Для ТЕБЯ - христианская газета

Живая Душа
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Живая Душа



Библейская формула довольно проста: прах земли (элементы земли) + дыхание жизни = живое существо, или живая душа. В Быт.2.7 выражение «живое существо» или «живая душа» было переведено с еврейского «нэфэш хайях». Слово «нэфэш», переведенное как «существо» или «душа», происходит от слова «нафаш», которое означает «дышать». В Новом Завете этому слову соответствует греческое слово «псюхэ». «Так как дыхание является самым заметным проявлением жизни, человек как живое существо или живая личность чаще всего назван в Библии «нэфэш».
Сейчас в народе часто бродит мысль о том, что «красивая душа» уже не популярна - не пользующейся признанием. Была бы модная одежда, и хороший макияж, а еще умение веселиться, а веселье до краха – ведёт.
«В памяти у Т. что-то шевельнулось, толкнулось, просясь наружу, - что-то, о чём она в глубине души всё время знала, но никак не могла облечься в отчётливую форму» - /А.Кристи/.
«Душа - это парус. Ветер – жизнь. А вот парус-радуга, парус-сиянье,
Наполнен любовью, мечтой, состраданьем.
И души такие нам тоже знакомы -
Готовы в любой шторм примчаться на помощь
к потерянным в море, несчастным, заблудшим.
К потрёпанным жизнью и бурями душам» - /М.Цветаева/.
«Вы правы, такая судьба. Нам на роду написаны слёзы и обиды, прах и пепел. На роду написано, что нам будут душу рвать и мучить» - /А.Кристи/.
«Парус», по-абхазски слово душа и парус очень похожи. Апсны – душа, апра – парус, возможно, один и тот же корень. Это заставило задуматься, душа подобна парусу, а обстоятельства это всего лишь ветер, которые наполняют нашу душу энергией движения.
«Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоён будет» - /Прит.11.25/. Поступая так, наша душа будет утешаться: благотворительная душа, душа благословляющая, которая молится о страдающих и помогает им. Которая сеет благословения милостивыми устами и щедрыми руками. Такая душа будет насыщена истинными наслаждениями и еще больше обогатится благодатью.
«Душа человека - величайшее чудо мира» - /Данте Алигьери/. Нам кажется, что чудо – это событие или явление. Но, думается, что чудной может быть и человеческая душа. Ведь чудо – это выход за рамки обыденности – в законах ли природы, или в устранении души человеческой. Душа - это наш храм Божий. Храм, который вмещает всю нашу жизнь, каждый наш вздох, каждый шаг, там и боль, и радость, и обида, и счастье. Тяжело бывает душе, когда радости нет, когда рушится всё... у неё тогда звёзды гаснут...»
«Когда душа преобразуется в дух? Душа преобразуется в дух тогда, когда человек начинает жить по существу не только внешним, чувственным опытом, но и внутренним, сверхчувственным, смысловым. Погружаясь в сферу чистых значений (идеальных предметов), он освобождается от диктата внешних чувств и эмоций, обретает самосознание, которое устремлено на само себя и становится рефлексивной и самодеятельной; вначале робко, а затем смелее человек начинает оперировать значениями в их безобразном виде; усиливаются апперцепция, автономия разума и воли. Оперируя чистыми значениями, душа выходит за рамки «здесь» и «теперь», за пределы пространственно-временного потока событий, ибо значения сами по себе не являются пространственными или временными; длятся не значения (например, идея окружности или долга), а психические процессы, посредством которых мыслятся и переживаются значения. «Душа не то же самое, что дух. Душа – это весь поток не-телесных переживаний человека, помыслов, чувствование, болевых ощущений; приятных и неприятных, значительных и незначительных состояний; воспоминаний и забвение, деловых соображений и праздных фантазий и т.п.
Так прозревающая душа наполняет себя объективно лучшим, объективно значительным содержанием. Такое содержание покоряет душу своим качеством, преломляется в душе в проекциях истины, добра и красоты. Вера соединяет эти проекции в единство и устремляется к Первоисточнику – к совершенству Божию. Душа обретает смысловую Гармонию как благой дар, как благодать Божию. Созидается над душевный, второй – духовный уровень субъективности. И субъект, продолжая духовное делание, пускается в самостоятельный, вдохновенный, творческий, автономный жизненный путь. Отныне он никогда не замкнется только на душевном уровне психики.
