого-то еретиками. Конечно же не обращаться к властям города или страны с просьбой или требованием «ликвидировать гнездо ереси и прекратить совращение населения».

Свобода совести и религий предполагает, что и еретики имеют гражданское право собираться вместе и строить свои культовые здания, проповедовать своё учение среди мира. Юридически каждый человек имеет право заблуждаться, исповедовать любые ереси, которые не ведут к уголовным деяниям, не опасаясь быть за это наказанным тюрьмой или погромом.

Однако это не значит, что христиане обязаны считать любые церкви и конфессии истинными и нееретическими, или что мы не можем называть ереси ересями и вести с ними богословскую полемику, пытаться переубедить прихожан этих церквей послушаться Истины.

Другие конфессии, где есть ересь, — это не «такие же христиане как мы». Это действительно еретические, «неправильные» церкви. В них ересь не случайна, как бывает в наших церквях, не по ошибке или неведению прихожан, а доктрина, утвержденное убеждение, предмет их веры и гордости.

Можно допустить, что там могут быть неграмотные верующие, которые не вникали в богословие, однако любой верующий этих церквей призывается там быть искренним и настоящим последователем всех доктрин этой церкви, то есть сознательно принимать и исповедовать не за страх, а на совесть утверждённые там ереси. Тем более искренно верующие там члены церкви, которые приняли учение этой церкви, — еретики.

Не важно, как правильно себя называют члены этих церквей. Они могут себя называть христианами, свидетелями Бога, детьми Божьими, правоверными, истинными, могут отвергать все предыдущие названия, считая себя собственно церковью Христа и т.д. Могут прослеживать исторически происхождение своей общины от каких-то древних общин ранних христиан, показывать какие-то документы разной степени достоверности. Это не гарантия, что эти церкви принадлежат действительно Христу и входят во Вселенскую Церковь Христову.

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (От Матфея 7:21-23)

То есть это вполне реально, что существуют огромные конфессии и многолюдные церкви, где все её члены еретики. Как это реально, что большинство населения земли, к сожалению, не признают Христа (Индия и Китай с их язычеством в этом показательны). То, что в еретических церквях внешне признают Христа, но принимают еретические учения, ещё печальнее, чем если бы их прихожане были открытыми нехристианами. Нехристиан можно убеждать в истинности Благой вести, рассчитывая на их искренность, тогда как еретика нужно убеждать в неправильности его лукавого перетолкования учения Слова Божьего. Это бывает сложнее. А для мира часто и христиане, и еретики — это всё люди одной и той же религии. За многие учения еретиков часто негатив достаётся и христианам, эти ереси отвергающим. Самое лучшее тут — отмежёвываться от еретических учений и их церквей (конфессий).

Популярна теория, что «во всех конфессиях есть истинные дети Божьи». Возможно. При некоторых условиях. Например, человек захотел покаяться перед Богом и помолился, крестился в еретической церкви. Но её ереси не стал исповедовать. Однако это исключительные примеры. (Ещё из того же ряда: покаялся при ксёндзах и умер, услышал Благую весть от адвентиста и уверовал, умер или переехал в другой город, стал ходить в истинную церковь. И т.д.).

В обычной жизни людям всё же доступны церкви разных конфессий. Многим доступна и информация об учениях этих церквей и конфессий. Писание также доступно подавляющему числу современных верующих. Возможностей сравнить учения конфессий с Писанием — множество. Послушаться голоса Духа Святого — ещё больше.

Если рожденное свыше дитя Божье состоит в еретической церкви и не подчиняется их еретическому учению, возникает вопрос: а зачем он поступает не честно? Он фактически обманывает ту церковь, с учением которой он не согласен. Она его считает своим, а он фактически ей не свой. Окружающие думают, что раз он прихожанин такой-то церкви, значит эта церковь может быть истинной или хотя бы безопасной для спасения верующего. А ведь это не так. Спасение любого члена еретической церкви под большим вопросом.

Кроме того, имеющаяся истинная вера у отдельных людей в еретической церкви не оправдывает общее еретическое направление этой церкви. Туда нельзя рекомендовать вступать новообращённым, нельзя никому давать читать их литературу без проверки, нельзя рекламировать их авторов, их общины, дабы не послужить проводниками их заблуждений.

