Для ТЕБЯ - христианская газета

Богословские проблемы фантастики (очерк)
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Богословские проблемы фантастики (очерк)


Я с детства люблю фантастику, сам являюсь автором нескольких фантастических рассказов. Всякий автор фантастики сталкивается с проблемой правдоподобности. Правдоподобность бывает с научной точки зрения, с социальной, с исторической. Мне бы хотелось рассмотреть вопрос правдоподобности с религиозной точки зрения.

Прежде всего, чтобы рассматривать с религиозной точки зрения надо выбрать религию. Сейчас распространено мнение что все религии учат одному и тому же, только разные обряды.
На самом деле религии учат принципиально разному а вот обряды действительно похожи. Почти во всех религиях люди совершают поклоны, посещают «особенные места», приносят жертвы, возносят песнопения к божеству. И эти действия как раз похожи в разных религиях просто по тому, что используя ограниченное человеческое тело не так много всего можно придумать. А сущность религии отличается принципиально: например в индуизме бог не является личностью, человек многократно перевоплощается, а в конечном итоге растворяется в абсолюте. В христианстве Бог один и он является личностью, жизнь одна которая не прекращается со смертью, при встрече с абсолютом личность не разрушается. Принципы на которых держится религия называются догматами, в науке имеются аналоги: в математике аксиомы, в физике — постулаты.
Я как православный христианин, буду рассматривать проблему правдоподобности фантастики в рамках православной догматики. Будет интересно, если человек другой веры напишет подобный очерк основываясь на догматике иной религии: буддизма, ислама и даже иной христианской конфессии: протестантизма или католицизма.

Итак, главным источником информации о мироздании в православии является Священное Писание то есть Библия. Это догмат и принимается на веру, как в евклидовой геометрии факт что через две точки можно провести только одну прямую.
Любому, кто читал Библию очевидно, что в ней написано «не все», не в историческом порядке, пропущены важные исторические эпохи и личности. Это не ущербность Священного Писания, просто в Библии содержится необходимое и достаточное количество информации познания Истины и для спасения души. Это тоже догмат, и принимается на веру как в евклидовой геометрии факт что точка не имеет площади.
Некоторые догматы, например о том, что Божественная и Человеческая природа в Иисусе Христе соединились неслитно, нераздельно, неразлучно для писателя фантаста могут быть не интересны, если он, к примеру, пишет о космических приключениях.
Цель очерка рассмотреть с догматической позиции основные фантастические гипотезы.

Гипотеза 1. Жизнь на других планетах.
Библия ни чего не говорит про это, только сообщается тот факт что сотворены небесные светила. То, что небесные светила сотворены позже Земли — можно объяснить так, что до определенного момента они были просто не видны, так как атмосфера была непрозрачной из за облаков.
...да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды …... день четвертый. (Быт.1:15-19) Соответственно и органическая жизнь на них возникала в те же дни, что и на Земле. До Земли не мог сотворить: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт1:1) и после Земли не мог творить: и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.(Быт.2:2)

Гипотеза 2. Более древние цивилизации.
Бог творил мир в течении шести дней (Быт.1:1-31) а потом больше не творил ни чего, следовательно на других планетах если и была сотворена жизнь то именно в этот период. Что из этого следует:
отметается теория эволюции. Основные виды сотворены взрослыми особями.
решается философская проблема что было раньше: яйцо или курица? Ответ — курица.
Не может быть более древних цивилизаций. Однако могут быть более развитые за счет более интенсивного развития (как материального так и духовного). Так же может быть возвеличивание и деградация тех или иных народов.

Гипотеза 3. Погибшая жизнь на других планетах.
Итак, более древних цивилизаций быть не может, но народ населяющий ту или иную планету может быть за дела свои истреблен, как это произошло с Вавилонским царством. (Ис. 13:19-21) Но было это уже после шести дней творения, вт эпоху, в которой мы живем.

Гипотеза 4. Ненужность Земли в галактических масштабах.
Земля имеет особый космический статус, так как на ней рождены жили и умерли ключевые личности Адам и Ева, Ной, Иисус Христос. На ней находился Рай (между Тигром и Евфратом) и Иерусалим, на ней будет и Второе Пришествие Иисуса Христа. (Вся Библия) Следовательно все остальные планетарные цивилизации:
Моложе Земли и Землю не переживут
Могли быть заселены только потомками Ноя, иначе возникнет проблема с Всемирным потопом и спасением только семьи Ноя.
Перед Концом Света на других планетах людей не будет или же там тоже будет власть Антихриста. По крайней мере переждать Конец Света в космосе не получится, можно быдет переждать лишь глобальную катастрофу.

Гипотеза 5. Подобные людям, разумные существа не гуманоиды (осьминоги, медузы, муравьи)
Могут ли быть в космосе разумные существа, но не люди? Бог сотворил человека по своему образу и подобию (Быт1:27). Библия не выделяет разум как нечто особо ценное, людей от животных отличает подобие Богу и таких подобных Богу существ ни где в космосе нет. (Быт.2:18-20) Так что возможны медузы умеющие строить космические корабли но они перед Богом не более чем медузы просто плавающие в воде.

