Для ТЕБЯ - христианская газета

Царица Небесная - Кого так называли Отцы Церкви?
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Царица Небесная - Кого так называли Отцы Церкви?


НАЗЫВАЛАСЬ ЛИ ДЕВА МАРИЯ - ЦАРИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ, В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И У ОТЦОВ РАННЕЙ ЦЕРКВИ?



Не вызывает никакого сомнения тот факт, что о чудесном Рождестве Иисуса Христа и о Деве Марии были пророчества еще в Ветхом Завете.
Приведу лишь два наиболее известные из них.

• И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт.3:14,15)

• Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. (Ис.7:14)

Но сейчас перед нами стоит задача: исследовать в Священном Писании места, где говорится о Деве Марии, как о Царице Небесной.

Прямого использования данного словосочетания: "Царица Небесная" в Библии я не нашел. Но есть одно место Священного Писания (Псалом 44), которое стоит исследовать более подробно, ибо там упоминается Царица – Невеста Божья и дается Её описание.

Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки. (Пс.44:7-18)

Чтобы не было никакой предвзятости в истолковании того, кого Псалмописец назвал Царицей, ставшей одесную Господа, я просто возьму и помещу здесь два различных толкования этого места Священного Писания.


СНАЧАЛА, ПРИВЕДУ ТОЛКОВАНИЕ 44 ПСАЛМА, ДАННОЕ В "СКАЗАНИИ О ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ", ИЗДАНИЯ РУССКОГО НА АФОНЕ ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ:

(Текст приведен в современном грамматическом стиле)
"В 44 Псалме св. Пророк Давид живописно изображает славу великого Царя и Царицы. Если черты, употребляемые в описании величия Царя, таковы, что заставляют видеть в этом Царе – Царя духовного царства, непреходящего и вечного, Господа Иисуса Христа, то и под Царицею должно разуметь небесную Царицу и Владычицу нашу – Деву Богородицу.
"Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя." (Псал.44:10-16)
Святая Церковь, в богослужебных песнопениях, прилагает это пророчество к Богоматери: "Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песенно о тебе провозгласи, величия Тебе сотворшему: предста Царица одесную Тебе";
- "Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея: ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яко заченши Создателя Твоего".
"Предстоящи одесную Христа, яко Царица, рясны златыми, Богообрадованная, одеяна воистину, нам царствие небесное молитвами Твоими, Отроковице, исходатай, Всенепорочная".
"Слышу Давида поюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, приведутся в храм царев, и с ним Тя и аз дщерь цареву воспеваю"
Для объяснения этого пророчества надобно припомнить, что сидение и предстояние "одесную" царя издревле означало особенную почесть, принадлежавшую лицам близким к престолу. В объясняемом пророчестве Господь Иисус Христос прдставляется возседящим на престоле вечной славы, а предстоящая одесную Его – Пречистая Дева Матерь. Она предстоит на высшем месте, как честнейшая херувимов и славнейшая серафимов.
- "Одежда ее шита золотом; в испещренной одежде": этими словами обозначаются высокие благодатные качества Пречистой Девы, по которым Она удостоилась быть вместилищем Единородного Сына Божия. Чистота, смирение, вера, любовь ко Богу, терпение, - вот те "одежды шитые золотом", в которых Она предстоит Сыну и Богу Своему. Что украшения воспеваемой в этом псалме Царицы не внешние, а внутренние, духовные, Пророк Псалмопевец ясно высказал таким образом: "Вся слава дщери Царя внутри".
"За нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя" можно понимать как приведение всех чистых и святых душ в обители Отца небесного, прекрасные превыше понятия человеческого.".

Итак: мы увидели, что в одном варианте толкования слов 44 Псалма: "стала царица одесную Тебя" утверждается, что это пророчество Давида о Деве Марии. И обосновали это свое толкование авторы тем, что так поется в богослужебных песнопениях.



Но, как я уже сказал выше, есть и другое толкование этих же слов 44 Псалма, и думаю, не менее авторитетное, чем слова старцев Пантелеймонова монастыря - это толкование Василия Великого (330-379 г.).


