Для ТЕБЯ - христианская газета

Любовный угольник Иакова
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Любовный угольник Иакова



О Патриархах уже написано столько статей, столько книг, что, кажется, уже ничего нового сказать нельзя. Ан, нет! Читаешь Библию, и Дух Божий дает все новое и новое откровение, все новое и новое назидание.
Здесь речь пойдет о семье Иакова: о его женах и сыновьях. Почему Господь допустил, скажу более, – закрыл глаза Иакова на то, что отец его невесты, Лаван, ввел в шатер не Рахиль, а Лию? Почему Бог закрыл чрево Рахили на многие годы (ведь мог же Он сделать так, чтобы она родила, пусть не первенца, то хотя бы после того, как перестала рожать Лия, а не после того, как перестали рожать их служанки – наложницы Иакова)? Почему Иисус Христос родился именно от семени Иуды, а не, например, от семени Иосифа? И много других "почему"...

Почему очерк называется "Любовный угольник", а не треугольник?
Начнем не сразу с ответа, а постепенно, по порядку – прочитаем, что сказано о Лии и Рахили в книге Бытие.
Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. (Быт.29:17) [1]
Обычно выражение: "слаба глазами" трактуется, как "слабое зрение", и, думаю, правильно толкуется. Но выражение "слаба глазами" при дословном переводе означает не просто "слепая", а еще и "имеющая робкий вид" [2] , то есть у Лии было не только слабое зрение, но и она сама была робкой и стеснительной. Как поясняет это выражение Иудейской Торы Мидраш [3]: "Лея много плакала, опасаясь, что Лаван выдаст ее замуж за злого человека (то есть хоть за кого, лишь бы выдать замуж*)". [4]
Теперь о Рахили: она была красива, даже прекрасна и, конечно же, отлично понимала свою красоту и ее силу. Естественно, Рахили нечего было бояться, что не будет хороших женихов.
Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. (Быт.29:18)
Еще дважды в Писании повторяется, что Иаков любил Рахиль (см. Быт.29:20,30). Итак, говоря о взаимоотношениях "любовного угольника", можно смело утверждать, что Иаков любил Рахиль.
Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. (Быт.29:31)
Здесь и еще многократно в Писании говорится, что Иаков не любил свою жену, Лию.
Но любили ли Иакова его жены?
Лия. Любила ли Лия своего мужа, Иакова? Прямо об этом в Писании не говорится. Но есть очень и очень веские косвенные доказательства.
Посмотрите, о ком думает, о чем говорит Лия при родах. Только что пережившая родовые муки Лия говорит о муже и мечтает о его любви.
Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой. (Быт.29:32)
И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима (мужем), и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон. (Быт.29:33)
И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий. (Быт.29:34)
Как видите, в первую очередь Лия думала о муже своем, Иакове. Думаю, это очень веское свидетельство, что Лия любила Иакова.
Рахиль. Любила ли она Иакова? Об этом в Писании тоже прямо не говорится. Что ж, снова обратимся к родам: о чем и о ком в первую очередь думала Рахиль?
Она зачала и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой. (Быт.30:23)
Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони (сын моей скорби). Но отец его назвал его Вениамином (сыном правой руки). (Быт.35:17,18)
Как видите, Рахиль и при родовых муках, и даже на смертном одре думала о себе и только о себе – ни слова о муже. Согласитесь, это довольно веские свидетельства о том, что Рахиль не любила Иакова. И, вообще, мне показалось, что она была довольно эгоистичной натурой.
Получился любовный угольник: Лия любит Иакова, Иаков любит Рахиль, а Рахиль любит себя.

Второй вопрос, вызывающий разные толки и пересуды среди верующих: как так получилось, что Иаков только утром заметил подмену невесты?
Лаван созвал всех людей того места и сделал пир. Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков]… Утром же оказалось, что это Лия. И сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? (Быт.29:22-25)
Наиболее популярна версия о том, что Лаван во время свадебного пира напоил Иакова до беспамятства, поэтому тот и не заметил подмены. Что сказать? Версия крепкая, попробуй, скажи что против нее, ведь спьяну и не такое бывало (см. Быт.9:21, 19:33,35). Но все же и в этой версии есть слабые места. Во-первых, неужели люди в древности не знали, что дети, зачатые в состоянии алкогольного опьянения, как правило, рождаются с физическими и психическими отклонениями? Учитывая необычайно высокий уровень древних цивилизаций, думаю, знали, поэтому молодожены скорее вообще не пили на свадьбе. Во-вторых, Иаков был отнюдь не юношей безрассудным, а зрелым мужем и, безусловно, мог отвечать за свои поступки. Я подсчитал по Библии даты рождения Иакова и Иосифа: Иакову было примерно 75 лет, когда он женился (чтобы читатели не удивлялись столь зрелому возрасту, вспомните, что Иаков прожил 147 лет, а отец его, Исаак, 180 лет: переведите на нашу продолжительность жизни, получается Иаков женился в середине своей жизни, как у нас в 30-35 лет). И в-третьих, толкователи исходят из современных свадебных обрядов или обращаются к еврейским свадебным традициям, забывая, что Лаван жил еще до возникновения народа Израиля и был носителем древней Аккадской культуры, бывшей в Междуречье до прихода Шумеров. А какие тогда были свадебные обряды, кто его знает? Может, невесту приводили к жениху в палатку поздно ночью, когда уже ничего не видно, поэтому лишь утром они и увидели друг друга. А наощупь? Не думаю, что Иаков и Рахиль мацали друг друга до свадьбы, чтобы почувствовать подвох. И, главное, не забывайте о Божьем предопределении: Господь усмотрел, чтобы Иисус Христос родился от родовой ветви Лии, а не Рахили, поэтому и закрыл глаза и уши Иакова (сравните: ибо огрубело сердце и ушами с трудом слышит, и глаза свои сомкнул, да не видит глазами и не услышит ушами, и не уразумеет сердцем (см. Мф.13:15)).