В еретических церквях другое учение, другие представления о Боге и спасении. Там фактически другое благовестие:

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. (Галатам 1:8, 9)

Другие конфессии проповедуют реально другое, то добавляя от себя, то убавляя. В первых веках христианства первым церквям угрожали и иудаистские учителя, отвергавшие Иисуса как Христа. О них написаны самые, пожалуй, жёсткие слова в Писании:

И Ангелу Смирнской церкви напиши: ... знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. (Откровение 2:8-9)

Истинным иудеем, по апостолу Павлу, является:

тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Послание к Римлянам 2:29)

Отвергающие Иисуса иудаисты фактически не были уже библейскими иудеями для Бога, поскольку они изменили вере Богу (отвергнув Иисуса). Истинными стали христиане как евреи, так и других национальностей.

Сегодня нас часто ругают те, кто горделиво называют себя христианами, древними, правильными, вселенскими и т.д. А Господь может назвать их также грозными словами, если они не следуют учению Слова Божьего, если они еретики. Мы повторять в их адрес такие слова не обязаны, конечно, но иметь в виду такой вариант должны.

Иногда рожденные свыше (как церкви это казалось) верующие вдруг заявляют, что хотят перейти в церковь конфессии, которая по учению однозначно еретическая. Что тут можно сказать? Как относиться? Переход в еретическую церковь однозначно опасен для спасения. Потому логично, что переходящие в такие церкви не должны отпускаться «с миром», а должны отлучаться от церкви как грешники-еретики.

Если спасение было у человека, он может его потерять, находясь у еретиков. Или же можно подумать, что спасения он не имел никогда, будучи даже до этого в истинной церкви.

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. (1-е послание Иоанна 2:19)

Рождённый свыше христианин не должен быть в составе еретической церкви, не должен втягиваться в духовные практики еретиков. Для него это опасно и обычно ему противно и чуждо. И счастлив тот, кто вообще не ходит на такие собрания.

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей. (Псалтирь 1:1)

«Развратителями» в Библии называются не столько какие-то блудники, но часто религиозные лжеучителя. Например:

...так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. (2 Тимофею 3:8)

Для истинных христиан сотрудничество с еретиками не возможно:

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы — храм Бога живого.... (2 Коринфянам 6:14-17)

Это касается, например, совместных богослужений, принятия совместного Хлебопреломления, проведения с ними межцерковных и межконфессиональных мероприятий, экуменических конференций, концертов и т.д. Касается и браков между верующими разных конфессий. Это совершенно невозможно, чтобы христиане становились одно с еретиками. (При этом обычных дел в быту, обществе, государстве, когда какое-то хорошее дело делается без рекламы каких-то вероучений и не под эгидой иной религиозной организации, разумеется, это не касается).

Текст 2 Коринфянам 6:14-17 может показаться больше относится к отношениям с нехристианскими религиями, однако в нём записан общий принцип отношения с теми, кто не признаёт или искажает Божью Истину. Применяемые в тексте слова «неверный», «беззаконник», «идолы», «нечистое» — характеристики, применимые в Писании часто и к еретикам, к тем, кто находится ВНУТРИ религии христианства. Христиане должны ОТДЕЛИТЬСЯ от них.

«И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». (2 Коринфянам 6:17)

Тут также показан общий христианский подход к лжеучениям и их организациям (церквям). Если в здравой церкви еретики отлучаются от неё, то из еретических церквей истинные христиане уходят сами. Должны уйти, во всяком случае.

Даже если еретические церкви и терпят среди себя истинных христиан, имея, например, плюралистическое вероучение, то это не надолго. Обычно толерантные церкви толерантны только к ересям, но нетерпимы к истинным христианам, держащихся истин Слова Божьего. Христиан, исповедующих Истину по Писанию — рано или поздно изгонят из еретических церквей. Или сделают их маргиналами, формируя отношение к ним как к сумасшедшим.

Так произошло с христианами в самом начале зарождения Церкви Христовой на земле. Ей не дали существовать внутри ветхозаветного иудаистского религиозного общества, не дали проповедовать там истину о Христе.

Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. (Иоанна 16:1-3)

Так же поступают и нынешние еретические конфессии и церкви. Истинных христиан, которые не скрывают свои убеждения, обязательно будут притеснять, отстранять и даже отлучать, показывая тем самым различность тех и этих. И разница действительно есть.