ТОЛКОВАНИЕ 44 ПСАЛМА ВАСИЛИЕМ ВЕЛИКИМ, ДАННОЕ В ЕГО СЛОВЕ: "БЕСЕДА НА ПСАЛОМ СОРОК ЧЕТВЕРТЫЙ":

"По сей-то причине говорит Пророк: возвеселиша Тя дщери царей в чести Твоей. Но какие же это дщери царей, как не благородные, великие и царственные души? Познав Христа по нисхождению Его к человечеству, оне возвеселиша Его в чести Его, в истинной вере и совершенной любви, прославляя Его Божество. О благоуханиях же сих, то есть, о приточном слове и об устроении учений, Пророк говорит, что они не скудны были на ризах Христовых, но разносились по всем зданиям. Ибо под тяжестями разумеет огромные домы; а тем, что они были построены из слоновой кости, как думаю, показывает богатство любви Христовой к миру.
Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Пророк говорит уже о Церкви, о которой узнаем из Песни Песней (6, 8), что едина есть совершенная голубица Христова, которая приемлет на десную страну Христову соделавшихся известными по своим добрым делам, различая их от людей негодных, как пастырь различает овец от козлищ. Итак, предстоит царица, то есть душа, сочетанная с Женихом-Словом, не обдадаемая грехом, но соделавшаяся причастницею царства Христова, предстоит одесную Спасителя в ризах позлащенных, то есть великолепно и священнолепно украшающая себя учениями духовными, сотканными и преиспещренными. Поскольку догматы — не одного рода, но различны и многообразны, объемлют собою учения естественные, нравственные и таинственные, то Псалом говорит, что ризы невесты преиспещрены.
(11) Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. (12) И возжелает Царь доброты твоея: зане Той есть Господь твой, и поклонятся [4] Ему. Призывает Церковь к слышанию и исполнению заповедуемого, и называя ее дщерию, сим наименованием вводит в свойство с Собою, как бы по любви присвояя ей право быть чадом. Слыши дщи и виждь. Словом виждь учит ее иметь ум приобученный к созерцанию. Обозри тварь, и воспользовавшись порядком в ней видимым, восходи такими образом к созерцанию Творца. Потом, смиряя ей высокую выю гордыни, говорит: приклони ухо твое. Не прибегай к языческим вымыслам, но приими смиренное слово в Евангельском учении. Приклони ухо твое к преподаваемым в нем наставлениям, чтобы забыть те дурные обычаи и отеческие учения. Посему забуди люди твоя, и дом отца твоего. Ибо всякий творяй грех, от диавола есть (1 Ин. 3, 8). Отринь учения демонские, забудь жертвы, ночные ликовствования, басни разжигающая на блудодеяние и на всякую нечистоту. Для того наименовал Я тебя Своей дочерью, чтобы ты возненавидела прежнего отца своего, который родил тебя на погибель. Если забвением сгладишь с себя пятна лукавых учений, то, возвратив себе собственную свою красоту, окажешься вожделенною для Жениха и Царя. Зане Той есть Господь твой, и поклонятся Ему. Словами: Той есть Господь твой, Пророк показывает необходимость повиновения. Поклонятся же Ему все твари. Ибо о имени Иисуса Христа всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Фил. 2, 10).
(13) И дши Тирова с дары: лицу твоему помолятся богатии людстии. Кажется, что в Хананейской стране идолопоклонству предавались с особенным усердием. А главный город Хананеи — Тир. Посему пророческое слово, убеждая Церковь к повиновению, говорит, что и дщи Тирова придет некогда с дарами. И лицу твоему богатии людстии поклонятся с дары. Не сказал: тебе поклонятся с дары, но — лицу твоему. Ибо не Церковь приемлет поклонение, но глава Церкви — Христос, Которого Писание наименовало Лицем.