Теперь третий вопрос: почему Иисус Христос родился в колене Иудином?
Кажется, я нашел этому логическое объяснение. Посмотрите, о ком были первые, самые искренние, рожденные в страдании помыслы жен Иакова при рождении каждого из сыновей:
1. родился Рувим, и сказал Лия: ибо теперь будет любить меня муж мой (Быт.29:32);
2. родился Симеон, и сказала Лия: Господь услышал, что я нелюбима (мужем), и дал мне и сего (Быт.29:33);
3. родился Левий, и сказал Лия: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов (Быт.29:34);
4. родился Иуда, и сказал Лия: теперь-то я восхвалю Господа (Быт.29:35);
5. родился Дан, и сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына (Быт.30:6);
6. родился Неффалим, и сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт.30:8);
7. родился Гад, и сказала Лия: (мне) прибавилось (Быт.30:11);
8. родился Асир, и сказал Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины (Быт.30:13);
9. родился Иссахар, и сказал Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему (Быт.30:18);
10. родился Завулон, и сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов (Быт.30:20);
11. родился Иосиф, и сказала Рахиль: снял Бог позор мой (Быт.30:23);
12. родился Вениамин, и когда выходила из Рахили душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони (сын моей скорби). Но отец его назвал его Вениамином (сыном правой руки) (Быт.35:17,18).
Как видите, при рождении сыновей первые помыслы жен Иакова были направлены либо на мужа своего, либо на себя, и лишь единожды, при рождении Иуды, помыслы матери его были направлены на Господа Бога, во славу Ему.
Иуда родился во славу Господа. Поэтому и Господь прославил Его, родившись во плоти от семени Иуды.

Четвертый вопрос: почему Господь закрыл чрево Рахили на многие годы?
Сложно, да и наверно вообще невозможно исчерпывающе ответить на вопрос: "почему?". Но кое-какие мысли у меня все же есть.
Многие годы после замужества за Иаковом, почитающим Бога Истинного, Рахиль находилась на перепутье между Богом и ее родовыми божками. И лишь когда ее взор обратился к Господу, она забеременела (вспомните, когда родился Иосиф, Рахиль возблагодарила Бога). Не хотел Господь, чтобы у Иакова родился сын от матери, почитающей идолов, и тем более, сын, посвященный его матерью идолам.
Но отлегла печаль, и… Рахиль снова возвратилась к своим божкам: уходя от отца, она прихватила с собой его идолов (см. Быт.31:19). Зачем?!!
Кстати! Не прообраз ли здесь и не подобие ли будущей неверности народа Израиля и его хождения то за Господом, то за богами чужими?

И в заключение: недавно я слышал суждение, что к старости изменилось отношение Иакова не только к Лии: он полюбил её, но и к Рахили: он разлюбил её. Насчет Лии – вполне возможно (да и чего им было уже делить, когда остались вдвоем?). Но насчет Рахили не согласен. Иаков любил Рахиль до самой ее смерти; и у меня есть веские основания так считать.
Во-первых, он изменил имя ее сына с Бенони на Вениамин (сын правой руки), то есть даровал ему первенство. Согласитесь, не стал бы Иаков называть своей опорой сына нелюбимой жены. И во-вторых, когда умерла Рахиль, Иаков в то время перекочевывал со стадами из Вефиля (см. Быт.35:16) в Хеврон к своему отцу Исааку (см. Быт.35:27), но он остановился и похоронил Рахиль, и воздвиг памятник, который простоял века, как минимум, до Моисея. Ведь он не ограничился просто памятным камнем на могиле. И ее могила известна до сих пор и до сих пор почитаема.
Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня. (Быт.35:20)
Почему он не взял тело Рахили и не привез его в Хеврон к Исааку и Исаву? Представляете, сын едет к больному отцу, и в дом привозит покойницу? Даже сейчас вносить в чужой дом покойника суеверные люди считают плохой приметой. Кроме того, не думаю, чтобы кочевники владели искусством бальзамирования. Лишь когда сын Иакова, Иосиф, будет жить в Египте и семья Иакова перейдет туда, тогда египтяне забальзамируют тела Иакова и Иосифа, чтобы их можно было перенести в Землю Обетованную. Но это потом, а сейчас… – да и какой смысл кочевнику везти тело в далекий край, если для него, где сегодня ночуешь, там и дом?
-----

Вот такой получился "любовный угольник". Чем внимательнее всматриваешься в него, тем яснее понимаешь, насколько беспредельными могут быть последствия, кажется, обычных человеческих взаимоотношений. Ну, подумаешь, любимая жена – не любимая жена… – у нас вон сколько браков по расчету или потому что "замуж пора", вон сколько женщин, рождающих детей "для себя", вон сколько…
В общем, полный бардак не только в Датском королевстве, а и во всем мире.

