Для ТЕБЯ - христианская газета

Языческая и живая вода
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Языческая и живая вода



Агидель – Богиня воды у северных славян. Агиасма (греч. agiasma — святыня; церковнослав. агиасма — святая вода). Греческое слово agiasma, искусственно созданное при переводе Ветхого Завета и не встречающееся у античных авторов, в Септуагинте (перевод Ветхого Завета с еврейского на древнегреческий, сделанный в III в. до н.э.) передается в значениях «святое место, святилище», «священное приношение, святыня»
Вода представляет собой одну из стихий, которая играет важную роль в жизни человека. Наиболее известными богами воды у древних славян – Переплут и Дана. Люди почитали их, просили помощи, особенно для хорошего урожая. Вода дана человеку для того, чтобы осветить и очистить как тело, так и душу. Вода, одна из творческих стихий, очень интересна с языческой точки зрения, у нее очень много сакральных аспектов, что не может не отражаться на ее символике. Во-первых, вода для язычника, это то, что дает жизнь всему живому – согласитесь, мысль эта дерзкая, отступническая для христианства – как жизнь может давать кто-нибудь кроме «единственного» «господа-бога»?
В.М.Мокиенко – писатель - фразеолог говорит: – «История суеверий – это история первобытной духовной культуры человечества. Находя в современных языках её осколки, лингвист, этнограф, фольклорист, подобно археологу, слагает из этих осколков мозаику мировоззрения наших предков, изучает их взгляды на окружающую действительность, природу, общество.
Гадание в этом отношении – не исключение. Далеко не случайно, что при гадании столь важная роль отводилась именно воде. Это была одна из стихий, которая искони вызывала уважение древнего человека. Наши старинные письменные памятники изобилуют указаниями на водяные культы славянского населения. В «Повести временных лет» под 986 годом помещена речь философа, присланного греками к князю Владимиру. В ней из трёх культов природы два – водные источники: «По дьяволу наущению они (славяне-язычники) рощением (рощам), кладезям и рекам жряху, приносили жертвы, и, не познавши Бога». Точно так же и поляне времён Кия (около VI века н.э.) «жруще озером и кладязем и рощением так же и прочие погани». Реки, озёра и кладезем (т.е. ручьи, источники чистой питьевой воды), следовательно, были местом поклонения и жертвоприношений.
Там, где язычники совершали жертвоприношения, обычно совершались и гадания. Об этом пишет Прокопий Кесарийский в своей «Войне с готами», характеризуя войско славян, перешедших реку Истр на рубеже V – VI веках н.э.: «Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания». Гадания, таким образом, - лишь часть системы поклонения природным явлениям. Водная стихия, по старинным представлениям, являлась стихией изначальной. На ней образовалась земля, от неё завесило плодородие, она была самой удобной и естественной дорогой в самые дальние края древнего неблагоустроенного в транспортном отношении мира. Словом принцип «Без воды – и ни туда, и ни сюда» для наших предков был важен и в материальном, и в духовном отношении. Вот почему воде и водяным божествам – берегиням, русалкам, морянам и т.п. – славяне посвящали особые празднества, которые не смогло, уничтожит даже христианство. Одним из наиболее ярких остался праздник в честь древней языческой богини Купалы, которую считали богиней земных плодов, воды, урожая и материального благополучия. Эту богиню символизировало купальское дерево, чаще всего ива, либо реже женское чучело или живая девушка, которую величали купайлой, мареной или царицей. Купальские игрища, столь яростно проклинаемые церковью, были частью ритуалов поклонения водной стихии. Молодёжь на таких праздниках прыгала через горящие костры, «очищаясь» огнём, пела песни, танцевала, купалась при восходе солнце. Подобные «бесовские игрища» имели магическое для язычников значение: они очищали от грехов двумя основными стихиями – огнём и водой.
Русалки и моряне, купальские обряды, гадания на воде порождены воображением древнего человека, стремившегося по-своему осмыслить и объяснить знакомый, но неведомый ему мир. Мы не раз уже видели, что источник, из которого питается фантазия и древнего, и современного человека, очень часто один и тот же – Слово. Как и любая фантазия, фантазия язычников – мифотворцев, отрываясь и удаляясь от реальной жизни, рано или поздно бумерангом возвращались к ней же. Возвращалась уже потому, что порождена человеком. Не случайно, поэтому многие суеверные представления, овеществленные в Слове, всеми своими нитями тянутся к весьма прозаическим земным, водным и другим «стихийным» образам. Они же, эти образы, лишь отражают один из вечных пределов человеческого бытия и мышления: пространство.