Душа есть посредник между телом и духом, она – «тонкое тело» духа и так же нуждается в окультуривании (улучшении), как внешнее тело человека и земельный участок в саду. Чтобы окультуривать душу, надо выйти из поля ее тяготения, не растворяться в ее состояниях и укоренить ее в над душевное, духовное содержание – в родное и сокровенное, в совершенное и абсолютное. Такое содержание есть идеал должного совершенства, достойный духовной сущности человека и гармонизирующий подсознание и сознание. Подсознание есть сфера инстинктивных влечений, «ночных сил» души. Сознание же – над природное образование в виде социально важных общих значений. Социальные нормы обращены к сознанию и часто репрессивный к подсознанию. В душе возникают противоречия между психически-природным и социальным. Так в глубине души человека, продолжает И. А. Ильин, как бы строится «храм», в нем утверждается «алтарь» и «престол с неугасающим светильником». Не в том смысле, что этот храм доступен человеку извне, а в том смысле, что этот храм есть «его собственная обитель», престол этот есть его «собственная святыня», и светильник этот есть «его собственное горение». И это пламя есть «его Главное». От которого он не может отказаться, которым он дорожит превыше всего, и которому он не может изменить. И чувствуя это удостоверенно, человек начинает постигать, что значит «чтить самого себя» - /А.Пушкин/ и что такое «человеческое достоинство». Вот где скрывается «последний и безусловный корень духовной ответственности».
Потребность человека следовать своим духовным зовам часто наталкивается на препятствия - наслажденчество тела и дурной произвол души. «Тело человека ищет своих удовольствий и «не умеет» радоваться радостям духа. В это оно вовлекает человеческую душу, приучая ее ориентироваться не вверх, а вниз и незаметно превращая ее в свое хитрое, изворотливое и лживое орудие; душа становится служанкой телесных похотей и вступает в борьбу с духом».
«Вы не представляете себе силу религиозной пропаганды. Она обращена к тающей в душе у человека жажде власти над другими людьми. Лица, были готовы предать свою церковь и за деньги, и из чудовищной гордыни, они воображали себя, лично себя пастыря, благодетелями церкви. И так в каждой церкви. Своего рода культ Люцефера – гордыня и жажда личной славы» - /А.Кристи/.
«Свою печать утратил резвый нрав, душа час от часу немеет. В ней чувств уж нет, так лёгкий лист дубрав в ключах природы каменеет» - /А.Пушкин/
Именно тело дает возможность проявить душу. Душой обозначается весь поток не - телесных, внутренних переживаний человека, во всем его объеме и разнообразии: «Душа - это вся совокупность того, что происходит в нашем «сознании», а равно и в нашем «бессознательном». На протяжении всей нашей жизни: это наши чувства, болевые ощущения, приятные и неприятные состояния, воспоминания и забвения, впечатления и помыслы, проносящиеся в нас мимолетно, а также деловые соображения и заботы, приковывающие нас к себе надолго»
Из бесконечной совокупности внутренних душевных движений, вызываемых в основном воздействием эмпирической реальности, слагается индивидуальность человека.
Цель душевной деятельности заключается в достижении высшего духовного состояния. «Дух, - подчеркивал, - это... лишь те душевные состояния, в которых человек живет своими главными, благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Божеством... словом, на то, что человек признает высшим и безусловным благом... Дух это то, что объективно значительно в душе.
В философии Платона легко обнаружить признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело - разложимо и смертно, а душа - вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: «раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол -- ни от собственного, ни от постороннего. То ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно».
«Какой ты, такая у тебя душа. Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы» - /В. Шукшин/. Душа является отражением внутреннего мира человека. все действия, которые совершают люди, идут именно из души. Так мы можем понять внутренний мир и оценить поступки человека. Люди, которые наполнены добротой, имеют красивую душу. Их главные качества: милосердие, понимание, сочувствие, любовь и уважение к ближним. Они стараются выслушивать и помогать каждому. И это они делают безвозмездно, просто по велению души. Они так чувствуют и так живут. Они приносят своим участием радость и надежду в жизнь окружающих.
Что интересно - слово «Душа» на латинском - «Anima», и отсюда интересные наблюдения.
«Слово «Анимус» — мужская форма слова.»Анима» (Душа) — это женское начало в мужчине, а «Анимус» (Дух) — мужское начало в женщине» - /Карл Густав Юнг/. .Анима и Анимус – архетипы, которые содержат в себе представления о мужском и женском, их образы. Анима представляет чувства и чувственность (Эрос), Анимус – логику и разум (Логос). Анима – это настроение, а Анимус – мысли. Анима толкает нас к объединению, Анимус – к обособлению. Анима и Анимус – черное и белое, инь и ян – гармония единства и борьбы противоположностей.