Христианин стремится к правде. Даже самая маленькая ложь не от Бога.

Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то́, что всякая ложь не от истины. (1 Иоанна 2:21)

Еретическое учение — это, напротив, ложь. Люди любят пытаться измерять количество допустимой лжи, которое верующий ещё может терпеть, чтобы не разрывать с такой конфессий, пытаясь в ней находиться и «нести там свет истины». Однако любые наши измерения могут быть условны. Духовное не поддаётся строго механическому учёту. Лучше не гадать, устроит ли Бога такое-то количество ересей, или нет, а послушаться Его слова в полном объёме (как это открыто верующим, конечно).

Обличения ересей очень важно, и очень хорошо, если кто-то имеет такой дар и способности разбираться в хитросплетениях учений и точностях богословских формулировок. Но и такие дебаты с еретиками должны иметь свои границы.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры... (2 Тимофею 2:23)

При этом понятно, что не должно быть и перегиба в другую сторону, когда христиане могли бы изолироваться вообще от всех, кроме себя, и бояться общаться с людьми. Пусть так карикатурно пытаются представить христиан плюралисты, но на самом деле такого абсурда быть не должно.

Иногда руководство церквей устраивает эдакие дискуссии с представителями иных конфессий, различные дебаты и «обмены мнениями» по богословским вопросам. Некоторые подготовлены хорошо, другие хуже. И могут «проиграть» более поднаторевшему еретику-спорщику. Тогда для церкви получается определённый урон, и должно пройти время и силы, чтобы служители церкви смогли поработать над ошибками и объяснить позже церкви, что было не правильного в их дискуссии и почему они уступили еретикам по тем или иным вопросам.

Представляется, что такие шоу совершенно неподобающи для христиан в церкви. Нельзя давать слово еретикам и лжеучителям, вставать с ними как бы на один уровень, как бы признавая их равными в своих учениях себе. Это обесценивает истину, слушатели могут подумать, что это всего лишь игра, и побеждает тот, у кого лучше подвязан язык и лучше развита память на тексты. К тому же кочующие по церквям «протестантов» еретические спорщики весьма поднаторели в спорах и живут такими спорами, глумлением над Истиной и пропагандой своих лжеучений. Лучше, если каждый проповедует своё учение у себя в храме или доме молитвы. Такие споры лучше оставить отдельным специалистам для интернет-форумов.

Нам говорят, что не важно, что какие-то конфессии что-то искажают в своём вероучении, а главное ведь, мол, искренность их веры, признание ими Христа. Но такой взгляд не находит подтверждения в Писании. Творимые чудеса, доброе поведение, нравственность, благотворительность, искренность, древность происхождения и т.д. — всё это никак не оправдание никакой ереси. Эти вещи чуществуют отчасти и у язычников, и у атеистов.

Если еретик искренно верит в свою ересь, что может быть в этом хорошего? Он просто искренне заблуждается, но всё равно погибает.

Критерий всему должно быть учение Писания. Пророк Исаия призывал информацию от любых пророков сверять с Божьим Словом:

Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. (Исаия 8:20)

Писанием проверяется любая доктрина, любое мнение, любая практика. Христос молил Отца:

Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. (Иоанна 17:17)

Точно также и любую церковь любой конфессии нужно ПРОВЕРЯТЬ по учению Библии, на соответствия их учения и практике тому, чему учит Бог в Библии.

Самые важные вопросы, которые нужно задать при оценке церквей, это: «Можно ли спастись в этой церкви и конфессии? Как там способствуют спасению членов?»

И другие вопросы, например:

1) Слушаются ли там Слова Божьего, то есть учения, изложенного в Писании?
2) Не добавили и не убавили ли что-то к Писанию и учению?
3) Поклонение там происходит только Богу или ещё кому-то?
4) Уверовали ли сознательно её члены лично?
5) Рождены ли там свыше люди при личном покаянии?
6) Если рождены, то сохранят ли они спасение, полученное при уверовании?
7) Крещены они по вере или обрядово, формально, а то и в детстве?
8) Если есть там те, кто рождены свыше, почему они мирятся с ложными учениями этих церквей?