Пространство, время, действие – вот тот треугольник, в котором замкнут человек с момента своего рождения. Треугольник этот, конечно же, первичен, ибо он был «мерной рамкой» всего сущего ещё задолго до того, как в нашем пространстве и в нашем времени появился первый человек. Но слово, возникнув вместе с человеком в «конце», а не в начале мироздания, помогло ему заглянуть в тайники всего сущего. И не только заглянуть, но и дерзко попытаться выйти за пределы этого рокового треугольника. Или, во всяком случае, раздвинуть их неизмеримо широко».
Характерны общеславянские поверья о том, что в Воде обитают черти и другая нечистая сила: злой дух, дидько, русалка, водяной. Ср. поговорки: «Где вода, там и беда», «От воды всегда жди беды», «Черт огня боится, а в воде селится» и т.п. Набирая Воду из ручья, переходя реку вброд или намереваясь искупаться, люди предпринимали ряд предосторожностей: крестились сами и осеняли крестом Воду, сохраняли молчание, бросали в Воду кусочки хлеба или оставляли возле Воды дары, обращались к Воде с почтительными приветствиями и просьбами. Чтобы обезопасить себя от воздействия нечистой силы, обитающей в Воде, украинцы Карпат, входя в реку, говорили: «Дядька с воды, а я — в воду», а выходя после купания: «Я с воды, а дядька - в воду!» Хранящуюся в доме Воду рекомендовалось на ночь плотно закрывать крышками, «иначе в нее черти заберутся», как говорили белорусы.
Церковное освящение Воды, по народным представлениям, имело целью изгнание из нее бесов, очищение от скверны. Главным праздником году, включавшим обряд водосвятия, было Крещение. Освященная в этот день Вода («святая», «богоявленская», «иорданская») считалась наиболее здоровой, целебной, способной излечить болезни и защитить от нечистой силы. Ее хранили в течение года в каждом доме, верили, что она не может испортиться, использовали в лечебных целях. Реже освящение Воды происходило в др. праздники: накануне Пасхи, Ивана Купалы, в первый день августа (Мокрый Спас). В Польских Карпатах известны случаи, когда в день годовых поминок по умершему родственнику приглашали священника, чтобы он освятил в доме Воду.
Чудодейственной и магической читалась также Вода, набранная из источников и колодцев на Рождество, Новый год, Сретение, в Страстной четверг или пятницу, на Ивана Купалу. Широко распространено поверье, что в полночь перед Рождеством (или Крещением, Пасхой) Вода в источниках превращается в вино (в золото, серебро, в кровь Христа). За Водой ходили ранним утром до восхода солнца; особенно ценной почиталась Вода, набранная утром раньше всех других односельчан («непочатая», «непитая» Вода), При этом запрещалось отливать Воду из ведра или зачерпывать ее вторично, следовало соблюдать молчание («немая Вода»). Дома такой Водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали ее для гаданий.
Противоречивая оценка Воды как оздоравливающей и одновременно смертоносной стихии отразилась в сказочных мотивах о «живой» и «мертвой» Воде. Вредоносной и опасной считалась вода, в которой обмывали новорожденного, больного, умершего.
Роль воды в гаданиях велика, ибо существовало поверье, что в ней обитают духи, способные предсказать будущее. В гаданиях использовалась способность Воды к отражению (ср. выражение «как в воду смотреть», т.е. «угадать»); по силе звуков шумного течения пытались определить характер будущего супруга.
Народные традиции. Считается, что вода на Крещение Богом наделяется особой целительной силой. И хотя много веков скептики пытаются доказать, что крещенская вода – не более, чем феномен веры, каждый год в сочельник перед праздником и утром на день Крещения самые смелые окунутся в проруби. Как гласит народное поверие: купание в ледяной воде в крещенский сочельник – залог здоровья на весь последующий год.
Народ трепетно относился к освященной в этот праздник воде. Ею поили детей, пили сами, кропили жилища и скот, особенно, если животных косили болезни.
Обряд сопровождается чтением молитв и троекратным погружением креста в освящаемую воду, после чего вода считается освященной, наделённой особой силой и целебными свойствами, о которых ещё в III веке писал святитель Иоанн Златоуст. Освящение воды совершается по одному чину и 18, и 19 января, так что нет никакой разницы, когда брать воду в храме – и та и другая вода является крещенской. Крещенская вода именуется «агиасма», что в переводе с греческого значит «святыня».