(14) Вся слава дщери Царевы внутрь: рясны златыми одеяна, и преиспещрена. (15) Приведутся Дарю девы в след ея. Поскольку она очистилась от лукавства древних учений, повинуясь наставлению, забыв люди своя и дом отца своего, то Дух Святый описывает ее качества. И поскольку видит сокровенную ее чистоту, то говорить: вся слава дщери Царевы, то есть Христовой невесты, которая чрез сыноположение стала уже дщерию Царя, внутрь. Псалом убеждает нас вступить во внутреннейшие тайны славы Церковной, потому что красота невесты есть внутренняя. Ибо кто благоукрашает себя для Отца, видящего в тайне (Мф. 6,4) и молится, и все делает не на показ людям, но чтобы только быть видимым Единому Богу, тот имеет всю славу внутрь, как и дщерь Царева. Посему и рясны златыя, которыми она одеяна и преиспещрена, также внутрь. Ничего не ищи в наружном золоте, или в телесном преиспещрении, но представь себе одеяние, достойное украшать созданного по образу Творца, как говорит Апостол: совлекшеся ветхаго человека, и облекшеся в новаго, обновлявмаго в разум по образу Создавшаго (Кол. 3, 9–10). И кто облекся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, долготерпение, кротость (Кол. 3, 12), тот облечен внутренне, украшен по внутреннему человеку. И Господом Иисусом советует облещися Павел (Рим. 13, 14) не по внешнему человеку, но так, чтобы ум наш покрывало памятование о Боге. И думаю, что тогда изготовляется ткань духовной одежды, когда к назидательному слову присовокупляются и дела с ним сообразные. Как, в основу вплетая уток, ткут одежду для тела; так, когда за предваряющим словом следуют сообразные с ним дела, уготовляется сим благолепная одежда душе, имеющей вполне и словом и делом добродетельную жизнь. А рясны привешивают к одежде; и их должно понимать также в духовном смысле, почему и называются они златыми. Поскольку слово обширнее дела; то оно составляет как бы некие рясны, которые спущены вниз с ткани деятельности. За невестою же Господнею следуют некоторые души, не приявшие к себе семян чуждого учения; и они-то приведутся к Царю, сопровождая невесту. Да слышат же давшие Господу обет девства, что девы приведутся к Царю, но девы, которые близки к Церкви, следуют за нею, а не уклоняются от церковного благочиния!
(16) Приведутся же девы в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Не те, которые по принуждению соблюдали девство, не те, которые по скорби или по нужде вступили в честную жизнь, но которые в веселии и радовании услаждаются таковым преспеянием, те приведутся Царю, и введутся не в какое-нибудь обыкновенное место, но в храм Царев. Ибо сии священные сосуды, которых не осквернило человеческое употребление, будут внесены во святая святых, и дано им будет право иметь доступ в самое святилище, которого не будут попирать ноги нечистые. А как важно быть введенным в храм Царев, показывает Пророк, когда молится о себе и говорит: едино просих от Господа, то взыщу. Еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его (Пс. 26, 4).
(17) Вместо отец твоих быша сынове твои: поставити я князи по всей земли. Поскольку выше повелено забыть люди и дом отца, то теперь, в награду за послушание, вместо отец получает сыновей, и сыновей украшенных такими достоинствами, что они поставляются князьями по всей земли. Кто же сии сыны Царевы? Это сыны Евангелия, которые возобладали всею землею. Ибо сказано: во всю землю изыде вещание их (Рим. 10. 12). И: сядут на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф. 19, 28). А если под отцами невесты разумеет кто Патриархов, то и в таком случае речь не мимо идет Апостолов. Ибо вместо патриархов родились у нее сыны во Христе, творящие дела Авраамовы, которые признаются равночестными Патриархам, потому что совершили подобные им дела, за каковые и отцы удостоились великих почестей. Святые же суть князи всей земли, по свойству с добродетелью, так как добродетель, по самому существу своему, дает первенство, как Иакову дала власть над Исавом. Ибо сказано: буди господин брату твоему (Быт. 27, 29). Посему те, которые соделались равночестными Отцам и подвижничеством добродетели приобрели над всеми превосходство, суть сыны невесты Христовой, и матерью своею поставляются князи по всей земли. Смотри же, как велика власть Царицы, — это власть рукополагать князей по всей земле.
(18) Помяну имя Твое во всяком роде и роде; сего ради людие исповедятся Тебе в век, и во век века. В заключение всего речь предлагается как бы от лица самой Церкви: помяну имя Твое во всяком роде и роде. Какое же это поминовение Церкви? Это — исповедание народов".