Ну, хорошо, ты обозначил проблему, скажет читатель, но как ее решить? Как быть тем юношам и девушкам, у которых проходит год за годом, а своя, дарованная Господом Богом "половинка" все не находится?
Что на это ответить? Сказать, что наступают последние времена и для христиан, для истинных христиан, а не номинальных прихожан и служителей церквей, грядут тяжелые дни гонений и, как писал Апостол: "По настоящей нужде (бедствию) за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так (1Кор.7:26)"? Но ни я, ни вы не знаете, когда начнутся гонения и как все это будет, а жизнь не замерла на месте – жизнь продолжается.
Сказать: поступайте по сердцу, а не по минутной похоти, не по расчету ума своего, ибо сердцу виднее – оно подскажет. Легко сказать, да как исполнить если до того не имел опыта. Это задним умом мы умны, а наперед…
Нет, дорогие читатели, у каждой конкретной жизни человеческой свой путь и свои причины-следствия, поэтому и общепринятых рецептов не существует. К сожалению, нет пригодного для всех средства для создания счастливой семьи. К сожалению, Лев Николаевич Толстой оказался прав сказав: "Каждая несчастная семья несчастлива по-своему". [5]
На примере же семьи Иакова я просто еще раз хочу напомнить вам, – даже более – предостеречь, что всякое ваше деяние и даже всякое ваше слово не исчезает бесследно. В духовном мире оно как комета – за ним тянется хвост, и этот хвост может вытянуться на многие поколения вперед. Поэтому принимая решение, вспомните про комету, не будьте легкомысленны.

Да дарует Господь вам разумение, дарует понимание ответственности и в построении своей семьи, и в моменты важнейших этапов семейной жизни, и даже в ее повседневности!
Да дарует Господь Бог надежду и веру уповающим на Него, и в долготерпении ожидающим своего счастья!
Погребняк Н. 2014

Сноски в тексте
[1] Библейские цитаты приведены в Синодальном переводе и выделены курсивом.
[2] Библиология 1.0. Синодальный перевод с номерами Стронга.
[3] Мидраш – раздел Устной Торы, которая входит в еврейскую традицию наряду с Торой Письменной и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения.
[4] Тора: Пятикнижие и Гафтарот. с.144.
[5] Толстой Л.Н. Анна Каренина. с.3.
* Мой комментарий текста Мидраша.

Библиография
1. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия; Синодальный перевод (со словарем Стронга).
2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
3. Саггс Х. Вавилон и Ассирия: быт, религия, культура/ Х.Саггс; пер. с англ. Л.А.Карпова. – М.: Центрполиграф, 2004. – 234 с.: ил.
4. Толстой Л.Н. Анна Каренина. – Фрунзе: Мектеп, 1974. – 888 с.
5. Тора: Пятикнижие и Гафтарот (Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием "Сончино")/ составил комментарии Й. Герц, перев. текста Торы П. Гиль, перев. комментариев З. Мешков, ред. И. Аблина. М.: "Мосты культуры", Иерусалим: "Гешарим", 2001. – 1456 с.
Комментарий автора:
В церквях говорят об Аврааме, Исааке и Иакове. Но на будущее Израиля, да и всего человечества оказали громаднейшее влияние не только их дела, но и их взаимоотношения в семье – отнюдь не безоблачные взаимоотношения, далекие от идиллии. И не дай Бог вам жить такой семьей, как была, например, у Иакова!

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 1249 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Евреи и язычники - Сокольников Олег

Испытание веры Авраама - Михаил Пушкарский
Для многих ищущих Бога этот сюжет Священного Писания является преткновением для признания Ветхого Завета полностью богодухновенной книгой. Даже, имея опыт духовной жизни и доверие Священному Писанию, сам фрагмент "жертвоприношения сына" в действиях Авраама оставляет недоумение. На данный момент я пришёл к ясному пониманию всех нюансов по данной теме. Теперь имею удовлетворение, в том, что не оставил эту тему. Прочтите, должно быть интересно.

Драгоценная жемчужина. - Габор
Кристиан Брим, из книги: « Учил их притчами Много»

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Суды великой скорби - Анна Лукс

Поэзия :
Что я имею во Христе? - Валентина Велькер
май 2010г.

Поэзия :
Дорога жизни - Раиса Швецберг

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100