И сегодня практически все православные праздники - это бывшие языческие праздники, христианские святые как две капли воды походят на языческих богов, а церковные обряды ничем не отличаются от культов, совершавшихся в древнеславянских капищах.
Понятно, что свойства воды не зависят от наших праздников, и болотная вода в любое время остаётся болотной.
Лао-цзы сказал: «Самая большая доброта походит на воду». Конфуций сказал: «Мудрые люди походят на воду; доброжелательные люди походят на горы». Обычные люди могут многому научиться у глубокой природы воды. Когда ум совершенствующегося может быть спокойным как стоячая вода, это указывает, что он находится на пути достижения совершенства. Будучи спокойным, как стоячая вода, ум достигает чистоты. У человека спокойного, как стоячая вода, состояние морали становится высоким и священным; спокойствие, как стоячая вода, лучи доброты исходят на все живые существа во вселенной; будучи спокойным, как стоячая вода, святой и чистый цветок лотоса будет цвести в сердце!
К сожалению, многие в современном светском мире пытаются утолить жажду души различными другими средствами. Кто-то без разбора «глотает» бесполезные книги или часами просматривает бессмысленные сериалы, кто-то ищет острых ощущений, кто-то много ест, кто-то прибегает к алкоголю и даже к наркотикам. Но беда в том, что такое «питье» не только совершенно неэффективно, но даже опасно, так как разрушает психическое и физическое здоровье человека. Подобно сладкой воде, оно дает временное облегчение, но вскоре вызывает еще большее чувство жажды.
По нашему скромному мнению, понятие живая вода, достаточно емкое и заслуживает особого внимания. Вода и жизнь неразделимы, если бы не было воды, то жизнь на Земле не зародилась и в тех местах на Земле, где нет воды, нет и жизни.
Живая вода упоминается в сказках и былинах многих народов, такие сказки, как «Живая вода» Братьев Грим и русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде» известны многим. В славянских былинах рассказывалось, как весной бог Перун своим могучим молотом разбивал ледяные оковы и освобождал путь дождевой воде, которая приносила земле силу плодородия и укрывала ее зеленью, воскрешая ее к жизни после зимы. У славян существовало верование, что весенний дождь дарует силы, красоту и здоровье. В дождевой воде купались, а больным людям давали ее пить.
Миф о живой воде, которая заживляет раны, прибавляет крепости и возвращает жизнь, заставляя срастаться разрубленные тела, является общим для всех индоевропейских народов. На пример у Немцев есть такое выражение: «Das wasser des lebens» – что означат «Вода жизни». В норвежских сказке королевич, который собирается победить двенадцатиголового тролля, чтобы освободить похищенных им красавиц, должен сделать это волшебным мечем, который весит в замке у тролля. Королевич не в силах был поднять этот меч. И тогда, по совету царевны он выпивает воды из волшебной фляги, которая висела возле меча и эта живая вода с каждым глотком придает ему все больше и больше сил.
В другой скандинавской сказке говорится о котелке с волшебной живой водой, которая если в ней искупаться делает человека красивым, здоровым и необычайно сильным. В русских народных сказках живую воду еще называют сильною или богатырскою водой, только выпив живой - богатырской воды русский богатырь мог поднять меч-кладенец и одолеть Змея Горыныча или Кощея Бессмертного. Человеку, испившему живой воды прибавлялась сила великая. Следует отметить, что в славянских сказках наряжу с живой водой, часто присутствует и мертвая вода, такое разделение не встречалось у других соседних народов. В русских народных сказках убитого героя сначала поливали мертвой, а затем живой водой. Мертвую воду называют целящей: заживляющей раны, сращивающей разделенные члены – то есть делающей тело целым, но еще неживым. Жизнь возвращается в тело, только после омовения живой водой. Утром, когда человек просыпается, первым делом он идет умываться. Именно вода помогает человеку проснуться. Также чистая вода в питании и омовении пробуждает человека от духовного сна, освобождает от влияния деструктивных эгрегоров. Поэтому чистота воды в природе является критерием правильности развития человечества. Утром, когда человек просыпается, первым делом он идет умываться. Именно вода помогает человеку проснуться. Также чистая вода в питании и омовении пробуждает человека от духовного сна, освобождает от влияния деструктивных эгрегоров. Поэтому чистота воды в природе является критерием правильности развития человечества. То есть чистая или грязная вода, которая остается в результате жизнедеятельности человека, как символ ясно и явно показывает, правильно ли живет человек с точки зрения Живого Бога. Живая Вода — это чистая родниковая вода, которая уже побурчала в ручейке, наполнилась солнечной энергией и жизнью в виде бактерий и микроорганизмов.