Чтобы узнать, где же истина – обратимся к самому истинному источнику информации: к Священному Писанию. Постараемся найти другие места Священного Писания, говорящие о событии, описанном в 44 Псалме провидцем Давидом. Обратимся к Писанию, потому что Оно, само себе не противоречит, а только уточняет и проясняет Слово Свое.
И в Священном Писании есть еще место, где описывается грядущий брак Агнца и Его Невесты.

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. (Откр.19:6-9)

Хотя здесь не используется слово Царица, а сказано о Жене Агнца, но мы видим, как поразительно сходно с 44 Псалмом дано описание и Царя и Жены Его. Обратите внимание на сказанные здесь слова, говорящие об одежде Жены Агнца: "виссон же есть праведность святых" - они указывают не на персональную праведность одного человека (Девы Марии), а на праведность всей Церкви, ибо иначе было бы: "виссон же есть её праведность".

В другом месте Священного Писания Апостол Павел прямо говорит верующим из Коринфской церкви, что его желание, чтобы они предстали пред Господом (Женихом) девою (Невестою) чистою, неукоризненною.

О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. (2Кор.11:1-3)

И Иоанн Креститель так же называет Церковь – Невестой, а себя лишь другом Жениха.

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. (Иоан.3:29)

И в заключение приведу слова Иисуса Христа, сказанные всем людям земли.
И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. (Откр.22:17)


Кто сейчас благовествует на земле, кто призывает людей: "Придите ко Христу!"?
Воистину, это Церковь, водимая Святым Духом, благовествует по всему миру о Христе. Воистину, это Церковь возлюбила Иисуса Христа более жизни своей. И не остановили то Благовестие, ни тюрьмы, ни сатана, ни сама смерть.

И значит, прав был Василий Великий, назвав Невестой Божьей, не человека, а Церковь. Ибо человек может быть мужем, или женой человека, а Церковь может быть Невестой и Женой, Божьей, дабы окончательно исполнилась цель Божья в Его творении: "Да будет Бог все во всем! (1Кор.15:28)".

Вот и всё!
Да благословит Вас Господь наш и Бог – Отец, Сын и Дух Святой!

Погребняк Н.И. 2007 г.


ЛИТЕРАТУРА

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы: с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея, на основании Священного Писания, свидетельств святых отцев и Церковных преданий/ Издание Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря. – 8-е издание, исправленное и дополненное. М.: Типо-Литография И. Ефимцева, 1904. – 398 с.: ил.
3. Василий Великий. Беседа на Псалом 44 [Электронный ресурс]/ Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – Электронные текстовые данные. – М.: Веб-Центр «Омега», 2001. – Режим доступа http://www.wco.ru/biblio/books/vasilv1/Main.htm свободный.

Комментарий автора:
Сравнение учения монахов русского на Афоне, Пантелеймонова монастыря и учения Василия Великого о Царице Небесной.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 6710 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Михаил 2011-05-15 20:17:51
можно, если можно, коротко, кого Царица Небесная называла Отцами Церкви?
 Комментарий автора:
Здравствуйте, Михаил!
Сам термин: «Отцы Церкви» стал употребляться среди верующих просто ради удобства. Чтобы верующие различали, какие авторы являются АПОСТОЛАМИ (хотя не все авторы книг Нового завета были Апостолами), что было написано МУЖАМИ АПОСТОЛЬСКИМИ (авторами Церковных книг 1-3 веков), а что было написано позже, в 4-8 веках, то есть ОТЦАМИ ЦЕРКВИ.
Сначала, примерно с 5 – 6 века, Отцами Церкви начали называть Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (вернее, их, как авторов написанных ими книг). Но позже список «Отцов Церкви» расширился: в него были включены Антоний Великий, Августин Аврелий и еще ряд авторов, внесших большой вклад в догматику и богословие.
Так что «Отцы Церкви» в самой Церкви никогда не ассоциировались с понятием Её основоположников, и уж тем более, никогда не подменяли собой Иисуса Христа.
Спасибо Вам, Михаил, за просьбу о важном, для читающих статью, уточнении. Николай.

Михаил 2011-05-16 13:56:06
Радуюсь и всегда радуюсь, что помог вам раскрыть животрепещащу.ю тему.
 
михаил калганов 2011-05-22 10:24:21
полностю согласен как брат раскрыл тему да благословит вас боги наполнитблагодатью спасибо за статью
 
Vik 2011-06-05 08:01:43
В язычестве вполне возможны "царицы небесные", но не в христианстве. Бог - Творец, Мария (жена Иосифа) - творение. Какую бы миссию не выполнял человек по повелению Бога, он (человек) человеком и останется. Божьим творением. Пусть даже по сердцу Богу (как Авраам, к примеру), но творением, и уж никак не Небесным "царем" (или "царицей")
Братья православные и католики далеко зашли в своей ереси о Мирии...
 
читайте в разделе Теология обратите внимание

О разном понятии 1000-го Царства в христианстве - Геннадий Гумилевский

О сложностях перевода и объектах поклонения - Виталий Александров

Дневник по книге пророка Исайи - Николай Погребняк
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Пророк Исайя отчаянно пытался передать свое ощущение постоянной близости Творца другим. Он хотел поделиться своей верой, наполнить ею сердца своих собратьев, чтобы они могли посмотреть на происходящее его глазами и увидеть духовные причины грядущего Ассирийского порабощения.

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
И узнаешь, что Я - Господь ! - Татьяна Шохнина

Проза :
ЦЕЛОЕ - Олег Хуснутдинов
Нужны ли пояснения? Улыбнитесь...

Поэзия :
Всю мою сущность нищую покрой! - Анна Лукс

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100