Теоретически, ещё раз можно повторить, в разных церквях каких-то конфессий могут состоять и истинно верующие, тайно не разделяющие этих ересей. Но их будут учить эти ереси соблюдать и разделять учение этой церкви. И в конце концов (ради «мира» и удобства) человек их скорее всего примет. А это приведёт к отпадению.

Дополнительно стоит задать и ещё такие вопросы:

9) Независима ли эта церковь от мира и властей в своей духовной жизни?
10) Повинна ли эта церковь в кровопролитии, и тем более из-за вопросов веры?

Если ответы получатся нехорошие, то от членства в такой церкви стоит отказаться, а её считать еретической и как минимум препятствующей спасению.

Нужно обязательно подчеркнуть, что церкви еретических конфессий являются еретиками не потому, что они принадлежат «к ненашим» юрисдикциям, патриархиям и Союзам, или имеют другое какое-то название, а исключительно потому, что их само учение еретическое! Хотя принадлежность тоже говорит о многом. Но всегда первично отношение церквей к учению Писания.

Мы не тратили время на доказательства того, что то или иное учение определенных конфессий является действительно ересью. Хотя многие как раз очень любят этот вопрос, чтобы поспорить по любому пункту. Хотелось прежде всего определить на основании Писания наше отношение к ересям в принципе.

Если бы было не важно правильное учение, как говорят некоторые, то в Писании не было бы СТОЛЬКО предупреждений об ОПАСНОСТИ ересей. И многие из этих предупреждений, если не все, адресованы уже уверовавшим людям. Значит опасность от ереси явно существует.


Что делать?

Как же должны относиться христиане к еретикам? Что нам с ними делать? Разумеется, не убивать их, не стараться им навредить или как-то оскорбить их лично. В Писании говорится так:

Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. (1 Тимофею 6:3-5)

Удаляться. Это самое верное решение, когда мы не можем лично переубедить еретика. Разумнее оставить его размышлять одного. Возможно, какие-то ваши слова заставят его задуматься, попытаться исследовать те или иные вопросы, покаяться.

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. (Титу 3:10-11)

Совет отвращаться более применим, конечно, к посторонним для вашей церкви людям. И беседа возможна только тогда, когда человек потенциально может услышать аргументы, может убедиться в еретичности своих взглядов. Если он не замкнут, не насторожен, не испытывает негатива по отношению к вам. И если видит ваше хорошее к нему отношение, вашу христианскую любовь.

...с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины... (2 Тимофею 2:25)

Иногда, правда, некоторые члены и наших церквей могут впадать в различные заблуждения. По незнанию или неосторожности, и ещё по каким причинам. Сразу не стоит его считать таковых еретиками и сторониться. Вполне возможно, что им нужно просто разъяснить неправильность их взглядов, что можно сделать в духе братской любви и заботы.

...если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. (Галатам 6:1)

Ересь тоже грех, потому к брату, который стал вдруг проявлять признаки увлечения ересью, или её проповедовать, можно так же применить и эти слова из Евангелия:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мыта́рь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. (Матфея 18:15-18)

Конечно, в случае ереси брат согрешил не против вас лично. Потому, например, некоторые предлагают обходиться без личного наставления и сразу «вести его на суд церкви». Тем более ещё пророк Илий говорил:

если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? (1 Царств 2:25)

Но представляется, что можно всё же попробовать сперва лично переубедить заблуждающегося, а выносить решение церковью стоит в том случае, когда человек бесповоротно и сознательно настаивает на своей приверженности негодным взглядам.

Кто может быть ходатаем в таком случае? Ответ мы знаем: только Иисус Христос. При непременном желании самого еретика вернуться к Господу и к здравому библейскому учению. В этом каждый христианин и церковь должен быть готов помочь любому нуждающемуся своей любовью, молитвой, знаниями и терпением.

Некоторые наши оппоненты могут признавать, что ереси опасны, но попытаются тут же многие еретические учения не посчитать еретическими. Собственно, именно так большинство защитников ересей и поступают, к сожалению. Результат этого известен: размытие истин, смешение правды и лжи, обессиливание Церкви и её свидетельства погибающему миру, массовый исход из таких либеральных церквей и конфессий. Разумеется, для называния того или много ложного учения ересью вовсе не нужно юридическое решение об этом какого-то высокого религиозного органа или вселенского собора. Достаточно, чтобы учение противоречило Писанию и могло повредить спасению человека.