В свете всего сказанного хочу вам пожелать - пейте только родниковую Живую Воду и вновь становитесь Живыми - это величайший Дар нашего времени! Живая вода - понятие, распространенное в фольклоре. Означает воду, обладающую определёнными волшебными или сверхъестественными свойствами. Например, в сказках живая вода способна оживлять мёртвое тело. Зачастую используется наряду с мертвой водой, которая обладает возможностью залечивать раны.
«Если не умеешь грести, хоть не болтай в воде ногами»- Камбоджийское изречение
«Жажда — лучшее доказательство существования воды»- /Франц Верфель/. Физическая жажда отражает состояние человека, живущего без Бога, лишенного Святого Духа. «Сие сказал Христос о Духе» - . Никакой язык не в состоянии описать, никакое яркое воображение не в состоянии представить нищету человека, живущего без Спасителя. Мольба опаленного грехом человеческого сердца о живой воде достойна внимания, ибо только она может утолить жажду души. Но как часто крик отчаяния не получает ответа. В таких случаях люди принимают множество сулящих облегчения средств, которые лишь усугубляют скорбь...
Мне очень интересно, действительно ли мы жаждем? Осознаем ли мы сухость нашей души? Признаем ли нашу крайнюю нужду?» Я торжественно заявляю: если мы намерены жить без живой воды, мы не получим ее. Но если мы придем к решению, что нам нужно ее получить, и не будем ставить вопросов о цене, в таком случае мы не разочаруемся.
Не является ли наш мир огромной пустыней Сахарой? Не дуют ли в нем горячие ветры страстей, опаляя наш внутренний мир? Не подобны ли наши неудачи и бесполезные попытки огромной песчаной пустыне без конца и края, охватывающей нас пламенным дыханием воздушного океана? И разве нет никакого облегчения, когда нас опаляет этот жар? Разве нет избавления? А разве душа не вопиет, испытывая мучительную жажду? Именно в такое время является Муж из Галилеи и говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!» Придем ли мы сегодня?
Несколько лет назад, описывается в небольшом городке на Западе, столкнулись с острым недостатком воды. Вода подавалась из водохранилища, находящегося в горах за городом. Стояла ужасная засуха. Зимой выпало мало снега; поток, снабжавший водой водохранилище, уменьшился до крошечного ручейка, и уровень воды в резервуаре упал до самой низкой отметки. Была введена строгая экономия воды. Иногда вечером вода текла тонкой струйкой. Напора не было. В других случаях воды не было вообще.
Какая мрачная картина жизни без Духа! Люди в течение всего дня заняты тяжелым трудом, они пытаются разрешить многие проблемы и затруднения, им так необходима живая вода, но ее напор стал очень слабым. И это произошло не из-за недостатка воды в резервуаре, а из-за поглощенности земными заботами. Какая трагедия! Затем я уехал в другой город, где люди получали воду из артезианского колодца. Жители города не испытывали жажды, так как всегда освежали себя водой, поступающей из источника, который никогда не иссякнет.
Каждый понимает, насколько важна вода для человеческого организма и постоянно употребляют ее, но очень многие с трудом осознают, что их духовная природа также зависит от живой связи с Источником духовной жизни. Некоторые люди крайне редко позволяют Духу пребывать в них, поэтому Его усилий едва хватает, чтобы освежить душу во время стресса. Такие люди никогда не узнают об обилии живой воды, поскольку не черпают из Источника. Но ведь Сам Иисус пообещал, что мы сможем жить счастливо: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» /Ин. 10.10/. Да поможет нам Бог надлежащим образом оценить и постоянно черпать живую воду, которую Он даровал нам во Христе Иисусе!

Источники: Библия.


Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 231 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Автор Великой перезагрузки - Николай Николаевич

S O S - Васильева Валентина Яковлевна

Радость, радость - Буравец Валерий

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
Я сын Творца, искупленный любовью. - Денис Шамров

Поэзия :
Мой папа - Дина Маяцкая

Поэзия :
Смогу ли я? - Андрей Блинов

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100