Гипотеза 6. Православные хоббиты, гоблины и эльфы.
Фэнтэзийные миры переполнены магией. Христианство и магия несовместимы. (Откр21:8, 22:15) Почему? На Земле магия это привлечение бесов (падших ангелов) для бытовых нужд. На Земле идол — «есть ничто» а действие совершает живущий в нем бес. Но где нибудь в ином мире, например в Средеземье заклинание может являться способом превращения одного вещества в другое. И у них магия может использоваться как у людей промышленность.

Гипотеза 7. Может ли кентавр быть христианином?
Вопрос в том, человек ли он или животное. Полу человек невозможен в Библии сказано «...не нашлось помощника, подобного ему.» (Быт.2:20) Кстати, если окажется, что кентавр не человек то у него не может быть и религии. Истиная религия ему как скотине не дана, а ложные — это отступления от истиной.

Гипотеза 8. Какие религии будут на других планетах?
Есть истинная религия христианство, сохранившаяся в не измененном виде в православии. Существуют отступления от истиной религии — все другие религии. Ни чего иного в принципе невозможно. Возможно обожествление самых удивительных предметов (например, каких то машин или механизмов), но сам принцип культа — известное с с девности язычество.

Гипотеза 9. Безрелигиозная планета.
«На земле не обнаружено ни одного племени у которого бы не было религии» - писал профессор А.И. Осипов в своей книге «Путь разума в поисках Истины». Практика подтвердила что религия — это свойство фундаментальное свойство человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1:26) Таким образом на безрелигиозной планете будут править не люди, а какие то разумные животные. У них не будет религии, следовательно они не будут верить даже в «Светлое Будущее». И цивилизация из будет непрочной, потому что легко найдется живность которая укусит этого «царя зверей» за ахилесову пяту. А Богу все равно какая бессловесная тварь будет активнее на планете: та которая строит космические корабли или которая просто пасется и ест траву.

Гипотеза 10. Звездные войны, космические империи, властители планет и галактик.
Так как людям подобное свойственно в земных масштабах, то не вижу что помешает им это делать в космических масштабах.

Гипотеза 11. Киборги и разумные машины.
Про то, что разум не есть что то особенное перед Богом уже говорилось. Да и практика жизни говорит, что подобное не исключено. Однако у такой машины не будет «образа и подобия божьего» иначе Бог вместо того, чтобы из ребра Адама делать Еву мог бы привести ему из будущего помощника киборга ибо Бог выше времени (2Пет.3:8). Следовательно человек всегда будет ценнее любой самой разумной машины.

Гипотеза 12. Другие физические величины.
Могут ли быть в других мирах физические величины, считаемые ученными за константы в других мирах отличаться от земных значений? Что тогда произойдет — лучше напишет физик, могу только заметить что Библия оставляет такую возможность: (Быт1:1-31) То, что такие сложные процессы происходили за одни сутки (было утро, был вечер) намекает на иные значения всех физических величин. Ученные посчитали что для этого при текущих физических величинах надо миллионы лет, а в те времена проходило за несколько часов. Возможно что на другой планете, например, время идет быстрее и на земле проходит год, а там — сто лет.


Итак, в этом маленьком очерке я оценил с позиции православного богословия 12 гипотез которые наиболее часто используются в фантастике. Работу можно продолжать очень долго, ведь человеческая мысль не стоит на месте. В фантастике встречается путешествие во времени, полеты в подпространстве и многое, многое другое. Часто священникам задают вопрос: а как Православная Церковь относится к той или иной книге. Ответ прост: церковь ни как не относится, литературная критика не ее компетенция. Задавать такой вопрос все равно что спрашивать как Академия Наук относится к контрольной работе по физике пятикласника Васи Иванова. Здесь не нужно мнение академии, здесь надо просто знать физику в объеме средней школы чтобы разобраться в его работе и не задавать глупых вопросов. То же самое касается отношения православия к фантастике. Любой православный человек изучать свою веру (Пс.1:2) и на этом основании анализировать читаемую художественную литературу.


Колян Платков
2009г декабрь
Комментарий автора:
Всякий автор фантастики сталкивается с проблемой правдоподобности. Правдоподобность бывает с научной точки зрения, с социальной, с исторической. Мне бы хотелось рассмотреть вопрос правдоподобности с религиозной точки зрения.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Морозов Николай Морозов, Москва
Православный христианин (РПЦ). Родился в 1974г, в 2005г окончил богословские курсы при семинарии, увлекаюсь фото, паломническими поездками, крестными ходами.
В литературном творчестве пытаюсь использовать православные идеи в несвойственных для православия жанрах: фантастика, фэнтэзи, юмор, сатира, виртуальная личность. Являюсь автором двух виртуальных личностей: Девицы Платочковицы platochkovica.narod.ru и Скромного Платочка. platochek.nm.ru
Вместе с виртуальными детьми любим общаться о вере с представителями других религий. Настоящее имя Морозов Николай. Иногда пишу под псевдонимом: Колян Платков
e-mail автора: n3@nm.ru
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 3124 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Сергей 2010-02-18 08:31:48
Интересный ход мыслей.
 Комментарий автора:
Спасибо за отзыв!

читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Значение литературы - Буравец Валерий

К сестрам - Надежда Лееуве

Дух Святой. - Светлана Бурдак

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Путь - что ведёт в Благодать! - Светлана Камаскина

Поэзия :
Без Бога не до порога. - Екатерина Шевелёва

Поэзия :
Причастие . - Макс Симаков

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100