Русское слово душа происходит от праславянского Duša и соответствует старославянскому доуша. Является образованием от существительного dux, что относится к корню dʰeu-«дуть».
В древнерусском языке душа — «бессмертная человеческая сущность», «духовные и нравственные качества – жизнь»; кроме того, так могли назвать человека и любое живое существо.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» - /Быт.2.7/. По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение». «Дух – это то, посредством чего человек оживляется». Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии – психе; в Вульгате – анима). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания.
«Но вдруг, как молния стрела, зажглась в увядшем сердце младость, душа проснулась, ожила. Узнала вновь любви надежду, скорбь и радость. Всё снова расцвело» - /А.Пушкин/.
«Каждый рождающийся ребенок - это новая душа, и каждая душа - это уникальная, неповторимая, отличная от других частица жизни. Эта индивидуальность каждого живого существа, которая составляет его уникальную сущность, и подчеркнута, видимо, в еврейском слове «нэфэш». Используемое именно в этом смысле слово «нэфэш.» не обозначает какую–либо часть человека. «Нэфэш.» — это сам человек, и зачастую в Библии это слово так и переводится — «человек». Если еврейское слово «нэфэш», переведенное как душа, обозначает личность или индивидуальность, ветхозаветное еврейское слово «руах», переведенное как дух, подразумевает искру жизни, энергию, которая необходима для существования человека.
Местом ее обитания является жилище, которому она дает жизнь и поддержку. Благодаря ей человек становится душой живой, то есть живым человеком, ибо душа — это человек. Тело становится ненужной, бесполезной и омерзительной оболочкой, если душа не оживляет ее. Бог дал нам эти души, и вскоре нам надлежит дать Ему отчет о них. Раз происхождение души так благородно, а ее природа и возможности так возвышенны, то давайте не уподобляться глупцам, пренебрегающим своими собственными душами, предпочитая им свои тела: «Отвергающий наставление не радеет о своей душе» - /Прит.15.32/.
Душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом. Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.
Известный старец Иоанн Крестьянкин в книге «Размышления о бессмертной душе» писал, что душа – это нерукотворный храм, в котором следует обитать Божьему Духу. В этом достоинство человека, какого Бог не дал даже ангелам. При крещении душа делается белой и чистой, но грехами и помыслами мы загрязняем ее; очистить, же душу можно только покаянием.
Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Душа человека — это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений. Порывов сердца, нашего разума, сознания. Свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Все это составляет душу человека. Она бессмертна.
Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям.
«Дерево, утверждённое корнями в земле, растёт и приносит плоды. Душа человеческая, утверждённая верою и любовью в Боге, - пишет Иоанн Кронштадтский, - как корнями духовными, также живёт, возрастает духовно и приносит плоды добродетелей богоугодных, коими душа живет, и будет жить в будущем веке. Дерево, вырванное из земли с корнем, прекращает жизнь, которую получало от земли через корни. Так и душа человеческая, потерявшая веру и любовь в Бога и не пребывающая в Боге, в Котором вся жизнь её, умирает духовно.
Душа есть способность слышать зов Божий, «и голос его слышишь» - /Иоан.3.8/ принимать законы духа. В этой ориентации на духовность принимают участие все способности души, как высшие мышление и воля. Душа нужна духу, но «не запуганная, задёрганная, во всех порывах своих. Поэтому человеку следует не истощать своё тело, не удушать свою душу, а делать их чистыми и радостными орудиями Духа Божия.

Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь. И.А. Ильин – философ.



Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 141 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Любишь Иисуса - будь всем слугой и рабом. - Андрей Марченко

При последней трубе. Почувствуй разницу - Николай Николаевич

Когда мы вспоминаем о боге? - Kristina Seselkina

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
1.64. Давид- изгнанник - Елена Гармон

Публицистика :
О пользе и вреде некоторых христианских ценностей - Viktor Dolgalev

Поэзия :
Это, видимо, блажь у меня - Андрей Блинов

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100