Ещё очень любят в целях защиты терпимости к лжеучениям задаваться вопросом о том, какие учения считать смертельными для спасения, а какие ещё нет, или совсем безобидными. В результате нас убеждают, что вообще любую ересь можно и потерпеть и Бог якобы простит. Однако это опять же вопрос о том, что можем посчитать мы или какие-то авторитеты (и мы можем очень многое), а что на самом деле посчитает Бог. Если мы не уверены, что Бог всё же простит то или иное заблуждение, разумнее его не исповедовать. Для расследования лучше попробовать изучить это учение, почитать соответствующие труды как за, так и против, и сделать вывод.

При этом нужно признать, что какие-то вопросы в христианстве действительно могут быть стопроцентно нерешаемыми и сложными для определения своего отношения к ним, или допускают и одно и другое толкование. Их мало, но они быть могут. Если они точно не искажают учения о Боге, Церкви, спасении и т.д., не ведут к грехам и дискредитации Церкви, касаются явно каких-то мелочей, то вероятно вполне допустимы как мнения. Однако составлять их точный список (с параграфами, как некоторые призывают) всё же представляется лишним. Принцип «сола скриптура» для любых выводов в догматическом плане должен работать безукоризненно, без убавлений чего-либо от Писания и без прибавления к нему. Благо у нас всегда есть Дух Святой, живущий в нас.

Где-то звучала мысль одного богослова, что даже если мы в своём каком-то убеждении окажемся и не правы, всё равно мы должны своего убеждения держаться, а противоречащие ему убеждения считать еретическими, пока не выясним обратного, помня, что «Всё, что не по вере, — грех». Хуже, если бы мы вообще ни во что твёрдо не верили бы и на всякий случай никакое учение не считали бы еретическим.

Опасность ересей не всегда касается кого-то другого. Как бы мы не были просвещены насчет вредности ересей, каждый из нас должен всегда следить за собой, за своими взглядами и своей укоренённостью в истинах Слова Божьего.

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. (Галатам 6 1)

Вполне обычна история, когда какой-то христианин углубляется в борьбу с ересями, много изучает материалов еретиков, их книги, систему доказательств, общается с их живыми носителями, и в результате духовно теряет опору. Он сам «заражается», что называется, ересью. Потом все гадают: «Когда в нём произошёл это сдвиг? Когда он совратился в иное учение?» Потому в обращении с ересью и еретиками всем нужно быть осторожными и соблюдать элементарную духовную «технику безопасности».

...тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. (Иисус Навин 1:7-8)

Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. (2-е Тимофею 1:13)

Знание Истины оберегает от любых ложных учений намного лучше прямого изучения каждого их них. При этом изучение Писания ещё и приносит пользу нашей душе, укрепляет нас, чего не всегда можно сказать при дебатах с еретиками. Поддержку каждому христианину должна оказывать церковь, братья и сестры, ведь церковь — это верующие люди прежде всего, призванные поддерживать друг друга при служении Богу.

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. (Евреям 10:24-27)

В противостоянии ересям очень ценна наша личная верность Богу, Его Слову, здравому учению (и как производное этого — церкви). Без верности мало что может устоять и сохраниться. Даже наше спасение.

Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца. (Евреям 3:14)

Будем же до конца нашей жизни держаться Истины!

Об авторе все произведения автора >>>

Igor Kolgarev Igor Kolgarev, Москва, Россия
Христианский писатель, публицист, бард и проповедник в церкви
e-mail автора: kolgar@mail.ru
сайт автора: Авторская песня

 
Прочитано 588 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Столкновение идеологий - Сергей Пушкар

Дневник по Евангелию от Луки - Николай Погребняк
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. О Евангелии же Ириней Лионский писал: \"Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие\".

Убогий - брат Геннадий
Но этот человек радуется жизни и он с Богом, а не с падшим ангелом.

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Для детей :
Маленьким друзьям, любящим Господа. - Анна Лукс

Поэзия :
Обязательно! - Анна Лукс

Теология :
Об отношениях христиан к неверующим и к иноверцам - Геннадий Гумилевский

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100